как понять что ты приемный ребенок тест
Тест для приемных родителей
Тест для приемных родителей
Аттестационный тест для школы принимающих родителей.
Описание: данный тест предназначен для кандидатов в замещающие родители, проводится по окончанию изучения курса «Школа принимающих родителей».
Цель: проверка усвоения материала.
Задачи:
1. проверить знания у кандидатов в замещающие семьи;
2. развивать память, мышление, речь;
3. прививать чувство ответственности, честности.
Инструкция: выберите правильный ответ, допишите или дополните предложения
Ф.И.О., дата__________________________________________________________________
a) передача в семью на воспитание (усыновление/удочерение), передача под опеку или попечительство, передача в приемную семью, передача, в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью; передача в организации для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов;
б) передача в семью на воспитание (усыновление/удочерение), передача под опеку или попечительство, передача, в приемную семью, передача в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, передача в детский дом семейного типа;
в) передача в семью на воспитание (усыновление/удочерение), передача под патронаж, под опеку и попечительство, передача в приемную семью, передача, в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, передача в организации для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов;
г) передача в семью на воспитание (усыновление/удочерение), передача под патронаж, под опеку и попечительство, передача в приемную семью, передача, в патронатную семью, передача в детский дом семейного типа, в организации для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
а) форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан), и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
б)передача малолетних и недееспособных граждан на воспитание по решению суда или органов опеки и попечительства при которой назначенные органом опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
в) форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнение обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц;
г) форма надзора над малолетними гражданами, которые осуществляют органы опеки попечительства.
а) форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц;
б) форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц;
в) форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет
несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан;
г) форма устройства несовершеннолетних, а также граждан, признанных нетрудоспособными.
6.Приемной семьей признается
а) опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре;
в) форма устройства ребенка, которая осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре и при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание;
г) форма устройства ребенка, которая осуществляются по постановлению органов опеки и попечительства и при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание;
7) Патронатное воспитание это
а) форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при
которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей
ребенка на воспитание;
б) форма устройства ребенка, которая осуществляется по договору о патронатном
воспитании, заключаемому между органом опеки и попечительства и патронатным
воспитателем, на срок, указанный в договоре и при которой законное представительство не передается в полном объеме семье;
в) опека или попечительство над ребенком или детьми, которое осуществляется по
договору о патронатном воспитании, заключаемому между органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем, на срок, указанный в договоре;
г) временная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 15 лет, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание.
8) Предварительные опека и попечительство регламентируется
а) Семейным кодексом РФ;
б) Законом «Об опеке и попечительстве»;
в) Гражданским Кодексом РФ;
г) Законодательством субъектов РФ и семейным законодательством РФ.
9) Гражданская дееспособность наступает с достижения
10) Какие нарушения в развитии проявляются у переживших пренебрежение их основными нуждами
а) умственная отсталость;
б) психическая депривация;
11) Как влияют переживания потери на поведение ребенка в новой семье? (выбрать правильные ответы)
б) ребенок вновь проходит все стадии переживания горя и утраты;
в) ребенок может вести себя агрессивно, быть неуправляемым, провоцировать новых
родителей на наказания;
г) ребенок может быть чрезмерно послушным, но его переживания горя и утраты у него проявятся позже;
д) у ребенка начинают проявляться задержки в развитии или даже регресс (возвращение на более ранние этапы развития).
12) Профилактика респираторных заболеваний
в) ношение теплой одежды;
с) исключение из рациона охлажденных продуктов является.
13) Национальный календарь прививок
14) Частота приема пищи дошкольника должна быть:
15) С какого периода начинается половое развитие ребенка?
a) ранний дошкольный возраст;
б) подростковый возраст;
в) младенческий возраст;
г) младший школьный возраст.
16) К трудному поведению ребенка можно отнести:
а) «Становление образа я»;
17) На каком из этапов переживания горя и потери ребенок бессознательно не воспринимает потерю (разлуку) матери как реальную?
a) депрессия и вина;
б) стадия гнева;
в) шок и отрицание;
а) односторонний процесс изменения приемного ребенка;
б) двухсторонний процесс изменения приемного ребенка и семьи;
а) кровный родитель;
б) опекун (попечитель);
в) специалист органа опеки и попечительства.
22. Контроль за условиями жизни и воспитанием приёмных детей осуществляют?
а) специалисты центра помощи детям;
б) специалисты органа опеки и попечительства;
в) специалисты центра психолого – медико — социального сопровождения.
23. Возраст, с которого учитывается согласие самого ребенка на передачу в замещающую семью:
24. Какие методы и приемы воспитания, способствуют преодолению «трудного поведения» ребенка?
а) Стимулирование положительного поведения;
б) Запугивание ребенка;
в) Создание ситуации успеха;
г) Требование обещаний, что такое поведение больше не повториться.
25. Свидетельство, выданное в разных регионах Российской Федерации, действительно на всей территории страны?
Онлайн тестирование для приемных родителей
Научные тесты
2.Опросник социально-психологической адаптации (СПА), разработан Карлом Роджерсом и Розалин Даймонд
(Carl R. Rogers, Rosalind F. Dymond) в 1954 году. Методика выявляет степень адаптированности-дезадаптированности личности в социальной сфере, и в качестве оснований для дезадаптации предполагает ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень самоприятия; низкий уровень приятия других, то есть конфронтация с ними; эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе; сильную зависимость от других, то есть экстернальность; стремление к доминированию.
3. Исследование психологической структуры темперамента.
(позволяет выявить рад полярных свойств темперамента: экстраверсию – интроверсию, эмоциональную возбудимость – эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый – медленный), активность (высокую – низкую). Также имеется шкала искренности испытуемого, которая позволяет оценить надежность полученных результатов.)
4.Опросник эмоциональной эмпатии Мехрабиана
(тест предназначен для определения уровня эмпатических тенденций, способности к эмпатии как личностной черты, и может быть использован в профессиональном и личностном консультировании.)
5.Способность к самоуправлению ССУ
( (ССУ) предназначен для изучения способности человека управлять своими формами активности, способности владеть собой в различных ситуациях. Самоуправление понимается как творческий процесс, связанный с созданием нового, встречей с необычной ситуацией или противоречием, необходимостью постановки новых целей, поиском новых решений и средств достижения целей.)
6.Шкала астенического состояния ШАС
(термином «астеническое состояние» понимается такое психическое состояние, которое характеризуется общей, и прежде всего, психической слабостью, повышенной истощаемостью, раздражительностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройствами сна, физической слабостью и другими вегетативно-соматическими нарушениями)
Как я не прошёл ШПР-2
Можно ли узнать приемный
Мама и папа взяли тебя из детского дома. Каково узнать это, когда ты уже взрослый? Как с этим жить? Почему детям важно знать, откуда они, даже если кровные родители отказались от них?
Доминантный — это неповреждённый, то есть функциональный ген. Рецессивный — поломанный (обычно с мутацией), именно поэтому его функциональность нарушена и проявление возможно только в отсутствие доминантного (работающего, функционального) гена
У диплоидного организма (вроде Homo sapiens) рецессивные гены проявляются лишь тогда, когда обе копии гена сломаны (нефункциональны, рецессивны).
Советы
Комментарии
Ничего не хранится столько времени. У нас документы 1,5 годовой давности поднимали, а их нет…
Если узнаете подскажите пожалуйста как.
В ЗАГСе можно запросить документы, на основании каких было св-во о рождении оформлено, но если было удочерение, то никто Вам на это там документ не даст, потому как это преступление. Раскрытие тайны усыновления ой как наказуемо. Навряд ли Вы предложите такую сумму, за которую человек не побоится под срок себя подвести.
Ааа. Так. Ну пришла я в загс. Я спрашиваю: на каком основании мне выдано свидетельство о рождении?? я просто не совсем понимаю как у них спросить.
Я понимаю, что это наказуемо. Поэтому я хочу спросить в роддоме карточку мамы о моем рождении, ну там как роды прошли и прочее.
Мне не нужна бумажка, я не хочу искать «родителей». Мне просто ФАКТ нужен, что приемная и все)))
Если у роддома есть ещё архив, так как если человека усыновили с рождения, то при полноценном усыновлении у него фамилия и отчество усыновителя, и надо тогда искать по архиву загса, выдавшего свидетельство о рождении, кто и когда получал и на каком основании изменения данных. Как пример: ребёнок родился в роддоме №1, некого города, от него отказались и ему дали имя по умолчанию Иванов Иван Иванович, потом он попал в дом малютки, под этим же именем, но через месяц его Взяла семья Сидоровых, не в опеку, а усыновила, там отца зовут Андрей, имя сохранили и стал Иван Сидоровым и отчество Андреевич! Загс на основании документов усыновителей меняет свидетельство! И есть акт Смены только в загсе!
Там просто ситуация «немного» запутана. До меня, якобы был ещё один ребенок, но он погиб ещё в утробе. Короче хочу разобраться от и до.
Спасибо за подробную информацию ️
Не за что! Просто смотрите, искать ноги лучше от обратного, так как если сразу кинуться в загс, возникнут трудности в запросе архивной справки, так как если вы не родной ребенок(допустим) то вам так просто не дадут эти данные, есть конфиденциальность усыновления, то есть некоторых усыновлённых детей не регистрировали актом передачи из дома малютки в семью и делали задним числом свидетельства о рождении(если речь о детях, рождённых в ссср) я бы на вашем месте узнала бы изначально данные, с которыми вы поступали в Школу, так как если вас усыновили, вами бы интересовались органы опеки, так как всех деток они ведут на контроле, там бы уже вы отталкивались от документов, если там все чисто, идите в дошкольные, если там вас не было, то в поликлинику, так как у вас должна быть мед карта, не думаю, что вам 18 лет(не в обиду) и карта из детства все таки бумажная и имела те же архивные данные о прививках(как пример) там вы тоже узнаете о том, кто давал согласие, если вас взяли крохой и вы не помните, там возможно государство давало согласие, и пометка о БЦЖ будет не ваша мама, а роддом, отсюда уже будете в загсе копать
Вот вы правильно сказали. КАРТОЧКА у меня на руках. Она странная. Я «1997» якобы. А карточка начало берет с Краснодара ( я с Сочи) с 1998!
А про приемную мне в лоб сказали. Папа отрицает. Мама умерла из-за заражения крови, когда мне было год и три. А заразилась из-за мертвого ребёнка в утробе, вместо которого взяли меня! Вот типо такая история. Я все же хочу просто понять, БЛ приёмная или нет? вот и все
Значит надо ехать туда, где изначально ее завели! У них 100% есть архив, и там есть все документы, на основании которых заводили эту карту! Бумажный архив покажет, кто вас ставил на учёт в поликлинике, какие документы были основанием, то есть если это родители делали, там их паспорта будут и старые полисы, в любом случае узнаете кто ставил на учёт и кто имеет к этому отношение! Могу сказать одно, если вас удочерили, то ваша карта будет иметь старт в поликлинике не с рождения, так как в домах малютки деток обслуживает свой врач, и в поликлинику Карты эти не попадают, но опять же, карту могли терять, при том же переезде, случайно и тд, и тогда она будет начинаться с определенного возраста
Если автор задаёт такой вопрос, то ОНО ему надо и мысли с того, с чего надо!
Умники, блин
Архивацию такой давности вряд ли будут полнимать
Но теоретически за деньги могут? Т.е. она может ещё хранится?
Храниться может, но обычно надо хорошо заплатить
Теоретически медицинская документация храниться несколько лет, потом утилизируется. В московском нии например амбулаторные карты хранятся 3 года, и если не переоформляются на следующий год утилизируются. Это знаю точно. С историями родов тоже так, но срок хранения больше. В то время электронных баз не было, поэтому вряд-ли в род доме вам чем то помогут
А с чего такие мысли? Я думаю Вам никто не будет искать документы, ну или за деньги
Вам то разница какая с чего)
В Сочи все за деньги.
Тест днк сделайте. Может там можно просто волосы с расчески принести например. Ну он тыс 10-15 стоит
Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации
Вопрос психологам
Спрашивает: Анна
Категория вопроса: Дети
Я один ребенок в семье, остальные попытки беременности у моей мамы были неудачными, в связи со здоровьем. Она может говорить со мной о неудачных беременностях, однако, когда я спрашиваю про себя, типо что ты чувствовала, обрадовалась ли ты, когда узнала, как ты узнала и тд, она переводит тему… Однажды она сказала мне: ты в золотой коляске с неба к нам упала..
Мне 18 и являюсь ли я приемным ребенком – загадка для меня.
Какие можно вопросы задать, что бы, исходя из ее ответов, ответить на свой главный вопрос (не хочу спрашивать прямым текстом).
Как разобраться с профессией, как понять, что ты хочешь? (2 ответа)
Получите рекомендации от лучших психологов!
«Мне уже нужна была правда»
В детстве у меня не закрадывалось никаких сомнений в том, что я дочка моих мамы и папы. Никаких подозрений не было, хотя, когда мне было семь, в семью взяли еще девочку, мою старшую сестру. Она была уже взрослая, уже все понимала, от нее ничего не скрывали. Я ревновала к ней маму и папу.
Все началось, когда я пошла в музыкальную школу. О том, что я не «мамина и папина», мне начали говорить дети: «А это не твои родители». «Почему?» — спрашивала я. «Потому что тебя удочерили». «Это сестру удочерили! Чего вы меня путаете, чего вы ко мне лезете?» Такое повторилось раз, два.
Городок, где я выросла, маленький, все друг друга знают. Многие решили, что это их обязанность: разоблачать неправду. Однажды я лежала в больнице. Медсестра, взрослая женщина, между делом мне сказала: «Это вообще не твои родители, ты удочеренная».
Мне было лет 12. Тогда я, конечно, задумалась. У мамы спросила. Она ответила: «Ну что ты глупости слушаешь?!» Я выкинула это из головы. Правда, с тех пор сомнения поселились в моем сердце.
Дарья Емельянова. Фото: из семейного архива.
Про удочерение я узнала наверняка, когда мне было 25 лет. Мамы уже не стало. Папа то болел, то грустил. А рассказала мне крестная. Было застолье, и она рассказала мне с посылом «все, не могу больше молчать».
Я молча послушала, приехала домой, и у меня случилась сильная истерика. Одно дело, когда тебе просто кто-то что-то говорит. Это просто информация. Другое — когда тебе это сообщает человек, который семью твою знает всю жизнь. Происходит осознание.
Читать блог Даши Емельяновой на сайте фонда «Измени одну жизнь»
Начала обзванивать всех маминых подруг, мне нужна была правда. Все молчали как партизаны, кроме одной. Приехала ко мне, сказала, что может подтвердить и рассказать все, что знает. Тогда меня волновало одно: меня что, какие-то алкоголики родили? Был страх.
Мама работала в соцзащите, я слышала истории: «Вот, они пьют, сексом занимаются, потом дети рождаются». Хорошо помню повторяющуюся дома фразу: «Зачем нищету плодить?» Мама работала с такими семьями. Но ее подруга рассказала: девочка-студентка из хорошей семьи рано родила, чуть ли не в 16 лет, и родители велели ей оставить ребенка. То есть меня.
Предупреждения
Если кто-то из ваших родителей круглолицы, то и вы должны быть таким же
Если конечно вы не слишком много едите, чтобы форму лица нельзя было угадать за жирком
Ямочки на щеках
Если они у вас есть, а у родителей нет, то это повод подумать, есть ли они у соседа. Шутка
Как узнать усыновлён ли ребёнок, или нет, если он проживает с матерью за границей?
1 ответ. Москва Просмотрен 87 раз. Задан 2012-04-02 13:52:23 +0400 в тематике «Пенсии и социальная защита» Как делится имущество при разводе,если 2 детей(25и 18 лет)-1 ребёнок от 1 брака не усыновлён,но проживает с нами? – Как делится имущество при разводе,если 2 детей(25и 18 лет)-1 ребёнок от 1 брака не усыновлён,но проживает с нами. далее
1 ответ. Москва Просмотрен 111 раз. Задан 2011-10-06 13:48:51 +0400 в тематике «Семейное право» Сложна ли процедура получения отцовства, если ребёнок родился вне брака? – Сложна ли процедура получения отцовства, если ребёнок родился вне брака.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 57 322 раза.
Если вы сын лысеющего папы, то и вас это ждет в будущем
Мужское облысение доминантный признак.
Как понять, что вы готовы к тому, чтобы взять приемного ребенка?
Отвечают психологи и приемные мамы
Как определить, справитесь ли вы с ролью приемного родителя? Что нужно обдумать, понять, к чему прислушаться? А вдруг это ошибочный порыв души? Мы поговорили со специалистами и приемными мамами.
Часто потенциальными приемными родителями движут чувства. Конечно, невыносимо думать, что есть дети, у которых нет мамы и папы и которые живут в детском доме, не встречая в свой адрес ласки, родительской заботы. Однако уже опытные приемные семьи замечают: нужно очень ответственно подходить к решению взять ребенка из детского дома, ведь это ответственность и за него, и за себя и всех членов семьи.
Конечно, понять, справишься ли ты, заранее очень трудно. «Когда мы думали, что готовы, мы не были готовы и понимаем это только сейчас. Готовность в этой сфере — это постоянный вопрос и постоянный ответ на этот вопрос. Все ли я делаю верно. Тот ли я, каким должен быть», — замечает Наталия Володина, многодетная мама кровных и приемных детей. Однако основные рекомендации все же можно дать. Возможно, какие-то советы покажутся довольно суровыми, но они основаны на реальном опыте приемных пап и мам и практике психологов и поэтому искренни и объективны.
Эмоции или разум?
В первую очередь нужно понять, насколько ваше намерение обдуманное, осознанное ли это решение. «Если родителями движут эмоции, то это быстро перегорает, настрой исчезает, как только появляются первые трудности», — предупреждает психолог, руководитель психологической службы благотворительного фонда «Арифметика добра» Наталия Мишанина.
Верно оценивайте вашу мотивацию
По оценкам психологов, мотивов, которые настраивают взрослых на то, чтобы взять ребенка из детского дома, насчитывается несколько десятков. Они самые разные. Часто эти мотивации деструктивные — и это сигнал об опасности. Кто-то хочет избавиться от одиночества, кто-то не хочет рожать самостоятельно — «лучше взять готового», кто-то жаждет воспитывать. Бывают токсичные родители, которые оказывают моральное давление на ребенка, сами того порой не замечая.
Попытайтесь откровенно поговорить с собой и осознать, что движет вами. Помочь в этом может психолог — самостоятельно справиться зачастую трудно.
Опасны также случаи, когда опеку разрешают женщинам, у которых не было опыта замужества и материнства, особенно когда такая приемная мама берет под опеку подростка. Она будет относиться к нему, даже подсознательно, как к мужчине, а не как к ребенку. Часто такая мама хочет, чтобы ребенок называл ее «другом», а не «мамой». Вывод — оцените верно свои намерения. Лучше проконсультироваться с психологом.
«Таким родителям лучше брать детей помладше, с которым будет легче реализоваться как мать. Если вы сами не можете понять свою будущую позицию по отношению к ребенку, ее надо обязательно найти», — рекомендует Наталия Мишанина.
Роль Бэтмена невыполнима
Иногда людьми руководит эйфория, радужные представления, что сейчас они сделают ребенка идеальным. Это тоже неверный подход. «Надо настраиваться на то, что те методы, технологии, которые применяются в обычном воспитании обычных детей, с детьми, у которых есть опыт проживания в детском доме, не работают», — отмечает психолог. Понадобится апгрейд своих знаний.
А вот когда родитель замечает: «Меня ребенок учит многому», значит, он способен рефлексировать, он находит в себе какие-то грани своей личности, которые он раньше не замечал.
Когда приемные родители настроены на то, что они вместе со своими детьми пройдут этот путь роста, изменений, а не хотят гнаться за амбициями, у них все получится.
«Если у вас эйфория, то вы можете столкнуться с ситуацией „заботящийся враг“. Дети „оторвутся“ на вас. Все проблемы ребенка с небезопасностью, со здоровьем, со страхами будут отыграны в новой приемной семье. Но лучше не пугаться: чем активнее проходит адаптация, чем искреннее в своих проявлениях ребенок, тем ближе становится для него ваша семья», — делится своим опытом Татьяна Демина, мама четырех детей (двое кровных и двое приемных).
А как настроены близкие?
Нужно также задать себе вопросы: «А зачем мне это нужно? Что мне это даст? Справлюсь ли я? И что будет с моими родными, как они будут себя чувствовать в этой ситуации?». Важно помнить о том, что близкие могут потерять свою зону комфорта. Готовы ли они к этому? Смогут ли они поддержать в трудную минуту. И наконец, не заменяете ли вы кого-то тем ребенком, который появится в семье?
Ведь важно, чтобы не только сама приемная мама или папа были готовы к приходу ребенка в семью, но и вся семья — а остальные члены семьи могут как раз оказаться не ресурсными и не справятся с новой ситуацией.
Есть ли собственный ресурс?
Поразмышляйте о себе — а насколько мощен ваш собственный ресурс? Что вы сможете дать приемному ребенку? Важно знать заранее: дети, приходящие из детского дома, забирают очень много эмоциональной энергии. Они требуют очень много тепла, заботы, внимания.
И если родители имеют мотивацию, допустим, такую: «Я сейчас ему отдам себя, вложу в него силы, а потом он будет мне должен», это неправильно.
«Ребенок будет требовать, подсознательно, то главное, что у него отобрали, — родную семью. Он не понимает, за что его так сильно наказали, отобрав когда-то его маму, которую он очень любил — несмотря ни на что. В нем живет вопрос: за что он лишен родного крова, не важно, чисто там было или грязно, — почему пришли какие-то посторонние дяди и тети и решили его судьбу, забрав его из родного дома? Такие дети несут в себе очень много вины, — поясняет Наталия Мишанина. — Он считает, что его лишили родителей и семьи из-за него самого — допустим, он что-то плохо делал, плохо учился в школе и так далее».
Ребенок из детского дома — ребенок обесточенный, резюмирует психолог. И такой ребенок требует рядом с собой стабильного взрослого. Это крайне важно.
Безусловное принятие
Очень важно быть готовым принять этого ребенка, принять безусловно. Со всеми его заморочками, болью, проблемами, характером.
«И любить приемного ребенка — как и любого вообще — надо не за то, что он хорошо учится или получает медали в спорте, — а просто за то, что он есть, — говорит Наталия Мишанина. — Взрослый должен иметь устойчивую позицию: „Мы хотим тебе помочь. Мы будем с тобой, что бы ни было дальше“. К сожалению, такую ресурсную позицию имеют очень немногие приемные родители. В этом может помочь или первичное собеседование — и те, кто сомневается, уходят думать дальше, и это хорошо! Либо обучение в Школе приемных родителей. Но ШПР чаще не хватает. Поэтому очень важно будущим приемным родителям общаться с теми, кто уже погружен в тему, то есть с уже опытными приемными родителями».
Полюбить чужого
«Тут многое зависит не от вашего характера, — считает Анна Потапова, мама пятерых детей (двое кровных сыновей, три удочеренные девочки). — Подумайте, сможете ли вы полюбить чужого ребенка. Воспринимаете ли вы других детей, как близких вам. Если вы видите только своих, любите безумно только своих кровных, тогда лучше не пускаться в сферу приемного родительства».
«Важно, чтобы ребенок у вас не вызывал негативных эмоций. Если уже на первых встречах такие эмоции есть, лучше не брать этого ребенка. Лучше пусть в душе будет пусто, спокойно — потом появятся чувства. А вот с негативом справиться вряд ли удастся», — считает Ольга Дербенева. Кровным детям Ольги 22 и 13 лет, а приемные Вячеслав и Елизавета — ровесники, им по восемь лет.
Вообще, отмечает Ольга Дербенева, вы можете долго не чувствовать приемного ребенка. Многие приемные родители себя за это упрекают, но это нормальное состояние. Но потом вы сблизитесь. «Вы можете даже стать похожими друг на друга, ребенок будет повторять вашу мимику, ваши выражения, слова, привычки, постепенно ваши отношения укрепятся».
Не компенсируйте собственные травмы
Бывает, что родитель через ребенка пытается компенсировать свои непроработанные стороны. «Например, родители пытаются избавить ребенка от того, что сами пережили в своем детстве, — а оказывается, что приемному ребенку этого и не нужно, у него свои травмы, своя история, — объясняет Наталия Мишанина. — Надо понимать его нужду, его потребности. И если вы умеете слышать ребенка и определять эти потребности, вы сможете преодолеть эти трудности».
Самый сложный этап — это вживание ребенка в семью. Та самая адаптация, которую боятся все приемные семьи.
К этому надо быть готовым. Это может продолжаться несколько месяцев или даже лет. Ребенок будет проверять вас, он будет «метить» территорию. И родитель должен быть к этому готов, и надо понять, сможете ли вы это выдержать. А проверки бывают самые разные. Психологические, физические, бытовые.
«Ребенок несет нам свою боль — и показывает нам ее через тело, через эмоции, через чувства, через поступок. Если у приемного родителя самого внутри какие-то раны, непроработанные травмы, такое сложное поведение приемного ребенка ударит прямо в эту рану. Родители начинают переживать, возникает непримиримость и даже разрыв отношений», — говорит Наталия Мишанина.
Избавиться от прошлого не получится
Недавний случай: приемные родители (сейчас у них забрали детей) переименовали своих нескольких приемных детей, назвав их одинаковым именем «Илья». Это очень опасно — обезличивать ребенка и лишать его прошлого. «„Было“ — это ресурс ребенка. Если это обесценивают или отвергают — это неуважение к ребенку», — поясняет специалист.
Подумайте, готовы ли вы принять ребенка с его прошлым — а значит с его воспоминаниями, с его кровными родственниками, сможете ли вы наладить при необходимости, ради ребенка, отношения с этими людьми.
Готовы ли вы жертвовать собой?
Татьяна Демина замечает: приемному родителю придется себя просто ломать, надо к этому быть готовым сразу. «Придется поступиться своим сном, временем, интересами, и если это получится, то радости в семье будет много. Но к жертвенности надо быть готовым. Уже не будет той легкой, может быть, жизни, которая была раньше».
«Каждый ли готов к этому? Наверное, не каждый, — считает Галия Бубнова, в семье которой сейчас уже 13 детей — и кровные, и приемные. — Если ты становишься приемным родителем, ты должен принадлежать ребенку 24 часа в сутки. Не в том смысле, что нужно будет скакать вокруг него, а в том, что на тебе лежит полная ответственность за этого ребенка. И нужно быть готовым ко всему. Приемные дети более требовательны. И если они доверились и почувствовали, что могут получить от тебя тепло и любовь, то они уже будут этого подсознательно требовать. И отказать в этом уже нельзя, иначе ты его обманешь. Если ты готов выйти из своей зоны комфорта и подвинуться — своим местом в доме, своим временем, подвинуться в своем сердце, значит, ты сможешь».
«Почините мне ребенка!»
Самому в себе разобраться сложно. Нужен посредник, и, скорее всего, это будет психолог, причем разбирающийся в теме. Вообще приемное родительство — глобальная и постоянная учеба.
«Иногда мы слышим: „Почините мне ребенка!“. Так не получится, — говорит Наталия Мишанина. — Тут нужна комплексная командная работа, а команда — это и психологи, а еще дети и родители, мы даже подтягиваем бабушек и дедушек, старших детей. Нужно сделать все, чтобы усилить ресурс ребенка. Наша главная задача — обеспечить безопасное пространство и научиться взаимодействовать друг с другом».
Из детских домов приходят дети с расстройством привязанности, с травмами душевными, с физическими заболеваниями, пережившие жестокое обращение.
В трудных случаях адаптации, особенно когда в семью попадает подросток, а тем более, например, с опытом возвратов, в психологической службе фонда «Арифметика добра» один психолог работает с ребенком, второй — с родителями, и в какой-то момент усилия объединяются, чтобы дальше работать уже со всей семьей.
Подготовка будущих приемных родителей должна быть обязательной. В некоторых Школах приемных родителей (ШПР) она формальна, это нужно учесть. Часто психологическая терапия ведется с семьей не один год.
«Очень полезно пообщаться с уже состоявшимися приемными родителями — такая возможность есть у нас в Клубе „Азбука приемной семьи“ фонда „Арифметика добра“, — замечает также Галия Бубнова. Клуб фонда — первое масштабное родительское сообщество в России, сейчас в нем уже более тысячи приемных семей. — Причем этот опыт вам будет важен в зависимости от того, какого ребенка вы берете: это могут быть родители грудничков или подростков, или детей с синдромом Дауна, или ребенка с ДЦП и так далее. Очень полезно заранее побывать в приемных семьях, где воспитываются такие дети, и сначала изучить изнутри эту жизнь. Это помогает принять правильное решение и подготовиться».
«Не ждите благодарности. Она придет позже»
«Главное — не впадать в уныние, — советует Анна Потапова. — Я знаю многих приемных мам, которые жалуются, истерят, говорят, что все трудно и плохо. Но это не спасет ситуацию. Ты решился на этот шаг — значит, назад пути нет. Надо помнить, что у тебя есть ресурс, что ты можешь принять этого ребенка таким, каков он есть, и помочь ему развиваться дальше». Анна говорит, что если прокрутить время назад, то она приняла бы точно такое же решение и стала бы приемной мамой.
Конечно, семья настоящая, дружная, заботящаяся — это самое важное, что должно быть у каждого ребенка. Здесь он живет в любви — а это та самая питательная среда для наших детей.
Свой пример приводит Ольга Дербенева. Елизавета в ее семье уже шесть лет, Вячеслав — полтора года. Елизавету взяли в семью в год и десять месяцев: ее кровную маму лишили родительских прав, и малышка даже не успела побыть в детском доме.
А вот Вячеслав жил в детдоме до двух лет, потом пять лет в приемной семье, но его вернули, после этого он попал в семью Ольги. Для мальчика это была серьезная травма. На фоне травмы у ребенка даже выявилось психологическое заболевание. Он ощущает нестабильность. И у него был и до сих пор присутствует страх, что его снова вернут.
«Дети нуждаются в семье, они вдруг узнают, как можно жить по-другому. Меняется картинка поведения, — рассказывает Ольга. — Они вдруг ощущают, что нужны кому-то. Детские дома этого не дают. А благодаря семье у ребенка вырабатывается политика поведения в жизни. И они более адаптированы к самостоятельному будущему».
«Приемный ребенок — это ребенок не для тебя. Вообще любой ребенок — не для тебя. Это ты для ребенка, — напоминает Наталия Володина. — Как-то Маша, наш удочеренный ребенок, спросила меня: „Мама, ты ждешь, что я тебе скажу ‚Спасибо‘?“. Нет. Этого я точно не жду. И я думаю, что это очень важно — не ждать, что тебе скажут „Спасибо!“. Кстати, возможно именно тогда вам и скажут эти слова».
Впервые текст был опубликован 13 июня 2017 года.