как понять что ты шопоголик
Редкая женщина не любит ходить по магазинам, особенно, если позволяют финансы. Называя кого-то шопоголиком, мы обычно не вкладываем в это слово негативного подтекста, не считаем человека не здоровым. Так ли это на самом деле, и что стоит за неуемной тягой к покупкам?
Что такое шопоголизм
Если обычный человек совершает покупки осознанно, то шопоголик:
В психологии есть убеждение, что шопоголизм – это патология, болезнь, хотя не имеет тяжелых социальных последствий, как, к примеру алкоголизм или наркомания.
Шопоголизм может возникнуть только в развитом индустриальном обществе. В нашей стране времен СССР такого заболевания не было ввиду отсутствия товаров как таковых. Ассортимент был очень скуден и его приобретение сопровождалось значительными очередями.
Подвержены ониомании, в основном, люди обеспеченные, с устойчивым финансовым положением. Хотя есть случаи шопоголизма среди личностей со средним и даже низким доходом, которые в целях удовлетворения своей страсти берут кредиты и займы.
Кто такой шопоголик
Многие шопоголики, придя домой из магазина, так и оставляют покупку в коробке, не распаковывая ее.
Ониоман, уже на стадии приобретения товара может понимать, что не будет им пользоваться, но заглушает в себе ростки разумности и рациональности.
Обычно в состоянии дискомфорта ноги сами несут шопоголика в торговый центр. Зная свою слабость, человек может убедить себя в том, что зашел в магазин «просто посмотреть». Но в процессе путешествия по магазину, его поведение меняется. Увидев понравившуюся вещь, шопоголик уже не может остановиться.
Внешние проявления схожи с тем, которые выдают алкоголика, увидевшего бутылку со спиртным. Человек приходит в состояние возбуждения, у него краснеет лицо, расширяются зрачки, движения становятся хаотичными.
Шопоголику кажется, что если он не купит вещь, то станет самым несчастным на всем белом свете. Тихий голос из подсознания говорит: «Может не надо?», но пыл и страсть его затмевает. Покупка приобретена и оплачена на кассе.
В этот момент, как и при любой другой маниакальной страсти, у шопоголика возникает чувство вины и раскаяния. Человек ругает себя, клянется больше никогда не совершать импульсивных покупок, раскаивается.
Но, как проходит похмельный синдром, и алкоголик вновь начинает пить, так и при шопоголизме чувство вины быстро забывается, и человек снова устремляется в магазин.
Бывает, что шопоголик начинает бороться со своей зависимостью. Он экономит деньги, обходит стороной торговые центры. Однако все мысли заняты лишь необходимостью получения очередной дозы адреналина. В конце концов, человек «срывается» и бежит за покупкой новых ненужных вещей.
Классификация шопоголиков
Все шопоголики похожи друг на друга и имеют общие характеристики. Однако есть несколько типичных видов личностей зависимых от покупок.
Импульсивный, спонтанный
Человек не осознает свою причастность к шопоголизму. Он может прийти в магазин с четким списком товара, который нужно приобрести. Но в процессе рассматривания вещей, этот перечень будет забыт.
Любое упоминание о скидках или распродаже не оставят шанса такому шопоголику уйти без покупки, но проблем с зависимостью он не признает.
Осознанные
В данном случае наличие шопоголизма, зависимости осознается человеком. Он понимает, что в моменты тревожности, тяжести на душе ему необходим поход в магазин и приобретение вещей.
Покупки становятся способом релаксации, отвлечения от проблем и поднятия настроения. Как алкоголик снимает напряжение спиртным, сексоголик – половой связью, так и шопоголик расслабляется с помощью покупок.
Целеустремленные
Такой тип шопоголиков самый сложный. Человек не понимает, что он является зависимым. Походы за товаром не зависят от психического состояния или настроения.
Покупки совершаются таким образом, что человек может не вспомнить, что он покупал и тем более, зачем.
Подражатели
Это шопоголики, которые кидаются приобретать вещи, увиденные у друзей, знакомых либо в рекламе или на медийных личностях. Человек немедленно хочет найти и приобрести предмет, который он увидел у других.
Экономящие шопоголики
Это скрытый, завуалированный шопоголизм. Личность считает себя экономным и рачительным хозяином, стараясь минимизировать свои затраты. Однако завидев информацию о скидках или распродажах, устремляется в торговые точки и скупает все подряд, неся неоправданно большие расходы.
Фетишисты и коллекционеры
Описываемый типаж шопоголика помешан на определенных вещах или предметах, которые скупает без ограничений. Это могут быть туфли, сумки, шарфы, бижутерия или антиквариат. Независимо от предмета страсти, ониоман приобретает его, не раздумывая и бесконтрольно.
Причины формирования зависимости
Подавляющее большинство фобий и зависимостей формируются в детском возрасте и шопоголизм не является исключением.
Причин формирования может быть несколько:
Малообеспеченное детство
Если ребенок рос в семье, где не доставало денег, он испытывал дефицит игрушек и вещей, то болезнь может проявиться именно по этой причине. С возрастом, при условии хороших доходов, человек будет стараться восполнить недостаток, и может стать шопоголиком.
Авторитаризм родителей и отсутствие любви
Дефицит понимания и уважения влияет на ребенка даже больше, чем недостаток материальных благ. Необходимость душевного тепла при его отсутствии является причиной многих зависимостей. Алкоголик начинает пить, шопоголик – скупать все подряд.
Потакание всем желаниям
Эта другая сторона медали. Ребенку в детстве все было дозволено, его заваливали подарками и игрушками, зачастую опять же из-за желания откупиться от общения. Вырастая, человек, по привычке заполняет пустоту вещами.
Шопоголизм – это зависимость, которая может сформироваться и во взрослом возрасте. Жизнь наполнена проблемами и трудностями, разочарованиями. Неудовлетворенность своим положением является причиной возникновения шопоголизма.
Развитию ониомании способствует и реклама, которая является мощным мотиватором для потребления. Специалисты-маркетологи обладают специальными знаниями и приемами, которые заставляют человека покупать товар. Реклама носит часто агрессивный характер, размещена так, что не заметить ее сложно – это все средства массовой информации, печатные издания, уличные штендеры и билборды.
Реклама построена на том, что внушает человеку наличие зависимости между обладанием определенной вещью и его личными качествами – статусностью, сексуальностью, привлекательностью и т.д. Шопоголизм дает личности почувствовать свою значимость и наличие определенного материального достатка. Это еще одна из причин ее возникновения. Покупками шопоголик повышает самооценку, выплескивает адреналин, приобщается к миру денег и красивых вещей. К сожалению, эйфория проходит быстро и истиной уверенности в себе принести не может.
Как распознать шопоголика: важные признаки
В психологии есть ряд признаков, по которым можно определить является ли человек шопоголиком или просто любит ходить по магазинам.
Ниже приведены характеристики, по которым можно диагностировать зависимость:
Если больше половины признаков у личности присутствуют, то можно говорить о наличии шопоголизма.
Социальные последствия зависимости от покупок
Шопоголизм относится к одной из форм социально приемлемых зависимостей. Вроде бы человек никому не приносит вреда. В легкой форме онимомания не вредит и самой личности – это доступный и законный способ улучшить настроение и снять стресс. В отличии от тех же алкоголиков и наркоманов, шопоголик не деградирует, не станет хулиганить, красть и убивать.
Неприятности могут возникнуть у человека в семейной жизни. Если шопоголик наберет слишком много кредитов, потратит все средства на бессмысленные покупки, то это не будет одобрено его близкими. Ониоман часто обманывает, выкручивается для того, чтобы объяснить источник получения денег на покупки. В применении к супругам такое поведение может спровоцировать бракоразводный процесс.
В ситуациях, когда долговые обязательства превышают доход шопоголика или его большую часть, возможно возникновение депрессивных и тревожных состояний. Снимать их человек привык процессом покупок, он вновь занимает деньги, покупает ненужные вещи и впадает в апатию. Получается замкнутый круг, который очень сложно разорвать.
Таким образом, шопоголизм, являясь не самой тяжелой зависимостью, может принести его носителю крупные неприятности и спровоцировать более серьезные психические патологии.
Как избавиться от шопоголизма: рекомендации
Если человек понимает, что его привычка приносит больше головной боли, чем радости, если начались ссоры в семье из-за привязанности, нужно принимать меры.
Дадим несколько рекомендаций по избавлению от шопоголизма и минимизации последствий его проявления:
Очень важно подумать и разобраться, в чем причина шопоголизма. А она есть, это внутренняя потребность в любви, власти, комфорте. Припомните, в какие моменты вас начинает тянуть на подвиги в магазин. Что послужило триггером, спусковым крючком очередной ненужной покупки?
Если не можете найти первопричину самостоятельно, можно обратиться к хорошему психологу. Если выяснится, что основой шопоголизма является скрытая депрессия, следует записаться на прием к психиатру. Специалист в случае подтверждения диагноза выпишет антидепрессанты, которые помогут вернуть вкус к жизни.
Онлайн тест на Шопоголика. Зависимы ли Вы от покупок?
Шопоголизм – это состояние, при котором у человека возникает потребность немедленно совершить покупку, чтобы улучшить своё самочувствие, успокоиться, расслабиться, поднять настроение и прочее.
И если такой стиль поведения является стереотипным, то есть, часто повторяющимся, то речь идёт уже о зависимости. То есть, личность просто не в силах справиться со своей тревогой, грустью и прочими эмоциями, без приобретения новой вещи.
И сегодня мы предлагаем проверить, зависимы ли Вы от покупок?
Тест на Шопоголика
Навигация (только номера заданий)
0 из 17 заданий окончено
Информация
Внимательно ознакомьтесь с вопросами и выберите лишь один из предложенных вариантов ответов, который наиболее близко отображает Вашу жизненную ситуацию. Далее предоставлена таблица с баллами, Вам необходимо их суммировать, в зависимости от выбранных вариантов ответов, после чего Вы сможете ознакомиться с интерпретацией полученных результатов.
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )
Рубрики
Вас смело можно назвать шопоголиком, так как Вы готовы с самого утра до ночи совершать покупки. Причём неважно, нужны Вам все приобретённые вещи, или нет. Переступая порог дома, Вы уже можете даже не распаковывать их, не говоря уже о том, чтобы пользоваться. И всё бы ничего, если Ваше финансовое положение позволяет совершать необдуманные траты, только проблема в том, что удовольствие от покупки является кратковременным. Тревоги и сложности, от которых Вы стремитесь сбежать, переключиться – остаются на месте. Как и беспокойство, с ними связанное.
Попробуйте ознакомиться со статьёй про аддикции, возможно, она поможет Вам посмотреть на сложившуюся ситуацию немного иначе и приступить к активным действиям. Что позволят улучшить качество жизни.
Несмотря на то, что совершать покупки Вы любите, назвать Вас шопоголиком нельзя. Вы вполне рационально подходите к выбору обновок, мебели и прочее. Хотя вполне можете и «клюнуть» на маркетинговый ход со скидками, купив что-то, руководствуясь лишь эмоциями, потом понимая, что совершенно напрасно потратили деньги.
Хочется рекомендовать Вам статью о том, как правильно вести домашнюю бухгалтерию. Возможно, она поможет Вам тщательнее продумывать свои расходы, чтобы не сожалеть о «выброшенных» на ветер деньгах при возникновении каких-либо временных жизненных трудностей.
Вы не просто не шопоголик, но и совершенно не любите тратиться, особенно на вещи, в которых не нуждаетесь. То есть годами можете носить одну и ту же одежду, а мебель приобретать только тогда, когда старая уже совершенно не подлежит ремонту.
Вы достаточно экономная личность, которая, совершая покупки, испытывает сожаление и тревогу, что рассталась с деньгами. А не наоборот, расслабление и радость от приобретения чего-то новенького.
Да, такой способ жизни позволяет накопить хороший капитал, но отказывая себе в удовольствиях, Вы можете испытывать эмоциональное напряжение. Что значительно снижает качество жизни и вызывает ряд соматических заболеваний.
Шопоголик ли вы? 4 критерия для определения зависимости
Несколько лет назад нашу страну настигла очередная «западная болезнь» — шопоголизм, или зависимость от траты денег. Женщины, а иногда и мужчины, стали много и беспорядочно покупать — то, что нужно и не нужно, то, что по карману и не очень. Быть шопоголиком стало престижно — «я покупаю, значит, у меня есть деньги, я могу себе позволить все, что угодно, я удачлива в жизни».
Это породило потрясающий феномен: каждая третья представительница прекрасного пола называет себя шопоголиком. А между тем, шопоголизм, или ониомания, тяжелейший недуг, который сродни алкоголизму, наркомании или зависимости от азартных игр, и далеко не каждый человек им страдает.
Как же раз и навсегда определить, являетесь вы шопоголиком или нет? Для этого ученые предложили четыре критерия шопоголизма, причем для определения зависимости достаточно всего одного из них. Итак, вы шопоголик, если:
1. Вы часто думаете о покупках, внезапно можете сорваться и купить что-нибудь, хоть и понимаете, что это бессмысленно.
2. Траты часто не по карману, вещи в основном ненужные, а процесс покупки занимает намного больше времени, чем планировалось изначально.
3. Покупки влекут за собой серьезные проблемы: рост задолженностей по кредитным картам, ссоры с друзьями и близкими, неприятности на работе.
4. Покупки совершаются постоянно, вне зависимости от времени суток, состояния здоровья, погоды или сезона.
Также существует еще несколько признаков зависимости от траты денег — часто шопоголик ощущает непреодолимое желание покупать, как только в его жизни случается какая-либо неприятность. Он чувствует напряжение и, вместо того чтобы решать свои проблемы, идет покупать и тем самым, зачастую, усугубляет свое положение. Шопоголику важно не иметь, а приобретать, в этом его отличие от вещиста — человека, зависимого от обладания какими-либо предметами. Зачастую покупки, даже не разворачивая, тут же прячут в темный угол. Процесс приобретения сопровождают бурные положительные эмоции, которые затем сменяются тягостным чувством вины за бездумные траты.
Шопоголик — это не обязательно высокая длинноногая блондинка, растрачивающая капиталы мужа-олигарха, заработанные непосильным трудом. Шопоголиком может быть любой человек, все зависимости от состояния его банковского счета. Суть здесь не в том, сколько тратится денег, а в том, что человек не может позволить себе эти вещи, они ему, в принципе, не нужны, но удержаться от приобретения он не может. Если спросить такого человека в процессе приобретения, зачем ему эта вещь, он едва ли ответит что-то вразумительное.
Хотелось бы отметить, что покупать шопоголик может не только традиционные «одежду-обувь-аксессуары», но и все что угодно: парфюмерию, косметику, книги, канцтовары, детские вещи, электронную или бытовую технику и даже продукты питания. Не удивляйтесь! Если вы покупаете много еды, которую не успеваете съесть и которую приходится выкидывать, и причем не прекращаете делать это — возможно, вы тоже подвержены зависимости от покупок.
Таким образом, мы выяснили, кто же такой шопоголик. Это человек, который прячется от своих проблем, покупая ненужные вещи, несмотря на то, что они ему не по карману. Для него важен процесс приобретения, а не обладание вещью. Этот человек зависим от покупки так же, как наркоман от своей дозы. Он также испытывает ломки, если не может пойти в магазин. Он также ощущает «приходы», когда покупка состоялась. Он также обещает себе и окружающим бросить покупать, но срывается и ненавидит себя. Ему так же, как и любому другому зависимому требуется помощь специалиста.
Подумайте, вы — такой человек? Так ли замечательно быть шопоголиком? Если нет, так зачем же наговаривать на себя?
Почему нет радости после шопинга? Может, вы – шопоголик? Тест
Как избавиться от шопоголизма. Причины и советы психолога
Есть у меня подруга Маша, которая каждые выходные устраивает променад по магазинам. Ей не нужно что-то конкретное, она просто покупает все, на что упадет взгляд. Но когда приходит домой и распаковывает покупки, то с досадой отмечает, что из купленного ей ничего не нужно. Проходит неделя, и все повторяется. Каждый месяц она относит пакеты с вещами в храм и благотворительный фонд.
В последнее время среди различного рода психологических проблем особое место занимает шопоголизм. С желанием покупать все подряд сталкиваются и мужчины, и женщины разного возраста и социального статуса. Психолог Светлана Стасюкевич отмечает: «Все психологические проблемы уходят корнями в детство. Любовь к шопингу во взрослой жизни — это недостаток любви и заботы со стороны родителей в детстве и пренебрежение к потребностям ребенка. В итоге взрослому сформировавшемуся человеку будут свойственны низкая самооценка, депрессивные состояния, желание повысить свое настроение, хоть и краткосрочно, с помощью покупок. Но тут нас ожидает замкнутый круг. Приобретая ненужную вещь, человек начинает испытывать чувство вины за совершенные покупки. А это еще больше усугубляет депрессивное состояние. Какой выход видит шопоголик? Опять что-нибудь купить».
Шопоголик вы или нет: тест на любовь к шопингу
Чтобы понять, шопоголик вы или нет, и имеются ли у вас психологически проблемы, можно ответить на ряд вопросов. Можно смело причислять себя к настоящим шопоголикам, если вы:
Шопоголизм — это болезнь?
«Если вы осознаете, что желание приобретать ненужные вещи с каждым днем возрастает, то самостоятельно с этим бороться еще можно, — считает психолог Светлана Стасюкевич. — Многие шопоголики не осознают, что им необходима психологическая помощь. Только понимание проблемы и ее разбор могут дать положительные результаты».
Часто шопоголики оправдывают свои покупки скидками и акциями. Безусловно, они купят «нужную» им вещь независимо от цены. Но если через какое-то время увидят аналогичную еще дешевле — это может привести их в отчаяние. Надо ли говорить, что своей печали они будут пытаться помочь единственным известным способом — новыми тратами.
Шопингом может «заболеть» любой человек независимо от пола, профессиональной принадлежности, социального статуса и возраста. Неверно считать, что шопоголизм — это чисто женская болезнь.
Женщины могут считать себя непривлекательными и скупать различные косметические средства. «А проблема может прятаться в отношениях с супругом, в недостатке его внимания и заботы по отношению к женщине», — подмечает психолог. И тут я сразу вспоминаю подругу Машу, которая жалуется на недостаток внимания со стороны мужа: «Я ему стала не интересна», «Все выходные он проводит либо с друзьями, либо у телевизора», «Романтика давно прошла. «
А вот склонные к ненужным тратам мужчины считают себя неудачниками. Часто они недовольны своей жизнью, карьерой и финансовым положением. Покупки же приносят им удовольствие, правда, на очень короткий промежуток времени.
Как избежать ненужных покупок?
Для того чтобы умерить свои аппетиты перед ненужными покупками, психолог рекомендует придерживаться следующих правил:
14 признаков того, что вы шопоголик
Когда тонкая грань между хобби и одержимостью стирается
«Меня зовут Маша, и я – шопоголик». Первый шаг на пути решения проблемы – это осознание того, что проблема существует. Если одно упоминание о распродажах и поступлениях в магазины новых коллекций вызывает в вас трепет нетерпения, то стоит задуматься: быть может, любимое хобби превратилось в зависимость?
Мы собрали 14 признаков того, что вы шопоголик.
1. Чеками, хранящимися на дне ваших сумок и в отделениях кошелька, можно вместо обоев обклеить стены в вашей комнате. Там можно найти образцы из самых разных магазинов из всех стран, в которых вы бывали.
2. Проверка последних новостей в интернете во всех без исключения случаях плавно перетекает в онлайн-шопинг. А что, вдруг там появилось что-то новенькое?
3. Даже после нескольких бокалов вина вы можете легко назвать номер своей кредитки в прямом и обратном порядке. Вам столько раз приходилось проделывать эту операцию в интернет-магазинах, что забыть комбинацию невозможно.
4. Ваше представление об идеальном вечере пятницы включает в себя большое зеркало, ворох последних покупок и примерку всех этих вещей под танцевальные треки.
5. Вас пригласили на ужин. В тот же день в любимом магазине стартует глобальная распродажа. Выбор очевиден – лучше уж вы проведете этот вечер в компании новых туфель.