как понять что у новорожденного нет отклонений
НОРМЫ ДЛЯ МЛАДЕНЦА: КАК ПОНЯТЬ, ЧТО У МАЛЫША ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ?
Для каждого возраста есть определенные нормы, и нехарактерные вещи должны привлечь ваше внимание. Если один из нижеперечисленных признаков вы нашли у своего ребенка — обратитесь к специалисту. На ранних этапах развития гораздо легче исправить то, что впоследствии может стать проблемой.
Текст: Людмила Клейменова
Каждая мама хочет быть уверена в том, что ее ребенок развивается соответственно своему возрасту. Однако дети все разные, и достижения каждого в эмоциональном и физическом развитии могут различаться. Но все-таки на чем стоит сосредоточиться? Наверняка есть какие-то критерии развития, учитывающие особенности каждого ребенка? Вы правы, есть. Их мы перечислим ниже и постараемся сориентировать вас, на что стоит обратить внимание особенно.
Все этапы развития малышей связаны с развитием спинного и головного мозга, а поэтому одинаковы у всех детей. Понаблюдайте за вашим малышом. Если какой-то из нижеперечисленных признаков совпадает, обязательно проконсультируйтесь с педиатром. В зависимости от проблемы он может направить вас к неврологу, массажисту, окулисту, отоларингологу или другому специалисту.
Ваш малыш не соответствует норме развития, если:
В 4 месяца:
Малышу тяжело бегать глазами; один глазик косит или ребенок очень часто сводит их к переносице
До трех месяцев сведение глаз к переносице встречается у многих младенцев: дело в том, что на ранних этапах детки еще не в состоянии полноценно управлять глазными мышцами.
Не реагирует на громкие звуки
Младенцы реагируют на резкие звуки, поворачивая голову к источнику шума и закрывая глаза, морщатся и могут заплакать. Если ничего этого нет — проконсультируйтесь с врачом.
Не обращает внимания на свои ручки, не рассматривает их (к двум месяцам)
Это умение связано с тем, что дети учатся концентрировать свой взгляд на предметах. Рассматривание ручек свидетельствует о достаточной зрелости глазного аппарата.
Не следит взглядом за движущимися предметами (к трем месяцам)
Не хватает ручками предметы (к трем месяцам)
К третьему месяцу ребенок вовсю хочет исследовать мир и пытается хватать вложенную в его ручки игрушку. Некоторые маленькие предметы (например, погремушку) он даже может удержать в руках сам и непременно тянет ее в рот
Не улыбается людям (к трем месяцам)
Улыбка становится для ребенка социальной составляющей к третьему месяцу: малыш не улыбается игрушкам, а вот людям — с удовольствием.
Не держит головку (к трем месяцам)
К трем месяцам у малыша уже достаточно крепкие шейные мышцы для того, чтобы самостоятельно, без помощи мамы держать головку.
Не агукает и не пытается произнести какие-то звуки (к четырем месяцам)
Не тянет предметы в рот (к четырем месяцам)
Не старается коснуться пола, не выпрямляет ножки, когда чувствует твердую поверхность (к четырем месяцам)
В 7 месяцев:
Ребенок словно тряпичная кукла: сниженный тонус мышц ручек и ножек. В этом случае вам поможет курс массажа, назначенный специалистом (как и в случае с напряженными мышцами).
Протягивает только одну ручку
Возможно, одна из ручек была повреждена при родах или у малыша проблемы с позвоночником — именно он отвечает за нормальное функционирование всех частей тела.
Голова все еще заваливается назад, когда ребенок пытается сесть
Малыш отказывается обниматься
Не показывает никакой привязанности к родителям
Как мы уже выяснили, социализация ребенка происходит еще на самых ранних этапах — на втором-третьем месяце. Сначала это улыбка, потом смех и обнимания с родителями, бабушкой и дедушкой. Однако если он не видел близкого человека несколько дней подряд, то может его и забыть: это видно по его настороженному и подозрительному взгляду на «чужака».
Непрекращающееся слезоотделение или чувствительность к свету
Возможно, это свидетельствует о воспалительном процессе в слезно-носовом канале, развивающейся аллергии или конъюнктивите.
Ребенок испытывает трудности с тем, чтобы поднести предмет ко рту
Не может самостоятельно лежа перевернуться на обе стороны (к пяти месяцам)
Не может сесть, хотя вы ему помогаете (к шести месяцам)
Этот и два предыдущих пункта могут говорить о том, что у малыша недостаточно хорошо развит позвоночник: он отвечает за развитие равновесия, а без этого невозможны все дальнейшие навыки малыша. В этом случае хорошо помогает массаж и комплекс упражнений, которые вам пропишет специалист
ГУЗ «Детская специализированная психоневрологическая больница № 2»
Контакты
Мы находится по адресу:
432029 г. Ульяновск,
ул. Корунковой 21
Режим работы:
Администрация: с 8-00 до 17-00 понедельник-пятница.
Дневной стационар: с 8-00 до 18-00 понедельник-пятница.
Запись на госпитализацию по телефону 61-66-92 понедельник-пятница с 13-00 до 15-00.
Сообщить о заболевании ребёнка можно по телефону 61-68-05.
Дежурный персонал стационара: круглосуточно.
Проезд до больницы:
маршрутным такси № 25, 59, 91 до остановки «магазин Городок», рейсовым автобусом № 20, 40 до остановки «ул. Корунковой».
Присоединяйтесь к нашей группе в Viber:
WhatsApp-приемная ГУЗ ДСПБN2
WhatsApp-приемная (только сообщения) ГУЗ ДСПБ N2:
8 (965) 695-79-98
Ребенок от 0 до 6 мес. (раннее выявление неврологических заболеваний)
К ВРАЧУ НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ
Когда ребенок постепенно учится ползать, можно выявить следующие отклонения от нормы:
– если ребенок к концу 1-го месяца в вертикальном положении не может на мгновение удержать головку:
– если к концу 2-го месяца он не может приподнять головку на 5 см от поверхности и удержать ее;
– если к концу 3-го месяца он не может, лежа не животе, удержать головку в течение 1 мин;
– если к концу 4-го месяца он не может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья;
– если к концу 5-го месяца ребенок плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину;
– если к – концу 6-го месяца, лежа на животе, он не может дотянуться до игрушки;
– если к концу 8-го месяца еще не может ползти назад;
– если к концу 9-го месяца не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед;
УМЕНИЕ СИДЕТЬ
Следует насторожиться, если
– ребенок к концу 2-го мес. совершает несимметричные движения ручками и ножками;
– к концу 3-го мес. ребенок не может удержать головку хотя бы на полминуты в вертикальном положении;
– к концу 4-го мес. у него головка отклоняется назад в тот момент, когда его поднимают из положения лежа на спине;
– к концу 5-го мес. он неуверенно держит головку, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки и положения лежа на спине;
– к концу 7-го мес. ребенок при поддержке за руку родителей не пытается сесть;
– к концу 9-го мес. при сидении плохо удерживает равновесие или не может повернуться вокруг своей оси;
– к концу 11-го мес. не может сидеть с вытянутыми ногами.
УМЕНИЕ ХОДИТЬ
– к концу 4-го мес. ребенок, когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками, не пытается опереться на кончики пальцев ног;
– к концу 6-го мес. в таком же положении не “пританцовывает”;
– к концу 8-го мес. не может короткое время стоять при поддержке за руки;
– к концу 11-го мес. не пытается стоять, удерживаясь за мебель или стенки манежа;
– к году не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого;
– в один год и 1 мес. не может самостоятельно стоять в течение минимум 10 с;
– в один год и 3 мес. не может свободно пройти 20 шагов;
– в один год и 4 мес. не бегает свободно;
– в один год и 8 мес. не может без поддержки пнуть мяч;
– в 2 года и б мес. не может без поддержки спуститься по лестнице;
– в 3 года не может без опоры удержаться на одной ноге.
При формировании осознанных хватательных движений следует насторожиться, если к концу
– 3-го мес. ребенок не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету, который держат перед ним;
– 3-го мес. не разглядывает свои ручки;
– 5-го мес. не может уверенно протянуть ручку к игрушке;
– 6-го мес. не может ухватить кубик;
– 8-го мес. не может удержать между указательным и безымянным пальцами пуговицу
– 9-го мес. не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать шапочку или платок с головы;
– одного года не может удержать одной рукой 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому;
– одного года 6 мес. не может построить башню из 3 кубиков;
– одного года 8 мес. не может чертить прямые линии;
– 2 года не может отвинтить крышку от банки;
– года 9 мес. не может аккуратно есть суп ложкой;
– 3 года не может налить воду в чашку.
Подозрения в нарушении слуха и зрения могут возникнуть, если к концу
– 1-го мес. ребенок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча фонарика вправо-влево;
– 2-го мес. не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону;
– 3-го мес. не ищет глазами, откуда звенит колокольчик;
– 5-го мес. не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери;
– 6-го мес. уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения;
– 7-го мес. не может стучать кубиком по столу;
– 8-го мес. не прислушивается к разговору взрослых;
– 9-го мес. не может стучать кубиками друг о друга;
– 10-го мес. не сбрасывает игрушки со стола;
– одного года не проявляет интереса к автомашинам;
– одного года 3 мес. не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах;
– 2 года не может отличить съедобное от несъедобного;
– 2 года 8 мес, не может выложить кубики в одну линию.
ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
-1-го мес. ребенок никогда не кричит перед кормлением;
-4-го мес. не улыбается, когда с ним заговаривают;
– 5-го мес. не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет (“Где папа?”);
– 7-го мес, не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками;
– 9-го мес. не может повторить за взрослым восемь различных- звукосочетаний и слогов;
– 10-го мес. не может махать головой в знак отрицания или несогласия или помахать ручкой в знак прошения;
одного года не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
– одного года 3 мес. не может адекватно употреблять слова “мама” и “папа”;
– одного года 8 мес. не может произнести 6 осмысленных слов;
– одного года 8 мес. не может показать части тела, которые ему называет взрослый;
– 2 года 5 мес. не понимает разницу между словами “большой” и “маленький”;
– 3 года не может показать, какая линия из 3 самая длинная;
– 3 года I мес. не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СОЦИАЛЬНОМ ПЛАНЕ
Если ребенок к концу
– 1-ого мес. не прекращает крик, когда мать прикладывает его к груди или прижимает к себе;
– 2-го мес. не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним;
– 3-го мес. не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заговаривает с ним или улыбается ему;
– 4-го мес. не выражает радость, когда с ним играют;
– 5-го мес. не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне или мимике;
– 6-го мес. не проситься “па ручки”, протягивая свои ручки к взрослому;
– 7-го мес. не ласкается к матери или близкому человеку;
– 9-го мес. не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за мебель или не сердиться, когда у него отбирают игрушку;
– 10-го мес. не повторяет или не имитирует такое действие, которое вызывает смех окружающих;
– одного года не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале;
– одного года 3 мес. не может играть с матерью в мяч, не может самостоятельно удержать стакан и пить из него;
– одного года 7 мес. не играет с плюшевым медведем или куклой;
– одного года 8 мес. не может сам надеть носки, обувь и шапку;
– одного года 9 мес. не может, подражая матери, выполнять некоторые хоз.дела;
– 2 года не может сам вымыть и вытереть руки;
– 2 года 5 мес. еще не может словами попросить еду;
– 2 года 6 мес. не может один есть ложкой;
– 2 года 10 мес. еще не говорит о себе, применяя местоимение “Я”, не может сам одеться, не ходит своевременно в туалет.
Тревожный симптом: патологии у новорожденных
Несмотря на то, что новорожденный ребенок находится под тщательным наблюдением педиатра и других специалистов, именно от маминой внимательности и реакции часто зависит своевременное выявление тех или иных патологий у малыша.
О том, какие симптомы нельзя пропустить у крохи во избежание серьезных проблем со здоровьем в будущем, нам рассказала врач-педиатр клиники «9 месяцев» Авдеева Наталья Николаевна.
— Наталья Николаевна, какие патологии чаще всего встречаются у новорожденных?
— Почти 99 % новорожденных детей имеют неврологические отклонения, которые поначалу бывают минимальными и, при адекватном ведении ребенка, в большинстве случаев нивелируются к году.
— Что значит «адекватное ведение ребенка»?
— Имеется в виду вовремя проведенный массаж, вовремя начатая гимнастика. Причем, хочу заметить, что даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился вовремя поворачиваться, садиться, вставать, ходить. Такие курсы нацелены на доразвитие нервной и, как следствие, скелетно-мышечной систем.
— Какие симптомы могут «подсказать» маме, что у малыша имеется то или иное неврологическое отклонение?
— Родителям следует обязательно обратить внимание на такой симптом, как подергивание подбородочка. Это может свидетельствовать о том, что идет недоразвитие нервной системы и отдельных структур головного мозга. Также должно вызвать опасения вставание ребенка на цыпочки. Как правило, на такое явление не обращают внимания. Но если малыш встает на цыпочки и при этом перекрещивает ножки, плохо опирается — это может быть слабовыраженным симптомом вялого нижнего парапареза, а в дальнейшем, к годику, может вылиться в ДЦП.
Дело в том, что обычно диагноз ДЦП до года не ставят, так как этот промежуток времени — большой реабилитационный период, когда у крохи есть хороший потенциал для восстановления. Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека. Здесь должна проходить очень большая работа самой мамы в совокупности с работой невропатолога, врача мануальной терапии, массажиста, врача ЛФК. В лечении применяются водотерапия, медикаментозная терапия, массаж, гимнастика и др.
Еще одним тревожным для мамы симптомом должен стать тремор рук. Обратите внимание, в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Здесь тоже необходимо полноценное обследование. Потребуется измерить внутричерепное давление у ребенка, сделать электроэнцефалограмму, проверить реакцию на световые и звуковые раздражители в спокойном состоянии, во сне и т. д.
Если же в сочетании со вздрагиваниями и испугами у малыша наблюдается также высовывание язычка — это может указывать на такую эндокринологическую патологию, как врожденный гипотиреоз. Изначально в роддоме проводится скрининг, когда берут кровь на 5 инфекций, и генетики это просматривают. Но необходима дальнейшая консультация эндокринолога. Раннее начало лечения предотвращает инвалидизацию ребенка. В связи с вышесказанным, хочу отметить, что крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.
— Помимо неврологических, какие еще патологии родители могут самостоятельно заподозрить у ребенка?
— О многом говорит реакция малыша на внешние раздражители. Так, если ребенок в 2-3 месяца не реагирует на звуки (погремушки, голос), нужно срочно обратиться к отоларингологу. Первая проверка слуха проводится еще в роддоме, но в трехмесячном возрасте лор-врач обязательно должен осмотреть кроху. В Казани, например, довольно часто выявляются дети, которые сначала хорошо реагируют на проверки, но в конечном итоге у них обнаруживается кондуктивная тугоухость. Дело в том, что до этого ребенок мог реагировать чисто интуитивно, скажем, не на мамин голос, а на мимику. Бывает, что уже в 3 года таких детей начинают лечить как аутистов, хотя в действительности все дело в тугоухости.
Также должны возникнуть опасения, если ребенок не следит за предметами (на расстоянии 30 см — самое яркое зрение у новорожденных — кроха должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения), к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета. Конечно, сами цвета малыш еще не идентифицирует, но смена цветов должна вызывать у него какие-то эмоции (радость или, наоборот, раздражение). Реакцию зрачка на свет мама тоже может отследить самостоятельно. Для этого нужно вынести малыша на яркий свет из темного помещения. Если при этом зрачки крохи не сузились, остались такими же широкими, как в темноте — значит, ребенок не видит свет, что говорит о патологии сетчатки глаз. В то же время, одинаковое сужение зрачка — это уже патология неврологическая. В любом случае, нужно срочно обратиться к специалистам.
На плановом осмотре у хирурга в месячном возрасте следует обязательно обратить внимание врача, если малыш часто и обильно срыгивает. По сути, ребенок должен срыгивать. Первые три месяца кроха дает отрыжку практически после каждого кормления. Но он не должен «фонтаном» выдавать всю еду наружу. Если так происходит, и ребенок за первые месяц-два плохо прибавил в весе, необходимо исключать пилороспазм — серьезную хирургическую патологию, требующую госпитализации.
Также мама должна внимательно следить за частотой и объемом мочеиспускания у ребенка. Считается, что до трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это весьма тревожный симптом, который может указывать на такое серьезное заболевание мочевыводящей системы, как уретерогидронефроз, к сожалению, в последнее время встречающееся довольно часто. Выявить его можно уже на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте. Здесь важно не упустить время, так как уже к 3 месяцам, при отсутствии лечения, происходит отмирание тканей почки.
Еще одним тревожным для мамы «звоночком» могут явиться бледность и синюшность носогубного треугольника у малыша, когда ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может быть вызвано низким гемоглобином, и в таком случае бывает достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако важно не пропустить и кардиологическую патологию. Опять же, на последних сроках беременности при УЗИ-обследовании определяют грубые пороки сердца, но могут быть и малые аномалии, которые выявляются только после рождения малыша. Часто к трем годам малые аномалии нивелируются сами собой, но вполне возможно, что потребуется вмешательство. Поэтому если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив (в норме грудные дети не потеют!), имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. Нужно заострить на этом внимание педиатра, сделать кардиограмму, УЗИ сердца и записаться на прием к кардиологу.
В заключение хотелось бы обратиться ко всем молодым мамам: будьте внимательны к своим малышам, доверяйте интуиции и не стесняйтесь задавать вопросы врачу, рассказывайте обо всех своих подозрениях.
Вовремя забитая тревога — залог своевременного и успешного лечения, а значит, и здоровья вашего крохи!
Таблица тревожных симптомов
Патологии | Симптомы | Действия |
Неврологические отклонения | Подергивание подбородочка. Вставание ребенка на цыпочки, при этом малыш перекрещивает ножки, плохо опирается. Это может быть симптомом вялого нижнего парапареза, в дальнейшем (к году) может вылиться в ДЦП. Тремор рук, надо обратить внимание в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук и т. п. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Высовывание язычка. В сочетании со вздрагиваниями может говорить об эндокринологической патологии — врожденном гипотиреозе. | Необходимо обратиться к невропатологу. У многих детей неврологические отклонения минимальны и, при адекватном ведении ребенка, нивелируются к году. Применяются массаж, гимнастика, водотерапия, медикаментозная терапия и др. Могут потребоваться дополнительные обследования. |
Тугоухость | Ребенок не реагирует на звуковые раздражители (погремушки, голос). | Обратиться к отоларингологу. Первый скрининг проводится еще в роддоме, но лор-врач обязательно должен осмотреть малыша в 3 месяца. |
Патология сетчатки глаз | 1. Ребенок не следит за предметами, к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета (смена цветов не вызывает никаких эмоций). 2. После того, как ребенка из темного помещения вынесли на яркий свет, его зрачки не сузились, остались широкими. | Обратиться к окулисту. Внимательно следите за реакцией ребенка. У новорожденного 30 см — самое яркое зрение. Кроха должен «поймать» на расстоянии 30 см мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения. |
Хирургическая патология | Ребенок часто срыгивает «фонтаном», плохо набирает в весе при адекватном кормлении. Все это может свидетельствовать о пилороспазме. | На плановом осмотре у хирурга необходимо заострить внимание на имеющейся проблеме. |
Патология мочевыводящей | Считается, что в норме ребенок до 3-месячного возраста должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это может свидетельствовать о серьезном заболевании — уретерогидронефрозе, которое, при отсутствии своевременного лечения, приводит к отмиранию тканей почек. | Уретерогидронефроз часто выявляют на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте. |
Пороки сердца | Бледность и синюшность носогубного треугольника. Ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может свидетельствовать о низком гемоглобине, и в этом случае часто достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако если при этом у малыша наблюдается одышка, он потлив, имеются бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. | Необходимо обратиться к педиатру, который назначит ребенку электрокардиограмму и УЗИ сердца. С результатами обратиться к кардиологу. |
Даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста.
Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека.
Крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.
На расстоянии 30 см новорожденный должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения.
До трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час.
Если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив, имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца.
Хабибуллина Зульфия Кабировна
Врач педиатр, невролог, врач высшей категории. Наталья Авдеева, врач-педиатр высшей каиегории