как понять что у новорожденного неврологические проблемы
Неврологические патологии первого года жизни
Неврологические проблемы у детей первого года жизни – довольно частое явление. Виной тому – плохая экология, стрессы и психологическое напряжение матери во время беременности, нерациональное питание. По данным статистики неврологические нарушения у детей до года наблюдаются в 80 % случаев.
Причины развития неврологических патологий могут быть следующие:
Динамика раннего развития ребенка может стать чувствительным индикатором состояния его здоровья и требует постоянного наблюдения. Родителям необходимо знать этапы развития ребенка до года:
Эти этапы развития малыша должны быть ориентиром для родителей, но порой бывает крайне сложно самостоятельно отличить норму от патологии. Поэтому наиболее разумный вариант действий – наблюдение и консультация у детского невролога каждые три месяца.
Тревожными симптомами для немедленного обращения к врачу могут стать:
Такие нарушения могут свидетельствовать о наличии неврологических патологий ребенка и без своевременно оказанной помощи привести к серьезным проблемам в развитии центральной нервной системы. Они впоследствии могут проявиться в виде:
Для выявления неврологических проблем у ребенка детский невролог изучает, как протекала беременность и роды, назначает необходимые исследования, на основании которых ставится точный диагноз и назначается лечение. Чем раньше обнаружена проблема, тем легче с ней справиться.
Родителям следует знать, что в первые годы жизни продолжается формирование структур головного мозга, речи, памяти и интеллекта. Поэтому так важна своевременная диагностика. Только квалифицированный специалист может вовремя обнаружить даже легкие нарушения и назначить эффективное лечение. Не пренебрегайте профилактическими осмотрами каждые три месяца. Внимательное отношение к здоровью ребенка – залог его счастливого будущего.
Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Неврология у детей и новорожденных
Детские неврологические проблемы – бич современного общества. Плохая экология, нерациональное питание, постоянные стрессы и психологическое напряжение у женщин в период беременности обязательно скажутся негативными последствиями для новорожденного малыша.
Неврология у детей первого года жизни, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), наблюдается практически в 80% случаев. Именно такое количество малышей уже в первые месяцы после рождения обращаются к специалистам по направлению педиатра для подтверждения диагноза «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП), то есть патология мозга, которая чревата пороками развития.
Причины
Наиболее распространенными причинами развития неврологических нарушений являются:
Симптомы неврологических нарушений у детей и новорожденных
Кроме того, могут наблюдаться симптомы перинатальной вегетативной дисфункции:
Каждому родителю необходимо знать, что при появлении даже одного такого «тревожного звоночка» следует немедленно нести малыша на прием к детскому невропатологу.
Невнимательное отношение к патологическим процессам, затрагивающим ЦНС (центральную нервную систему), чревато появлением различных серьезных нарушений:
Ребенка с патологией ЦНС следует целенаправленно организовывать и развивать, пока нарушения полностью не исчезнут.
Диагностика и лечение
Диагностика обычно не вызывает трудностей, значительно сложнее выявить легкую патологию нервной системы. При осмотре малыша врач собирает анамнез перенесенных болезней с момента появления на свет, выясняет, как протекали беременность и роды, какие болезни были у мамы в период вынашивания.
При обнаружении даже малейших признаков отклонения от нормы специалист проводит дополнительный комплекс обследований, куда входят:
На основании полученных данных ставится точный диагноз и подбирается наиболее эффективное комплексное лечение. Современная медицина располагает большим арсеналом методов реабилитации:
Диагностика и лечение в ОН КЛИНИК
Лечение неврологии у новорожденных нуждается в слаженной работе врачей разной специальности:
Только такой подход является единственно действенным и дает великолепный результат в максимально короткий срок.
Наша клиника оснащена новейшим диагностическим оборудованием, которое позволяет оперативно установить правильный диагноз. Специалисты центра в своей работе используют инновационные разработки и методики лечения, которые дают возможность справиться с патологией, не прибегая к помощи лекарственных препаратов.
Мы проводим реабилитацию детей с патологиями, психоречевыми и поведенческими расстройствами. Коррекционные мероприятия разрабатываются строго индивидуально – на основании полученных диагностических данных.
ОН КЛИНИК: тысячи семей доверили нам здоровье своих детей!
БИСЕКОВ САЛАМАТ ХАМИТОВИЧ
Хирург, флеболог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук
Во избежание возможных недоразумений, советуем уточнять стоимость услуг на день обращения в регистратуре или в колл-центре по многоканальному номеру телефона +7 495 223-22-22
ГУЗ «Детская специализированная психоневрологическая больница № 2»
Контакты
Мы находится по адресу:
432029 г. Ульяновск,
ул. Корунковой 21
Режим работы:
Администрация: с 8-00 до 17-00 понедельник-пятница.
Дневной стационар: с 8-00 до 18-00 понедельник-пятница.
Запись на госпитализацию по телефону 61-66-92 понедельник-пятница с 13-00 до 15-00.
Сообщить о заболевании ребёнка можно по телефону 61-68-05.
Дежурный персонал стационара: круглосуточно.
Проезд до больницы:
маршрутным такси № 25, 59, 91 до остановки «магазин Городок», рейсовым автобусом № 20, 40 до остановки «ул. Корунковой».
Присоединяйтесь к нашей группе в Viber:
WhatsApp-приемная ГУЗ ДСПБN2
WhatsApp-приемная (только сообщения) ГУЗ ДСПБ N2:
8 (965) 695-79-98
Ребенок от 0 до 6 мес. (раннее выявление неврологических заболеваний)
К ВРАЧУ НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ
Когда ребенок постепенно учится ползать, можно выявить следующие отклонения от нормы:
– если ребенок к концу 1-го месяца в вертикальном положении не может на мгновение удержать головку:
– если к концу 2-го месяца он не может приподнять головку на 5 см от поверхности и удержать ее;
– если к концу 3-го месяца он не может, лежа не животе, удержать головку в течение 1 мин;
– если к концу 4-го месяца он не может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья;
– если к концу 5-го месяца ребенок плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину;
– если к – концу 6-го месяца, лежа на животе, он не может дотянуться до игрушки;
– если к концу 8-го месяца еще не может ползти назад;
– если к концу 9-го месяца не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед;
УМЕНИЕ СИДЕТЬ
Следует насторожиться, если
– ребенок к концу 2-го мес. совершает несимметричные движения ручками и ножками;
– к концу 3-го мес. ребенок не может удержать головку хотя бы на полминуты в вертикальном положении;
– к концу 4-го мес. у него головка отклоняется назад в тот момент, когда его поднимают из положения лежа на спине;
– к концу 5-го мес. он неуверенно держит головку, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки и положения лежа на спине;
– к концу 7-го мес. ребенок при поддержке за руку родителей не пытается сесть;
– к концу 9-го мес. при сидении плохо удерживает равновесие или не может повернуться вокруг своей оси;
– к концу 11-го мес. не может сидеть с вытянутыми ногами.
УМЕНИЕ ХОДИТЬ
– к концу 4-го мес. ребенок, когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками, не пытается опереться на кончики пальцев ног;
– к концу 6-го мес. в таком же положении не “пританцовывает”;
– к концу 8-го мес. не может короткое время стоять при поддержке за руки;
– к концу 11-го мес. не пытается стоять, удерживаясь за мебель или стенки манежа;
– к году не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого;
– в один год и 1 мес. не может самостоятельно стоять в течение минимум 10 с;
– в один год и 3 мес. не может свободно пройти 20 шагов;
– в один год и 4 мес. не бегает свободно;
– в один год и 8 мес. не может без поддержки пнуть мяч;
– в 2 года и б мес. не может без поддержки спуститься по лестнице;
– в 3 года не может без опоры удержаться на одной ноге.
При формировании осознанных хватательных движений следует насторожиться, если к концу
– 3-го мес. ребенок не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету, который держат перед ним;
– 3-го мес. не разглядывает свои ручки;
– 5-го мес. не может уверенно протянуть ручку к игрушке;
– 6-го мес. не может ухватить кубик;
– 8-го мес. не может удержать между указательным и безымянным пальцами пуговицу
– 9-го мес. не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать шапочку или платок с головы;
– одного года не может удержать одной рукой 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому;
– одного года 6 мес. не может построить башню из 3 кубиков;
– одного года 8 мес. не может чертить прямые линии;
– 2 года не может отвинтить крышку от банки;
– года 9 мес. не может аккуратно есть суп ложкой;
– 3 года не может налить воду в чашку.
Подозрения в нарушении слуха и зрения могут возникнуть, если к концу
– 1-го мес. ребенок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча фонарика вправо-влево;
– 2-го мес. не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону;
– 3-го мес. не ищет глазами, откуда звенит колокольчик;
– 5-го мес. не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери;
– 6-го мес. уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения;
– 7-го мес. не может стучать кубиком по столу;
– 8-го мес. не прислушивается к разговору взрослых;
– 9-го мес. не может стучать кубиками друг о друга;
– 10-го мес. не сбрасывает игрушки со стола;
– одного года не проявляет интереса к автомашинам;
– одного года 3 мес. не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах;
– 2 года не может отличить съедобное от несъедобного;
– 2 года 8 мес, не может выложить кубики в одну линию.
ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
-1-го мес. ребенок никогда не кричит перед кормлением;
-4-го мес. не улыбается, когда с ним заговаривают;
– 5-го мес. не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет (“Где папа?”);
– 7-го мес, не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками;
– 9-го мес. не может повторить за взрослым восемь различных- звукосочетаний и слогов;
– 10-го мес. не может махать головой в знак отрицания или несогласия или помахать ручкой в знак прошения;
одного года не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
– одного года 3 мес. не может адекватно употреблять слова “мама” и “папа”;
– одного года 8 мес. не может произнести 6 осмысленных слов;
– одного года 8 мес. не может показать части тела, которые ему называет взрослый;
– 2 года 5 мес. не понимает разницу между словами “большой” и “маленький”;
– 3 года не может показать, какая линия из 3 самая длинная;
– 3 года I мес. не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СОЦИАЛЬНОМ ПЛАНЕ
Если ребенок к концу
– 1-ого мес. не прекращает крик, когда мать прикладывает его к груди или прижимает к себе;
– 2-го мес. не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним;
– 3-го мес. не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заговаривает с ним или улыбается ему;
– 4-го мес. не выражает радость, когда с ним играют;
– 5-го мес. не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне или мимике;
– 6-го мес. не проситься “па ручки”, протягивая свои ручки к взрослому;
– 7-го мес. не ласкается к матери или близкому человеку;
– 9-го мес. не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за мебель или не сердиться, когда у него отбирают игрушку;
– 10-го мес. не повторяет или не имитирует такое действие, которое вызывает смех окружающих;
– одного года не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале;
– одного года 3 мес. не может играть с матерью в мяч, не может самостоятельно удержать стакан и пить из него;
– одного года 7 мес. не играет с плюшевым медведем или куклой;
– одного года 8 мес. не может сам надеть носки, обувь и шапку;
– одного года 9 мес. не может, подражая матери, выполнять некоторые хоз.дела;
– 2 года не может сам вымыть и вытереть руки;
– 2 года 5 мес. еще не может словами попросить еду;
– 2 года 6 мес. не может один есть ложкой;
– 2 года 10 мес. еще не говорит о себе, применяя местоимение “Я”, не может сам одеться, не ходит своевременно в туалет.
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.