как понять что у ребенка проблемы со слухом 3 года
Как понять и что делать, если у ребенка нарушен слух?
Нарушение слуха у ребенка первыми замечают, чаще всего, его родители.
В период с одного года до трех лет малыши учатся говорить, проявляют повышенный интерес к различным звукам, поворачивают голову, услышав свое имя, подражают взрослым, повторяя слова и целые фразы. Если речь у малыша развивается правильно, то и слух у ребенка не нарушен. И в то же время отставание в речевом развитии не всегда указывает на слуховые расстройства.
Как понять, что у ребенка нарушен слух? Для этого нужно обращать внимание на особенности поведения малыша, которые могут свидетельствовать о нарушении звуковосприятия:
— малыш не просыпается при громком шуме;
— нет реакции на звучащие игрушки, мамин голос;
— ребенок неадекватно издает звуки, кричит, пищит (создается впечатление, что он не слышит своего голоса);
— в возрасте около 12 месяцев у малыша нет зачатков развития речи. Что делать, если у ребенка нарушен слух?
Двустороннее нарушение слуха легче заметить и диагностировать. Тяжелее заметить слабую тугоухость с одной стороны. Такие дети обычно поворачиваются к источнику звука тем ухом, которым лучше слышат. Эта привычка должна обязательно насторожить родителей и стать поводом для обращения к специалистам, сначала к педиатру или оториноларингологу, а затем к сурдологу. Вот простой способ определения слуха у детей, которые могут повторять сказанное взрослым. Нужно стать за спиной ребенка на расстоянии 3 метров и выразительным шепотом, на выдохе, произнести пять простых фраз. Одно ухо малыш должен закрыть ладонью для более достоверного результата, а затем поменять. Если ребенок не слышит две и больше фраз из пяти, то необходимо обратиться к врачу-сурдологу для комплексного обследования и принятия мер по коррекции слуховых нарушений.
Как понять что у ребенка проблемы со слухом 3 года
Молодых родителей тревожит все, что вызывает сомнение в нормальном развитии малыша. Особенно сильно их настораживает, когда малышу уже 3-4 месяца, а он не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону, где работает телевизор и не просыпается, когда издается резкий звук после падения какого-то предмета на пол.
На самом деле ребенок видит и слышит уже с первых дней рождения. Он настолько восприимчив к внешним раздражителям, что в состоянии бодрствования вздрагивает от неожиданных звуков, а услышав голос мамы, радостно начинает перебирать ножками, сжав кулачки. Но спят новорожденные дети крепко, не реагируя на громкие звуки. При этом интересно то, что просыпаются они чаще от маминого шепота, чем от звука громкого голоса мамы.
Исследования ученых показали, ребенок начинает отличать голос мамы и папы уже на последних месяцах беременности. Уже в утробе матери он способен различать музыку и сказки, которые чаще всего слушают и читают родители. Поэтому после рождения младенцы лучше всего засыпают под колыбельные песни, которые поют им родители, музыку и сказки, знакомые им до рождения.
Для проверки слуха чаще всего один из родителей берет ребенка на руки, а другой зовет его по имени с отдаленного на несколько метров расстояния. Или один родитель сидит с ребенком на руках, а другой незаметно подходит к нему сзади и заводит музыкальную игрушку.
В 4 месяца малыш реагирует на звучание игрушек, голос родителей и посторонние шумы одинаково как правым, так и левым ухом. При нормальном слухе у 4-х месячного ребенка должны отмечаться реакции на любой звуковой сигнал в виде поиска источника звука, поворачивания головы, замирания и моргания. Однако при повторных звучаниях одних и тех же звуков реакция малышей быстро угасает, поэтому родители не должны думать, что со слухом у ребенка что-то не в порядке, если он оставляет без внимания синхронно повторяющиеся звуки.
У молодых неопытных родителей вызывает страх, когда они с некоторого расстояния зовут малыша по имени, а он продолжает играть своими погремушками или разглядывать обои. На самом деле дети начинаются окликаться на свое имя только в возрасте 6-7 месяцев, а беспокоиться о том, что малыш не реагирует на свое имя стоит только тогда, если ему уже исполнился год, а он не поворачивает голову в вашу сторону, когда вы зовете его по имени.
Врачи пока не научились определять, слышит ли младенец в утробе матери, но в развитых зарубежных странах, например, в Скандинавии, обследуют органы слуха у всех новорожденных методом регистрации отаакустической эмиссии. Это метод помогает выявить тугоухость у детей с первых дней жизни, но в нашей стране еще не практикуют подобную методику. У нас родителям рекомендуется самим быть внимательным при уходе за новорожденным малышом и понаблюдать за его реакцией.
Таблица Л.Н. Неймана для оценки слуха ребенка дошкольного возраста речью
Чем раньше родители выявят проблемы со слухом ребенка, тем больше шансов на то, что правильное лечение оградит его от потери слуха. Обязательно следует показать малыша ЛОР-врачу, если он:
— в 4-5 месяцев не лепечет и радостно не реагирует на появление родителей;
— в 6 месяцев не издает никаких звуков, постоянно молчит;
— в 8-10 месяцев не пытается произносить отдельные звуки;
— в 1 год не выполняет просьбы родителей;
— в 2 года не произносит слов и фраз.
Проверить слух ребенка старше 1 года, который уже начал произносить слова, рекомендуется следующим способом: дайте ребенку мягкую игрушку и нормальным голосом попросите его показать, где у него ножки, ушки и глазки. Затем повторите эту просьбу шепотом, вначале около ребенка, а затем с расстояния 6 метров от него. Если ребенок выполняет просьбу только тогда, когда вы просите его что-то делать громко, а все сказанное шепотом игнорирует, то есть смысл проверить его слух у врача.
На втором году жизни малыши должны уже слышать отдельные слова, произнесенные шепотом с расстояния 6 метров, хотя причиной отсутствия реакции на шепот могут быть и такие факторы, как увлеченная игра с новой игрушкой, смена месторасположения, первые шаги, вкусная еда и т.д. Каждый ребенок растет и развивается по-разному, и от того, как заботятся о нем родители и сколько времени проводят с ним вместе, зависит то, как он будет реагировать на их шепот и окликаться на свое имя.
— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Наш малыш не глухой! Или… все может случиться?
Автор: Редакция Мастерслух
Как распознать снижение слуха у ребенка? Что делать, когда родители отказываются принять очевидное: их сын или дочь глохнут? Обратим ли этот процесс, и можно ли его как-то предотвратить, профилактировать? Объясняет Елена Анохина – заведующая дневным стационаром клиники «МастерСлух» в Ростове-на-Дону, врач сурдолог-оториноларинголог, кандидат медицинских наук.
Касается каждого
Отрицание, гнев, принятие – эти основные стадии проходят, наверное, все родители, когда сталкиваются со снижением слуха у своего маленького ребенка.
Если еще в роддоме младенцу определяют критическое снижение слуха, глухоту, у взрослых мало времени на сомнения и переживания. Наоборот, чтобы обнаруженная проблема не успела сказаться на дальнейшем развитии ребенка, нужно действовать быстро, как можно скорее провести операцию – кохлеарную имплантацию.
Но бывает и так, что малыш растет, развивается и… не сразу теряет слух. Тогда родители могут пропустить начало возникновения тугоухости, долгое время не признавать этот факт. Им кажется, что детское развитие идет по плану (вроде и на профосмотре в поликлинике все было нормально, и ребенок ни на что не жалуется). А узнав о проблеме, могут даже отказываться признавать ее – это своего рода защитная реакция.
Как родители могут заметить снижение слуха у ребенка, особенно, если оно небольшое?
Если малыш в таком возрасте, что уже понимает обращенную к нему речь, отвечает, реагирует на слова взрослых, заподозрить нарушение слуха можно, когда:
С младенцами – сложнее.
Особое внимание – если недавно малыш травмировался, например, падал, ударяли другие дети, перенес простуду, насморк, у него болели уши.
Причин тугоухости – десятки. Обратимых случаев, к сожалению, немного. Но скорректировать снижение слуха и жить дальше полноценной жизнью можно и нужно.
На приеме у врача
Первый специалист, к которому нужно обратиться в случае любого подозрения, сомнения, вопроса относительно развития слуха вашего ребенка, – обычный оториноларинголог в вашей районной поликлинике. Он проведет первичный осмотр и простые тесты. При выявлении действительно серьезных состояний – обязательно направит к сурдологу. В арсенале последнего – целая «батарея» тестов, включая:
Конечно, чем старше ребенок, тем проще с ним договориться, чтобы он во время диагностики не крутился, не вырывался, не кричал. Некоторые малыши прекрасно себя ведут при участии сурдопедагога, тот помогает проводить обследования в игровой форме.
Замечено: одного врача малыши боятся, к другому – льнут, как к родному. Доброго специалиста, умеющего и любящего работать с детьми всегда можно найти в клинике сети «МастерСлух».
Это обратимо?
Каждый случай – индивидуален. По умолчанию считается, что обратимая тугоухость, выражаясь, медицинским языком, кондуктивная – та, которая не связана со слуховым нервом, повреждением внутреннего уха, и которую успели вовремя заметить. Вовремя – это максимум в течение месяца после возникновения и то не в каждом случае, а, например, после простуды или травмы. В дальнейшем эффективность медикаментозного лечения снижается. Чтобы не упускать время, важное для развития ребенка, рекомендуется слухопротезирование (слуховые аппараты, если отпадет в них надобность, всегда можно снять) и занятия с логопедом-дефектологом, дабы не отстать от сверстников.
Если требуется хирургическая коррекция (удаление жидкости из среднего уха, восстановление слуховых косточек и т. п. – вариантов очень много), сурдолог подробно расскажет об этом на приеме, объяснит порядок действий.
Зачастую многие взрослые относятся к детским отитам пренебрежительно, мол, с кем ни бывало. Но даже такая, казалось бы, мелкая неприятность, способна вызвать стойкое снижение слуха. Все заболевания нужно долечивать.
Если же в результате обследований подтверждается, что снижение слуха – сенсоневральное или смешанное, т. е. уже связанное со слуховым нервом, невозможностью проводить звуки во внутреннем ухе, будет разработан маршрут реабилитации со слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами, участием различных узких специалистов.
Просто ждать и наблюдать в большинстве случаев – не вариант. Ребенку необходимо слышать весь частотный диапазон. Каждый звук важен для развития!
Так, при потере слуха I степени, т. е. самой небольшой, легкой, на которую многие взрослые у себя вообще могут не обращать внимание, у малыша будет нарушена разборчивость слов. Особенно тех, где звуки близкие по звучанию. Например, слова «кошка» и «ложка» ребенок будет воспринимать одинаково. Даже в тишине на небольшом расстоянии от говорящего. Способствует ли это детскому развитию или мешает – ответ потен без объяснений.
В шумной акустической обстановке – на фоне разговоров в классе, на улице с десятками звуков, шумом машин, разговорами прохожих, в помещении, где работает телевизор, играет музыка – ребенку на 100 % придется сложно.
Поэтому детям даже с I степенью тугоухости рекомендовано слухопротезирование и занятия со специалистами.
Комплексовать и бояться по этому поводу не надо.
Во-первых, дети зеркалят отношение взрослых к проблеме. Если окружающие спокойны и позитивны, свое снижение слуха малыш воспримет нормально. Ходят же детки в очках, брекетах, у некоторых вообще протезы или они передвигаются на инвалидных колясках, а у него всего-то оригинальные девайсы на ушах.
Во-вторых, современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты практически не мешают вести полноценную насыщенную жизнь. И даже делать «фантастические» вещи – например, подключаться к смартфону и отвечать на звонки, не беря аппарат в руки. Какие возможности откроются в будущем – сегодня трудно даже представить. В общем, во всем можно найти плюсы.
Как не допустить снижение слуха у детей?
Нарушения, связанные с осложнениями после перенесенных заболеваний, попытаться предотвратить, понятное дело, можно лишь уберегаясь от этих заболеваний, закаляясь, не игнорируя лечение и реабилитацию.
Также нужно стараться избегать длительного шумового воздействия. Не страшно, если человек на несколько минут попадает в среду с громкими звуками. А вот когда подросток целый день в наушниках, и музыку из них слышно с другого конца комнаты, это уже опасно. Многие научные работы подтверждают связь развития тугоухости с хроническими шумовыми травмами. Это, конечно, не повод враждовать с дочерью или сыном-тинейджером и совсем лишать тех наушников. В данный момент признан безопасный стандарт – проводить не более 2-3 часов в день в качественных профессиональных наушниках с громкостью ниже 80 дБ. Вполне достаточно, чтобы и в игры поиграть, и любимой музыкой насладиться.
Ко всему нужно подходить разумно. И будьте здоровы!
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Нанозащита слуховых аппаратов ReSound: новый стандарт качества
Датский производитель аудиологической техники GN ReSound уже более 10 лет все свои слуховые аппараты выпускает с инновационным полимерным покрытием iSolate nanotech. Рассмотрим, что это такое, в чем его преимущества. Читать далее →
STOP шум. Поговорим о шумозащите
Почему вреден сильный шум, какой звук считается опасным и как от него защититься, есть ли отличия в шумозащите для людей с нормальным слухом и слабослышащих? Рассказывает сурдолог-оториноларинголог ООО «МастерСлух-Москва» Зинаида Морозова. Читать далее →
Все работы хороши, выбирай на вкус! Востребованные профессии для глухих и слабослышащих
«МастерСлух» разрушает стереотип, что обладателям слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов доступны только примитвные малооплачиваемые специальности. Читать далее →
Как понять что у ребенка проблемы со слухом 3 года
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Простые и доступные методики проверки слуха в домашних условиях у детей младенческого и раннего возраста.
Статья:
Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими. При тяжелых нарушениях слуха без специальной помощи малыш не сможет овладеть речью, так как не слышит взрослого и себя и не может подражать речи. Бывают случаи, что ребенок теряет слух когда уже научился говорить (например, в 2, 5 – 3 года). В этом случае малыш также может потерять речь, если ему своевременно не будет оказана специальная помощь педагога для сохранения имеющейся речи. Обучением детей с нарушениями слуха занимаются сурдопедагоги.
Слух может снижаться в результате наследственных заболеваний, инфекционных болезней (свинка, корь, скарлатина), отитов, тяжелого гриппа, после лечения с применением антибиотиков. Проверку слуха делает врач – отоларинголог (лор) в детской поликлинике.
Проверку слуха малыша нужно сделать уже в первые же месяцы его жизни. Так как от срока начала обнаружения проблемы и своевременной педагогической помощи зависит, насколько хорошо будет развиваться ребенок.
Первоначальную проверку слуха можно сделать дома. Из этой статьи Вы узнаете простые и доступные методики определения слуха у самых маленьких детей, которые можно использовать для домашнего обследования слуха ребенка. Эти методики также могут использовать воспитатели детских садов чтобы уточнить причины проблем ребенка — узнать, слышит ли их ребенок или у него наблюдаются проблемы поведения и речи, потому что он плохо слышит. Если обнаруживаются проблемы — то ребенка нужно обязательно показать врачу — лору.
РАЗВИТИЕ СЛУХА У МЛАДЕНЦА: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О РАЗВИТИИ СЛУХА РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
В первые две – три недели жизни слышащий ребенок вздрагивает от громких звуков.
В первые три месяца жизни малыша Вы можете увидеть, как в ответ на звук у него появляется слуховое сосредоточение (широко открыл глаза, прекратил движения, повернулся в сторону мамы). Такое замирание ребенка в ответ на голос появляется обычно в возрасте двух – трех недель.
Это проще всего проверить во время крика ребенка. Если ребенок кричал, а в это время Вы подали неожиданно длительный звуковой сигнал недалеко от ребенка (например, позвонили в колокольчик), то он замирает, перестает двигаться и замолкает.
В 1-3 месяца хорошо слышащий ребенок оживляется в ответ на голос мамы.
В один месяц малыш поворачивается в ответ на звук голоса позади его.
В три – шесть месяцев младенец также в ответ на звук широко открывает глаза, поворачивается в сторону звука.
С 4 месяцев ребенок может сначала посмотреть глазами в сторону звука, а затем уже повернуть голову в эту сторону. У недоношенных детей эта реакций появляется позже. Впервые такая реакция наблюдается на голос мамы. Также с 4 месяцев малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.
Слышащий ребенок в 3-6 месяцев не любит резких звуков, вздрагивает от них (например, если кто-то вдруг позвонил в квартиру), широко открывает глаза и замирает. Может закричать в ответ на резкий звук или заплакать.
Показателем хорошего развития слуха также является гуление и лепет. В возрасте примерно 4-5 месяцев и старше гуление у здорового ребенка постепенно перерастает в лепет. В ответ на появление близкого взрослого малыш интенсивно лепечет. В возрасте 8-10 месяцев лепет развивается и в нем постоянно появляются новые слоги и звуки (если взрослый разговаривает с ребенком, поддерживая его лепет). У плохо слышающего ребенка лепет появляется, но далее не развивается, так как он не может подражать взрослому.
С шести месяцев ребенок может найти источник звука (голос, колокольчик, музыкальную игрушку), находящуюся справа, слева, сзади от него (если он не видит источника звука и ориентируется только по слуху). У недоношенных детей или детей с проблемами слуха этого не происходит и они остаются на уровне младенца возраста 3-6 месяцев. То есть реагируют широким открытием глаз, замирают, кричат. Но не могут найти источник звука. Они научатся этому чуть позже.
Это очень важно: до четырех – четырех с половиной месяцев развитие глухого или плохо слышающего ребенка ничем не отличается от развития слышащего малыша! Все дети – даже глухие – гулят! И дальше все дети — и глухие дети в том числе — переходят от гуления к лепету. Но с этого момента у плохо слышащего ребенка начинается отставание в развитии. И эти отличия резко нарастают с каждым месяцем.
Если же нарушение слуха было обнаружено сразу же и малышу оказали медицинскую помощь и подобрали индивидуальный слуховой аппарат, а также проводят с ним дома упражнения, рекомендованные сурдопедагогами, то отставания в развитии такого малыша не будет! Гуление у него плавно переходит в лепет, лепет развивается как у обычного ребенка. И ребенок овладевает речью естественным образом. Ребенок слышит речь, понимает, начинает говорить как и «обычные» слышащие его сверстники. А к трем годам уже вовсю рассказывает, задает вопросы- словом, он обычный малыш! Чего не скажешь о глухих и слабо слышающих детях, которые были без помощи до трех лет и поэтому в три года они «немые», то есть не говорят вообще! Хотя имеют отличный потенциал умственного и речевого развития.
Поэтому очень важно вовремя оказать помощь малышу. Если ее не могут оказать в Вашем городе, то всегда можно обратиться в областной центр или в клинику крупного города. Так как именно срок начала помощи слабослышающему ребенку – это самый важный фактор. Гораздо труднее начинать в три года помогать ребенку овладеть речью, когда время уже упущено и он целых три года ничего не слышал!
И еще один важный момент – в случае проблем со слухом у ребенка обычно родители думают прежде всего о враче. Но чтобы помочь ребенку стать полноценным человеком такому малышу очень нужен прежде всего сурдопедагог! Именно сурдопедагог научит Вас развивать Вашего плохослышащего малыша, научит обучающим упражнениям для него, проконсультирует Вас, как лучше общаться дома с Вашим малышом с учетом его особенности, проведет занятия и покажет Вам нужные Вашему ребенку игры и обучит Вас правильно их проводить дома. Именно развивающие занятия с сурдопедагогом – это залог нормального развития ребенка. Просто операция (сейчас делают операции, которые помогают глухим детям начать слышать) без коррекционных занятий с малышом не может полноценнно помочь ребенку овладеть речью. В случае же содружества семьи и сурдопедагога с врачом удается добиться того, что плохо слышащий ребенок будет полноценно говорить и общаться и жить обычной полноценной жизнью.
Ниже в этой статье Вы найдете:
Часть 1 — методика проверки слуха у ребенка первого года жизни в домашних условиях
Часть 2 — методика проверки слуха у ребенка второго — третьего года жизни.
ЧАСТЬ 1. КАК ПРОВЕРИТЬ СЛУХ МЛАДЕНЦА (РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ) ДОМА
Дома можно проверить слух малышей (даже в возрасте первых месяцев жизни) с помощью метода гороховых проб. Этот метод был предложен Институтом раннего вмешательства Санкт- Петербурга. Метод могут использовать педагоги и родители малышей.
КАК СДЕЛАТЬ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СЛУХА РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.
Возьмите четыре одинаковых пластмассовых баночки из-под киндер- сюрприза или старой фотопленки.
Баночки нужно заполнить так:
Баночка №1. Заполняем на одну треть нелущеным горохом.
Баночка №2. Заполняем на одну треть гречкой – ядрицей.
Баночка №3. Заполняем на одну треть манкой.
Баночка №4. Остается пустой.
Почему именно этот наполнитель используется для проверки слуха и нельзя его менять в данной методике:
— сотрясение гороха создает звук интенсивностью 70-80 дБ,
— сотрясение гречки создает звук интенсивностью 50-60 дБ,
— сотрясение манки создает звук интенсивностью 30-40 дБ.
Если Вы будете использовать баночки неоднократно для проверки слуха ребенка в течение первого года жизни, то меняйте наполнители через три месяца. Например, если Вы провели гороховую пробу в трехмесячном возрасте Вашего малыша и хотите ее повторить в шестимесячном возрасте –то поменяйте наполнители в баночках.
МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ СЛУХА РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ ДОМА
Проверку слуха проводит мама малыша с еще одним близким взрослым. Нужно проводить проверку слуха тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сытый, здоровый. Лучше это делать за час до кормления или через час после кормления.
Нужно положить малыша на столик или посадить на руки близкого хорошо знакомого его взрослого (например, бабушки, которая часто ухаживает за ребенком или папы малыша). Этого взрослого – Вашего ассистента нужно предупредить, чтобы он не двигался в момент подачи Вами звуков.
Начните ласково разговаривать с ребенком, привлекая его внимание к себе.
Теперь возьмите в правую руку баночку №3 (манка), а в левую – баночку №4 (пустая). Потрясите баночками рядом с ушками малыша на расстоянии 20-30 см от его ушек. Движения Ваших рук должны быть одинаковыми и симметричными. Затем поменяйте баночки местами – возьмите в левую руку баночку №3 (манка), а в правую – баночку №4 (пустая баночка).
Наблюдайте за Вашим малышом – реагирует ли он на звучание баночки с манкой? Широко открывает глаза, замирает или наоборот движения стали вдруг намного активнее, моргает, ищет источник звука, поворачивает глаза или голову в сторону источника звука?
Если никаких реакций на баночку №3 у ребенка нет, то берем баночку №2 (гречка) и начинаем проверку слуха с этой баночкой.
Если нет реакции и на баночку с гречкой, то берем баночку с горохом (баночка №1) и проверяем слух ребенка с ее помощью.
Почему нужна именно эта последовательность использования баночек при проверке слуха малыша и ее нельзя изменять. Дело в том, что ребенок достаточно быстро перестает реагировать на звуки, которые он слышит. Поэтому мы начинаем обследование слуха с самой «тихой» баночки и только в последнюю очередь берем самую «громкую» баночку. Если ребенок явно реагирует на баночку с манкой, то другие баночки можно и не предъявлять.
Чтобы более точно оценить результаты проверки слуха нужно учесть два важных нюанса:
— От звука до реакции ребенка на него может пройти до трех – пяти секунд. Новый звук можно подавать только тогда, когда полностью стихнет реакция на предыдущий звук.
— Желательно каждый раз перед новым звуком ласково уложить голову малыша на затылок (если он повернул головку в сторону предыдущего звука).
КАК ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ СЛУХА С ПОМОЩЬЮ «ГОРОХОВОЙ ПРОБЫ»:
— До 4 месяцев ребенок реагирует на баночки с гречкой и горохом, и не реагирует на звучание баночки с манкой. Это нормально!
— При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев есть явные ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек (манка, гречка, горох). Он поворачивает голову или глаза в сторону источника звука.
— При нарушении слуха ребенок до 4 месяцев или вообще не реагирует на звучание баночек с горохом и гречкой, или то реагирует, то не реагирует.
— После 4 месяцев при нарушении слуха ребенок не может определить источник звука. Или не реагирует на звучание даже одной из баночек.
РЕАКЦИИ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ НА ЗВУК, КОТОРЫЙ ОН СЛЫШИТ
Ниже дан список наиболее информативных для нас безусловно – рефлекторных реакций младенцев на звуки (если есть такие реакции или одна из этих реакций на звук в «гороховой пробе» –значит, малыш этот звук слышит):
— вздрагивание всего тела,
— замирание (застывание) ребенка,
— движение ручек и ножек, разведение рук и ног в стороны,
— поворот головы к источнику звука или, наоборот, он него ( в случае резкого звука),
— нахмуривание бровей, зажмуривание глаз,
— изменение ритма дыхания,
— широкое открывание глаз.
Обратите внимание: Если каждый раз ребенок поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от того, в какой руке находится звучащая баночка, то это может быть признаком односторонней потери слуха. Такому малышу нужно аудиологическое обследование.
Можно ли проводить гороховую пробу с ребенком после года? Нет. Ребенок после года уже не будет так реагировать на шум баночки, поэтому тест будет не информативный.
ЧАСТЬ 2. КАК ПРОВЕРИТЬ СЛУХ РЕБЕНКА С ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ (В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ)
Ребенок раннего возраста может реагировать на звуки также как и взрослый и хорошо воспринимает и понимает шепот с расстояния в шесть метров.
Если ребенок в полтора – два года практически не говорит или говорит очень плохо, то в первую очередь специалисты проверяют слух малыша. Так как нарушения слуха – очень частая причина проблем с речью ребенка.
Дома мы можем проверить слух ребенка раннего возраста с помощью специально построенного разговора с ним. Методика разработана в Институте коррекционной педагогики РАО.
ПЕРВЫЙ СПОСОБ ПРОВЕРКИ СЛУХА У РЕБЕНКА 1- 2 ЛЕТ
Сначала просьбы и вопросы к малышу задавайте, стоя рядом с малышом и говоря четким шепотом. Потом отойдите на расстояние 6 метров. Сначала просите четким шепотом. Если ребенок не слышит – то погромче (разговорная громкость голоса).
Если малыш не смог выполнить Вашу просьбу, то подойдите к нему и повторите ее на небольшом расстоянии от малыша разговорным голосом. Потом снова отойдите подальше и повторите эту же просьбу шепотом (Это делается для того, чтобы убедиться, что малыш понимает содержание просьбы).
КАК ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ СЛУХА ЭТИМ МЕТОДОМ:
Нормально слышащий малыш выполнит Ваши просьбы, данные ему шепотом с расстояния в шесть метров. Если же он не слышит Вашего шепота, а выполняет просьбы, только когда Вы говорите голосом разговорной громкости с расстояния в шесть метров – то лучше перепроверить слух малыша у специалистов.
Дети раннего возраста очень непосредственные и подвижные и не умеют еще управлять своим поведением. Поэтому не всегда удается проверить их слух этим методом. Некоторые малыши просто не хотят слушать и показывать картинки и возникает ложное впечатление, что у ребенка плохой слух. А на самом деле, возможно, он просто не хотел выполнять задания – ему было неинтересно. Что же делать? Нам поможет второй способ проверки слуха у детей раннего возраста.
КАК ПРОВЕРИТЬ СЛУХ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ 1-2 ГОДА: ВТОРОЙ СПОСОБ
Для проверки слуха ребенка Вам понадобится помощник. Это может быть папа, бабушка, дедушка, старшая сестра или брат малыша — то есть близкий ему, очень хорошо знакомый человек.
Мама берет малыша на ручки и садится вместе с ним за большой «взрослый» стол. На столе должны быть игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики, ведерки и так далее).Игрушки должны быть интересными ребенку, но при этом хорошо знакомыми. То есть он должен быть увлечен ими, но не до такой степени, чтобы ничего не замечать вокруг. Новую игрушку для обследования слуха брать нежелательно, так как малыш может так увлечься ей, что просто не обращать внимания на звуки (вспомните себя, когда Вы чем-то очень сильно увлечены, Вы тоже не всегда слышите что говорят вокруг Вас).
Малыш, сидя у Вас на ручках, играет на столе с игрушками. Ваш помощник встает за спиной малыша на расстоянии 6 метров от него и зовет шепотом малыша по имени. Если ребенок не отреагировал – то уменьшите это расстояние. Снова помощник зовет малыша шепотом. Если и сейчас нет реакции – пусть он позовет ребенка голосом разговорной громкости.
После этого мама с малышом продолжают играть с игрушками, а помощник мамы отходит то слева от малыша на расстояние 6 метров, то справа от малыша на расстояние 6 метров (чередуем эти положения в случайном последовательности). И подает звуковые сигналы от самого тихого к самому громкому.
Список звуковых сигналов для проверки слуха:
— музыкальная игрушка- шарманка (высокочастотное звучание),
— музыкальная игрушка — дудка (среднечастотное звучание),
— барабан (низкочастотное звучание),
— шепотная речь и голос разговорной громкости (ав-ав, пи-пи, кшшшш, имя ребенка),
— непривычные звучания (шуршание целлофанового пакета, стук гречки, гороха).
Советы по проведению обследования слуха детей раннего возраста этим методом:
— Интервалы между звуковыми сигналами делайте не менее тридцати секунд.
— Реакцией ребенка на сигнал считаются: поворот глаз или головы в сторону источника звука.
— Когда ребенок поворачивается на звук, то ему в поощрение показывается яркая картинка или игрушка.
— Если ребенок не реагирует на звук, то ассистент сокращает расстояние до ребенка и потихоньку приближается к малышу, пока он явно не отреагирует на звук. Потом нужно будет еще раз перепроверить реакцию на данный звук с исходного расстояния в шесть метров.
ИГРАЕМ И ПРОВЕРЯЕМ СЛУХ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Эту же методику можно провести как игру с ребенком. Вот как это делается. Сначала играем в те игрушки, которые будут участвовать в проверке слуха малыша:
— Шарманка. Демонстрируем ребенку, как играет шарманка и как под звуки шарманки танцует кукла. А когда шарманка замолкает, то кукла прячется за ширму (ширмой может быть большая коробка). Зовем с ребенком куклу, и она снова танцует под шарманку.
— Дудка. Под звуки дудки ездит машинка, а когда дудка замолкает, то машина заезжает в гараж и останавливается. Предложите ребенку подудеть — позвать машинку и покажите, как под этот звук снова стала ездить машина. И как она остановилась, когда дудка замолчала.
— Барабан (негромкий стук). По стук барабана прыгает игрушечный зайка. Когда барабан замолкает – зайка прячется. Поиграйте с ребенком с зайкой аналогично игре с куклой и шарманкой.
— После этого предложите малышу послушать, кого сейчас позовут. С расстояния 6 метров за спиной ребенка Ваш помощник играет на шарманке. Ребенок повернется на этот звук, а Ваш помощник покажет ему в ответ куклу. Также пробуем звук барабана и звук дудки. Отреагирует ли малыш? Если да — то показываем ему машинку/ зайчика.
— Потом даем в руки ребенку куклу (ляля), собачку (ав-ав) и птичку (пипипи). Играем с игрушками и снова предлагаем отгадать, кто его зовет. Ваш помощник берет эти три игрушки и встает на расстоянии 6 метров от ребенка то слева, то справа от него. Он говорит четким шепотом: «Ав-ав». Если ребенок повернулся на звук, то ему показывают собачку. Также демонстрируют другие два звукоподражания.
Для того чтобы малыш отреагировал на звуки, лучше сначала дать ему поиграть с этими игрушками, попробовать их звуки, привыкнуть к ним. И только потом проводить обследование слуха.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЛУХА ВТОРЫМ СПОСОБОМ.
При нормальном слухе ребенок реагирует на звуки, которые подаются с расстояния в шесть метров. Также он может показать хорошо знакомые ему игрушки, название которых было произнесено ему шепотом с расстояния в шесть метров.
Если же ребенок реагирует только на 1-2 звука из всего списка с расстояния в шесть метров, то лучше проверить слух ребенка у специалиста.