как понять что в человека вселились бесы
Признаки одержимости бесами, которые есть у половины жителей страны
Явные признаки одержимости человека бесами — разговоры чужими голосами и не от своего имени, агрессия по отношению ко всему, что связано с церковью, способности к левитации, запах серы. Однако бес хитер, и не всегда он показывается — это может закончиться его изгнанием обратно в ад.
Признаки одержимости — бесноватые среди вас
Священники утверждают, что одержимых нечистой силой вокруг немало. Такое мнение выразил служитель Константин Пархоменко в интервью для газеты «Вечерняя Москва»:
Порой, чтобы понять, что с человеком что-то не то, достаточно посмотреть ему в глаза… Это может быть современный и даже известный политик, бизнесмен или артист. Посмотрите в его глаза — и вы поежитесь. Там сверкает что-то демоническое.
Священник Константин Пархоменко
Священнослужители уверены, что вселение беса — не средневековые выдумки, а суровая реальность. Не всегда симптомы одержимости похожи на те, которые можно увидеть в фильмах ужасов. Распознать бесноватого сложно, нечистым присуща хитрость.
Главный признак — нетерпимость ко всему, что связано с верой. Казалось бы, человек с широким кругозором, который привык учитывать и принимать чужое мнение, однако стоит завести с ним разговор о Боге, лицо начинает меняться, а уважение сходит на нет. Бес не способен переступить через свою суть, когда речь идет об извечном противнике — Господе, поэтому выдает себя.
Таким людям тяжело находиться в церкви. Жертва нечистой силы боится служителей храмов, освященных предметов и христианских святынь, но этот страх принадлежит не ей.
Нежелание крестить себя или детей часто относят к признакам рассматриваемого заболевания. Но здесь причина может быть в нежелании распространяться о принадлежности к другой религии.
Как проявляется бес в человеке — страсти и зависимости
Искаженные желания и эмоции могут жить в каждом из нас. Хороший пример — эротическое влечение к человеку противоположного пола. Это нормально, однако сексуальные отношения без брака — блуд. Так называют одну из разновидностей беса.
Страсть в браке вкупе с верностью — реализованное желание, без которого человечество бы вымерло. Стремление удовлетворять похоть без брака, распущенность, частая смена половых партнеров, — влияние темных сил. Нормальным считается желание выпивать в праздник, во время встречи с друзьями. Алкоголизм, наркомания — от беса.
Любовь к кулинарным экспериментам — увлечение, попытки самовыражения, хороший способ доставить удовольствие ближнему. Однако существует порча — бесовской жор, когда колдун подселяет нечисть, вызывающую неумеренный аппетит. Жертва потребляет пищу так, что видеть процесс слабонервным нежелательно.
Зависть, подталкивающая человека к самосовершенствованию, нормальна. Та, которая заставляет вредить другим — бесовская. Любая страсть, которая делает человека рабом его желаний и заставляет поступать не по совести, может быть одержимостью.
Бесноватость — признаки, отличные от психических отклонений
Одержимых бесами нередко принимают за психбольных. Если человек всегда был агрессивен и недобр, есть большая вероятность присутствия нечистой силы.
Еще один признак — явное отвращение к христианским святыням. Разговоры о религии, неадекватная реакция на запах ладана, святую воду, чтение молитв, иконы — проявления бесноватости.
Есть очень простой способ проверки — предложите подозреваемому в одержимости два стакана. В одном будет простая вода, а в другом — освященная в храме. Естественно, знать человек об этом не должен. Бесноватый обязательно выберет стакан с простой водой — нечисть легко различит два одинаковых стакана. Однако не снимайте со счетов и случайность, этот метод подходит в совокупности с остальными.
По заверениям священников, чаще приходится иметь дело с ситуацией, когда серьезное заболевание психики принимается за одержимость. Дело не только в набожных родственниках. Иногда и сами якобы страдающие от влияния нечистой силы принимают за это явление нервное расстройство. Нередко таким способом привлекают внимание к своей персоне.
Как бес вселяется в человека и как этого не допустить
Священники уверены, что человек лично готовит жилье для демонов своими поступками. Бес входит вместе с грехом. Убийства, изнасилования, блуд, цинизм, интерес к оккультизму и принадлежность к сатанистам — все это открывает дорогу демонам. В зоне риска все, кто ведет разнузданную жизнь и далек от покаяния.
Если человек придерживается христианской морали, посещает церковь, исповедуется в грехах, держит пост, читает молитвы и регулярно причащается, бесы не смогут к нему подступиться. Верующий находится под Божьей защитой, а посильный аскетизм всегда будет плюсом для избавления от неприятностей черномагического характера.
Священнослужители утверждают, что люди, которые не находили в себе сил для борьбы со страстью, должны вести христианскую жизнь. Бесы бегут прочь от Божьей благодати.
По средневековым источникам интерес демонов к представителям духовенства всегда был высок. Чем чище человек, тем интереснее и ценнее его душа для нечистой силы. Сохранились записи о борьбе монахов с ней. Средства все те же — вера, молитва, христианский образ жизни и, конечно же, сила воли.
Люди, одержимые бесами, и присущие им болезни
Симптомы могут заключаться в нарушениях самочувствия. Однако все это должно рассматриваться как симптомы заболевания. Если же обследования не показали его наличия, можно подозревать негативную программу или вхождение беса.
Особенно это касается родителей, которые уверены, что в отпрыска вселился нечистый. Криминальная хроника пестрит подобными историями, и для детей они завершаются плачевно. Бес может находиться и в вас, толкая на лишение медицинской помощи «одержимого».
Должны вызвать тревогу необоснованная слабость и быстрая утомляемость. Любые формы припадков и конвульсий — повод обратиться к врачу и случай задуматься: а не грехи ли стали виной заболеванию? К похожим на бесноватость симптомам относится горячка, высыхание частей тела, дрожь в руках, потливость, холодность кожи, ожирение или излишняя худоба, лунатизм.
Несмотря на хитрость и предприимчивость нечистых, распознать их присутствие, отравляющее жизнь человека, возможно. Однако многие из признаков можно приписать половине жителей страны. Будьте осторожны в выявлении бесов и демонов, не всегда закон окажется на вашей стороне.
Одержимость
Одержимость нечистью, симптомы одержимости
Что такое одержимость?
Под этим термином скрывается множество состояний. Одно из них — то, когда человек находится под сильным влиянием злых сил, духов, диавола. Другое — термин, который используется в психиатрии. Люди могут говорить об одержимости и в положительном ключе — «он одержим идеей помочь людям». И все же одержимость предполагает нездоровое увлечение или те моменты, когда человек не может контролировать себя. Одержимым требуется помощь и порой участие Церкви. О чем бы мы ни говорили, — о психическом заболевании или о духовном состоянии, православные христиане верят в то, что Всесильный Господь способен помочь человеку, который борется с одержимостью.
Еще Библия дает нам упоминания о том, что некоторые люди могут быть одержимы злыми духами. Поэтому христианам сомневаться в реальности существования одержимости не приходится.
В «Деяниях Апостолов» (19, 13-16) есть такой рассказ: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? — и бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома». Перед Иисусом Христом бесы трепетали, и в Его земной жизни также были эпизоды исцеления одержимых.
Как узнать, что человек одержим?
Не существует определенных «симптомов» или признаков одержимости. В Библии упоминания одержимости относятся, скорее, к эпизодам, когда человека одолевали греховные мысли, с которыми он никак не мог справиться. Мы тоже часто употребляем в речи это слово, рассказывая о том, что человек «одержим ревностью» или «одержим злобой».
Если говорить об упоминании подобных состояний в Писании, речь обычно шла о подобии эпилептического припадка, потере дара речи или необычного поведения, хуления святых. Но, если Библия — богодухновенный текст, то к другим сообщениям об одержимости стоит относиться критически. Мало кто знает, что состояние «одержимости» упоминается и в психиатрии. Одержимость даже имеет код по МКБ. То, что одержимость чаще встречалась в литературе и свидетельствах древности, кстати, говорит о том, что психиатрия, как наука в медицине, тогда практически не существовала или была, скорее, карательной, чем направленной на помощь людям. Во времена инквизиции многие пострадали вследствие того, что одержимыми посчитали психически больных людей.
Одержимость бесами или психическое заболевание?
Как отличить одержимость от психического заболевания? Может быть, человек не одержим? Почему «отчитки» и сеансы экзорцизма помогают, если одержимость — следствие психического расстройства?
Пункт F44.3 «Транс и одержимость» описывает то, что многие могут принять за одержимость бесами. Тем не менее во многих случаях речь идет о тяжелом психическом расстройстве, которое требует помощи психиатра. Конечно, обращение к Церкви и исцеление по молитвам Господу случается, но, человек не может брать на себя ответственность и лишать близкого квалифицированной помощи, если по его мнению человек одержим. В случае, если вы подозреваете у кого-либо одержимость, покажите его психиатру. Раньше врачи называли одержимость «какоденомания». Люди, страдающие этим расстройством нередко, на самом деле, болели шизофренией. Из-за раздвоения личности они считали, что одна из их личностей — это демон. Подобными расстройствами часто страдают люди с нарциссическими наклонностями.
Известны случаи, когда люди имитировали одержимость, чтобы привлечь к себе внимание. Им также требовалось помощь психиатра. Сейчас бред одержимости встречается нечасто, потому что в обществе не принято, как в средние века, списывать любое состояние, в котором у человека наблюдается расстройство личности, на одержимость.
В случае, когда человеку с заболеванием «одержимость» помогали в Церкви врачи не раз говорили об «эффекте плацебо» и самовнушении.
Отчитки в православии
Православная Церковь, как правило, не проводит специальных обрядов для тех, кто страдает от одержимости. Это возможно по особому разрешению от правящего архиерея. В свою очередь, в католической Церкви существует обряд экзорцизма. Об этом существует немало художественных фильмов и литературы.
В православии «отчитка» — скорее, редкость. В Троице-Сергиевой Лавре отчитку проводит отец Герман (Чесноков). Отчитка — специальный чин, который читается с целью помочь людям, в отношении которых доказательная медицина бессильна. Верующие обращаются за помощью к Господу. Отчитка не стоит никаких денег, поэтому верующие могут обращаться за помощью. И, все же, в первую очередь следует исключить психические заболевания. Границы между патологией и вмешательством сверхъестественного провести в случае с одержимостью непросто. Делать это должен специалист. Если вы опасаетесь, что врач, не верующий в Бога, может пропустить состояние одержимости, то спешим вас утешить — многие психиатры — религиозные люди и одновременно с врачом можно обратиться за духовной помощью в Церковь.
Священник, который видит, что у человека симптомы эпилепсии, которые можно принять за одержимость, в первую очередь, направляет человека к эпилептологу, а не на отчитку.
Отчитки в протестантизме
Интересно, что традиционные протестанты (лютеране) не проводят никаких обрядов для людей, страдающих одержимостью. Праведная жизнь и молитвы — это то средство, которые протестанты предлагают одержимым злыми силами.
В христианстве не сформировалось единого отношения к одержимости, так как многие из тех, кто якобы ей страдал, на самом деле, были жертвами психического заболевания, притворялись, чтобы получить славу. Некоторые также считают, что Господь допускает одержимость не случайно. Когда люди видят необычные и сверхъестественные вещи, творимые через зло, они могут задуматься об обращении к Богу и о том, что реально не только тело, но и душа. Физическое и душевное состояние человек может напрямую зависеть от того, какую жизнь он ведет.
К сожалению, многочисленные примеры показывают, что праведная жизнь — не является гарантией как душевного, так и физического здоровья. Но, христиане не должны строить свою жизнь в ожидании награды на земле. Иисус Христос победил мир, поэтому мы ищем награды на Небесах.
Как не дать вселиться бесу
Существуют ли конкретные рекомендации о том, что делать, чтобы не вселился бес? Возможно ли, что одержимость — следствие неправедной жизни? Помогает ли от одержимости Причастие?
Не существует рекомендаций и алгоритмов, выполнив которые можно точно знать, что бес не вселится в человека. Церковь допускает и проводит освящение жилища, средства передвижения, но христианская вера не предполагает ритуалов или обрядов, которые надежно защищают от одержимости. Это не более, чем суеверие. Особенно осторожно следует относиться к предложениям спасти от одержимости на коммерческой основе. Многочисленные священники предлагающие амулеты и обереги от сглаза или злых духов не имеют никакого отношения Церкви. Бог дал нам свою благодать бесплатно.
Можно ли купить отчитку?
В Троице-Сергиевой Лавре всегда благодарны паломникам за посильное пожертвование, но «отчитка» не имеет определенной стоимости и нет чинов, которые за деньги изгоняют бесов из человека.
Согласно наставлениям отцов Церкви злому духу сложно войти туда, где пребывает Святой Дух. Люди становились открыты к злу, когда их души были одержимы грехом, дурными помыслами. Так Иуда предал Христа, одержимый жадностью. Конечно, не бывает безгрешных людей, но надо стараться, чтобы грех не завладел душой человека, не вытеснил присутствия в человеке Божественного начала. Ведь мы были созданы по образу и подобию Небесного Отца.
Если христианин живет церковной жизнью, исповедуется и Причащается, искренне хочет жить по Завету Христа, ему не следует опасаться того, что он станет страдать от одержимости. Не следует обращать внимание и на глупые суеверия, которые указывают на возможность сглаза, предостерегают от контакта с черными кошками и женщинами, которые несут пустые ведра. Злые духи бессильны перед Христом, на что прямо указывает Его победа над смертью и адом.
Бесноватость в Библии
Упоминалось ли одержимость бесами в Библии? Говорит ли Библия напрямую о том, что одержимость действительно существует и, какую опасность она представляет? Стоит ли верующим опасаться одержимости и, способны ли злые духи внушить свою волю целому народу?
В Библии встречаются упоминания о том, что злые силы ищут себе жертв. Апостол Павел говорит «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», при этом мы знаем, что Бог сильнее диавола и Иисус исцелял одержимых.
В книге Иова диавол действительно причинил вред человеку, но по допущению от Господа. Все, что делает Господь, Он совершает во благо человеку.
В Дан. 10:13 мы видим также свидетельства о том, что одержимость может распространяться не только на одного человека, но и на целый народ. Многие считают, что история нацизма в Германии может служить таким примером.
Описания одержимости мы можем встретить сразу в нескольких местах Писания: (Матф. 4:24; 8:16, 28, 33; 9:32; 12:22; 15:22; Марк 1:32; 5:15-16, 18; Иоан. 10:21)
Помощь одержимому
Что же делать, если нам кажется, что человек одержим? Вызывать скорую психиатрическую помощь, молиться, обращаться к экзорцистам из других конфессий или искать старцев, которые проводят отчитки?
Если вы считаете, что у близкого человека есть признаки одержимости, в первую очередь покажите его врачу. Иногда люди начинают вести себя нетипично или агрессивно из-за психических заболеваний или органических поражений головного мозга. Это не отменяет возможности попросить молитвенную и духовную помощь в Церкви, так как Господь исцеляет человека от любых недугов, если это — именно то, что требуется для спасения души. Посоветуйтесь со своим духовником или со священником, которому вы доверяете.
Детские фантазии или одержимость?
С особым вниманием следует относиться к состоянию маленьких детей. Их фантазии легко перепутать как с психическим заболеванием, так и с одержимостью, имея ложные представления об этом понятии. Если ребенок говорит о том, что видит ангелов или боится ночных кошмаров, лучше показать его детскому психиатру и в дальнейшем задуматься о работе с психологом.
Ложным является утверждение, что младенцы кричат, «потому что он не крещеные», «на них лихой глаз» и.т.д. Таинство Крещения — это обещание следовать за Христом. Ни Крещение, ни Причастие не являются «средствами от одержимости», при этом, несомненно, Господь защищает и не дает силам зла навредить душе человека, который искренне верит в Бога и старается вести достойную и праведную жизнь.
Главное, не испытывать перед одержимостью и людьми, которые страдают ей суеверный страх. Художественные фильмы на тему одержимости внушают страх, но это зачастую всего лишь художественный вымысел. Несмотря на то, что многие основаны на реальных событиях. Возможно, им просто требуется квалифицированная помощь, молитва об их здравии, обращение к Богу с просьбой исцелить их от тяжелого недуга. Для Господа нет ничего невозможного.
Читать также об одержимости на Правмире:
Видео об одержимости:
Беснование: как бес вселяется в человека. Признаки
Одержимость, считали святые отцы, может быть двух видов. Существует одержимость в крайних своих проявлениях, когда в человеке обитает бес как вторая личность, а личность самого бесноватого находится в подавленном состоянии. Но и состояние человека, воля которого порабощена страстями, святые тоже называли одержимостью. Более того, эти два вида могут быть и просто разными формами одержимости.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, наблюдавший огромное количество людей, отмечал: «Бесы в простых людей входят по их простоте… В образованных и интеллигентных людей злой дух вселяется в иной форме, и бороться с ним гораздо труднее».
Кроме того, в нашей повседневной жизни страсти нередко захватывают нас, а иногда делают неконтролируемыми. Яркий и очень распространенный пример тому – раздражение. Поэтому, пока дьявол имеет что-либо свое в нашем существе, мы в большей или меньшей степени подвластны ему, а значит, тоже в каком-то смысле бываем одержимы. Через грех наша душа открывается для бесовского воздействия!
Вхождение диавола в душу человека можно сравнить с попаданием в организм человека болезнетворных бактерий. Если физически человек недостаточно защищен, имеет слабый иммунитет, то он открыт проникновению в него различных микробов и вирусов, следствием такого попадания является болезнь.
Так и дьявол, когда душа человека не имеет защиты, получает доступ к ней. Но что является защитой человеческой души, ее иммунитетом, преградой для бесов, и в силу чего она может лишиться этой защиты? Пока человек пусть медленно, но упорно совершенствуется, пока дух его устремлен к Богу, пока за падениями следует искреннее покаяние – он находится в сфере действия Бога и в духовной безопасности, но когда грех становится привычкой, когда все существо человека оказывается подвластным какой-либо страсти – он лишается охраняющего покрова Божественной благодати.
Лишается не потому, что Господь наказывает провинившегося: Господь всегда любит человека, всегда готов ему помочь. Но в том-то и заключается высота и исключительность любви Бога к человеку, что Творец уважает свободу Своего творения. И человек сам выбирает, с кем он хочет быть: с Богом или с диаволом. От человека требуется лишь повернуться к Богу, сердцем, мыслью, всей душою, и принять все то, что Господь ему предлагает. Однако, если человек отворачивается от Бога, он неизбежно вступает в контакт с сатаной, третьего не дано: во всем добром и прекрасном – Бог, в противоположном (даже если на первый взгляд оно привлекательно) – диавол. Г
рех – это наш выбор в пользу диавола, согрешая, мы как бы обращаемся сердцем к сатане. И это результат нашего свободного выбора. В грехе человек, как когда-то Адам с Евой, отказывается от даров Бога, уходит, прячется от Него и открывается воздействию бесов. Теперь не Бог, но диавол имеет влияние на человека и получает доступ в его душу. В Евангелии мы находим яркие характеристики отношений человека с диаволом, в которые вступает грешник. Спаситель, обращаясь к иудеям, вопрошавшим Его, сказал однажды: «ваш отец дьявол».
Что Спаситель имел в виду? Как быть «сынами Божьими» означает принадлежать горнему миру, быть в близости Бога, так быть «детьми диавола» значит иметь с ним близкое, непосредственное общение. От отца земного дети получают воспитание, черты характера, отношение к жизни, но, прежде всего, они получают от отца само бытие. Так и дети Божьи похожи на своего Небесного Отца, поскольку они живут Его жизнью. Люди же, обратившееся ко злу, в своих грехах тоже похожи на диавола как на своего отца, ведь от него они и получают свое грешное бытие, и живут его жизнью. Неоднократно Спаситель сравнивает пребывание диавола в душе грешника с жизнью хозяина в своем доме.
Человек перестает быть господином себе, некто другой распоряжается его душой и телом. Хозяин волен делать со своим домом все, что захочет: он может прибрать и починить его, а может разрушить. Исходя из того, что сущность дьявола – зло, что он неспособен к созиданию, но только к разрушению – не приходится сомневаться, что сделает дьявол, будучи хозяином души.
Вот что говорит св. Иоанн Златоуст: «Демоны, раз овладев душой, обращаются с ней так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели». А св. Василий Великий так интересно объясняет это страстное желание сатаны: понимая свое бессилие в борьбе против Бога, диавол стремится отомстить Ему хотя бы тем, что склоняет ко греху образ Божий – человека. Апостол Павел говорит про грешников, что диавол «уловил их в свою волю»iii. Они как птицы, попавшие в силки, охотник, поймавший их, может делать с ними все, что хочет, – они в его власти.
Так человек, прельстившийся приманкой диавола (эта приманка – обманчивая сладость греха), оказывается в его сетях. «Только птицы, – верно замечает святитель Иннокентий Херсонский, – мечутся, стараются вырваться из плена, мы же редко». «Царство Божие внутрь вас есть», – говорит Спаситель. Это значит, что не только после смерти, но уже сейчас мы можем приобщиться Небесному Царству, приобрести его в свое сердце.
Царство Божие внутри нас – это, по мысли св. Симеона Нового Богослова, «когда Бог бывает с нами в единении». Но в нашей власти создать в себе как Царство Божие, так и царство диавола. В Царство Божие входят через совершенствование в добродетелях и познание Бога, в царство диавола – «через укоренение в пороках» (преп. Иоанн Кассиан). И как в нашей власти отворить свою душу перед Богом и впустить в нее Божественную благодать или же остаться закрытым для него, так в наших же силах либо впустить диавола в сердце, либо воспрепятствовать ему.
«Поселяется дьявол в бесноватых людей потому, что эти люди привлекли к себе злых духов: они сами приготовили в себе жилище для дьяволов – выметенное и убранное; нераскаянными грехами своими вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого», – говорит преп. Иоанн Дамаскин. Это же подтверждает святитель Феофан Затворник: «Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтобы отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится в сторону сатаны, в того он и входит… Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек».
Примеры из жизни вполне подтверждают эту закономерность. Важно отметить, что едва ли кто-то из священников относится к возможности вселения диавола в человека скептически, так как именно к ним, в храм, приходят люди, чтобы поведать о таинственных и пугающих явлениях, с которыми им пришлось столкнуться.
Протоиерей Григорий Дьяченко, известный священник, живший в XIX веке, собрал ряд характерных примеров беснования в своей книге «Духовный мир». Приведем некоторые из них.
Для нас важно, что все эти примеры иллюстрируют факт: одержимость – вовсе не обязательно следствие сверхординарных грехов и грозит людям, оказавшимся в какой-то особенной ситуации; чаще всего с вселением диавола приходится сталкиваться тогда, когда самый обычный человек закостеневает в самых банальных пороках.
Так, сельский батюшка рассказывает о случившемся в одной крестьянской семье, принадлежащей к его приходу. Женщина, хозяйка дома, славилась угрюмым нравом и сварливостью, ее постоянно видели ругающейся с кем-либо. Неудивительно, что после одной из таких ссор, когда за ничтожную провинность она кричала на соседских детей, с ней стали твориться страшные вещи, о чем ее муж в ужасе сказал: «Жена моя так взбесилась, что страшно к ней и приступиться».
В другом случае причиной, открывшей диаволу доступ в душу, оказалось то, что многие считают не только не грехом, но, наоборот, положительной чертой, а именно легкое, несерьезное отношение к жизни. Две девушки местом для «отдыха» избрали могилу одного весьма грешного человека. Напившись, они начали прыгать через могилу и…плясать.
Когда девушки вернулись домой с кладбища, они начали кричать, издавали нечеловеческие звуки. Не зная, что предпринять в такой ситуации, девушек заперли в отдельной комнате и позвали священника. Будь на их месте дети, им бы не было никакого вреда, но это были взрослые, сознательные люди…
Надо сказать, что известны случаи одержимости и детей, причем в том возрасте, когда они еще не несут ответственности за свои поступки, а значит, не могут быть виновны во вселении в них диавола. Безусловно, все это остается тайной: почему Господь иногда попускает обитать бесам в невиновном создании, но логика тут все же есть: вероятнее всего, это происходит с детьми особо грешных людей. Как ребенок наркоманов или алкоголиков страдает в результате грехов своих родителей, так и душа младенца может оказаться предоставлена диаволу по причине неподобающего поведения его родителей.
Так же, как в случае с родителями-наркоманами, тут нет никакой мистической кары Божией, а действуют законы духовной жизни. Ребенок развивается в той атмосфере, которую видит вокруг себя, другого он не знает. Если в семье атмосфера святости, то ребенок с рождения учиться общаться с Богом, учится молитве и доброй, светлой, жизни. Недаром у святых родителей и дети нередко становятся известными святыми (вспомним хотя бы Преп. Сергия Радонежского). Но если в душах родителей обитает диавол, то и ребенок привыкает ко греху и его душа оказывается открытой бесам.
Приведу случай, произошедший с нами несколько лет назад, когда мы всей семьей отдыхали на юге. Мы возвращались с пляжа домой на троллейбусе. На очередной остановке в троллейбус вошли достаточно молодые мужчина и женщина с детьми – девочкой лет шести и мальчиком примерно того же возраста. Родители явно были алкоголиками, они грубо разговаривали между собой, хохотали над какими-то пошлыми шутками. Девочка, распихав всех, уселась вместе с братом (или приятелем) рядом с нами и стала так хамски и вульгарно себя вести, что отец Константин вынужден был попросить ее вести себя хотя бы тише. Тут произошло нечто неожиданное. Девочка обернулась к нам, лицо ее исказилось от злобы, и она стала хриплым, визгливым голосом кричать, что видела отца Константина в церкви, начала кривляться и передразнивать действия священников. Мы были одеты совершенно по-пляжному, ничто не выдавало в нас особую причастность к церкви, более того, в этот курортный город мы приехали на днях, и в храме отец Константин еще не появлялся. Да и из криков девочки явствовало, что она ничего реально не знает. Мать попыталась заставить девочку замолчать, так как весь автобус в удивлении смотрел на в прямом смысле беснующегося ребенка, но не смогла, и вся семья вышла из троллейбуса.
И в особой опасности находятся дети, чьи родители либо сами занимаются оккультными науками, либо обращаются к занимающимся этим людям (носят, например, больного ребенка к бабкам, чтобы помочь магическим способом).
Итак, соизволяя на грех, мы предоставляем себя (а возможно, и своих детей) в распоряжение диавола, который проникает в душу и закрепляется там по мере нашего укоренения в грехе. А святые отцы отмечали, что грех входит в душу не одномоментно, а поэтапно, проходя стадии развития от постороннего, внешнего побуждения, стучащегося в душу, до хозяйского распоряжения ею.