как понять что в номере отеля камера
Как найти скрытую камеру в съемной квартире или номере отеля
Airbnb и его аналоги решают множество проблем со съемом жилья. Но такая аренда также включает и некоторые риски. Например, недобропорядочные собственники могут устанавливать скрытые камеры в квартирах, комнатах и домах и не сообщать о съемке своим постояльцам, тем самым нарушая закон.Аналогичным образом поступают и отели, хотя и гораздо реже, чем собственники жилья.
Случаев, когда постояльцы обнаруживают в своих комнатах и номерах скрытые камеры, становится все больше. Согласно результатам исследования, скрытые камеры находит 1 из 10 пользователей Airbnb. Не меньше таких устройств в отелях и хостелах. Представим масштабы проблемы, если учесть, что постояльцы обнаруживают далеко не все камеры, а только те, что установлены небрежно. Как обезопасить себя от шпионажа? Как минимум можно внимательно обследовать помещение, прежде чем поселиться в нем. В статье мы расскажем, что, где и как искать.
Осмотритесь в поисках странных гаджетов
Когда мы приезжаем на отдых или отправляемся в командировку, заселение обычно проходит в расслабленном режиме. Уже достигнута финальная точка пути, можно и отдохнуть. Передохните, но после сразу обследуйте комнату или номер, куда вы заселились.
Нет ли рядом странно выглядящих устройств? Например, как на картинке ниже.
В центре — скрытая камера, которая маскируется под зарядное устройство. Этот девайс действительно способен заряжать, но у него есть и недокументированные функции. И подобных гаджетов много: это могут быть датчики дыма, пульты, динамики, будильники, лампочки и даже горшки с цветами или «забытый» кубик Lego.
При первом осмотре стоит обращать внимание на любые подозрительные вещи, которые находятся в поле зрения. Камера в любом случае будет находиться в пределах прямой видимости. Она может маскироваться под вполне обычную вещь, которая находится в необычном для себя месте — будильник в ванной, например.
Используйте фонарик или вспышку смартфона для обнаружения линз устройств
Если ничего не найдено (или, тем более, если даже при первом осмотре что-то нашлось), наступает очередь проверки вспышкой камеры смартфона или обычным фонариком. Это неплохой инструмент для обнаружения шпионского оборудования.
У любой камеры есть объектив со стеклами или полированным пластиком. Альбедо (характеристика отражательной способности) такой поверхности гораздо выше, чем альбедо других вещей. Соответственно, линзы скрытой камеры, если направить на них свет, будут отражать лучи гораздо лучше, чем любые другие предметы вокруг.
Выключите свет в помещении, которое обследуете, затемните его (жалюзи, шторы и т.п.) и включите вспышку телефона, обведя ею все помещение. Вам нужно следить за появлением небольших ярких точек. Если таковые обнаружились, посмотрите внимательно, что это такое. Вполне возможно, это скрытая камера.
Затемнение помогает и без использования фонариков. Многие камеры снабжены индикатором работы, и их видно в темноте.
Обследуйте мелкие предметы
Шпионское оборудование может быть миниатюрным. Соответственно, оно может быть скрыто в маленьких объектах и замаскировано, например, под крепежные болты, ручки и другие предметы. Мелкие детали интерьера лучше тщательно проверить. Не забывайте о миленьких игрушках, которые находятся в зоне прямой видимости. В них камеры встраивают чаще всего.
Используйте Wi-Fi снифферы для обнаружения умных устройств
Далеко не всегда удается найти камеры при визуальном осмотре. Иногда требуются более продвинутые инструменты, чем глаза и фонарик.
Речь идет о системах, которые в состоянии обнаруживать источники WiFi-сигнала. Дело в том, что подавляющее большинство камер, размещаемых в отелях и съемном жилье, передают сигнал по беспроводной сети, а не пишут данные на встроенный накопитель.
Соответственно, такие гаджеты можно обнаружить. Лучше всего с этой задачей справляются специализированные приложения. Например, Fing — это мобильное приложение (для iOS и Android), которое обнаруживает подавляющее большинство гаджетов, подключенных к локальному роутеру. Есть и альтернативы, например, Hidden Camera Detector, iNet, Tiny SVR Came и другие.
Приложение не показывает тип обнаруженного устройства, зато демонстрирует его MAC-адрес. Дальше дело за малым: при помощи сервисов вроде MacVendorLookup.com можно определить тип устройства — камера это, телевизор, умная лампочка или еще что-то.
Детектор прослушки
Это, конечно, не самый простой способ обнаружения девайсов. Во-первых, использование RF-детекторов частными лицами запрещено в ряде стран. Во-вторых, не через всякую границу такой девайс перевезешь. Ну и в-третьих, мало кто будет покупать и везти детектор прослушки, отправляясь на отдых.
Использовать детектор достаточно просто. Нужно обойти с ним помещение. Если услышите повторяющийся звук, значит, девайс что-то нашел. Чем ближе к источнику сигнала, тем чаще будет повторяться звук. Если вдруг ваш детектор начал издавать свое «бип-бип» рядом с цветочным горшком, значит, внутри, кроме цветка, есть еще что-то.
Поищите источник инфракрасного излучения
Речь идет о камерах ночного видения. Если выключить свет в помещении, то такие устройства начинают излучать в ИК-диапазоне. Найти источник инфракрасного излучения можно при помощи камеры смартфона. У нее нет фильтра ИК-излучения (во всяком случае, у большинства современных моделей), поэтому телефон можно использовать для поиска источника направленных ИК-лучей.
При желании можно собрать собственный детектор.
Есть, конечно, тепловизоры, которые подключаются к мобильным телефонам, но стоимость таких устройств высока и доступна не каждому.
Могут ли поставить камеры в номерах отеля, и как выяснить, есть ли камера в номере
Что самое главное для администрации любого отеля? Естественное, желание клиента, а также его безопасность. И если с первым, как правило, проблем не возникает, то над обеспечением полной безопасности еще нужно попотеть: охрана, сейфы и видеонаблюдение. Но можно ли размещать видеокамеры в номерах, и стоит ли из-за этого беспокоиться гостям? Сейчас расскажем.
Законно ли устанавливать камеры
Для начала давайте разберемся, где вообще могут быть установлены камеры по закону? Это территория отеля, кафе на его территории, холл, ресепшн, периметр отеля, на парковочных местах, у бассейнов, в лифтах и коридорах, словом, там, где большое скопление людей. Как правило, в большинстве отелей вы найдете видеокамеры в этих местах, но они далеко не скрыты, их легко увидеть. Их размещение — обеспечение безопасности гостей.
Где размещать камеры нельзя
Нельзя располагать камеры в номерах, это нарушает права человека на личную жизнь и конфиденциальность. В принципе, отели могут обойтись всего лишь теми видеогаджетами, которые охватывают целиком помещение коридоров, где расположены номера. Этого вполне хватит для того, чтобы следить за порядком.
Могут ли камеры быть расположены в номерах
К сожалению, не все отели соблюдают законодательные нормы и уважают личные права людей, располагая камеры в номерах. В случае обнаружения в своем номере средства видеонаблюдения постоялец может в любой момент обратиться в суд. Где вы можете найти камеру: на любом предмете интерьера, на кондиционере, на блоке сигнализационного устройства. Мы даже выпустили статью, где рассказываем, в каких секретных местах в отелях могут быть спрятаны камеры, читайте и узнавайте.
А вы когда-нибудь находили камеры в своих гостиничных номерах? Также предлагаем прочесть статью и узнать про самые необычные изобретения в отелях, которые поразили постояльцев.
Как найти скрытую камеру в съёмной квартире или отеле с помощью смартфона
Эксперты предупреждают: скрытые камеры могут быть установлены там, где вы бы не подумали. Например, в съёмной комнате. Найти их сложно, но можно. Если приборы встроили в элементы интерьера или технику, их получится вычислить. Как — в материале Лайфа.
Зачем ставят шпионские камеры в отелях и апартаментах?
Теоретически камеры помогут доказать в суде, что именно постоялец сломал мебель или разбил зеркало, и выбить компенсацию. Но их нельзя будет использовать. Такое видео нарушает неприкосновенность частной жизни. Поэтому скрытые камеры используются исключительно со злым умыслом.
Самое распространённое мнение — чтобы получить обнажённые фотографии и видео жертвы и затем шантажировать. Это не так. Всё гораздо хуже. Скрытые камеры и жучки нужны для того, чтобы выяснить, есть ли у человека ценные вещи, куда именно он их прячет, подсмотреть процесс ввода пароля на сейфе.
Как могут выглядеть шпионские гаджеты?
Это миниатюрный объектив или проводки, уходящие в стену. Их можно замаскировать под шуруп. Крошечный корпус позволяет разместить их почти в любом месте.
А ещё камеры могут встраиваться в другую технику или предметы интерьера. На Aliexpress продаются, например, очки, пульт от телевизора, чайник, кофеварка со скрытой камерой. Запись может вестись круглосуточно или стартовать тогда, когда датчик обнаружит движение или звук.
Официально их заказывать в Россию нельзя. Тем не менее они всё равно проходят границу и оказываются у злоумышленников.
6 гаджетов, которые нельзя продавать и покупать на AliExpress и «Авито». Иначе посадят
Как работает шпионское оборудование?
Это самостоятельное устройство, которое подключается к сети и передаёт данные другому аппарату — видео или звук. Чаще всего они работают по Wi-Fi, реже — через Bluetooth.
Это позволяет злоумышленнику следить за жертвой в реальном времени. Кроме того, устройства слишком миниатюрные, чтобы иметь собственный накопитель. Именно работа в сетях чаще всего и позволяет их вычислить.
Где может располагаться скрытая камера?
Гаджеты. Главное по теме
Очиститель или увлажнитель воздуха? Выбор зависит от самочувствия и местоположения дома
7 лучших приложений для контроля расхода денег
Apple планирует выпустить складной iPhone. Кто станет его главным конкурентом?
Объектив должен захватывать как можно больше пространства и при этом оставаться незаметным. То есть чаще всего устройство располагается на высоте.
Реже оно находится на уровне глаз или ниже — встраивается в телевизор, часы, будильник, вазу, увлажнитель воздуха, находится в цветах и на книжных полках. В отеле или апартаментах прежде всего нужно обратить внимание на ванную комнату. Чаще всего камера размещается именно там.
Осмотрите подозрительную технику
Датчики дыма на потолке, датчики движения, будильник, телевизор используют для встраивания камер. Как правило, на корпусе указывается модель устройства. Загуглите и посмотрите, как должны они выглядеть. Если есть отличия, то есть вероятность, что они были изменены.
Также обратите внимание на состояние корпусов. Скрытые камеры устанавливаются вручную, и вокруг отверстий для камеры остаются царапины. Заводские отверстия выглядят аккуратнее.
Воспользуйтесь фонариком на смартфоне
По требованию госдепцензуры. Как Дуров сохранит Telegram от блокировки в магазинах Google, Apple и на Amazon
Скрытую камеру можно найти в тёмном помещении при помощи фонарика на смартфоне. Объективы отражают свет, в этом случае можно заметить блик. Для этого нужно отключить весь свет, включить фонарь на смартфоне и осветить комнату.
Реже в темноте можно будет увидеть светодиоды, которые мигают, когда камера работает. Возможно, их забыли заклеить или закрасить.
Присмотритесь к шурупам и розеткам
На Aliexpress продают тысячи миниатюрных скрытых камер размером два с половиной сантиметра. Они идеально встраиваются в элементы интерьера, не привлекающие внимание.
Проверьте Wi-Fi и Bluetooth
Скрытые камеры подключаются к сети по Wi-Fi и отправляют контент на удалённый сервер. Реже они подключены по Bluetooth к хранилищу данных.
Зайдите в настройки смартфона и откройте разделы Wi-Fi и Bluetooth. В названии скрытой камеры может быть указано её разрешение (720р, 1080р), реже — слова cam, mini camera и подобное.
Проверить, следят за вашей комнатой или нет, можно с помощью роутера, если он в ней находится. Отключите его и посмотрите, пропадут ли вместе с ним источники сигнала с подозрительными названиями.
Используйте приложения для обнаружения умных устройств
Далеко не всегда удаётся найти камеры при визуальном осмотре. Иногда требуются более продвинутые инструменты, чем глаза и фонарик.
Речь идёт о приложениях, способных обнаруживать источники Wi-Fi-сигнала. Одно из таких — Fing (iOS, Android). Оно обнаруживает устройства, подключённые к локальному роутеру. Приложение не показывает тип обнаруженного устройства, а лишь демонстрирует его MAC-адрес. Дальше нужно определить тип этого девайса вручную. Например, его можно узнать на сайте MacVendorLookup.com — камера это, умный чайник, телевизор или другой аппарат.
Другие приложения анализируют магнитную активность и распознают шпионское оборудование. Одно из таких — Hidden Camera Detector (iOS, Android). Оно бесплатное, но с рекламой.
Hidden Camera Detector ищет скрытые камеры, микрофоны и жучки в помещении. И чем ближе смартфон к шпионскому устройству, тем сильнее сигнал. Важно: чтобы приложение работало, на смартфоне должен быть магнитный датчик. Если его нет, приложение сообщит об этом.
Для распознавания шпионских устройств есть специальные приборы — антижучки. Они работают в широком диапазоне частот и анализируют электромагнитный фон в помещении.
Чаще всего шпионское устройство передаёт данные по радиоканалу. Найти его поможет индикатор поля. Размером такое устройство со смартфон. Цена — от одной до нескольких тысяч рублей.
Важно: этот прибор не отличит скрытую камеру от обычного смартфона, подключённого к Wi-Fi. Поэтому при обнаружении одного устройства не стоит паниковать.
Как найти скрытые камеры на съемных квартирах и в отелях.
В сентябре 2018 молодая пара туристов из Шотландии нашла скрытую камеру в американской квартире, арендованной в сервисе Airbnb. Такое может случиться с каждым. Объясняем, как обнаружить в квартире скрытые камеры.
Зачем устанавливают камеры?
Многие владельцы перестраховываются и плохо воспитаны, поэтому готовы влезать в частную жизнь. Они боятся, что вы будете кутить, ломать мебель и что-нибудь украдете. Есть категория хозяев с дурными наклонностями, которые любят подглядывать за другими.
При этом за установку камер владельцу ничего не будет, особенно если он сдает жилье неофициально.
У себя дома человек имеет право устанавливать камеры, и ваши проблемы, что вы попали в объектив.
С отелями проще: для них камеры – слишком муторно, да и риск потерять весь бизнес. То есть «баловаться» таким могут разве что бесстыжие сотрудники.
1. Ищите любые гаджеты, которые выглядят подозрительно
Первым делом внимательно осмотрите будильник.
Шотландцы обнаружили устройство слежения именно в нем: внешне девайс слегка отличался от обычных электронных часов. Как заметил глава семейства, подключенная к розетке вилка выглядела так, будто на зарядке стоял обычный смартфон. Приглядевшись внимательно, мужчина понял, что часы — не основная функция этого гаджета: внутри находилась скрытая камера.
Детекторы дыма — еще одно популярное место для установки камер, так как высоко висит и охватывает все углы помещения. Внимательно осмотрите датчики, можно даже встать на стул, чтобы увидеть устройство во всех деталях.
Обратите внимание на все остальные электронные гаджеты, которые увидите в квартире.Если какой-то предмет вам покажется странным, найдите на корпусе название и попытайтесь узнать как можно больше о нем в интернете — это может помочь понять, с чем вы имеете дело и стоит ли опасаться слежки.
К сожалению, камеры могут скрываться не только в обычных девайсах, но и в других предметах обихода. Сейчас в Китае легко заказать скрытую камеру, замаскированную под шариковую ручку или музыкальную колонку. Внимательно проверяйте любые вещи, в которых чисто теоретически может находиться объектив (особенно если эти вещи направлены на личные пространства: диван, кровать, ванную). Это могут быть детекторы движения, bluetooth-динамики или даже украшения.
Существуют крошечные автономные камеры, которые могут прятаться в обычном декоре. При заселении проверьте абажуры, рамы для картин, горшки с комнатными растениями и жалюзи. Если увидите небольшое круглое отверстие в одном из этих предметов — вполне возможно, что оно сделано для миниатюрного объектива.
Есть удобный способ «просветить» пространство на предмет камер без использования шпионских гаджетов.
Выключите свет в комнате, включите фонарик на телефоне и не торопясь водите фонариком по всем предметам в помещении. Стекло объектива должно отражать свет, что облегчит его обнаружение.
Обыщите ванные и туалеты
Не стоит думать, что извращенцам интересно наблюдать только за вашей сексуальной жизнью. Скрытые устройства слежения могут находиться везде, особенно, в ванной комнате.
Такое уже случалось: один постоялец сервиса AirBnb, который остановился в Швейцарии, нашел записывающий смартфон под раковиной в ванной. Поэтому внимательно осмотрите туалет, шкафы, комоды и полки с полотенцами.
Если вы не уверены в своих силах и все равно переживаете за конфиденциальность, приобретите специальный сканер для поиска скрытых устройств. Он будет ловить все сигналы от Wi-Fi и Bluetooth, которые используют скрытые камеры для отправки или получения данных.
Например, антижучок BugHunter Professional обладает сверхшироким диапазоном рабочих частот и высокой чувствительностью. Он может обнаружить в помещении любые микрофоны, беспроводные камеры, смартфоны и другие шпионские устройства. Стоит он недешево (около 20 тысяч рублей), зато точно обеспечит конфиденциальность туристам. Кроме того, в интернете можно найти множество антижучков попроще и, соответственно, подешевле.
Приложения для смартфона
Если не хочется заморачиваться с отдельными гаджетами, можете попробовать скачать специальные приложения на свой смартфон. Например, создатели программы Hidden Camera Detector для iPhone обещают, что их разработка поможет обнаружить скрытые устройства слежения в квартире. Главное, чтобы на смартфоне работал фонарик. Вам нужно будет наводить телефон на подозрительный объект, а программа скажет, есть в нем жучок или нет.
В программе есть несколько обучающих видеороликов, в которых подробно рассказывается, как найти камеру-шпион.
Приложение Fing поможет узнать, какие устройства подключены к домашней сети Wi-Fi. Благодаря этой программе пользователь также сможет узнать, что за ним следят.
Конечно, оба эти способа работают гораздо хуже, чем покупка специального антижучка, зато тоже обеспечивают минимальную безопасность.
Что делать, если нашли камеру?
Поиск на предмет скрытых камер дал положительный результат? Тогда первым делом обратитесь в местную полицию, чтобы они могли провести расследование. Кроме того, напишите в техподдержку сервиса, где снимали квартиру или номер, и сообщите об инциденте.
Это важно, ведь у хозяина могут быть и другие квартиры со скрытыми камерами. Соответственно есть вероятность, что он скрытно наблюдает и за другими постояльцами.
Выключить свет и простой камерой в мобиле посмотреть, ИК подсветку камеры видно будет.
@moderator, пользователь неоднократно попадался на использовании реферальных ссылок, но по прежнему их публикует. Я негодую и призываю к активным действиям
Из этого поста я понял, что хер ты там что найдешь, если не переберешь всю квартиру по кирпичикам.
синяя (чёрная) изолента в помощь. гаджеты дорого. датчики дымы легко проверить раскрутив.
Как я делал систему оптического трекинга
Дело было в далеком 2015 году. В продаже только появились очки виртуальной реальности Oculus DK2, рынок VR игр быстро набирал популярность.
Возможности игрока в таких играх были невелики. Отслеживалось всего 6 степеней свободы движений головы — вращение (инерциалкой в очках) и перемещение в маленьком объеме в зоне видимости инфракрасной камеры, закрепленной на мониторе. Процесс игры представлял собой сидение на стуле с геймпадом в руках, вращение головой в разные стороны и борьбу с тошнотой.
Звучало не очень круто, но я увидел в этом возможность сделать что-то интересное, используя свой опыт в разработке электроники и жажду новых проектов. Как можно было эту систему улучшить?
Конечно, избавиться от геймпада, от проводов, дать возможность игроку свободно перемещаться в пространстве, видеть свои руки и ноги, взаимодействовать с окружением, другими игроками и реальными интерактивными предметами.
1) Берем несколько игроков, надеваем на них VR очки, ноутбук и датчики на руки, ноги и туловище.
2) Берем помещение, состоящее из нескольких комнат, коридоров, дверей, оборудуем его системой трекинга, вешаем датчики и магнитные замки на двери, добавляем несколько интерактивных предметов и создаем игру, в которой геометрия виртуальной локации точно повторяет геометрию реального помещения.
3) Создаем игру. Игра представляет собой многопользовательский квест, в котором несколько игроков надевают на себя оборудование и оказываются в виртуальном мире. В нем они видят себя, видят друг друга, могут ходить по локации, открывать двери и совместно решать игровые задачи.
Эту идею я рассказал своему товарищу, который неожиданно воспринял ее с большим энтузиазмом и предложил взять на себя организационные вопросы. Так мы решили мутить стартап.
Для реализации заявленного функционала, нужно было создать две основные технологии:
1) Костюм, состоящий из датчиков на руках, ногах и торсе, отслеживающий положения частей тела игрока
2) Система трекинга, отслеживающая игроков и интерактивные объекты в 3D пространстве.
Про разработку второй технологии и пойдет речь в этой статье. Может быть, позже напишу и про первую.
Бюджета на все это, конечно, у нас не было, поэтому нужно было сделать все из подручных материалов. Для задачи отслеживания игроков в пространстве я решил использовать оптические камеры и светодиодные маркеры, закрепленные на VR очках. Опыта подобных разработок у меня не было, но я уже что-то слышал про OpenCV, Python, и подумал, что справлюсь.
По задумке, если система знает где расположена камера и как она ориентирована, то по положению изображения маркера на кадре можно определить прямую в 3D пространстве, на которой этот маркер находится. Пересечение двух таких прямых дает итоговое положение маркера.
Соответственно, камеры нужно было закрепить на потолке так, чтобы каждая точка пространства просматривалась минимум двумя камерами (лучше больше, чтобы избежать перекрытия обзора телами игроков). Для покрытия трекингом предполагаемого помещения площадью около 100 кв.м., требовалось около 60 камер. Я выбрал первые попавшиеся дешевые на тот момент usb вебки.
Эти вебки нужно к чему-то подключать. Эксперименты показали, что при использовании usb удлинителей (по крайней мере, дешевых), камеры начинали глючить. Поэтому решил разделить вебки на группы по 8 штук и втыкать их в системники, закрепленные на потолке. На моем домашнем компе как раз было 10 usb портов, так что пришло время начинать разработку тестового стенда.
Архитектуру я придумал следующую:
На каждые очки вешается акриловый матовый шарик от гирлянды с вклеенным внутрь RGB светодиодом. Одновременно в игре предполагалось несколько игроков, так что для идентификации решил разделять их по цвету – R, G, B, RG, RB, GB, RB. Вот так это выглядело:
Первая задача, которую нужно выполнить – написать программу поиска шарика на кадре.
Поиск шарика на кадре
Мне нужно было в каждом кадре, пришедшем с камеры, искать координаты центра шарика и его цвет для идентификации. Звучит несложно. Качаю OpenCV под Python, втыкаю камеру в usb, пишу скрипт. Для минимизации влияния лишних объектов на кадре, выставляю экспозицию и выдержку на камере в самый минимум, а яркость светодиода делаю высокой, чтобы получить яркие пятна на темном фоне. В первой версии алгоритм был следующий:
1) Переводим изображение в градации серого
2) Бинаризуем по порогу (если яркость пикселя больше порога, он становится белым, иначе – черным). При этом размытое пятно от шарика превращается в кластер белых пикселей на черном фоне
3) Находим контуры кластеров и их центры. Это и есть координаты шарика на кадре
4) Определяем усредненный цвет пикселей кластера (на исходном цветном изображении) в окрестности его центра для идентификации
Вроде, работает, но есть нюансы.
Во-первых, на дешевой камере матрица довольно шумная, что приводит к постоянным флуктуациям контуров бинаризованных кластеров и соответственно к дерганью центра. Нельзя, чтобы у игроков дергалась картинка в VR очках, поэтому нужно было эту проблему решать. Попытки применять другие виды адаптивной бинаризации с разными параметрами не давали большого эффекта.
Во-вторых, разрешение камеры всего лишь 640*480, поэтому на некотором расстоянии (не очень большом) шарик виден как пара пикселей на кадре и алгоритм поиска контуров перестает нормально работать.
Пришлось придумывать новый алгоритм. В голову пришла следующая идея:
1) Переводим изображение в градации серого
2) Размываем картинку мощным Gaussian blur –ом так, чтобы изображения светодиодов превратились в размытые пятна с градиентом яркости от центра к периферии
3) Находим самые яркие пиксели на изображении, они должны соответствовать центрам пятен
4) Так же определяем средний цвет кластера в окрестности центра
Так работает гораздо лучше, координаты центра при неподвижном шарике неподвижны, и работает даже при большом расстоянии от камеры.
Чтобы убедиться, что все это будет работать с 8-ю камерами на одном компе, нужно провести нагрузочный тест.
Подключаю 8 камер к своему десктопу, располагаю их так, чтобы каждая видела светящиеся точки и запускаю скрипт, где описанный алгоритм работает в 8-ми независимых процессах (спасибо питонской либе «multiprocessing») и обрабатывает все потоки сразу.
И… сразу натыкаюсь на фейл. Изображения с камер то появляются, то исчезают, framerate скачет от 0 до 100, кошмар. Расследование показало, что часть usb портов на моем компе подключены к одной шине через внутренний хаб, из-за чего скорость шины делится между несколькими портами и ее уже не хватает на битрейт камер. Втыкание камер в разные порты компа в разных комбинациях показало, что у меня всего 4 независимых usb шины. Пришлось найти материнку с 8-ю шинами, что было довольно непростым квестом.
Продолжаю нагрузочный тест. На этот раз все камеры подключились и выдают нормальные потоки, но сразу сталкиваюсь со следующей проблемой – низкий fps. Процессор загружен на 100% и успевает обрабатывать лишь 8-10 кадров в секунду с каждой из восьми вебок.
Похоже, нужно оптимизировать код. Узким местом оказалось Гауссово размытие (оно и не удивительно, ведь нужно на каждый пиксель кадра производить свертку с матрицей 9*9). Уменьшение ядра не спасало ситуацию. Пришлось искать другой метод нахождения центров пятен на кадрах.
Решение удалось найти внезапно во встроенной в OpenCV функции SimpleBlobDetector. Она делает прямо то, что мне нужно и очень быстро. Преимущество достигается благодаря последовательной бинаризации изображения с разными порогами и поиску контуров. Результат – максимальные 30 fps при загрузке процессора меньше 40%. Нагрузочный тест пройден!
Классификация по цвету
Следующая задача – классификация маркера по его цвету. Усредненное значение цвета по пикселям пятна дает RGB компоненты, которые очень нестабильны и сильно меняются в зависимости от расстояния до камеры и яркости светодиода. Но есть отличное решение: перевод из RGB пространства с HSV (hue, saturation, value). В таком представлении пиксель вместо «красный», «синий», «зеленый», раскладывается на компоненты «тон», «насыщенность», «яркость». В этом случае насыщенность и яркость можно просто исключить и классифицировать только по тону.
И так, на данный момент я научился находить и идентифицировать маркеры на кадрах с большого количества камер. Теперь можно перейти к следующему этапу – трекингу в пространстве.
Я использовал pinhole модель камеры, в которой все лучи падают на матрицу через точку, находящуюся на фокусном расстоянии от матрицы.
По этой модели будет происходить преобразование двухмерных координат точки на кадре в трехмерные уравнения прямой в пространстве.
Для отслеживания 3D координат маркера нужно получить минимум две скрещивающиеся прямые в пространстве от разных камер и найти точку их пересечения. Увидеть маркер двумя камерами не сложно, но для построения этих прямых нужно, чтобы система знала все о подключенных камерах: где они висят, под какими углами, фокусное расстояние каждого объектива. Проблема в том, что все это неизвестно. Для вычисления параметров требуется некая процедура калибровки.
В первом варианте решил сделать калибровку трекинга максимально примитивной.
1) Вешаю первый блок из восьми камер на потолок, подключаю их к системнику, висящему там же, направляю камеры так, чтобы ими покрывался максимальный игровой объем.
2) С помощью лазерного нивелира и дальномера измеряю XYZ координаты всех камер в единой системе координат
3) Для вычисления ориентаций и фокусных расстояний камер, измеряю координаты специальных стикеров. Стикеры вешаю следующим образом:
В интерфейсе отображения картинки с камеры рисую две точки. Одну в центре кадра, другую в 200 пикселях справа от центра:
Если смотреть на кадр, эти точки падают куда-то на стену, пол или любой другой объект внутри помещения. Вешаю в соответствующие места бумажные наклейки и рисую на них точки маркером.
Измеряю XYZ координаты этих точек с помощью тех же нивелира и дальномера. Итого для блока из восьми камер нужно измерить координаты самих камер и еще по две точки на каждую. Т.е. 24 тройки координат. А таких блоков должно быть около десяти. Получается долгая муторная работа. Но ничего, позже сделаю калибровку автоматизированной.
Запускаю процесс расчета на основе измеренных данных.
Есть две системы координат: одна глобальная, связанная с помещением, другая локальная для каждой камеры. В моем алгоритме результатом для каждой камеры должна получиться матрица 4*4, содержащая ее местоположение и ориентацию, позволяющая преобразовать координаты из локальной в глобальную систему.
1) Берем исходную матрицу с нулевыми поворотами и смещением.
2) Берем единичный вектор в локальной системе камеры, который смотрит из объектива вперед и преобразуем его в глобальные координаты по исходной матрице.
3) Берем другой вектор в глобальной системе, который из камеры смотрит на центральную точку на стене.
4) С помощью градиентного спуска поворачиваем исходную матрицу так, чтобы после преобразования эти векторы были сонаправлены. Таким образом, мы зафиксировали направление камеры. Осталось зафиксировать вращение вокруг этого направления. Для этого и измерялась вторая точка в 200 пикселях от центра кадра. Поворачиваем матрицу вокруг главной оси, пока два вектора не станут достаточно параллельны.
5) По расстоянию между этими двумя точками вычисляю фокусное расстояния в пикселях (учитывая, что расстояние между проекциями этих точек на кадре составляет 200 пикселей).
Наверняка эту задачу можно было решить аналитически, но для простоты я использовал численное решение на градиентном спуске. Это не страшно, т.к. вычисления будут проводиться один раз после монтажа камер.
Для визуализации результатов калибровки я сделал 2D интерфейс с картой, на которой скрипт рисует метки камер и направления, в которых они видят маркеры. Треугольником обозначаются ориентации камер и углы обзора.
Можно приступать к запуску визуализации, которая покажет правильно ли определились ориентации камер и правильно ли интерпретируются кадры. В идеале, линии, идущие из значков камер должны пересекаться в одной точке.
Похоже на правду, но точность явно могла быть выше. Первая причина несовершенства, которая пришла в голову – искажения в объективах камер. Значит, нужно эти искажения как-то компенсировать.
У идеальной камеры важный для меня параметр только один – фокусное расстояние. У реальной кривой камеры нужно учитывать еще дисторсии объектива и смещение центра матрицы.
Для измерения этих параметров есть стандартная процедура калибровки, в процессе которой измеряемой камерой делают набор фотографий шахматной доски, на которых распознаются углы между квадратами с субпиксельной точностью.
Результатом калибровки является матрица, содержащая фокусные расстояния по двум осям и смещение матрицы относительно оптического центра. Все это измеряется в пикселях.
А также вектор коэффициентов дисторсии, который позволяет компенсировать искажения объектива с помощью преобразований координат пикселей.
Применяя преобразования с этими коэффициентами к координатам маркера на кадре, можно привести систему к модели идеальной pinhole камеры.
Провожу новый тест трекинга:
Уже гораздо лучше! Выглядит настолько хорошо, что даже вроде будет работать.
Вычисление координат маркера
И так, я получил кучу прямых, разбросанных по пространству, на пересечениях которых должны находиться маркеры. Только вот прямые в пространстве на самом деле не пересекаются, а скрещиваются, т.е. проходят на некотором расстоянии друг от друга. Моя задача – найти точку, максимально близкую к обеим прямым. Формально говоря, нужно найти середину отрезка, являющегося перпендикуляром к обеим прямым.
Длина отрезка AB тоже пригодится, т.к. она отражает «качество» полученного результата. Чем он короче, тем ближе друг к другу прямые, тем лучше результат.
Затем я написал алгоритм трекинга, который попарно вычисляет пересечения прямых (внутри одного цвета, от камер, находящихся на достаточном расстоянии друг от друга), ищет лучшее и использует его как координаты маркера. На следующих кадрах старается использовать ту же пару камер, чтобы избежать скачка координат при переходе на трекинг другими камерами.
Параллельно, при разработке костюма с датчиками, я обнаружил странное явление. Все датчики показывали разные значения угла рысканья (направления в горизонтальной плоскости), как будто у каждого был свой север. В первую очередь полез проверять не ошибся ли я в алгоритмах фильтрации данных или в разводке платы, но ничего не нашел. Потом решил посмотреть на сырые данные магнитометра и увидел проблему.
Магнитное поле в нашем помещении было направлено ВЕРТИКАЛЬНО ВНИЗ! Видимо, это связано с железом в конструкции здания.
Но ведь в VR очках тоже используется магнитометр. Почему у них такого эффекта нет? Иду проверять. Оказалось, что в очках он тоже есть… Если сидеть неподвижно, можно заметить, как виртуальный мир медленно, но верно вращается вокруг тебя в рандомную сторону. За минут 10 он уезжает почти на 180 градусов. В нашей игре это неминуемо приведет к рассинхрону виртуальной и реальной реальностей и сломанным об стены очкам.
Похоже, что помимо координат очков, придется определять и их направление в горизонтальной плоскости. Решение напрашивается само – ставить на очки не один, а два одинаковых маркера. Оно позволит определять направление с точностью до разворота на 180 градусов, но с учетом наличия встроенных инерциальных датчиков, этого вполне достаточно.
Система в целом работала, хоть и с небольшими косяками. Но было принято решение запустить квест, который как раз был близок к завершению нашим gamedev разработчиком, присоединившимся к нашей миникоманде. Была затречена вся игровая площадь, установлены двери с датчиками и магнитными замками, изготовлено два интерактивных предмета:
Игроки надевали очки, костюмы и рюкзаки-компьютеры и заходили в игровую зону. Координаты трекинга отсылались им по wi-fi и применялись для позиционирования виртуального персонажа. Все работало достаточно неплохо, посетители довольны. Приятнее всего было наблюдать ужас и крики особо впечатлительных посетителей в моменты, когда на них из темноты нападали виртуальные призраки =)
Внезапно нам прилетел заказ на большой VR шутер на 8 игроков с автоматами в руках. А это 16 объектов, которые нужно тречить. Повезло, что сценарий предполагал возможность разделения трекинга на две зоны по 4 игрока, поэтому я решил, что проблем не будет, можно принимать заказ и ни о чем не волноваться. Протестировать систему в домашних условиях было невозможно, т.к. требовалась большая площадь и много оборудования, которое будет куплено заказчиком, поэтому до монтажа я решил потратить время на автоматизацию калибровки трекинга.
Первым делом нужно было централизовать всю систему. Вместо разделения игровой зоны на блоки по 8 камер, я сделал единый сервер, на который приходили координаты точек на кадрах всех камер сразу.
1) вешаю камеры и на глаз направляю их в игровую область
2) запускаю режим записи на сервере, в котором все приходящие с камер 2D точки сохраняются в файл
3) хожу по темной игровой локации с маркером в руках
4) останавливаю запись и запускаю расчет калибровочных данных, при котором вычисляются расположения, ориентации и фокусные расстояния всех камер.
5) в результате предыдущего пункта получается единое пространство, наполненное камерами. Т.к. это пространство не привязано к реальным координатам, оно имеет случайное смещение и поворот, которое я вычитаю вручную.
Пришлось перелопатить огромное количество материала по линейной алгебре и написать многие сотни строк питонского кода. Настолько много, что я уже почти не помню как оно работает.
Вот так выглядит напечатанная на принтере специальная палка-калибровалка.
Тестирование большого проекта
Проблемы начались во время тестирования на объекте за пару недель до запуска проекта. Идентификация 8-ми разных цветов маркеров работала ужасно, тестовые игроки постоянно телепортировались друг в друга, некоторые цвета вообще не отличались от внешних засветок в помещении торгового комплекса. Тщетные попытки что-то исправить с каждой бессонной ночью все сильнее вгоняли меня в отчаяние. Все это осложнялось нехваткой производительности сервера при расчете десятков тысяч прямых в секунду.
Когда уровень кортизола в крови превысил теоретический максимум, я решил посмотреть на проблему с другой стороны. Как можно сократить количество разноцветных точек, не сокращая количество маркеров? Сделать трекинг активным. Пускай у каждого игрока, например, левый рог всегда корит красным. А второй иногда загорается зеленым по приходу команды с сервера так, что в один момент времени он горит только у одного игрока. Получается, что зеленая лампочка будет как-будто перепрыгивать с одного игрока на другого, обновляя привязку трекинга к красной лампочке и обнуляя ошибку ориентации магнитометра.
Для этого пришлось бежать в ближайший чипидип, покупать светодиоды, провода, транзисторы, паяльник, изоленту и на соплях навешивать функционал управления светодиодами на плату костюма, которая на это рассчитана не была. Хорошо, что при разводке платы я на всякий случай повесил пару свободных ног stm-ки на контактные площадки.
Алгоритмы трекинга пришлось заметно усложнить, но в итоге все заработало! Телепортации игроков друг в друга исчезли, нагрузка на процессор упала, засветки перестали мешать.
Проект был успешно запущен, первым делом я сделал новые платы костюмов с поддержкой активного трекинга, и мы произвели обновление оборудования.
Чем все закончилось?
За 3 года мы открыли множество развлекательных точек по всему миру, но коронавирус внес свои коррективы, что дало нам возможность сменить направление работы в более общественно-полезную сторону. Теперь мы довольно успешно занимаемся разработкой медицинских симуляторов в VR. Команда у нас все еще маленькая и мы активно стремимся расширять штат. Если среди читателей есть опытные разработчики под UE4, ищущие работу, пожалуйста, напишите мне.
Традиционный забавный момент в конце статьи:
Периодически при тестах с большим количеством игроков возникал глюк, при котором игрока внезапно на короткое время телепортировало на высоту несколько метров, что вызывало соответствующую реакцию. Дело оказалось в том, что моя модель камеры предполагала пересечение матрицы с бесконечной прямой, идущей от маркера. Но она не учитывала, что у камеры есть перед и зад, так что система искала пересечение бесконечных прямых, даже если точка находится за камерой. Поэтому возникали ситуации, когда две разные камеры видели два разных маркера, но система думала, что это один маркер на высоте в несколько метров.
Система в прямом смысле работала через задницу =)
Камеры спасают! Только один раз!
Камеры на работе
Дело не в этом, виноват этот чел или нет, а в том, что если вы работаете с людьми и общаетесь с клиентом наедине по любым вопросам, СТАВЬТЕ СРАНУЮ КАМЕРУ или возите ее с собой и предупреждайте об этом. Возможно, вам это поможет хоть как-то потом. Вы не знаете заранее, на какого шизанутого или жаждущего денег с вас клиента нарветесь. Просто ставьте камеру желательно со звуком и не особенно надейтесь на правосудие в случае чего.
Пусть лучше Маленький Брат следит за вами на свободе, чем Большой Брат потом в тюрьме.
Уже не за горами новый велосипедный сезон, включая шоссейные и прочие «асфальтовые» выезды. Я, как «велосипедист-коммьютер» и немного «шоссер» очень жду окончательного таяния льда и снежной каши на дорогах. Чтобы расчехлить свой гравийник и, наконец, продолжить передвижение на своем личном двухколесном транспорте. Забыв общественный транспорт и мучения в пробках как страшный сон.
Я решил затронуть тему повышения заметности велосипедистов при их движении по дорогам вместе с потоком автомобилей. Хотелось бы сделать акцент на применении различных средств улучшения заметности (светотехники, одежды) как дополнительных мер пассивной безопасности.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о целесообразности езды с включенными фонарями днем, то есть с работающими дневными габаритами. Ведь, если необходимость в оснащении двухколесного транспорта и его «водителя» работающими фонарями и (или) светоотражающими элементами в темное время суток (а также в различных условиях плохой видимости) вряд ли кто-то в здравом уме вообще станет оспаривать, то в подавляющем большинстве случаев при дневном свете фонари (маячки) велосипедистами не задействуются. Зачастую, по причине их малой мощности, т.е. бесполезности днем, когда тусклые диодные лампочки не видны до момента наступления сумерек. Либо же по твердому убеждению самих велосипедистов в том, что эти меры абсолютно лишние («днем и так все прекрасно видно»). Кроме того, очень популярно мнение о том, что для выделения себя в потоке достаточно лишь одной жилетки или яркой одежды «кислотных» расцветок. По моему личному мнению, последнее как бы противоречит здравой логике с тех пор, как все моторизированные транспортные средства обязали ездить с включенными ходовыми огнями в светлое время суток. Таким образом, в подкорке у водителей транспортных средств уже есть установка «включенный фонарь равно транспортное средство». И «выпадать» из этого шаблона не слишком разумно.
Попробуем немного разобраться в вопросе. Как известно, с водительского кресла велосипед является малогабаритным, а значит и малозаметным объектом. Кроме того, абсолютно бесшумным транспортным средством, в отличие от той же мототехники. Бесспорно то, что езда по дорогам на любых двух колесах сопряжена с определенными рисками. Поэтому, на мой взгляд, одна из первостепенных задач для велосипедиста, который по разным причинам делит проезжую частью с автомобилями, в разумной степени использовать все доступные технические средства для повышения собственной заметности в потоке.
«Исследование: велосипедистам безопаснее на дорогах при использовании приспособлений для повышения заметности»
В статье упомянуто проведенное исследование в Дании. По его результатам, в группе из около 4000 велосипедистов те из них, кто использовал задние и передние габариты в дневное время на 19% меньше побывал в ДТП с травмами, чем велосипедисты в другой контрольной группе (без дневного света). Любопытно было бы взглянуть на подробное описание исследования. К сожалению, источник с подробностями в статье не приводится.
Другое исследование, заказанное и профинансированное одной компанией-производителем велосипедов и велосипедных аксессуаров. Были испытаны задние маячки с «дневными» режимами работы (адекватной мощности и с соответствующей оптикой). Делаются выводы об улучшении заметности велосипедиста при использовании светотехники на 270%. Заявляется снижение вероятности инцидента/ДТП примерно на 33%. Впрочем, порядок расчета полученных цифр не разъясняется.
Основные моменты из документа
— Длина маршрута для испытуемых наблюдателей в авто, судя по карте, составляла несколько километров.
— Двух велосипедистов расположили на краю дороги на велосипедных тренажерах («домашнего типа», в которые устанавливается настоящий велосипед), т.е. велосипедисты находились в положении без движения вперед, но с педалированием на месте.
— Испытуемых наблюдателей в машинах проехало более 200 человек. В числе отобранных только люди с нормальным зрением. Когда участник замечал велосипедиста, он нажимал кнопку. Дистанция обнаружения фиксировалась и записывалась автоматикой.
Некоторые выводы из исследования
— В дневное время футболка флюоресцентных расцветок не дает значительного преимущества(!) в заметности по сравнению с такой же футболкой черного цвета.
— Флюоресцентные цвета на ногах велосипедиста (в движении) заметны с дистанции в три с лишним раза дальше, чем жилет или джерси/футболка аналогичной расцветки.
— Днем на дистанции в 200 метров активный источник в виде мигающего сзади маячка гораздо заметнее такого же, но включенного в постоянный режим. Светящийся постоянно маяк, в свою очередь, днем гораздо заметнее велосипеда, не оборудованного никаким светом (что, впрочем, и так очевидно).
— Определено, что заметность радикально повышается при использовании задних маячков, работающих в постоянном режиме (без мигания), установленных в районе лодыжки велосипедиста. Для испытания использовалось самодельное крепление маячка для ноги.
С началом езды по проезжей части, в качестве ДХО я установил на руль фонарь китайского производства, питающийся от выносного аккумуляторного блока. Представлял он собой ничем не примечательное изделие из ассортимента алиэкспресс стоимостью около 30$. В дневное время, но только при ясной погоде фонарь включался в режим быстрого стробоскопа. В пасмурную погоду и в темное время (а также в сумерки) я переключал его в постоянный режим, но с миганием вспомогательных диодов. Так он не «долбил» в глаза сторонних наблюдателей. Ведь ослепить (дезориентировать) ту же встречку было бы едва ли не хуже. Хотя заметность у него была не выдающаяся, но внимание он в какой-то степени привлекал. Два раза при свете дня тормознул поворачивавшие направо перед моим носом машины. Один раз, в последний момент привлек внимание пассажира, открывавшего дверь в середине правой полосы (в сумерки, правда).
Пару лет назад приобрел на ebay комплект из двух фонарей американской сборки. Собственные продукты бренд продает только в Северной Америке, но при этом отличается умеренной ценовой политикой. Мой кошелек похудел примерно на 120$, но оно того стоило. Отмечу отдельно, что на китайском рынке с их (условно) «гуманными» ценниками на момент активных поисков подобных штук мне найти не удалось. К китайским же «люменам» и «миллиампер-часам» в описании и сейчас нужно относится с большим недоверием. А вот у ряда европейских производителей подобные решения уже имеются достаточно давно.
Передний габарит в дневном режиме выдает сдвоенные вспышки, вблизи напоминающие фотоаппаратные. Благодаря этому, он неплохо воздействует по правым зеркалам автомобилей (которыми не пользуются наиболее часто, особенно в правой полосе) и, в какой-то степени «вынуждает» обратить на него внимание. Эффект проверял лично. Сидел на водительском месте и специально не смотрел в правое зеркало. Мой ассистент с направленным горизонтально фонарем в руках при этом приближался вдоль правого борта, имитируя велосипед. Фонарь (в мигающем режиме) дает переотражение в салон авто через зеркало, которое можно уловить периферийным зрением. В ночное время дорогу освещает довольно посредственно (для моих обычных скоростей 30+ этого явно недостаточно), поэтому я использую дополнительный фонарь уже для подсветки асфальта. Чтобы не слепить других участников дорожного движения, в условиях плохой видимости, при плотной облачности и в темноте (сумерках) переключаю в режим «деликатного» строба и направляю под небольшим углом вниз. В этом случае габарит горит постоянно, помигивая при этом с интервалом в
2 секунды. Глаза не вытекают.
По субъективным наблюдениям, с задним маяком, световой поток которого заявлен в 200 люменов, стало меньше неприятных опережений впритык т.е. с малым боковым интервалом. Предполагаю, что перестраиваются или берут левее заранее. Иногда имею возможность наблюдать в нашлемное зеркальце. Однако, у конкретной модели выявился и серьезный недостаток. Его яркость слишком избыточна в сумерки и ночью. Из-за чего маяк приходится переключать на постоянную работу с «задушенной» вполовину яркостью (яркость в данном режиме регулируется и запоминается) и дополнительно ставить второй, недорогой китайский, маячок в режим мигания.
При движении вдоль правого края проезжей части, благодаря передней фаре часть водителей реагирует на мой фонарь и сдвигается в полосе. Не раз наблюдал, как выезжающие с второстепенной на главную, из положения «сильно задумался, смотрю в одну точку перед собой» резко поворачивают голову в мою сторону.
Достаточно сказать, что тот и другой фонари ясным солнечным днем хорошо заметны уже за сотни метров. Их видно задолго до того, как получается разглядеть фигуру велосипедиста. На прямых и хорошо просматриваемых участках, разумеется.
Некоторые выводы и оставшиеся вопросы
— Лично для меня очевидно, что использование качественной светотехники днем повышает безопасность движения на велосипеде по ДОП. Особенно в наше время широкого распространения смартфонов за рулем. Тем более, в большом городе, где отвлекающие водителя объекты и прочие факторы в огромном избытке.
Разумеется, это не оберег от всех опасных ситуаций. А просто еще один способ несколько снизить риски от угроз, исходящих от ротозеев за рулем.
— Можем заключить, что динамические (мигающие) световые габариты днем работают эффективнее «вырви глаз» одежды. Или жилеток, в которых при бодрой езде недолго спариться. Впрочем, одно другому не мешает. В особенности, яркая одежда безальтернативна для улучшения боковой заметности.
— Использование качественных габаритов позволяет несколько снизить требования к расцветкам велосипедной одежды. Как известно, не вся качественная велоодежда доступна в «попугайских» цветах. А на распродажах выметают в первую очередь самые яркие варианты. Отдельный привет любителям ездить во всем черном по эстетическим соображениям.
— Место задней мигалки на шлеме. Выше уровня крыш немалого количества легковых авто. Однако встречается мнение, что при таком размещении источник света будет выше и большинства задних габаритов автотранспорта, включая грузовой. Что может привести к определенному замешательству других участников дорожного движения. С чем я не согласен. Ведь велосипедисту наиболее важно в принципе обозначить себя как объект или препятствие.
Для передней фары существуют решения с размещением на шлеме (спереди). Польза очевидна, но может быть громоздко и добавит возимый на голове вес.
— Имеется обратная сторона медали. В наших реалиях повышенная заметность привлечет внимание не только нормальных водителей (большинства), но и невежественных «водятлов», которые не признают велосипед за транспортное средство. По каким-то своим личным «понятиям» или от элементарного незнания действующих ПДД. Такие, завидев велосипедиста с приличной дистанции, могут «заранее приготовиться» его не пропускать. Или же подрежут, если посчитают дистанцию безопасной.
Заранее извиняюсь за качество видео с демонстрацией фонарей в ясную погоду. Снималось не на профессиональном оборудовании. А в интернет-обзорах не видел не одного внятного видеоролика, отснятого на солнце.
Спасибо тем, кто дочитал до конца. Желаю всем безаварийной езды.