как понять что в отношении ребенка проявляют агрессию
Как понять, что ваш ребёнок – агрессор
В подростковом возрасте дети часто проявляют агрессию по отношению друг к другу, к родителям, к окружающему миру. Многие взрослые, сталкиваясь с таким поведением, прибегают к наказаниям, вместо того чтобы разобраться в причинах. Это лишь усугубляет ситуацию и порождает новые проблемы.
Сотрудники АНО «ЦИСМ» поговорили с заместителем начальника отдела семейной политики министерства труда и социального развития Архангельской области Ириной Бобровской о том, как предотвратить детскую агрессию и как с ней правильно бороться. Программа «Тренировка замещения агрессии» реализуется в регионе с 2011 года.
– Какие признаки указывают на повышенную агрессию у ребёнка?
– Как правило, взрослые склонны замечать только самые яркие признаки агрессии у детей: постоянные драки, попытки дать отпор, задиристость, невежливые жесты, угрозы на словах, крик и визг (вербальный негатив). Однако не стоит воспринимать агрессию только как физические и вербальные проявления. Есть и тихая агрессия: саботаж, игнорирование, негативизм. Например, ребёнок делает вид, что не слышит и не слушает вас, когда вы пытаетесь с ним поговорить, он уходит в комнату и надевает наушники.
Современный психологический подход трактует агрессию как входящую в эмоцию злости. Злость – одна из базовых эмоций, сама по себе она неплохая, направлена на достижение цели и должна находить выход в деятельности. Если деятельности нет, то и злость может обрести негативные последствия и перейти в агрессию.
Назову некоторые не столь явные признаки агрессии, на которые родителям стоит обратить внимание в первую очередь.
– ребёнок не понимает чувств и переживаний других людей;
– не может разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняется их назвать;
– чрезмерно подозрителен, всё время ожидает физического и морального удара;
– ощущает себя отверженным, одиноким во враждебном мире, эгоцентричен;
– обладает крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивает своё поведение;
– во всех своих ошибках и неприятностях обвиняет окружающих, а собственные агрессивные действия считает правомерными, вынужденными или защитными.
– легко теряет контроль над собой;
– проявляет физическую агрессию (драчлив) и словесную (угрозы, грубость, брань);
– демонстрирует вспышки ярости (кричит, визжит, топает ногами, катается по полу, хлопает дверями, швыряет и ломает предметы);
– раздражителен, вспыльчив, упрям, завистлив, подозрителен, мстителен;
– отличается «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера);
– намеренно создаёт конфликтные ситуации, провоцирует ссоры.
Физические:
– страдает головными болями, мускульным напряжением;
– отличается угрюмым, тоскливым настроением.
Это, как правило, те признаки, которые служат для родителей сигналом к действию.
– Как правильно родителям вести себя с агрессивными детьми?
– Агрессия – это сигнал для родителей, что ребёнку дискомфортно, что ему нужна поддержка и помощь. Важно дать понять ребёнку, что вы его понимаете и осознаёте важность всего происходящего. Нужно попробовать начать разговор и попытаться вместе найти иной выход из ситуации, более конструктивный и обдуманный. Есть несколько способов.
Первый способ: попытайтесь дать выход агрессии. Агрессия — это естественно, однако своими физическими силами надо уметь управлять. Если этого не происходит, то наносится вред не только окружающим, но и себе. Отдайте ребёнка в спортивную секцию, где ему объяснят, что решение спора кулаками — не выход, но навыки честной борьбы и самозащиты ему пригодятся. Пусть это будет футбол или лёгкая атлетика, можно смело попробовать восточные единоборства: дзюдо, самбо, карате. Они хороши тем, что учат ребёнка не только владеть своим телом, но и эмоциями.
Второй способ: работайте с самооценкой ребёнка. Человек, которому есть чем гордиться, всегда чувствует себя спокойно. Если ваш ребёнок уверен, что в чём-то он точно «впереди планеты всей», то и агрессия со стороны сверстников будет восприниматься не так остро. Самодостаточные люди не агрессивны, им нет смысла бороться за своё место под солнцем — они его нашли.
Третий способ: обратите внимание на взаимоотношения в вашей семье. Задумайтесь о том, какая атмосфера царит в вашем доме, как у вас принято решать конфликты. Возможно, что вы не даёте себе отчёт относительно собственных эмоций и реакций и тем самым подаёте плохой пример.
Четвёртый способ: проследите за здоровьем. Помимо психологических, существуют множественные биологические причины агрессивного поведения. Например, низкая частота сердечных сокращений. Причиной агрессии может стать повышенная тревожность. Снижайте её любым способом, чтобы не пытаться избавиться от следствия вместо причины. Если ребёнок сильно устаёт в школе, беспокоится из-за экзаменов, внешности или низкой популярности, его травят или он просто склонен к нервозности, то стоит с этим поработать. Вы можете попробовать арт-терапию, цветотерапию, поездки на природу и даже йогу. Главное — подросток должен знать, что он не один и семья готова его поддержать.
Пятый способ: попытайтесь вместе освоить практики управления гневом. У нас в регионе уже девятый год действует программа «Тренинг контролирования гнева», которая направлена на то, чтобы научить подростков управлять эмоциями. Детей и их родителей учат использовать специальные приёмы выхода из агрессии и находить альтернативные способы решения конфликтных ситуаций.
– От чего ребёнок становится агрессивным?
– Причины агрессивного поведения могут быть разными. Это может быть постоянное агрессивное поведение родителей, их проявление нелюбви к ребёнку, унижения, оскорбления. Причиной может стать и неуместная критика, желание подражать другим детям, ревность к родителям, сложности адаптации в садике или школе, возрастной кризис.
– Стоит ли изолировать ребёнка-агрессора или ему нужно больше общения со сверстниками?
– Необходимо постараться изолировать ребёнка именно во время вспышки агрессии, чтобы не нанести вред окружающим. Постараться выяснить причину этих вспышек и вовремя их купировать. Полностью изолируя ребёнка от общения со сверстниками, мы лишаем его возможности освоить и применить социально-приемлемые навыки общения, тем самым нарушаем процесс социализации и адаптации.
– Как правильно бороться с детской агрессией?
– Самое главное – это принятие ребёнка в любом его состоянии. Только любовь родителей и их поддержка могут помочь ему не бояться своих эмоций, научиться выражать их свободно, а главное – корректно, не обижая себя и окружающих людей.
И обязательно нужно начинать с поиска причины. Не разобравшись в причинах, мы никогда не сможем справиться с проблемой. Банальный запрет злости и агрессии может привести к ещё более сложной ситуации.
Агрессивное поведение у ребёнка: что делать родителям
Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире.
К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.
«Чем опасна агрессия?», «Как помочь ребёнку с агрессивным поведением?» – на эти и другие вопросы мы попробуем ответить в данной статье.
Содержание:
Портрет агрессивного ребёнка
Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.
Агрессивный ребёнок становится большой проблемой для родителей, воспитателей, учителей. Такого «сложного» ребёнка очень трудно принять, и ещё сложнее понять, в чём причина такого поведения.
Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.
Безразличие и жестокость со стороны родителей могут приводить к проблемам в детско-родительских отношениях, итогом которых становится уверенность ребёнка в том, что его не любят. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и «заслужить» любовь родителей, дети пытаются привлечь их внимание любым способом, в том числе и агрессивным поведением. Если ребёнок чувствует, что уязвим, если он не уверен в себе, если он не может влиться в детский коллектив и почувствовать себя там «своим», то и агрессия со стороны такого ребёнка не заставит себя долго ждать.
Такие дети чаще всего не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что такая форма поведения приводит к каким-то негативным последствиям. Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.
Очень важно, чтобы родители и педагоги понимали, чем отличается «агрессия» и «агрессивность»:
Виды агрессии
Среди видов агрессии можно выделить следующие:
Вербальная агрессия
Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.
Физическая агрессия
Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.
Прямая агрессия
Вид агрессии, который направлен на определённый объект.
Косвенная (непрямая) агрессия
С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.
Аутоагрессия
Этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизации.
Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки, диагностика
На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребёнка:
Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправдана, и в таких случаях считается абсолютно нормальной реакцией ребёнка.
Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребёнка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).
Диагностика
При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребёнка, родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за помощью в случаях, если ребёнок:
Диагностику агрессивного поведения ребёнка должны проводить специалисты (психолог, психотерапевт, невропатолог). Главная цель такого диагностирования – выяснить причину агрессивного поведения, понять зачем, почему и от чего он защищается. Также следует прояснить, какие есть «ресурсы» у данного ребёнка, на них можно будет «опереться» в решении данной проблемы.
Проявление агрессии в разном возрасте
Проявление агрессии у детей можно увидеть на разных возрастных этапах:
Младенчество
Младенцы проявляют свою агрессию, когда голодны, испытывают боль, дискомфорт, находятся в неудобном положении.
Раннее детство
Маленькие дети склонны к проявлению агрессии:
Дошкольный возраст
Появляется враждебность к сверстникам. Агрессия может проявляться как реакция на обиду.
Школьный возраст
В этом возрасте агрессия проявляется чаще всего в вербальной форме для защиты своих интересов (оскорбления, ругательства) или для выхода из изоляции. Через агрессию школьник может выражать обиду и страх.
Подростковый возраст
В подростковом периоде проявление агрессии носит показательный характер: «Я взрослый и могу себе это позволить!». Чаще всего агрессию проявляют лидеры и/или аутсайдеры, так как агрессия в этом периоде тесно связана с общением со сверстниками.
Причины детской агрессии
Эмоциональная бездна
Если у родителей и ребёнка не установлена или утрачена положительная эмоциональная связь, если родители решают свои проблемы между собой очень бурно и эмоционально, и крайний вариант – винят ребёнка в своих проблемах, то это может привести к появлению и закреплению агрессии в поведении детей.
Здесь возможны два варианта развития событий, ведущие к агрессии:
Неуважение к личности ребёнка
Если взрослый (особенно родители) позволяет себе оскорбления, унижения, некорректные высказывания в сторону маленького человека, то это приводит к развитию глубоких комплексов. Итогом такого общения может стать не только агрессия, но и вспышки сильнейшей ярости.
Низкая самооценка
Одной из причин агрессивного поведения ребёнка может быть низкая самооценка.
Если ребёнок не уверен в себе, то в он не уверен и в окружающих. Низкая самооценка «рисует» в воображении опасность, которая может исходить от ровесников, родителей, педагогов. В подобных случаях ребёнок не дожидаясь, когда его обидят, начинает вести себя агрессивно сам, предупреждая таким образом придуманную атаку «из вне».
Если у таких детей на фоне заниженной/низкой самооценки нет возможности получить эмоциональную поддержку от родителей, то есть вероятность, что ребёнок сделает выбор в пользу агрессивной формы поведения.
Гипер и гипоопека
Полное отсутствие контроля, как и его чрезмерное проявление, несут в себе большую опасность влияния на формы поведения ребёнка и в частности на уровень проявления агрессивного поведения. Чрезмерность контроля со стороны родителей может порождать страх, тревогу, которые аккумулируясь в ребёнке, приведут к неизбежному протесту против существующих правил. Часто это происходит именно в форме агрессии.
Дайте ребёнку больше свободы, обеспечивая при этом его полную безопасность. Установите приложение «Где Мои Дети» из магазинов AppStore и GooglePlay.
Быть лучшим
Желание быть лучшим среди сверстников часто подталкивает детей к проявлению агрессивной формы поведения.
Современные герои мультфильмов, художественных и документальных фильмов, компьютерных игр, вне зависимости от того – положительные они или отрицательные, несут в себе агрессию. Часто на экранах мы видим применение силового вмешательства в якобы «благих» целях. Взрослые понимают, что это – крайний вариант выхода их ситуации, ребёнок же считывает это послание призывом действовать подобным образом в любых ситуациях. Этот путь они считают самым удобным в достижении определённого статуса среди сверстников.
В таких случаях важно объяснить ребёнку, что есть разные пути достижения статуса лидера: например, через способности и увлечения.
«Такой, как все»
В настоящее время ребёнок, попадая в тот или иной социум, детский коллектив видит различные варианты поведения. Если в классе «поддерживается» агрессивное поведение, то ребёнку, дабы не выделяться и не быть аутсайдером проще надеть «маску агрессии», нежели бороться с подобными «нормами». Давление, которое оказывает на ребёнка класс, можно сравнивать с феноменом толпы – противостоять такому давлению сложно даже взрослому человеку, не говоря уже о детях.
Не следует забывать и о таких причинах, как переутомление, запрет на физическую активность, чрезмерное употребление некоторых продуктов питания (шоколад, кофеин и др.), температура воздуха, уровень шума и т.д.
Как бороться с детской агрессией – советы психолога
Родителю нужно знать некоторые истины, которые помогут ему в борьбе с агрессией ребёнка:
Выход, а не подавление
Всегда важно давать выход эмоциям, не «зажимая» их и не «подавляя».
Этому должны научиться сами родители, а уже потом научить этому своих детей. Если вы злитесь, то не бойтесь говорить об этом своему ребёнку. Это нормально. Таким образом, вы проговариваете проблему, и вам становится легче. Параллельно вы показываете ребёнку, что и он может так делать – говорить о том, что ему не нравится, что он зол или чем-то расстроен. Постепенно ребёнок освоит этот «манёвр» и поймёт, что гораздо легче говорить о проблеме, нежели пытаться привлечь внимание своим ужасным поведением.
Правильный пример
Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Отдавайте себе в этом отчёт. Не требуете от ребёнка того, чего не можете выполнить сами.
Если вы хотите, что бы ребёнок экологично выражал свои эмоции, обратите внимание на то, как делает это его окружение, и прежде всего, вы – родители.
Если у вас сложности с выражением своей агрессии и вы не можете «принимать» агрессивное поведение своего ребёнка, то возможно, стоит обратиться к психологу.
Агрессия неминуема
Если «приступ» агрессии уже начался, ребёнок кричит, пытается ударить, то лучший вариант – крепкие объятия. Когда он успокоится, вы можете сказать, что готовы выслушать его всегда, когда ему плохо. Беседовать с ребёнком в такие моменты лучше без посторонних и без эмоционально окрашенных слов и выражений.
Способы коррекции агрессивного поведения
Всех родителей, столкнувшихся с агрессивным поведением ребёнка интересует вопрос: «Как правильно подойти к коррекции такого поведения?»
Следует отметить: для того чтобы был виден устойчивый результат работы, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический характер, а постоянный и комплексный.
К наиболее популярным способам коррекции агрессивного поведения, особенно в дошкольном возрасте, можно отнести арттерапию во всём её многообразии:
Следует обратить внимание на подвижные игры, способствующие снятию напряжения и нейтрализации агрессии; игры на развитие коммуникации ребёнка и позитивной модели поведения, игры на развитие эмпатии и релаксационной направленности.
Для выхода накопившейся агрессии ребёнку можно предложить:
Ошибки родителей
На формирование и закрепление агрессивного поведения детей могут влиять следующие факторы:
Рекомендации родителям агрессивного ребёнка
Следует помнить, что наказания и запрет на выражение негативных эмоций могут закрепить агрессивное поведение ребёнка, загнать проблемы вглубь. Ищите причину возникновения такого поведения.
Большинство родителей на разных возрастных этапах, рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением ребёнка. И главное, что они должны помнить в такие моменты – решать эту проблему можно и нужно только через любовь, ласку и уважение к своему ребёнку.
Как понять, что ребенок подвергается насилию?
Физическое — телесные наказания, причинение боли.
Запущенность — бездействие, ненадлежащее исполнение своих обязанностей родителями или опекунами. Ребенка не трогают, но лишают безопасности и удовлетворения базовых потребностей: гигиена, комфорт, питание и т.д.
Посттравматическое расстройство
ПТСР изначально относилось только к психологическим нарушениям, которые возникали у людей после военных конфликтов, терактов и стихийных бедствий. Но о катастрофах мирового масштаба говорят по телевизору и пишут в газетах, а об издевательствах над ребенком, который живет в соседнем подъезде, мы можем и не подозревать.
Теперь границы понятия расширились до невротических расстройств после бытового и социального насилия. У детей, переживших психотравмирующие события, частота синдрома колеблется от 5 до 98%.
Пострадавший от стихийного бедствия может обратиться за помощью, но у ребенка с комплексом жертвы формируется стойкое ощущение — он виноват сам и не заслуживает поддержки.
Как проявляется ПТСР у детей и подростков?
Повышенная тревожность. Ребенок не находит себе места, не может успокоиться, выспаться, вздрагивает от резких движений.
Проблемы со сном (бессонница, ночные кошмары, чрезмерная сонливость).
Расстройство пищевого поведения (снижение аппетита, которое способно привести к анорексии, или, наоборот, обжорство, булимия).
Апатия, безразличие к вещам, которые раньше вызывали живой интерес.
Трудности в учебе, снижение когнитивных способностей и мотивации.
Речевые нарушения (мутизм, заикание, ситуативная немота).
Отыгрывание травмы в повторяющихся играх или рисунках (у детей дошкольного возраста).
Увлечение жестокими играми. Если ребенок увлекся видеоиграми, где преобладают убийства и жестокость, понаблюдайте за ним. Возможно, так он пытается перенести боль от пережитой травмы на онлайн-персонажей.
Депрессия, пессимистичные настроения в отношении будущего (в основном у подростков).
Аутоагрессия — самоповреждение, нанесение порезов.
Антисоциальное или суицидальное поведение: посты, статусы в соцсетях, заметки на полях.
Рискованное поведение — намеренный поиск приключений, опасных для здоровья и жизни, гуляние по ночам в подозрительных местах.
Употребление алкоголя, психоактивных веществ.
Почему дети молчат?
Когда угрожают родным, ребенок стремится их защитить, поэтому либо подчиняется, либо упорно молчит.
Испытывают страх перед последствиями: станет еще хуже, меня накажут, увезут в детский дом или «мама расстроится, заболеет и умрет».
Защищают обидчика, поскольку испытывают любовь, привязанность к нему. Ребенок будет скрывать от посторонних какие-то факты, которые могут негативно отразиться на родителях. Например, мама не ухаживает за ним: не стирает одежду, не кормит, игнорирует. Чтобы ее не наказали, ребенок молчит и никому не рассказывает о ситуации.
Под гнетом вины дети берут на себя ответственность за происходящее. Стыдятся быть жертвой, ведь другие начнут их презирать, если узнают: я плохой, ужасный, все от меня отвернутся, поэтому лучше держать язык за зубами.
Запускаются защитные механизмы психики: отрицание, диссоциация. Пытаясь отдалиться от травмирующей боли, ребенок убеждает себя в том, что ничего страшного не случилось, и он в безопасности.
Не доверяют взрослым. Ребенок не знаком с доверительными отношениями и не ждет от взрослых ничего хорошего, поэтому относится к ним с опаской.
Не знают, к кому обратиться за помощью и поддержкой.
Из-за комплекса жертвы чувствуют свое бессилие и беспомощность.
Миф: Жертвой агрессии становятся определенные люди, которые ведут себя как-то не так, странно выглядят и обладают какими-то особенностями.
Реальность: Любой человек может стать жертвой насилия.
Последствия насилия
Что происходит в головах у взрослых, если они никак не реагируют на тревожные звоночки, а иногда даже игнорируют их или раздражаются?
Когда старшие замечают «что-то не то» в поведении ребенка, им кажется, что это особенности возраста. Взрослые заблуждаются, думая: «Они все так себя ведут!»
Мало того, что в травматичной ситуации ребенок не получает поддержки, так взрослые еще и усугубляют положение: «Учиться не хочешь? Опять двоек нахватал! Сиди теперь дома! Пока всю алгебру за 8-й класс не выучишь, никуда не пойдешь!»
Признаки запущенности (пренебрежение нуждами ребенка)
Плохая гигиена, непричесанные, немытые волосы, запах; отставание в весе, росте, развитии; неподходящая по сезону или размеру одежда; постоянное чувство голода; физические травмы, отсутствие медицинской помощи; ребенок часто и подолгу остается один дома, на улице; систематические опоздания, прогулы.
Признаки физического насилия
Частые травмы, необъяснимые порезы, царапины, ушибы, кровоподтеки, следы ногтей и т.д.; повышенная настороженность, ожидание опасности; страх идти домой, в школу, на улицу одному; попытки спрятать тело под одеждой не по размеру (не по сезону); отчаянные просьбы не сообщать родителям о его неудачах (плохих оценках и т.п.); жестокость по отношению к животным.
Признаки эмоционального насилия
Замкнутость, боязливость, чрезмерная уступчивость или, напротив, агрессивность, протест (бросается из крайности в крайность); ребенку трудно проявлять эмоции; беспокойная привязанность к обидчику (родителю, старшему товарищу), чувство вины и стыда; низкая самооценка; вредные привычки (сосание пальца, вырывание волос, обкусывание ногтей).
Когда жертва насилия испытывает невротическую привязанность к агрессору, структура ее личности меняется, что негативно влияет на будущее ребенка, его успех, мотивацию и умение выстраивать отношения.
Признаки сексуального насилия: боязнь определенного человека, недоверие, распространяемое на всех взрослых; сексуализированное поведение (несвойственная возрасту осведомленность в вопросах интима, отыгрывание ситуации на увлечениях, повышенный интерес к теме, несоответствующий возрасту); жалобы на проблемы со здоровьем, боли в области живота, гениталий, специфические симптомы в области половых органов, рта (высыпания, покраснения, повреждения).
Почему взрослые не замечают?
Многие взрослые воспринимают формы эмоционального и физического насилия в черте дома как некую культурную норму: «Нас били, и ничего, выросли же хорошими людьми. Вот и я из тебя человека сделаю».
Воспринимают буллинг в школе как норму. «Травля — это нормально, это школа жизни. Так закаляется характер!»
Нормализация эмоционального или семейного физического (наказания ремнем и т.д.) насилия в целом: «Такова жизнь, нужно просто потерпеть», «Жизнь — боль. Зато станешь у меня настоящим мужиком!»
Боятся плохих последствий для обидчика — члена семьи. Например, мама выгораживает папу, который бьет ребенка, ведь «отец — человек сам по себе хороший, это жизнь к нему не благосклонна».
Ощущают свое бессилие, поэтому не способны повлиять на ситуацию, что приводит к кризису эмпатии и оправданию агрессора.
Родитель некомпетентен в роли воспитателя (применение «традиционных методов воспитания»), кризис родительской роли, отрицание проблемы. «Я без отдыха пашу на работе, чтобы у тебя все было». В результате деньги есть, а внимания нет.
Взрослые не всегда готовы думать и говорить на определенные темы, чувствуют свою беспомощность в вопросах полового воспитания. Ребенок жалуется на то, что его кто-то потискал, шлепнул, погладил, а взрослые отвечают: «Ничего страшного, не выдумывай, и не надо себя накручивать».
Недоверие специалистам, нежелание выносить сор из избы. «То, что происходит в семье, никого не касается. Не нужны нам психологи и педагоги, сами справимся».
Нежелание вмешиваться («чужая семья — потемки» и т.п.).
Неправильное восприятие особенностей «подросткового возраста». Открытый манифест «помоги мне», когда ребенок наносит себе вред, выкладывает тревожные посты, начинает употреблять и т.д.
Что делать, если есть подозрения? Первые шаги на пути к восстановлению
Если вы узнали о насильственных действиях по отношению к ребенку, негодование и гнев в его адрес запрещены! Поговорите с ним осторожно, деликатно, чтобы он не закрылся и нашел в себе силы рассказать, что произошло.
Ужас, который вы продемонстрируете, подросток может перенести на себя. Отвращение близкого человека будет означать для него только одно — он отвратителен, бессилен, виновен в том, что допустил такое.
Дайте подростку шанс выговориться, не перебивайте его, не ограничивайте по времени. Скажите ребенку о ваших действиях. Если планируете обратиться к психологу, социальному педагогу или в правоохранительные органы, не скрывайте это от него.
Преподавателю, который выявил факт насилия (или подозревает о нем), лучше сразу проинформировать в устной и письменной форме руководителя образовательного учреждения.