как понять что ваш ребенок увлекается кейпопом или тиктоком
Ребёнок сидит в «ТикТоке»! Пора ли родителям бить тревогу?
О TikTok сейчас кто только не говорит — это одна из самых популярных социальных сетей в мире. Почти половина пользователей «ТикТока» — подростки и молодые люди от 16 до 24 лет. Неудивительно, что родители переживают, как новая платформа влияет на их детей. Но нужно ли переживать? Есть ли в «ТикТоке» хорошие стороны? Давайте разберёмся!
Что такое TikTok?
TikTok — китайский сервис для создания коротких видеороликов. Возможности платформы позволяют записывать видео при помощи смартфона, а потом их редактировать: накладывать различную музыку из встроенной музыкальной библиотеки, прикреплять эффекты, делать монтаж разного уровня сложности. Можно создавать реакции на чужие видеоролики и записывать так называемые дуэты — например, совместно исполнять какую-нибудь песню или разыгрывать сценку.
Вот так выглядит «дуэт»: пользователи «ТикТока» исполняют моряцко-китобойную песню в жанре «шанти». Каждый из пользователей записывал видео со своей частью трека отдельно, затем все видео монтировались в один ролик:
В основном, пользователи TikTok записывают смешные ролики, а ещё показывают, что умеют, будь то песни или акробатические трюки.
Лента «ТикТока» построена таким образом, чтобы предлагать пользователю видео по интересам. Например, если он часто «лайкает» ролики с забавными животными, то похожие будут выпадать в его ленте.
Популярные каналы могут монетизироваться.
Опасен ли «ТикТок» для детей?
Всё что угодно может стать опасным, если пользоваться этим без меры. Сам по себе TikTok — это просто развлекательная платформа, ещё и с возможностью реализовать творческий потенциал. Но она затягивает, и ребёнок, особенно одинокий и лишённый друзей, может заработать зависимость от постоянного прокручивания ленты.
Другая опасность — в попытках повторить сложные трюки и выполнить рискованные задачи, которые ставят перед зрителями пользователи. Впечатлительный ребёнок может подвергнуть своё здоровье риску, чтобы впечатлить зрителей, но такая опасность существует с самого начала зарождения сети интернет. Или даже раньше: и в доинтернетную эпоху дети часто рисковали собой, если друзья брали их «на слабо».
Конечно, «ТикТоком» могут пользоваться и злоумышленники, всевозможные мошенники и другие преступники, желающие вступить с детьми в контакт. Возрастной ценз социальной сети — 13+, но сама по себе платформа не подразумевает родительского контроля. Настройками детского аккаунта родителям придётся озаботиться самостоятельно: например, установить в профиле запрет обмениваться сообщениями, отключить отображение роликов в общей ленте (функция «Разрешить людям находить меня»), отключить комментарии к видеороликам.
Ограничивать время нахождения ребёнка в социальной сети можно и при помощи сторонних приложений. К таким относится, к примеру, Digital Wellbeing, или «Цифровое благополучие». Приложение позволяет установить время, которое ребёнок может проводить в TikTok каждый день, запретить показ неприемлемого контента (с нецензурной бранью или недетской тематикой), запретить обмен подарками или выведение денег.
Важно понимать, что сам по себе TikTok — не эксклюзивно детская социальная сеть. Большая часть пользователей «ТикТока» — это взрослые люди, как минимум студенты, как максимум — рабочие и служащие. Поэтому безопасность ребёнка всецело ложится на плечи родителей.
Есть ли в TikTok что-нибудь хорошее?
Безусловно, как и в любой социальной сети. Особенность «ТикТока» заключается в том, что он стимулирует создание собственного контента. Может, поначалу это будут забавные, нелепые или даже глупые ролики, но потом ребёнок откроет в себе талант к исполнению песен, танцам или актёрскому мастерству. При помощи этой платформы ребёнок может получать обратную связь — комментарии и поддержку от других пользователей, искать друзей по интересам и общаться со сверстниками.
Возможности платформы позволяют тренироваться в навыках видеомонтажа. Это может быть полезно в будущем — при выборе профессии в цифровой сфере.
В умеренном использовании «ТикТока» нет ничего дурного: это не хуже, чем просмотр видео на «Ютубе» или общение с людьми «Вконтакте».
И если ваш ребёнок посвящает всё свободное время скроллингу ленты, возможно, с ним стоит поговорить: обсудить ситуацию в школе, не обижают ли его, есть ли у него друзья, нет ли проблем. Частые «залипания» в телефон могут быть симптомом каких-то более серьёзных проблем, о которых ребёнок боится заговорить.
Почему дети увлекаются TikTok и стоит ли беспокоиться из-за этого
Как реагировать, если дети зависают в социальных сетях? Популярный TikTok – виртуальная жвачка или безобидное увлечение? Можно ли решить проблему запретами? Ответы на эти и другие вопросы искала журналист, мать двоих детей Евгения Бородина.
В Москве средний возраст детей, попадающих в сеть TikTok, – 9–10 лет. Малыши тоже пытаются увлекаться известной соцсетью, но родители в основном стараются сдерживать ненужный интерес, если конечно сами ему не способствуют. Как правило, именно в четвертом классе школьники начинают пробовать на вкус самостоятельность. Даже если мама запрещала, десятилетка найдет возможность подписаться на канал и завести свой аккаунт. А как иначе, если приложение в моде и все одноклассники уже гордо именуют себя тиктокерами?
Психологи задаются вопросом, что именно привлекает детей в коротких видео порой весьма нелепого содержания? Пожалуй, модное словечко «залипнуть» как нельзя точно характеризует увлечение популярным интернет-сервисом. Калейдоскоп различных роликов, на которые и делается основная ставка в этом приложении, крутится, подкидывая все новые варианты. Не все мини-клипы кажутся зрителям забавными – чаще всего это обычные подростковые кривляния под популярную музыку. Чтобы дождаться чего-то интересного, пользователи подолгу сидят, уставившись в экран. Смена кадров цепляет, видеокарусель крутится, время идет.
Критиков популярной соцсети обычно считают ретроградами, которые набрасываются на все новое с криками: «В наше время такого не было». Защитники ресурса пытаются найти в нем что-то хорошее. Ссылаются на благотворное влияние «мимимишных» роликов с животными, отмечают, что в TikTok прорвались даже учителя, записывающие просветительские видео. Дети ходят в соцсеть не за пищей для ума – короткие ролики в этом не помощники. Цель зрителя – развлечение.
Психологи предупреждают, что в Сети ребят поджидает все самое нелепое, гротескное, то, что отталкивает нормальных людей в обычной жизни. Подобно фавнам и сатирам скачут взрослые, которые не боятся выставить на всеобщее обозрение свои вредные привычки, лишний вес, неприбранную квартиру или неуклюжие движения. Специалисты бьют тревогу: в глазах детей таким образом обесценивается человеческое достоинство. Что такое хорошо и что такое плохо оценивается уже не с точки зрения нравственности и морали, а исходя из количества просмотров. То, на что порой глазеют миллионы, по-хорошему следовало бы прятать от чужих глаз.
Ребята и сами пытаются стать героями соцсетей. Установить приложение в смартфон для современных детей – это как школьникам прошлых лет услышать волшебную фразу: «Хочешь сниматься в кино?» Дети рассматривают сервис как самый простой путь прославиться, заявить о себе. На их глазах возникают все новые кумиры, начинавшие «звездный» путь с «прикольных» роликов.
Однако число подписчиков, как правило, ограничивается однокашниками и случайными зрителями. Среди них, кстати, могут оказаться непорядочные люди, встреча с которыми в реальной жизни грозит опасностью. Хорошо, когда детский интерес к ненужному самовыражению постепенно сходит на нет. Но вот «залипание» на чужих роликах часто входит в привычку.
Некоторые взрослые активно оправдывают интерес к развлекательным порталам, объясняя его саморазвитием своих детей. Они гордятся, что отпрыски «шарят» в Сети, умиляются, как ловко школьники управляются с интерфейсом. При этом родители забывают о том, что в интернете, как в безбрежном океане возможностей, есть и более полезные приложения. В наши дни можно найти множество открытых ресурсов для развития в любой сфере, а не тянуться за низкопробным контентом.
Со временем родители все-таки задаются вопросом: как противостоять повальному увлечению TikTok и стоит ли. Радикально мыслящие считают необходимым запретить популярный сервис раз и навсегда на всех уровнях. Менее строгие ищут компромисс в надежде, что чадо переболеет и интерес сойдет на нет. Действительно, дети рано или поздно отвыкают от привычки постоянно просматривать видео. Как правило, после 14 лет многие подростки перестают фанатично увлекаться интернет-сервисом, переключаясь на другие интересы. Но время, потраченное на бесцельное блуждание в TikTok, уже выпало из активной жизни.
Конечно, глупо ожидать, что каждую минуту подросток должен тратить только на учебу и домашние дела. Но если посчитать, сколько бесполезных часов набегает в неделю, месяц и год, то становится понятно, почему детям порой не хватает времени на сон, домашние задания и саморазвитие. Наверное, многие взрослые сделали бы для себя неприятное открытие, узнав, что их дети сидят в TikTok даже на уроках. Школьники выключают звук и маскируют смартфоны под учебниками или на коленях под партой.
Опытные родители советуют поговорить с ребенком по душам и объяснить, почему не имеет смысла делать интернет-ресурсы своим хобби. Можно рассказать отпрыску, например, что его интерес к TikTok, в частности и сидение в соцсетях в целом, помогает кому-то неплохо зарабатывать деньги. Пока юный зритель тратит свое время впустую, оно конвертируется в богатство других. Удачливые блогеры приумножают свои капиталы.
Можно даже попытаться напомнить, что в юном возрасте закладывается фундамент взросления, если бездумно тратить драгоценное время на всякую ерунду, то можно многое упустить. Имеет ли смысл вообще жить чужой жизнью, вместо того чтобы развиваться самому? Впрочем, эти слова, скорее всего, пролетят мимо ушей подрастающего поколения. Школьники редко воспринимают нравоучения родителей как призыв к действию. Хорошо, если подобные слова прозвучат из уст тренеров или других наставников, к которым в определенном возрасте дети прислушиваются чаще, чем к родственникам.
Если младшеклассник в выходные вечером «погружается» в интернет-ресурс, то вряд ли взрослые предложили ему альтернативу: поход в театр, партию в шахматы или настольные игры. Трудно ожидать от ребенка, что он будет засиживаться с книгой, когда родители в свободное время не выпускают из рук гаджеты и периодически разражаются взрывами хохота, уставившись в экран смартфона.
Как и любое модное веяние, популярный ныне интернет-ресурс рано или поздно устареет, уступив место другим, более прогрессивным порталам. Появятся новые тренды. В итоге все-таки выиграет тот, кто сумеет найти свою дорогу среди куч виртуального мусора и сохранит индивидуальность вопреки навязываемым стереотипам.
Как со своего смартфона понять, что именно ваш ребёнок смотрит в «Тиктоке»: 5 шагов
Разбираемся, как, не нарушая личные границы ребёнка, присматривать за ним в соцсети и при этом получить возможность наладить с ним отношения.
Если вы думаете, что ваш ребёнок не сидит в «Тиктоке», то вы ошибаетесь. Даже если он ещё совсем маленький. Аудитория этой платформы растёт так стремительно, что момент прозевали даже бывалые маркетологи. Ещё три года назад в «Тиктоке» было около восьми млн пользователей из России, а сегодня эта цифра достигла 40 млн. Между тем многие родители бьют тревогу — это даже не YouTube, там контента в разы больше и, соответственно, кто-то влияет на детей гораздо сильнее. Запретительные меры не действуют. А кто-то может даже взять телефон и изучить ленту соцсети ребёнка. Вариант рабочий. если в планах было нарушить личные границы и потерять доверие. Есть способы честные и более эффективные. О них и поговорим.
Первый шаг. Прежде чем изучать ленту ребёнка, нужно скачать приложение на свой смартфон. Для телефонов на Android сделать это можно по этой ссылке, для гаджетов Apple — по этой. После создайте свой аккаунт. Важный момент! Не указывайте свой настоящий возраст и имя. Лучше выбрать год рождения своего ребёнка, а имя пользователя оставить таким, что предлагают в форме регистрации. Так вы не раскроете ваши планы ребёнку раньше времени и сразу подскажете алгоритмам «Тиктока», что вам показывать хотя бы исходя из возраста.
Второй шаг. Нужно найти аккаунт вашего ребёнка в «Тиктоке» и подписаться на те же профили, что и он. Для этого нужно зайти в раздел «Интересное» (вторая кнопка внизу экрана) и в поисковой строке вверху ввести предположительное имя пользователя сына или дочери. Среди предложенных вариантов выберите аккаунт ребёнка, потом нажмите на кнопку «Подписки» и начинайте подписываться на всех по списку. Это новые подсказки алгоритмам «Тиктока», чтобы они показывали вам то же самое, что и вашему ребёнку.
Третий шаг. Большую часть времени пользователи «Тиктока» проводят во вкладке «Рекомендации». В ленте появляются ролики не тех, на кого подписан человек, а тех, кто, по предположениям алгоритмов, будет ему интересен. Теперь ваша задача сделать так, чтобы так называемые реки показывали не то, что нравится вам, а то, что смотрит ваш ребёнок.
Для этого, когда вы подпишетесь на все аккаунты, переходите на главную страницу приложения (первая кнопка в нижнем меню), затем вверху выберите вкладку «Подписки» и начинайте понемногу мониторить, что публикуют те, на кого подписан ребёнок, и периодически лайкайте то, что видите. Со временем лента рекомендаций всё больше будет отражать интересы вашего чада.
Четвёртый шаг. Для продвинутых родителей. Поговорите со своим ребёнком, можно ли подписаться на него в «Тиктоке». Если он откажется, уважайте его мнение. Это трудно понять, но, поверьте, в этом нет ничего страшного. Подростку просто нужно пространство для общения, где за ним не следят. Ваша задача — дать ему личную свободу и выбор. Если же ребёнок согласится, смело подписывайтесь на него и начинайте обмениваться интересными видео. Это одна из самых важных частей пользовательского опыта в «Тиктоке».
Пятый шаг. Если ребёнок вас поддержит и тоже станет делиться любимыми роликами, считайте, вы выиграли. Будет не лишним и включить уведомления на публикации. Как только он что-то запостит, вы тут же об этом узнаете. Так ненавязчиво вы сможете не только присматривать за чадом, но и быть с ним на одной волне. А это уже совсем другой уровень отношений!
«Буду тиктокером!»: мечты подростков, опасения родителей, мнение психолога
TikTok появился относительно недавно и стремительно стал настолько популярным, что затмил другие соцсети. Причем основные пользователи – это подростки от 10 до 16 лет. Они не только смотрят там мини-видео и выкладывают свои, но и мечтают стать популярными блогерами. Естественно, это волнует родителей. Стоит ли им так тревожиться, читайте в материале «РИАМО в Балашихе».
Смена ориентиров
Основное преимущество TikTok в глазах подростков – возможность веселиться, дурачиться, выражать себя, привлекать к себе внимание, а порой и стать популярным без каких-либо навыков и особых усилий.
«Можно «побеситься», заснять все на камеру – и сразу найти в этой социальной сети единомышленников. То есть вся ценность TikTok для подростков заключается в том, что там «обитают» подобные им. Сейчас же этот сервис стал настолько популярным, что его стали использовать для зарабатывания денег, в том числе сами подростки», – рассказала клинический психолог, семейный психотерапевт Светлана Вишнякова.
Как следствие, многие современные дети сменили ориентиры.
Они уже не мечтают о престижной профессии, не стремятся поступить в вуз. Зачем пять лет учиться на юриста или программиста, если можно стать блогером и зарабатывать большие деньги, еще учась в школе?
«Нужно понимать: таких, как Влад Бумага и Вася Кривовязый – он же Alderson ss, единицы. Да, у этих молодых блогеров получилось заработать целое состояние на видеороликах. И дети, их подписчики, искренне верят «сказочкам» о легком заработке. И приходят к мысли: буду блогером, чтобы получить все, о чем мечтаю, с минимальными усилиями», – объяснила Вишнякова.
Подводные камни
По мнению психолога, основная проблема заключается в том, что взрослые не объясняют детям реальное положение вещей. А правда не так радужна: большинство звездных тиктокеров стали таковыми практически случайно, «на хайпе», просто по воле счастливого стечения обстоятельств. Ведь сколько сотен, тысяч, даже миллионов блогеров, которые «не выстрелили».
Кроме того, родители нередко просто отмахиваются от ребенка, ругают его или даже высмеивают его увлечение.
«А нужно рассказывать о сумасшедшей конкуренции среди блогеров, ведь сейчас каждый второй подросток стремится к легким деньгам. Нужно объяснять, что для настоящего успеха мало снимать и выкладывать видео – нужно иметь массу талантов, учиться продвижению своего контента, раскручивать свой канал», – подчеркнула Вишнякова.
И отметила: по сути, блогерство, которое приносит реальный доход, вполне сравнимо с любой профессией – сначала нужно получить знания, а уже потом зарабатывать деньги.
«Мечтаю стать блогером»
Лет десять-пятнадцать назад кумирами подростков становились музыканты, актеры и футболисты. Сейчас же дети идеализируют популярных блогеров.
Сыну местной жительницы Дарьи 13 лет. И женщина обеспокоена его поведением, ведь с недавних пор он называет TikTok своей единственной радостью и главной целью жизни.
«Это похоже на вечные торги: «Если я сделаю уроки, можно мне посмотреть ролики?», «Вынесу мусор, а потом посмотрю TikTok?». А недавно сын писал сочинение на тему «Кем я хочу стать и почему». Прочитала и была в шоке! Написал, что мечтает стать блогером, потому что они зарабатывают очень много денег, живут в TikTok-домах, спят сколько захотят, тестируют новые гаджеты по рекламным контрактам. А еще сын написал, что его кумир – какой-то известный блогер, я даже имени такого не знаю! Это разве нормально?» – возмутилась женщина.
Новые кумиры
Психолог Светлана Вишнякова напомнила: понятия «нормально» и «ненормально», особенно в отношении подростков, всегда относительны.
«Кумиры появляются не просто так, а под влиянием конкретного времени. Вспомните – когда-то кумирами всех мальчишек были футболисты. Ребята покупали футболки с номером любимого спортсмена, стремились ему подражать и все свободное время бегали во дворе, играя в футбол. Таков был тренд. Сейчас в тренде интернет и социальные сети. Логично, что и кумирами детей стали блогеры. По большому счету, больше ничего и не изменилось», – отметила эксперт.
И добавила: подростки, как и прежде, подражают своим кумирам. Вот только уже не бегают с мячом во дворе, а держат в руках гаджеты. И искренне верят, что стать «миллионником» очень просто: достаточно надеть яркую майку, сесть перед камерой – и на тебя подпишутся три миллиона человек.
Быстрый дофамин
Психолог отметила, что есть еще одна причина того, почему подростки так любят соцсети, в частности TikTok. Когда ребенок наблюдает, как его новый «клипчик» набирает лайки и репосты, в его организме вырабатывается дофамин – гормон восторга и удовольствия.
Раньше нужно было постараться, чтобы получить такую «порцию счастья». Например, выучить урок и заработать пятерку, долго репетировать песню, готовить доклад.
«С интернетом и социальными сетями все проще и гораздо быстрее: стать абсолютно счастливым, хотя бы на короткое время, можно просто кривляясь на камеру», – пояснила Вишнякова.
Положительные стороны
Родители относятся к подросткам очень критично и зачастую надумывают проблемы. Им тревожно оттого, что кумиры их детей – пустышки, которые только и умеют, что громко и красиво говорить, а то и вовсе лишь кривляться. При этом, по мнению старшего поколения, реально интересные, талантливые, профессиональные люди остаются в тени, так как не умеют «продать себя».
Психолог считает, что родителям не стоит слишком драматизировать. Ведь, вопреки стереотипам, среди блогеров есть достаточное количество достойных людей. И им есть что сказать своей аудитории: они образованы, умны и прекрасно разбираются в предмете, о котором говорят.
И даже если подростки смотрят в TikTok не познавательные научные видео, а веселые короткие ролики, то и в этом есть положительная сторона.
«TikTok очень соответствует «клиповому» мышлению подростка: одна незамысловатая картинка сменяется другой. К тому же большинство роликов в этой соцсети забавные, с юмором. И подростку, которому в принципе свойственно подавленное состояние, повышенная возбудимость и стремление драматизировать все происходящее, иногда полезно посмеяться, «выдохнуть», – подчеркнула эксперт.
Правильное поведение родителей
Психолог добавила: нельзя забывать и о том, что для подростка крайне важно быть на одной волне со сверстниками. Сегодня даже отсутствие TikTok в телефоне заставит ребенка чувствовать себя белой вороной, чужим среди одноклассников. Так что не спешите удалять приложение – напротив, поинтересуйтесь, какие ролики смотрит сын или дочь, а также чем они так понравились.
«Смело обсуждать с подростком то, что он смотрит, – самое правильное поведение родителей. И даже если ваш ребенок грезит о блогерстве, то почему бы вам не пойти ему навстречу? Не отказывайте в помощи, если он ее просит. Пусть попробует стать блогером!» – посоветовала Вишнякова.
Также полезно рассказать ребенку о своем опыте – о получении профессии, о возникших сложностях, об успехах и достижениях.
Как понять, что у ребенка аутизм?
Детский аутизм
Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?
Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?
На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.
Аутизм – так и звучит диагноз?
Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:
1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
2) F84.1 – атипичный аутизм;
3) F84.2 – синдром Ретта;
4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.
В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.
1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
6) страх изменений в окружающей обстановке;
7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.
Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:
1) Контрастные желания и представления;
2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;
Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.
1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.
Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.
Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.
Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?
Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.
А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?
Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение». Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.
Чем ребенок с аутизмом отличается от других?
В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:
Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;
Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);
Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;
Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.
Что может вызвать у ребенка аутизм?
К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.
В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?
Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».
Это можно вылечить?
Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.
Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?
Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.
Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.
Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.
Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.
Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.
Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?
Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:
1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.
2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.
3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.
4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.
5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.
Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?
Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.
Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.
Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет
Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии
с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;
начинает узнавать предметы и людей;
улыбается при звуке вашего голоса;
начинает улыбаться при общении;
поворачивает голову на звуки.
начинает реагировать на эмоции окружающих людей;
может находить не тщательно спрятанные предметы;
изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;
тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;
выражает радость или недовольство голосом;
произносит наборы звуков.
начинает охотно подражать окружающим;
становится очевидным, что ребёнок вас понимает;
может находить спрятанные предметы;
реагирует на «нельзя»;
изображает простые жесты, например, может указать на предмет;
«разговаривает» сам с собой на разные лады;
может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;
реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.
подражает поведению окружающих;
радуется обществу других детей;
понимает многие слова;
находит тщательно спрятанные предметы;
указывает на называемые картинки и предметы;
начинает сортировать предметы по форме и цвету;
начинает играть в простые игры с воображением;
начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;
может выполнять простые поручения;
может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».
начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;
может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;
сортирует предметы по форме и цвету;
сопоставляет предметы с картинками;
выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;
пользуется простыми предложениями при общении;
правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);
начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).
Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?
Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.
Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.
Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.
Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение.
Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.
Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?
Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.
Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.
Важно! Центр сотрудничает с р егиональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.