как понять что закончился хладагент в кондиционере
5 признаков того, что пора заправить кондиционер в машине
Фреон периодически вытекает из системы охлаждения. Герметичность нарушается из-за вибрации, рассыхания шлангов, износа резиновых элементов. Перегрев приводит к поломке компрессора. Заливка хладагента до необходимого объема предотвратит поломки. Чтобы понять, как часто заправлять кондиционер в автомобиле, нужно знать рекомендации производителя и ориентироваться на результаты профилактического техосмотра.
Как обнаружить утечку хладагента
Если при работающем охлаждении в салоне машины некомфортная температура, стоит промыть конденсор. Демонтируют пластиковый кожух под лобовым стеклом, удаляют скопления пыли, листву, насекомых. Загрязнение снижает силу обдува, производительность падает.
Затем необходимо проверить давление в окошке рядом с осушителем. Масса хладона в нормальном состоянии должна выглядеть однородной, без воздушных пузырьков. Ряд признаков того, что надо заправлять систему охлаждения:
В машины заливают тетрафторэтан R134а, R132, R1234 (выпуск до 1992). Под капотом наклеивается техническая бирка с указанием марки и объема. Хладагент продается по цене около 1000 рублей в баллончиках 0,5 кг, количество рассчитано на среднюю легковую машину. Из инструментов понадобится ручной манометр, цифровые весы, вакуумирующий насос. Определиться, как часто его нужно заправлять, помогут рекомендации производителя.
Когда пора добавлять фреон
За год из-за высокой летучести хладона естественные потери через узлы системы составляют до 10%. Производители рекомендуют восполнять объем в специализированном сервисе каждые 2 года перед летним сезоном. Максимальный срок до 3-5 лет, если нет нареканий к работе охлаждения. Как часто заправлять кондиционер в автомобиле, зависит от условий его эксплуатации.
Уровень потери свыше 20% приводит к перегреву, поломке компрессора. Но избыток хладона вреден не менее чем нехватка. Нагнетание газа в магистрали работает под повышенным давлением, изнашивает алюминиевые трубки, приводит к коррозии. Постоянная потребность в заливке хладагента указывает на поломку, разгерметизацию магистрали.
Замена фильтрующих элементов, масла положительно отражаются на работе компрессора. Точный объем хладона в автосервисе вычисляется автоматической станцией по WIN-коду. Набором быстросъемов машина подсоединяется к сервисным портам, процедура длится менее часа. Профилактическая диагностика проводится раз в год, потому что регулярные техосмотры выявляют проблемы, приводящие к дорогому ремонту. Рекомендации специалистов автосервисов следующие:
Кондиционер в автомобиле временами требует восполнения уровня хладагента. Радиатор, трубопроводы, уплотнители подвергаются износу и коррозии, что приводит к утечке фреона. Периодичность и своевременность проведения профилактики напрямую влияют на срок службы компрессора. Поэтому проверкой и дозаправкой тетрафторэтаном пренебрегать не стоит.
Как определить количество фреона в кондиционере: 2 реальных способа
Создание комфортного микроклимата в жилых помещениях нередко становится непростой задачей. Летом с работой не в состоянии справиться обычные вентиляторы, зимой появляется другая проблема: радиаторы становятся причиной сильно пересушенного воздуха. Спасением в таких случаях становится покупка системы климат-контроля. Современное климатическое оборудование в последние десятилетия завоевало право называться почти незаменимым «помощником», однако чтобы оно функционировало эффективно, системе надо обеспечить нормальные условия. Утечки фреона для климатической техники не ЧП, а норма, поэтому ей необходима хоть и нечастая, но регулярная дозаправка. Чтобы обеспечить установке беспроблемную работу, владельцам надо узнать, как определить количество фреона в кондиционере.
Роль фреона в климатическом оборудовании
Фреон, хладагент или хладон — название одной группы соединений. Это инертные негорючие газы, при относительно высоких температурах превращающиеся в жидкость. Именно эти вещества работают в холодильниках и морозильных камерах, они же обеспечивают возможность регулировать микроклимат в помещении. Или в нескольких комнатах (этажах), если речь идет о более сложных сплит-системах, имеющих не один внутренний модуль.
Принцип работы кондиционеров
Благодаря испарению и конденсации хладона, циркулирующего по замкнутому кругу (трассе), обеспечивается отбор и выброс тепловой энергии из помещения в окружающую среду. Таким же образом действуют и холодильные агрегаты. Фреоны, использующиеся в кондиционерах и холодильниках, «путешествуют» по контуру из медных трубок. Установка состоит из двух теплообменников — испарителя с конденсатором, компрессора и терморегулирующего вентиля (ТРВ, дроссель). Это главные узлы любой системы климат-контроля.
В первом теплообменнике благодаря пониженному давлению хладагент вскипает и переходит из жидкого состояния в газообразное, забирая тепловую энергию из воздуха помещения. В конденсаторе он снова превращается в жидкость, выделяя и отводя тепло за пределы комнаты (в простых моделях), или повышая температуру в ней (в кондиционерах с функцией обогрева). Необходимое давление (понижение/повышение) в системе обеспечивает компрессор.
Количество фреона в системе
Параметры в системе, так же как и агрегатное состояние фреона, постоянно изменяются. Но многих владельцев кондиционеров больше всего интересует один вопрос: как определить количество фреона в кондиционере. Причины угадать нетрудно: за обслуживание установки специалистами надо отдать определенную сумму. Однако лишние расходы не нравятся никому, а качество работы «пришлых» мастеров устраивает не всегда.
Количество хладагента, циркулирующего по трассе сплит-систем, зависит от длины контура, а также от характеристик компрессора, в первую очередь от его мощности. Если говорить о стандартной длине, то она составляет не более 5 метров, но не менее 3. Когда необходима большая протяженность контура, то при увеличении длины трубопровода также производят еще одну обязательную операцию — дозаправку установки фреоном. Поэтому точного значения для всех систем существовать не может.
Заправка и дозаправка кондиционеров
На заводе кондиционеры заправляют хладоном, учитывая длину контура. На каждый его метр приходится 0,15 кг фреона. Кроме того, принимают во внимание мощность компрессора. Если рассматривать усредненные значения, то в каждой сплит-системе находится около 0,5-0,6 кг хладагента. Точное количество указывается на табличке (шильдике), которую легко найти на корпусе оборудования.
Причины уменьшения количества хладона
Естественное, постепенное испарение фреона считается нормой. Точную цифру определить невозможно: ежегодная потеря хладона составляет примерно 5-7%. Этот процесс может значительно ускорить некорректный монтаж установки — некачественное соединение элементов трассы. В этом случае первой задачей становится устранение мест утечки. Есть и другие факторы, приводящие к потере хладагента.
Самой «популярной» причиной остается брак, допущенный во время прокладки трассы. Некоторые специалисты вообще утверждают, что добиться полной герметичности при установке сплит-системы в квартире/доме попросту невозможно.
Мобильные конструкции и простые кондиционеры, предназначенные для окон, не требуют дозаправки. Их заполняют хладоном и герметично запаивают на заводе. Исключение для этих агрегатов одно — заправка после ремонта компрессора, либо после замены других элементов.
Проблемы, связанные с дефицитом фреона
Постепенное уменьшение количества хладагента на первых порах не приводит к большим проблемам. Они начинаются со временем, когда фреона в системе остается очень мало. Рабочее вещество выполняет еще одну важную функцию: оно охлаждает компрессор. Когда хладагента не хватает, главному прибору становится трудно работать в разных режимах. Это приводит к перегреву оборудования, а потом компрессор заклинивает.
Нередко владельцы сталкиваются с самой неприятной ситуацией — с выходом компрессора из строя. В таком случае им предстоит ремонт прибора, а он будет стоить половину суммы всего кондиционера. Именно этого последствия стараются избежать своевременной дозаправкой фреона. Принято считать, что в идеале она должна проводиться каждые полтора, максимум два года.
Как определить количество фреона в кондиционере
Вопрос о том, как понять, сколько фреона находится в кондиционере, может заинтересовать владельцев в двух случаях:
Точный ответ на первый вопрос затруднителен: количество оставшегося хладагента до грамма определить невозможно. В этом случае специалист проверяет рабочие параметры сплит-системы, а потом принимает решение о целесообразности дальнейших действий.
Ответ на второй вопрос ищут на шильдиках, которые находятся на блоках. На них указывается класс фреона, а также стандартное количество хладагента для данной модели. Этого количество достаточно для конкретной фреоновой трассы, поэтому на данные значения владельцам и следует ориентироваться.
Если длина контура будет увеличиваться, то на каждый дополнительный метр магистрали добавляют от 20 до 50 граммов хладагента. Эта цифра может быть значительно меньше (5-15 г), она зависит от модели кондиционера, его холодопроизводительности.
Признаки дефицита фреона
Как определить количество фреона в кондиционере? Вернее, как понять, что систему надо дозаправлять? Симптомов нехватки хладагента есть несколько. Это:
Считается, что самый главный симптом — появление масла в местах соединений. Его обычно выбивает вместе с рабочей жидкостью. Последний признак появляется там, где установлен наружный блок — в точках подключения трубопровода. Работа внутреннего модуля, «захваченного» инеем, может сопровождаться шумом, треском.
Как проверяют количество хладагента?
Какое давление в охлаждающем кондиционере? Напор в системе с фреоном снижается и повышается не раз в течение суток. Этот показатель зависит от температуры внутри и вне помещения, от класса фреона, режима работы установки, степени загрязнения воздушных фильтров, теплообменников.
Количество хладагента, как правило, не оказывает влияния на давление. Исключение одно — его полная утечка из системы. При нагреве до одинаковой температуры в емкостях с разным количеством хладагента манометры показывают одинаковые значения. В отличие от жидкости, газу для испарения необходим больший объем: превращаясь в пар, фреон быстро заполняет все пространство, одновременно с его насыщением увеличивается давление. Однако при повышении температуры показатели его растут.
Что такое перегрев фреона?
Избыток или дефицит фреона в контуре определяют по величине перегрева газа, который идет из испарителя в компрессор. Чтобы дать представление об этом понятии, надо попытаться объяснить, что оно означает:
Таким образом, чтобы узнать реальную температуру кипения определенной марки хладагента, надо измерить давление именно на стороне всасывания.
Проверка сплит-системы
Чтобы провести эту операцию, мастеру потребуется манометрическая станция, шланги для соединения, контактный термометр (либо электронный пирометр). Диагностику сплит-системы проводят по определенному алгоритму.
Если получившаяся разница находится в пределах 5-8°, то можно говорить о том, что дозаправка не требуется. Этот диапазон является ориентиром абсолютно для всех видов кондиционеров, включая автомобильные агрегаты.
Когда полученное значение выходит за этот предел, то можно абсолютно точно утверждать, что фреона в контуре «маловато будет». По пути к компрессору он сильно нагревается, а этот агрегат из-за недостаточного охлаждения не может обеспечить эффективную работу, так как сильно перегревается. Результат — снижение холодопроизводительности.
Если величина перегрева менее 5°, то скорая встреча с проблемами тоже неминуема. В этом случае некоторая доля хладагента-жидкости будет не в состоянии превратиться в пар во внутреннем теплообменнике. Если даже небольшая часть капель попадет в компрессор, то серьезной поломки избежать не получится. Однако переизбыток хладона — ситуация, которая встречается гораздо реже.
Таблица — помощь, которая может не потребоваться, поскольку на манометрах коллектора имеются дополнительные шкалы, сразу показывающие температуру кипения фреона при определенных значениях давления. Однако в этом случае мастеру необходимо выбрать «правильную» станцию, где есть разметка для хладонов R-22, R-410a (R-407) и R-134a.
Как определить количество фреона в кондиционере?
Это зависит от возраста кондиционера. В уже давно эксплуатирующейся системе количество хладагента определяют по давлению и величине перегрева газа. Существует еще один, более затратный по времени и усилиям способ. В этом случае хладон откачивают из трассы в баллон, затем эту емкость взвешивают. Для этого необходимы специальные весы, однако многие обходятся обычными электронными: например, приборами для кухни.
Инверторные установки отличаются от обычных моделей переменной мощностью компрессора, поэтому они не дают шанса определить количество фреона по давлению и перегреву. Для данных «непонятных» систем откачка с последующим взвешиванием фреона остается единственной возможностью найти ответ, но не «посадить» компрессор.
Определение реальной массы с помощью баллона
В этом случае результат будет максимально точным, однако процедура достаточно сложна. Откачку хладагента производят эвакуатором, а фреоновый контур вакуумируют (удаляют из системы весь воздух). Затем резервуар взвешивают, полученные показатели сравнивают с теми, что указаны в табличке на корпусе модуля. После этого фреон возвращают в систему в том количестве, которое является стандартом для конкретной модели. Хладагент либо добавляют, либо удаляют его излишки, которые также вредны для кондиционеров. Этот вариант достаточно сложен, поэтому его обычно используют специалисты.
Использование манометра и термометра
Это максимально простой метод, однако правильных результатов он не обещает. Более-менее точные показатели давления/перегрева можно обеспечить только в одном случае: конденсатор, испаритель и воздушный фильтр — те элементы, которые должны быть чистыми. Именно по этой причине диагностику, заправку и чистку кондиционеров рекомендуют совмещать — проводить комплексное обслуживание. В привычный рабочий режим система входит спустя 15 минут после пуска, когда в работу включится компрессор. Только после истечения этого срока манометр выдаст реальные показатели.
Методы заправки кондиционеров
Прежде всего, мастеру понадобится фреон, оборудование и инструменты. У него должен быть:
Если выбран сложный путь к цели, обязательно потребуется присутствие электронных весов, станции эвакуации хладагента, вакуумного насоса. Способов заправки системы климат-контроля фреоном существует несколько. Простой вариант не дает возможности ответить на вопрос, как определить количество фреона в кондиционере абсолютно точно, но он поможет понять, какая возникла проблема — недостаток или переизбыток хладона в системе. Или она отсутствует, так как все находится в норме.
Заправка по температуре и давлению
Как уже было отмечено, способ определения только по давлению нельзя считать надежным. Как правило, он используется специалистами, которые уже способны определить количество «на глазок», для них единственным ориентиром является напор.
Первым делом убеждаются в том, что утечки отсутствуют. В противном случае время и силы будут потрачены впустую. Сама процедура дозаправки хладагента состоит из нескольких последовательных этапов.
После завершения дозаправки по очереди закрывают краны: сначала коллектора, потом сервисного порта и баллона.
Заправка хладоном по весу
Опытные мастера способны быстро определить остаток хладагента, а затем заправить его в систему с поразительной точностью. Для новичков этот метод недоступен. Для них самым лучшим способом будет избавление от старого газа и заправка новой, свежей порции фреона. Однако перед заправкой необходимо выяснить причину потери хладагента, а затем устранить ее. Идеальный метод — опрессовка азотом, который закачивают под давлением, максимально возможным для конкретного кондиционера (25-30 бар).
Когда дисплей подтверждает, что емкость лишилась требуемого количества фреона, кран закрывают. Краны на сервисных портах закрывают, патрубок отсоединяют и приступают к проверке работоспособности сплит-системы.
Как определить количество фреона в кондиционере? Нельзя сказать, что эти процедуры элементарны, но суперсложной операцию с манометрическим коллектором и термометром тоже не назвать. Если нет уверенности в своих силах, то лучше сначала постараться «найти» ее. Может быть, поиски закончатся после просмотра следующего видео:
Была ли статья полезна?Мы хотим стать лучше. Спасибо за мнение!
Как самостоятельно узнать, что в кондиционере закончился фреон – 6 простых способов
Как узнать, что в кондиционере закончился фреон без специального оборудования? Как сделать это самостоятельно, не вызывая специалиста? Почему в кондиционере может закончиться хладагент? В этой публикации мы опишем 6 способов, с помощью которых вы сможете ответить на вопросы:
Куда уходит фреон?
Некоторые «псевдо-эксперты» на просторах интернета говорят, что за год из кондиционера уходит до 8% фреона. В реальности все не так. Хладагент – не топливо, он никуда не должен деваться из системы. Он циркулирует по замкнутому кругу.
В кондиционере фреон находится под высоким давлением. Если где-то возникает протечка или микротрещина, он выходит из системы. Скорость потери зависит от вида фреона и размера утечки. Он может выйти за несколько минут, а может уходить месяцами.
Вы должны понимать, что обнаружить что фреона мало или нет вообще – только часть дела. Чтобы решить проблему нужно вызывать специалиста, который должен:
Фреона нет совсем, или его мало?
Когда в кондиционере нет фреона, он работает не так, как если бы его не было вообще. Если есть недостаток хладагента, это вызвано по одной из двух причин:
При небольшой утечке вы не сразу заметите изменения в работе кондиционера. Он постепенно будет хуже охлаждать или нагревать воздух. Если вы заметили такой спад в работе, скорее всего где-то есть разгерметизация системы.
Если ваш кондиционер диагностировали, делали ему плановое обслуживание, возможно в него закачали недостаточно хладона. Разницу в эффективности работы вы почувствуете сразу. А если кондиционерщик говорит «позже он начнет нормально работать», «надо подождать несколько дней» – это сказки. Такого мастера надо гнать взашей.
Снижение эффективности
Это первый признак проблем с кондиционером. Если он начал хуже греть или охлаждать, – не факт, что проблема с хладагентом. Кроме его нехватки может быть несколько причин:
Чтобы точно определить причину, нужно почистить испаритель, конденсатор и фильтры кондиционера. Если это не поможет – загляните в инструкцию. У каждого кондиционера есть предельные режимы работы. От разницы температур в помещении и на улице зависит его эффективность.
Кондиционер не сможет хорошо охладить помещение, когда на улице жарко. Также он будет плохо работать на тепло, когда снаружи холодно. Чем больше разница температур внутри и снаружи помещения, тем ниже COP кондиционера (коэффициент преобразования, аналог КПД).
Если условия работы в пределах, указанных в инструкции, радиаторы и фильтры чистые, скорее всего проблема в нехватке хладагента.
Проверка на снег
Если в кондиционере мало фреона, он начинает работать на пределе возможностей. Происходит следующее:
Для того чтобы на решетке испарителя или конденсатора образовался лед, должно пройти некоторое время. Включите кондиционер на полчаса. После этого проверьте, есть ли иней на решетках испарителя или конденсатора.
Снег во внутреннем блоке кондиционера.
При работе на холод, недостаток фреона в кондиционере вызывает обледенение испарителя во внутреннем блоке. Проверить это просто:
Когда кондиционер работает на тепло, лед будет образовываться на конденсаторе. Он находится в задней части внешнего блока. В сплит-системе посмотреть на него можно как с передней стороны блока, так и с задней. В остальных типах кондиционеров он может быть расположен по-разному.
Компрессор
Есть два типа компрессоров – обычные и инверторные. Обычный работает в режиме On/Off или Старт/Стоп. Он включается на определенное время, доводит хладагент до нужной температуры и отключается. Частота включений и время работы зависит от:
Инверторный компрессор работает постоянно. Но скорость его зависит от температурного режима. Когда вы включаете кондиционер, он начинает работать быстрее, чтобы охладить или обогреть комнату. Как только температура достигнет заданной, компрессор замедляется и работает на ее поддержание.
Узнать, какой тип компрессора стоит в вашем кондиционере, можно по наклейке на внутреннем или наружном блоке. Инверторные модели обозначаются соответствующий надписью «INVERTOR». Если ее нет, на наклейке вы увидите модель кондиционера и сможете посмотреть его характеристики в интернете.
Если у вас есть доступ к наружному блоку, проверьте, как работает компрессор. Для этого выставьте максимальную скорость обдува. Если дело происходит летом, поставьте минимальную температуру при работе на холод. Если зимой – максимальную температуру при работе на тепло.
Среднее соотношение времени работы и простоя обычного компрессора – 1 к 3. Засеките, как часто он включается. Определить это можно по звуку, вибрации наружного блока. Если он работает большую часть времени – есть нехватка хладагента. Если работает постоянно, фреон, скорее всего вышел из системы полностью.
Инверторный компрессор при недостатке фреона будет работать с большой скоростью. Чем меньше хладагента в системе, тем она выше. Если температура в помещении достигла заданной, а компрессор работает на высоких оборотах – есть недостаток хладагента.
Проверка температуры магистрали
Хладагент постоянно циркулирует между внутренним и наружным блоками кондиционера. Их соединяет фреоновая магистраль из медных трубок. В нормальном режиме температура трубок сильно отличается. Одна будет намного холоднее другой.
Если фреон полностью вышел из кондиционера, температура трубок будет примерно одинаковой. Но это только в том случае, когда компрессор работает. Соответственно, если компрессор не вышел из строя и трубки примерно одинаковой температуры, значит в системе нет хладона.
Поиск протечек
Хладагент в кондиционере смешивается с маслом. Как говорилось выше, он может уйти из системы только из-за утечки. При этом масло на месте разгерметизации образует небольшое пятно. Найти его можно при визуальном осмотре.
Если есть доступ к фреоновому трубопроводу, осмотрите его. Делайте это внимательно на всей протяженности. Компрессорного масла выходит немного, место протечки можно пропустить. Особенно внимательно осмотрите места соединений трубок с компрессором, испарителем и конденсатором.
Если во время проверки вы обнаружили, что в каком-то месте образовался лед или снег – вам повезло! Скорее всего вы нашли место утечки фреона. Но только в том случае, если наледь локальная, не распространяется по длине трубы, площади конденсатора или испарителя.
Проверка вентилей наружного блока
Еще один способ узнать, что в кондиционере нет или мало хладагента – проверить вентили наружного блока. Они расположены внизу, с правой стороны и могут быть закрыты защитным кожухом (см. фото). Такой вариант лучше всего работает в теплое время года.
Расположение сервисных вентилей кондиционера.
Перед проверкой включите кондиционер на полную мощность и выставьте минимальную температуру. Дайте поработать ему 5-10 минут. После обратите внимание на вентили. Если на них скопился конденсат, они охладились – все в порядке, в системе есть хладагент.
Если на сервисных вентилях нет конденсата и их температура не изменилась – фреон полностью ушел из кондиционера. Если же на поверхности вентилей образовался иней, лед – в системе недостаточно хладагента. Наледь образуется по той же причине, что в наружном блоке.
Этой публикацией мы ответили на вопрос, как узнать, что в кондиционере закончился фреон. Возможно, вы знаете другие способы? Свое мнение и вопросы вы можете оставить в комментариях.