как понять что закончился переходный возраст у девочек
Переходный возраст у девочек
Переходный возраст у девочек – это период самых сильных физиологических и психологических преобразований, формирования взрослого человека. Он выделяется отдельно, поскольку личность уже нельзя причислять к детям, так как её развитие перешагнуло данный порог, но невозможно считать такого человека взрослым в силу особенностей мышления и той же физиологии, а также отсутствия уровня ответственности.
Переходный возраст у девочек начинается раньше, чем у юношей, что обусловлено биологическими принципами. В итоге все проблемы первыми падают на окружение девушек и пока мальчики ещё играют в завоевания галактик, в женском круге уже начинаются ссоры, повышенный уровень стресса. Родители начинают сталкиваться с замкнутостью и истериками, сменой характера и полным отчуждением от собственного ребёнка. Стоит понять, что переходный возраст у девочки для неё самой является пугающим и неожиданным процессом – от непонимания, что происходит с телом (неравномерное формирование органов, высокий темп развития), до собственных психоэмоциональных реакций (где-то под влиянием гормональной бури, а где-то из-за смены социального статуса).
Это один кризисных периодов становления личности, где находятся в качестве негативных факторов, присутствуют неустойчивость психики и эмоциональных реакций, возможность неадекватного поведения и активизация острых и хронических заболеваний. Можно сравнить, что человек как корабль попадает в шторм и даже если пытаться включать все системы наведения и управления на максимум, то он не может управлять собой. Это странное и страшное ощущение, а при виде всего остального окружения, спокойно продолжающего свою жизнь, подросток начинает задумываться о собственной неадекватности, социально изолируясь.
Гормональные всплески полностью контролируют желания и поведение человека, что доставляет неприятности девушке и тем, кто с ней контактирует (большая нагрузка приходится на близких). При отсутствии внимательного и грамотного взаимодействия изменения могут носить кардинальный характер, так что тихий и спокойный ребёнок превращается в неуправляемого подростка с постоянными поступками на грани уголовной ответственности.
Признаки переходного возраста у девочек
Переходный возраст у девочек имеет свои признаки, свидетельствующие о наступившем тяжёлом периоде, а не считать это избалованностью, капризами и желанием им насолить. Благодаря усиленному гормональному развитию появляются первичные и вторичные половые признаки, что при ошибках во взаимодействии с окружением может перерасти не в развитие личности, а формирование комплексов.
Девочки с одной стороны смотрят на красивых женщин, хотят быть на них похожими, соответствовать фигурой и прочим, но изменения (причём стремительные) собственного тела принимаются тяжело. Особо ярко проявляются проблемы с кожей, обычно проявляющиеся высыпаниями, меняется структура волос (жирнеют, тускнеют, выпадают), начинаются менструации. Активизируется рост – дети вытягиваются до пятнадцати сантиметров за год. Это становится заметно и по одежде и по неуклюжей осанке и походке, поскольку организм ещё не привык органично двигаться в таком большом теле. Увеличивается и масса тела, а будучи ознакомленными с диетами и пропагандой образа для подражания моделей, у многих могут начаться изменения в питании.
Помимо таких изменений признаками начала переходного возраста у девочек могут быть характерологические изменения, а именно появление упрямства, максимализма и резких перепадов настроения, при этом стадии отчаянного общения со всеми могут сменяться полной замкнутостью и уходом в мир альтернативной реальности. Это первые признаки, непосредственно завязанные на гормональных изменениях и не подвластные контролю девушки, но также может появиться стремление выделяться любыми способами. Это заявка на признание собственной индивидуальности, когда эффективные и гармоничные модели получения внимания социума ещё не сформированы. Соединяются детский и взрослый типы реагирования – стремление максимально быстро привлечь внимание любыми способами (детский) и использование для этого агрессивных и сопротивляющихся тенденций (взрослый).
На основании изменений собственного внешнего облика девушка меняет свое пищевое поведение или смещает акценты в ранее присутствовавших ценностях, что чаще связано с развитием комплексов и последующей депрессией или попытками вернуться в прежнее состояние и активизацией анорексичных паттернов. Пристальное внимание к внешности обусловлено не самовлюблённостью, а постоянным сравнением себя с ещё вчерашним образом, поиском новых изменений и попытками их как-то урегулировать.
Физиологические изменения
Начинается переходный возраст у девочек с физиологических изменений, являющимися причинами дальнейших поведенческих и эмоциональных изменений. Детский организм, получив огромную дозу гормонов, начинает преобразовываться в женский и формировать необходимые для деторождения органы и особенности. Меняется вся фигура, приобретает женские очертания за счёт расширения тазовых костей, увеличения ягодиц и округлости бёдер. Такое изменение необходимо для вынашивания плода, и для привлечения взрослых самцов, поскольку генетически притягательной воспринимается именно подобный женский тип фигуры – на инстинктивном уровне нормальный мужчина не реагирует на подростковые и детские одинаково вытянутые тела.
Формирование груди происходит не только в ракурсе её увеличения (для многих эта проблема также связана со стыдом и неудобством), но также изменяется пигментация сосков, становясь более видимой, они начинают припухать и выступать. Вместе с формированием груди происходит изменение волосяного покрова – появление в интимной области и подмышками, становятся заметнее на конечностях и на лице. Изменения могут быть значительными (руки, середина живота, бакенбарды) или практически незаметными (только лобок и подмышечные впадины) – никаких норм по количеству и быстроте изменений не существует. Увеличивается жировая прослойка, благодаря которой фигура округляется, но многие девушки воспринимают это как избыточный вес и могут стараться худеть.
Другие изменения также заметны – становится жирной и проблемной кожа и волосы, усиливается потовыделение. Из-за того, что гормональная и эндокринная системы работают на максимуме, возникают новые трудности с запахом своего тела и неудовлетворительным внешним видом. Если в такой период девочку оставить без поддержки или неаккуратным замечанием задеть её и так нестойкую самооценку, то подростковый возраст перейдет в кризис, с возможными вариантами депрессий вплоть до суицидальных попыток.
Начинаются менструации, характер течения которых не постоянный, но за несколько лет к моменту становления юности у девушки уже сформирован свой собственный цикл. О проблемах можно говорить, только если нет начала к шестнадцати годам или характер течения очень странный – тут лучше не ориентироваться на нормы, описанные в интернете, а обратиться к гинекологу. Возможны скачки давления, боли, покалывания, обмороки, слабость, т.к. формирование сосудистой системы не успевает за ростом всего тела и на сердце приходится дополнительная нагрузка.
Психологические проблемы
Помимо того, что переходный возраст девочке приносит физиологические изменения, меняется и много внутренних, личностных аспектов. Как сама девушка, так и родители начинают замечать то, что меняется стиль взаимодействия и отношение к себе (падает самооценка и возрастает критичность) и к окружающим (мир воспринимается дихотомично, а взрослые, как непонимающие люди, не понимают, с чем сталкивается девушка). Внешность вдруг становится значимой вследствие полового созревания, и облик как способ привлечения внимания парней оказывается крайне значимым. На фоне постоянно меняющегося тела, сбоев в гормональном и прочих режимах восприятие своей внешности далеко от благополучного. Все замечания взрослых о том, что юность прекрасна, всегда не воспринимаются или поддаются серьёзной критике, потому что сама девочка помнит свою кожу, не приносившую раньше проблем, и свое тело не пахнущее плохо.
В данном возрасте начинаются первые этапы многолетней сепарации от родителей, потребность показать обществу свою индивидуальность, стать заметной и притягательной. Начинаются эксперименты во внешности с косметикой и одеждой, где главным является яркость и необычность вместо подчёркивания красоты и достоинств. Это обусловлено и отсутствием опыта относительно самостоятельного подбора образа и тем, что лучше выглядеть устрашающе и нелепо, но заметно и узнаваемо, чем быть незаметной. Наиболее сильно бьёт по самооценке не боязнь и неприязнь окружающих, а не восприятие, отсутствие желания считаться с её мнением.
Переходный возраст у девочек выделяется двумя основными чертами – максимализм и ранимость. Именно они не дают девочке спокойно уживаться с другими, ведь имея такую позицию, друзья должны быть вечными и поддерживать всегда, родители понимать, а внешность быть идеальной. Если такой человек получает хотя бы одно замечание, то это сравнимо с порезом по свежей тонкой коже и приводит к личностной фрустрации. Завышенные ожидания предъявляются всему миру, а вот собственные грёзы об идеальных отношениях, работе и прочем становятся настолько сильными и важными, что любой ставящий под сомнение их существование может быть исключён из жизни.
Отдельным пунктом именно подростков девочек становится переживание первой влюблённости, сравнимой с крахом экзистенциальности. Во многом это является женской инициацией, когда происходит столкновение с реальностью, в партнёре замечаются любые черты, а не только идеальность образа, а отношения являются тем местом, где необходимо работать, а не жить как в фильме. Отсутствие опыта межполового взаимодействия всегда приводит к тому, что первые отношения или рушатся или остаются невзаимными.
Сколько длится переходный возраст у девочек
Начало изменений психосоматического порядка обусловлено общей скоростью созревания не только генетически обусловленных физиологических моментов, но и важных психических структур. Именно формирование мыслительных, когнитивных и эмоциональных паттернов обеспечивают возможность перехода на следующий этап развития.
В кратчайшие сроки перед организмом подростка стоит задача превращения несформированного ребёнка во взрослую особь. У девочек данные изменения начинаются раньше (в наиболее ранних вариантах, около девяти лет, при поздних стадиях развития всей личности это может начаться около одиннадцати лет). Скорость формирования новых систем органов, новых моделей взаимодействия реагирования в каждом случае индивидуальна и заранее нельзя спрогнозировать течение кризиса перехода. Заканчивается переходный возраст у девочек около восемнадцати лет, но может растянуться до двадцати (инфантилизация, задержки развития, ошибки воспитания, негативистичное влияние окружения).
Изменения в развитии детей с каждым поколением обязуют учитывать ускорение данного процесса, поэтому то, на что родителям требовалось четыре года, сейчас занимает вполовину меньше. Если судить по современному поколению, то и подростковый кризис они минуют уже не по тем нормативным стандартам, которые были актуальны и описаны до этого. Вполне достаточно года для физиологического формирования и ещё года для психологической адаптации организма к новому виду существования.
Уменьшение психологических проблем, срывов и эмоционально нестабильных состояний, граничащих с аффективными вспышками, за счёт того, что последние поколения менее центрированы на вопросах гендера, а больше внимания уделяют личностному развитию. Это уже новый тип людей, который давно идёт эволюционным формированием, поборовший инстинкты размножения и выживания, перестав концентрироваться на этом и подвергать своё поведение влиянию гормонов. Переходный возраст, как отдельный кризисный этап, может даже совершенно исчезнуть, после того, как окончательно разум начнёт преобладать над влиянием полового созревания.
Как вести себя родителям
Шок подростковых изменений накрывает всех, но в отличие от девочки, взрослые уже побывали на этом промежуточном этапе, частично помнят свои переживания и ориентируются в детском и взрослом мирах, были на их стыке и понимают, как наиболее экологично попасть из одного состояния в другой. Именно грамотное поведение родителей способно минимизировать последствия кризиса переходного возраста у девочки. Конечно, запастись терпением, но не игнорировать все выходки, держась на силе воли.
Помогает понимание, что так не будет вечно и что любое негативное высказывание происходит не из ненависти, а чувства страха, растерянности, возможно внутренней боли. Когда через такую призму смотришь на человека, то желание конфронтации уменьшается, а заменяется возможностью помочь.
Из физиологических моментов важно помочь в выборе хорошей уходовой косметики, способной снизить проблемы и психологические переживания. Любые проблемы по поводу фигуры, лишнего веса и прочих внешних моментов необходимо переориентировать на спорт. Вообще обеспечение активного ритма жизни поможет справиться со многими проблемами. Физические нагрузки избавят от проблем со здоровьем, плотный график не даст заниматься недостойными вещами, а разнообразное общение по секциям обеспечит комфортное самовосприятие. Те же, кто позволит своей дочери закрыться дома, рискуют получить девушку с проблемным здоровьем, кучей комплексов.
Необходимо менять модель родительского поведения и становиться на позицию равных, возможно дружеского доверительного общения. Большинство подростковых скандалов это не истерики и требования, а напоминание родителям, что они уже выросли, и рамки взаимодействия как с пятилетками не актуальны. Посмотрите иначе на свою дочь – она уже многому может вас научить, посоветовать интересные бренды и подобрать уходовые средства для вас. Некоторые успешно помогают родителям в креативных проектах или подбирают музыку для путешествий. Теперь всё общение в семье должно строиться с учётом и её голоса тоже, причём если девочка не хочет куда-то ехать, то должна иметь полное право на это, а не ожидать давления от родительских фигур.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Переходный возраст: как его пережить родителям. Разговор с психологом
Переходный возраст у современных детей начинается с 10 лет, к мальчикам и девочкам в этот непростой период нужно искать разные подходы и давать больше свободы. О том, как находить общий язык с подростком во время его становления, 103.by беседует с основателем «Центра комфортного общения» Натальей Шеиной.
Подросткам нужно давать больше свободы и возможность чувствовать ответственность за свою жизнь
— В прошлом году к нам обратилась мама девочки-подростка 15 лет. Ребенок не ходил в школу 3 месяца. Каждое утро мама опаздывала на работу, потому что будила девочку, вела в школу, но та все равно уходила с уроков. Я встретилась с девочкой два раза. На первой консультации мы говорили о дискомфорте, который она испытывала в классе. Ко второй встрече мне уже было понятно, что, не посещая школу, ребенок манипулирует мамой и получает от нее больше внимания.
На второй консультации психолог говорила с девочкой о последствиях. В конце встречи она предупредила, что это последняя встреча, на что подросток удивился, мол, как так, ведь я до сих пор не хожу в школу.
— Я объяснила ей, что это ее право. Родителям же я порекомендовала прекратить поднимать ее по утрам и водить в школу. Девочка опять изумилась и сказала, что ее в таком случае выгонят из школы. Я подтвердила, что именно так и будет. «Но ведь я тогда не смогу поступить в ВУЗ!» — она была не на шутку возмущена. Я согласилась, что это будет действительно невозможно, и обрадовалась: она наконец-то готова взять на себя ответственность за свою жизнь. На следующее утро мне пришло смс: «Я в школе!».
Девочки думают о внешности, мальчики становятся нелюдимыми
По словам Натальи, переходный возраст у детей начинается с 12 лет и заканчивается в 17. Тинейджеры — это дети от 13 до 19. Однако у каждого ребенка период созревания протекает индивидуально и обычно заканчивается к 19 или 21 году.
— Это период значительных физиологических, психологических и эмоциональных изменений. Подростков эти новшества беспокоят и пугают не меньше, чем взрослых. Им приходится приспосабливаться ко всем изменениям, быть внимательными в школе, думать о «будущем», разбираться с первыми отношениями, примерять на себя роль взрослых. Порой кажется, что у ребенка просто «снесло крышу».
Наталья уверена, что с каждым годом половое созревание у детей происходит все раньше и раньше. Иногда черты подросткового возраста начинают проявляться в 10-11 лет. Причем, у мальчиков и девочек все происходит по-разному.
— Парни становятся более нелюдимыми, стараются чаще уходить от родителей в свою комнату, хотят побыть одни, больше «зависают» в компьютере. Их мало интересует будущее, они живут «здесь и сейчас». Часто становятся грубыми, меньше внимания уделяют гигиене. Создается ощущение, что у мальчиков нет планов, и это очень беспокоит родителей. Хотя часто планы на самом деле есть, просто ребенок не хочет ими делиться со взрослыми.
Девочки в начале подросткового периода чувствуют себя неуклюжими, часто застенчивы. Они испытывают колоссальный стресс по поводу своей внешности, постоянно сравнивают себя с кем-то, взвешиваются. Девочкам важно знать, что сверстники их принимают и хорошо к ним относятся. Очень часто одни девочки «травят» других.
— Часто родители становятся мишенью для язвительности и эмоциональных срывов и нападок своих дочерей, особенно матери. Часто девочки устраивают истерики и трагедии из-за незначительных и очень странных поводов. Родителям следует помнить, что девочки просто гиперэмоциональны и не могут себя контролировать из-за взрыва гормонов и незрелости нервной системы. Это пройдет. Даже когда они говорят обидные вещи, на самом деле они любят вас и хотят получить лишнее подтверждение вашей любви.
Даже у плохого поступка есть позитивная причина — мотив
Именно в подростковом возрасте дети часто попадают в неприятные ситуации. Мальчики дерутся в школе или управляют авто без прав. Девочки конфликтуют со сверстницами, попадают в плохие компании.
—У каждого плохого поступка есть позитивная причина — мотив. Родитель обязательно должен увидеть и понять, почему ребенок действует именно таким образом. Чего он или она хочет добиться. Именно родитель может помочь ребенку научиться достигать своих целей другим способом. Если проблемы ребенка возникли вследствие его плохого поведения, по возможности не нужно в них вмешиваться.
Подростку важно узнать границы дозволенного. Для него важно понять, в каком мире он живет, какие правила и последствия могут быть у поступков. Не нужно навязчиво вмешиваться в плохое поведение подростка, нужно ему помогать.
— Если ребенок дерется в школе, необходимо выяснить, что произошло и почему единственным решением проблемы была именно драка. Подростку нужно помочь выработать алгоритм поведения в будущем. Если же подросток не соблюдает закон и ездит на автомобиле без водительских прав, нужно убедиться, что он осознает последствия и санкции, предусмотренные в уголовном и административном кодексе, просмотреть с ним статьи, в которых описывается ситуация с пострадавшими.
Каждый родитель, по мнению Натальи, знает рычаги влияния на своего ребенка и систему мотивации, состоящую как из положительных последствий, так и из отрицательных. Например, можно пообещать ребенку, что если он не будет ездить без прав на чужой машине, то родители с удовольствием оплатят ему автошколу. Или негативную мотивацию — лишение карманных денег, финансирования, интернета.
Модели поведения детей и ответы взрослых
Если ребенок игнорирует слова родителей, психолог советует снова обращаться к последствиям. К примеру, можно сказать, что пока не будет порядка в комнате, подростку не разрешат приглашать друзей. Или если не будет вымыта посуда, то семья не сядет ужинать, потому что в кухне неприятно находиться.
— Если это не работает, можно предупредить ребенка, что вы будете вынуждены купить посудомоечную машину, но на это пойдут деньги из бюджета на его/ее одежду и развлечения или деньги, предназначенные на оплату секции футбола.
В случае, если ребенок часто раздражен, груб и проявляет неуважение к старшим, психолог рекомендует общаться с ним максимально вежливо. Прежде, чем начинать разговор, необходимо дать ребенку успокоиться.
— Самое главное — не обижаться, помните, что подросток просто не способен контролировать бурю своих эмоций. Но если вас все-таки обидели слова сына или дочери, обязательно скажите об этом. Не оправдывайтесь и не доказывайте, что подросток не прав, лучше задайте вопрос, почему он так думает. Старайтесь больше разговаривать и по-честному объяснять мотивы своих поступков. Слушайте ребенка.
Еще одна распространенная проблема — вранье. Если родители уверены, что ребенок говорит неправду, нужно дать ему понять, что они готовы защитить и помочь ему. Однако только в том случае, если он будет говорить правду.
— Логичным последствием лжи является потеря доверия. Поэтому врущий подросток должен понимать, что родителю не все равно и что родитель будет иногда проверять все ли в порядке.
Как понимать подростка: советы психолога
Не обижайтесь — это не имеет смысла. Подросток любит вас, он просто не умеет контролировать свои слова и эмоции.
Если вы действительно хотите знать, как дела у вашего ребенка, начните рассказывать ему о своих делах.
Доверяйте решениям своих детей. Конечно, не всем. Но подросток должен знать, что вы ему доверяете.
Меньше критики, больше четких указаний. Невымытая посуда для подростка — это не способ вас обидеть, а просто мелочь.
Выясняйте истинную причину поведения вашего ребенка. Разговаривайте. Слушайте, а не осуждайте.
Если вы отказываете подростку в чем-то, потрудитесь подробно аргументировать свое решение. «Потому что я так решил(а)» — это не аргумент.
Позвольте подростку иногда совершать ошибки и разбираться с их последствиями. Ведь ничто не учит лучше, чем собственный опыт.
Не бойтесь обратиться к специалисту, если не получается решить проблему в кругу семьи.
Создайте систему мотивации для своего подростка — так вы поможете ему ориентироваться в этом сложном мире.
Ни один подростковый возраст не длиться вечно — потерпите пару лет и все точно наладится.
Что такое переходный возраст у девочек: признаки, когда начинается и заканчивается
Когда начинается переходный возраст у девочек — в период от 10 до 12 лет. У большинства подростков в это время приходит первая менструация, формируется грудь, стремительно развивается скелет. Половое созревание сопровождается психологической уязвимостью и нестабильностью эмоций.
Что такое переходный возраст
Переходный возраст — это сложный период перехода человека от ребенка ко взрослой личности. Переходный период называют еще пубертатным (от слова рubertas — половая зрелость). Гормоны активируют рост организма, готовят его ко взрослой жизни, к возможности продолжения рода.
Этапы переходного возраста
Этапы переходного периода у девочек делятся на ранний пубертатный и второй пубертатный.
Нет четких цифр, сколько длится подростковый возраст, но самые ранние изменения начинаются с 8 лет. У ребенка растут кисти рук, стопы. В раннем пубертатном периоде начинает формироваться грудь (на глубинном уровне, внешне часто незаметном).
Во время второго пубертатного периода происходят физические и психологические изменения, которые и связывают с классическими проявлениями переходного возраста. Этот период приходится на возраст в 10-12 лет.
Основные возрастные этапы:
Как проявляется
Активизация половых гормонов запускает физическое изменение тела девочки и влияет на ее психологическое состояние. Самые яркие, заметные составляющие полового взросления на физическом уровне: рост груди и начало первых месячных.
Основные физические и психологические признаки переходного возраста у девочек такие (проявляются в той или иной степени):
В каком возрасте начинается
Переходный возраст наступает не по часам и протекает у девочек по-разному. На окончание пубертата и на то, во сколько у девочек начинается переходный возраст, влияет ряд факторов:
Какие изменения происходят в 10-12 лет
С 10 лет активизируются гормоны, начинает формироваться грудь. У девочек появляются волосики на лобке, подмышками.
Тело девочки приобретает более женственные формы. Гормональный коктейль, работающий в организме, способен привести к таким проявлениям:
Советы родителям
Следите, чтобы дочка соблюдала личную гигиену. Подсказывайте, чтобы она ежедневно подмывалась, меняла нижнее белье. Подберите дочери дезодорант с нейтральным запахом, не забивающий поры. Стоит подобрать правильную косметику по возрасту, чтобы убрать лишнюю жирность кожи и справиться с прыщами.
Будьте терпеливы. Поддерживайте ребенка, помогите ей преодолеть проблемы на физическом уровне, тогда и на эмоциональном плане станет легче. В этом возрасте наблюдаются первые психологические симптомы переходного возраста у девочек: стремление к независимости, самостоятельности, эмоциональная нестабильность, вспышки гнева. Это результат действия гормонов и страх от изменений, происходящих с телом и внешностью.
В рацион включите витамины, кальций, рыбий жир (омегу-3). Следите, чтобы девочка не увлекалась фастфудом, газировками, сахаром. Расскажите о предстоящей первой менструации. Купите прокладки, пусть они ждут своего часа на полке и в индивидуальном пакетике в сумке дочери (если застанет неожиданно, вне стен дома).
Какие изменения происходят в 13-14 лет
У большинства девочек месячные в среднем приходят в 11-12 лет, поэтому к 13-14 годам подросток уже научился принимать новую особенность своего тела. Купите дочке блокнотик и посоветуйте приучиться отмечать начало и окончание цикла на бумаге или в записнушке телефона. Это важно, чтобы отслеживать состояние женского здоровья.
Советы родителям
Если вторичные половые признаки (рост волос на лобке и подмышках, формирование груди) начался, а месячные после этого не приходят в течение двух лет, следует обратиться за консультацией к гинекологу.
По каким причинам задерживается первая менструация:
Цикл в этот период нерегулярный, врачи считают нормой задержку от месяца до полугода. Стабильным цикл становится в период, когда заканчивается переходный возраст у девочек, — к 17-18 годам. Беседуйте с дочкой, чтобы иметь представление о характере выделений. Если они слишком обильные, болезненные или слишком скудные, сходите вместе к гинекологу.
Какие изменения происходят в 15-16 лет
Этот возраст отмечается бурным ростом организма. Нередко случается непропорциональный рост частей тела. Слишком стремительный рост скелета приводит к болезненным явлениям в суставах и проблемам со зрением. Другие неприятные проявления бурного роста:
Советы родителям
На этот возраст приходится пик физического и эмоционального развития. С чем сталкиваются подростки:
Может ли переходный возраст наступить после 16 лет
Если физиологически развитие подростка начинается только после 16 лет — это отклонение от нормы. Такое встречается при генетической предрасположенности или на фоне затяжных болезней, психологических стрессов.
Гораздо чаще встречаются ситуации, когда девочка гармонично развивается физически, к 16 годам у нее запущено функционирование половой системы, но эмоционально она не выросла. Затем происходит внутренний щелчок и стартует эмоциональная перестройка, подросток пытается наверстать упущенное: устраивает родителям бунты, протестует на уроках, противопоставляет себя социуму. Эту бурю стоит переждать. На то, сколько длится переходный возраст у девочек, влияет множество факторов, но к 17-18 годам он заканчивается у большинства подростков. Старшие классы, экзамены, подготовка ко взрослой жизни не оставляют времени на буйство и протесты.
Что влияет на продолжительность переходного возраста: