как понять по голосу что человек врет
Как понять по голосу что человек врет
У некоторых людей есть талант к вранью: они врут настолько виртуозно, что их ложь не отличишь от правды.
1. Если вы задали вопрос и голос стал более высоким и более громким, значит, человек испытал стресс. Значит, в этот момент человек может говорить неправду, он может лгать.
2. Если вы задали вопрос и речь была плавной и спокойной, но после вопроса в речи появились паузы, речь стала рубленной, в ней появились хрипы, шумы – это показатель того, что человек испытывает стресс. А значит, может говорить неправду.
3. Если вы задали важный вопрос, и на значимых словах произошло усиление/утихание громкости слова, значит, скорее всего, человек испытывает стресс. А значит, может говорить неправду.
4. Если после заданного вопроса, собеседник резко замолчал, а потом начал говорить более интенсивно, чем раньше – значит, он испытывает стресс. Следовательно, может говорить неправду.
5. Если вдруг, собеседник начал прочищать горло или кашлять, значит, собеседник пытается выиграть время для того, чтобы обдумать ответ на ваш вопрос.
6. Если вдруг собеседник начал говорить неразборчиво или что-то невнятное, это может быть показателем, что человек испытывает стресс. Возможно, он лжет.
7. Лжец может напевать или насвистывать, демонстрируя своё как если бы позитивное состояние. На самом деле он скрывает своё страх.
8. Помните, что люди разных национальностей говорят по-разному. Учитывайте кросс-культурные различия людей.
9. Помните, что слишком гладкая речь свидетельствует о том, что она была подготовлена заранее. Это может быть легенда.
10. Помните о том, что голос является очень информативным признаком для распознавания лжи, а потому лжеца можно легко распознать, говоря с ним по телефону. Нужно быть только очень внимательными.
Как распознать ложь: самые яркие сигналы обмана + 10 ошибок лжеца
Признайтесь честно – вы когда-нибудь говорили неправду? Я нет. И это… ложь. Абсолютное большинство людей хотя бы раз лгали. Умышленно или неосознанно, во благо или просто так, но все мы иногда привираем. И как же неприятно, когда нас обманывают! Хочется разоблачить лжеца – но для этого надо убедиться, что он действительно врет. Поэтому сегодня я расскажу вам, как распознать ложь.
Виды лжи
Под ложью понимается любая недостоверная информация, сообщаемая одним человеком другому. Зачастую люди обманывают совершенно напрасно. Они искажают правду, пытаются приукрасить ее, либо замалчивают важные детали. Хотя никакой необходимости во вранье нет.
В зависимости от целей, которые преследует “лгунишка”, можно определить следующие виды лжи:
Наиболее распространенной причиной лжи является страх. Человека, который обманывает других, но делает это непрофессионально, можно легко распознать по мимике и жестам, по глазам. Они будут сигнализировать о том, что ему страшно.
Кто умеет распознавать ложь
Астрологи утверждают, что среди всех знаков зодиака лучше всего распознают ложь раки. Почему? Дело в том, что они очень тонко чувствуют настроение и понимают мотивацию других людей. Другими словами раки обладают сверхразвитой интуицией. Они чувствуют обман, не обладая при этом никакими специальными знаниями по распознаванию лжи.
В последнее время большую популярность получила профессия профайлера. Профайлер – человек, распознающий ложь по мимике, жестам, манере поведения говорящего. Люди этой профессии востребованы во время бизнес переговоров, выдачи кредитов в банке, при собеседовании будущих сотрудников и т.д.
Их система обучения построена преимущественно на трудах таких знаменитых психологов, как Алан Пиз и Пол Экман, которые много лет изучали механизмы лжи и разрабатывали методики ее выявления. По мотивам их книг сняли популярный сериал “Обмани меня”, главный герой которого – специалист по распознаванию лжи.
Некоторые книги Алана Пиза, написанные совместно с его женой Барбарой:
Наиболее популярные книги Пола Экмана, посвященные выявлению лжи:
Это довольно обширные работы. Если вы всерьез увлеклись таким занятием, как распознавание лжи, то я советую их почитать. В рамках же данной статьи я расскажу вам о том, как можно выявить лжеца на основе наиболее ярких признаков.
Как определить ложь
Если вы не рак по знаку зодиака, не обладаете очень развитой интуицией и не владеете искусством профайлинга, то для распознания обмана внимательно наблюдайте за собеседником. Непрофессиональный лжец обязательно себя выдаст. Особенно если это женщина-дева. По мнению астрологов, именно они совершенно не умеют врать.
По мимике лица
Во время разговора смотрите на собеседника и следите за выражением его лица. Ученые выяснили, что выражение лица человека обычно меняется каждые 10 секунд. Если смена эмоций на лице говорящего происходит чаще, то скорее всего он врет.
Еще одним важным признаком обмана является расхождение между словами и эмоциями человека. Например, собеседник сообщил вам, что ему грустно, но при этом его выражение лица не изменилось, осталось спокойным. Либо он с запозданием изобразил грусть на лице. У говорящего правду эмоции и слова всегда будут совпадать и проявляться синхронно.
Также у вруна на лице может застыть неестественная улыбка, больше похожая на восковую маску. Говорящий при этом слишком сильно растягивает губы, отводя нижнюю челюсть немного назад.
По жестикуляции
В отличие от мимики, жесты человека буквально бросаются в глаза. Основными признаками лжи являются:
Прикосновение к глазам во время разговора также можно воспринимать как признак того, что вас пытаются обмануть. Девушки при этом как бы поправляют макияж, проводя пальцами под глазом, а мужчины потирают веки. Таким образом собеседник уклоняется от зрительного контакта. Однако данный жест может указывать не только на ложь, но и на банальную усталость.
Желая скрыть правду, многие люди начинают трогать себя за уши или почесывать шею. Причем этот жест повторяется довольно часто – чаще пяти раз за время беседы. Многие люди, когда врут, очень сильно переживают и волнуются. У них учащается пульс, их бросает в жар, они сильно потеют. Чтобы хоть немного охладить себя, врунишки оттягивают либо расстегивают ворот рубашки, кофты.
Однако если человек злится или чем-то расстроен, он также будет использовать этот жест. Чтобы не делать поспешных выводов, просто переспросите собеседника. Человек, который вам врет, вероятнее всего запнется и замолчит на какое-то время.
По телефону
Распознать обман в телефонном разговоре довольно сложно, потому что вы можете следить только за темпом речи, интонацией, громкостью голоса. К тому же качество связи может оказаться не самым хорошим. Поэтому если вы сомневаетесь в том, что слышите, просто переспросите еще раз, задайте уточняющие вопросы, чтобы поймать лжеца на его собственных противоречиях и несоответствиях. Либо попросите о личной встрече, чтобы воочию наблюдать за мимикой и жестами собеседника.
Косвенным признаком лжи во время телефонного разговора может быть покашливание, прочищение горла. Человек, говорящий неправду, чувствует сильное напряжение, начинает потеть, и как следствие у него пересыхает горло. Но это не обязательно будет свидетельствовать об обмане.
В переписке
Еще сложнее вычислить ложь в переписке в соцсетях. Ведь вы не видите и не слышите собеседника. Единственное, что можно анализировать в попытках определить обман – это текстовые сообщения.
Можно заподозрить, что собеседник вам врет, если он:
Изменение манеры письма у лжеца происходит неосознанно. Таким образом он пытается убедить самого себя, что не врет, а всего лишь сочиняет. При этом он так увлекается, что рассказывая о каком-то событии, описывает его в мельчайших деталях. А ведь мы чаще всего не можем подробно рассказать, что делали вчера.
10 ошибок лжеца
Даже самый профессиональный обманщик может допустить ошибку. Вот 10 самых распространенных ошибок, которые чаще всего допускают лжецы.
Не контролирует левую часть тела
Правши очень хорошо контролируют правую часть своего тела. Они осознанно управляют движениями правой руки и правой ноги. А вот про левую сторону частенько забывают. Хотя именно левая сторона отражает наши настоящие эмоции и переживания.
Специалисты по выявлению обмана рекомендуют внимательно присмотреться к левой половине человека. Левая рука лжеца будет болтаться как попало, лихорадочно жестикулировать, теребить уши, волосы, чесать нос и шею.
Трогает лицо
Ранее я уже писала о том, что жесты порой являются яркими признаками обмана. Так лжец во время разговора может:
Если собеседник повторяет эти жесты чересчур часто, то можно утверждать с большой долей вероятности, что он врет. Главное не перепутать такой жест с банальным почесыванием укуса.
Впрочем, иногда собеседнику просто свойственна такая привычка и он в принципе все время чешет нос независимо от того, врет он или говорит правду. Потому будьте очень аккуратны с данными сигналами.
Меняет манеру речи
Врун очень боится, что его обман будет раскрыт, поэтому начав свой рассказ очень медленно, он постепенно наращивает темп речи, чтобы побыстрее закончить. Он даже может резко и неожиданно прервать свою историю.
А еще в его речи вы можете заметить большое количество пауз. Лжец делает перерыв, чтобы оценить вашу реакцию и понять, верите вы ему или нет.
Отводит взгляд
Психологами давно подмечено, что лжецы отводят взгляд от собеседника влево, а затем опускают вниз. Это помогает ему подобрать нужные слова для более правдоподобного вранья и выдумать новую историю.
Когда во время беседы человек поднимает глаза вверх, это означает, что он пытается вспомнить информацию из своей зрительной памяти. Поворачивая голову влево или вправо, человек обращается к своей слуховой памяти. А вот опуская взгляд вниз, собеседник пытается сконцентрироваться, обдумывая все сказанное. Внимательно наблюдайте за ним, так как в этот момент он может продумать свою ложь и начнет ее произносить.
Когда человек врет осознанно, не стесняясь, то будет смотреть вам прямо в глаза гораздо дольше, чем нужно – примерно 75 % всего времени разговора вместо обычных 50 %. Таким образом лжец вглядывается в ваше лицо, оценивая реакцию на вранье.
Отображает эмоции на лице с запозданием
Реальная эмоция проявляется синхронно с речью. Фиктивная же эмоция отображается на лице с небольшой задержкой. Неопытные врунишки сначала говорят неправду о своем состоянии, а потом спустя несколько секунд вспоминают, что надо и на лице изобразить нужную эмоцию. Поэтому внимательно всматривайтесь в собеседника, чтобы понять врет он вам, или нет.
Говорит очень кратко
Профессиональные вруны стараются делать свою речь лаконичной и краткой. Они не злоупотребляют длинными и развернутыми историями, ведь тогда придется тщательно запоминать все, что они рассказали. А вот краткая история позволяет быстро оценить реакцию собеседника. И если он сомневается в том, что ему удалось вас обмануть, то он совершает ошибку № 7.
Дополняет историю излишними деталями
Врун, сомневающийся в вашей доверчивости, после своего краткого рассказа спешит приукрасить его подробными, ненужными и даже излишними деталями. Этим он пытается добиться правдоподобности своего вымысла. Поэтому стоит обратить внимание, в какой момент собеседник начинает вставлять подробности, которые не так уж необходимы.
Защищается
Некоторые люди, когда их пытаются уличить в обмане, начинают агрессивно защищаться. Если задать им прямой вопрос, говорят ли они правду, то в ответ лжец, чаще всего, возмутится: “Ты за кого меня принимаешь? Я что, по-твоему, вру?” и т.д. Таким образом обманщик пытается сменить тему разговора и заставить вас оправдываться.
Аналогичная агрессивная реакция может последовать после вопроса, на который человек, которому есть что скрывать, не хочет отвечать. Например, жена спрашивает у мужа, где он был и почему поздно пришел домой. Вместо оправданий он пытается давить на женскую совесть фразами вроде: “Ты мне совсем не доверяешь”, да еще сделает при этом обиженное лицо.
Внимательно следит за вашей реакцией
Лжец при разговоре будет пристально следить за реакцией на свои слова. По мимике вашего лица он будет делать выводы о том, удалось ли ему вас обмануть, или вы ему пока не доверяете. Если вы нахмурите брови, обманщик тут же отреагирует и начнет дополнять рассказ деталями, пытаясь добиться большей правдоподобности, либо перейдет к тактике агрессивной защиты.
Когда человек говорит вам правду, он обычно настолько сильно увлечен своим рассказом, что далеко не сразу заметит изменения в выражении вашего лица.
Путается в своей истории
Если вы хотите проверить собеседника на честность, просто попросите его повторить историю, но только задом наперед. Тот, кто рассказал все честно, довольно легко справится с этой задачей. А вот лжец быстро запутается, пытаясь вспомнить, что он до этого рассказал, и скорее всего у него ничего не выйдет.
Напоследок я советую вам посмотреть интересное видео о том, как распознать обман.
Полезные материалы по теме статьи
Есть такое понятие – профайлинг. Это искусство чтения людей. Вы говорите с человеком, наблюдаете за ним и понимаете – лжет он вам, боится, пытается вами манипулировать ли что-то еще. Профайлингом в совершенстве владеют следователи, которые ведут допросы и вообще те, кто постоянно работает с людьми.
Я собрала для вас несколько курсов по профайлингу. Они помогут определять, лжет вам человек или нет. Помимо платных материалов порекомендую также несколько бесплатных полезностей, которые можно начинать использовать прямо сейчас.
Профайлинг от Викиум
Описание. Начнем с этого материала от Викиума. В нем двадцать уроков, вы их пройдете очень быстро. К урокам прилагаются тесты, упражнения и специальные тренажеры, которые были созданы программистами Викиума совместно с практикующими психологами.
Отработав теорию на практике, вы научитесь легко понимать, лжет вам человек или говорит правду. Вы сможете сходу замечать попытки манипулирования и нейтрализовывать их.
Авторы: специалисты проекта Викиум.
Стоимость: сейчас действует скидка, курс продается по цене 990 рублей, вместо 2 490.
Эмоциональный интеллект от Викиум
Описание. Развитый эмоциональный интеллект поможет вам лучше «чувствовать» тех, с кем вы общаетесь, обращать внимание на фальшь в мимике, тембре голоса, жестах. Здесь 20 уроков, как и в материале выше, теория аналогично отрабатывается на упражнениях и тестах.
Еще одно преимущество программы – вы будете лучше понимать себя, свои эмоции, контролировать их.
Всем читателям, которые задумались над приобретением этой программы я советую сначала пройти вот этот тест эмоционального интеллекта. Может быть, у вас уже достаточно развита эмпатия, вы легко понимаете эмоции окружающих и дополнительное обучение вам не нужно.
Автор: Олег Калиничев.
Стоимость: 1 490 руб.
Еще пару слов скажу о Викиуме. Кроме курсов здесь доступны совершенно бесплатные материалы. Например, онлайн-тренажеры. На сегодняшний день их ровно 100, но программисты продолжают создавать новые.
Среди тренажеров есть несколько программ по профайлингу, чтению мимики и жестов, а также пониманию эмоционального состояния того, с кем вы общаетесь. Если вы пока не готовы покупать платные курсы, попробуйте позаниматься на этих тренажерах. Обратите внимание, на сайте можно создавать себе программу тренировок (тоже бесплатно), чтобы получать уведомления и не забывать упражняться.
Еще одна общедоступная полезность – вебинары. Они обычно посвящены головному мозгу человека и его секретам, но иногда проводятся и по теме эмоций, общения с людьми. Я лично посещала такие вебинары дважды, они не водные, не переполнены рекламой, спикерам можно задавать вопросы по ходу их выступления. Рекомендую.
Профайлинг от 4Brain
Описание. Еще одна программа с 20 уроками по 30 минут каждый. Срок освоения курса здесь лимитирован, учиться вы будете ровно месяц и одну неделю. Доступ к личному кабинету с материалами остается у вас навсегда.
В течение первых шести уроков вы будете учиться создавать психологический портрет человека по его манере общаться, по жестам и другим элементам невербального общения, которые он использует. Далее три урока будут посвящены работе с эмоциями: как разные люди проявляют свои эмоции, как общаться с человеком, проявляющим ту или иную эмоцию.
После этого начинается собственно профайлинг. Четыре урока отводятся на обнаружение лжи, еще четыре – на пресечение попыток манипулирования. Курс завершается тремя общими уроками на тему влияния на окружающих.
Курсы от 4Brain идеально адаптированы под мобильные устройства, так что учиться можно даже «лежа на диване» с мобильным телефоном.
Авторы: Евгений Буянов, Дмитрий Гераськин, Кирилл Ногалес.
Стоимость: 1 990 руб.
Из своего личного опыта могу порекомендовать вам книги по общению от Дейла Карнеги: «Как приобретать друзей», «Как оказывать влияние на людей» и другие. Они помогут вам намного продуктивнее общаться с окружающими, отражать атаки лжецов и манипуляторов.
Если вы знаете другие качественные курсы, книги или пособия по профайлингу, антиманипулированию – пожалуйста, расскажите о них в комментариях, чтобы я могла дополнить подборку.
Заключение
Теперь вы знаете, как научиться выявлять обман, как называется человек, который овладел профессией по распознаванию лжи, а также самые распространенные ошибки лжецов. Однако я хочу вас предостеречь! Ни один из описанных методов не дает полной гарантии того, что человек врет. Не спешите обвинять во лжи подозреваемого напрямую. Ведь обвинение лучше строить, основываясь на фактах, а не на предположениях.
К тому же многие невербальные и физиологические (повышенное потоотделение, сухость в горле) признаки могут быть просто индивидуальной особенностью собеседника. Просто пообщайтесь с человеком, и многое сразу станет понятно.
А вам удалось раскрыть обман с помощью описанных в статье признаков? Обязательно расскажите в комментариях!
Скрытая ложь: речевые признаки
Обнаружение обмана в человеческих взаимодействиях уже давно представляет интерес во всем мире. Распознавание лжи имеет очевидную значимость для сфер бизнеса, политики, юриспруденции, правопорядка, национальной безопасности (например, при профайлинге пассажиров) и частной жизни. От умения выявить любые лживые, негативные, вредоносные и опасные намерения собеседника при беседе, разговоре по телефону, общению в мессенджерах, переписке или Интернет-сообществах во многом зависит благополучие человека практически во всех сферах жизни.
В общие жизненно необходимые навыки каждого человека должно входить умение распознавать несоответствие между излагаемой кем-то информацией и внутренним представлением собеседника о предмете разговора. Для профессионалов, занимающихся поиском истины в различных сферах, умение распознавать ложь является одним из самых важных профессиональных важных качеств.
Как можно распознать ложь?
Как собственно возможно отличить человека излагающего то, что он думает и знает, от человека, который генерирует и транслирует в каком-либо виде нужную ему в корыстных целях дезинформацию? Помните слова бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», сказанные им на допросе у Понтия Пилата: «Правду говорить легко и приятно?»
Джеймс Тиссо (1836-1902). Иисус перед Пилатом, первый допрос. 1886-1894. Карандаш, акварель, бумага. 16.8 x 28.6 cm. Бруклинский музей
В этом случае мозг обманщика выполняет одновременно гораздо больше когнитивных задач, чем мозг человека, говорящего правду. При этом ресурсы мозга, в частности рабочая память, имеют ограничения. Из-за этого «перегрузка» когнитивных систем может проявляться внешне, так как у человека не хватает ресурсов контролировать все аспекты своего поведения.
Чем же перегружен лжец? Он должен одновременно контролировать многие массивы и потоки информации:
Этот дополнительный объем когнитивных задач, обычно во многие разы превышает загрузку когнитивных систем при изложении более или менее правдивой информации.
Умалчивание о правде занимает промежуточное положение по когнитивной загрузке между генерацией лжи и выдачей правдивой информации.
Общие речевые признаки лжи
1. Изменение тональности голоса.
Исследования показали, что тон голоса человека будет отклоняться от базового уровня до 95% при произнесении всех вводящих в заблуждение высказываний. Изменения тональности – один самых надежных индикаторов обмана, вне зависимости от того, повышается ли он или понижается, что зависит от вовлеченных эмоций. Тон голоса повышается, когда человек злится или возбуждается. Вы можете услышать, как меняется тональность собеседника, который старается убедить вас в чем-то.
Понижается тон голоса от эмоциональных реакций грусти и стыда.
2. Преобладание отражения мыслей и рассуждений над отражением восприятия.
Техника мониторинга реальности основана на представлении о том, что воспоминания о реально пережитых событиях у человека отличаются по качеству от воспоминаний или представлений о воображаемых событиях. Пережитые события с большей вероятностью отражают правду, тогда как воображаемые события скорее отражают обман. Хотя, необходимо сделать оговорку, что это не всегда так. Воспоминания о реальном опыте получены посредством процессов восприятия и, следовательно, могут содержать, помимо прочего, информацию обо всей палитре чувств: характеристики звука, запаха, вкуса, осязания или визуальные детали, контекстно-пространственную информацию (подробности о том, где произошло событие и как объекты и люди были расположены относительно друг друга, например, «Он стоял позади меня») и временные детали (подробности о порядке событий, например: «Сначала он позвенел чем-то в кармане, и только потом достал нож»). Эти воспоминания обычно ясны, резки и ярки. Человеку не приходится напрягаться и задумываться, чтобы воспроизвести ее.
Отчеты о воображаемых событиях получены из внутреннего источника и, скорее всего, будут содержать не следы восприятия, а следы когнитивных операций по продукции вымышленной информации, такие как мысли и рассуждения: «Я должен был надеть что-то теплое, так как в ту ночь было очень холодно», вместо реальных впечатлений: «На улице дул холодный ветер, но я накинул свое синее пальто, в котором мне было достаточно комфортно». Сгенерированные воспоминания обычно более размытые и менее конкретные.
3. Недостаток самореференции.
Правдивые люди часто используют местоимение «я», чтобы описать свои действия: «Я пришел домой в 6:30. Телефон звонил, когда я отпер входную дверь, и я пошел прямо на кухню, чтобы ответить на него. Я разговаривал с мамой в течение минут пяти, прежде чем я заметил, что мой телевизор и компьютер пропали из гостиной». Это краткое утверждение содержит местоимение «я» пять раз в трех предложениях.
«Сейф был оставлен незапертым», а не «Я оставил сейф незапертым».
«Отправка была разрешена», а не «Я разрешил отправку».
Вопрос: «Можете ли вы рассказать мне о том, как вы проводите сверки банковских выписок?» Ответ с уходом от самореференции: «Да, конечно. Это делается таким образом: вы пытаетесь идентифицировать все неоплаченные чеки и депозиты в пути, но иногда, когда вы действительно заняты, вы просто относите расхождения на промежуточный счет».
В устных заявлениях и неофициальных письменных заявлениях обманщики иногда просто опускают местоимения, ссылающиеся на себя. Например: «Я поднял револьвер, чтобы почистить его. Подвинул его к левой руке, чтобы достать шомпол. Но что-то спустило курок, и револьвер выстрелил, убив жену». В первом предложении муж признает, что взял в руки револьвер. Но второе предложение грамматически неполно: «Я» было опущено в начале предложения. В третьем предложении «что-то», а не «я», спустило курок. Утверждение также содержит несколько личных притяжательных местоимений. Человек оперирует понятиями «револьвер» и «левая рука», там, где в действительности действовал он сам.
4. Игра с настоящим и прошедшим временем.
Правдивые люди обычно описывают реально произошедшие события в прошедшем времени. Обманывающие люди иногда ссылаются на прошлые события так, как если бы события происходили в настоящем. Описание прошлых событий с использованием настоящего времени предполагает, что люди проигрывают и репетируют эти события в своем уме. Поэтому любой неуместный переход с прошлого времени на настоящее в отношении событий в прошлом должен вызывать особое внимание. Рассмотрим следующее заявление, сделанное сотрудницей магазина, утверждающей, что пакет с наличными был похищен у нее до того, как она смогла отнести его в банк:
5. Ответы на вопрос вопросами
Даже лжецы предпочитают не лгать. Откровенная ложь всегда несет риск обнаружения и неприятных последствий. Прежде чем ответить на вопрос ложью, обманщик обычно старается вообще не отвечать на вопрос. Один из распространенных методов уклонения от вопросов – поставить перед задающим вопросы свой собственный вопрос:
«Зачем мне воровать у моего собственного брата?»
«Неужели я похож на человека, который будет делать что-то подобное?»
«Не думаете ли вы, что это достаточно глупо, чтобы красть из собственной кассы?»
6. Эквивокация
Речевые маркеры эквивокации:
7. Клятвы и заверения
Хотя вводящие в заблуждение других людей субъекты стараются давать как можно меньше фактической информации, они очень стараются убедить всех в том, что говорят правду. Обманщики нередко бессознательно используют «легкие» клятвы, пытаясь сделать свои высказывания более убедительными. Обманщики чаще, чем правдивые люди, окропляют свои высказывания такими выражениями, как: «клянусь», «дело чести», «слово офицера», «Бог свидетель», «провалиться мне на этом месте», «можете проверить».
8. Эвфемизмы
Многие языки предлагают альтернативные термины для почти любого действия или ситуации. Заявления, призванные исказить правду, часто содержат мягкие или расплывчатые слова, а не их более резкие и явные синонимы. Эвфемизмы изображают поведение субъекта в более благоприятном свете и сводят к минимуму любой вред, который его действия могли причинить: обманщик чаще будет использовать «пропавший» вместо «украденный», «заимствованный» вместо «взятый», «приложил» вместо «ударил», «предупредил» вместо «угрожал».
9. Ссылка на действия
Люди иногда ссылаются на правильные или требуемые действия, не говоря, что они на самом деле их совершали. Например, сотрудник, допустивший потерю ценных данных с компьютера, на вопрос «Сделал ли он резервную копию данных?» может дать такой уклончивый ответ: «Я всегда стараюсь сделать резервную копию диска перед уходом домой. В прошлый вторник я решил скопировать свои файлы на сетевой диск. Мне также нужно было заархивировать список клиентов». Работник сослался на все действия, которые он должен был выполнить, но не указал, что действительно выполнил их. Делается это в надежде, что отсылка к действиям может избавить от проверки, действительно ли они производились.
10. Отсутствие подробностей и деталей.
Те, кто фабрикует свою историю, обычно делает свои заявления простыми и краткими. У немногих лжецов достаточно воображения и объема рабочей памяти, чтобы составить детализированные многоплановые описания вымышленных событий. Кроме того, обманщик хочет свести к минимуму риск того, что любое из его утверждений войдет в противоречие с тем, что он говорил раньше: чем меньше фактов, которые могут оказаться ложными, тем лучше.
11. Повествовательный баланс
«Я ехала по улице Кржижановского около 16:00 во вторник из супермаркета Перекресток. На светофор на пересечении улиц Кржижановского и Ленина горел красный, поэтому я остановилась. Загорелся зеленый, и я поехала дальше. Внезапно в меня врезалась машина. Другой водитель не остановился, поэтому я ехала еще минут 5, и только потом остановилась и позвонила в страховую».
Утверждение субъекта содержит четыре предложения пролога, только одно предложение, описывающее критическое событие, и только одно предложение после. В прологе содержится достоверное количество деталей: день и время происшествия, пункт назначения водителя и место происшествия. Но описание критического события (то есть предполагаемой аварии) подозрительно кратко. Заявитель не описал другое транспортное средство, в каком направлении он двигался, насколько быстро он двигался, тормозил ли водитель, пытаясь избежать аварии, или как два автомобиля соприкоснулись. Последствия также описаны короче, чем можно было бы ожидать от полного и правдивого описания аварии с двумя автомобилями. Заявитель не сообщает, в каком направлении поехал другой автомобиль после того, как покинул место происшествия. Он не упоминает о выходе из своего транспортного средства, чтобы осмотреть ущерб, и при этом он не говорит, говорил ли он с людьми, которые могли быть свидетелями аварии.
12. Средняя длина высказывания
Среднее количество слов в предложении называется средней длиной высказывания (СДВ). СДВ равно общему количеству слов в предложении выражении, деленному на количество предложений:
Общее количество слов / общее количество предложений = СДВ
Большинство людей склонны говорить в предложениях от 10 до 15 слов. Когда люди беспокоятся о проблеме, они, как правило, говорят предложениями, которые либо значительно длиннее, либо значительно короче нормы. Всем заявлениям, длина которых значительно отличается от СДВ субъекта нужно уделять пристальное внимание.
13. Нарушения обычного рисунка речи.
Любые отклонения от нормального темпа, последовательности, выразительности речи, могут свидетельствовать о генерации информации, а не об извлечении ее из памяти.
Подводим краткие итоги: Полные и точные описания реальных событий обычно приводятся в прошедшем времени и, как правило, имеют предсказуемый баланс пролога, критического события и последствий. Правдивые утверждения обычно содержат многочисленные местоимения, ссылающиеся на себя, и содержат, по крайней мере, несколько, казалось бы, несущественных деталей. Правдивые высказывания редко содержат клятвы, двусмысленности или эвфемизмы, неологизмы, а рисунок речи не отличается от обычного в базовой линии.