как понять подростку чего он хочет в жизни
Как понять подростку чего он хочет в жизни
Мечты как птицы. Всегда с нами, но высоко-высоко — почти не достать. В подростковом возрасте они особенно яркие и красивые. Но что если ребенок не может сказать, чего ему хочется? Не понимает, как осознать и сформулировать желания. Выбрали несколько советов из книги «Чего ты по-настоящему хочешь», которые помогут понять себя. Дайте их почитать ребёнку.
Чего хочешь ТЫ
Каждый день все говорят тебе, что нужно делать. Родители, семья, друзья, учителя — все раздают советы. Конечно, прислушиваться к близким людям — полезно. Но гораздо важнее понять, чего же ты хочешь на самом деле.
Задай себе вопрос: «Чего на самом деле я хочу?». Подумай. Хочешь ли ты, чтобы тебя слушали? Одобряли. Поддерживали. Хочешь быть отличником, спортсменом, артистом, танцором? Научиться рисовать, кататься на сноуборде, сесть на шпагат? Может быть, ответы сразу возникнут в твоей голове. А может, не появится ни одного. Не переживай — это лишь повод, чтобы хорошо разобраться в себе. Чем мы и займёмся.
Анкета «Что меня вдохновляет»
Для начала советуем заполнить анкету. Анкета — отличный способ понять себя, во что ты веришь и что считаешь важным. Отвечай на вопросы честно, не пытайся казаться лучше или хуже. Можешь сохранить ответы в секрете, а можешь показать друзьям.
Чем мне нравится заниматься? Почему?
Что мне не нравится делать? Почему?
Что дает мне ощущение цели в жизни? Что придает моей жизни смысл?
К чему у меня талант? Что у меня хорошо получается? Как можно поработать над этим, чтобы у меня получалось еще лучше?
О чем мне нравится читать или смотреть фильмы?
О чем я думаю, витая в облаках?
Ответил? Прекрасно. На пути ещё один опросник.
Анкета «Найди свою мечту»
Эта анкета поможет определить твои ценности. Даже если ты ещё не определился с мечтой, ценности помогут тебе найти жизненный ориентир. Они определяют, кто ты есть и чего хочешь, делают тебя сильнее и смелее.
Итак, ты уже многое понял о себе. Составил карту ценностей. Написал о том, что тебе нравится. Определили свои увлечения и невероятные планы. Но как объединить эту информацию, чтобы она постоянно вдохновляла и мотивировала тебя? Очень просто — сделай доску желаний.
Доска желаний
Доска желаний — это коллекция картинок, фотографий, цитат, которые тебя вдохновляют. В них должны отражаться твои ценности, мечты и планы.
Чтобы сделать доску желаний, тебе понадобятся:
1. Из журналов вырежи изображения предметов, связанных с тем, что ты хочешь делать, что хочешь получить и кем стать. Найди картинки, которые отражают твои ориентиры. Если ты мечтаешь стать писателем, вырежи фотографию любимого литератора. Если ценишь в людях упорство, найди фото того, кто преодолел в жизни немало трудностей.
2. Ищи слова, подписи, цитаты из книг и высказывания людей, отражающие черты, которые ты хотел бы видеть в себе — храбрость, ум, любознательность. Не забудь про жизненные ориентиры — сделать мир лучше, продолжить обучение, проявлять доброту к животным.
3. Разбери все найденные картинки, слова и предметы и выбери то, что больше всего нравится и олицетворяет твои мечты. В середину листа прикрепи свою фотографию, а вокруг нее размести и приклей картинки, записки со словами и все остальное — в любом порядке, так, как тебе нравится.
Поздравляем: твоя доска готова! Повесь ее на видном месте, чтобы видеть ее перед сном и по утрам. Можно еще сделать фотографию коллажа и вложить ее в Дневник желаний, прикрепить к зеркалу или сделать заставкой на экране смартфона, чтобы всегда помнить о своих мечтах.
Доска желаний может меняться. Когда в твоей жизни появляется новая мечта, добавляй её на доску. Чем больше ты так делаешь, тем больше мотивируешь себя и тем четче вырисовывается твой путь.
Как помочь подростку понять, чего он хочет от жизни? Рекомендации родителям
К концу одиннадцатого класса многие подростки пребывают в растерянности. Они не знают, что делать дальше. Даже не в плане учебы. А вообще, чем заниматься в жизни.
Мы расскажем о том, как помочь подростку понять, чего он хочет добиться до старости. И как научить его определять, чего он хочет получить от жизни.
О том, чего подросток хочет на самом деле
Когда подросток хочет чего-то добиться в жизни, то это довольно глубоко сидит у него внутри. Осознание того, что у него есть определенная глобальная цель, окрыляет. Вызывает положительные эмоции. И делает так, что тинейджеру хочется действовать для достижения своей цели каждый день.
Не нужно навязывать подростку свои мечты. Возможно, для вас важным в жизни является иметь высокий доход. А для подростка глобальная цель может быть абсолютно другой. И, если она не совпадает с вашей, то это абсолютно нормально. К примеру, вы можете хотеть того, чтобы подросток стремился к богатству. А ему будет достаточно иметь средний доход. И, при этом, крепкую семью.
Помогите подростку найти цель жизни, от которой у него будут идти мурашки по коже
В обязательном порядке помогите подростку найти цели в своей жизни. Пригласите его в ресторан. Закажите чашечку кофе или чая. И поговорите с ним о том, чего он хочет достичь в жизни.
Скорее всего, у тинейджера уже есть представление о том, в какую сторону двигаться. И что делать дальше. Например, он может описать цель своей жизни следующим образом:
Если глобальной цели в жизни у подростка пока нет, то предложите ему варианты того, какой она может быть. Скажите тинейджеру, что он, например, может начать прекрасно себя чувствовать, если откроет бизнес и заработает много денег. Или если ударится в благотворительность. Откроет приют для собак. И будет заниматься благим делом.
Главное, чтобы ребенок загорался от мысли о своей цели жизни. Чтобы это служило его внутренней мотивацией. А также многим другим.
Помогите подростку определиться со своими ценностями
Чтобы понять, чего хочется от жизни, тинейджер должен проанализировать себя. Осознать то, какими ценностями он обладает. И что для него по-настоящему важно. Хобби, увлечения, семья или что-то еще.
Определиться со своими ценностями подростку предстоит следующим образом.
Подростку нужно расписать те ценности, которые для него важны
Скажите подростку, что список ценностей он составляет исключительно для себя. Он не должен его вам показывать. И объяснять, почему он поставил определенную ценность ниже, чем другую.
Скажите тинейджеру, что список может состоять из абсолютно разных ценностей. Важно, чтобы их было не более десяти. Поскольку с большим количеством ценностей будет сложнее работать.
Список может выглядеть следующим образом:
Так тинейджер может вписывать абсолютно разные свои увлечения. Их должно быть десять.
Очень важно, чтобы у подростка была возможность делать отметки справа от своих увлечений. Там он будет ставить цифры. Которые будут сигнализировать о приоритете определенного увлечения.
Подростку нужно сравнить каждый из пунктов
На следующем этапе, после того, как список составлен, тинейджеру нужно поступать следующим образом. Он в обязательном порядке должен будет формировать пары из нескольких увлечений. Например, Семья-Отдых дома. А затем сравнивать их. Попутно проставляя отметки напротив них.
Тинейджер должен проставлять баллы для каждого своего увлечения. Сравнивая их друг с другом. Важно, чтобы он не корил себя. В случае, если, например, окажется, что семья получит 0 баллов. И что отдых дома для него важнее. Это не так. Просто отдых для него имеет больший приоритет, чем общение с родственниками в конкретный период дня.
Подростку нужно посчитать, сколько баллов в итоге имеет каждая ценность
После того, как тинейджер сравнит каждую ценность, он должен занести данные в таблицу. А затем сложить их. И понять, какие ценности являются более приоритетными. А какие отходят на второй план.
Помогите подростку определиться с главными ценностями
Помогите тинейджеру понять, какие его ценности являются наиболее приоритетными из всех остальных. Определить это можно по наибольшему количеству баллов. Например, у тинейджера могут получиться наиболее приоритетными следующие ценности:
В этом случае тинейджер сможет понять свои приоритеты в жизни. И начать развиваться в направлении их достижения.
Например, найдет себе девушку. Заведет с ней серьезные отношения. Параллельно с этим будет учиться. На старших курсах переведется на заочное отделение. И будет зарабатывать деньги, параллельно получая знания.
Правильно расставив приоритеты в жизни, подросток начнет грамотно распоряжаться своим временем. А также жизнью. Следовательно, он будет получать удовольствие от тех действий, которые проделывает.
Чем полезно упражнение на определение приоритета ценностей?
Если тинейджер сможет понять себя, то перед ним откроются безграничные возможности. Он больше не будет сомневаться в завтрашнем дне. И будет знать, что делать дальше.
Подготовьте подростка к тому, что, для достижения глобальной цели в своей жизни, ему придется упорно трудиться
Скажите тинейджеру, что его глобальная цель жизни может быть непонятна окружающим. К примеру, если он выберет не заводить семью, а все свободное время уделит карьере, это, безусловно, вызовет негативный отклик у общества. Однако, подросток не должен на это обижаться. Бояться общественного порицания. Сходить с первоначального пути.
Подросток должен понимать себя и свои мысли. Знать, чего хочет добиться от своей жизни. И двигаться в выбранном направлении. Вне зависимости от того, что скажут окружающие.
Подготовьте подростка к тому, что в дальнейшем ему предстоит выходить из зоны комфорта. Ему наверняка будет страшно кардинально менять свою жизнь и двигаться в направлении глобальной цели. Однако, страх не должен снижать его энтузиазм. А также провоцировать на то, чтобы сойти с пути.
Страх должен стать лучшим друга подростка. Он должен понимать, что если боится сделать какое-то важное действие, то все делает правильно. Значит, это решение выведет его из зоны комфорта. И сделает так, что тинейджер достигнет результата.
Подросток должен получать удовольствие от дела своей жизни
Также, объясните подростку, что он в обязательном порядке должен наслаждаться делом своей жизни. Если, например, он начал заниматься благотворительностью и создал приют для собак, то это должно доставлять ему радость и максимальное удовольствие. Если подросток будет наслаждаться своей работой, то проживет счастливую жизнь.
Чего хотят подростки
История первая
— Он у нас вообще ничего не хочет делать!
«Он» сидит тут же, смотрит исподлобья, наклонив голову набок, чуть лукаво, как мне кажется. Ему двенадцать.
— Расскажите подробней. Чего именно не хочет?
— Да ничего, я ж вам говорю! Начиная от утром кровать за собой прибрать, тарелку в раковину отнести или там носки в стиральную машину положить и кончая его прямой обязанностью — уроками! Когда я был в его возрасте, моя мать вообще не знала, что там у меня в школе происходит, а мы — стыдно даже кому сказать! — каждый день копаемся в этих их электронных дневниках, узнаем, что ему задано, — от него самого это узнать невозможно, — и потом — покой нам только снится! — вступаем в битву за уроки. «Ты это сделал?» — «Нам не задано». — «Я знаю, что задано». — «Я потом сделаю». — «Сейчас!» — «Я не понимаю». — «Подумай». — «У меня не получается». — «Спроси». — «Мне не у кого». — «А по телефону три часа болтать или после школы где-то три часа болтаться, выключив телефон, так что мать уже в милицию собралась звонить, — это тебе есть с кем?!» — «Да, это есть, но это совсем другое дело, а про уроки они тоже не знают». И так до бесконечности, понимаете? Как будто хочет довести нас до белого каления. Что-то сдвигается только тогда, когда мы начинаем орать как оглашенные. Тогда он вяло идет, вяло садится, вяло и кое-как что-то делает.
Здесь вступает мать:
— А чем еще ваш сын занимается, кроме школы и уроков?
— Ходит на волейбол. Раньше ходил еще на программирование (мы решили, раз увлекается компьютерами, пусть знает, как это устроено) и на английский, но в этом году бросил и то, и другое.
— На волейбол тоже приходится заставлять?
— Нет, туда ходит сам, уже четвертый год, три раза в неделю. Я разговаривал с тренером — никаких особых успехов у него там нет, но и проблем, в том числе и с дисциплиной, тоже. Сам он говорит: я туда поиграть хожу. Везде, понимаете, везде — поиграть! А дело сделать? Что же это такое?!
История вторая
— Она абсолютно ничего не хочет! Я волнуюсь, ей же уже вот-вот шестнадцать, мы с ней вдвоем живем, что же с ней дальше будет?
— Совсем-совсем ничего не хочет?
— Нет, конечно, кое-чего хочет. Хочет покушать вкусно и вредно, всегда просит: мамочка, давай в кафе сходим или в «Макдональдс», а на чем и из чего там готовят — это ей по барабану. Хочет с подружками шляться по торговому центру. Хочет сидеть бесконечно в этих бессмысленных социальных сетях с теми же подружками, или даже знакомиться там с кем-то (люди они там или уже роботы, я даже и не знаю!) или ролики смотреть с этими ее дурацкими видеоблогерами, которые в лучшем случае показывают, как глаза накрасить, а в худшем… даже и говорить не хочу. С кузинами маленькими может в охотку в куклы поиграть, занять их, даже позаниматься с ними. Салаты вот еще хочет делать с майонезом, и торты печь и украшать, и вкусно и красиво у нее это получается — тут врать не буду, а уж калорий в них сколько — хорошо, те же подружки приходят есть, а иначе мы бы с ней уже в двери не проходили, у нас квартира малогабаритная. Хочет мальчика закадрить — чтобы и добрый был, и красивый, но это у нее пока не получается.
— А чего же она не хочет?
— Не хочет думать о том, что ей вообще-то через полтора года в институт поступать, а с ее-то оценками… И ведь если бы взялась как следует за учебу, то вполне могла бы, это все учителя подтверждают. Знаете, что она мне тут сказала? «Мама, а зачем вообще этот институт?» Я чуть в обморок не упала. А что же, говорю, ты делать собираешься? Чем на жизнь зарабатывать? А она говорит: пойду в училище, вот в кулинарное или в педагогическое — я маленьких детей люблю. Понимаете? Готова отказаться от всего, лишь бы себя не напрягать и не трудиться как следует. Что же мне с ней делать?
История третья
— Он ничего не хочет.
— В прошлом году, в конце уже были признаки, а в этом стало совсем плохо. Утром в школу еле поднимаем.
— Если оставить и не поднимать, что будет?
— Просто лежать. Может, пару раз в туалет встанет. И один раз поесть. Музыку может включить. Дверь закроет. Окна занавесит.
— Раньше были. Теперь все исчезли. Они его звали, звали, он: не пойду! — ну им и надоело, конечно.
— То же самое: никакого интереса, никаких усилий. Нам в гимназии сказали: либо вы что-то с этим сделаете, либо ищите другую школу. А в какую «другую» он пойдет-то?
— С трудом. Надо напоминать, чтобы помылся, чтобы поменял белье. Даже чтобы зубы почистил.
— В начале прошлого года этого не было?
— Нет. Наоборот, он такой франт был, абы что не наденет, вещи предпочитал фирменные…
С уществует у детей такое заболевание, как круп. Кашель, затрудненное дыхание, в тяжелых случаях отек гортани. Причем врачи выделяют истинный круп и ложный. Симптомы этих двух заболеваний похожи, а вот причина, течение и лечение — разные.
В нашем случае все точно так же: истинное и ложное «ничего не хочет».
Приходят ко мне с этим часто, и с каждым годом все чаще. Раньше были подростки, а теперь — увы! — нередко приводят и детей из третьего, четвертого или даже второго класса.
Эти два состояния надо различать. Это важно.
«Ложное нехотение» — это когда вам не нравится то, чего реально хочет ребенок (подросток), и хочется, чтобы он хотел чего-нибудь другого.
Например, он хочет играть в компьютерные игры, общаться с друзьями, рисовать и ходить на косплеи, а вам хочется, чтобы он хотел делать уроки, помогать вам по дому и посещать дополнительный английский.
Или вот девочка из второго примера. Она хочет вкусно готовить и есть, трепаться с подружками, играть с маленькими детьми и гулять по торговым центрам. А ее маме хочется, чтобы она хотела поступить в институт.
Вы уверены, что «лучше бы он хотел то, что я для него хочу, потому что это для жизни полезно». Может быть, вы и правы, и знание английского действительно окажется полезнее «для жизни» вашего ребенка, чем регулярные прогулки с друзьями по торговым центрам (хотя дискуссионно-коммуникационная компетентность в группе приобретается только на практике). Но в целом здесь просто непонимание и подмена понятий.
Спросите себя: а чего я сам-то хочу «на самом деле»? И не врите себе. В кои-то веки раз дайте себе честный ответ. Получившийся список может вас удивить. И еще спросите: делаю ли я сам то, что искренне считаю полезным? Например, очень полезно ежедневно делать утреннюю зарядку, обливаться холодной водой и проходить не менее пяти километров. Вы все это делаете? Каждый день?
Ваш ребенок (а уж тем более подросток) просто не может хотеть того, чего вам хочется, чтобы он хотел. Это было бы противоестественно. Он формируется как личность, в чем-то подчиняясь авторитетам, рекламе и даже пропаганде, в чем-то отстаивая свои собственные, личные «хотелки» и интересы, последовательно пробуя на зуб то и это. А вот обсуждаемое родительское «программирование» — «он у нас ничего не хочет!» — может оказаться для формирующейся личности достаточно вредным. Родители — это все-таки авторитет. Вдруг он поверит в то, что он «такой человек»? И начнет повторять вслед за вами (и всеми литературными «лишними людьми» из прошлого и настоящего): да, я такой, я, понимаете ли, вообще ничего не хочу. Вы разве этого хотели?
Существует и «истинное нехотение». Это наш третий пример. Здесь ситуация гораздо серьезней, есть повод для обращения к неврологу, а может быть, даже и к психиатру. Тут надо подробно разбирать жизненную ситуацию подростка, и если в ней не выявляется ничего травматически-подозрительного (например, несоответствующая его возможностям школьная программа, острый конфликт или угроза, школьная травля, несчастная любовь и т. д.), то, возможно, подростку потребуется медикаментозное лечение. Ведь тогда мы имеем дело с клинической депрессией — увы, в нашем напряженно-избыточном мире она молодеет — или с первой манифестацией психиатрического заболевания.
«Если подросток говорит „я не знаю, чего хочу в жизни“ — это неправда»
Родительские (ненавязчивые, конечно) советы продолжить династию стоматологов или юристов могут оказать ребёнку плохую услугу. Какие-то профессии станут просто ненужными. Эксперт в области рекрутинга и основатель проекта по поиску работы «Антирабство» Алёна Владимирская рассказала, как помочь ребёнку с выбором профессии, чтобы он потом не жалел. И не обвинял вас.
Когда начинался проект «Антирабство», я говорила, что у нас никогда не будет курса по профориентации подростков: я специализируюсь на взрослых, знаю всё об их профориентации и трудоустройстве. Подростки — не моя тема. Но через какое-то время моё отношение изменилось.
В мире появилось много всего связанного с профориентацией подростков, и меня это стало сильно тревожить. Помогать ребёнку с профессией начали не рекрутеры, а психологи. Мои клиенты приводили ко мне своих детей — и приводили в странном состоянии.
Недавний случай: приходит мама с девочкой, ребёнок чуть не плачет: «Я хотела быть маркетологом, но мне сказали, что я не могу им быть». Я спрашиваю: «А почему?». Девочка: «Мы ходили на консультацию к психологу, и мне там сказали, что я не могу быть маркетологом, потому что я не очень общительная». — «А ты цифры любишь?» — «Да, люблю», —«Ты математику любишь?», — «Да, люблю». «А аналитику?». Она не знала, что такое аналитика, но я ей дала краткое представление и она сказала, что ей это интересно. Девочка будет прекрасным маркетологом, о чём я ей и сказала.
Если кто-то, в том числе и я, говорят вам, какую профессию выбирать в горизонте пяти-семи лет, никогда не верьте этим людям — мир меняется очень быстро, и сущность профессий тоже. Есть несколько простых правил, как помочь ребёнку выбрать профессию.
Если ребёнок бросает секцию — это абсолютно нормально
Давайте разделим возраст ребёнка-подростка на три больших этапа. Возраст я называю условно, потому что дети взрослеют по-разному. У одних ребёнок в десять лет уже взрослый, а у других он ещё в куклы играет. Это не хуже и не лучше, просто моторика взросления может быть совершенно разной.
С 5-6 и до 12 лет главная задача родителя — показать спектр возможностей и многообразие мира. Много разных кружков, секций, всего чего угодно, из чего мы потом будем выбирать. И тут важно отличать лень ребёнка («не хочу вставать в восемь утра, чтобы идти в бассейн») от отсутствия интереса.
Вот вы ведёте ребёнка в кружок, а он через какое-то время бросает. Ничего страшного. Если ребёнок отказывается ходить в секцию или кружок, потому что он не хочет делать домашнее задание или вставать в восемь утра, чтобы идти на тренировку, в этом случае надо работать. Не бороться, а работать. А если понимаете, что отвели ребёнка на урок занимательной химии, и ему через три занятия это абсолютно неинтересно — значит, не надо этому учить. Меняйте секцию, предлагайте другие варианты. Но не приучайте бросать и дальше ничего не делать.
К 12 годам у ребёнка вырисовывается область интересов. Она может быть широкая, а может быть поуже. Условно, мне интересно всё, что связано с компьютерами/ биологией/ математикой. Одновременно с этим определением у ребёнка начинается возраст внутренней полемики с родителем. Ему нужен взрослый авторитет, а с другой стороны, этот авторитет — точно не родитель.
Главная задача родителей — помочь найти ребёнку того наставника, с которым у них сложится общение. Я по своей школе помню: пришёл зажигательный учитель биологии, и вдруг этот предмет стал интересным, и все пошли на биофак, хотя ничего не предвещало. А потом учитель ушёл, и всё провалилось. А завтра пришёл учитель русского языка такой же, и вот все упоенно изучают корни слов, хотя не то чтобы это сильно интересно. Очень важно, в какой школе учится ребёнок.
Нужно искать именно ту школу или переводить туда, где есть сильное направление, которое ребёнка заинтересовало
Помимо школы, наставник может появиться в кружке или секции, им может стать даже друг семьи.
Где-то 14 лет с точки зрения профориентации родители становятся «кошельком на ножках». Вам может быть неприятно, но это так. Надо искать хорошие вузы по интересующей ребёнка специальности и дальше готовить к нему ребёнка, подбирать репетитора, собирать деньги, если вуз в другом городе, чтобы ребёнок мог поехать учиться. Если это сделать правильно, всё получается.
Не давите, если вы хотите остаться ребёнку другом на всю жизнь
Несколько лет назад в моей жизни случился тихий ужас и кошмар. Моя дочка Ася училась на первом курсе, и в один прекрасный день она подошла ко мне и сказала: «Мама, я забрала документы из университета, я больше там учиться не буду». Тут стоит отметить важную деталь: на первом курсе восстановиться нельзя. Сказать, что я начала сходить с ума — ничего не сказать. Мы же из интеллигентной семьи: все силы были брошены, чтобы Ася поступила в лучший университет (МГУ) на бесплатное. Тут же сказался синдром советского родителя: «Ну что, она теперь дворником у меня пойдёт?». А дальше началось: «Ну как же, ведь я много лет занимаюсь рекрутингом, у меня такого быть не может». В общем, весь комплекс.
Пару дней я сходила с ума, а потом началось самое ужасное, что может происходить. Я начала спрашивать: «Ася, ну что случилось, чего ты хочешь?» И через какое-то время поняла, что ребёнок не просто отдалился от меня, а он тоже тихо сходит с ума. Я выдохнула и поняла, что могу сейчас потерять дочь. Не физически, но как близкого человека, потому что ничего не может быть хуже, чем эмоциональное давление и вопросы в стиле «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Я решила не говорить на тему учёбы вообще: мы разговаривали о еде, одежде, новинках кино, но точно не о поступлении в университет. Через несколько месяцев дочь сама начала говорить, что ей нравится и в какой вуз она хочет. В результате она уехала учиться в Питер, окончила вуз и очень счастлива.
К 16-17 годам человек имеет право не знать и не понимать, кем он хочет быть. В 30-40 лет мы ошибаемся с работой, с друзьями, с деньгами. Чего мы хотим от наших 15-16-летних детей? Чтобы они чётко сказали: «Я всю жизнь буду моряком или, например, маркетологом?». Людей, у которых есть, что называется, божье определение, очень мало. Это, наверное, 1% от всего населения, если не меньше.
После истории с моей дочкой я определила простое правило. Если хотите остаться ребёнку другом на всю жизнь — не давите. Пока вы будете за ним ходить и петь: «Давай реши, давай возьмём ещё 15 репетиторов, давай запишем тебя ещё в восемь кружков» — ничего кроме ненависти к любой работе вы не получите.
Не бывает подростка, у которого совсем нет интересов
Во время теста курса к нам на профориентацию пришли родители с детьми 14-15 лет. Большинство мам и пап говорили «Мой оболтус до сих пор не знает, чего хочет в жизни». Это, конечно, неправда. Ребёнок либо боится сказать взрослому о своих интересах, либо боится самому себе признаться в этом, а в последнем случае — не умеет формулировать свои мысли.
Первая задача в такой ситуации: убрать родителя. А дальше начинаешь говорить с ребёнком, и выясняется, что он много чего хочет. Например, ему интересны компьютеры, интересно рисование, что-то ещё. Но когда он робко заикался об этом родителям, они говорили: «Нет, это не профессия, это ерунда. Иди в экономисты». В результате он перестаёт им об этом говорить. У ребёнка 12-14 лет не может не быть интересов. Такого просто не бывает.
Почему родители совершают большую ошибку, когда выбирают профессию своему ребёнку
А дальше нужно перенести эти интересы в профессию. Например, был у меня классический случай. Приходит мальчик, и мама говорит: «Он ничего у меня сутками не делает, только играет в компьютерные игры». Я говорю: «Понятно. А какие игры ты любишь?». Я часто ищу работников игровых компаний, поэтому эту сферу знаю хорошо. Мы с ним начали обсуждать игру Warcraft и в конце концов вышли на тему киберспорта. Вдруг выяснилось, что это интересная тема. Это то, что сейчас будет расти. И я говорю: «Смотри, ты сейчас только тратишь деньги на играх, а можно сделать это своей профессией и прилично зарабатывать. Для этого тебе надо это-это-это». Сейчас мальчик ходит в школу при МГТУ им. Баумана, ходит на хакатоны по киберспорту и чётко понимает, что он будет заниматься киберспортом. Это история про то, что нужно слушать и не давить.
В вуз нужно идти за связями, а не знаниями
На самом деле, мы живём в очень неудачное время для наших детей, особенно если они ещё учатся в школе. Это время автоматизации, которая в ближайшие годы съест самые нужные должности для начала карьеры. Мы все приходили на рядовые должности, каким-нибудь помощником, например. Всё это сожрёт автоматизация, и войти в профессию будет трудно. Почему важно поступать в хорошие университеты? Потому что это даст вход сразу, а с улицы куда-то попасть будет сложнее и сложнее. Роботы не болеют, не капризничают, не забывают. Их можно отключить и не платить, если нет работы.
Суть высшего образования меняется. Сейчас необязательно идти в вуз для того, чтобы чему-то научиться. Вы заходите на «Курсеру» или «Универсариум», где можете сделать микс из лучших преподавателей со всего мира.
Что даёт университет? Первое — нетворкинг. То есть связи, знакомства, которые дадут потом огромную фору. И второе — это трудоустройство
Во всех хороших вузах есть кафедры или факультеты, на которых преподают практики из лучших компаний. Зачем они это делают? Им ведь, в общем, там ничего не платят. Я преподаю в паре вузов, и денег, которые я там получаю, мне не хватает даже на бензин. Дело в том, что мы смотрим там на умненьких детей для того, чтобы потом забирать их к себе на работу.
Стоит выбирать вуз из рейтинга 5-100: университеты, которые поддерживает Министерство образования России для повышения конкурентноспособности на международном рынке. Идеально, если у вуза или факультета было партнёрство с зарубежным университетом. А ещё лучше — программа двойного диплома, такие специалисты ценятся выше на рынке на 10-15%. Это возможность поехать на кратковременные стажировки во время обучения: посмотреть лучший мировой опыт и расширить кругозор.
Но не тяните ребёнка на все программы в первый год обучения. Сначала он должен научиться учиться. Если раньше ты сначала учился, потом всю жизнь работал и иногда ходил на какие-то переквалификации, то теперь, чтобы быть конкурентным, нужно учиться всю жизнь. Причём делать это чуть быстрее, чем твоя компания — тогда будешь востребован и тебе будут много платить.
Никогда не отговаривайте ребёнка от своей мечты: он не будет благодарить вас за это, а через несколько лет даже обвинит. Если интереса к определённой профессии нет, нужно идти в отрасли, которые будут расти в горизонте трёх-семи лет: IT, робототехника, всё, что связано с оборонной промышленностью, инженерия, продюсерство, технологии, агропромышленность, медицина. Возрастёт престиж государственной и муниципальной службы, но на начальном этапе это работа рутинная, не каждый её выдерживает.
Не забывайте, что наши дети будут жить в обществе машин, поэтому надо научиться думать, как они. То есть думать структурно. Как этому можно научиться? Опять же, либо программирование, либо инженерия. Обязательно английский язык — большинство собеседований проходит на нём. Я понимаю, что английский язык как бизнес в ближайшие пять лет умрёт, потому что появятся наушники с автоматизированным синхронным переводом. Но язык даёт структурность мышления.
То есть учим детей иностранному языку, учим программированию и инженерии и учим умению учиться. Эти три вещи нужны для того, чтобы ваш ребёнок был успешен через 5-15 лет.
Вебинар Алёны Владимирской стал первым в онлайн-курсе «Профориентация для подростков» от проекта «Антирабство». Курс длится 15 дней, рассчитан на детей от 12 до 17 лет. Каждый участник курса пройдёт диагностику, которая поможет определить его сильные стороны. А куратор курса поможет составить карту компетенций и даст советы, как выбрать вуз и подготовиться к поступлению. Подробности по ссылке. Кстати, по промокоду mel можно получить скидку!
Иллюстрации: Shutterstock (Alexandra Dikaia)