как поступить если появилось предположение что вы стали объектом мошенничества
Почему мы «ведемся» на уловки мошенников?
За 2020 год телефонные и интернет-мошенники заработали на россиянах около 150 миллиардов рублей. Часть этой суммы — 66,5 миллиарда — люди добровольно отдали якобы работникам финансовых организаций. И это только приблизительные цифры, потому что далеко не всегда пострадавшие сообщают об обмане.
Рассказываю, почему методы мошенников до сих пор работают, и на что обратить внимание при общении с ними.
В 2020 году всплеск активности финансовых мошенников пришелся на первую волну коронавируса и на повторный рост заболевания в конце осени–начале зимы. Это неслучайно — активизация таких преступлений происходит на фоне общей неопределенности. Некоторые люди плохо понимают, что происходит: они встревожены, переживают за свое будущее и свои накопления. Мошенники используют тревожную ситуацию в своих целях — при общении с потенциальными жертвами применяют несколько психологических триггеров.
В обществе есть стереотип, что жертвами становятся только пенсионеры или неустроенные одинокие люди. На самом деле жертвой может стать кто угодно. Но есть люди, которые находятся в зоне риска. Они попадают туда, если их базовые потребности неудовлетворены и они находятся в постоянном стрессе.
Например, человеку не хватает денег, и он переживает из-за этого. Или у него проблемы в семье, и ему не хватает внимания и заботы. Его недооценивают на работе, или ему не хватает похвалы и признания. Все это погружает человека в состояние хронического стресса, поэтому общение с другим человеком может его легко затянуть и стать для него важным. Моя практика показывает, что жертвами становятся люди, которые длительное время находятся в состоянии беспокойства.
Манипулируют потребностью поступать хорошо. Когда интернет-мошенники взламывают аккаунты в социальных сетях и обманывают людей, они манипулируют базовой потребностью — поступать хорошо.
Например, на странице вашего друга появился пост, что его мама попала в аварию. Ему нужны деньги на операцию, иначе мама умрет. Чтобы вы не успели связаться с другом или критически проанализировать ситуацию, мошенники создают дефицит времени — пишут, что деньги нужны срочно, и счет буквально идет на часы. Вы хотите помочь и перечисляете другу деньги. Потом оказывается, что аккаунт взломали, с мамой все хорошо, а ваши деньги — у мошенников.
Перегружают информацией. В течение одной–двух минут человеку сообщают больше трех фактов, на которых ему необходимо сконцентрировать внимание. Но психика человека устроена таким образом, что ему сложно сконцентрироваться на нескольких вещах одновременно. Он чувствует себя неуверенно, поэтому более подвержен давлению со стороны.
Например, лжесотрудник банка говорит: «С вашей карты в данный момент идет перевод денежных средств на имя Николая Иванова из Новосибирска, а так же подана заявка на кредит на сумму 300 000 ₽ и есть запрос на смену номера телефона». Затем резко переводит разговор и начинает спрашивать про остатки денег на счетах и депозитах, расспрашивает про карты других банков. Человек начинает судорожно вспоминать, сколько денег у него на карте, кто из его близких живет в Новосибирске и кто мог запросить смену номера. Когда мошенник предлагает перевести деньги с карты на «внутренний счет банка», человек часто легко соглашается, потому что ему предложили «решение» проблемы.
В начале общения мошенник резко погружает жертву в стресс. Это может быть тревога или паника — взломали личный кабинет, списали деньги или другая тревожная ситуация. А может, наоборот, — удивление или радость — вы выиграли миллион, получили наследство от богатого дядюшки. Затем мошенник предлагает решить стрессовую ситуацию, общаясь с позиции заботы, оказывает персональное внимание человеку. Его задача — пообещать жертве вознаграждение больше причиненного стресса.
Многие люди в состоянии беспокойства попадаются на уловки мошенников, потому что у них отключается критическое мышление и на передовую выходят эмоции.
Когда человек читает сообщение о горе знакомого или незнакомого человека, он примеряет ситуацию на себя и спешит помочь, потому что уверен — такими вещами не шутят.
Есть несколько правил, которые помогут защититься.
1. Отойдите от стереотипного мышления. Мошенники это не всегда бритоголовые головорезы или лгуны с бегающим взглядом. Среди них много обычных мужчин и женщин с типичной внешностью. И эти люди могут хладнокровно зарабатывать на самых неприкосновенных для вас вещах — здоровье и благополучии родных и близких. Относитесь критически к их словам и старайтесь всесторонне проанализировать ситуацию, прежде чем соглашаться с их предложением.
3. Разберитесь со стрессом. Если чувствуете, что уже долгое время находитесь в состоянии стресса, постарайтесь найти причины и снизить градус беспокойства. Чем дольше будете переживать, тем более легкой добычей можете стать для мошенников. Человек в состоянии беспокойства становится менее внимательным к окружающим условиям, он легко пропускает явные признаки мошенничества. И, наоборот, человека сложно ввести в стресс, если у него все хорошо в жизни.
4. Обращайте внимание на искусственно созданный дефицит. Например, вы слышите от банковских мошенников, что нужно перевести деньги как можно быстрее, иначе завтра их могут украсть. Или прямо завтра нужно забрать выигранный миллион, а то он достанется другому счастливчику. Не спешите — сначала проверьте информацию и только потом принимайте решение. Если звонят из банка, скиньте звонок и перезвоните на горячую линию, номер которой указан на сайте банка или на банковской карте.
5. Сделайте себе памятку. Чтобы не растеряться от внезапного звонка, сделайте себе памятку и повесьте ее на видное место, например, на холодильник или положите в кошелек. В ней перечислите, какую информацию нельзя сообщать другим людям: пин-код карты, CVC-код, одноразовые коды подтверждения операций, смс и пуш-уведомления, называть информацию о ваших родственниках. Время от времени перечитывайте памятку, чтобы освежить в памяти принятые установки.
6. Выдерживайте паузу. Перед тем как предпринять важное действие, возьмите паузу. Мошенники будут подгонять, давить на срочность — не поддавайтесь. Их задача — заставить вас действовать в моменте эмоционального напряжения, ваша задача — спокойно обдумать и перепроверить информацию.
7. Перехватывайте инициативу. Это совет для людей, которые могут включиться в процесс и отразить словесный натиск. Разговор мошенников очень хорошо поставлен, в нем нет больших пауз. Чаще всего они используют в разговоре скрипты, где расписаны разные сценарии развития разговора. Если резко вклинитесь в разговор с нетривиальным вопросом, то сумеете вывести мошенника за привычные рамки общения. Чем более неуместный вопрос зададите, тем вернее собьете его с толку. Например, вопрос о погоде или о его здоровье вряд ли предусмотрен скриптом. Мошенник растеряется и прервет разговор.
8. Подключайте к разговору третьих лиц. Если во время звонка с вами рядом есть кто-то из знакомых, привлеките его к разговору. Мошенник задает вам вопрос, а вы адресуйте его человеку рядом. Как правило, к такому коллективному обсуждению мошенник не готов и прекращает общение.
9. Наблюдайте за его поведением. Этот совет актуален, если вы общаетесь с мошенником лицом к лицу. Обратите внимание на выражение его глаз. Например, человек рассказывает о своем горе или о потере. Но при этом у него холодный взгляд, и он внимательно наблюдает за вами — это повод прекратить беседу.
10. Обратите внимание на речь. При общении с мошенником по телефону, понаблюдайте за его речью. Если человек говорит гладко, без запинки, а его речь похожа на выученный урок, то, возможно, он подготовил ее заранее. В реальности люди так не разговаривают, у них проскальзывают слова-паразиты, и они делают паузы.
11. Следите за новостями о мошенничестве. Сейчас СМИ стараются подробно описывать, какие методы используют мошенники, как ведут беседу, какие ситуации «разыгрывают» при общении. Часто подобная информация появляется в соцсетях. Пользователи охотно делятся ситуациями, в которые недавно попали.
Памятка «Как не стать жертвой мошенников»
Приведенные ниже рекомендации помогут Вам обезопасить себя и своих близких от неприятностей.
1. никогда не открывайте двери незнакомым Вам людям, кем бы они ни представлялись, если вы предварительно не вызывали их к себе домой;
2. узнайте заранее телефоны полиции, социальных служб, пенсионного фонда и если незнакомый Вам человек представляется служащим государственной организации, узнайте его фамилию, имя, отчество, должность и причину посещения. Не бойтесь звонить с уточнениями, действительно ли у них имеется такой сотрудник, и с какой целью он ходит по квартирам;
3. если телефон не отвечает или занят, попросите визитера посетить Вас в другое время;
4. если человек представился сотрудником социальной службы, попросите поднести к глазку двери служебное удостоверение;
5. если Вы открыли дверь, не впускайте незнакомца в квартиру или дом;
6. если человек настойчиво просится в квартиру, позовите соседей по лестничной площадке присоединиться к Вам;
7. позвоните родным и сообщите о «непрошенном госте»;
8. не отдавайте документы (паспорт, пенсионное, ветеранское удостоверение и другие документы);
9. не давайте денег и не меняйте незнакомым Вам людям деньги;
10. ничего не подписывайте;
11. не оставляйте незнакомца одного в комнате;
12. не приобретайте у людей, представившихся представителями торговых фирм продукты, мелкую бытовую технику, лекарства;
13. сообщайте в полицию о подозрительных лицах, появившихся в Вашем подъезде;
14. если же случилось, что Вас обокрали или обманули, немедленно звоните в полицию. Постарайтесь запомнить внешность и особые приметы, это облегчит поиск мошенника и предотвратит последующие преступления.
Постарайтесь быть внимательными и осторожнее относитесь к незнакомым людям!
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мошенничество
Правоохранительные органы прилагают все усилия, чтобы уничтожить на корню мошеннические схемы, но пока безрезультатно.
Кроме того, преступники регулярно разрабатывают новые аферы, это затрудняет расследование и не позволяет установить виновников для привлечения их к ответственности. В нашей статье пойдет речь об основных видах мошенничества и квалифицирующих признаках этого преступления.
Что такое мошенничество?
В последнее время аферисты активизировались. Многие граждане столкнулись с обманом и пострадали от действий злоумышленников. Но как именно это преступление характеризуется в законодательстве, знают далеко не все.
Мошенничество — хищение чужого имущества или денег при помощи обмана или злоупотребления доверием человека.
Признаки мошенничества
Возраст преступника на момент совершения аферы должен быть не меньше 16 лет.
Выделяют несколько характерных признаков, способных отделить мошенничество от иных видов преступлений:
Как доказать факт мошенничества?
С достоверностью утверждать, что было совершено именно мошенничество, может только суд. Жулики стараются придумать такие мошеннические схемы, которые не позволили бы уличить их в преступлении, доказать их вину и в дальнейшем привлечь к ответственности.
Придется постараться, чтобы собрать доказательную базу и убедить суд в том, что злоумышленник действовал обманным путем.
Заявление о мошенничестве
Если преступникам удалось вас обмануть, советуем незамедлительно сообщить об афере в правоохранительные органы для того, чтобы вовремя принятые меры позволили установить обманщика и наказать его. Подавать заявление необходимо по правилам, установленным в законодательстве.
Куда подать?
В отделение полиции
В органы прокуратуры
При поступлении запроса из прокуратуры к вашему заявлению отнесутся более внимательно и примут оперативные меры.
Как правильно оформить?
Требуется отразить следующую информацию:
Расследование мошенничества
На первоначальном этапе, в зависимости от вида мошенничества, проводятся следующие действия:
Новые способы мошенничества
Жулики стараются регулярно улучшать старые схемы мошенничества и разрабатывают новые и более изощренные аферы. С развитием интернета все чаще стали появляться преступники, орудующие в сети.
Злоумышленники крадут деньги с карточек, электронных кошельков, собирают средства якобы на лечение больных детей.
Также часто используются сайты бесплатных объявлений.
Мошенничество в различных сферах
Жулики наиболее активно действуют в следующих областях:
В банковской отрасли
В сфере недвижимости
В области страхования
Мошенничество в интернете
Зачастую мошенники используют личные сведения и фотографии людей, реально нуждающихся в помощи, но для перечисления денег указывают свои банковские реквизиты.
Как пожаловаться на сайт мошенников?
Для этого нужно подать претензию провайдеру, который обслуживает конкретный сайт. Чем больше поступит жалоб от пострадавших, тем больше вероятность, что ресурс закроют. Также можно обратиться в Роскомнадзор.
Самым эффективным способом считается подача заявительного бланка в правоохранительные органы или в прокуратуру.
Введение в заблуждение
Мошенничество может происходить следующим образом:
Злоупотребление доверием
Иногда аферисты действуют, полагаясь на хорошие отношения с жертвой. Например, между ними могут быть родственные или деловые связи. Таким образом сын может обмануть отца, начальник — подчиненного.
Резюме
Подведем итог представленной информации:
Комментарии
Counter-Strike: Global Offensive. Все достаточно сложно, но данная валюта действительна переводится в настоящие деньги. Суть мошенничества была в том, что я перешел по вредоносной ссылке в интернете и мои деньги (игровая валюта) были переведены мошеннику. Это все, наверное, странно, но факт мошенничества присутствует, и сумма потери составляет более 60 000 рублей. Есть ли вообще смысл идти в полицию? Станут ли в этом разбираться и помогут ли мне? У меня есть доказательства, есть аккаунт этого человека (он иностранец) в соц сети Steam. Пожалуйста, пришлите мне ответ на email
Статьей 27 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Поскольку валюта эта и является суррогатной и запрещенной, полиция заниматься данным вопросом не станет, зато может заняться Вами как приобретателем и распространителем игровой валюты нерезидентам Российской Федерации.
13 ноября 2015 г. я подала заявление в следственный отдел на возбуждение уголовного дела по ст. мошенничество. Вместе со мной в это же время подали еще 5 человек. На одного и того же человека. Он у всех нас в разное время взял деньги в долг и не вернул. Занимал на расширение бизнеса, а сам в это время вел процедуру банкротства. Факт мошенничества на лицо, но дело так и не завели. И отказа тоже нет. Могу ли я написать в Краевое следственное управление жалобу или заявление на возбуждение уголовного дела по статье мошенничества, таким образом обойдя район? Какой срок на возбуждение дела? В следственный отдел не вызывают, при телефоном разговоре говорят: ведется разборка. Что мне делать дальше?
Процессуальное решение по заявлению о преступлении должно приниматься в течении 3-10 суток. В исключительных случаях сроки проведения проверки могут быть продлены до 30 суток.
Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
[Уголовно-процессуальный кодекс РФ] [Глава 19] [Статья 144]
1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения
3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
Другое дело вас обязаны были уведомить о принятом решении, чего скорей всего не сделали, так как без решения заявление не может оставаться.
Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении
[Уголовно-процессуальный кодекс РФ] [Глава 19] [Статья 145]
1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.
2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
Если, вы подавали в дежурную часть заявления то вам должны были вручить талон уведомление с номером и датой регистрации. Вы можете у знать о принятом решении в том же отделе полиции, обратившись с письменным заявлением или прийти на прием к начальнику отдела.
Можно конечно и жалобу направить о не уведомлении в прокуратуру или руководству отдела полиции, вышестоящему руководству. Но быстрее будет узнать в том же отделе полиции. Если уже пошлют без ответа, то тогда нужно действовать с жалобами.
Уважаемые юристы, помогите грамотно разрешить проблему. Речь идет о большой для меня сумме (более 30 тыс руб).
Какие конкретно нужно предпринять действия, чтобы установить реальную личность мошенника и вернуть деньги? Кто этот мошенник и из какого города я не знаю.
Прошу возбудить уголовное дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество» в отношении гражданина, известного мне как [ФИО], который путем обмана и злоупотребления моим доверием незаконно завладел моими денежными средствами. Причиненный мне материальный ущерб в размере 31450 (тридцать одна тысяча четыреста пятьдесят) рублей является для меня значительным.
Я обнаружила рекламу его товара на сайте объявлений «Авито» (avito.ru). Связалась с ним 5 февраля по почтовому адресу, указанному в объявлении: [. ]@mail.ru. Он настоял на том, чтобы дальнейшее общение продолжалось в социальной сети «Вконтакте» (vk.com). В ходе переговоров мною было согласовано: наименование товара, его характеристики, количество. [Ф] обещал отправить товар курьером в тот же день после оплаты и потребовал провести полную оплату товаров в сумме 31450 (тридцать одна тысяча четыреста пятьдесят) рублей на счет Visa Qiwi Wallet: [. ], либо на номер карты Промсвязьбанка: [. ]. На следующий день (6 февраля) я внесла оплату за товар в 11:18 через терминал №[. ] (код операции: [. ]) на счет Visa Qiwi Wallet, указанный выше. Сканы чеков прилагаю к заявлению.
Получив оплату, [Ф] отказывается предоставить товар.
К заявлению прилагаю скан оплаченных чеков, нашу распечатанную переписку на 5 страниц с ссылками на его учетные записи, сканы (якобы) его паспорта, документ «Обязательно к прочтению» с условиями покупки товара.
На основании изложенного прошу провести расследование и возбудить уголовное дело в отношении гражданина [ФИО]. Прошу проинформировать меня о решении незамедлительно после его принятия.
Об ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос предупреждена.»
Здравствуйте, Ксения! Ваш вопрос принят в работу. Для подготовки ответа потребуется некоторое время.
Спасибо, что откликнулись! Я не требую незамедлительного ответа. Мне важно получить план конкретных действий и помощь в написании необходимых заявлений, чтобы прийти к положительному результату.
К сожалению Вы попали в ситуацию в которой находятся тысячи граждан, обманутых в сети разными мошенниками. И стоит больших трудов добиться каких то реальных действия от полиции.
Сейчас, поскольку вынесено постановление об отказе в возбуждении, то у Вас есть два пути.
1. Обжаловать как и сказано в самом постановлении в районную прокуратуру
2. Обжаловать такой отказ в судебном порядке в порядке гл. 16 УПК РФ.
Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб
1. Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию,могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.
Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй — шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на решения и действия (бездействие) указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.
3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа.
Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом.
Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.
4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.
5.По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:
1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;
2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
Этот путь более действенный.
Вам в жалобе необходимо указывать на то, что лицо, присвоившие средства не установлено, запросы в банки не направлены, не оценено то что лицо не передает товар, от общения уклоняется, на сообщения не отвечает, а следовательно имело умысел на хищение товара путем мошенничества и оснований считать что здесь существуют гражданско правовые отношения оснований нет, эти обстоятельства при вынесении постановления не оценены, постановление вынесено формально, без оценки всех особенностей произошедшего. Решение по сути принято на основании Вашего заявления, без сбора каких либо доп. материалов.
В моей практике часто бывало, что суды отменяли такие постановления