как поверить что душа жива
Восемь доказательств существования души и ее бессмертия
Автор статьи
Протоиерей Григорий Дьяченко
Показания здравого разума также с несомненностью удостоверяют нас в том, что земным существованием не оканчивается бытие человека, и что кроме настоящей жизни есть жизнь загробная.
В природе материальной ничто не уничтожается. То, что называют разрушением, есть только перемена формы, фигуры. Огонь, например, сжигает дерево, но на самом деле огонь только разрушает дерево, только разлагает его на частицы более или менее тонкие, как-то: на пепел, пар, газ. Если бы возможно было соединить все эти частицы и взвесить их вместе, то мы получили бы вес, равный весу дерева. Следовательно, дерево не исчезает. Тело животного тоже разлагается, и частицы, какие составляли его, служат для составления других тел. Если бы можно было соединить и взвесить все эти частицы, то мы увидели бы, что они равны по весу с прежним телом. Следовательно, и тело животного не уничтожено. Искусству человеческому невозможно обратить в ничтожество самую малую частицу материи. Это очевидно. И между многочисленными исследованиями, произведенными над природой, нет ни одного, которое послужило бы доказательством, что частицы материи могут быть уничтожены.
То, что мыслит в нас, именно душа, есть существо. Какое это существо? Если бы мы подумали, что оно материально, то и в таком случае оно не может быть уничтожено, как и всякий другой предмет материальный. А так как оно духовно, то еще менее подвержено уничтожению; мыслящее и выше, и лучше не мыслящего; следовательно, уничтожение его немыслимо. Так как нет ничего в нас и вокруг нас такого, что было бы уничтожаемо, то как же выйдет, что душа есть единственное существо, подверженное уничтожению? Тело мое сохраняется, а душа, которая мыслит, любит, действует, которая есть образ Божий, почему она не сохранится?
Рассматривая внимательно душу, мы замечаем, кроме того, что она не может быть разрушена подобно телу, ни разложена, как тело, на составные части; потому что душа есть существо простое, не материальное, не составленное из каких-либо частиц материи. Оттого душа не подвержена изменениям, которым подвержено тело; и причины, которые действуют на тело, чтобы изменить или разложить его, не могут действовать на душу, потому что она не материальна. Мы рассмотрим те доказательства, какими наука утверждает бессмертие души и убеждает нас, что душа, будучи существом совершенно отменным от материи, не может быть разрушена тем, что разрушает существо материальное.
1-е доказательство. Тело подвержено постоянным изменениям во всех своих частях. В теле человека, достигшего двадцати лет, не существует уже ни одной из тех частиц, какие составляли его 20 лет назад. Все, что это тело имело прежде из твердых и жидких частиц, вошло в состав других тел людей, растении, минералов, точно так же, как после смерти какого-либо человека тело его, разлагаясь, входит в состав новых тел. Но несмотря на это, душа сохраняет свою личность, т. е. знает, что она та же, как была за двадцать лет назад. Если же душа остается та же в то время, когда тело изменяется совершенно, то из этого следует, что душа есть существо отличное от тела, что она не материальна, и продолжает существование, несмотря на совершенное изменение, происшедшее в теле, с которым она соединена. Какое различие существует между тем, что происходит с телом в то время, когда душа соединена с ним, и тем, что происходит с телом после того, как душа отделится от него в час смерти? После смерти разложение тела более быстрое, до смерти оно медленнее, постепеннее, незаметнее; но для души это одно и то же, то есть душа существует и без тела, с которым она была соединена прежде. Не служит ли это доказательством того, что ее существование отлично и независимо от существования тела?
2-е доказательство. Если бы материя одарена была способностью мыслить, то всякая частица материи должна бы мыслить, и мы чувствовали бы, что в нас столько мыслящих существ, сколько в нашем теле частиц материи. Мы, однако же, чувствуем совсем противное; мы чувствуем, что мыслящее начало в нас всегда одно и тоже. С возрастом и увеличением тела человек не приобретает более мыслящих способностей; его способность чувствовать тоже остается одна. Опять, лишается ли человек какого-либо члена, ноги или руки, или глаза, он с этим не теряет способность мыслить.
3-е доказательство. Мысль не может быть произведена никаким искусством человеческим. Пусть устраивают, приготовляют, слагают вещества в тысячи различных форм; пусть в продолжение месяцев, годов, столетий прибавляют туда сколько угодно материальных стихий, газов, песку, плоти, крови, костей и т.д. – никогда не вспыхнет ни одна искра мысли, не вспыхнет, хотя бы мы исчерпали всевозможные смешения материи и подвергали ее всем законам химии, физики и механики.
4-е доказательство. Всякая материя занимает пространство; а мы чувствуем, что начало мыслящее в нас не имеет пространства; потому что оно существует простым и неразделимым среди множества ощущений и мыслей всякого рода, рождающихся в нашей душе. В одно и тоже время я вижу текущую у ног моих чистую волну, слышу пение птиц, ощущаю приятную свежесть, обоняю запах цветов, ощущаю вкус плода, размышляю о важном предмете, и все эти чувства и мысли не смешиваются в душе моей, и то, что во мне мыслит, не отлично от того, что во мне слышит, ощущает и видит. Но если бы душа была материальна и имела бы протяжение, как материя, то эти ощущения, эти мысли смешались бы; невозможно было бы различить их друг от друга; они составили бы смесь. Несколько красок, соединенных вместе, составят одну краску и притом совершенно отличную от всех входящих в состав ее. Тело, подверженное толчку многих других тел, которые действуют на него вдруг в различных направлениях, не уступят направлению ни одних, ни других тел, а идет по направлению, происходящему от соединения частных толчков. Итак, единство и разнообразие мыслей, поражающих душу, свидетельствуют, что она не имеет протяжения, и, следовательно, не есть материя. Если бы душа была материя, то каждое ощущение или поражало бы всю душу или одну только часть этой души. Если бы оно поражало всю душу, тогда было бы нечто в роде единства, но единства неясного, и не было бы разнообразия. Если бы каждое ощущение поражало одну известную часть души, то было бы разнообразие, но не единство. Существо, которое может обнимать мыслью и сравнивать прошедшее, настоящее и будущее, нематериально, ибо тогда одна и та же мыслящая сила не могла бы вместить всех этих трех предметов, не исказив и не разрушив их. А если бы было несколько мыслящих сил, то где была бы точка, соединяющая и постигающая все эти три предмета?
5-е доказательство. Если бы душа была материальна, то можно было бы действовать на нее и заставить желать того, что она не желает, точно так же, как можно принудить руку человека сделать известное движение. А между тем ни один тиран не может восторжествовать над волей доброго человека и заставить его посредством самых страшных мучений совершить преступление. Если бы душа была материальна, как тело, то деспот покорил бы и изнурил душу, как покоряют и изнуряют тело. Палач может обратить тело в пепел, но он не имеет никакой власти над душей; она остается независимой от всех сил физических, действующих на нее. Воля не может быть разбита, как материя; целая армия не могла бы принудить благочестивого человека к дурному поступку, если бы даже подвергла его жестоким мучениям. Целый мир менее силен, чем воля, эта могущественная способность нашей души.
6-е доказательство. Однако доказательство каждодневного опыта может служить к утверждению того, что душа невещественна; это – борьба души против тела, чувственности, страстей. Когда сильные страсти волнуют нас, когда сильные движения чувственности и плоти влекут ко злу, душа умеряет их, побеждает. Следовательно, она имеет совершенно отличную природу. Если бы плоть, кровь, физические склонности господствовали в нас, то было бы невозможно противиться им, они господствовали бы над нами, они управляли бы, как им угодно и действовали бы по законам материи чисто физическим. Тогда не было бы свободы в человеке, не было бы ни добродетели, ни долга, ни нравственности, ни религии. Мы были бы принуждены действовать по законам физическим, были бы, подобно светилам, принуждены двигаться в пространстве по силе законов движения, тяготения и прочее. Представьте себе человека, которого наклонности влекут ко всем излишествам и который, однако, с помощью благодати божественной, есть образец благоразумия, и вы согласитесь, что внешние предметы материи не имеют над ним власти непреодолимой, — а это было бы неизбежно, если бы душа не отличалась от материи.
7-е доказательство. Если бы все было материально в нас, то чувства были бы почти одинаковы у всех людей, по причине телесного сходства их. При виде картины, при слушании пения, при известии о несчастии, люди испытывали бы одинаковые чувства восторга или удовольствия, или грусти, как они испытывают одинаковые физические ощущения, когда огонь жжет их, когда камень падает и ранит их. А мы, однако же, знаем, что один остается холоден и невозмутим при виде зрелища, которое трогает и волнует других до слез.
8-е доказательство. Из вещественности души вытекало бы еще то, что суждение, размышление, совесть, понятие не служили бы ни чему в человеке; ощущение составляло бы все. А мы, однако, знаем, что размышление часто уничтожало опасное действие чувственности, что совесть часто порицает дело, к которому влечет человека чувственность, что ради долга и добродетели он удерживает себя от этого чувствования. Это было бы невозможно, если бы душа была материальна, как тело.
Представим еще несколько доказательств бессмертия души, которые заимствуются из нравственной природы человека.
Заметьте прежде всего, что желание жить и жить всегда, которое находится в сердце каждого человека, дано Создателем не без цели. Это есть как бы первое указание на бессмертие души, как бы первое побуждение готовиться к жизни будущей.
Желание жить связано с желанием счастья, коего жаждет всякий. Эта жажда счастья не утоляется здесь; следовательно, должна быть жизнь будущая, где бы могло исполниться это пламенное желание нашего сердца. Мы видим, что Бог, давая человеку известные желания, дает вместе с тем и средства к удовлетворению их.
Мучимые жаждой, мы можем напиться; голод можем утолить пищей; уставши от труда, мы чувствуем нужду подкрепить и обновить свои силы покоем, и благодетельный сон подкрепляет их и обновляет. Но счастья мы ищем непрестанно, и никто нам не может дать его. Ужели же это счастье нигде не существует? Ужели Бог вложил в нас это желание, не имея намерения удовлетворить его когда-нибудь? Нет, Промысл Божий, который доставляет нашему телу все блага земные, не может навсегда оставить нашу душу, алчущую счастья. И так как счастье не находится здесь, то оно должно существовать за пределами настоящей жизни, в жизни будущей, в недрах Божьих.
Есть другое желание, близкое желанию счастья, это — желание усовершенствования, которое, по кратковременности нашей земной жизни, не может быть удовлетворено здесь. Нам кажется разумным думать, что Бог, даровавший нам это желание, удовлетворит его в жизни будущей. Заметьте, что в этой жизни способности нашего разума и нашего сердца не развиваются и не усовершенствуются до такой степени, до какой могли бы развиваться и усовершенствоваться. Но Бог не оставляет Своих произведений неполными, неоконченными.
Следовательно, надобно предполагать, что по Своей премудрости Он бережет для нашего духа другую жизнь, где человек сделается тем, чем может быть.
Человек способен приобретать каждый день новые познания. От детства до старости сколько успехов он может сделать в науках! Как он может усовершенствовать себя в благочестии! Однако же он умирает, и его умственное и нравственное образование остается незаконченным.
Прекрасен образ души, совершенствующейся в истине и добродетели! Ужели Бог уничтожил бы ее, прежде чем это усовершенствование будет окончено? Совершенство, как и счастье, есть растение не здешнего мира; оно принадлежит другому царству.
Очень сильное и даже поразительное доказательство бессмертия души есть беспорядок, царствующий в мире нравственном, где часто добрый человек страдает, а злой блаженствует.
Иоанн Креститель был обезглавлен в темнице по желанию нечестивой Иродиады. Ирод избивает вифлеемских младенцев, а сам умирает как царь. Вообще, история полна примеров счастливых пороков и несчастных добродетелей. Но если бы мы были обличены достаточной властью, то, конечно, наградили бы человека добродетельного и наказали бы порочного. Если же мы, будучи злы по природе, сделали бы это, то ни это ли должен сделать и Бог? Тот, Кто вложил в наше сердце чувство справедливости, неужели Сам сделается виновником несправедливости? И так как добродетель не награждается здесь вполне, а порок не наказывается достойно, то не должна ли быть другая жизнь, где всякому воздано будет по делам его?
Пусть не говорят, что человек добродетельный, как бы он ни был несчастлив, хотя бы был в узах, на эшафоте, на кресте, все-таки получает здесь свою награду в одобрении внутреннего голоса, который говорит ему: это хорошо! Пусть не говорят, что злой человек, хотя увенчан был бы честью и славой, хотя восседал бы за великолепной трапезой, жил среди наслаждений, получает в угрызениях совести достойную награду за свои злодеяния. Правда, что совесть одобряет или порицает; но этот голос не есть достаточное воздаяние: одобрение есть поощрение преуспевать в добре; порицание есть предостережение от зла. Если праведник переносит жестокие мучения, одобрение совести не препятствует ему чувствовать их и быть подверженным жестокой скорби. Если злой человек мучим совестью, то ему легко рассеяться среди светских удовольствий, коим он предается, и он не чувствует острия совести, пронзающей его. Если что способно поддерживать верующего в его горестях, так это надежда венца, обещанного на небе тем, которые на земле течение скончали и веру соблюли. Если бы эта надежда не осуществилась, то добрый человек был бы создание несчастное и Неразумное. И для чего бы он страдал? Для пустого имени, для ничтожества; он был бы жертвой своей веры, своей честности, своей добродетели. Злой человек был бы тогда самым умным человеком; и он избрал бы благую часть, удовлетворяя Своим страстям, поступая, как внушало ему его сердце, как казалось его испорченным глазам. И если бы он достиг того, чтобы заглушить свою совесть и ожесточить свое сердце, если бы он пил неправду, как воду, и наслаждался бы таким образом спокойно плодами своих пороков, то он достиг бы высшей степени мудрости. Это такие вещи, которые отвратительны для всех чувств души человеческой. Легко сказать: «добродетель получает здесь свою награду», когда философствуешь, сидя спокойно за обильным столом; Но праведник, который находится в узах, в сырой и мрачной темнице, которого в будущем ожидает только эшафот или костер, получает ли он соответственное и действительное вознаграждение в сознаний того, что он был верен Богу, добродетели и преуспевал до конца. Нет, Бог не ограничит этой малой, этой жалкой и почти Ничтожной наградой труды и болезни человека добродетельного. Бог, Который дозволил расти плевелам среди доброй пшеницы на поле этой жизни, не для одинакового употребления предназначил плевелы и пшеницу. Если Он дозволил, чтобы в этом мире было смешение благ и несчастий, то это для того, чтобы побудить человека к высоким добродетелям. Он никогда не попустил бы, чтобы одинаковая участь постигла верного исполнителя законов правды и ужасного преступника. Будет другая жизнь! Душа должна быть бессмертна!
Есть еще одно сильное доказательство бессмертия в привязанности, которую имеют родители к детям; вот как мы рассуждаем в этом случае: отец и мать любят своих детей и, находясь у смертного одра своего дитяти, они хотели бы не только возвратить его к жизни, но сделать так, чтобы оно жило всегда, хотели бы создать ему рай и устроить его счастье навеки. А что сделали бы родители, то тем более сделает Бог — Бог, от которого родители получили эту привязанность к детям, Бог, который не может желать уничтожения того существа, которое создано по Его образу, Бог, который даже и тогда, когда является судиею, не перестает быть милостивым отцом!? («Воскресное Чтение»1866 г. Чт. в обществе люб. дух. проев.1882 г.).
Решение возражений против бессмертия
Что имело начало, то будет иметь и конец. Так обыкновенно говорят: но почему так говорят? Все причины сводятся к тому, что на опыте так бывает: имевшее начало, потом имеет и конец. Действительно, окружающее нас представляет большей частью это явление. Большей частью, но не все. Земля явно имела начало, но будет ли иметь конец? Этого опыт не говорит. Небо имело начало, но будет ли иметь конец? Этого опыт не показывает. Вообще мир имел начало, но последует ли конец? Этого по опыту нельзя сказать. Таким образом, сам опыт, откуда добыто известное правило, что имеющее начало, имеет и конец, подтверждает его только по частям, а не вообще. Вообще говоря, опыт показывает, что многое, имеющее начало, не имеет конца.
Если за этим от опыта перейти к умозрению, то окажется совершенно противное. Надобно сказать, что все, возымевшее начало, вечно, так как не должно иметь конца. Почему? Потому что конец противоположен началу, так же как минус — плюсу, как холод — жару, как тьма — свету. Как одно выйдет из другого? Это невозможно. Тут тот же закон, по которому физики утверждают, что телу, которому сообщено движение, вечно должно двигаться в ту сторону, куда двинуто, доколе не встретит препятствия.
Если бы человек создан был для земли и не продолжал жить за гробом, то он вправе жаловаться, что не попеклись хорошо поместить его. Зачем ему тогда было давать такие желания и мысли? Зачем не дать то, что нужно для удобства земной жизни? Теперь он может переносить эти неудобства благодушно, в чаянии вечной жизни; а коль скоро вознаграждения нет, то он вправе роптать и обвинять. Скажут; ему все дано, что нужно. Нет, очевидно, недостает многого.
Бессмертие никто не может сделать очевидным, — правда. Но кто может очевидным сделать и небессмертие? Доказательства материалистов нерешительны; все сводится к тому, что тело умершего истлевает, и мы перестаем видеть его. Для нас его более нет, но есть ли оно само для себя, — этого мы не можем решительно отвергать уже потому, что не можем видеть как душа уничтожается. Скажут, есть причина подозревать, что нет, коль скоро не видим. Так, но есть причина подозревать, что есть. Какая причина? Не только нравственная, — даже материальная: например, присутствие полной души перед самой смертью, когда тело уже можно сказать полуразрушилось.
Я не был и не существовал, — а очевидно, начал быть, существую: cogito, ergo sum.. Была какая-то сила, которая вызвала меня от небытия к бытию и которая потом содержит меня доселе в бытии.
Так как я прежде не был, то могу и опять не быть: но так как не был и стал быть, то по опыту уже заключаю, что могу опять пройти в небытие и снова быть воззван — тою же силою — к бытию. Это чистая и прямая логика!
(Г. Дьяченко «Из области таинственного»)
Доказательство существования души
НАУЧНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
СУЩЕСТВОВАНИЯ ДУШИ
Самым важным подтверждением того, что Мироздание управляется Высшим Разумом, является для современного человека доказательство существования души. Многие говорят: «Докажите, что
душа существует и реинкарнируется, и я уверую в Бога!
Уже описано множество случаев поведения души человека во время его клинической смерти. Подавляющее большинство случаев клинической смерти и вылета души из тела происходит в момент проведения операции в больничных условиях, в операционной палате.
После выхода из состояния клинической смерти почти все люди утверждают, что они видели свое тело и людей, которые предпринимали попытки его оживить, и слышали их разговор.
Они ощущали себя в полете и как бы парящими под потолком палаты. Многие помнят, как вылетали из палаты, летали по больничному коридору и посещали другие палаты. При этом в это время их тело лежало
на операционном столе под глубоким общим наркозом. После выхода из
клинической смерти они пересказывали увиденные картины и разговоры людей, а все увиденное и услышанное ими подтверждается теми
людьми, за которыми наблюдала душа. Этот феномен можно объяснить
только тем, что у человека есть душа и что во время клинической или
настоящей смерти она вылетает из тела и живет независимо от него.
Большинство людей, переживших состояние клинической смерти,
видят себя летящими в тоннеле. Многие долетают до какой-то преграды или до ворот, где их встречают души умерших родственников
и друзей. Мне о подобном опыте рассказывали близкие родственники.
– Моя мать, Пелагея Малаховна, в возрасте семи лет при сборе
яблок упала с дерева и потеряла сознание. Она видела людей, которые
пытались ее откачать, а потом очутилась в каком-то очень ярко осве-
щенном саду, где звучала прекрасная музыка, и было много незнакомых цветов. Ей стало очень благостно, уходить оттуда не хотелось,
и она очень хотела там остаться. Когда она пришла в себя, то была
очень недовольна.
– Двоюродная сестра Нина во время операции на кишечнике довольно долгое время находилась в состоянии клинической смерти.
Она также видела свое тело на операционном столе и потом тоже летела по тоннелю к воротам. Ее встретил мужчина, вместе с которым
она подошла к воротам. Там находились ее родители и родственники.
Мать сказала, что они ее не ждали, а ждут другую сестру, Надежду.
Нина полетела назад по тоннелю и вышла из комы. Надежда через
год умерла.
«Это было в 1984 году, когда я впервые наткнулся на выражение
“предсмертные переживания” (ПСП) на страницах медицинского
*
(Джеффри Лонг — врач-онколог с тридцатилетним стажем — опровергает догмы
журнала. Несколько лет спустя жена друга рассказывала мне о собственном ПСП, когда она чуть не умерла от аллергической реакции
под общей анестезией»1
Рассказ жены друга. Удивительная история
Затем случилось нечто, что помогло мне принять решение. Мой
друг студенческих времен приехал в Айову, и мы встретились, чтобы
вместе пообедать, и он познакомил меня со своей новой женой. Вскоре его жена стала рассказывать о своей аллергии, разнообразной и
очень серьезной — действительно такой серьезной, что в какой-то
момент у нее развилась сильная аллергическая реакция под общей
анестезией, и она чуть не умерла на операционном столе.
Когда она рассказывала о том, как у нее остановилось сердце, в ее
голосе не было волнения, а только удивление. Я решил слегка прозондировать этот вопрос.
“Странно, — сказал я. — Я слышал, как мои пациенты говорят
о смерти, однако не таким тоном”.
За столом установилось молчание. Было ясно, что это не просто
так. Я осмотрелся и не удержался, чтобы не задать вопрос, над которым размышлял.
“С вами произошло что-то необычное, когда вы умирали на операционном столе?” — спросил я.
Она немедленно и эмоционально ответила: “Ну конечно!”
И тогда, очень холодным зимним вечером в Айова-Сити, в тускло
освещенном ресторане я впервые услышал историю о предсмертном
переживании.
«Я всегда страдала множественными аллергиями. Это было просто
постоянным неудобством до того рокового дня, когда аллергия стала
грожать моей жизни. Я сказала о своей аллергии хирургу и анестезиологу. Мне предстояла плановая операция, а не срочная. Несмотря
на то что медицинская бригада делала все возможное, во время операции у меня возникла тяжелая аллергическая реакция на лекарство.
Это была такая тяжелая аллергия, что мое сердце остановилось.
Сразу же после остановки сердца я обнаружила, что вишу под потолком. Я видела электрокардиограф, к которому была подключена.
Электрокардиограф показывал горизонтальную линию. Врачи и сестры изо всех сил старались вернуть меня к жизни. Обстановка внизу
была близка к панике. А я, в контраст к этому хаосу, испытывала чувство абсолютного покоя. Я освободилась от боли. Мое сознание выплыло из операционной и влетело в сестринскую. Я сразу поняла,
что эта сестринская на том этаже, где я лежала перед операцией.
С выгодной позиции под потолком я видела сестер, энергично выполняющих свои повседневные обязанности.
Я немного понаблюдала за сестрами, и тут открылся тоннель.
Меня потянуло к тоннелю. Затем я прошла через него и увидела яркий свет в конце тоннеля. Я испытывала умиротворение. Пройдя
сквозь тоннель, я оказалась в месте, наполненном прекрасным загадочным светом. Передо мной стояло несколько моих любимых родственников, уже умерших. Это была радостная встреча, мы обнялись.
Я увидела рядом неземное существо, полное огромной любви и
сострадания… “Ты хочешь вернуться?” — спросило оно меня. Я ответила: “Не знаю”, — так в тот момент решило мое прежнее, неуверенное “я”. После продолжения диалога я осознала, что сама решила
вернуться в свое физическое тело. Это было самое трудное решение.
Я находилась в пространстве, переполненном любовью, и знала, что
то место — мой настоящий дом. Потом я вернулась в свое тело.
Через сутки я очнулась в отделении интенсивной терапии. Я была
вся утыкана трубками и проводами и не могла рассказать об этом
сильном переживании. Позже я вернулась на тот больничный этаж,
где лежала до операции. Там была сестринская, которую я посетила
во время ПСП. Наконец я набралась смелости и поделилась с одной
из сестер тем, что видела во время ПСП. У сестры был пораженный и
испуганный вид. Больница была католической. Неудивительно, что
ко мне прислали монахиню для беседы. Я терпеливо рассказала ей
обо всем, что со мной случилось. Монахиня все внимательно выслушала и заявила, что случившееся со мной “от лукавого”. Вы можете
понять, что после такого мне не хочется с кем-либо делиться».
В тот вечер я покинул ресторан с намерением начать свое собственное исследование предсмертных переживаний. Позже я разработал амбициозный проект, как собрать сотни историй о внетелесном
опыте и научно исследовать их, чтобы окончательно определить для
себя, реальны ли ПСП или это просто иллюзии, порожденные мозгом.
До начала моих исследований пройдет еще десять лет…
Через 10 лет, в 1998 году, я основал Фонд Исследований Предсмертных Переживаний (ФИПСП) и открыл соответствующий
сайт NDERF.org.
Одной из моих целей при создании сайта было собрать как можно
больше данных о ПСП при помощи анкетирования. Оно позволяет
изучать как отдельные элементы ПСП, так и ПСП в целом. Я ожидал,
что это начинание будет успешным, но оно оказалось дико успешным. За первые десять лет более 1300 человек, имевших внетелесный
опыт, потратили много своего драгоценного времени на то, чтобы ответить более чем на сто вопросов подробной анкеты ФИПСП. Это
люди разных рас, вероисповеданий и национальностей, фактически
из всех уголков мира.
Я — человек науки и поэтому анализировал факты из исследований ФИПСП научным путем. Мы в ФИПСП изучили все элементы
ПСП более чем тысячи человек, исследовали непротиворечивость их
рассказов. Делая выводы на основе рассказов, мы следовали основному научному принципу: то, что реально существует, постоянно
встречается среди множества различных результатов наблюдений.
Результаты изысканий ФИПСП ясно показали поразительное постоянство среди случаев ПСП. Это исследование установило: то, что
люди во время своего предсмертного переживания узнали о Боге,
любви, жизни после смерти, смысле нашей земной жизни, ее тяготах,
о прощении и о многих других понятиях, поразительно устойчиво
в разных культурах, расах и вероисповеданиях. Однако эти данные
в целом не совпадают с тем, что можно было бы ожидать в соответствии с существующими социальными представлениями, религиозными учениями и любыми другими источниками знаний.
Исследования ФИПСП исключительно ценны тем, что приближают нас к пониманию того, что происходит, когда мы умираем…
Изучив научными методами совместно с ФИПСП более 1300 случаев ПСП, я пришел к выводу, что все девять рядов доказательств,
представленных в этой книге, сходятся в главном: жизнь после смерти действительно есть.
1. Предсмертное переживание (ПСП): отделение сознания от физического тела.
2. Обострение чувств.
3. Сильные и в основном положительные эмоции и чувства.
4. Вхождение в тоннель или прохождение сквозь тоннель.
5. Загадочный или очень яркий свет.
6. Встреча с мистическими существами или покойными родственниками и друзьями.
7. Ощущение деформации времени или пространства.
8. Обзор событий своей жизни.
9. Знакомство с неземными (“небесными”) сферами.
10. Получение особых знаний.
11. Столкновение с границей или преградой.
12. Возвращение в тело, сознательное или непроизвольное.
Эти двенадцать элементов предсмертных переживаний ощущают
на себе большинство переживших клиническую смерть2
.
* * *
Книга Дж. Лонга — это обобщение результатов научных исследований, которое очень ценно для человечества, так как научно доказывает,
что у человека есть душа и она может жить своей жизнью вне его тела.
* * *
«Один из имевших ПСП наблюдал реакцию врача, теряющего
своего пациента:
— Почему вы были так расстроены, так кричали и бранились в
операционной? Разве вы не знали, что я могу слышать каждое ваше
слово?
«Одна из моих любимых внетелесных историй взята из ПСП, о котором сообщила Кимберли Кларк Шарп, знаменитая исследовательница ПСП из Сиэтла, Вашингтон. В 1984 году Шарп сообщила об одном
случае с женщиной по имени Мария, которую привезли в больницу
с тяжелым сердечным приступом. После успешной реанимации Мария
рассказала Шарп о своем предсмертном опыте, включая подробные
вне-телесные наблюдения собственной реанимации. Потом она вышла
за пределы палаты. Она сказала, что ее дух вышел из здания больницы,
и на наружном подоконнике четвертого этажа она увидела теннисную
-синего цвета, с потертостью на месте
мизинца и засунутым под каблук шнурком.
Будучи дотошным исследователем, Шарп обошла все окна на четвертом этаже больницы, осматривая подоконники. Наконец она нашла ту туфлю, именно такую, как ее описала Мария. Этот случай выделяется особой убедительностью, несмотря на попытки некоторых
скептиков подвергнуть его сомнению»4
.
* * *
«Еще один “широко” цитировавшийся случай внетелесного восприятия, о котором сообщил доктор медицины Пим Ван Ломмель,
был опубликован в “Ланцете”, одном из самых престижных медицинских журналов в мире. Больной перенес остановку сердца и не
дышал. Когда ему в дыхательные пути вводили трубку для вентиляции легких, то заметили, что верхние зубы у него вставные. Протез
сняли и положили в выдвижной ящик его каталки, пока пациент лежал в глубокой коме. Придя в себя неделю спустя, пациент сообщил,
что имел ВТП, и точно описал помещение, где его реанимировали,
и присутствовавших людей. Интересно то, что он заявил, что его пропавший протез лежит в ящике каталки…»5
.
* * *
«С моей стороны, от стены, время, казалось, текло медленно.
С другой стороны время шло быстрее.
Передо мной была дверь, из-за нее слышалась музыка, люди чтото очень весело праздновали, и я знала и воспринимала это место как
родной дом. Если я туда попаду, то не смогу вернуться. Я достигла
места, где мне предстояло сделать выбор: вернуться к жизни или же
двигаться дальше, к смерти. Там была моя лучшая подруга (она умерла от рака за два года до этого), и она сказала мне, что я могу дойти
только до этого места, иначе не смогу вернуться. “Ты подошла к границе. Дальше тебе идти нельзя”, — сказала она. “А теперь возвращайся и живи дальше радостно и бесстрашно”.
Мне не разрешили пересекать эту границу. У меня не было выбора.
В анкете ФИПСП спрашивалось: “Вы приближались к границе или
ограде?” На этот вопрос 31 процент имевших ПСП ответили “Да”»6
.
* * *
«Одно из самых поразительных ПСП, которым поделились
с ФИПСП, включавшее встречи с умершими родными, получено от
Брайана, родившегося совершенно глухим. В возрасте тринадцати
лет он чуть не утонул. Вот как Брайан описал встречу с покойными
членами своей семьи:
“Я приблизился к границе. Мне не нужно было никаких объяснений,
чтобы понять в мои десять лет, что когда я перейду границу, то уже не
смогу вернуться — точка. Я более чем жаждал ее пересечь. Я собирался уже пересечь ее, но мои предки за другой границей привлекли мое
внимание. Они говорили со мной телепатически, и это привлекло мое
внимание. Я родился совершенно глухим, и все мои родные слышали,
но владели языком глухонемых! Я смог понимать и общаться примерно
с двадцатью своими предками и другими посредством телепатии. Это
меня потрясло. Мне не верилось, что я мог одновременно общаться телепатически с таким большим числом людей”.
Брайан родился полностью глухим и мог общаться только при помощи
языка глухонемых, читать по губам или с помощью других визуальных
форм общения. Удивительные ПСП Брайана включали в себя способ коммуникации, непохожий на те, с которыми он сталкивался, — телепатию.
Это такой вид передачи информации, который, между прочим, встречается почти во всех предсмертных переживаниях, если человек описал способы передачи информации. Насколько мне известно, ПСП Брайана —
первые воспоминания, описанные совершенно глухим человеком»7
Иногда люди, имевшие ПСП, свидетельствуют, что имели встречи
с неизвестными существами, многие из которых имели одну загадочную особенность: несмотря на то, что они незнакомы, эти мистические
существа обычно бывали очень ласковы в общении с имевшими ПСП.
На вопрос «Встречались ли вам мистические существа или явления?»
49,9 процента имевших ПСП выбрали ответ «Определенно встречалось существо или голос явно мистического или сверхъестественного
происхождения», в то время как 9,8 процента выбрали «Какой-то голос», и 40,3 процента выбрали ответ «Нет». Вот лишь одно свидетельство из книги Лонга о встрече с такими загадочными существами.
Джонатану сообщили, что его шанс на выживание после операции
на пищеводе всего один процент. Вот его ПСП:
«Я помню, как стоял в десяти футах выше и в десяти футах в сторону от своего тела на операционном столе. Рядом со мной кто-то стоял,
но я на него не смотрел. Я не испытывал страха и не хотел ни о чем
спрашивать, а просто наблюдал. Вокруг стола стояли не меньше десяти врачей и медсестер. Но больше всего впечатляло присутствие светящихся людей, которых я могу определить только как ангелов. Каждый
ангел направлял руки медика, рядом с которым он стоял. Я не слышал
никаких звуков, ни голосов, ни музыки. Было тихо и спокойно. Я не
помню конкретных деталей, таких как инструменты, которые использовались, или точное положение моего тела, но только потому, что был
очень сосредоточен на ангелах, руководящих медиками во всех их действиях — от движений до применения инструментов внутри моей
грудной полости. Даже после операции у меня сохранилось ощущение
необыкновенного мира и отсутствие страха. Врач сказал, что это была
лучшая операция из всех, что он провел, — не было вообще никаких
проблем, и был впечатлен тем, как я быстро поправляюсь»8