как прийти к богу с чего начать православие
С чего начать путь к Богу?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Добрый день! Церковь как закрытый мир для меня, я как будто живу в другом мире, а верующие в другом, и я все никак не могу пробиться в этот мир. Не понимаю, как изучать этот мир, столько информации, если только как любую науку осваивать, идти в учебное заведение и по программе от простого к сложному пытаться изучить предмет, чтобы создать базу первоначальную, от которой можно дальше развиваться.
Не могу понять, как структурировать, как изучать. Искать ли учителя (духовного наставника), который провел бы или направил? Само не складывается, встреч судьбоносных не происходит, а сама как без почвы под ногами, болтаюсь и не знаю, куда- к кому-как.
Слушая воцерковленных людей — их воцерковление в основном это встреча с людьми, которые стали по сути Учителями. Стремлюсь к тому, чтобы воцерковление мое стало искренним и глубоко принимаемым и понимаемым, а пока только ощущение, что метафизическое можно интерпретировать разновариантно и подстраиваимо. Понимаю, что соблюдение церковных правил необходимо для внешнего форматирования, но это только средства.
Где же та точка отсчета и как к ней приблизиться?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Елена, здравствуйте!
Очень рад Вашему доброму и благому желанию — прийти в Церковь, я бы даже сказал, вернуться домой — к Богу. Ведь именно так часто христиане и называли путь к Богу — возвращение домой.
Вы очень верно расставляете акценты — и правильно понимаете, что важно, и верно задаете вектор. И теперь я Вам еще немного расскажу о Церкви.
На самом деле в Церкви все очень и очень просто. Только вот если пытаться все постигать через призму научного подхода, то будет очень и очень непросто. И может получиться горе от ума. Так что богословское образование — это, безусловно, хорошо и правильно, если есть такая возможность. Но самое главное — это личный духовный опыт и опыт церковной жизни. И вот его-то и надо начать приобретать.
Начать надо с начала, с главного и основополагающего — с исповеди и Причастия. Самое главное — принести Господу свои грехи, свою черноту души, свою духовную грязь. Принести и оставить на исповеди, не возвращаясь больше к этим нечистотам. И попалить всю эту темноту силой Крови и Тела Христова, освятить себя Причастием.
Исповедь — это потрясающее Таинство, в котором из души человека изглаживаются грехи и человек получает силу, благодать Божию, на то, чтобы залечились те душевные раны, которые были накоплены за годы предыдущей жизни. От исповеди к исповеди человек учится все трезвее, объективнее, глубже видеть и понимать себя. И чистит-вычищает свои душу и сердце.
Одновременно советую Вам договориться со священником о беседе. Без духовного руководства — тут Вы тоже верно говорите — в духовной жизни не обойтись, потому что кто-то должен Вам подсказывать, что и как делать с собой и своей душой, а где-то буквально за руку провести по правильному пути. Очень хорошо, если Вам встретился опытный священник, или Ваши родители, или Ваши крестные были духовно опытными людьми и смогли передать свои знаний и стать своего рода образцом того, как следует поступать с собой. Так повезло далеко не всем, и ничего страшного. Сейчас, сегодня вполне достаточно будет, чтобы Вы поговорили с тем священником, к которому будете потом приходить на исповедь и который, таким образом, станет Вашим духовником. Походите в храм, присмотритесь немного к батюшкам. А можете помолиться, от души попросить Бога о том, чтобы все сложилось, и просто прийти к храм и спросить за вечным ящиком (где свечи продают), как Вам можно договориться о беседе. Если сразу не сложится, приходите еще и еще раз. Вы начинаете добрый путь, и тут могут возникнуть искушения. А дальше Вы уже будете обсуждать Ваш путь и вопросы со священником лично.
Чтобы разобраться немного в догматике, купите самый простой «Закон Божий» и прочитайте его. Отметьте непонятные места и разберитесь с ними. На первое время этого будет достаточно, а там дальше уже Вы приобретете какие-то знания, да и батюшка подскажет.
Конечно, хорошо найти духовного отца, который направит и поможет. Но не всем получается сразу найти такого, потому я бы посоветовал найти священника, близкого по духу, не пренебрегая его образованием и познаниями. И попросить духовного руководства для новоначального. Если все пойдет правильно, то Вы сами будете расти в вере, находить информацию и изменяться. Но сперва нужно обратить все свое внимание внутрь себя, в эту бесконечную пропасть нашей греховной души.
Также начать читать Евангелие. Не стараться понять сразу умом, но попробовать постигнуть душой. Молиться по молитвослову, пытаясь душой понять слова. Можно прочитать перевод, чтобы язык молитвы стал более понятным. Также очень хорошо почитать святых отцов, но не много и запоем, а понемногу, пытаясь постигнуть смысл и глубину.
Что необходимо сделать, чтобы приблизиться к Богу?
Окончание беседы с старцем Лукой (насельником монастыря Филофей).
– Что необходимо сделать для того, чтобы приблизиться к Богу?
Достичь более тесной связи с Богом нам мешает мирское мудрование. Освободившись от него – мы обретем Божественную благодать и будем (как первые христиане) уже в этой жизни чувствовать радость Рая. Об этом говорит Сам Спаситель: «Царствие Божие внутрь вас есть». То есть всякий, кто приносит истинное покаяние, имеет уже в своей земной жизни ощущение Царствия Небесного. Ведь в Таинстве Исповеди Бог подобно огню уничтожает грех, и наполняет человека светом Своей Благодати.
После того как человек покается и придет в себя – он становится сосудом благоговения и благочестия. Ему не обязательно что-то говорить или делать, чтобы свидетельствовать окружающим о Боге.
Увы христианину, пытающегося принести пользу через изложение своих мыслей, знаний, взглядов, теорий. Толку от этого не будет.
Без смирения не может быть настоящего богословия. Если у человека нет смиренного сердца, в нем не будет обитать Бог.
– В чем значение монашества?
– Монах – это человек живущий в покаянии, а монашество – это средоточие христианства. Иноки – это передовой отряд Церкви. Монахи призваны последовать Евангелию в полной мере. Не рассуждать о заповедях, а стараться их исполнять.
Если монах, оставив мир, начинает размышлять о преимуществах мирской жизни – он сам разоряет свои духовные достижения. Более того, он искажает саму суть монашества.
– Почему человек может утерять Божественную благодать?
Через покаяние мы вновь обретаем себя, восстанавливаем нашу разрушенную связь с Богом.
– Что еще может отдалить нас от Бога?
– Неправильное отношение к вещам. Когда человек свою любовь от Бога переносит на вещи – он становится ненасытным. Страсть сребролюбия фактически становится формой язычества, ведь человек поклоняется уже не Творцу, а твари.
– А что представляет собой человек вернувшийся в свое естественное состояние?
– Он становится живой иконой Бога.
Чтобы драгоценные камни засверкали, они должны пройти определенную огранку. Так же и человек. Образ Божий был искажен в нас грехом и Бог подобно мастерам, обрабатывающим алмазы, отсекает от нас лишнее, придавая нам первозданную красоту.
Мы смотрим на ограненный алмаз и он сверкает со всех сторон, то же самое происходит и с вернувшимся в свое естественное состояние человеком. Этот свет и красота уже были у него внутри, но если бы Бог не отсек все наносное, они бы так и остались замурованы и не реализованы.
На первый взгляд христиане, уходя от злых дел мира, теряют связь и с самим миром. Но это не так: обретая связь с Богом, человек выстраивает правильные отношения и со всем миром. И наоборот: по мере потери связи с Творцом, мы словно оказываемся в тумане, а наши взаимоотношения с миром утрачивают гармонию.
Каждый христианин – икона Христа, которая становится видимой и изобразимой по мере того, как он очищается от греха. Но если мы будем ориентироваться не на Христа, а на этот мир – загубим данные нам Богом таланты и возможности.
Каждый человек сотворен для того, чтобы сделать что-то прекрасное и достойное Бога, а мы растрачиваем себя на пустые и никчемные вещи. Во время Таинства Крещения мы обещались Богу и отрицались Сатаны и всех дел его. Так почему же теперь хотим хоть краешком захватить и вкусить греховных «наслаждений»?
Что нам может дать мир? Бесконечно бедный и убогий в сравнении с Богом.
Какому Господину мы служим, от того и получим награду. Будем творить добро – нас вознаградит Господь. Но что значит «творить добро»? Значит преобразить себя и стать достойным Бога.
1 Отрывок из «Дидахи» (учения (12 апостолов), раннехристианского памятника, содержащего уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи.
2 «Совершенство чистоты – есть начало богословия». (Преп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. М., 1873. С. 306.)
3 «Тварный мир представляет собой неделимое целое; таким образом, спасение каждого человека неразрывно связано со спасением всего человечества и даже, еще шире, со спасением всей вселенной. Вот почему слова апостола Павла «Мы члены друг Другу» (Еф. 4:25) должны быть осмыслены во всей широте их значения… Именно это чувство космического единства выражено преподобным Силуаном Афонским: Кто носит в себе Духа Святого. тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога, или противятся ему, и потому идут в огонь мучения. За них он молится день и ночь, больше чем за себя, чтобы все покаялись и познали Господа (Епископ Диоклийский Калист «Спасение по учению преподобного Силуана Афонского).
Восемь шагов новоначального христианина
Начиная свой христианский путь, новоначальный христианин, или, как нынче принято говорить, воцерковляющийся человек, становится заложником скудности собственных знаний о православной вере. Хочется поступать как положено христианину, а вот как положено – не всегда понятно. Обращение к современным источникам информации порой даже больше затрудняет поиск нужных ответов. В интернете информации столько, что за всю жизнь не перечитать, а полки в книжных магазинах поражают обилием православной литературы. Очень легко потеряться в таком море информации. В этой публикации кратко описаны восемь шагов, которые помогут новоначальному христианину правильно выстроить свою духовную жизнь и укрепляться в вере.
1. Изучение Священного Писания
Священное Писание – это источник Божественного Откровения, из него мы узнаём о Боге и Его заповедях. Основа христианского вероучения – Евангелие, название это переводится как «Благая весть». Она дана всем людям, каждый может изучать Евангелие и постигать учение Христово, которое в нем содержится. У христиан нет никаких тайных знаний о Боге, мы черпаем знания со страниц Священного Писания. И для священника, и для мирянина Евангелие одинаково, и все в одинаковой степени призваны соблюдать те заповеди, которые дал Господь. Поэтому для христианина важно читать и изучать Священное Писание.
Чтение стоит начинать с Нового Завета, с Евангелия, ежедневно прочитывая хотя бы по одной, а лучше по несколько глав, но надо помнить, что вдумчивое его изучение не предполагает поспешности. Поэтому совсем не лишним будет параллельно с чтением пользоваться толкованиями святых отцов, в которых глубоко раскрывается суть евангельских повествований.
Очень хорошо будет присоединиться к группе по изучению Священного Писания. Такие группы, очные и дистанционные, бывают при храмах и православных учебных заведениях. При выборе дистанционной группы в интернете надо удостовериться, что группа православная, иначе есть риск попасть к сектантам или еретикам.
2. Личная молитва
Для христианина очень важно научиться правильно молиться, поскольку молитва – это стержень духовной жизни, живое общение с Богом. Начинать надо с самого простого – молитвы «Отче наш», которую дал нам Господь Иисус Христос. Несмотря на кажущуюся простоту, эта молитва очень глубока по своему содержанию и фактически охватывает всю жизнь человека. «Отче наш» — это та молитва, которую каждый христианин должен знать наизусть.
Конечно, можно молиться и своими словами, испрашивая у Господа потребное для души и тела и благодаря за милости. Но будет правильным прибегнуть к многовековому молитвенному опыту Церкви, который содержится в различных молитвах, написанных святыми отцами. Из таких молитв составлены специальные сборники – молитвословы. В них содержатся утренние и вечерние молитвы, молитвы, которые читаются перед Святым Причащением, и многие другие. Начав с регулярного чтения «Отче наш» утром и вечером, закрепив это делание как обязательное духовное занятие, можно приступать к чтению утренних и вечерних молитв из молитвослова. Поначалу может быть затруднительно прочитывать все молитвы, поэтому можно добавлять их понемногу.
Молитвы написаны на церковнославянском языке, что поначалу может создавать определенные сложности – тексты могут быть не вполне понятны, а местами даже совсем непонятны. В этом случае стоит обратиться к толковым молитвословам, разобрать молитвы, пользуясь параллельным переводом. Бездумное повторение непонятных слов и выражений не приносит никакой духовной пользы. Молитвы – это не заговоры или заклинания, а благоговейная беседа с Богом. Очевидно, что беседовать нужно осмысленно, иначе есть вероятность быть не услышанным. Также необходимо помнить, что суть – это не механическое вычитывание молитв, а именно сама молитва, со вниманием, сосредоточением и пониманием прочитанного.
3. Участие в богослужениях
Молитва бывает не только личной, но и общественной. Церковь – это не только здание храма, которое мы привыкли так называть, но, в первую очередь, это совокупность христиан во главе с Иисусом Христом. Господом и апостолами мы научены собираться вместе для молитвы и благодарения Бога. Поэтому одной из практических сторон духовной жизни православных христиан является участие в совместном богослужении. Православное богослужение невероятно интересно и глубоко по своему содержанию. Оно очень символично, ни одного действия не происходит «для красоты», во всём заключён глубокий смысл. По мере изучения состава и строя службы приходит понимание заключённых в богослужебных действиях глубины, смысла и величия. Для изучения церковных служб существует множество пособий в разных форматах.
Не стоит смущаться и того, что поначалу непонятен язык богослужения, ведь оно совершается на церковнославянском языке. Он, как и всякий язык, для полного понимания требует углубленного изучения, но на первом этапе будет вполне достаточным изучить переводы богослужебных текстов с пояснениями к ним.
Главное православное богослужение – это Божественная литургия. Также ее называют евхаристией, что в переводе с греческого означает «благодарение», ведь благодарение Бога составляет главное содержание этого богослужения. Во время литургии верующим под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную ( Ин.6:48–54 ). Сам Спаситель показал пример первой евхаристии, совершив Тайную вечерю со своими учениками, и впервые причастив их.
Именно с литургии и стоит начинать свое знакомство с православным богослужением. Участие в евхаристии – жизненно важное для православного христианина дело. Традиционно христиане собираются для совместной молитвы в воскресный день, который именуется малой Пасхой, и причащаются Святых Христовых Тайн за Божественной литургией.
4. Изучение основ православной веры
Духовное наследие Церкви невероятно обширно – догматика, каноны, творения святых отцов и многое другое. Углубленное изучение богословских дисциплин является задачей для священнослужителей, богословов, но также вполне доступно каждому желающему. Новоначальный христианин рискует потеряться в обилии информации, если начнет хвататься за всё сразу. Какой бы интересной и привлекательной для чтения ни была предлагаемая в различных источниках информация, начинать надо с малого. Нельзя сразу кормить младенца твердой пищей, сначала он растет на молоке матери.
Самостоятельное изучение основ Православия стоит начать с «Символа веры» и пояснений к нему. «Символом веры» называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения. Он состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
Далее стоит углубиться в изучение информации о Таинствах Православной Церкви. Выше уже было сказано о Евхаристии – это одно из семи Таинств. Полезным будет и ознакомление с православным календарем – праздниками, постами, житиями святых.
Самое надёжное образование – системное, самое ценное – очное, к нему относятся катехизические беседы и занятия в воскресной школе для взрослых. Кроме знаний они вводят человека в общину верующих. Существуют и дистанционные курсы, среди которых можно выделить Просветительские курсы при Сретенской духовной семинарии.
Пособия для новоначальных можно найти в разделе Катехизация нашего портала.
Рекомендуем также воспользоваться библиотекой «Азбуки веры». В ней содержатся тысячи трудов, поэтому начинать стоит с раздела «Что читать христианину».
5. Покаяние как переосмысление и изменение жизни
Начиная христианскую жизнь, человек должен задуматься о том, как он жил до этого момента, и как должен жить дальше. Критерием для такого осмысления собственной жизни является Евангелие, учение Христово. Принимая Христа как Спасителя, человек принимает и условия спасения. Бог спасает нас, но не без нашего участия. Условия спасения – это покаяние в грехах, исправление и жизнь по заповедям Божьим. Нельзя упорствовать в грехе, называя себя христианином. Грехи следует исповедать и стараться больше к ним не возвращаться.
Таинство Покаяния (Исповедь) даёт возможность христианину получить прощение грехов от Бога для последующего исправления. Исповедь принимает священник, который является свидетелем покаяния человека перед Богом. Выслушав исповедь, он совершает видимый знак отпущения грехов – читает разрешительную молитву.
6. Самонаблюдение
Христианин должен быть внимателен к себе, к своим поступкам и отношениям с другими людьми. То, что казалось простым и привычным до обращения к вере, может стать недопустимым для христианина. Такие «повседневные» грехи как осуждение, пустословие, раздражение, гнев, сквернословие и многие другие – это то, с чем придется ежедневно бороться. И тут без самонаблюдения никак не обойтись. Придется бить себя по рукам и прикусывать язык, стараясь исключать эти грехи из своей повседневной жизни. Тут в помощь усердная молитва и регулярная исповедь. Чем больше усердия в добродетели, тем больше и помощи от Господа.
7. Добрые дела
Изучая Евангелие, мы встречаем слова Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). Учение Христово в первую очередь о любви. «Любовь есть исполнение закона», – пишет апостол Павел ( Рим.13:10 ).
Любовь без добрых дел немыслима. Христианин призван Спасителем любить ближнего: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк.12:31 ). Ближний – это не только родственник или друг, а всякий человек, встречающийся на жизненном пути. Любовь к ближнему – это не просто слова, а, в первую очередь, дела. Дела, на которые толкает вера, ибо «вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ).
Добро можно делать всегда и везде, поэтому нет необходимости проводить специальную классификацию добрых дел. Всегда, когда есть возможность сделать добро, нужно стараться делать его во славу Господа.
8. Обретение духовника
Новоначальному христианину может быть довольно сложно в духовных вопросах. Духовная жизнь полна «подводных камней» и сложностей. Чем больше человек стремится быть ближе к Богу, тем сильней ополчается на него лукавый. Бесовские козни могут быть изощренными и хитрыми, незаметными на первый взгляд. С опытом приходит духовное внимание и ви́дение. Христианин – это воин, который обретает опыт в битвах с невидимым противником. Но как воину нужен опытный командир, так христианину нужен наставник – духовник. Это священник, который будет помогать расти духовно, наставлять в вере и благочестии, принимать исповеди.
Как обрести духовника? Нужно усердно молиться, чтобы Господь помог в этом деле. Важно не стесняться обращаться с духовными вопросами к священникам в храме. Не нужно бояться отвлечь священника от потенциальных «более важных вопросов». Ответы на духовные вопросы прихожан – прямая обязанность приходского священника. Если общение со священником складывается, и советы его помогают духовному росту, то, возможно, это и есть тот самый искомый духовник.
Не всегда бывает возможность задать все вопросы, которых порой собирается немало, духовнику лично, тогда можно получить ответ на нашем сайте в разделе «Вопросы и ответы».
На пути в Царство Небесное новоначального христианина подстерегает много искушений, проблем, да и просто непонятных вещей. Поэтому настоятельно советуем ознакомиться с Основами духовной безопасности.
Для начинающих церковную жизнь
После Крещения человек становится членом Церкви, а членство в любом обществе или организации предполагает наличие прав, обязанностей и ответственности. Церковь важнее любой земной организации, так как имеет неземное происхождение и ее Главой является Господь наш Иисус Христос. Крещением открывается дверь в Царство Небесное…
Что делать после Крещения?
— Прежде всего осознать, что после Крещения человек становится членом Церкви, а членство в любом обществе или организации предполагает наличие прав, обязанностей и ответственности. Церковь важнее любой земной организации, так как имеет неземное происхождение и ее Главой является Господь наш Иисус Христос. Крещением открывается дверь в Царство Небесное и человеку дается право в эту дверь войти и при условии исполнения обязанностей, которыми являются заповеди Божии, наследовать жизнь вечную. Ответственность означает ответ или отчет о проделанной работе по исполнению обязанностей, который каждый человек даст Богу на частном суде, то есть по окончании земной жизни и на всеобщем Страшном суде, который будет после Второго Пришествия Христа Спасителя на землю. Путь указан, дверь открыта, остается только приложить усилия, чтобы по этому пути пойти, то есть начать воцерковление.
Как быть, если чувствуешь себя неуверенно при посещении храма, боясь сделать что-то не так?
— Не надо этим смущаться. Неуверенность быстро пройдет, если начать регулярно ходить в храм. Чтобы больше узнать о правилах поведения в храме можно приобрести в церковной лавке соответствующую литературу.
Не следует обижаться, если кто-то в храме не вполне корректно сделал замечание, например о том, что не той рукой и не так поставлена свеча или что-то другое сделано не верно. Надо постараться таких людей не осуждать, а сказать им: «Простите Христа ради». Или отойти молча, помолившись: «Господи! Прости мне грехи мои, как и я этому человеку прощаю!»
Что означает слово «воцерковленный»?
— Воцерковленный христианин — это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни — спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианского — норма жизни, пост для него не просто ограничение в пищи и питии, но и время покаяния о своих грехах, церковные праздники — время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное — к нему самому.
Воцерковление человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся ярче, глубже и ответственнее. Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь. И при первой же возможности он прибегает к Таинствам Исповеди и Причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души. Наконец, воцерковленный человек — это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, для которого всякое отдаление от нее мучительно и трагично. Невоцерковленному человеку лишь предстоит обрести в себе такое сыновное чувство и понять, что вне Церкви нет спасения.
С чего начать воцерковление?
— Молитва, посещение храма, регулярное участие в Таинствах Исповеди и Причащения — являются началом и основой церковной жизни православного христианина.
Какие могут быть препятствия на пути воцерковления?
— Препятствиями на пути воцерковления могу служить те соблазны и нестроения, которые иногда встречаются в церковной жизни. Эти соблазны и пороки бывают действительные, реальные, но бывают и кажущиеся, надуманные. Но в любом случае для правильного отношения к ним необходимо всегда помнить о том, что Церковь по своей природе одновременно и небесная, и земная. Небесное в Церкви — это действующий в ней Господь, Его благодать, Его угодники и бесплотные ангельские силы. А земное — люди. Поэтому и в церкви можно столкнуться с человеческими недостатками, совершенно «земными» интересами, немощами людей. В этом случае очень легко соблазниться и разочароваться. Но надо попытаться это правильно понять. Люди приходят в церковь спасаться, но при этом они не становятся автоматически святыми. Они приносят сюда свои болезни, страсти, свои греховные навыки. Многие с Божией помощью побеждают себя, свои худые наклонности, но на это иногда уходят годы.
Также необходимо знать, что враг спасения всегда стремится поссорить, разобщить людей, восстановить их друг против друга. И тут главное его оружие — это ложь. Он показывает то, чего реально нет, мелкие промахи представляет страшными преступлениями.
Надо всегда помнить, что очень многое зависит от того, с каким помыслом, с каким внутренним устроением оценивает человек окружающую его реальность. Замечательно рассуждает о том, на сколько зависит оценка этой реальности от «помысла», старец Паисий Афонский: «Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «Насчет цветов не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот вон в той канаве полным-полно». И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!». И пчела начнет перечислять тебе множество разных цветов — садовых и полевых. Видишь: муха знает только о помойках, а пчела — о том, что неподалеку растет лилия, а чуть подальше распустится гиацинт.
Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а другие на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивает что-то плохое, и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем». «Если хочешь помочь Церкви, исправь себя самого, и сразу исправится одна частичка Церкви. Если бы это все, естественно, исправилась бы Церковь».
Человек, осуждающий чужие недостатки и грехи, сам со временем приходит в полное духовное расстройство и никому таким образом помочь не может, а может только навредить.
И, напротив, христианин, проводящий внимательную жизнь, работающий над собой, борющийся со своими страстями, становится добрым примером и помощником для тех, кто находится рядом с ним. И в этом (в том, чтобы делать то, к чему призван каждый на своем месте, стараясь, чтобы это было по Богу) заключается самая реальная польза, которую может принести верующий человек всей Церкви.
Как и с чего начать духовную жизнь?
— «Обратись к Господу и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость» ( Сир. 17:21–23 ).
Духовная жизнь — это внутренняя жизнь. Надо больше внимать внутреннему состоянию души, состоянию совести, стремиться жить по заповедям Божиим, постоянно следить за мыслями, чувствами, никого не осуждать, ни на кого не раздражаться и всех прощать.
Для желающего начать духовную жизнь необходимо:
1) Обратиться с молитвой к Богу, прося Его даровать чистую, глубокую веру, без которой нет спасения души.
2) Приобрести Священное Писание и прочитать Новый Завет. Причем, прочитав его первый раз полностью, вновь открыть сначала и каждый день читать по одной или две главы, не торопясь, внимательно, размышляя над прочитанным, стараясь вникнуть в смысл заложенного в тексте Божественного Откровения. Хорошо и полезно при этом читать Толкования на Новый Завет (например, блаж. Феофилакта Болгарского).
Можно начинать знакомство со Священным Писанием с прочтения Детской Библии, в которой простым доступным языком изложена вся история взаимоотношений Бога и человека, кратко и ясно описаны земная жизнь Господа Иисуса Христа и Его учение о Царствии Божием.
Желательно также приобрести и прочитать «Закон Божий», составленный протоиереем Серафимом Слободским, книгу, в которой объясняются основы вероучения, заповеди Божии, основные молитвы, правила поведения в храме.
3) Начать чтение святоотеческих книг, составляющих сокровищницу духовных знаний.
Подбор святоотеческой литературы для чтения есть дело сугубо индивидуальное, совершаемое по благословению духовного наставника, но есть авторы, чьи труды, понятны и полезны всем. Это епископ Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Из современных авторов — книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина). И, конечно, душеполезно для всех читать жития святых.
4) Для того чтобы начать обучение молитве, необходимо приобрести «Православный молитвослов» — сборник молитв, составленных святыми отцами, людьми, всю свою жизнь посвятившими служению Богу и настолько очистившими свои души, что Господь сотворил их сосудами Благодати, проводниками Божественного Откровения. Можно сказать, что Сам Дух Божий продиктовал святым отцам тексты молитв, которые Церковь впоследствии включила в сборник для всеобщего употребления.
5) Соблюдать установленные Церковью постные дни и все многодневные посты.
6) Регулярно участвовать в таинствах Исповеди и Причащения. Наиболее распространенной является частота Причащения один раз в три недели. Возможно это делать и чаще, испросив благословения у священника.
7) Необходимо молить Бога о даровании духовного руководителя — священника, которому можно было бы доверить свою душу для духовного руководства.
Чего надо остерегаться, чтобы не повредить своей душе?
— Не следует вступать в прения и слушать сектантов, убеждающих, что их вера — самая правильная.
Прежде, чем войти в незнакомый храм, надо узнать, не «служат» ли в нем раскольники.
Не следует ходить для молитвы и к «инославным» (т.е. не православным христианам).
Нельзя общаться с представителями оккультизма, «Белого братства», «Богородичного центра», мормонами, восточными и псевдовосточными кришнаитами, рериховцами, экстрасенсами, колдунами и «бабками», многочисленными «православными целителями». Общение с ними наносит сильный вред не только духовному, но и телесному здоровью.
Не нужно слушать людей, распространяющих различные суеверия. Не стоит брать ни у кого самодельных, переписанных от руки или отпечатанных на машинке молитв и заклинаний, хоть дающий и будет убеждать: «Это очень сильная молитва!» Если же что-то подобное уже взято, надо подойти к священнику и показать ему, священник скажет, как с этим поступить.
Со всеми проблемами следует обращаться к духовнику или к служащему в храме священнику. Не надо обижаться на священника, если покажется, что он оказал недостаточно внимания, важно помнить о том, что есть и другие люди, которые также нуждаются в пастыре. Надо стараться внимательно слушать проповеди священников, читать православную духовную литературу, в которой можно найти ответы на все касающиеся духовной жизни вопросы.
Не следует увлекаться политическими страстями — народ имеет таких правителей, каких заслуживает по своему духовному состоянию; изменять нужно, прежде всего, свою собственную греховную жизнь, улучшит каждый себя — улучшится и окружающий мир.
Важно помнить, что у человека нет ничего дороже собственной души, не стоит увлекаться безудержной погоней за мирскими ценностями, отнимающими силы и время, опустошающими и убивающими душу.
Нужно благодарить Бога за все посылаемое: радости и скорби, здоровье и болезни, богатство и нужду, так как все приходящее от Него есть благо; и даже скорбями, подобно горькому лекарству Господь исцеляет греховные язвы человеческих душ.
Встав на путь христианской жизни, надо не малодушествовать, не суетиться, «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» ( Мф. 6:33 ) — все необходимое даст Господь в свое время.
Во всех своих поступках и словах надо руководствоваться главной заповедью любви к Богу и ближним.
Можно ли христианину пить вино?
— «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе — вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души — вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны. На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья: не говори ему оскорбительных слов и не обременяй его требованиями» ( Сир. 31:31–37 ). «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф. 5:18 ).
Почему курение — грех?
— Курение потому признается за грех, что эта привычка, именуемая даже в светском обществе вредной, порабощает себе волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения, в общем, имеет все признаки греховной страсти. А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее свободы. Иногда курильщики говорят, что сигарета помогает им внутренне успокоиться и сосредоточиться. Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему. А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга. Греховным является все, чем человек наносит вред своему здоровью. Здоровье — дар Божий.
Чем опасна нецензурная брань?
— Слово играет большую роль в жизни человека, который, в отличие от всех остальных живых существ назван существом словесным. Слово есть воплощенная мысль и выражение чувств человека. У каждого человеческого слова есть свой дух, сокровенное содержание, которое влияет на душу человека в зависимости от того, какое это слово. Слова молитв облагораживают и приближают душу к Богу, а грязные и нечистые слова приближают душу к тем невидимым существам, которые сами нечисты. Известно, что одержимость нечистыми духами иногда проявляется в виде жуткого сквернословия. И потому тот, кто приучает себя произносить скверные слова, невольно склоняет самого себя к одержимости. Действительно, не одержимость ли тот случай, когда матершинники уже просто не могут говорить без скверных слов, и если вынуждены в определенных условиях долго сдерживать себя, то чувствуют внутреннее побуждение к мату, как будто внутри кто-то требует произнести злое слово. Так что погубить свою бессмертную душу можно простой привычкой произносить нечистые слова. «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишъся» ( Мф. 12:37 ).
Накажет ли Бог тех, кто смотрит телевизор?
— Церковь не запрещает смотреть телевизор, она предупреждает, как опасно быть зависимым от телевизора. Даже не говоря о передачах, разрушающих сознание и души детей и взрослых. Надо уметь выбирать, что полезно, а что вредно и губительно для души. Есть немало и хороших передач, в том числе православных, но немало в других передачах и откровенного развращения, насилия, ненависти к человеку. Надо уметь вовремя нажать кнопку. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( 1 Кор. 6:12 ).
Могут ли православные христиане содержать в своем освященном жилище собаку?
— Мнение о недопустимости нахождения собак в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни является суеверием. Собака, равно как и иные не опасные для людей животные, могут жить в жилище христиан. При этом необходимо предпринимать меры предосторожности, чтобы домашние питомцы не имели доступа к святыням (иконам, святым книгам, антидору, святой воде и т.д.).
В чем разница между религией и наукой?
— Религия и наука — две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут входить в соприкосновение, но противоречить друг другу они не могут. Религия движет науку в том смысле, что она пробуждает и поощряет дух исследования. Сама Библия учит: «Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью» ( Притч. 15:14 ). «Послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» ( Притч. 1:5 ).
Обе — религия и естественная наука — требуют для своего обоснования веры в Бога, только для религии Бог стоит в начале, а для науки — в конце всего мышления. Для религии Он является фундаментом, для науки — венцом разработки миросозерцания. Человек нуждается в естественных науках для познания, а в религии — для действования (поведения).
Для чего человек живет на земле?
— Земная жизнь дана человеку для подготовки к жизни вечной. Подлинный смысл жизни может заключаться лишь в том, что не исчезает со смертью человека, поэтому искать этот смысл надо в благе не для тела, а для бессмертной души — в ее добродетельных качествах, с которыми она пойдет к Богу. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2 Кор. 5:10 ). Душа бессмертна, и наслаждаться приобретенным даром благодати сможет вечно. «Благодатию вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение — созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф. 2:8–10 ). Однако, чтобы душа смогла наслаждаться не только здесь, на земле, необходимо ее просвещать, воспитывать, обучать, чтобы духовно возрастать и совершенствоваться, чтобы она смогла вместить ту радость, которую Господь предуготовил всем любящим Его.
Именно в поиске добра и творении его, постепенном, но неуклонном взращивании в душе всей полноты любви, на которую она по своей природе способна, в поступательном продвижении души на пути к Богу — в этом обретается единственный истинный, непреходящий смысл жизни человека. Цель жизни — подражание Христу, стяжание Духа Святого, постоянное богообщение, познание и исполнение воли Божией, то есть в богоуподоблении. Цель жизни достижима при условии воплощения главного смысла ее, который заключается в непрестанном возрастании в любви к Богу и людям: «Возлюби Господа Бога Твоего…, и ближнего твоего, как самого себя» ( Мк. 12:30–31 ). Пример всесовершенной жертвенной любви дал Сам Спаситель, пойдя на крестные страдания ради спасения всех людей (см. Ин. 13:15 ). «Подобны будьте мне, как я Христу» ( 1 Кор. 4:16 ).
Если нет стремления к этому, то жизнь, с христианской точки зрения, бесцельна, бессмысленна и пуста. Но чтобы стяжать Духа Святого, надо очистить сердце от страстей и, прежде всего, от гордыни — матери всех пороков и грехов.
Всю земную жизнь человек должен посвятить заботе о своей бессмертной душе, которая будет жить вечно, а не о теле и не о приобретении земных временных благ. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мк. 8:36 ).
Источник: Православная газета, Екатеринбург.