как проверить адрес утм
Приложение «УТМ на терминале»
Если вы продаете алкоголь, касса должна передавать информацию о продажах в единую государственную автоматизированную информационную систему — ЕГАИС. Для работы с ЕГАИС нужна специальная программа — универсальный транспортный модуль, или УТМ.
Обычно УТМ устанавливают на компьютер или хаб — отдельное устройство, которое подключается к кассе.
Приложение «УТМ на терминале» запускает программу прямо на Эвоторе. Так вы экономите место на прилавке и не тратите время на настройку программы — Эвотор настроит её сам.
В этой статье:
Установка приложения
Установите комплект приложений «УТМ Плюс» и из него — приложения «Алкоголь» и «Обновления под законодательство». Без этого Эвотор не сможет продавать алкоголь.
Как установить «УТМ Плюс»
Откройте «Личный кабинет» → «Мои покупки». Найдите комплект «УТМ Плюс» внизу под списком отдельных приложений. Выберите приложение «УТМ на терминале» и нажмите «Установить».
Найдите в списке Эвотор, с которого будете продавать алкоголь и отметьте его галочкой. Нажмите «Применить».
Если на этот Эвотор уже было установлено приложение «УТМ на терминале» не из комплекта «УТМ Плюс», подписку на старое приложение нужно удалить, иначе в следующую дату списания Личный кабинет спишет деньги за две подписки.
Зайдите в «Личный кабинет» → «Оплата». Найдите приложение «УТМ на терминале» в списке подписок. Нажмите «Отменить подписку».
Выберите причину «Выбрал другое приложение». Нажмите «Подтвердить».
На Эвоторе зайдите в «Настройки» → «ЕГАИС». Включите торговлю алкоголем.
Готово! Приложение установлено.
Установка УТМ
Теперь нужно установить на Эвотор УТМ. Если смарт-терминал подключён к wi-fi, он сам скачает файл. Если используете мобильный интернет, скачайте программу на компьютер и запишите на флешку — так вы сэкономите трафик.
Готово! УТМ установлен.
Запуск
Чтобы запустить УТМ, вам понадобится ключ с электронной подписью. Эвотор работает с ключами «Джакарта» и «Рутокен».
Вставьте ключ в терминал — УТМ запустится сам.
На экране появятся реквизиты компании — проверьте их. Реквизиты должны совпадать с теми, на которые зарегистрирован ключ.
Готово! Теперь Эвотор может обмениваться документами с ЕГАИС, а вы — продавать алкоголь.
Настройка времени продажи алкоголя
Чтобы продавцы не торговали алкоголем по ночам, установите ограничение.
Зайдите в Личный кабинет → «Мои приложения». Откройте приложение «УТМ на терминале».
Перейдите в «Настройки».
Укажите время продажи и нажмите «Установить время».
Готово! Теперь продавцы будут пробивать алкоголь только в то время, которое вы указали.
Проверка состояния УТМ
Чтобы быть уверенными, что с продажей алкоголя не возникнет проблем, вы можете посмотреть статус УТМ. Это можно сделать в личном кабинете Эвотора или на терминале. Приложение показывает версию УТМ, тип ключа, срок действия сертификатов и неотправленные документы. Вы также можете получать обновления статуса УТМ по электронной почте.
Через личный кабинет
Зайдите в Личный кабинет → «Мои приложения». Откройте приложение «УТМ на терминале».
Перейдите в «Настройки».
Здесь вы увидите статус УТМ.
Чтобы подписаться на уведомления, нажмите «Настроить уведомления» и укажите адрес.
На терминале
Зайдите в меню «Настройки» → «ЕГАИС». Если УТМ подключен и работает правильно, вы увидите сообщение на зеленом фоне:
Если что-то не так, откройте «Подробнее об УТМ»: в разделе отображаются неотправленные чеки и данные о сертификатах.
Порт для УТМ ЕГАИС: как открыть
Система по контролю за оборотом алкоголя обязательна для всех торговых организаций, ведущих продажу алкогольной продукции. Но представленные программные решения не всегда работают правильно с момента установки. Возникают ошибки. Чаще всего они связаны с работой универсального транспортного модуля (УТМ). Одна из распространённых — не открыт порт ЕГАИС. Расскажем об установке УТМ, возможных ошибках в его работе, диагностике и устранении.
Начало: устанавливаем УТМ
Универсальный транспортный модуль — это сервер, работающий на вашем компьютере, который, в свою очередь, подключается к серверам ЕГАИС и отвечает за обмен данными. Программы обращаются к транспортному модулю. Он может быть установлен как на отдельный сервер в вашей сети, так и на тот же компьютер, где работает 1С или другая программа учёта алкогольной продукции.
Скачать транспортный модуль лучше в личном кабинете сайта http://egais.ru. Там вы всегда сможете найти актуальную версию. Для входа и работы с ЛК потребуется ключ JaCarta с рабочим сертификатом, установленный клиент JaCarta, Internet Explorer 9 или новее, Windows 7 или более новая. Запустите установку УТМ и следуйте инструкциям. После установки перезагрузите компьютер.
С момента загрузки компьютера для запуска служб УТМ и установки подключения к серверу ЕГАИС потребуется некоторое время, после чего он должен работать.
Если установка успешна, появится доступ к странице транспортного модуля. Попасть на неё можно в браузере: адрес сервера УТМ ЕГАИС 127.0.0.1:8080 (localhost:8080). Если транспортный модуль установлен на другом компьютере сети, то обратиться к нему можно в формате адрес_компьютера:8080 (например, server:8080 или 192.168.0.254:8080). В любом случае, порт УТМ ЕГАИС: 8080. Менять его не надо, иначе некоторые программы не смогут найти транспортный модуль. Не все решения позволяют задать параметры вручную.
Не работает УТМ ЕГАИС
Вы не можете попасть на страницу УТМ, программы не могут получить и отправить данные. Это говорит о том, что универсальный транспортный модуль не запускается. Причины могут быть следующие:
Узнать о проблемах в работе транспортного модуля просто: в программах 1С, БухСофт и других появится сообщение «Введите корректный адрес и порт УТМ». Как диагностировать проблему:
Транспортный модуль установлен и работает, но не приходят накладные, не отправляются акты и запросы. Это значит, что УТМ не соединяется с сервисом ЕГАИС. Читаем логи:
В логах встретятся сообщения об отсутствии соединения с сервером. Причина: не открыт порт ЕГАИС или соединения заблокированы.
Транспортный модуль для передачи данных в интернете использует протокол HTTPS. Служба transport подключается к адресам сервера ЕГАИС: utm.egais.ru и update.egais.ru.
Как открыть порт ЕГАИС
Для протокола HTTPS предназначен порт 443. Причиной его недоступности, обрыва соединений или недоступности сервиса ЕГАИС вообще могут быть:
Отключите брандмауэр и антивирус, перезапустите транспортный модуль. Если он заработал, необходимо:
Проверим третий пункт: зайдите на страницу https://utm.egais.ru в любом браузере, отключив предварительно антивирус и брандмауэр. Если видите окно с запросом сертификата или строку «SSL_ERROR», адрес доступен. Настройте брандмауэр и антивирус.
Если страницы не открываются, и продолжают появляться сообщения «Нет соединения с сервером», значит соединение с интернет настроено неправильно. В зависимости от его реализации, открыть порт ЕГАИС можно по-разному. В любом случае, надо разрешить соединения на адреса utm.egais.ru:443 и update.egais.ru:443.
Транспортный модуль мог получить накладные до сбоя. Сохраните их, чтобы затем не пришлось повторять отправку. Лучше настроить резервное копирование базы данных модуля сторонними средствами.
Вывод: главное, чтобы работал УТМ
Проверьте, чтобы на всех местах, где установлены программы для работы с ЕГАИС и транспортный модуль, были правильно настроены брандмауэр Windows и антивирус: не запрещали соединения с серверами в интернете и на локальный адрес сервера УТМ ЕГАИС, был открыт порт 443. Добавьте в исключение адреса серверов ЕГАИС и убедитесь, что другие программы не мешают работе транспортного модуля. Проделав это, можно исключить проблемы и простои.
Помните: за продажу алкоголя без использования системы ЕГАИС или несвоевременную подачу информации об обороте алкоголя организациям грозит ответственность.
Как проверить работу УТМ
Согласно ФЗ № 171, вступившему в силу 22.11.1995, продавцы алкоголя и организации общепита, в меню которых он присутствует, обязаны отражать в ЕГАИС факт закупки и дальнейшей реализации. Данные фиксируются в системе автоматически через универсальный транспортный модуль (УТМ). Это бесплатный софт без графического интерфейса, который устанавливается на ПК с товароучетной программой, онлайн-кассу или специальный аппарат (хаб), подключаемый к ККТ.
Если УТМ работает некорректно, данные о закупках и продажах алкоголя не поступают в ФСРАР, а за это организацию могут оштрафовать на сумму до 200 тыс. руб. Во избежание таких расходов, после установки необходимо сразу проверить УТМ на функциональность. Процедура займет не более минуты.
Для чего нужна проверка УТМ
ЕГАИС — автоматизированная система, через которую ФСРАР отслеживает движение алкоголя от производства до реализации покупателю. Кроме крепких напитков и спиртосодержащей продукции, в систему отправляются данные о закупках пива, сидра, пуаре и медовухи.
Кафе и рестораны, предлагающие алкогольные напитки, также фиксируют в ЕГАИС только факт приемки на склад.
Как работает УТМ
УТМ позволяет организовать электронный документооборот (ЭДО) между производителями, оптовыми компаниями, предприятиями общепита, розничными точками и ФСРАР. Упрощенная схема работы модуля:
При продаже крепкого алкоголя кассир считывает марку с каждой бутылки с помощью 2D-сканера. В момент операции онлайн-насса через УТМ отправляет запрос в ЕГАИС и после получения ответа (о том, что код найден) формирует и печатает чек
Особенности модуля
Программа устанавливается для каждой розничной точки. Исключением выступают частные предприниматели, закупающие пиво для дальнейшей продажи — они могут использовать один УТМ на складе.
Информация между участниками передается с помощью XML-файлов. Из-за отсутствия графического интерфейса программу нельзя использовать, как отдельное решение — она работает только в связке с кассовой или товароучетной программой («1С»). Обновление выполняется автоматически и не требует дополнительных расходов.
Если установка и настройка выполнены некорректно, УТМ будет недоступен. Причин этому может быть несколько: отсутствие доступа к интернету, не включен носитель с электронной подписью и т. д. Но чаще всего проблема кроется в службах самого модуля. Проверка подключения УТМ позволит выявить ошибку и оперативно устранить сбой.
УТМ MyPOS Smartbox
УТМ Атол HUB
Штрих-М ШТРИХ-УТМ
Что нужно сделать перед проверкой УТМ ЕГАИС
Для организации непрерывного обмена данными с ЕГАИС важно соблюсти требования к установке транспортного модуля. Компьютер должен обладать следующими характеристиками:
Как и любая другая сфера ЭДО, отправка данных в ФСРАР требует наличия квалифицированной электронной подписи. Для передачи файлов в ЕГАИС нужная специальная КЭП, сохраненная на защищенный USB-носитель со встроенным криптопроцессором — Рутокен ЭП 2.0 или JaCarta SE2.
1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.
Подготовка рабочего ПК и установка УТМ
Транспортный модуль распространяется бесплатно, его можно скачать после авторизации на сайте egais.ru. Перед загрузкой убедитесь, что на рабочем компьютере установлены актуальные дата и время. Рекомендуется на время деактивировать антивирусный софт, брандмауэр Windows и отключить другие USB-носители.
Для фиксации документов в ЕГАИС универсальный модуль устанавливает защищенное соединение, а для этого нужен RSA-ключ. Компонент предоставляется ФСРАР и устанавливается на тот же USB-токен, что и электронная подпись. Для получения RSA-ключа авторизуйтесь в ЛК на сайте egais.ru, нажмите кнопку «Получить ключ доступа» и следуйте видео-инструкции.
В качестве браузера для работы с ЕГАИС можно выбрать Internet Explorer (MSIE) или Google Chrome. Во втором случае требуется инсталлировать расширение CORS.
Как установить транспортный модуль:
На завершающем этапе необходимо ввести PIN-код от хранилища ключей, чтобы начать установку компонентов модуля, и нажать «Далее». Если все сделано правильно, появится уведомление об окончании установки, а на рабочем столе отобразится иконка УТМ-агента.
Как проверить УТМ
Перед тем как проверить работу УТМ ЕГАИС, необходимо запустить программу:
Предусмотрено два способа, как проверить УТМ:
Если универсальный модуль активен, появится информация о версии программы.
Если УТМ не работает или не запущен, появится уведомление о том, что сайт localhost не позволяет установить соединение. В этом случае можно попробовать запустить программу вручную. При установке модуля в ОС регистрируются три системные службы УТМ:
Для ручной активации зайдите в Панель управления (в новых версиях Windows выбрать раздел «Система и безопасность») → «Администрирование» → «Службы». Далее необходимо поочередно выбирать службы в том порядке, как они перечислены выше, и команду «Запустить».
После включения всех служб их статус в строке «Состояние» поменяется с «Остановлена» на «Выполняется».
Проверка УТМ на онлайн-кассе
Универсальный модуль функционирует не только на компьютерах, но и на онлайн-кассах. Например, такая возможность предусмотрена для смарт-терминалов Эвотор. Алгоритм проверки:
Если модуль активен, на странице настроек будет стоять статус «УТМ на терминале». Также здесь можно уточнить количество чеков, не отправленных в ЕГАИС, информацию о сроке действия сертификата и ключа RSA.
Как осуществить проверку работы УТМ
В данной статье мы расскажем, по какому принципу функционирует УТМ ЕГАИС, в чём заключаются его особенности и что необходимо сделать перед проверкой. Вы узнаете, для чего требуется проверка модуля и как её осуществить.
На основании ФЗ №171, компании и ИП, занимающиеся продажей алкоголя (побутылочно и в розлив), должны отображать в ЕГАИС факт приобретения и последующих продаж.
Если УТМ функционирует с ошибками, сведения о приобретении и реализации алкогольной продукции не будут пересылаться в ФСРАР, за что компанию могут оштрафовать на сумму до 200000 р. Для того чтобы избежать подобных расходов, после инсталляции УТМ, нужно сразу проверить его функциональность. Данная процедура отнимет на более 1 минуты.
Зачем необходима проверка УТМ
ЕГАИС — это автоматизированная система, через которую ФСРАР осуществляет контроль перемещений алкогольной и слабоалкогольной продукции с момента её производства и до продажи конечному потребителю.
Заведения общепита, реализующие алкогольную продукцию, тоже отчитываются в ЕГАИС, но только за факт получения товара.
Принцип работы УТМ
УТМ обеспечивает ЭДО между изготовителями, оптовиками, заведениями общепита, ритейлом и ФСРАР.
Простая схема работы УТМ:
Изготовитель. При отгрузке товара в 1С формирует ТТН и при помощи УТМ пересылает её в ЕГАИС.
После получения подтверждения алкогольная продукция снимается с баланса у производителя, и ставится на баланс магазина в ЕГАИС.
При реализации крепкой алкогольной продукции, акциза при помощи сканера считывается побутылочно. В время реализации запрос с ККМ пересылается в ЕГАИС и после подтверждения выпускает чек.
Особенности УТМ
ПО устанавливается во всех розничных торговых точках, реализующих алкогольную продукцию, кроме ИП, приобретающих пиво для перепродажи – они могут пользоваться одним УТМ на складе.
Данные между участниками пересылаются при помощи XML-документов. А так как в программе нет графического интерфейса, ею нельзя пользоваться, как самостоятельным решением. УТМ может функционировать только в совместно с кассовым или товароучетным ПО. Обновление осуществляется в автоматическом режиме и не предусматривает доп.расходов.
Что необходимо сделать перед проверкой УТМ ЕГАИС
Для налаживания корректного обмена информацией с ЕГАИС необходимо соблюдать предписания по установке УТМ.
Как и в остальных сферах ЭДО, пересылка сведений в ФСРАР требует КЭЦП, полученной в аккредитованном сервисном центре.
Подготовка рабочего ПК и установка УТМ
УТМ предоставляется бесплатно, его можно загрузить после авторизации на портале ЕГАИС. До скачивания требуется убедиться в том, что на ПК корректно выставлены дата и время, также лучше на время остановить антивирус, брандмауэр Windows и извлечь сторонние USB-носители. Для записи документации в ЕГАИС, УТМ выставляет защищённое соединение, для чего требуется RSA-ключ.
Если как браузер для работы с ЕГАИС используется Google Chrome, то необходимо инсталлировать расширение CORS.
Активировать ПО под администраторским паролем и прописать папку для сохранения ПО.
После установки модуля, необходимо кликнуть на «Завершить».
Подключить USB-токен к компьютеру и ввести пароль (предварительно необходимо отсоединить от ПК все подсоединённые USB-носители).
Указать сертификат КЭП, который будет применяться для заверки документации в ЕГАИС.
На финальной стадии требуется ввести пароль от хранилища ключей, и кликнуть «Далее».
Проверка работы УТМ
До проверки работы УТМ ЕГАИС, следует запустить ПО:
Подключите USB-носитель к ПК.
Кликните на ярлык УТМ-агента.
Отдайте команду «Запустить».
Существует два варианта проверки УТМ:
Правой кнопки мыши щёлкнуть на ярлык модуля и выбрать подпункт «Домашняя страница».
Открыть страницу проверки работы УТМ.
Если УТМ активен, отобразятся данные о версии ПО.
Чтобы вручную активировать УТМ, откройте панель управления, перейдите во вкладку «Администрирование» и нажмите на «Службы». После чего требуется по очереди выбирать системные службы и нажать «Запустить». Когда они активируются статус смениться на «Выполняется».
Проверка УТМ на ККМ
УТМ работает не только на ПК, но и на ККМ. К примеру, на ККМ Эвотор, проверка осуществляется следующим образом:
В основном меню откройте вкладку «Настройки».
Войдите в подраздел ЕГАИС.
Если УТМ активен, в статус в настройках поменяется на «УТМ на терминале».
Как исправить неполадки после проверки УТМ в localhost 8080
В результате проверок УТМ ЕГАИС не показывается причина неполадок, поэтому пользователю нужно искать её самостоятельно. Для начала необходимо осуществить проверку настроек браузера, для этого:
В MSIE откройте «Свойства браузера».
Войдите в подраздел «Безопасность».
Под строкой «Включить защищенный режим» кликните на «Выбрать другой».
В появившемся диалоговом окне выставьте отметку рядом с пунктом «Доступ к источникам данных за пределами домена».
Чтобы подтвердить выполненные действия, кликните на «Да».
В случае работы с Google Chrome необходимо запустить расширение CORS. Чтобы это сделать войдите в настройки браузера, отыщите плагин и перезагрузите его.
Проверка УТМ ЕГАИС по лог-файлам
Все ошибки, допущенные за время работы, УТМ сохраняет в свои лог-файлы. В них содержатся сведения о возникающих неполадках, посещениях, либо характеристиках посещаемости сайта. В случае выявления неполадки, пользователю необходимо просмотреть лог-файлы служб Transport и Transport-Updater. Они представляют собой текстовые документы, которые открываются в «Блокноте». Логи можно найти в папке UTM на системном диске С. В файле будут отражены все действия, совершённые УТМ, и если был сбой, то об этом будут выведены подробные сведения. В документе представлен большой объём информации, поэтому (для ускорения поиска) произведите его по слову ERROR.
Другие ошибки УТМ
Ниже в таблице мы привели несколько популярных ошибок в работе УТМ, а также способы их устранения:
Окончен срок действия RSA-ключа
Зарегистрируйтесь на официальном портале ЕГАИС и вышлите запрос на продление
Ошибка криптографичеких библиотек
Удалите и снова инсталлируйте УТМ ЕГАИС
«Истекло время ожидания»
Проверьте функционирует ли роутер
Следует помнить, что перед тем как приступить к переустановке УТМ, требуется предварительно сохранить непереданную информацию, так как в процессе переустановки она может быть удалена.
Если модуль не видит ЭЦП, то неполадка может возникнуть в связи с окончанием срока службы ключа, либо с отсутствием драйверов на фактическом носителе. ПО можно загрузить на портале УЦ, где был выдан сертификат, либо у разработчика.
После внесения правок, перезапустите службу УТМ.
В иных ситуациях не требуется менять документы в папках UTM. Если пользователь укажет некорректные изменения, понадобится переустановить УТМ. Зачастую антивирусное ПО мешает работе УТМ, считая, что это вредоносное ПО.
Чтобы запустить УТМ, необходимо восстановить документы из карантина и внести УТМ в перечень исключения антивирусного ПО.
Обновление транспортного модуля
Некоторые неполадки исправляются через обновление ПО. Операция осуществляется в автоматическом режиме – поэтому если на панели задач моргает ярлычок программы, значит, требуется обновление. Нажмите на него и подтвердите инсталляцию.
Процедуре обновления может помешать антивирусное ПО, поэтому его лучше отключить. Если ничего не поменялось, войдите в систему под администраторским паролем и перезагрузите службы УТМ.
Как узнать почему не работает УТМ ЕГАИС?
УТМ ЕГАИС это сложный программный комплекс. Знаний рядового Пользователя персонального компьютера недостаточно для диагностики и восстановления работы УТМ ЕГАИС.
В данной статье мы расскажем как диагностировать ошибки, из-за которых УТМ ЕГАИС можете не запускаться, а так же предложим простые решения для устранения этих ошибок.
Из чего состоит УТМ ЕГАИС?
Где искать причину неисправности УТМ ЕГАИС?
Если ваш УТМ перестал работать или работает нестабильно (постоянно отключается, теряется связь с ЕГАИС) то требуется определить причину неисправности.
Все ошибки о неисправности УТМ пишет в лог-файлах своих служб. Как правило достаточно посмотреть лог файлы службы обновления и транспорта для диагностики неисправности.
Лог-файлы этих служб находятся тут:
Указанные файлы открываются программой Блокнот, которая является штатной программой MS Windows. Файлы, как правило, содержат очень много текстовой информации, поэтому файл может быть большого размера.
Самые свежие события УТМ ЕГАИС находятся в конце файла, поэтому если у вас случился сбой, то для выявления ошибки:
Примеры. Как найти ошибку в УТМ и исправить ее самостоятельно?
Пример выявления ошибки №1. Поисковик в помощь.
Например в вашем файле C:\UTM\transporter\l\transport_info.log в самом конце файла есть информация об ошибке:
Согласно этой ошибке у УТМ есть проблемы в работе, которая произошла 24го сентября 2018 года в 10 часов 16 минут, в частности УТМ останавливается с ошибкой CKR_USER_ALREADY_LOGGED_IN.
Пример выявления ошибки №2. Решаем проблему самостоятельно.
Например в вашем файле C:\UTM\transporter\l\transport_info.log в самом конце файла есть информация об ошибке:
Согласно этой ошибке у УТМ есть проблемы в работе, которая произошла 26го сентября 2018 года в 15 часов 36 минут, в частности в логах УТМ отображается ошибка Token has been removed.
Ошибка «Token has been removed» очень распространенная, наша техническая поддержка сталкивается с ней постоянно, диагностировать и исправить ее может любой пользователь самостоятельно.
А если проблема не в УТМ а в ключе для ЕГАИС?
А еще примеры будут?