как рассказать ребенку что деда мороза не существует
Как рассказать ребенку, что Деда Мороза не существует
Учительница истории из Техаса Лесли Раш написала о том, каким образом в ее семье уже много поколений рассказывают правду о Санта-Клаусе. И этот способ настолько прекрасен, что им хочется поделиться со всеми.
– Когда ребенку исполнилось шесть или семь лет, и вы заметили у него первые сомнения в существовании Санты – значит, он готов. Я обычно веду их в кафе и, сделав заказ, произношу речь: «Ты, конечно, очень сильно вырос за этот год. И не только стал выше – я вижу, что твое сердце тоже стало больше». (Здесь я привожу два-три примера сострадания, внимания к чувствам других людей, хороших поступков ребенка за последний год). «На самом деле, ты так вырос, что сам можешь стать Санта-Клаусом. Возможно, ты заметил, что большинство увиденных тобой Санта-Клаусов – это люди, переодетые в него. Некоторые из твоих друзей могли тебе сказать, что его вообще не существует. Так думают многие дети, потому что они еще не готовы быть Сантой. Но ты готов.
Расскажи мне о самом лучшем в Санте. Что он получает в обмен за свои старания? (Перевести внимание ребенка от печений, которые оставляют для прихода Санты к чувству удовлетворения от того, что сделал что-то для других). Теперь ты готов к своей первой работе в качестве Санты!»
Убедитесь, что у вас таинственный голос.
Попросите ребенка выбрать какого-нибудь человека – например, соседа. Миссия ребенка – тайно узнать в чем нуждается этот человек и затем обеспечить его этим, завернуть в подарочную бумагу и доставить. И никогда не раскрывать, что это сделал он. Быть Сантой не значит получать одобрение – это бескорыстное желание отдавать.
Мой старший сын так выбрал «тетю ведьму», живущую на углу. Женщина и вправду внушала страх: вокруг ее дома шла изгородь и она никогда не позволяла детям заходить за нее, чтобы поиграть в мяч или фрисби. Она часто кричала, чтобы дети играли тише и все такое прочее. По пути в школу сын заметил, что каждое утро она выходила на крыльцо забирать почту босиком – и решил, что ей нужны тапочки. Так что ему пришлось побыть шпионом и прятаться в кустах, чтобы выяснить примерный размер ее ног.
Когда мы купили ей теплые тапочки, он упаковал их и наклеил сверху «С Рождеством от Санты». Однажды вечером после ужина он отправился к ее дому и подложил подарок ей под дверь. Следующим утром мы наблюдали за тем, как она вышла на крыльцо, подобрала упаковку и ушла в дом. Мой сын был вне себя от нетерпения, чтобы узнать, что случится дальше. И на следующее утро мы увидели ее – забирающей почту в теплых тапочках. Сын был в эйфории. Мне пришлось напомнить ему, что НИКТО никогда не должен знать, что это сделал он – иначе он уже не будет Сантой.
В следующие несколько лет он выбирал множество людей для подарков и всегда выбирал для них уникальный, индивидуальный подарок. В один год он тщательно вычистил свой велосипед, поменял на нем седло и отдал его дочери одного из наших друзей. Эти люди были очень бедны. Мы спросили отца девочки, насколько это будет уместно. Выражение лица девочки, когда она увидели около своего дома велосипед, могло сравниться разве что с выражением радости на лице моего сына.
Когда пришло время рассказать все младшему сыну, старший захотел поговорить с ним сам. Сейчас они оба прекрасные «дарители» и никогда не чувствовали, что кому-то солгали. Ведь им раскрыли секрет того, как быть Сантой.
Как рассказать ребенку, что Деда Мороза не существует: инструкция для родителей
Исследования, проведенные в разных странах мира, говорят о том, что дети начинают сомневаться в существовании зимнего волшебника в возрасте семи-восьми лет, тогда же на родителей начинаются сыпаться вопросы о том, как Дед Мороз успевает разнести подарки всем детям на свете за одну ночь, и почему он постоянно меняет свою внешность и голос.
По словам детского психолога Мэг Энн Форд, к такому разговору важно быть готовым не только ребенку, но и родителю. «Мы начинаем эту историю, и наша задача — грамотно ее закончить», — говорит она. В этой статье мы разберем, как ответить на вопрос ребенка о существовании Деда Мороза, и выясним, должен ли этот разговор инициировать сам родитель.
Почему дети начинают сомневаться в существовании Деда Мороза?
По мере взросления дети становятся более внимательными, потому легко замечают ошибки родителей — находят спрятанные дома подарки или костюм Деда Мороза. Сомнения могут прийти и с развитием логического мышления, когда в волшебной истории внезапно выявляется слишком много несостыковок.
Кроме того, в старшей группе детского сада или в классе обязательно будут дети, в чьих семьях не поддерживается вера в Деда Мороза, и они, чувствуя свое превосходство над «малышами», обязательно расскажут им правду о существовании доброго дедушки.
Когда стоит рассказать ребенку правду о Деде Морозе?
Психологи рекомендуют родителям не инициировать разговоры с ребенком о реальности Деда Мороза, если у малыша не возникает никаких вопросов и сомнений.
«Нет ничего плохого в том, чтобы сохранить веру ребенка в сказку и чудо как можно дольше», — считает психолог Казанского университета Светлана Башинова.
Если же дети начинаю задавать вопросы, то родители могут трактовать это как сигнал о том, что им пора подготовиться к серьезному разговору, благодаря которому можно открыть правду, но при этом поддержать веру малыша в волшебство и научить его чему-то хорошему.
Как построить разговор о Деде Морозе?
Создать благоприятную обстановку
«Задача родителя — создать безопасную и любящую среду, в которой ребенку будет хорошо, даже когда он узнает то, что его расстроит», — говорит Мэг Энн Форд.
Сейчас особенно важно никуда не спешить и ни на что не отвлекаться, быть в полном контакте с ребенком. Поэтому если малыш пытается выведать у вас «всю правду» в торговом центре, то лучше всего предложить ему обсудить этот вопрос дома, но не отмахиваться от него полуответами в толпе и суматохе.
Нет ничего страшного в том, чтобы перенести разговор в более подходящие для этого условия. Но важно не игнорировать интерес ребенка и не притворяться, что вы забыли о его вопросах. Если вы предложили ему обсудить тему Деда Мороза дома, то обязательно сделайте это. Психотерапевт и коуч Эми Морин подчеркивает, что если ребенок начал задавать вопросы, значит, он хочет знать правду, и родители не должны ему отказывать в этом.
Узнать, почему ребенок начал сомневаться
Чтобы понять, как повести разговор дальше, нужно понять, чем вызваны вопросы ребенка. Поэтому психологи рекомендуют родителям поинтересоваться: «Почему ты спрашиваешь? Ты что-то подозреваешь? Что ты сам думаешь об этом?» Ответы ребенка зададут дальнейшее направление разговора.
Может быть, он стал сомневаться в истории про Деда Мороза из-за того, что кто-то рассказал ему об этом, или он прочитал в книжке что-то, что его смутило, или у него есть подозрения, что его письмо не дошло до Северного Полюса (Великого Устюга)? Может быть, на этот раз вопрос вовсе не в том, что малыш сомневается в существовании Деда Мороза, а в чем-то другом?
Обращать внимание на эмоции ребенка
Внимательно следите за эмоциональной реакцией ребенка: что он испытывает во время разговора о Деде Морозе, с какими чувствами задает вопросы, готов ли он, хочет ли узнать правду или ждет от вас подтверждения своей веры. Распознав эмоции ребенка и подключившись к ним, родителю будет проще построить с ним диалог.
Возможно, вашему ребенку очень важно до всего доходить самостоятельно, в таком случае вы можете с помощью наводящих вопросов привести его к тому, что он сам догадается об истинной природе Деда Мороза и ощутит удовлетворение от разгадывания очередной загадки.
Или ваш малыш очень боится осознать, что Деда Мороза не существует. В таком случае важно действовать постепенно, поддерживать ребенка физически и эмоционально, обнимая его, поглаживая по голове.
Осознать, чему вы хотите научить ребенка сказкой о Деде Морозе
В разговоре о Деде Морозе Эми Морин рекомендует опираться на ценности, верования и убеждения родителей. Задайте себе вопрос, олицетворением чего был в вашей семье Дед Мороз? Чему вы хотели научить вашего ребенка, рассказывая ему легенды о старике с мешком, полным подарков?
Часто дети видят в Деде Морозе лишь доброго волшебника, разносящего подарки, не понимая, что скрывается за этой историей. Разговор о том, что на самом деле Дед Мороз — это образ щедрости, доброты и заботы о других может помочь ребенку усвоить важный урок: чтобы творить чудеса необязательно быть волшебником, но важно быть добрым и щедрым по отношению к другим.
Ответить на вопрос о том, кто такой Дед Мороз на самом деле
Скорее всего, вы рассказали своему ребенку о Деде Морозе, чтобы в его жизни нашлось место чуду и волшебству. И он вовсе не должен терять это вместе с верой в доброго старика. Психологи рекомендуют оставлять детям маленькую надежду, лазейку для веры в чудо, возможность самостоятельно принять решение: верить в Деда Мороза или нет. Рано или поздно они сделают свой выбор.
Многие родители не спешат отказываться от фигуры Деда Мороза как таковой, но транслируют его образ как олицетворение добра. Он учит детей тому, что приятно не только получать, но и отдавать. Он показывает, что важнее всего — быть рядом с родными, разделить праздник с теми, кого ты любишь, и кто любит тебя.
Да, одного-единственного Деда Мороза не существует, но каждый человек, который хочет принести счастье другим людям, может стать добрым волшебником.
Даже первоклассник без бороды и тяжелого мешка. И его родители, которые хотят порадовать своих детей загаданными ими подарками.
Эту идею развила учительница из Техаса Лесли Раш. Она объяснила своим сыновьям шести и семи лет, что те уже достаточно большие, и она видит по их поступкам, что они действительно готовы стать… Дедами Морозами (Санта-Клаусами). Потому что настоящие волшебники — это те, кто творит чудеса своими руками и радует окружающих приятными сюрпризами.
Последователи методики воспитания Марии Монтессори рекомендуют честно рассказать ребенку о том, что фигура Деда Мороза была придумана, чтобы веселить людей во время новогодних праздников. Они советуют предложить детям сделать экскурс в историю, посмотреть как принято отмечать Новый год и Рождество в разных странах, что может стимулировать их интерес к археологии и антропологии.
Монтессори-педагоги подчеркивают, что отказ от фигуры Деды Мороза не означает отрицание самого праздника. Родители могут успокоить ребенка, что Новый год останется все тем же даже без Деда Мороза. Будут праздничные мероприятия, ритуалы и подарки.
Что делать после разговора?
Чтобы закрепить идею о том, что любой человек может стать Дедом Морозом и творить добро, родители могут предложить ребенку ввести новую семейную традицию — стать добрым волшебником для кого-то из членов семьи, друзей или тех, кто особенно нуждается в чуде.
Подтолкните своего приобщенного к взрослой тайне ребенка к идее подготовить для кого-то подарок, поддержите его в стремлении сделать кого-то счастливым, ничего не требуя взамен. Пусть он испытает ни с чем не сравнимое удовольствие от сделанного доброго дела.
Что если ребенок совсем не спрашивает про Деда Мороза?
По мнению психолога Кристины Кудрявцевой, родителям не стоит раскрывать тайну Деда Мороза, если дети не спрашивают их об этом. Без сомнений, в свое время они сами узнают правду. И если при этом они обойдутся без объяснений родителей, это означает, что они психологически готовы к этому открытию и, скорее всего, благодарны взрослым за то, что те всеми силами поддерживали в них веру в сказку.
Журналистка и мать четверых детей Анна Кудрявская-Панина в своей колонке писала о том, что решила не рассказывать своим детям правду о существовании Деда Мороза (хотя они и забрасывали ее вопросами и пытались подловить), а после спросила у своей 20-летней дочери, стоило ли ей рассказать им всю правду, на что дочь уверенно заявила: «Ты что, конечно, нет!» Так совместными усилиями вся семья продолжала «играть» в Деда Мороза много лет, и все получали от этого огромное удовольствие.
Нужно ли говорить ребёнку, что Деда Мороза нет
Товлис папа, Йоулупукки, Йыулувана, Санта Клаус, Дед Мороз – у главного волшебника зимы много имён. Но, как бы его ни называли, всё равно наступает момент, когда родители оказываются на распутье: говорить ребёнку о том, что бородатого старика не существует или нет?
С овсем скоро предновогодняя суета закружит всех в своём вихре. Полетят написанные детскими ручками письма в Великий Устюг с просьбой подарить машинку или куклу. И что тогда? Родители, конечно, в тайне от малыша отправятся в магазин на поиски заветного подарка, который ребёнок найдёт под ёлкой в новогоднюю ночь. Найдёт и поверит, что это сам Дедушка Мороз побывал у него, а взрослые будут рады, что им снова удалось убедить малыша в существовании седовласого.
Верю – не верю
Мой брат (меня он перерос)
Доводит всех до слёз.
Он мне сказал, что Дед Мороз
Совсем не Дед Мороз!
Он мне сказал:
– В него не верь! –
Но тут сама
Открылась дверь,
И вдруг я вижу –
Входит дед.
Он с бородой,
В тулуп одет,
Тулуп до самых пят!
Он говорит:
– А ёлка где?
А дети разве спят?
С большим серебряным
Мешком
Стоит,
Обсыпанный снежком,
Дед.
А старший брат
Твердит тайком:
– Да это наш сосед!
Как ты не видишь: нос похож!
И руки, и спина!
Я отвечаю: – Ну и что ж!
А ты на бабушку похож,
Но ты же не она!
Агния Барто «В защиту Деда Мороза», 1976 г.
Мы, взрослые, конечно, понимаем, что Деда Мороза не существует, но при этом нам хочется поддерживать веру детей в новогоднее чудо как можно дольше. Поэтому в ход идут разные способы, которые помогают убедить малыша, что Мороз есть: приглашённые в дом актёры, наряженный в костюм папа/брат/сосед, заказное видеопоздравление через Интернет. Пока одни мамы бесшумно делают из манной крупы псевдоследы Деда Мороза, другие пишут письма от его имени. Словом, способов подкреплять веру малыша в новогоднее чудо много. Работают они или нет? Об этом лучше спросить у детей.
– Веришь ли ты в Деда Мороза?
– Да, я верю, что он есть и приносит детям подарки ночью, когда они спят.
– А как Дед Мороз проникает в дома ребят?
– Я думаю, он перемещается через специальный портал. Он открывается, и Дед Мороз проходит в другой дом.
– Как ты понял, что Дед Мороз существует?
– Я с ним разговаривал по компьютеру, а раньше он ко мне в гости приходил, когда я маленький был.
– Кто в твоём понимании Дед Мороз?
– Мне кажется, это волшебник, который приходит по ночам и приносит детям подарки. Вернее, мне кажется это не сам Дед Мороз попадает в дом, а маленькие гномики. Они похожи на эльфов, они кладут подарки под ёлочку и быстро-быстро убегают.
– Что тогда в это время делает Дед Мороз?
– Он сидит на крыше в своих санях с оленями.
– Откуда ты об этом узнала?
– Я смотрела мультики про Деда Мороза: «Морозко», «Санта Клаус».
– Как ты думаешь, кто читает письма от детей: сам дедушка или помощники?
– Мне кажется, он сам читает. Ему ведь интересно, что пишут дети.
– Расскажи, пожалуйста, как Жора понял, что Деда Мороза нет?
– Жора был у бабушки в гостях и насмотрелся «Рен-ТВ». Сама знаешь, чего там только не расскажут серьёзным, внушающим доверие голосом. Приехал домой и не уснул. Тут началось: кошмары, бессонница, мерещились шорохи. По телевизору важный дядька сказал, что дьяволы, колдуны и духи существуют. Я пыталась объяснить, что подобные каналы просто зарабатывают на людях, что там всё неправда, на что последовал быстрый и уверенный ответ сына: «Мам, Дед Мороз же есть, а он – волшебник». Тут я поняла, что наступил момент, когда пора развеять розовое облако над головой 8-летнего ребёнка, потому что из-за кошмаров и недосыпания ухудшилось состояние. Я мягко рассказала правду и подкрепила сказанное его письмами желаний, которые хранила. Сын отреагировал спокойно, даже выдохнул, потому что ему на тот момент было важнее избавиться от монстров под кроватью, даже если вместе с ними придётся выставить за дверь и Деда Мороза с мешком. После Нового года он сказал, что радость от подарков и ощущение праздника были, но ожидания волшебства – нет. Единственное, чем был расстроен Жора, это то, что ему жалко уходящее детство.
– А ты сама верила в Деда Мороза, когда была маленькой?
– Я в детстве была мини-Шерлок: вечно везде совала нос и узнавала истину. Лет в 5-6 узнала правду о Морозе. Но проблема была в том, что я видела, как мои мама и бабушка стараются создать для меня новогоднее волшебство. Они даже писали письма от имени Мороза и бросали в почтовый ящик, чтобы я их нашла. Им хотелось сделать меня счастливее, чтобы я дольше верила в чудо. Мне лет до 11-12 приходилось удивляться каждому письму и подарку под ёлкой. Но не могу сказать, что от этого у меня не было ощущения праздника. Чувство какого-то волшебства не покидает меня и сейчас в новогоднюю ночь. А тогда я видела своих счастливых родных, их светящиеся глаза от того, что волшебство удалось, и было очень тепло на душе. Мне 30, моя мама до сих пор не знает, что я рано раскусила их с бабушкой. И бабушка умерла с чувством, что смогла сделать детство своей внучки волшебным и счастливым.
Мнение специалиста
Говорить ребёнку правду о главном волшебнике зимы или поддерживать веру в чудо – решает каждый родитель. С одной стороны, глядя, как малыш с надеждой пишет письмо, а потом под ёлкой ищет подарок, взрослые понимают, что в эти мгновения ребёнок счастлив. А с другой стороны, мамы и папы стараются не думать о той минуте, когда малыш узнает правду, ведь такая новость непременно расстроит кроху. Каждый родитель хочет продлить своему малышу ощущение волшебства. А может быть, лучше не внушать ребёнку ложные надежды? Об этом мы поговорили с практическим психологом и психоаналитическим психотерапевтом Екатериной Денисовой.
– Тема с Дедом Морозом, на самом деле, неоднозначная и вызывает споры среди мам, пап и психологов. Сторонники правды говорят: «Зачем врать, создавать иллюзии, а потом разрушать их?» А сторонники Деда Мороза говорят, что детям, до поры до времени, нужна сказка. Обе точки зрения имеют право на существование. Я бы ещё разделила эту тему на возраст детей и не была бы столь категорична. Многое зависит ещё от восприятия ребёнком окружающего мира.
Если мы берём малыша лет до шести, то, на мой взгляд, в сказке нет ничего плохого. Более того, через сказку ребёнок в себя встраивает некие идеалы правильности, честности, порядочности, доброты, помощи другим. И Дед Мороз – это такая же сказка, идеал, позитивный образ, который вносит некое волшебство в повседневную рутинную жизнь, в которой и так много «надо – не надо», «правильно – неправильно». И почему бы в определённом возрасте не поддержать, во-первых, культурную традицию; во-вторых, не дать ребёнку поверить в чудо? Вера в волшебство – это определённое поддержание оптимизма. Почему бы не дать возможность этой сказке быть, использовав её надлежащим образом, привнеся какие-то идеалы? Не просто сказать: «Если ты будешь хорошо себя вести, то Дед Мороз принесёт тебе игрушку», а развить эту сказку с точки зрения какой-то помощи тем, кто не надеется и не верит в чудо. Есть много новогодних сказок, которые можно привнести в воспитание, развитие ребёнка. Прежде всего, ожидание сказки, волшебства, радости, ведь это так чудесно, когда ребёнок действительно радуется.
– Стоит ли приглашать ряженого Деда Мороза к ребёнку?
– Всё очень индивидуально. Я сейчас говорю о детях до 6 лет. Я не приглашала, например, потому что мой ребёнок боялся ряженых, аниматоров, больших кукол. Ему было неприятно, поэтому у нас никто не переодевался на Новый год в Деда Мороза. Лично мне не нравится идея прихода чужого дяди, который неизвестно как эту сказку преподнесёт. Я бы не стала приглашать ряженого Деда Мороза, но это мой взгляд. Мне кажется, достаточно ожидания чуда, и, может быть, самое интересное именно в том, что ребёнок никогда и не увидит Деда Мороза. А вот приглашённый взрослый может оказаться разоблачённым: дети зачастую догадываются, что Мороз ненастоящий, борода не такая, носки, как у папы и т.д.
– Что касается детей младшего школьного возраста?
– У детей постарше уже начинает развиваться критическое мышление. Деда Мороза так никто и не увидел, а если и увидел, то как раз-таки ряженого. И дети начинают сомневаться, часто задают вопросы родителям: «Действительно ли существует Дед Мороз?» Это переломный момент. Если ребёнок по характеру аналитически мыслящий, приземлённый и понимает сам, что Деда Мороза нет, то продолжать сказку, возможно, бессмысленно: вы ставите себя в позицию лгуна, выдумывая историю там, где ребёнок в неё уже не верит. Бывает обратная ситуация: ребёнок повзрослел, вокруг него все говорят, что Деда Мороза нет, а он продолжает верить, и для него правда всё-таки травматична. Вот здесь важно выбрать момент и правильно объяснить, что Деда Мороза нет. Продолжать сочинять сказку, когда ребёнку она уже не нужна (обычно это случается в районе 10 лет), бессмысленно.
Скорее всего, если ребёнка воспитывали так, что чудо есть, то он будет помогать вам создавать эту сказку на Новый год вместе с вами. Просто вы будете складывать подарки под ёлочку, ожидать чего-то волшебного, даже зная, что эти подарки вы сами готовите друг другу. А старшие дети иногда помогают готовить сюрпризы. Так, у меня старший сын всегда с удовольствием участвовал в подготовке сюрприза для младшего, хотя сам был очень расстроен, что Деда Мороза нет. Для него это была как раз история про то, что «Дед Мороз должен быть». Зависит всё от того, как преподнести ребёнку, что Мороза нет. Для одних детей это нормально, для других – повод расстроиться.
5 советов родителям
Ориентироваться нужно, в первую очередь, на своего ребёнка. Моему сыну 9 лет, и он каждый год пишет письма Морозу. Когда ему было семь, он пришёл из школы и сказал, что ребята в классе говорят о том, что Деда Мороза не существует. Я тогда немного стушевалась, понимая, что вот он, момент – признаться или продолжать поддерживать веру. Осторожно спросила: «А ты сам как думаешь?» Сын ответил: «Я им сказал, что Дед Мороз есть, потому что он оставляет мне каждый раз подарки. Если бы его не было, то откуда бы взялись подарки?» – и побежал беззаботный играть. А я выдохнула: пусть ещё немного побудет ребёнком.
В каком возрасте нужно сказать детям о том, что Деда Мороза не существует (и нужно ли)
С Зубной феей разобраться несложно – в какой-то момент зубы перестают выпадать, и фея самоустраняется. Но как быть с Дедом Морозом? Когда-то ведь придется сказать, что подарки приносит вовсе не он.
😆 Я вообще не забиваю детям голову сказочками. У нас дома этой ерунды нет. Я учу свою дочь рациональному подходу к жизни. Все проблемы нужно решать логически, а не ждать подарков от каких-то там сказочных существ.
😬 Честно – я бы вообще молчал до последнего. Например, моя мама так и не сказала мне напрямую, что Деда Мороза не существует, а мне уже 42…
😊 Ой, я год назад где-то читал историю о том, как одна семья сказала детям, что каждый из нас – Дед Мороз, если он несет в мир добро и приятные события. Отличная идея!
😀 Мы сказали нашему старшему, когда ему было 11. Он сказал, что уже догадывался, но не хотел говорить об этом вслух, чтобы не расстраивать младшего – ему 2. Тогда мы сделали его членом «Секретного общества дарителей подарков», которое продолжало сохранять для малышей дух Нового года. Мы также обсудили с ним, как это прекрасно – радовать других и дарить им не только подарки, но и просто позитивные эмоции.
😅 Как тут понять. все обычно говорят «не нужно врать детям». И мне грустно от этого. Детство должно быть наполнено верой в волшебство. Конечно, можно до победного верить в сказки! Возможно, я лживый ужасный отец, но мои дети верят в Деда Мороза и Зубную фею. А еще мы читаем про Винни Пуха и Карлсона. Вот что вы тут скажете? Ведь медведь не может разговаривать и ходить в гости к кролику, а взрослый мужчина не может летать в штанах с пропеллером! Так что ли?
😇 Я сказал своему в его 9 лет, когда он уже пару лет как спрашивал – друзья ему растрепали, будто Деда Мороза не существует, и поэтому он начал сомневаться. И тогда я сказал ему, да, Деда Мороза не существует, но ты можешь стать им, чтобы радовать малышей и чтобы они ощущали праздник так, как ты сам ощущал его когда-то. И мы вместе пошли и выбрали несколько подарков для его младшего брата.