как реклама узнает о чем я говорил
В смартфоне появляется реклама с товарами из простых разговоров рядом с мобильным, это прослушка?
В интернете очень часто можно найти истории о том, что в смартфоне появляется реклама с товарами из простых разговоров рядом с мобильным: это прослушка? Таким вопросом задаются пользователи, начитавшиеся этих историй, а также те, с кем такое реально происходило. Давайте разберемся, так ли это на самом деле.
Прослушивает ли нас телефон?
Все эти истории имеют примерно одинаковое содержание. Пользователь говорил о каком-то товаре рядом с телефоном, а затем смартфон выдал ему рекламу этого самого товара. На основе такого совпадения и строятся конспирологические теории. Специалисты решили проверить, так ли обстоят дела на самом деле.
Были взяты смартфоны разных моделей, на которых запустили приложения самых крупных компаний, которые только могли продвигать рекламу среди пользователей. Одну группу гаджетов поместили в тихую комнату, а другую – в комнату, где постоянно говорили о собачьем корме. Такие действия повторяли в течение нескольких дней, но рекламу собачьего корма нигде так и не увидели.
Этот эксперимент дает основания полагать, что смартфоны не пытаются подслушать, о каких товарах мы говорим. Но неужели все эти истории просто совпадения? Это не совсем так. Смартфон вас не подслушивает, но это не значит, что он за вами не следит.
Откуда такие совпадения?
На самом деле, поставщикам рекламы совершенно не обязательно слушать ваши разговоры, чтобы знать, какой товар лучше предложить. У них есть свои сложные алгоритмы, которые никак не связаны с разговорами пользователей. Нужно понимать, что рекламодатель, ваш смартфон и приложения на нем знают о вас так много, что вы даже не можете себе этого представить.
Именно благодаря этому смартфон чаще всего выдает рекламу товара, который вас интересует. Вот и получаются такие совпадения. Согласитесь, если вы активно обсуждали с кем-то какую-то вещь, значит, она вас интересует, и, наверняка, вы дали телефону это понять не только своими словами. Наверняка, вы вбивали соответствующие запросы в поисковик, посещали тематические сообщества в социальных сетях или ходили по магазинам, где этот товар продается.
Так что, в каком-то смысле, смартфон действительно следит за пользователем, но вот прослушивать его нет никакой необходимости. Гаджет и так знает о вас достаточно много, чтобы понимать ваши интересы без слов. Хорошо это или плохо, пусть каждый за себя решает сам.
Ваш телефон Вас подслушивает: неоспоримые доказательства и способы спасения
Ваш телефон Вас подслушивает: неоспоримые доказательства и способы спасения
Прививка от коронавируса пищит на металлоискателе
Светится ли прививка от коронавируса в аэропортах
Вакцина определяется по Блютуз
Почему монета после прививки от коронавируса магнитится к месту укола
Excel не пишет в ячейке
По каким признакам можно точно определить, что телефон подслушивает и предлагает рекламу? Действительно ли массовая и незаконная коммерческая прослушка – реальный факт или, все же, бред параноиков? Ну, тех, которые носят телефоны в фольгированных чехлах и заклеивают вебкамеры непрозрачным скотчем?
Увы, но мы склонны думать, что смартфон действительно может периодически подслушивать хозяина, а после, предлагать подходящую его интересам рекламу. Кому и зачем это надо?
Зачем смартфоны подслушивают?
Такая прослушка позволяет более точно таргетировать рекламу, следовательно, повышать продажи заказчика. А значит, обогащать и владельцев цифровых ресурсов. Думаете, Google и Facebook разбогатели из-за своих замечательных продуктов? Основную прибыль и доход им приносит, именно, реклама. Это цифровой кислород для каждой Интернет-корпорации. Вы даже представить себе не можете, какой громадный финансовый оборот стимулирует реклама.
Подумайте только, в руках этих IT гигантов находятся личные данные миллиардов пользователей по всему миру. Разве ж они упустят такую возможность?! Вот почему телефон подслушивает, даже несмотря на очевидную незаконность подобных действий.
Симптомы слежки
Давайте разберем, как проверить, подслушивает мой телефон или нет, перечислим основные признаки слежки:
Кстати, эксперты по цифровой безопасности, при ответе на вопрос «могут ли нас подслушивать через мобильный телефон», тоже отвечают положительно. Следовательно, да, зачастую нам предлагают неслучайную рекламу.
Как проверить телефон?
Как видите, симптомы, перечисленные выше, предлагают лишь косвенные доказательства. Официальный ответ любой IT-компании: «Технологии прослушивания не существует, аудиовозможности телефонов никак не используются, сбор и передача информации рекламодателям не осуществляется».
Однако, мы, все же, убеждены, телефон подслушивает и поэтому выдает рекламу, точно в цель. Как можно проверить смартфон?
Иногда, узнать наверняка, подслушивает твой телефон или нет, как бы сложно это ни было, можно, только методом эксперимента. Придумайте любую странную для себя тему, например, «банные шапочки из войлока», и активно мусольте ее с друзьями. И внимательно следите за рекламой, которую начнет предлагать смартфон. Только ни в коем случае не сёрфите эту тему в сети, иначе результат эксперимента будет неточным. И не берите именно наш вариант, вы же о нем прочитали с электронной страницы сайта.
Как сделать так, чтобы телефон не подслушивал?
Ну что же, как понять, что тебя подслушивают по телефону, а потом предлагают соответствующую рекламу, мы разобрали. Кстати, вы будете удивлены, но многие специалисты уверены, подобную слежку ведут и ваши браузеры, и навигатор в машине, и даже умные часы на вашем запястье.
А потому, перейдем к самому важному: выясним, как запретить телефону подслушивать. Существует несколько способов:
Сказать наверняка, подслушивают ли нас наши смартфоны, мы не можем. Но, неслучайные случайности случаются и это факт. Нам действительно очень часто предлагают поразительно актуальную рекламу, словно подслушивают. Возможно, искусственные интеллекты цифровых компаний стали настолько умными, что уже умеют прогнозировать направление наших мыслей (что печально). Или, просто, научились строить идеально точные поведенческие модели, отталкиваясь от известных данных (пол, возраст, местоположение). А что думаете вы?
Хотели знать, почему реклама такая точная? Вот как смартфон сливает ваш каждый шаг
Когда вы в последний раз читали соглашение конфиденциальности? Если прямо сейчас загляните в любое из них, то удивитесь, как много отдаёте информации о своей жизни.
Юристы и маркетологи аккуратно заворачивают формулировки в «ваша приватность важна для нас» и «данные помогут нам давать лучшие рекомендации».
Как получилось, что уберечь особо деликатные сведения вроде местонахождения и контактов с другими не могу ни владелец смартфона, ни производитель, ни даже разработчик приложения, через которое утекают данные?
Ниже во всём этом и разберёмся. Хорошего не ждите.
Шпион внутри ПО. Что такое SDK и зачем он нужен
Когда компания хочет, чтобы программисты быстрее писали ПО под платформу, она выпускает набор средств разработки, который называется SDK от Software Development Kit.
Такие пакеты выпускают и для сервисов, и для устройств. Например, такие есть у продуктов Apple или PlayStation.
SDK упрощает доступ к железу или коду платформы, под которую создают новое приложение.
Например, вы точно видели кнопку «Войти с Facebook».
Она работает на основе готового набора алгоритмов.
Благодаря этому разработчику приложения не нужно придумывать последовательность, по которой вас будет перебрасывать в систему авторизации компании. Или ковыряться в том, как оно будет работать «под капотом».
В программы ставят чужой код, чтобы сэкономить
На разных сайтах вам наверняка попадалась карта от Яндекса, где уже были указаны готовые метки барбершопов или зоны покрытия LTE.
Карта работала, словно вы просто открыли приложение, потому что на сайт встроили MapKit от самого Яндекса. Здесь уже придумали логику работы, нарисовали кнопки, добавили все ссылки и анимировали карточки с информацией.
Сайту останется только выбрать тариф и вставить готовой набор. По тарифу Яндекс либо получает деньги, либо данные об использовании.
У держателей платформ есть и другие мотивы выпускать SDK помимо прибыли и ускорения разработки.
Иногда компания даёт доступ к частям своих наработок для сбора информации. Особенно это выгодно поисковикам, которые строят бизнес на таргетированной рекламе.
И сейчас это серая зона работы с информацией во всём мире.
Разработчики не знают, какие данные и куда отправляет их приложение
С начала пандемии Zoom заслужил репутацию ненадёжного сервиса после ряда скандалов, связанных с ненадёжным соединением, утечками и вводом шифрования только для платных аккаунтов.
Недавно в компании обнаружили, что в их приложении на iOS та самая кнопка «Войти с Facebook» собирает информацию о девайсе и отправляет её напрямую в соцсеть.
И всё это случалось в обход разработчиков Zoom. Сейчас компания обрезала такой тип авторизации своими средствами, однако большинство приложений продолжает его поддерживать.
Один из трёх моих рабочих столов. Бирюзовым выделил приложения, которые с помощью SDK могут транслировать данные в фирмы-трекеры
По набору выше Facebook быстро составляет портрет владельца, тем самым удачнее настраивает рекламу и повышает её эффективность.
Поэтому организации стараются внедрить свои SDK по максимуму в чужие приложения. Ведь менять их нельзя, а упаковать туда трекеры не так уж и сложно.
SDK в приложениях играют роль cookies на сайтах.
Набор инструментов со строчками кода от компаний есть в большинстве приложений.
Учитывая, что свой смартфон вы не выпускаете из рук, а пакет разработки функционирует без остановки, слежка идёт постоянно.
Тот же Instagram со своим пугающе точным таргетингом работает настолько хорошо, потому что его материнская компания Facebook собирает о вас информацию из любого приложения, где есть
Таргетинг – механизм в рекламе, который сокращает аудиторию объявления до максимально внушаемой за счёт правильного подбора пола, возраста, доходе и десятка других ключевых особенностей личности.
Мы либо подписываемся на слежку, либо выкидываем смартфон
После того, как ВОЗ официально назвала проблему с COVID-19 пандемией, компания по визуализации данных Tectonix вместе с трекинг-организацией X-Mode Social выпустили вирусный ролик о социальной дистанции.
В нём было видно, как во время весенних каникул люди приехали отдыхать на один и тот же пляж, а затем разъехались обратно по всей стране.
Отчёт дал два жутких вывода:
А. Вирус за неделю может охватить континент.
Б. У нас нет контроля над данным о своём перемещении.
Сколько раз вы нажимали на галочку «согласен с условиями конфиденциальности», не читая положений? Точно больше сотни, не скрывайтесь.
И это нормально, ведь вы встречаете полотно текста, а отказаться от требований не можете. Ведь тогда не попадёте в приложение или сервис, который вам нужен для работы, по учебным или семейным делам.
Особенно падает бдительность, если конкретным редактором документов, мессенджером или соцсетью с подозрительными условиями уже пользуются все вокруг.
Кому именно выгодно знать о вас всё
Об истории с антиковидными флешками кто-то подумает, что сами виноваты. Мол, знаний не хватило унюхать развод.
Но, если бы продвигаемые посты с болванками заменили на социальную рекламу, то люди бы не панически опустошали кошельки, а стали бы лучше осведомлены о ситуации.
У BBC есть отличный пост о типах людей, из-за которых появляются ложные новости. И больше половины из них – те, кто напрямую работают с рекламой или пропагандой:
1. Тролль пишет для развлечения (нет рекламы)
2. Мошенник продвигает средства для борьбы с проблемой (использует рекламу)
3. Политик толкает инициативы, чтобы остаться у власти (использует рекламу)
4. Инсайдер оказывается необразованным проходимцем (нет рекламы)
5. Звёзда поднимает свой рейтинг на острых проблемах (использует рекламу)
6. Конспиролог пишет псевдонаучные статьи для трафика (использует рекламу)
7. Обычный читатель репостит и пересылает лично вирусные новости (нет рекламы)
И до вас абсолютно точно доберётся один из десятков баннеров во ВКонтакте, Instagram, Facebook, Пикабу, Reddit или Twitter от кого-то из этой группы.
А произойдёт это благодаря тому самому цифровому портрету, который так легко составить через SDK.
Отдел продаж, сотовые операторы и силовые структуры тоже видят вас насквозь
Приложение для отслеживания своего перемещения Life Cycle признаётся в пользовательском соглашении, что отправляет полученную информацию рекламным компаниям. А ещё хранит её где попало
Нам дают только один выбор: вы закрываете нужную программу или раздаёте свои персональные данные кому попало.
Именно так в X-Mode получили данные о положении отдыхающих. Фирма сотрудничает с Unacast и Cuebiq, которые собирают данные по сотовым операторам через SDK в приложениях.
Сейчас свою работу компании оправдывают борьбой с пандемией, и у такого подхода есть сторонники.
Однако часто случается так, что данные попадают не фирмам-однодневкам, а правоохранительным органам. И те могут использовать информацию как угодно.
Так Wall Street Journal опубликовала отчёт о том, что администрация Трампа купила доступ к локации иммигрантов.
Их отслеживали через игры, магазины и агрегаторы погоды в случае, если пользователь давал доступ к своей локации.
Демографические графики выходивших на митинги в разных городах США от Mobilewalla
Другим примером стала Mobilewalla. В компании составили подробную базу 17 000 протестующих после убийства Джорджа Флойда.
В отчёте они показали распределение вышедших на улицу по полу, расы, возрасту и месту проживания в 4 крупных городах США, включая Нью-Йорк и Лос Анджелес.
Скорее всего, эти люди не подозревали о том, как много данных непрерывно транслируют абсолютным незнакомцам.
Примеры выше были американскими компаниями, которые не стесняются демонстрировать свою работу. В России ситуация обсуждается меньше, но интервью и разборы на эту тему тоже есть.
Если не пугает реклама, то бойтесь контроля
Допустим, вам всё равно на таргетированные объявления. Ну показывают постеры и показывают, не вредят ведь.
Только такими размышлениями легко забыть о совсем недавних событиях.
Чуть больше месяца назад Twitter начал помечать фейком твиты, если в них одновременно упоминают коронавирус и 5G.
А случилось это из-за того, что домыслы о сетях нового поколения разошлись слишком сильно. Люди без остановки обсуждали совпашие по времени пандемию и развёртывание новых вышек.
С помощью персональных данных агенства искали наиболее уязвимые группы, способные поверить в ложь о вреде 5G и купить бесполезную болванку за огромные деньги.
IT‑гиганты дают отпор, но многое зависит от пользователя
iOS стала одной из самых богатых систем на настройки приватности
Те, кто не зарабатывают на таргетинге, вроде Apple, стремятся максимально отгородить себя от скандалов и ставят сохранность данных в главный приоритет.
А вот Google живёт за счёт рекламы, и её страница о конфиденциальности выглядит скорее как список оправданий.
Однако обе корпорации обновляют свои операционные системы так, чтобы у нас было больше контроля над данными. Получается игра между маркетологами и безопасниками. Одни ищут лазейки для слежки, а другие пытаются их закрыть.
Чтобы максимально ограничить доступ к своим данным хотя бы на уровне системы, выполняйте несколько простых действий:
1. Разрешайте доступ к локации только на один раз, если это не карты. Instagram, Facebook, Twitter, Viber и другие соцсети экстремально часто собирают данные о местоположении.
2. Регистрируйтесь через свой e-mail или кнопку «Войти с Apple». Не используйте привязку через соцсети.
3. Давайте доступ к микрофону, только если это действительно необходимо.
4. Проверьте данные, которыми вы согласились делиться. В iOS найдёте пункты в Настройки > Конфиденциальность > Аналитика и улучшения.
5. Не разрешайте доступ к фото, локации, микрофону или камере играм, фоторедакторам и другим приложениям, не связанным с вашими задачами.
Впереди долгая борьба за тайну данных
Как после любой научно-технической революции, мир должен научиться жить с её последствиями.
Мы почти мгновенно получили блага от взрывного роста продаж смартфонов и носимой электроники. Но ещё ни в одной стране мира не принят комплексный закон об охране частной цифровой жизни.
И он обязан появиться как можно скорее.
И в то же время в кармане почти каждого второго на планете лежит брусок, который настежь открыл дверь к тому, где мы бываем, что едим, с кем общаемся, сколько спим и на что тратим нашу зарплату.
Маркетинговые компании знают о нас больше, чем мы о себе. И кто-то должен дать им отпор.
Потому что, давайте честно. Сейчас уже никто в здравом уме не оставит свой смартфон дома. [Vox]
Спам-звонки: откуда у рекламщиков ваш номер и как с ними бороться
Согласитесь, знакомая картина: только обзавелись новой симкой, а уже в скором времени вам начинают названивать представители салонов красоты, банков и страховых компаний, продавцы театральных билетов, товаров и услуг. На вопрос: «Откуда у вас мой номер?» — отвечают уклончиво. Давайте разберемся, откуда у кол-центров ваш телефон и как минимизировать спам-звонки.
Как рекламщики получают контакты
Способов несколько: чаще всего вас «сдает» знакомый (например, надо указать данные трех друзей, чтобы получить скидку) или вы сами даете разрешение на то, чтобы вам направляли предложения. Обычно вы даже не догадываетесь, что при заполнении заявления на дисконтную карту или установке мобильного приложения соглашаетесь на передачу данных третьим лицам — это пишут мелким шрифтом. Поскольку полный текст условий предоставления бонусов почти никто не читает, номер телефона отправляется в свободное плавание.
Затем базы перепродают (в интернете легко найти продавцов), и концов найти практически невозможно. В России часто сообщают об утечке данных граждан, поэтому неудивительно, что условия конфиденциальности нарушаются. Рекламщики покупают базы и выделяют целевую аудиторию под запрос, данные абонентов передают в кол-центры, а те обзванивают людей с предложениями товаров и услуг.
Есть еще один способ сбора личных номеров — парсинг (отлавливание) в интернете: когда пользователь оставляет свой телефон на каком-нибудь сайте или в соцсетях, программы-«пылесосы» или сервисы по обработке «куки» собирают их и продают.
Разве это законно?
Рассмотрим юридическую сторону вопроса: законно ли покупать базы номеров, проводить парсинг и писать условия договоров мелким шрифтом? По закону «О персональных данных» личные контакты можно передавать только с разрешения обладателя, а по закону «О рекламе» нельзя звонить людям с предложениями, которыми они не интересовались. Поэтому с правовой точки зрения такие звонки незаконны, а нарушителям грозит штраф.
Однако на практике привлечь компанию-спамера к суду непросто. Для того, чтобы засудить ее, необходимо собрать доказательства: прежде всего, записать разговор, дабы зафиксировать факт нежелательной рекламы. Правда, перед этим необходимо предупредить собеседника, что беседа будет записана. На поверку почти в 100 % случаях окажется, что номер звонящего оформлен на подставное лицо, а сам он не даст четких разъяснений, откуда у него ваш телефон. Поэтому вряд ли записи разговора будет достаточно для того, чтобы обратиться в полицию.
«+7» или «8» в номере телефона: в чем разница и на что это влияет? Разбираемся:
Как защититься от спама?
Абсолютно надежной защиты от назойливых предложений нет, но можно их ограничить. Проще всего заблокировать незнакомые номера: либо все, что не записаны в ваши контакты (это делается в настройках или через специальное приложение), либо номер каждого спамера вручную. В некоторых телефонах есть возможность блокировки SMS по ключевым словам.
Есть способ более прицельного удара по спамерам, чтобы не терять полезные звонки. Можно установить утилиту типа Truecaller или приложение «Яндекс Карты». Они «пробивают» номер по спам-базам и показывают на экране название компании, из которой идет звонок. Звонки спамеров-«рецидивистов» сервисы отсекают, но свежих нарушителей покоя берут на карандаш не сразу. В общем, рекомендуем следить, где и на каких условиях вы оставляете свой номер, или завести для регистрации в сервисах отдельные симку и email, а основные контакты не «светить».
Мошенничество со словом «да», это реально?
От знакомых узнал о мошенничестве по телефону: мошенник провоцирует человека сказать «да», записывает его голос, а потом использует запись, чтобы снять средства со счета.
Так правда бывает? Что делают банки, чтобы обезопасить от такого клиентов? Как еще могут использовать запись моего голоса?
Если коротко, то нет, так не бывает. Для перевода денег по телефону необходимо пройти несколько уровней идентификации. Одной записи голоса будет недостаточно.
Но мошенники и правда могут использовать запись вашего голоса против вас. К счастью, этому обычно легко противостоять.
Распознавание голоса в банке
В колцентрах банков действительно есть системы, которые определяют людей по голосу. А еще клиентов узнают по кодовому слову, уникальному идентификатору симкарты и даже лицу. Мы уже рассказывали, как все это работает и зачем нужно.
Если кратко, автоматическое распознавание помогает быстрее узнать клиента и решить его проблему, но решения принимает оператор. Скажем, если клиент звонит узнать адрес ближайшего банкомата, оператор ответит без лишних вопросов. А если звонящий хочет перевести деньги, то оператор запросит дополнительные сведения.
Диалог с операторами всегда вариативен. Мошенник не сможет предугадать, какие вопросы ему зададут. Даже если он запишет, как вы говорите «да», «нет», «добрый день» и «переведите деньги по номеру карты», то этого будет недостаточно для полноценного диалога. Оператор заметит, что речь и интонация неестественны. У мошенника не получится снять ваши деньги, даже если он запишет вашу просьбу это сделать.
Кроме того, оператор не может перевести деньги на какую угодно карту: только на те, что клиент добавил в личном кабинете.
С помощью вашего голоса мошенники не смогут украсть деньги в банке, но могут попытаться развести на деньги вас.
Биометрические данные
С июля 2018 года вступил в силу федеральный закон, который позволяет банкам собирать биометрические данные клиентов. Это не инициатива конкретного банка, а система, которая организована на государственном уровне. По желанию клиента можно передать в банк образцы голоса и внешности, а потом открывать счета и брать кредиты хоть из магазина или из дома. В банк ходить вообще не придется.
Пока банки ее внедряют и тестируют, но уже есть случаи, когда счета открывали голосом и по образцу внешности.
Биометрические данные собирают не как угодно, а по правилам, которые установил закон. Хранят их под защитой. Это сложная система, которая не позволит мошенникам получить доступ к счетам, используя только записанный голос. Но если мошеннику попадет еще и телефон с персональными данными и приложением, то есть риск потерять деньги.
Хотя биометрические данные хранятся на государственной платформе и надежно защищены, все равно нужно соблюдать меры безопасности. Банки будут использовать дополнительные способы защиты, включая отслеживание сумм переводов и типичных операций по счету. Но это не повод раздавать свои данные и не следить за телефоном. Мы еще расскажем, как работает этот закон и какие возможности будут у клиентов банков, когда все заработает в нормальном режиме.
Зачем мошенникам ваш голос
Я знаю несколько схем развода с помощью записи голоса. К счастью, они встречаются редко.
Как-то моему другу позвонили мошенники под видом соцопроса. В ходе разговора он несколько раз ответил «да, конечно» и «разумеется». Через некоторое время ему пришло письмо с аудиозаписью: мошенники нарезали ответы так, что все выглядело как разговор, в котором друг соглашается на сексуальные услуги другого мужчины. Мошенник потребовал перевести 50 тысяч рублей на кошелек «Киви», а иначе грозил разослать запись друзьям в соцсетях. Он даже заранее подготовил их список.
У этой схемы могут быть другие варианты. Например, ваши слова монтируют в разговор так, что вы якобы соглашаетесь на какую-то покупку, и требуют ее оплатить.