как сгду обеспечивает уплотнение ротора цбн что является уплотняющей средой
Компрессорное оборудование с сухими газодинамическими уплотнениями (СГУ)
Ныне большинство новых нагнетателей, входящих в ГПА создаются с применением СГУ.
В газовой промышленности для транспортировки природного газа на дожимающих (ДКС) и линейных компрессорных станциях (КС) магистральных газопроводов (МГП) используются газоперекачивающие агрегаты (ГПА), имеющие в комплектации нагнетатели с сухими газодинамическими уплотнениями (СГУ).
Ныне большинство новых нагнетателей, входящих в ГПА, создаются с применением СГУ.
СГУ активно включаются в состав нагнетателей при реконструкции и модернизации ГПА.
Конструктивно СГУ могут быть одиночными, либо двойными, расположенных в одном картридже.
При этом, первичный газовый затвор действует как основной, а вторичный является резервным.
Напомним, что затраты на компрессор за весь период его работы складывается из инвестиционной стоимости оборудования, затрат на расходные материалы и техническое обслуживание.
Принцип работы СГУ.
Отфильтрованный природный газ (уплотняющий или буферный) подается в полость между картриджем уплотнения и внутренним лабиринтом.
Большая часть этого газа перетекает назад в компрессор по внутреннему лабиринту, обеспечивая отсутствие жидкости и механических частиц в уплотняющей полости, которые могут повредить газовый затвор.
Небольшая часть подаваемого газа поступает через уплотняющий зазор в полость между картриджами 1 й и 2 й ступени.
Эта полость вентилируется, и утечка отводится на свечу.
Картридж 2 й ступени уплотняется газовой утечкой из 1 й ступени или разделительным газом, используется в качестве опции при повышенных требованиях к безопасности техпроцесса или действует в качестве резервного уплотнения.
Барьерное уплотнение предназначено для изоляции газового уплотнения от подшипниковой камеры и предотвращения попадания масла на уплотнительные поверхности и служит последним рубежом защиты на случай катастрофических разрушений газовых затворов 1 й и 2 й ступени.
Конструктивно барьерное уплотнение выполняется в виде лабиринтного уплотнения или сегментного графитового кольца.
Уплотнение достигается за счет подачи буферного воздуха.
Графитовое кольцо, из-за меньшего зазора с валом компрессора, дает преимущество за счет более низких требований к расходу буферного воздуха по сравнению с лабиринтными барьерными уплотнениями.
Использование СГУ в составе ГПА требует установки оборудования, обеспечивающего подачу уплотняющего (буферного) газа с заданными параметрами к картриджам СГУ на всех режимах работы ГПА и барьерного воздуха с заданными параметрами к барьерным уплотнениям.
Источник уплотняющего природного газа должен обеспечить превышение давления уплотняющего газа над расчетным давлением (Р1+Д) на величину не менее 3,5 кгс/см 2 на всех режимах работы ГПА, в тч аварийной и нормальной остановке, запуска ГПА, работу на режиме «Кольцо», режимы с малыми степенями сжатия, в точке подключения для обеспечения адекватного регулирования величины перепада «газ-газ».
В системах СГУ, применяемых ныне на объектах газовой промышленности на нагнетателях ГПА для обеспечения требуемого перепада между давлением буферного газа и полостью всасывания, буферный газ отбирается из коллектора нагнетания (если на КС работает по крайней мере один ГПА), иначе природный газ отбирается на входе в ГПА.
Снижение требуемого перепада давления или его отсутствие на всех режимах работы ГПА вызывает прорыв неочищенного газа с нагнетания компрессора к СГУ и вывод его из строя.
Применение дожимной компрессорной установки (ДКУ) позволяет повысить автономность ГПА, надежность работы СГУ и увеличить ресурс ГПА.
Как сгду обеспечивает уплотнение ротора цбн что является уплотняющей средой
Что такое сухое газодинамическое уплотнение? Что такое Стандарт API 617?
Сухие газодинамические уплотнения похожи на торцевые уплотнения, но механического контакта между уплотняющими втулками при нормальной работе нет. Поэтому такие уплотнения нашли свое применение в высокоскоростных машинах, например, в компрессорах перекачки природного газа.
Проблема при использовании традиционных «масляных» уплотнений, т.е., обычных торцевых уплотнений в двойном режиме по Плану 54, состоит в риске перегрева из-за высоких окружных скоростей, особенно, если при этом и давление среды высокое. Природный газ под давлением 70 кгс/см2 и при частоте вращения 6500 об/мин очень сложно уплотнить обычным «масляным» уплотнением. При таких высоких значениях pv, торцевое уплотнение должно иметь высокий нормированный уровень протечек для предотвращения перегрева и отказа. Основная часть протечек собирается и возвращается в маслобак, но не вся. Какое-то количество барьерной жидкости попадает в компримируемый газ. Для одних потребителей это «всего лишь» стоимость масла, часто 1-3 бочки в день. Для других потребителей это другие потери, например, потери от загрязнения дорогостоящего катализатора (водородные компрессоры на НПЗ).
В отличие от «масляных» уплотний, в «сухих» уплотнениях контакта между уплотняющими втулками нет и, соответственно, нет нагрева. Между уплотняющими втулками имеется малый зазор из-за «всплывания» втулки с канавками над гладкой втулкой. В двойном уплотнений барьерный газ азот попадает в процесс. Если попадание азота в процесс недопустимо, то используется либо тандемное, либо тройное уплотнение.
Все изготовленные и даже лишь отремонтированные уплотнения подвергаются испытаниям по процедуре, описанной в стандарте API 617. Во время испытаний проверяется отсутствие контакта уплотняющих втулок в различных режимах, а также обеспечивается требуемый уровень расхода (протечек) газа.
Так как сухие газодинамические уплотнения используются, в основном, для уплотнения валов компрессоров (нагнетателей), то они изготавливаются по требованиям стандарта для компрессоров API 617. Некоторые технические требования также указаны в стандарте API 682 (стандарт по торцовым уплотнениям), так как сухие уплотнения используются также и для уплотнения валов насосов.
Говоря о насосах, применение в насосах сухих уплотнений пока что весьма ограничено из-за более высокой цены, в то время как применение сухих уплотнений в компрессорах стало преобладающим.
Газовая промышленность № 12 2016
Транспортировка газа и газового конденсата
Технология сухих газодинамических уплотнений (СГДУ) для герметизации роторов газовых компрессоров используется с 70х гг. ХХ в. Эксплуатационные преимущества СГДУ предопределили их широкое применение в центробежных компрессорах (ЦБК) газоперекачивающих агрегатов ПАО «Газпром». Сегодня парк ЦБК с СГДУ составляет более 700 ед. В связи с этим актуальны вопросы обеспечения надежной работы уплотнений.
Наиболее распространены СГДУ двухступенчатой конструкции (рисунок), состоящие из двух последовательно расположенных уплотнительных пар (основной и страховочной). Каждая пара состоит из твердосплавного вращающегося седла (роторная часть) и подвижного в осевом направлении торца, изготовленного из материала на основе графита (статорная часть). Специальные канавки на поверхности седла при вращении захватывают газ и создают области повышенного давления в стыке «седло – торец». Этим давлением торец отжимается от седла на величину рабочего зазора примерно 3 мкм.
В результате достигается бесконтактная работа уплотнительных пар с очень небольшим зазором, что позволяет, с одной стороны, исключить интенсивный износ уплотнительных пар, а с другой –
минимизировать величину протечек газа через уплотнение.
В связи с небольшими зазорами в уплотнительных парах они должны работать на очищенном от мехпримесей газе, так как любые частицы размером более 3 мкм вызовут повреждение поверхностей седла и торца с последующим отказом СГДУ. Поэтому в полость перед первой ступенью подается специально подготовленный буферный газ (БГ), имеющий необходимую степень чистоты. Для предотвращения попадания недостаточно чистого перекачиваемого газа в уплотнение БГ должен иметь давление, на 10. 20 кПа превышающее давление газа в уплотняемой полости.
Протечки газа после обеих ступеней СГДУ отводятся на свечу. Для обеспечения взрывозащиты подшипника ЦБК в полость после второй ступени подается барьерный воздух (БВ), который за счет повышенного давления исключает попадание газа в подшипник. Так как БВ контактирует с деталями уплотнительной пары второй ступени, он также должен иметь необходимую степень очистки.
Помимо требований к чистоте от мехпримесей важно исключить риск выпадения конденсата из БГ и БВ, так как сконденсировавшиеся углеводороды или влага вызывают нарушение работы уплотнительных пар (залипание торца, забивание канавок седла, вспучивание поверхности торца и пр.) и коррозию в расточке корпуса ЦБК. Риск выпадения конденсата из БГ и БВ определяется, с одной стороны, степенью их осушки, с другой – минимальной температурой БГ и БВ при работе.
Степень осушки сред зависит от применяемой технологии. Если при подготовке БГ и БВ не применяется дополнительная осушка, то содержание тяжелых углеводородов и влаги в БГ соответствует характеристикам перекачиваемого газа, а содержание влаги в БВ соответствует влажности атмосферного воздуха. Следует отметить, что осушка БГ и БВ может достигаться только путем использования специального оборудования. Это может быть либо охладительная установка с сепарацией конденсата, либо адсорбционная установка с регенерацией адсорбента. Обе технологии достаточно сложны и затратны, в связи с чем осушка БГ и БВ широко не применяется.
Минимальная температура БГ имеет место в камере между уплотнительными парами первой и второй ступеней СГДУ. Это обусловлено тем, что температура газа интенсивно снижается при его дросселировании в рабочем зазоре первой ступени вследствие эффекта Джоуля – Томсона. Уровень температуры в этой полости зависит от начальной температуры БГ, подаваемого в СГДУ, и перепада давлений, срабатываемого на первой ступени. Минимальная температура БВ реализуется при его контакте с охлажденными деталями СГДУ, уровень температур зависит от начальной температуры БВ и температуры омываемых деталей СГДУ. Также необходимо учитывать теплообмен БГ и БВ с торцевыми крышками ЦБК, по каналам в которых среды подводятся к СГДУ (рисунок).
Таким образом, при выборе температуры БГ, подаваемой к ЦБК, необходимо учитывать:
· уровень входного давления перекачиваемого газа (так как от него зависят перепад БГ, срабатываемый на первой ступени СГДУ, и соответствующее падение температуры БГ);
· уровень входной температуры перекачиваемого газа (от нее зависят температуры торцевых крышек ЦБК и, соответственно, снижение температуры БГ в их каналах);
· температуру точки росы перекачиваемого газа по тяжелым углеводородам (ТТРув) и воде (ТТРв)
при давлении БГ в камере перед первой ступенью СГДУ (так как здесь газ контактирует с деталями, охлажденными сдросселированным в первой ступени газом).
Аналогично при выборе температуры БВ должны быть учтены:
· уровень входного давления перекачиваемого газа (так как от него зависит температура деталей второй ступени СГДУ, охлажденных сдросселированным в первой ступени газом);
· уровень входной температуры перекачиваемого газа (от нее зависит снижение температуры БВ в каналах торцевых крышек ЦБК);
· диапазон изменения влажности и температуры атмосферного воздуха (климатическая характеристика объекта).
Недостаточно полный учет перечисленных условий эксплуатации при выборе температур БГ и БВ обусловливает конденсатообразование в узлах СГДУ и их отказы. Подтверждением тому является освещенный ниже опыт эксплуатации ЦБК с СГДУ на компрессорных станциях (КС) магистрального газопровода (МГ) «Бованенково – Ухта».
Условия эксплуатации ЦБК на заполярном участке данного МГ характеризуются следующим:
• давление перекачиваемого газа на входе ЦБК: 8,0. 9,0 МПа (изб);
• температура перекачиваемого газа на входе ЦБК: –15. 5 °С;
• ТТРув перекачиваемого газа: –4. –9 °С (при 8,0. 9,0 МПа);
• ТТРв перекачиваемого газа:–6. –13 °С (при 8,0. 9,0 МПа);
• относительная влажность атмосферного воздуха: от 80 % до состояния насыщения при текущей температуре;
• температура атмосферного воздуха: –40. 20 °С.
При данных условиях температура БГ при дросселировании в первой ступени СГДУ до давления около 20 кПа (изб) снижается на 40. 50 °С. Поэтому для исключения конденсатообразования необходимо иметь температуру БГ, подаваемого к СГДУ, не менее 45. 50 °С, чтобы избежать появления отрицательных температур в уплотнении. С учетом охлаждения в крышках ЦБК это требует подавать БГ к фланцу ЦБК с температурой на уровне 50. 55 °С.
Что касается БВ, то для исключения конденсатообразования необходимо поддерживать такие условия, чтобы температура воздуха в уплотнении не понижалась ниже его текущей ТТРв. Для этого проще всего обеспечить превышение температуры БВ над температурой уличного воздуха с необходимым запасом. Этот запас (с учетом охлаждения в каналах крышек ЦБК) целесообразно предусматривать на уровне не менее 30 °С.
Данные требования к температурам рабочих сред СГДУ не были учтены при разработке систем подготовки БГ и БВ в составе оборудования ГПА, эксплуатирующихся на ряде КС МГ «Бованенково – Ухта». Температуры БГ, подаваемого к фланцам ЦБК, составляли 15. 30 °С, температуры БВ – около 20 °С при температуре уличного воздуха 10 °С (в осенний период).
В результате произошло множество отказов СГДУ по причине разгерметизации первой и второй ступеней. На четырех КС, оснащенных одинаковыми ГПА, в течение года произошло 17 отказов. Отказы преимущественно происходили в периоды, когда температура газа на входе ЦБК опускалась ниже –5 °С. Бόльшая часть отказов, связанных с разгерметизацией второй ступени, произошла в наиболее влажный летнеосенний период года.
При ревизиях отказавших СГДУ обнаружены углеводородные отложения и влага на деталях, повреждения уплотнительных пар, залипание подвижных торцов. Таким образом, все отказы произошли по причине выпадения конденсата из БГ и БВ непосредственно в узлах СГДУ.
В результате обследований систем подготовки БГ и БВ были выявлены следующие недостатки их работы:
· недостаточная температура БГ, подаваемого к ЦБК;
· завышенный расход БГ относительно расчетных величин;
· недостаточная пропускная способность фильтров БГ;
· недостаточный подогрев БВ при работе системы подготовки воздуха в «летнем» режиме.
Недостаточная температура БГ в значительной мере обусловлена теплопотерями во внешнюю среду. Часть тепла теряется при прохождении газа через протяженный цеховой коллектор, а основные теплопотери происходят в укрытии ГПА изза теплоотдачи от оборудования системы БГ, не имеющего теплоизоляции.
С другой стороны, недостаточная температура БГ обусловливается низкой эффективностью подогрева в электроподогревателе, штатная конфигурация которого не позволяла поднять температуру БГ на выходе выше 35. 44 °С. Дополнительное снижение эффективности подогрева возникает изза завышенных расходов БГ.
С учетом снижения температуры БГ при его последующем дросселировании в регулирующем клапане «газгаз» (на 9. 10 °С) вышеперечисленные факторы не позволяли подать БГ с температурой выше 15. 30 °С.
Недостаточный подогрев БВ возникает при работе системы его подготовки в «летнем» режиме, с охлаждением воздуха в специальном теплообменнике. Необходимость охлаждения БВ обусловлена тем, что этот же воздух используется для охлаждения электромагнитных подшипников (ЭМП) ротора ЦБК. Поэтому в летнеосенний период превышение температуры БВ над температурой уличного воздуха составляет около 10 °С.
Недостаточная пропускная способность штатных фильтров БГ, имеющих тонкость очистки 1 мкм, вызывала повышенный перепад давления на фильтрах, что приводило к необходимости работать на обоих фильтрах одновременно
(т. е. без резерва).
В результате совместной работы с разработчиком ГПА был определен комплекс доработок, позволивших устранить указанные недостатки исходной конфигурации систем БГ и БВ.
Для повышения температуры БГ выполнено следующее:
· смонтирована линия агрегатного отбора БГ из выходного патрубка ЦБК (т. е. отбор из точки с максимальной температурой газа);
· терморегуляторы электроподогревателей заменены на имеющие расширенный диапазон настройки по температуре (т. е. увеличена степень подогрева);
· расход БГ снижен за счет установки дроссельных шайб;
· предусмотрена теплоизоляция оборудования системы БГ.
Для повышения температуры БВ изменена схема подачи воздуха в узлы СГДУ. В результате доработки БВ подается к уплотнениям не через штатные каналы в крышках ЦБК, а через специально просверленные отверстия в обойме страховочного подшипника (рисунок). Тем самым исключается охлаждение БВ в каналах крышек, и воздух перед подачей к СГДУ дополнительно подогревается в результате теплосъема с катушек ЭМП.
Пропускная способность фильтров повышена путем замены фильтроэлементов на имеющие степень очистки 3 мкм, за счет этого обеспечена нормальная работа на одном фильтре (с резервом).
В результате доработок температура БГ, подаваемого к ЦБК, повышена до 44. 52 °С. Температура БВ, подаваемого в узлы СГДУ, при типичной летнеосенней температуре уличного воздуха 10. 15 °С
составляет не менее 35. 40 °С.
За истекший трехмесячный период эксплуатации ГПА с доработанными системами БГ и БВ отказов с разгерметизацией СГДУ не зафиксировано, что свидетельствует об эффективности доработок. Окончательные выводы будут сделаны по результатам эксплуатации доработанных ГПА в 2017 г.
Вышеописанный опыт эксплуатации наглядно подтверждает необходимость всестороннего учета и анализа условий эксплуатации оборудования. Технические решения, казалось бы, уже испытанные на ранее реализованных объектах, при применении в новых условиях должны пересматриваться и при необходимости модифицироваться.
Система сухих газовых уплотнений
1.Введение.
Настоящая эксплуатационная документация содержит руководство по эксплуатации, описание, инструкцию по монтажу и регулировке системы сухих газовых уплотнений (в дальнейшем системы СГУ) нагнетателя природного газа Н-498-21-1Л.
Настоящая документация является базовым документом, регламентирующим правила сборки, разборки, монтажа, демонтажа и эксплуатации системы СГУ нагнетателя Н-498-21-1Л.
2.Назначение и область применения.
Система СГУ предназначена для герметизации природного газа на концах валов нагнетателя с масляными подшипниками в динамическом (при вращении ротора) и в статическом (стояночном) режиме работы.
3.Устройство и работа системы СГУ.
3.1 Состав системы СГУ.
Таблица 3.1
Наименование | Кол-во |
Наименование деталей *Примечание : Для обеспечения долговечности узлов СГУ подачу буферного газа в уплотнения следует начинать перед заполнением нагнетателя рабочим газом и прекращать после полного сброса давления из нагнетателя. Если при наличии давления в нагнетателе произошёл перерыв в подаче буферного газа, необходимо выполнить ревизию узлов СГУ для отчистки уплотнений от возможных загрязнений. **Примечание: суммарные потери давления (в каналах нагнетателя и трубопроводах подачи линии подачи барьерного воздуха от КИП СГУ к каждому уплотнению не должны превышать 0,15 кг/см2. 4.2 Технические данные КИП СГУ. Технические данные КИП СГУ Таблица 4.2 Природный газ из общего выходного коллектора * 2. Рабочее давление перед КИП СГУ Выше давления всасывания нагнетателя на 0.3…1.0 МПа На режиме пуска: 3. Рабочая температура перед КИП СГУ От плюс 10 до плюс 60 От плюс 5 до плюс 60 4. Содержание твёрдых частиц (мг/м3) 5. Размер твёрдых частиц (мкм) 6. Содержание капельной влаги и паров масла * Примечание : Буферный газ, подаваемый в уплотнения, не должен содержать тяжёлых углеводородов и прочих веществ, способных образовывать нагары, жидкие фракции и наслоения на деталях СГУ в процессе эксплуатации, а также химически активных веществ, способных вызвать коррозию материалов, указанных в пункте 3.3. 5.Комплект поставки. Комплект поставки в таблице 5.1 указан на 4 нагнетателя. Таблица 5.1 1. Узлы уплотнений 2А-2Е-189/1 в сборе 2. Контрольно-измерительная панель 2А/1-2Е/5-ВК в комплекте с ответными фланцами и штуцерами 3. Комплект приспособлений для монтажа и демонтажа узлов СГУ в нагнетателе 4. Комплект приспособлений для сборки и разборки узлов СГУ 5. Комплект эксплуатационной документации 6. Комплект вторичных уплотнений (ЗИП) 7. Комплект демпферов (ЗИП) 8. Комплект метизов (ЗИП) 9. Комплект пружин (ЗИП) 10. Фильтроэлементы для фильтров буферного газа тонкостью отчистки 5 мкм (ЗИП) 6.Сборка и разборка узлов СГУ. 6.1Основные положения. 6.1.1 Узлы СГУ являются продуктом высокой технологии и требуют особого внимания во время сборочных операций. Разборка и сборка узлов СГУ должна производиться только персоналом, прошедшим соответствующее обучение, и сопровождаться оформлением формуляра состояния узла СГУ (формуляр прилагается к паспорту узла СГУ). 6.1.2 Узлы СГУ имеют детали с точностью изготовления поверхностей до 1мкм. Попадание в уплотнения твёрдых частиц может ухудшить работоспособность уплотнений и уменьшить срок их службы. 6.1.3 Попадание смазки в зазор между рабочими поверхностями торца и седла может ухудшить работоспособность уплотнения. Поэтому при сборке СГУ необходимо использовать минимально-необходимое количество смазок. 6.1.4 Торец позиции 5 выполнен из графита с антифрикционными пропитками. Графит обладает свойством впитывать масла и жиры. Попадание на рабочую поверхность графитового кольца масел, жиров (в том числе жир от пальцев рук) может ухудшить работоспособность уплотнения. Сборку-разборку деталей СГУ с торцом необходимо производить в тонких хлопчатобумажных перчатках. 6.1.5 При сборке роторной части СГУ необходимо следить за относительным угловым расположением деталей между собой. Угловое расположение деталей между собой должно быть таким же, как при балансировке роторной части уплотнения. Для этого на каждой детали проставлены специальные метки, которые при сборке необходимо совмещать. 6.1.6 В каждом узле СГУ при сборке должны использоваться только те детали, маркировка которых соответствует порядковому номеру узла уплотнения. ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать для сборки деталей других узлов, или произвольно менять местами детали уплотнительной пары одного узла. 6.2 Подготовка к сборке-разборке. 6.2.1 Сборка узлов СГУ должна производиться в небольшой комнате, отчищенной от пыли и оснащённой принудительной вентиляцией. 6.2.2 В комнате сборки должны быть предусмотрены: 6.2.3 Требуемый набор инструментов и материалов: 6.2.4 Перед сборкой все детали СГУ должны быть: 6.3 Сборка и разборка узлов СГУ. 6.3.1 Статорная часть внутренней ступени (СЕ-1) ВНИМАНИЕ! Номер торца должен соответствовать номеру узла и ступени, на которой он устанавливается. ВНИМАНИЕ! Торец должен садиться на своё место свободно, без заеданий . 6.3.2 Статорная часть наружной ступени (СЕ-2) ВНИМАНИЕ! Номер торца должен соответствовать номеру узла и ступени, на которой он устанавливается. 6.3.3 Роторная часть внутренней ступени (СЕ-3) ВНИМАНИЕ! Номер седла должен соответствовать номеру узла и ступени, на которой он устанавливается. ВНИМАНИЕ! Седло должно одеваться на демпфер вручную, без заеданий. Если этого не происходит, возможно, демпфер выпал со своего посадочного места. 6.3.4 Роторная часть наружной ступени (СЕ-4) ВНИМАНИЕ! Седло должно одеваться на демпфер вручную, без заеданий. Если этого не происходит, возможно, демпфер выпал со своего посадочного места. 6.3.5 Полная сборка узла СГУ. ВНИМАНИЕ! Попадание минимального количества твёрдых частиц или пыли, следов смазки или жира может ухудшить работоспособность уплотнений и уменьшить срок их службы. После сборки заполнить соответствующие графы узла состояния СГУ. Формуляр состояния прилагается к паспорту узла. 6.3.6 Неполная разборка узла СГУ. 6.3.7 Полная разборка узла СГУ. Разборка узла СГУ и его сборочных единиц (СЕ) производится в порядке, обратном, описанному в п.п. 6.3.1…6.3.5. Примечание : При разборке СЕ-3 и СЕ-4 для выпрессовки сёдел используются Г-образные шпильки с резьбовым концом М6, которые вворачиваются в отверстия М6, расположенные во внутренней и промежуточной втулках на диаметре 213. 7. Монтаж системы СГУ. 7.1 Общие положения. 7.1.1 Сухое газовое уплотнение предстовляет собой единый сборочный узел, состоящий из роторной части, статорной части, монтажных колец (которые скрепляют роторную и статорную части уплотнения для транспортировки, хранения и монтажа), наружного корпуса в сборе с втулкой лабиринтной и деталей крепления роторной части на валу нагнетателя. 7.1.2 Роторная и статорная части уплотнения имеют ограничений относительный осевой (+/- 3.0мм) и радиальный (+/- 0.75мм) ход. 7.1.3 На месте выполнения монтажа узлов СГУ должны быть предусмотрены: 1) монтажный стол, либо другая жёсткая горизонтальная поверхность размером не менее 500*500мм, покрытая резиновым листом толщиной 5…10мм; 2) лебёдка, либо другое подъёмно транспортное устройство. ВНИМАНИЕ! Поскольку вес узла СГУ в сборе составляет 46кг, при выполнении монтажа следует пользоваться лебёдкой, либо другим подъёмно транспортным устройством. 7.1.4 При выполнении монтажа необходимо помнить, что загрязнение уплотнений, попадание в них масла и смазок может ухудшить их работоспособность и уменьшить ресурс. При выполнении монтажа ЗАПРЕЩАЕТСЯ : 7.1.5 КИП СГУ включает в себя: фильтры тонкой очистки газа, приборы КИПиА, запорно-регулирующую арматуру и соединительные трубопроводы, компактно смонтированные на едином щите. 7.1.6 Все концы трубопроводов КИП СГУ для подачи и отвода газовых потоков укомплектованы ответными деталями (штуцер, гайки, ниппели, фланцы), к которым должны привариваться трубопроводы системы трубной обвязки. ЗАПРЕЩАЕТСЯ! В процессе монтажных работ протирать узел уплотнения промасленной или ворсистой ветошью, подгонять в ручную абразивным инструментом какие-либо детали узла уплотнения. 7.2 Алгоритм монтажа узлов СГУ. 7.3 Проверка и подготовка места установки. 7.3.1 До монтажа ротора в корпус нагнетателя необходимо запрессовать в отверстие диаметром 8 на валу штифт поз.46, высота штифта должна быть не более 2.5мм. 7.3.2 Поверхности вала и корпуса в месте установки уплотнений визуально проверить на отсутствие загрязнений, при необходимости отчистить от стружки, нагара накипи и других посторонних веществ, промыть их ацетоном. Эти поверхности должны быть чистыми и сухими. 7.3.3 На поверхностях вала и корпуса в месте установки уплотнений устранить зазубрены, заусенцы раковины, забоины и др. Во избежании порезки уплотнительных колец и демпферов при монтаже поверхности вала в местах посадки эластомеров должны иметь заходные фаски или закругления на посадочных диаметрах. 7.4 Контрольная установка узлов СГУ. 7.4.1 Контрольная установка производится с целью определения реальной совместимости размеров узла уплотнения и места установки. Контрольная установка производится при первой установке уплотнений. В первую очередь монтируется узел СГУ на стороне опорного подшипника при установленном и закреплённом бугелем опорно-упорном подшипнике. 7.4.2 Сориентировать ротор так, чтобы штифт поз.46 находился в верхнем вертикальном положении. 7.4.3 Снять с узла СГУ все видимые уплотнительные кольца и демпферы, совместить метки на монтажных кольцах и узел уплотнений установить в посадочное место. Убедиться, что посадочные размеры корпусов узла уплотнения совпадают с посадочными размерами крышек нагнетателя, размеры роторной части с размерами вала и штифт поз.46 заходит в паз втулки замыкающей позю3, контролировать положение паза визуально на пазу во внутреннем монтажном кольце. ВНИМАНИЕ! Если при контрольном монтаже уплотнение застопорилось до установки в необходимое положение, не применяйте усилие. Необходимо найти причины, препятствующие монтажу и устранить их. 7.4.4 Демонтировать монтажные кольца поз.27 и поз.28 и установить на вал кольцо разрезное поз.17 заходной фаской 2*30 градусов наружу, закрепив его от выпадения шпильками М5 позиция 8, ввернуть две шпильки М6 поз.7 в корпус промежуточный узла уплотнения. 7.4.5 Снять с кольца замыкающего поз.26 уплотнительное кольцо и вручную завести кольцо, замыкающее на вал нагнетателя так, чтобы отверстия кольца нашли на шпильки М5, удерживающие разрезное кольцо, заменить шпильки болтами М5 поз.31. 7.4.6 Снять с корпуса наружного поз.13 уплотнительные кольца и установить в крышку нагнетателя, выставив в верхнее положение паз (8.5мм) и соорентировав его радиальное положение при помощи шпилек М:, ввернутых в промежуточный корпус. 7.4.7 Снять с втулки лабиринтной поз.25 уплотнительное кольцо, и вручную, не прилагая большого усилия, установить втулку в корпус наружный так, что бы шпильки М6 ввёрнутые в промежуточный корпус вошли в отверстия диаметром 6.5 втулки лабиринтной. 7.4.8 Заменив болтами поз.33 и поз.31 направляющие шпильки снять узел уплотнения, вворачивая болты при помощи отвёртки. 7.5 Определение осевого расположения узла СГУ. 7.5.2 Не демонтируя узел СГУ после контрольного монтажа, перемещая статорную часть уплотнения выставить заподлицо наружные торцы кольца замыкающего поз.26 и лабиринтной втулки поз.25. Выполнить необходимые замеры для изготовления дистанционного кольца. Изготовить и установить дистанционное кольцо, контролируя совпадение наружных торцов деталей поз.25 и поз.26. 7.5.3 Не снимая узел уплотнения со стороны опорного подшипника демонтировать опорно-упорный подшипник, выставить ротор нагнетателя в номинальное положение (наружные торцы деталей поз.25 и поз.26 со стороны опорного подшипника должны быть заподлицо) и зафиксировать его от осевого сдвига. 7.5.4 Выполнить контрольную вставку и подгонку осевого положения узла уплотнения на стороне опорно-упорного подшипника в соответствии с п.п. 7.4.2…7.4.8;7.5.2. 7.5.5 Перед выполнением замеров для дистанционного кольца на стороне опорно-упорного подшипника, убедиться в правильности взаимного расположения роторной и статорной части на стороне опорного подшипника. Несовпадение плоскостей втулки лабиринтной поз.25 и кольца замыкающего поз.26 должно быть не более +/- 0.5мм. ВНИМАНИЕ! При замене ротора, деталей упорного подшипника или других деталей нагнетателя, влияющих на размеры уплотнительной камеры или осевую привязку корпуса компрессора и ротора, необходимо повторно произвести замер и изготовление дистанционного кольца. 7.6 Монтаж узлов СГУ. 7.6.1 Монтаж узлов СГУ необходимо начинать со стороны опорного подшипника при установленном и закреплённом опорно-упорном подшипнике. 7.6.2 Уплотнительные кольца узлов СГУ покрыть тонким слоем чистого жидкого силикона и установить в соответствующие канавки на наружные и внутренние поверхности узлов уплотнений. Установить в соответствующие канавки демпферы. ВНИМАНИЕ! Если узлы уплотнений хранились при температуре ниже минус 20 градусов по Цельсию, перед монтажом должна быть проведена релаксация резиновых уплотнительных колец. Для чего уплотнение, не распаковывая необходимо выдержать в помещении при температуре 20 градусов в течении не менее 24 часов. 7.6.3 В канавки на валу нагнетателя установить кольца уплотнительные специальные поз.21. 7.6.4 Контролировать положение на валу штифта поз.46 (верхнее вертикальное). 7.6.5 Совместить метки на монтажных кольцах поз.27 и поз.28 узла уплотнения. 7.6.6 Вручную завести на вал нагнетателя узел уплотнения, скреплённый монтажными кольцами до захода внутреннего корпуса уплотнения в крышку нагнетателя, контролируя положение меток на монтажных кольцах (вертикальное) и положение паза кольца замыкающего (верхнее вертикальное). 7.6.7 Установить фланец монтажный в корпус нагнетателя в следующей последовательности: 7.6.8 Заворачивая ключом специальным поз.1 монтажные болты М12 поз.2 произвести монтаж первой очереди узла уплотнения на вал нагнетателя до упора. ВНИМАНИЕ! Болты монтажные цилиндрическими заточками должны упираться в лунки монтажного кольца. При монтаже контролировать целостность роторных уплотнительных колец поз. 18, а также отсутствие перекоса. Демонтировать монтажный фланец. Демонтировать с узла уплотнения монтажные кольца. Установить разрезное кольцо поз.12 в паз вала нагнетателя заходной фаской 2*30 наружу и зафиксировать его от выпадения шпильками М5, ввернуть шпильки М6 в резьбовые отверстия корпуса промежуточного поз.9. 7.6.9 Уплотнительные кольца покрыть тонким слоем чистого жидкого силикона и установить в соответствующие канавки на наружные поверхности корпуса наружного поз. 25 и во внутренний паз кольца замыкающего поз.26. 7.6.10 Вручную завести на вал нагнетателя кольцо замыкающее таким образом, чтобы монтажные шпильки М5 зашли в отверстие кольца. Заменить монтажные шпильки болтами М5 и произвести предварительную затяжку. ВНИМАНИЕ! Болты монтажные цилиндрическими заточками должны упираться через отверстия в лабиринтной втулке в корпус наружный. 7.6.11 Не снимая узел уплотнения со стороны опорного подшипника, демонтировать опорно-упорный подшипник, выставить ротор нагнетателя в номинальное положение ( наружные торцы деталей поз.25 и поз.26 со стороны опорного подшипника должны быть заподлицо) и зафиксировать его от осевого сдвига. 7.6.12 Произвести монтаж узла СГУ со стороны опорно-упорного подшипника как описано в п.п. 7.6.2…7.6.10. После монтажа уплотнений заполнить соответствующие графы формуляра состояния узла СГУ. Формуляр состояния прилагается к паспорту узла. 7.7 Контрольная проверка герметичности узлов. 7.7.1 Правильность установки узлов уплотнений и целостность вторичных уплотнений контролируется проверкой узлов уплотнений в статическом режиме. 7.7.2 Проверка должна производиться при рабочем состоянии всех вспомогательных систем. 7.7.3 Подробно процедура проверки описана в пункте 8.2. 7.8 Демонтаж узлов уплотнений. 7.8.1 Демонтаж узлов уплотнений производится в последовательности обратной монтажу. 7.8.2 На первом этапе демонтажа необходимо: 7.8.3 Удалить разрезное кольцо позиция 12 из паза вала нагнетателя, провести второй этап демонтажа узла СГУ для чего: 7.9 Монтаж контрольно-измерительной панели (КИП СГУ). 7.9.1 Общие требования к монтажу КИП СГУ. 7.9.2 Требования к трубной обвязке КИП СГУ. 7.9.3 Требования к системе электрической обвязки КИП СГУ. 7.9.3.1 Основные параметры электрических цепей, подключаемых к КИП СГУ указаны в таблице 7.1
|