как сосредоточиться на чем либо
Как сосредоточиться: эффективные техники и упражнения
Несомненно, каждый человек сталкивался с проблемой концентрации внимания. Например, приходя в комнату, он забывал, что ему нужно взять. Или же, читая книгу, в какой-то момент понимал, что давно не следит за повествованием. Подобные проблемы неизбежны, но решаемы. Как повысить концентрацию внимания? Как сосредоточиться на чем-то одном, можно ли этому научиться?
Питание и режим дня
В первую очередь нужно пересмотреть и скорректировать рацион питания и распорядок дня. Есть несколько способов сделать это:
Упражнения
Улучшить концентрацию внимания можно с помощью нескольких упражнений.
Медитация
Один из наиболее эффективных способов, как сконцентрироваться. По сути, это улучшение способности фокусировать внимание на каком-то предмете или действии, игнорируя при этом остальные.
Классический метод медитации предполагает концентрацию внимания человека на себе, например, вдохах и выдохах. Также можно задействовать внешнюю обстановку. Хороший вариант — сфокусировать внимание на том, как часы отсчитывают секунды. Нужно считать вместе с ними, закрыв при этом глаза. Время от времени рекомендуется сверять собственные подсчеты с тем, что показывает циферблат.
Чтобы медитация максимально улучшила способность концентрировать внимание, нужно придерживаться нескольких правил:
Согласно исследованиям, всего 20 минут медитации в день на протяжении 5 дней в неделю улучшают память, внимание и настроение, а также защищают от стрессов, депрессии и апатии.
Чтение
Хороший способ не только развить концентрацию внимания, но и научиться грамотно излагать мысли. Однако нужно не только читать. Следует изучить материал и пересказать его. Это самое простое задание.
Со временем упражнения нужно усложнять. Например, можно читать на протяжении трети часа, а после записать то, что запомнилось. Поначалу незначительные детали в памяти оставаться не будут. Но по мере развития концентрации пересказы станут подробными. Внимание будет фокусироваться даже на мелочах.
Невнимательность и неспособность концентрироваться сильно влияют на работоспособность. Восстановить силы и желание работать помогут занятия йогой. Это своеобразный метод лечения, улучшающий состояние физического и умственного здоровья. Уже через несколько занятий ощущается легкость, уменьшается стресс, улучшается способность фокусировать внимание и появляется бодрость.
Контроль над желаниями и эмоциями
Сиюминутными чувствами управлять сложно. Но если научиться это делать, можно существенно усилить свою способность сосредотачиваться на важных аспектах. Делать это нужно не только на работе, но и в других сферах жизни. Наглядный пример — человек, который придерживается принципов правильного питания. Время от времени у него возникает желание съесть что-нибудь вредное. Нельзя позволять этому желанию взять над собой верх. Его нужно контролировать, запрещая себе поддаваться минутной слабости и фокусируя внимание на будущих результатах.
Сосредоточенность на сне
Особенно полезным этот совет будет тем, кто испытывает трудности с вниманием из-за бессонницы. Избавиться от нее поможет простое упражнение. Нужно сесть, поставив перед собой стакан с чистой водой. Далее следует подумать о том, как он спокоен, и, как это спокойствие передается телу. В результате этих простых действий организм расслабится, а также появится желание уснуть.
Сосредоточенность на процессах внутри организма
Интересный и в то же время необычный способ улучшить концентрацию внимания. Нужно задуматься, как работает тело, в частности, процесс циркуляции крови. Необходимо в мельчайших подробностях представить ее движение от сердца до кончиков пальцев на ногах.
Сосредоточенность на запахах
Концентрировать внимание на ароматах лучше всего на прогулке. Это могут быть, например, цветы. Нужно выбрать один определенный запах и сфокусироваться именно на нем. При этом все другие мысли и ощущения стоит отбросить.
Лекарственные препараты
Усилить концентрацию внимания, а также улучшить общее состояние организма можно с помощью ряда медикаментозных средств:
Рекомендации
Улучшить способность концентрировать внимание можно и другими способами. Главное — упражняться регулярно, по возможности каждый день.
Не распыляйтесь на несколько дел одновременно
Часто можно увидеть, как человек, работая на компьютере, пытается вести разговор по телефону и беседовать с коллегой. Результат — ни одно из дел не выполняется до конца. Головной мозг не успевает сконцентрировать внимание на чем-то одном, а также обработать полученную информацию. Плюс ко всему, развивается привычка постоянно перескакивать с одного на другое. Вследствие этого способность фокусировать внимание падает.
Чтобы исправить ситуацию, нужно доводить до конца даже незначительные дела, будь то чтение книги или просмотр фильма.
Повышайте устойчивость к отвлекающим факторам
Отвлечь внимание может что угодно, например, посторонние звуки, музыка или чей-то разговор по телефону. В результате человек на несколько мгновений забывает о своих делах. В этой ситуации нужно как можно быстрее вернуться к работе, пытаясь пропускать все лишнее мимо сознания.
Не отвлекаться на несущественные дела нужно не только на работе, но и вне ее. Сосредоточенность на проблемах не даст сконцентрировать внимание на главной задаче и, как следствие, выполнить ее.
Как концентрировать внимание, можно увидеть на наглядном примере. Допустим, трудности — это высокая гора или большое черное пятно. И в том, и в другом случае их нужно уменьшить и выбросить. После этого они не будут мелькать перед глазами, перетягивая внимание на себя.
Время от времени делайте паузы
Сложно на протяжении длительного промежутка времени концентрировать внимание на одном деле. Поэтому нужно регулярно делать небольшие перерывы. Для того, чтобы восстановить работоспособность и повысить продуктивность, достаточно 15-минутного отдыха каждые 2-3 часа. В этот период нужно выйти на улицу, устроить перекус, поговорить с коллегами. Это поможет мозгу “перезагрузиться” и вернуться к работе с новыми силами.
Постарайтесь, чтобы рабочее место было комфортным и практичным
Давно известно, что состояние рабочего стола напрямую влияет на продуктивность, работоспособность и концентрацию внимания. Комфорт определяется несколькими параметрами:
Не менее важен и порядок. На столе нужно хранить только те бумаги и приспособления, которые понадобятся для решения текущих задач.
Работайте по плану
Перед началом работы нужно подробно написать, что и как делать. План действий поможет концентрировать внимание на действительно важных задачах, сэкономить время и силы, а также не даст отвлекаться на посторонние дела, например, чтение новостей в соцсетях или бессмысленные переписки.
Ставьте перед собой цели
Это еще один способ, как улучшить концентрацию внимания. Точные цели со сроками их реализации помогают не отвлекаться по пустякам. И не важно, долгосрочные они или нет.
Тренируйте память
Хорошая память позволяет не только быстро оценивать и обрабатывать информацию. Благодаря ей, можно легко концентрировать внимание на наиболее важных делах и задачах. Именно поэтому к ее развитию нужно подходить с максимальной серьезностью.
Есть масса упражнений для развития памяти. Одно из них заключается в обдумывании всех событий, которые произошли в течение дня. Делать это нужно регулярно на протяжении 10-15 минут перед сном. Уже через несколько занятий будут заметны результаты. При этом улучшится не только память, но и наблюдательность, а также способность удерживать внимание на протяжении длительного промежутка времени.
Советы для фрилансеров
Труднее всего сосредотачивать внимание тем, кто работает на дому. Отсутствие начальника, а порой и конкретных сроков сдачи работы, сильно расслабляет. Что делать в таком случае? Как фокусировать внимание на работе и не отвлекаться на пустяки? Есть несколько простых рекомендаций:
Заключение
Как быстро и легко развить концентрацию внимания? Вариантов много. Начинать нужно с организации режима дня и корректировки питания. Здоровому и отдохнувшему человеку проще развить в себе способность сосредотачиваться на одном деле. Также необходимо регулярно выполнять ряд простых упражнений. Среди них медитация, йога, развитие умения сосредоточиться на важных делах и не отвлекаться на отвлекающие факторы.
Как сосредоточиться на работе: 6 эффективных способов
«Всякий раз, когда вы хотите чего-то добиться, держите глаза отрытыми, сконцентрируйтесь и убедитесь, что вы точно знаете, чего хотите. Никто не может попасть в цель с закрытыми глазами», — Пауло Коэльо.
Когда работы невпроворот, а кроме нее еще целая куча других обязанностей, умение правильно сосредоточиться на самом важном в данный момент – достаточно ценное качество, владение которым поможет вам добиться колоссальных результатов в любой сфере многообразной жизни.
Порой бывает действительно сложно на чем-либо сосредоточиться, даже если прилагать к этому максимум усилий. Вот почему умение концентрировать внимание на конкретном задании не только полезно, но в некоторых случаях и просто необходимо (см. «Как бороться с нежеланием работать»).
Как научиться быстро и полностью сосредотачиваться на работе
1. Осознайте вашу цель
Это действительно крайне необходимо для того, чтобы не происходило рассеивания вашего внимания на массу всевозможной, но поистине бесполезной информации, которая непрерывно и ото всюду поступает в мозг. Цель должна быть абсолютно конкретной, ощутимой и видимой (см. «Как выглядит эффективно сформулированная цель»). Кроме того, она должна находиться в вашем мозге постоянно, резко обозначиваясь в случае, если вы вдруг о ней на время забываете. Это постоянное чувство цели является мощнейшим мотиватором, который способен побудить вас приложить максимум собственных усилий, чтобы достичь ее в реальности.
А чтобы все действия, направленные на ее достижение, были действительно эффективными, и никакие посторонние факторы не могли вас отвлечь от самого главного, нужно периодически представлять себе все, что произойдет после ее достижения.
2. Цель должна быть максимально реалистичной
Это очень существенно, потому что невозможность сосредоточиться обусловлена именно нереальностью и расплывчивостью задачи. Кроме того, на труднодостижимой и неконкретной цели практически невозможно сконцентрироваться, а это значит, что достичь ее будет практически невозможно. Реальная цель способна постоянно держать вас тонусе, потому что вы в любой момент при желании можете определить, на каком именно этапе по пути к ней вы теперь находитесь. А это ощущение является сильнейшим мотивом для направления всех усилий на то, чтобы максимально приблизить ее достижение.
3. Установите определенные обязательства
Для начала это могут быть конкретные временные рамки, но если вы вдруг реально осознаете, что по каким-то достаточно объективным причинам не можете уложиться в срок, то нужно обязательно «договориться с собой», что поставленная задача все равно должна быть решена. Достаточно сложно добиться положительного результата, если у вас появится нехорошая привычка бросать работу на половине пути.
4. Научитесь задавать нужный темп рабочему дню
Стремительное начало с самого утра разворачивает работу в нужное деловое русло. Для этого необходимо приступать к выполнению рабочих задач сразу же, как только вы приходите в офис. Не отвлекайтесь на ненужные мелочи. Запомните одно важное правило: быстрое эффективное начало повлечет за собой действительно продуктивный день.
5. Умейте делать перерывы
Давно доказано, что реальная продуктивность труда проявляется определенными циклами:
Вот почему целесообразно делать небольшие десятиминутные перерывы между циклами трудового процесса. Такая смена труда и отдыха позволяет в течение дня поддерживать собственную работоспособность на действительно высоком уровне (см. «Как поддерживать работоспособность на рабочем месте»).
Бездумное погружение в работу без отдыха истощает силы и также непродуктивно, как и постоянное расслабленное состояние. Перестройтесь на эффективный режим работы, в котором часовая интенсивная занятость сменяется десятиминутным перерывом, и вы увидите, насколько продуктивнее вы стали работать.
6. Тренируйте собственную остроту чувств
Этого можно добиться стабильными упражнениями на совершенствование определенных чувств, а в результате вы поймете, что это очень полезный навык, который помогает в нужный момент сосредоточиться. Займитесь тренировками слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса самыми разными средствами и способами, и вскоре вы заметите, что можете безошибочно определять различные ароматы или ощущения.
Упражнения, которые вы для этих целей можете выполнять абсолютно всюду, где бы вы в данный момент ни находились, помогут вам научиться концентрироваться на элементарных деталях, а затем перейдут в устойчивый навык.
Что способно помешать вовремя сосредоточиться
1. Различные посторонние звуки
Окружающий шум – действительно раздражающий внешний фактор, который способен свести на нет все усилия по сосредоточению. Это может быть звук работающего телевизора и громкая музыка, и звуки с улицы. Чтобы значительно снизить воздействие этого раздражителя, нужно закрыть окно или всего лишь перейти в другую, более тихую комнату.
Если причиной невозможности сконцентрироваться являются другие люди, которые находятся вместе с вами в одном помещении, то не стесняйтесь попросить их говорить тише или же вовсе соблюдать тишину. Просто объясните, что вы заняты серьезным делом, выполнение которого требует от вас особого внимания. А если вы научитесь сосредотачиваться в аналогичном месте с повышенным шумовым фоном, то вы станете обладателем чрезвычайно редкой, но очень важной способности, о которой мечтают многие.
2. Собственный поток сознания
Постоянный внутренний диалог во время работы, которая требует полной сосредоточенности, – достаточно раздражающая и отвлекающая вещь. Ненужные в данный момент тревожные мысли мешают концентрироваться на выполняемой работе, а чтобы избавиться от этого процесса, нужно просто «прокрутить» в голове, а затем какое-то время думать исключительно о поставленной цели. Это поможет вам настроиться на нужный результат и выполнить свою задачу быстро и правильно. Старайтесь постоянно держать перед глазами цель – это поможет сосредоточиться и не отвлекаться на другие посторонние проблемы.
3. Интернет-раздражитель
Как часто перед самым началом работы или непосредственно во время ее выполнения, так и хочется отвлечься на новости всемирной паутины и тем самым значительно оттянуть тот момент, когда вам все-таки придется вернуться в обычную рутину. Порой вроде бы минутная проверка личной почты или новостей в соцсетях затягивается до получаса, а то и более потерянного времени.
Отличным выходом в подобной ситуации для вас станет четкое планирование своего рабочего времени. Постарайтесь расставить приоритеты, которые полностью отражают ваши цели, а также последовательно распишите все этапы выполнения конкретной работы.
Договоритесь с собой об ограничении времени посещения интернет-сайтов, которые не относятся к вашей работе, лучше всего это делать до начала работы или непосредственно в перерыв. Поймите одно: периодически отвлекаясь на соцсети, вы отдаляете достижение необходимого результата, потому что каждое последующее вливание в нужный деловой темп потребует до пятнадцати минут рабочего времени. Не хватайтесь за массу дел одновременно, умейте правильно определять и выставлять приоритеты – это поможет вам лучше всего сосредоточиться на вашей работе.
4. Негативное настроение
Как часто для оправдания собственного бездействия, люди начинают рассказывать о неважном самочувствии или об отсутствии рабочего настроя. Чаще всего это обычные отговорки, которые оправдывают вашу лень в собственных глазах. Гоните прочь подобные мысли, постоянно думайте о результате и об установленных сроках вашей работы. Эти мысли помогут вам действительно активно трудиться и быть в позитивном настроении.
5. Освещение на рабочем месте
Оно должно быть достаточно ярким, чтобы стимулировать вашу рабочую деятельность. Если освещение чрезмерно тусклое, то ваши глаза в процессе работы будут быстро уставать, а это в итоге приведет к рассеиванию внимания на общее недомогание. Старайтесь выбирать лампу с достаточно мягким неагрессивным светом, такую, которая подойдет именно вам. Имейте в виду, что хорошее освещение – это залог качественного выполнения дел.
6. Разумная и продуманная организация рабочего места
Не стоит выбирать чрезмерно большое и мягкое кресло или же диван, поскольку подобная мебель способствует расслаблению на рабочем месте. Гораздо лучше подойдет офисный стул – он обеспечит комфортную посадку и позитивное рабочее настроение. Постарайтесь так организовать место своей работы, чтобы условия были достаточно удобными, а необходимые предметы располагались на доступном расстоянии.
На самом деле, в реальности сосредоточиться на самом важном – это не просто волевое усилие. В этом могут помочь многие внутренние и внешние факторы, а некоторые из них, напротив, способны надолго и прочно отвлечь от процесса. Но концентрироваться и сосредотачиваться можно научиться, эти важные навыки помогут вам добиваться поставленных целей действительно эффективно и в достаточно короткие сроки. А желание научиться чему-либо зависит исключительно от вас.
Как сосредоточиться на чем либо
Нас постоянно что-то отрывает от работы: электронная почта, звонки, разговоры коллег и даже наши собственные мысли. Как в этих условиях сконцентрироваться на важных задачах, защитить себя от информационной усталости и правильно распределить время? Предлагаем 10 советов, которые помогут вам справиться с отвлекающими факторами и стать продуктивнее.
Первое правило: концентрируйтесь только на одном деле. Мы все часто отвлекаемся, потому что современное общество предъявляет к нам нереальные ожидания. От нас хотят, чтобы мы без остановки потребляли океаны информации. Мы должны быть для нее постоянно доступными. Многие реагируют на этот тревожный рост требований, распределяя внимание на несколько задач сразу. И такой подход не приносит нам добра.
Мы страдаем от сложившегося в корне неверного стереотипа: мол, делать одновременно несколько дел необходимо, чтобы справляться с грузом современных проблем. Но тактика многозадачности обычно заводит в тупик.
Нам сложно сосредоточиться. Наше внимание разбросано. Мы становимся невежливыми. Снижается наша производительность. Мы утрачиваем контроль над окружающей действительностью. Мы притворяемся, что успеваем делать многое. Почему же мы притворяемся? Потому что наш мозг не способен с полной отдачей работать над более чем одной задачей единовременно. Это подтвердит любой нейрофизиолог.
Бессмысленные переживания по поводу уже произошедших событий или безосновательные тревоги о будущем — главные и неутомимые расхитители нашего времени. Мешают нам и мысли о том, что скажут окружающие.
Первый шаг на пути к преодолению всех этих помех — достижение полной осознанности. Заметьте про себя, вокруг чего крутятся ваши мысли. Это какая-то конкретная «заноза» из прошлого? Или у вас сформировалась привычка беспокоиться о тех поворотах, которые могут ждать вас в будущем?
Напомните себе, что такие мысли не только бесполезны, но и контрпродуктивны: они мешают нам присутствовать «здесь и сейчас». Мы не способны изменить прошлое, предсказать будущее или установить контроль над другими людьми. В данный конкретный момент мы можем только сосредоточиться на решении конкретной задачи, что внесет свой позитивный вклад в нашу жизнь, нашу работу и действительность, которая бурлит вокруг нас.
Когда мы пытаемся запомнить все дела, которыми нам предстоит заняться в обозримое время, это зачастую превращается в дополнительную стрессовую нагрузку. Но если мы переносим список задач на бумагу, то снимаем с себя бремя опасений, что можем что-то забыть.
Человек способен одновременно удержать в памяти Составление списка позволяет высвободить мыслительные ресурсы для того, чтобы сконцентрироваться на одной конкретной задаче и не отвлекаться на тревожные мысли о других обязанностях.
При использовании списков мы можем рассортировать и структурировать кажущуюся неподъемной гору задач, сосредоточиться на самой актуальной из них и добиться максимальной эффективности.
Марк Твен однажды сказал, что если с утра съесть лягушку, остаток дня обещает быть чудесным, поскольку худшее на сегодня уже позади. Ваша «лягушка» — это самая большая и самая важная работа, та, которую вы чаще всего откладываете в долгий ящик. Однако именно она в настоящий момент положительным образом повлияет на ваши достижения, а главное — на вашу жизнь.
Первое правило поедания лягушек: из двух предложенных нужно начинать с наиболее гадкой.
Иначе говоря, если вам нужно выполнить две важные работы, начинайте с более масштабной, сложной и самой главной. Приучайте себя браться за дело без промедления, доводить его до конца и лишь затем переходить к другому.
Чтобы уменьшить соблазн отложить выполнение задачи, каждая активная фаза работы по проекту должна занимать не более 25 минут.
Эта техника предполагает разбиение задачи на периоды, окончание которых отслеживается при помощи таймера. Каждый такой период сопровождается коротким перерывом. После четырех периодов работы следует более длительный перерыв.
Техника особенно эффективна при необходимости заниматься тем, что совсем не хочется делать. Когда мы знаем, что будем трудиться над задачей 25 минут, а как только прозвонит таймер, сможем отвлечься, выполнять работу становится психологически легче.
Вы должны создать для себя позитивную рабочую обстановку, которая способствует продуктивной деятельности. Исключите все возможные помехи. Если вам с трудом дается работа над каким-то проектом или задачей, отвлекающие факторы станут для вас лишь предлогами, чтобы прерваться.
Интернет, коллеги, всегда готовые поболтать с вами, телефонные звонки, всплывающие извещения об электронной почте — все это способствует тому, что вы начинаете откладывать работу. Исключите все отвлекающие факторы, по крайней мере на 25 минут, и займитесь делом.
В большинстве рабочих коллективов невозможно не отвлекаться. Сложно вернуться к нужному курсу, если разговор, которым вас прервали, выходит из-под контроля и вы не понимаете, когда он закончится. Поэтому вы должны сразу же установить рамки времени. Лучший способ это сделать — огласить то, чем вы сейчас занимаетесь, направляющемуся к вам человеку, а потом задавать целенаправленные вопросы. Вот несколько примеров:
«Я как раз пытаюсь расчистить свою почту. Ты ненадолго ко мне или стоит назначить встречу на другое время?»
«Мне надо сделать несколько телефонных звонков. Ты хочешь обсудить что-то конкретное или мы можем поговорить позже?»
«Я собираюсь на совещание примерно через пять минут. Можешь кратко рассказать мне свою проблему за полминутки или лучше я позвоню тебе после совещания?»
Почему мы соглашаемся на обед с приятелем, хотя заняты важным проектом? Берем на себя дополнительные обязанности по просьбе шефа, несмотря на то, что собирались уделять больше времени семье? Приходим на помощь соседу, даже если это мешает нашим планам? Все просто: мы боимся подвести людей или испортить отношения.
Но мы забываем, что у нас есть право выбора. Не стоит превращать собственную жизнь в хаос, без конца решая чужие проблемы. Говорите «нет» — и люди начнут ценить ваше время. А вам не придется каждый раз сожалеть о своей сговорчивости.
С сегодняшнего дня постарайтесь на все незначительные и «проблемные» просьбы говорить нет, а освободившееся время используйте для выполнения более важного задания. Отказывайте однозначно, но вежливо. «Я польщен тем, что вы думали обо мне, но боюсь, что загрузка не позволяет» или «Я бы очень хотел, но я ужасно занят». Такие формы отказа позволят вам и сохранить теплые отношения с собеседником, и избавиться от ненужных мелких задач, которые «засоряют» ваш день.
Делать одно и то же день за днем может ужасно наскучить. Устав от монотонности, мы начинаем отвлекаться при каждом удобном случае. Чтобы этого избежать, разработайте разные режимы для разных дней недели.
Именно так поступает Джек Дорси, создатель компании Twitter. Каждый его день имеет определенную тему. Понедельник предназначен для проведения совещаний и управления компанией. Вторник отведен под разработку продуктов. Среда посвящена маркетингу, коммуникациям и развитию, а четверг — общению с разработчиками и партнерами. Пятница — день компании и ее культуры.
Такой распорядок помогает сохранять спокойствие посреди хаоса. Ежедневно Дорси сосредоточивает все свои усилия на одной теме, а не распыляет их на несколько задач. Его рабочая неделя всегда проходит по таким правилам, поэтому коллегам и партнерам легко приспособиться к нему.
Составьте расписание, в какое время вы будете ежедневно открывать свою электронную почту. Для большинства людей оптимальный вариант, меньше всего мешающий их рабочему процессу, — проверять входящую корреспонденцию четыре раза в день и выделять не более 15 минут на каждую «сессию».
1. Первым делом с утра. Большинство людей начинают свой рабочий день с проверки электронной почты, чтобы убедиться, что не пропустили что-то срочное.
2. Перед обеденным перерывом. Время обеда — вполне естественная пауза в вашей деловой активности; чтобы сделать это время более продуктивным, можно проверить электронную почту.
3. Середина второй половины дня. Это еще одна естественная пауза, когда вам нужно сделать перерыв или вы собираетесь уходить на деловую встречу.
4. Конец рабочего дня. Если вы максимально освободите папку входящей корреспонденции, прежде чем покинете рабочее место, то на следующее утро сразу перейдете к просмотру новых сообщений.