как стать декоратором свадеб с чего начать
Истории: как маркетолог стала успешным свадебным декоратором
От шаров на шкафу общежития до студии в Москве и Минске. Как маркетолог стала успешным свадебным декоратором
Декорировать свадьбы Анастасия Булкина начала 5 лет назад. Тогда девушка работала маркетологом в рекламной компании и абсолютно ничего не знала про свадебный бизнес. На открытие своего дела ее вдохновила подруга — мастер по маникюру — которая занималась любимым хобби и при этом хорошо зарабатывала. Тогда Анастасия стала анализировать различные сферы, в которых могли бы пригодиться ее навыки. Наиболее выигрышной на фоне многочисленных вариантов была идея декорировать свадьбы. В этом начинании Анастасию поддержал муж. Сейчас их «семейное дело» превратилось в успешную студию декора «Bulkini». Мы решили узнать историю этого бизнеса «с нуля», чтобы понять, где найти первых клиентов и как правильно применять маркетинговые уловки в свадебной индустрии.
Не нужно бояться конкуренции: если существует много фирм — на это просто есть потребность
— В то время я еще работала маркетологом. Поэтому первым делом начала анализировать рынок. Поняла, что это прибыльное дело. Но искать первых клиентов и продвигать бизнес сразу было нелегко. Тогда мы просто сделали группу «Вконтакте», так как другие соцсети еще не были так популярны. И буквально за несколько недель нашли сразу 3 свадьбы в одни выходные. Но какими только способами мы не пытались найти этих клиентов. Сначала старались максимально высылать коммерческие предложения молодым людям, у которых «Вконтакте» был статус «помолвлен». Но процент попадания в цель был очень низким. Потом стали мониторить группы салонов свадебных платьев и писать девушкам, которые на тот момент интересовались ценой на наряды. И таким образом постепенно начали находиться первые будущие молодожены, которые были заинтересованы в невысокой цене на украшение своего торжества. Позже к поиску клиентов стали привлекать программиста, который помогал автоматически составлять списки людей, которые в соцсетях интересовались свадебными темами. А спустя год работы, у нашей студии появился сайт, который и позволил увеличить число клиентов.
Поскольку своего портфолио у нас изначально не было, группу наполняли фотографиями декора из интернета. Но при этом мы никогда не писали, что это наши проекты. Просто мы готовы взяться за такое украшение, а фото — лишь наглядный пример. Мы и сейчас крайне редко можем позаимствовать некоторые идеи, например, на Pinterest, но всегда с пометкой на источник фото.
Лучше начинать задолго до начала сезона, чтобы уже к лету получить чистую прибыль и набить руку
Мы начали в конце сентября 2013. Я подумала, что это идеальное время, чтобы научиться всему и к первому сезону уже быть во всеоружии. Одновременно начинали работать в Минске и в регионе. Я сама родом из Островца, поэтому развивать бизнес мы решили у меня на родине и в соседних городах (в Сморгони, Ошмянах).
Изначально почти все необходимое для декора мы закупали в Минске, но это было не всегда выгодно. Сейчас часто ездим за закупками в Москву на «Садовод», в «Ikea», «Флорэвиль». Сотрудничаем и с белорусскими поставщиками. Стекло, например, заказываем у нас на «Немане». Часто работаем с белорусскими розами.
К первому сезону у нас уже было очень много проектов, поэтому мы смогли выйти на окупаемость и чистую прибыль. Но в нашем деле всегда сложно подсчитывать доходы, так как постоянно нужно вкладываться в новые проекты.
Самая лучшая команда — это родные и друзья
Уже в первый свадебный сезон мы осознали, что своими силами не справиться. Ведь еще тогда намечалось по несколько заказов в один день. Постепенно мы стали обращаться за помощью к своим друзьям и знакомым. Сейчас в сезон у нас могут работать до 10 человек. И я с уверенностью могу сказать, что самая лучшая команда — это близкие люди, которым можно полностью доверять. Ведь зачастую приходится сутками готовиться к свадьбам, и помощники фактически живут в нашем доме перед мероприятиями.
Близкие родственники у нас есть и в Москве, поэтому со временем мы решили расширить географию клиентов и стали продвигаться еще и в российской столице. Ведь там другие цены и наша работа стоит в два раза дороже. Тогда у нас уже было хорошее портфолио и большое количество заготовок, поэтому постепенно стали обучать родственников и передавать им все необходимые атрибуты для декора. Сейчас это наша отдельная студия — «Bulkini.ru».
Без курсов, вебинаров и мастер-классов начинаешь тратить время на изобретение того, что уже давно придумали
Было тяжело, потому что нам никто не подсказывал. Мы не ходили на курсы, всему постепенно учились на практике. Мне повезло, что мой муж инженер-строитель. Я генерирую идеи, а он отвечает за техническую сторону их воплощения. Все конструкции мы делаем сами, а покупаем только то, что невозможно смастерить своими руками. Наш большой загородный дом одновременно сейчас является и нашей мастерской. Именно на своем участке работаем над проектами. Для декора нужно очень много места, чтобы изготавливать и хранить все элементы. А изначально все наше «добро» помещалось на шкафу в комнате в общежитии. Тогда в один наш Opel-хэтчбек мы загружали материалы сразу для 3 свадеб. Сейчас нам для одного проекта и микроавтобуса бывает мало (а иногда приходится выполнять и по 8 проектов в одни выходные).
Тогда украшение свадеб в моде было несколько иное. Декораторы делали акцент на тканевом украшении стульев и столов, иногда использовали ширмы и арки. В моде были шары и тканевые цветы. Поскольку мы начинали работать в нише бюджетных свадеб, то особого спроса на декор с живыми цветами еще не было. Постепенно мы стали добавлять в свои работы зелень. И только спустя два года работы мы пришли к проектам с флористическими композициями.
Сейчас для украшения свадеб мы всегда используем живую зелень. Большой популярностью пользуются композиции, где сочетается свежие листья, качественные декоративные и живые цветы. Это придает работам дополнительный объем и увеличивает их стойкость. Многие порой даже не догадываются, что не все украшено «настоящими» цветами. Хотя сейчас в нашем портфолио начинают постепенно преобладать проекты с живой флористикой.
Работа с цветами — это всегда большой стресс. Особенно, если дело касается декора выездных регистраций. Нет никакой гарантии, что будет с украшением через пару часов: ведь его капризные составляющие могут просто завять или испортиться из-за погодных условий. Иногда подводят и поставщики: заказываешь синие розы, а они не приходят. А такие экзотические цветы нужны уже завтра. Тогда приходится искать их по всему городу или придумывать, как покрасить их самой.
Работать с букетами тоже я начала не сразу. Как сейчас помню: первый букет невесты сделала в апреле 2015 года. Тогда я просто нашла оптовый склад цветов рядом с домом и купила все необходимое для задуманного. Потом открыла ролики на YouTube и начала творить. Хоть «спираль» тогда получилась не сразу, невеста осталась довольна.
Теперь в моем портфолио множество различных букетов. Но я училась их делать именно по видео. Чуть позже открыла для себя приложение «FlowerBook», которое помогает подбирать и комбинировать оттенки цветов для букета.
И только совсем недавно я решилась сходить на курсы к Лоре Белобровик, чтобы окончательно разобраться с идеальной «спиралью» и перенять некоторые лайфхаки у опытного флориста. Теперь я уже понимаю, что профессионализм стоит денег. Поэтому порой нужно потратить некоторые сбережения и на обучение, чтобы потом сэкономить время и силы, которые уходят на ошибки.
Наша стратегия — фиксированный ценник + полная свобода выбора для клиента
У нас очень большой ассортимент готовых элементов декора: панелей, фотозон, арок, комплектов для президиума. И за счет того, что мы можем предложить клиентам взять за основу ранее разработанный проект, его цена становится доступнее. К тому же, у нас фиксированный ценник: мы не делим общую стоимость всего украшения на его составляющие. В пределах одной цены клиент может выбрать, например, деревянную ширму либо белые матовые панели. Если у нас не забронированы на эту дату еще какие-то детали, которые нравятся невесте, то мы без дополнительной платы всегда можем предоставить ей те же свечи или вазы. Нам не жалко, а молодые довольны. И такой подход я бы даже назвала нашей фишкой, которая отличает «Bulkini» от многих других студий. Ну и это значительно повышает лояльность клиента.
В процессе развития такого бизнеса приходится продумывать, как правильно реализовывать новые проекты так, чтобы не уйти в минус в плане затрат. Например, если у нас в одни выходные планируются 4 свадьбы, то 3 из них мы стараемся сделать на основе уже разработанной атрибутики и только в один проект вкладываем значительные средства и реализовываем новую идею. Это помогает сохранять оптимальный баланс между доходами и расходами.
Клиенты не ценят бесплатную работу, а вот к бонусам почти всегда неравнодушны
В своем бизнесе реально помогают хотя бы базовые знания в области маркетинга. Мне было с этим проще, поскольку до этого приходилось иметь дело с графическими редакторами, с основными инструментами привлечения клиентов и т.д. Поэтому составить грамотное коммерческое предложение либо оформить рекламный буклет я могла самостоятельно. На имидж любой компании влияет брендированная продукция — стоит уделять внимание оформлению своих визиток, договоров и т.д. Очень важно в свадебном деле уметь работать по принципу «услуга за услугу». Мы зачастую обмениваемся рекламной раздаткой со знакомыми фотографами, ведущими, стилистами, чтобы потом порекомендовать своим клиентам проверенного специалиста. Но в основном «продаем» себя сами. Многие декораторы сейчас работают под «протекцией» свадебных организаторов. У нас примерно 1% таких проектов. Мы больше стараемся работать на перспективу: дать молодым купоны на скидки для их друзей — и это работает.
Как и в любом бизнесе, здесь важно анализировать, откуда приходят клиенты. У нас лучше всего отрабатывает в этом плане сайт и «сарафанное радио». В межсезонье сами активно настраиваем таргетированную рекламу в Instagram — это тоже хороший источник клиентов. А вот участие в выставках нам уже не приносит большого количества сделок. Сейчас это единичные клиенты. Но мы все равно выставляемся: нам интересно показать себя и посмотреть, что предлагают другие.
Не нужно идти на поводу у клиента: на свадьбе каждый должен заниматься своей работой
Один из самых важных показателей в нашей работе — обратная связь от клиента. Самое приятное, когда в конце разбираем декорации, а довольные молодые благодарят нас, обнимают. Ради такого всегда хочется сделать гораздо больше, чем предусмотрено в договоре.
Мы всегда лояльны по отношению к клиентам, но придерживаемся железного принципа: в любом деле нужно всегда выполнять только свои обязанности. Потому что порой на декораторов стараются взвалить обязанности координатора. Некоторые считают, что мы должны не только украсить свадьбу, но и расставить столы и стулья, распределить гостей и прочее. У нас есть строго отведенное время именно на украшение. А лишние хлопоты и желание помочь порой приводят к тому, что команда в этот же день опаздывает на следующую свадьбу и выполняет там свою работу некачественно.
Раньше с нами случались неприятные ситуации, когда желания клиента резко менялись. То, о чем договаривались за несколько месяцев до свадьбы, на самом мероприятии начинало не устраивать молодых. Поэтому сейчас стараемся детально прописывать в договоре даже разные мелочи: составляющие цветочных композиций, цвет свечей, дизайн салфеток и прочее. А за несколько недель до мероприятия молодые утверждают наглядный вариант технического задания и вносят корректировки.
Всегда приходится продумывать все до мелочей не только в декоре, но и в самой стратегии ведения бизнеса. Если подходить ко всему грамотно и учиться на своих ошибках — свадебное «дело» начинает приносить не только радость, но и хороший доход.
Работа декоратора: мифы и реалии самого красивого бизнеса. История Тани Кантемировой
Восемь лет назад Таня Кантемирова согласилась с предложением подруги «делать что-то серьезное». Таким образом росписи стен на досуге превратились в декораторское бюро. Начинала с того, что показывала на пальцах клиенту, в чем прелесть «идеи с бумажными цветочками». Сегодня ее идеи декора показывают в воскресном прайм-тайм эфира одного из главных телеканалов страны.
Читай в рубрике «Свой бизнес» историю одного из самых успешных украинских декораторов: откровенно о сложностях, везении, мифах и реалиях ремесла.
В 20 лет мне просто хотелось пробовать. Я работала и в рекламном агентстве помощником продюсера, делала иногда декорации даже просто на уровне росписи стен, делала репродукции картин. Училась я на менеджера по туризму. Второе образование — дизайн интерьера и графический дизайн.
У меня в семье все художники в 5-том поколении. Сама я в худшколе не училась, но творческая жилка всегда побуждала меня рисовать и что-то создавать, и в какой-то момент сама жизнь подвела меня в ремеслу декоратора. Сначала я помогала оформлять витрины, потом вечеринки сестрам. Потом мой друг увидел мою работу и пригласил поработать над оформлением новогодних мероприятий. И как-то оно так закрутилось, но я не думала в то время об этом увлечении как о бизнесе.
А потом моя подруга Влада Махно, пригласив, кроме меня, еще одну подругу, предложила организовать вместе что-то серьезное – декораторское бюро. Но мы остались вдвоем, потому что третья наша подруга сразу приняла решение ретироваться: «Нет, вы все творческие люди, ну вас» (смеется).
Первый шаг – собрали портфолио наших работ и продумали, чем мы именно будем заниматься. Сначала мы делали, в основном, росписи стен.
Мы себя позиционировали как декораторы с креативным подходом. На то время, а на дворе был 2008 года, этого было очень мало. В мероприятиях это были зачастую какие-то очень технологические штуки – светящиеся панели, например. Не хватало душевного какого-то подхода.
Фото: Наталья Ищенко, Марьяна Жовниренко
Организатор: Свадебное агентство Саши Дергоусовой
Сейчас мы смеемся, вспоминая тот уровень, на котором мы пытались донести информацию о своих работах. Мы сделали презентацию и ходили с ней по друзьям, обзванивали все ивент-агентства (улыбается). Первый год был очень насыщенный и сложным в плане того, чтобы найти клиента. Многое делалось еще из-за нехватки опыта на кустарном уровне. Мы только начинали! Сработало сарафанное радио.
Стартовый капитал – это мы сами, то есть наш креатив. Мы обошлись без крупных инвестиций: зарабатывали средства, которые сразу вкладывали. Да, нам повезло, потому что моей партнерши муж нас приютил – мы работали сначала в мастерской Сережи Махно. И он нам сильно помогал, направлял, рассказывал много в плане финансово-организационных вопросов, потому что мы такие летящие девочки-креаторши были (смеется).
Название «Комильфо Декор» родилось неожиданно. Три месяца мы возились с этим. Было три миллиона вариантов: и «Брусника» какая-то, и «Ежевика» (смеется). А потом… Есть такой исполнитель Mujuice, в песне которого были слова «притворяйся комильфо». И я подумала: «Боже, какое красивое слово!! Интересно, что оно значит?» (смеется). И когда я узнала значение этого слова, я поняла, что всё совпало – это слово переводится как «так, как надо», «так, как должно быть».
Изначально нас было двое: я и Влада. Мы сначала ездили и частично оформляли что-то, потом у нас было несколько крупных заказов (свадьбы знакомых, в том числе и свадьба Влады). Таким образом, мы внедрились в свадебную тематику.
Свои работы на мероприятиях фотографировали сами. На свадьбах договаривались с фотографом.
Фото: Наташа Ищенко, Марьяна Жовниренко
Организатор: Свадебное агентство Саши Дергоусовой
Сайт мы рисовали сами и делали его целый год. Все элементы, которые были задействованы в дизайне сайта, мы рисовали от руки и потом цифровали. Например, там есть такие живописные кляксы от краски. Даже логотип был нарисован вручную, а потом мы его уже делали векторно. Другими словами, мы собирали этот сайт по частям, и он в итоге получился таким очень душевным.
Нашим большим плюсом было то, что мы не пришли в бизнес с пустыми руками. Мы же долгое время до «Комильфо Декор» оформляли и вечеринки, и мероприятия разные, соответственно, у нас уже был определенный багаж работ и мы могли показать клиенту наши возможности и способности.
Фото: Наташа Ищенко, Марьяна Жовниренко
Организатор: Свадебное агентство Саши Дергоусовой
Я недавно осознала, что воплотила все свои ранние мечты. Это так работает пространство — философия New Age: когда ты начинаешь мечтать о чем-то, оно по чуть-чуть воплощается в жизнь. Ну вот, например.
Мы как-то сидели и шутили с командой, что надо делать свадьбу, задекорировав ее… кабачками, а подушечкой для колец может быть… паттисон. Проходит буквально пару месяцев и приходит невеста, которая говорит: «Я так люблю… кабачки, а мы можем как-то их задействовать в декоре свадьбы» (смеется). А я так «в озарении» предлагаю: «О, мы можем подушечку для колец сделать на паттисоне» (смеется).
Очень сильно вдохновляют клиенты – у каждого своя уникальная интересная история. В работе с клиентами очень важно понять вкус заказчика, подловить моменты, которые он любит. Надо понимать, что практически все невесты мечтают с детства о своей свадьбе – у них есть свои какие-то «картинки». И если мы будем навязывать что-то свое – то у нас работа совместная попросту не сложится.
Идеальный рецепт – сделать так, как нравится клиенту, но в нашем вкусе. Я всегда повторяю, что нет ничего не красивого. Любой элемент декора можно подать эстетически.
Фото: Наташа Ищенко, Марьяна Жовниренко
Организатор: Свадебное агентство Саши Дергоусовой
Самый сложный классический стиль, потому что его надо так тонко оформить, чтобы он не выглядел напыщенно, учитывая еще и то, что представление о классике в Украине – это золото и по-богатому. Важно также добавить еще и какие-то индивидуальные элементы для пары. Это всё вместе делает оформление в классическом стиле настоящей головоломкой.
Фото: Наташа Ищенко, Марьяна Жовниренко
Организатор: Свадебное агентство Саши Дергоусовой
Когда мы только начинали, было очень сложно рассказывать и объяснять клиенту какие-то идеи – ведь рынок декора был в состоянии эмбриона.
Это сегодня все уже знают и жаждут photo place, candy bar. А на заре нашего бизнеса мы тратили время на то, чтобы объяснить, что на свадьбе отдельный столик со сладостями может быть не только элементом банкетного стола, но и красивым решением в декоративном плане. Сегодня это must be, все приходят и с порога хотят это. А мы начинали с того, что «выгрызали» свои идеи. Чтобы донести идею с бумажными цветами, приносили бумагу, вырезали и устраивали настоящие демонстрации – потрогать, приложить (смеется).
Сейчас самое сложное… (задумалась) — много времени занимает работа, очень хочется отдохнуть.
Самая большая иллюзия о работе декоратора – это такой себе Плюшкин, который живет в магазине красивых вещей. Если человек придет с этой идеей-фикс к нам на работу, у нас ничего не получится. Работа декоратора – это та-а-к сложно! Чтобы поставить какие-то элементарные финтиклюшки на стол, надо, кроме того, что продумать «где, сколько и как», надо их найти, помыть/привести в надлежащий вид, запаковать и доставить, и при чем не 2 шт., а зачастую несколько десятков штук на всякий случай и чтобы «выбрать». Наши девочки умеют всё! Они и знаю, как держать шуруповерт, как пользоваться большинством стройинструментов, они таскают лестницы… Это совсем не декупаж, о чем нам пишут в письмах творческие души со свободным временем и желанием заняться декором (смеется).
Работа декоратора – это тяжелый труд. Работа на мероприятиях – это всегда выходные. Монтаж и демонтаж – это всегда ночь перед мероприятием и ночь после. Не каждая девочка выдержит.
У нас есть большая база с огромным складом декораций. Есть свое производство (многие декораторы делают элементы декора на аутсорсе). Например, фотозона, грубо говоря, состоит из конструктива (каркас, который обтянут тканью), а уже на нем элементы декора и цветы.
Фото: Наташа Ищенко, Марьяна Жовниренко
Организатор: Свадебное агентство Саши Дергоусовой
Так вот большинство декораторов делают оформление на уровне элементов и цветов, заказывая большие конструктивы на аутсорсе. Мы делаем всё – полный цикл от начала до конца! Мы делаем различную бутафорию, даже скульптуры..
С необходимостью самостоятельного изготовлении конструктивов мы столкнулись 5-6 лет назад, когда начали работать на больших мероприятиях. Сначала нам помогали наши друзья, а со временем образовали команду для производства.
Основной коллектив – это 8 человек. Это декораторы, которые ведут проекты и полностью ответственны за картинку, есть девушка, которая занимается финансовыми вопросами, есть человек, который отвечает за склад и остальное – производство.
После того, как мы разошлись с моим партнером Владой 5 лет назад, сначала я работала с подругой. Потом нас стало 3 и со временем люди приходили и приживались. Я думаю, что мою работу с персоналом сложно приложить к устоявшимся бизнес-меркам, потому что я очень эмоциональна и человек творческий (смеется). Но я должна сказать, во-первых, что у меня сейчас самая лучшая команда в мире, во-вторых, люди, с которыми я сейчас работаю, они собирались не только по профнавыкам, но и по моральному взаимодействию, скажем так (улыбается). У нас пересекаются взгляды на жизнь, и мне кажется, что это очень важно. Без этого не получается сплоченный коллектив.
В начале мы не отмечали наши достижения и просто дату основания, и я очень жалею об этом, потому что это важно. Сейчас мы собираемся каждый год. Недавно отметили 8-мой год работы нашего бизнеса. Собирались на даче у сотрудницы!
Соцсети мы ведем пока не сильно активно, но понимаем, что это нужно. У нас есть страничка в Фейсбук и страница в Инстаграм, которую веду я. Мы сейчас переделываем сайт и на этом сосредоточено основное внимание, потом возьмемся за соцсети. Но у меня есть такой немного внутренний конфликт по этому поводу.
Я понимаю, что нужен пиар на рынке, что мы делаем крупные и уникальные проекты, но об этом мало кто знает, а мне сложно об этом рассказывать. Я понимаю уже, что, скорее всего, сказывается воспитание – я воспитана так, что хвастаться не очень хорошо (смеется). А в бизнесе без этого никак, и я учусь это делать.
Фото: Оля Коржинская
Прибыль с самого начала у нас была. Конечно, она на первых этапах не покрывала содержание офиса или склада, но их сначала и не было. Могу сказать точно, что наш бизнес никогда не был убыточным. Мы по своим возможностям вкладывали деньги в развитие.
Клиенты обычно оплачивают пакет услуг и сопутствующие материалы. Есть нюансы, которые мы никогда не включаем в смету. Например, ножницы и прочие инструменты как ресурс нашей мастерской. Интеллектуальная собственность включается.
Важный нюанс в работе декоратора – поиск чего-то нового. Будь то техники, материалы или решения. Конечно, всегда есть какой-то стандарт, но на нем ты долго не выедешь, ведь здесь важно удивить.
В начале своего пути мы много смотрели на иностранные сайты, поскольку в Украине индустрия декора была не развита. Сейчас сильно популярен Пинтерест, которым все пользуются, а тогда только чехлы атласные в гугле и арочки надгробные. И когда ты попадал на американские сайты – это был другой мир. У меня было множество закладочек. Интересно, что Европа не заморачивается в плане декораций, поэтому нас часто туда приглашают работать на мероприятиях.
Многие уверены до сих пор, что украшение мероприятия ограничивается цветами на столе. Но! То, какой стол, текстиль — все эти фактурные нюансы играют огромную роль.
Фото: Наташа Ищенко, Марьяна Жовниренко
Организатор: Свадебное агентство Саши Дергоусовой
Раньше в работе была сезонность: летом полная загрузка. Я раньше всегда в ноябре уезжала в отпуск. А сейчас в ноябре начинаются новогодние украшения. Январь и февраль – самые свободные.
Сейчас мы также активно сотрудничаем с телеканалами, например, делали декорации для последнего сезона «Голоса страны». Для Ивана Дорна делали декор для «тропического» номера, для Святослава Вакарчука делали, для Тины Кароль – романтичный с шариками. С Кароль работали также для «Рождественской истории».
По поводу недобросовестной конкуренции… Мне на самом деле приятно, когда я вижу, что сворована наша идея. Просто это сразу говорит про уровень! На нас хотят равняться и делать то же самое. Ты же не воруешь то, что тебе не нравится (смеется). Защитить свои работы, к сожалению, невозможно. Все вдохновляются идеями друг друга. Очень часто это просто откладывается на подсознании, и ты потом удивляешься, что уже есть такое, а тебе кажется, что вот ты только что придумал. Конечно, есть такое, что делают просто под копирку. Мы сталкивались с тем, что наши работы были на сайте другой компании как пример их работ. Естественно, что это перебор и мы отстаиваем свои права.
Фото: Наташа Ищенко, Марьяна Жовниренко
Организатор: Свадебное агентство Саши Дергоусовой
Сейчас мы на стадии переезда в новый офис – двигаемся вслед за друзьями. Саша Дергоусова у нас вообще локомотив и двигатель всего (смеется). Она нашла это место и предложила «съехаться». Здесь у нас будет шоурум для встреч с клиентами, а рядом мини-салон флористики, где мы будем создавать композиции из живых цветов, в том числе и под заказ. Конечно, большую часть времени офис будет местом рождения эскизов, прорисовки и разработки. Не люблю это слово «офис», предпочитают говорить «база» (смеется).
Говорить о сфере декора в Украине очень просто: ничего не было – стало всё. Сейчас люди больше понимают в декоре, появилась конкуренция и это супер – постоянное движение.
Декор тесно связан с модой, со всеми последними тенденциями lifestyle. Сейчас будут модны все яркие цвета. Очень скоро стремительно ворвется синий цвет, я уже очень жду его.
Через элементы декора легко проследить, как менялась мода. Раньше, например, во время тотального гламура были модны такие «гладкие» композиции, например, гортензии с листочками ровно выложенными на столах. А сейчас эти «сладкие мечты» уже отошли и все двигаются к естественности. В моде макияж nude, а в декоре – ассиметричные цветочные композиции, напоминающие букет полевых цветов. Отходит уже бохо-стиль, эта «циганщина» (смеется). Отходит уже тропическая тема. Геометрические узоры, естественные бежевые и кремовые тона на пике.
Мне очень нравятся работы Тима Уокера (Tim Walker), а также декорации, подбор цветов и внимание к деталям в фильмаx Уэса Андерсона (Wes Anderson). Они просто невероятные оба!
О СЕБЕ
Меня вдохновляет всё. Бывает, что то, как падает тень от бетонного столба, просто переворачивает сознание.
Для снятия стресса идеальны встречи с друзьями, кино+ массаж, поездки.
Я не пью кофе вообще. Не завтракаю. У меня очень ненормированный график: все 500 будильников стоят на разное время.
В трудные минуты меня «спасают» друзья и здоровый сон.
Я очень редко вижусь с родными. Я грущу из-за этого, но уже смирилась.
Я очень люблю Францию. Это банально, но меня вдохновляет не визуальная картинка, а именно этот особый менталитет французов, в котором большинство считывает надменность. Мне кажется, что они не высокомерны, а просто живут в своем мире. Я думаю, что если их узнавать поглубже, то легко понять, что они просто так воспитаны. Еще во Франции исторически сложилась такая волшебная атмосфера… когда попадаешь на Монматр и понимаешь, какое поколение художников здесь проходило и творило, какая богема тут тусовалась веками (смеется), а вот в этом баре встречались Пикассо и Дали. Эта атмосфера рождает удивительное ощущение в душе. Еще мне близок Питер по такой «парижской» атмосфере.
Внешне «картинка» будоражит сознание в Тибете. Это просто нереальные виды, которые ты никогда раньше не мог себе представить.
Но сильнее всего вдохновляют люди, конечно. Когда к тебе приходит клиент, ты стараешься его понять и увидеть мир его глазами, и мир всегда такой разный! Например, ты всегда замечаешь оттенки салатового на листве, а тут приходит кто-то и восхищается густо-зеленым цветом листьев. И ты вдруг замечаешь эту красоту и… «мир уже никогда не будет прежним»!