как стать фермером в белоруссии с чего начать
Как создать фермерское хозяйство в Беларуси?
Ведение фермерского хозяйства — перспективная деятельность, даже учитывая все риски. Немногие предприниматели решаются на организацию КФК (крестьянское фермерское хозяйство), поскольку такой вид бизнеса требует немалых денежных вложений, а результаты работы будут видны лишь спустя 9-12 месяцев. Организовать агробизнес с нуля в Беларуси стоит недорого — за регистрацию придется заплатить одну базовую величину. Также в некоторых случаях предусмотрена государственная поддержка фермерской деятельности.
Как организовать фермерское хозяйство с нуля?
КФХ — это коммерческая организация, организованная гражданином или членами одной семьи, для ведения предпринимательской деятельности по производству (переработке, хранению, транспортировке, продаже) сельхозпродукции, на выделенном государством участке земли.
Будущему фермеру следует определить с направлением деятельности:
В безвозмездное пожизненное пользование можно получить до 50 гектаров сельскохозяйственных площадей. Участок нельзя продавать и обменивать, но можно передавать по наследству. Государственная финансовая поддержка может быть оказана приусадебным хозяйствам в течение года с момента их создания, а также фермерам, чья выручка от произведенной сельхозпродукции (кроме цветов, декоративных растений, пушного звероводства) составляет не менее 50 % от общей выручки предыдущего года.
После выбора направление деятельности можно разрабатывать бизнес-план открытия фермерского дела, который будет представлять собой программу ведения бизнеса.
Фермер должен продумать следующие пункты:
Создание деятельности КФХ регулируется следующими документами:
После составления бизнес-плана, он подается в местный Райисполком вместе с заявлением о возможности размещения КФХ на определенном земельном участке. Заявление должно быть рассмотрено властями в течение одного месяца. При положительном ответе, сельхозпредприятие следует зарегистрировать.
Выгодно ли заниматься фермерством?
Если хотите минимизировать риски, подробно изучите рынок и уровень конкуренции, а также возможные места сбыта сельхозпродукции. Разведение крупного рогатого скота — прибыльное направление, т.к. спрос на мясную продукцию будет всегда. Но этот вид агробизнеса требует больших денежных вложений. При правильном подходе дело окупится в течение 2-5 лет. Если хотите быстрее получить прибыль, займитесь птицеводством или растениеводством. Данный бизнес не требует больших площадей и денег. Овощи, фрукты и ягоды можно выращивать весь год в теплицах. Особенно актуально это для зимнего периода: цены на продукцию резко вырастут. Рыбоводство при грамотном руководстве приносит приличный доход не только с продажи рыбы, но и с организации платной рыбалки. Инвестиции в разведение пчел также окупятся в короткие сроки.
Налогообложение:
Также с 1 января 2018 года вступает в силу указ №311 об упрощении формы бухучета для небольших фермерских хозяйств. КФК со средним числом работников 15 и менее человек и выручкой в год не более 110 тыс базовых величин предоставляется право на ведение бухучета по упрощенной форме в книге учета доходов и расходов фермерского хозяйства, в том числе лично их руководителями.
Граждане, создавшие фермерское хозяйство
О том, что зарабатывать на агробизнесе можно, доказал Михаил Шруб: 3 % земли Житковичского района приносят около 30 % от сельскохозяйственной выручки предприятий района. Белорус успешно занимается не только овощеводством, но и животноводством.
В 1989 году в Беларуси впервые появились фермеры. Их деятельность составляла 2 % от сельхозпроизводства страны. На данный момент большинство государственных сельхозпредприятий страны убыточны, а количество приусадебных хозяйств сокращается. Главная причина — вымирание села и уменьшение численности жителей деревень. За 25 летний период в Беларуси было зарегистрировано около 7 тысяч КФХ, но по разным обстоятельствам 64 % из них ликвидировались.
По данным Белстата, В 2016 году в пользовании белорусских фермеров было 2% от всех сельскохозяйственных площадей страны. На 1 января 2017 года 2531 фермерское хозяйство осуществляло свою работу. 2,3 % работников приходится на долю КФХ. Всего за 2016 год фермеры произвели сельхозпродукции на сумму 291 млн рублей.
Как стать фермером. Подробная инструкция по регистрации КФХ
В соответствии со ст. 4 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве право на его создание имеют дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Беларуси. Создание фермерского хозяйства включает следующие этапы:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ
Для определения местонахождения крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — КФХ) руководствуются ст. 5 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента от 16 января 2009 г. № 1, в соответствии с которым местонахождением фермерского хозяйства можно определить жилое помещение (квартиру, дом), принадлежащее гражданину, претендующему на статус главы КФХ, с согласия всех собственников, проживающих в этом помещении; жилое помещение, находящееся в долевой или совместной собственности гражданина, претендующего на статус главы фермерского хозяйства, с согласия всех собственников, а также всех совершеннолетних членов его семьи и семьи собственников, проживающих в этом помещении; жилое помещение (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), в котором постоянно проживает гражданин, претендующий на статус главы КФХ, о чем свидетельствует отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации, при согласии всех собственников помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственников.
Следует обратить внимание на то, что осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющимся местонахождением фермерского хозяйства, не допускается без перевода этого помещения в нежилое.
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА
В ней следует отразить направления планируемой деятельности. На законодательном уровне не закреплены рекомендации по разработке такой программы. Но граждане могут воспользоваться Рекомендациями по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, утвержденными постановлением Министерства экономики от 30 октября 2006 года № 186, либо правилами по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденными постановлением Министерства экономики от 31 августа 2005 года № 158.
ОБРАЩЕНИЕ В РАЙИСПОЛКОМ
Гражданин обращается в районный исполнительный комитет с заявлением о создании фермерского хозяйства и выделении земельного участка для осуществления сельскохозяйственной деятельности с приложением программы ведения хозяйства. Также в заявлении указываются данные, содержащие идентификационные сведения о гражданине; цель, для которой испрашивается земельный участок; вещное право на испрашиваемый земельный участок (пожизненное наследуемое владение и (или) аренда); намечаемое местоположение земельного участка и его размер; источники возмещения убытков, если это связано с предполагаемым изъятием земельного участка (его части) у землепользователя, землевладельца; площадь всех земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности гражданина либо арендуемых им.
Справочно: При предоставлении главе КФХ земельного участка в пожизненное наследуемое владение размер участка не может превышать 100 га. Размер земельного участка, предоставляемого главе хозяйства в аренду, а также фермерскому хозяйству в постоянное пользование или аренду, определяется проектом отвода земельного участка. Земельные участки предоставляются фермерским хозяйствам либо их главам, как правило, единым массивом и в первую очередь из фонда перераспределения земель (ст. 40 Кодекса о земле). Преимущественное право на получение участка для ведения фермерского хозяйства при прочих равных условиях имеют создаваемые лицами, зарегистрированными по месту жительства или месту пребывания на территории соответствующего сельсовета, а также членами (работниками) реорганизуемых или ликвидируемых сельхозорганизаций. Райисполком в течение 7 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления сообщает ему о принятом решении. В случае отказа в предоставлении земельного участка гражданина информируют с указанием оснований. Такое решение может быть обжаловано в облисполкоме и (или) в суде.
СОГЛАСОВАНИЕ НАИМЕНОВАНИЯ
При положительном решении райисполкома о выделении земельного участка гражданин обращается в структурное подразделение райисполкома, осуществляющее госрегистрацию юридических лиц, за согласованием наименования хозяйства, которое должно содержать слова «крестьянское (фермерское) хозяйство» либо «фермерское хозяйство» или «крестьянское хозяйство».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА УСТАВНОГО ФОНДА В соответствии с п. 7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1, фермерское хозяйство самостоятельно определяет размеры уставного фонда. Он формируется из стоимости вкладов учредителей (членов) КФХ. Вкладом могут быть принадлежащие на праве собственности (в том числе общей собственности) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие стоимость. Для формирования и увеличения размера уставного фонда фермерского хозяйства не могут быть использованы привлеченные средства. Фонд делится на доли, за исключением случаев создания КФХ одним гражданином.
Размер доли учредителя (члена) фермерского хозяйства в уставном фонде определяется в процентах или в виде дроби. На момент формирования фонда размер доли учредителя равняется отношению стоимости его вклада в уставной фонд к размеру фонда фермерского хозяйства.
Уставной фонд должен быть сформирован в течение 12 месяцев после госрегистрации КФХ.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О СОЗДАНИИ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Оно принимается собранием учредителей хозяйства и оформляется протоколом, за исключением случаев его создания одним гражданином, когда собрание учредителей объективно невозможно. Протокол подписывается всеми учредителями. При этом в нем должна отражаться информация о месте и дате проведения собрания, фамилии, имени и отчестве каждого учредителя, предполагаемом наименовании фермерского хозяйства, размере формируемого уставного фонда и вкладах учредителей, главе хозяйства. Вся информация протокола записывается в уставе КФХ.
УТВЕРЖДЕНИЕ УСТАВА Согласно п. 2 ст. 5 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве его устав утверждается решением собрания учредителей, оформленным протоколом и подписанным всеми учредителями. Устав может быть утвержден тем же собранием, на котором принимается решение о создании КФХ. Он должен содержать следующие сведения: наименование фермерского хозяйства, данные о его главе и иных членах (фамилия, имя, отчество, данные паспорта, местожительства), местонахождение хозяйства, цели деятельности, размер уставного фонда и вкладов его членов, состав, сроки и порядок их внесения; размер долей членов хозяйства в его уставном фонде; порядок формирования имущества хозяйства и условия распоряжения им; порядок трудового участия членов; порядок распределения прибыли; права и обязанности членов хозяйства; порядок вступления в состав КФХ новых членов, выхода и исключения из состава хозяйства; порядок управления деятельностью, ликвидации КФХ. Данный перечень сведений не является исчерпывающим. Если фермерское хозяйство создает один гражданин, устав утверждает он сам, являясь главой хозяйства.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ
Для ее проведения учредитель крестьянского хозяйства подает в структурное подразделение райисполкома, осуществляющее госрегистрацию юридических лиц, следующие документы: заявление о госрегистрации; устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронную копию; оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины.
В соответствии с п. 23 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1, в день подачи документов, представленных для госрегистрации, сотрудник регистрирующего органа ставит на уставе штамп, свидетельствующий о проведенной госрегистрации; выдает один экземпляр устава лицу, его представившему; вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) запись о госрегистрации фермерского хозяйства; представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъекте хозяйствования для включения их в ЕГР. Зарегистрированным крестьянское хозяйство считается с даты проставления штампа на его уставе и внесения записи о госрегистрации юридического лица в ЕГР. Выдача свидетельства о регистрации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов. Наличие у фермерского хозяйства устава со штампом является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов). Получения специальных разрешений на их изготовление не требуется.
Структурное подразделение райисполкома, осуществляющее государственную регистрацию юридических лиц, в течение 5 рабочих дней со дня внесения записи в ЕГР выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, статистики, Фонда социальной защиты населения, регистрацию в «Белгосстрахе».
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Одновременно с проведением гражданином процедуры регистрации КФХ райисполком дает разрешение организации по землеустройству на разработку проекта отвода земельного участка. Его отвод производится на бесплатной основе.
За счет средств республиканского бюджета финансируются работы по установлению границ земельных участков, предоставленных для ведения фермерского хозяйства. Для этого хозяйству необходимо обратиться в Министерство сельского хозяйства и продовольствия с заявлением в произвольной форме и приложить к нему следующие документы: договор подряда (копия), заключенный с организацией по землеустройству на выполнение работ по установлению границ земельного участка на местности, включая все приложения к договору (сметы, протоколы согласования цены, акты готовности землеустроительных работ (при наличии), дополнительные соглашения (при наличии); копию свидетельства о госрегистрации КФХ; копию 1-й и 2-й страниц устава; копию решения райисполкома о выделении земельного участка для ведения крестьянского хозяйства (все копии должны быть подписаны главой фермерского хозяйства и скреплены печатью); информационное письмо с указанием сведений, необходимых для присвоения учетного номера казначейства (в случае его отсутствия): полное и сокращенное наименование КФХ, юридический адрес, учетный номер плательщика, ФИО главы хозяйства, главного бухгалтера (при наличии) и контактные данные.
По итогам рассмотрения представленных документов Минсельхозпрод направляет в Министерство финансов письмо о присвоении КФХ учетного номера казначейства (в случае его отсутствия) и открытии ему бюджетных ассигнований. После их открытия КФХ с вышеперечисленным пакетом документов (оригиналов) обращается в территориальное казначейство для регистрации в соответствии с Инструкцией о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов по расходам (далее — Инструкция), утвержденной постановлением Министерства финансов от 27 июля 2011 года № 63.
Право на земельный участок возникает у главы фермерского хозяйства или у КФХ только при получении свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации земельного участка, прав на него и сделок с ним.
Далее КФХ приступает к осуществлению производственно-хозяйственной деятельности.■
Как стать фермером в белоруссии с чего начать
«Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.»
Именно так звучит пункт 1 статьи 1 главы 1 Закона Республики Беларусь от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», являющегося определяющим для создания и деятельности фермерского хозяйства наравне с уставом, по которому будет осуществляться деятельность предприятия, и другими законодательными актами.
Прежде всего, тщательно изучив действующую законодательную базу и твёрдо решив заняться фермерством, Вам необходимо ответить для себя на ряд вопросов, ответы на которые помогут чётко уяснить последовательность действий (конкретные шаги).
1. Определить, на каких землях планируете работать. Потребуется определить возможность их использования с управлением землеустройства райисполкома и, при необходимости, согласовать с собственниками земли (из сельскохозяйственных земель запаса или с главами сельскохозяйственных предприятий района, в чьем хозяйственном ведении находятся земли).
2. Определить направление сельскохозяйственной деятельности (животноводство, растениеводство, смешанное сельское хозяйство или прочие (пресноводное рыбоводство, пчеловодство и др)). Это поможет определиться с кодом экономической деятельности по общегосударственному классификатору ОКРБ 005-2011, необходимым в дальнейшем для указания в заявлении о государственной регистрации юридического лица – один пятизначный код вместе с расшифровкой вида деятельности указывается в качестве основного предполагаемого к осуществлению.
3. Определить собственное наименование фермерского хозяйства. Его уникальность будет проверена по общей республиканской базе наименований и в дальнейшем соответствующей справкой будет закреплено только за Вашим хозяйством.
Наименования, которые уже зарегистрированы (или зарезервированы) в базе данных Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР), не могут быть согласованы. Имеется или нет выбираемый Вами вариант наименования юридического лица в базе данных наименований ЕГР, Вы можете проверить не отходя от компьютера с использованием специальной формы поиска в глобальной сети Интернет.
5. Подготовить и предоставить в регистрирующий орган документы, необходимые для государственной регистрации фермерского хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Гражданского кодекса Республики Беларусь юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с Положением на основании заявительного принципа.
Глава 6 «Ответственность в области государственной регистрации субъектов хозяйствования» Положения устанавливает, что собственники имущества (учредители, участники) организации, несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.
Согласовать разработанную программу ведения (бизнес-план) фермерского хозяйства в управлении по сельскому хозяйству и продовольствию райисполкома.
Форма программы ведения фермерского хозяйства законодательно не регламентирована, но учитывая, что крестьянское (фермерское) хозяйство является коммерческой организацией, то и требования по составу и содержанию бизнес-плана предъявляются соответствующие.
Бизнес-план развития должен включать: титульный лист, содержание, описательную часть бизнес-плана развития, приложения, справочные материалы, подтверждающие исходные данные.
На титульном листе указывается сокращенное и полное название коммерческой организации, утверждающие подписи руководителей коммерческой организации, согласующая подпись руководителя (его заместителя) органа управления (структурного подразделения органа управления), заверенная печатью, дата утверждения и дата согласования бизнес-плана развития, требования конфиденциальности документа.
В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана развития, его приложений, а также даются ссылки на страницы.
Бизнес-план развития состоит из следующих основных разделов:
«Резюме»;
«Характеристика коммерческой организации и стратегия ее развития»;
«Описание продукции. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»;
«Производственный план»;
«Организационный план»;
«Инвестиционный и инновационный план»;
«Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»;
«Показатели эффективности деятельности коммерческой организации».
Для вновь создаваемого крестьянского (фермерского) хозяйства целесообразно рассчитывать программу развития на 5 лет.
7. Порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства
Дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, пожелавшие создать крестьянское (фермерское) хозяйство, подают в соответствующий районный исполнительный комитет заявление о подтверждении возможности размещения крестьянского (фермерского) хозяйства и предполагаемом месте размещения земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
После государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок предоставляется по выбору крестьянскому (фермерскому) хозяйству в постоянное пользование или аренду либо главе этого хозяйства в пожизненное наследуемое владение или аренду.
Преимущественное право на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при прочих равных условиях имеют крестьянские (фермерские) хозяйства, создаваемые лицами, зарегистрированными в сельском населенном пункте, поселке городского типа или ином населенном пункте, расположенном на территории соответствующего сельсовета, а также членами (работниками) реорганизуемых или ликвидируемых сельскохозяйственных организаций.
Земельные участки предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам либо их главам, как правило, единым массивом и в первую очередь из фонда перераспределения земель.
Гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, обращается в районный исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением о предоставлении ему такого участка.
В заявлении указываются:
данные, содержащие идентификационные сведения о гражданине;
цель, для которой испрашивается земельный участок;
вещное право на испрашиваемый земельный участок;
намечаемое место размещения земельного участка и его примерная площадь;
источники возмещения убытков (при их наличии), если это связано с предполагаемым изъятием земельного участка у землепользователя;
площадь всех земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности либо арендуемых.
К заявлению о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства прилагается программа ведения этого хозяйства (бизнес-план). Если крестьянское (фермерское) хозяйство создается несколькими гражданами, к заявлению о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства прилагается протокол собрания его учредителей.
После рассмотрения заявления, управление землеустройства райисполкома разрабатывает проект отвода земельного участка, испрашиваемого для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, без установления его границы.
Граница земельного участка, испрашиваемого крестьянским (фермерским) хозяйством для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливается организацией по землеустройству (РУП «Проектный институт Могилевгипрозем»), на основании разработанного управлением землеустройства проекта отвода земельного участка за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на эти цели.
При наличии убытков, причиняемых землепользователям изъятием земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества в связи с предоставлением земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, местный исполнительный комитет поручает организации по землеустройству (РУП «Проектный институт Могилевгипрозем») определить фактический размер убытков.
Определение фактического размера убытков осуществляется на основании договора подряда, заключаемого организацией по землеустройству (РУП «Проектный институт Могилевгипрозем») с лицом, заинтересованным в предоставлении земельного участка, за счет средств этого лица.
Право на земельный участок возникает у гражданина с момента государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации земельного участка прав на него и сделок с ним.
Согласование наименования юридического лица*
На территории Могилевской области согласование наименований юридических лиц осуществляется в отделе государственной регистрации юридических лиц и ЕГР Главного управления юстиции Могилевского облисполкома
по адресу:
г. Могилев, ул. Первомайская, 71, 5 этаж, каб. 559, тел. 8-0222-75-25-71
Согласование наименования при личном обращении заявителя в регистрирующий орган может быть осуществлено только с предъявлением документа, удостоверяющего личность.
По установленной форме Министерства юстиции Республики Беларусь (имеется на веб-портале ЕГР)
Начальник управления землеустройства Быховского райисполкома
Журавский Сергей Данилович,
телефон: 79-708
Государственная регистрация юридического лица
Осуществляется в день подачи полного пакета документов
Отдел экономики Быховского райисполкома
Быхов, Ленина, 37, каб. 20
главный специалист
Ловцова Анастасия Владимировна,
телефон: 79-697
начальник отдела
Комар Владимир Николаевич,
телефон: 79-711
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица
Экземпляр устава со штампом государственной регистрации на титульной странице
Постановка на учёт
Причастные государственные органы
документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах»
Осуществляется в электронном виде в течение пяти рабочих дней с момента государственной регистрации
(по истечении срока забрать в отделе экономики райисполкома готовое единое извещение о постановке на учёт)
Выбор системы налогообложения
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Быховскому району
Быхов, Советская, 3, телефон 49-779
Написать заявление в налоговой инспекции
Самостоятельно или ЦПП
Управление по сельскому хозяйству и продовольствию Быховского райисполкома
главный специалист
Кравченко Татьяна Ивановна,
телефон 79-735
Выделение земельных участков и их государственная регистрация
Быховский районный исполнительный комитет
РУП «Проектный институт Могилевгипрозем»
Решение о предоставлении земельного участка
Свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации земельного участка прав на него и сделок с ним