как стать организатором свадеб с нуля с чего начать
Как мы самостоятельно организовали свадьбу за 208 100 ₽
Муж недавно признался, что боялся свадьбы еще с детства: «Сидишь за столом с сотней родственников и с этой уродской красной ленточкой. Пьешь».
Мы с мужем сразу договорились: «Давай без этого всего». Мы отошли от многих свадебных стереотипов и устроили скромную свадьбу. В первый день пригласили самых близких родственников: 12 взрослых и 7 детей. Второй день провели с друзьями — нас было 30 человек.
Подготовку к свадьбе мы начали примерно за полгода, и она у нас проходила неторопливо, без напряжения и ссор. Вот что предстоит сделать жениху и невесте, если они устраивают праздник сами.
Свадьбы и коронавирус
Из-за коронавируса в 2021 году действуют ограничения на проведение свадеб — в каждом регионе свои. Это касается и торжественной регистрации, и банкета.
Торжественная регистрация. В Москве в феврале 2021 года отменили все ограничения по количеству гостей на торжественных церемониях регистрации брака — раньше их могло быть не больше пяти. А в Подмосковье ограничения до сих пор действуют — на церемонии в загсе может быть не больше 10 гостей.
Посмотреть ограничения в конкретном регионе можно на сайте местной администрации. При этом в любом месте есть обязательные требования: маски и социальная дистанция в полтора метра. Без масок могут быть только молодожены, причем только во время самой регистрации. На свадьбе такое представить сложно, поэтому эти требования часто нарушают.
Банкеты. С организацией банкетов история тоже неоднозначная: в каждом регионе свои требования, лучше уточнять их на сайте местной администрации. Где-то вообще нельзя проводить банкеты, где-то они ограничены по времени. Допустимое количество человек обычно зависит от размера площадки. Правила те же : маски, перчатки, социальная дистанция 1,5—2 метра — ее нужно учитывать при рассадке гостей. По факту эти требования тоже нарушают.
Безопасность гостей. Сколько бы ни было гостей и как бы вы ни относились к маскам, на свадьбе во время ковида их не избежать. Свои санитайзеры для рук и запасные маски наверняка будут в загсе и ресторане. Вот только выглядеть и пахнуть они могут не очень хорошо. Чтобы все было красиво, вы можете сами подготовить их: например, на входе поставить красивый поднос с небольшими флаконами с санитайзером, а гостям, официантам, организаторам, артистам подготовить одинаковые перчатки и маски.
Зато коронавирус — хороший повод сократить список гостей. Можно не приглашать троюродную тетку мужа и свояченицу маминой подруги, и никто не обидится. А если не смогут приехать на свадьбу бабушки, дедушки и другие пожилые родственники, для них можно организовать онлайн-трансляцию — только сначала им нужно подключить нужные программы вроде «Зума» или «Скайпа» и объяснить, как ими пользоваться.
Мы сначала думали отпраздновать свадьбу где-нибудь на тропическом острове вдвоем или расписаться в своем городе и сразу же уехать в свадебное путешествие. Но потом поняли, что хотим провести этот день с самыми близкими. Ведь путешествий у нас было и будет много, а свадьба — одна.
Близкие — это семья и друзья. Две компании разного возраста и с разными интересами, которые между собой плохо знакомы. А нам было очень важно уделить внимание всем. Поэтому мы сразу решили, что будет два праздника.
Мы изначально знали, что у нас будет на свадьбу 300 000 Р : 200 000 Р нам подарили родители, 100 000 Р мы накопили сами. Мы посчитали нерациональным тратить всю эту сумму на торжество. Решили так: максимум 200 тысяч — на вечеринки, остальное — на свадебное путешествие.
Примерный список гостей у нас менялся три раза, и с каждым разом становился все меньше — хотя обычно бывает наоборот.
Пока составляли список, использовали свой фильтр гостей:
Если на все три вопроса ответ «Да», этот человек однозначно должен быть на свадьбе.
Конечно, сначала было родительское «вот тетя Люда обидится, если ее не позвать» и «а что скажут люди». Но с родителями у нас хорошие отношения, мы вместе все обсудили и не стали звать родственников вплоть до пятого колена. В итоге никто ничего не сказал и не обиделся.
Неважно, сколько вы зовете гостей — двадцать или сто двадцать. Помните, что теперь они ваша забота. Постарайтесь сделать так, чтобы им было максимально комфортно. Позаботьтесь о трансфере или такси до места проведения праздника и обратно. Если гости приезжают из другого города, решите, где они остановятся до и после торжества. Возможно, стоит взять на себя расходы на дорогу или хотя бы их часть.
Свадебное агентство: преимущества и сложности бизнеса
Одним из немногих рынков, которых не коснулся кризис, остается свадебный рынок. Пока на нем могут довольно успешно работать и столичные, и региональные агентства. Но есть несколько факторов, влияющих на успех.
О приметах, влияющих на бизнес, состоянии свадебного рынка, его преимуществах и проблемах Анна Марышева, основательница Marry me! рассказала в интервью Контур.Журналу.
Экспертиза
До того как открыть свой бизнес, я около трех лет работала в свадебном агентстве и за этот период накопила большой опыт и экспертизу. Собственное агентство Marry me! я открыла в 2014 году, и вот уже два года оно успешно работает в Красноярске.
Помимо того, что свадебная тема мне интересна и я хорошо в ней разбираюсь, выбор бизнес-направления был обусловлен еще и открывающимися перспективами.
На свадебном рынке высокая конкуренция, и за последние четыре года качество услуг заметно повысилось, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах.
В Красноярске, например, тоже хорошо развит свадебный бизнес, здесь каждый год появляются новые агентства, декораторы, услуги.
В свадебном бизнесе несколько направлений работы: можно разрабатывать декор, можно быть хорошим режиссером и делать феерические с точки зрения режиссуры мероприятия, можно сочетать одно и другое. Главное — постоянно наращивать уровень экспертизы и развиваться в свадебной сфере. А поскольку эта сфера очень многогранная, то приходится быть экспертом и в моде, потому что приходится иметь дело со свадебными платьями, и в ресторанном бизнесе, и в кухне, так как одна из главных составляющих свадьбы — это банкет, и в шоу, и в декоре, и во флористике.
Достоинства и недостатки
Свадебное агентство можно создать с нуля. На Marry me! изначально был потрачен минимум на сайт и рекламу. Мы и правда делаем деньги из воздуха, потому что организация мероприятия — это в основном умственные затраты, мы осваиваем бюджет и ничего не вкладываем. Это огромное преимущество этого бизнеса, но есть и множество специфических проблем.
Одна из самых больших сложностей нашего бизнеса заключается в четкой организации процесса. Свадебный организатор должен свести все службы и подрядчиков, чтобы они работали в одной связке, и стать для них главным, чтобы они все прислушивались к тебе, поскольку только ты знаешь, какую цель несет проект и что должна сделать каждая служба. Донести информацию до каждого и проконтролировать — самая сложная задача.
В силу специфики бизнеса мы имеем дело с огромным количеством подрядчиков — и в процессе подготовки, и в свадебный день. Они все разные, и зачастую к творческим людям, фотографам и артистам, нужен отдельный подход. Другой тип подрядчиков — это грузчики, монтажники, ребята, которые готовят площадку к мероприятию, с ними тоже нужно уметь работать. Лучше всего, конечно, иметь дело с проверенной командой, тогда за результат можно не переживать.
Еще одна сложность — сильная зависимость от сезона. В основном все хотят жениться летом, поэтому зимой происходит спад активности, и в этот период мы больше готовимся к летней реализации проектов. Летом же у свадебных специалистов нет выходных вообще, все работают в режиме нон-стоп.
Постоянная головная боль участников рынка — это работа над уменьшением влияния фактора сезонности, поиск решений, которые минимизируют спад.
Например, мы стараемся донести до всех наших клиентов мысль о том, что зимние свадьбы — это тоже красиво. В частности, ведем «разъяснительную» работу в социальных сетях.
Специфика и детали
Мы отказались от развития других направлений, хотя ранее пробовали заниматься ивентом (организация корпоративов, Новый год). Но в результате мы пришли к выводу, что свадьбы — это особый вид праздника, очень сложный, поэтому, когда ты начинаешь распыляться на какие-то другие мероприятия, можешь что-то упустить в организации.
Мы работает с особым видом клиентов. Во-первых, они часто не знают, чего хотят. Поэтому приходится всей команде проводить сложную работу, выяснять, что именно нужно заказчику и какие результаты он хочет получить. Далее мы делаем презентацию.
Организация свадьбы — это и творческая, и психологическая работа, когда ты пытаешься через косвенные вопросы понять ожидания клиента. Причем часто приходится работать в стрессовых условиях, важно сохранять железное спокойствие.
Иногда пары предлагают свои идеи по организации. Но тут надо тоже оценивать целесообразность их реализации. У нас была одна девушка, которая хотела на выездной церемонии разыграть ситуацию со сбежавшей невестой, поставить в ступор жениха и всех гостей, но мы отговорили ее от этого рискованного шага. Неизвестно, что бы могло получиться в результате.
Из необычных свадеб у нас была церемония на корабле: корабль плавал по Енисею, затем швартовался у пристани, где проходила выездная церемония. Одни молодожены прибыли на выездную церемонию на вертолете, что тоже было весьма неожиданно.
Нестандартные сценарии всегда требуют проработки дополнительных организационных решений, учета множества деталей. Куда приземлится вертолет? Не снесет ли поток воздуха от работающих винтов свадебный декор?
Приметы и планы
В то время как свадебный бизнес сильно зависит от сезона, он почти не подвержен экономическим проблемам. Люди на свадьбах экономить не будут даже в кризис, ведь для многих это очень значимый праздник. Зато есть другие факторы, связанные с приметами. Например, 2016 год был високосным. Считается, что жениться в такой год — плохая примета. Плюс есть еще лунные календари и гороскопы, которые, как это ни странно, тоже влияют на решения человека.
В этом году мы провели 16 мероприятий, и это считается очень хорошей загруженностью. В 2017 году мы хотим уменьшить количество мероприятий, но увеличить их средний чек, чтобы было меньше текучки и больше качества и заработка. Еще мы хотим делать проекты не только в Красноярске, но и выездные мероприятия за границей для тех, кто устал от классических церемоний.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как я самостоятельно организовала свадьбу за 830 000 ₽
И сохранила нервные клетки
Мне сделали предложение в октябре 2018 года.
Эйфория длилась примерно неделю. Дальше в голове появились назойливые вопросы. Будем отмечать или просто распишемся и поедем в путешествие? Когда нужно подавать заявление в загс? Сколько вообще это может стоить и потянем ли мы?
Хорошо все обдумав и справившись с внезапной паникой, мы решили: хотим свадьбу. Я не стала брать организатора, не хотелось платить сторонним людям за то, что могу сделать сама.
Оглядываясь назад, понимаю, что поступила правильно. Благодаря грамотному планированию я сделала классную свадьбу без лишних переживаний, не отвлекаясь от двух работ и одного ремонта.
В статье расскажу, как мне это удалось.
Потратили на свадьбу — 829 890 Р
Услуги подрядчиков и мелкие расходы | 283 600 Р |
Банкет на 40 человек | 258 640 Р |
Аренда мини-отеля на 24 часа | 142 800 Р |
Наряды и кольца | 123 000 Р |
Макияж, прическа, барбершоп | 21 500 Р |
Госпошлина за регистрацию брака | 350 Р |
Мой план подготовки к свадьбе
Я понятия не имела, что нужно для подготовки, кроме платья, колец и банкета. И просто загуглила: вбила в поисковик «список вещей и дел для свадьбы». Получила множество пунктов, часть из которых уже совершенно устарели. Никто из моих знакомых не готовил сценарии выкупа, не покупал запасной букет и замочек для мостов.
Зато все эти списки помогли определиться с тем, что важно для меня. Вот так выглядел мой свадебный чек-лист:
Мы не привязывались к дате и площадке, поэтому сначала подали заявление, а потом стали искать место, где провести праздник. Но если вам важно пожениться в конкретный день, особенно если это «красивая дата» или летний день, то советую сначала договориться с площадкой. То же самое — если хотите провести торжество в популярном ресторане или отеле.
Бюджет — самый первый и важный этап при подготовке свадьбы. От этого зависит буквально все: формат, количество гостей, площадка и платье невесты.
Нам бюджет помогли сформировать родители. Мы установили предел суммы, которую готовы потратить на праздник, — 1 млн рублей. Договорились, что вкладывать будем равные доли своих накоплений: треть от нас, треть от моих родителей и треть от родителей мужа.
На этом шаге нужно определиться с загсом и датой регистрации.
При выборе дня икс лучше ориентироваться не на красивые цифры, а на время, которое вы готовы потратить на подготовку. Дата регистрации — это удобная точка обратного отсчета для вашего планирования.
Мы очень хотели пожениться в августе и заявление подали сильно заранее — в начале ноября. Мысль, что на подготовку у меня есть еще десять месяцев, очень меня успокаивала. Конкретная дата нам была не важна.
Мы сразу решили, что праздник будем устраивать не в день регистрации, а позже: я хотела наслаждаться своей свадьбой, а не нервничать из-за застрявшего в пробке авто с женихом. Поэтому в загс мы пошли за день до вечеринки: в спокойном темпе встретились с родителями в совершенно пустом загсе, расписались и уехали высыпаться перед свадебным торжеством.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Количество гостей может здорово повлиять на бюджет свадьбы. Могу посоветовать одно: не думайте, что кто-то на вас обидится, если не получит приглашения. Свадьба — не день рождения. Приглашайте только самых близких и дорогих для вас людей.
В Москве и Подмосковье много, а точнее, очень много площадок для проведения свадьбы. Из них только несколько десятков полностью устроили меня с точки зрения цены, качества и расположения.
Мы выбирали между двумя форматами вечеринки — в модном ресторане или на закрытой территории мини-отеля. Я сразу склонялась ко второму варианту. Хотелось провести целый день в красивом месте с близкими друзьями и родными, никуда не спешить и не отвлекаться на посторонних. Сначала мне казалось, что красивые загородные площадки для нас слишком дороги. Но когда я стала узнавать цены, то была приятно удивлена: выяснилось, что это вполне вписывается в наш бюджет. Так что в рестораны я даже не звонила.
Как ни удивительно, найти отель для свадьбы мне помогло то, что обычно ужасно раздражает: контекстная реклама. Кстати, она же выручала на протяжении всей подготовки. Вот как все получилось: я вбивала в поисковики словосочетания вроде «площадка для свадьбы», «места для свадьбы» и так далее. И уже через пару дней в ленте инстаграма стали появляться рекламные посты.
Одна такая реклама меня заинтересовала. Это был мини-отель в Подмосковье в 30 км от Мкада. Я перешла в профиль, полистала фотографии и поняла, что влюбилась в это место. Тогда я изучила описание услуг и цены на сайте, позвонила и договорилась о дате просмотра.
Вживую отель оказался еще лучше. Территория была очень зеленая, с прудом и удобными шатрами. Нас подкупило, что мини-отель будет закрыт под наш праздник — можно веселиться в кругу своих. Аренда обошлась в 88 200 Р в сутки, в эту цену входил деревянный дом на 20 человек и отдельный номер для жениха с невестой. За доплату 10 500 Р мы арендовали номера еще на 10 человек. Отдельно оплатили шатер для банкета и гирлянды для декора.
Большинство гостей оставались в отеле на ночь, поэтому приехали на своих авто и подхватили тех, у которых машины нет. Три-четыре гостя добирались на такси.
Зона регистрации в отеле. Стулья мы арендовали отдельно, найти их нам помогли декораторы. Подробнее — дальше. Источник: инстаграм площадки
Дам несколько советов по поиску площадки. Главный — не торопитесь сразу заключать договор. Стоит сравнить несколько вариантов — возможно, по соседству вас ждет площадка лучше.
С другой стороны, затягивать тоже не советую. Такие места, как у нас, разбирают быстро. Мы заключили договор с нашей площадкой в середине ноября — и на тот момент многие субботы июля уже были заняты.
Аренда площадки на 24 часа — 142 800 Р
Территория мини-отеля на сутки, домик для молодоженов и дом для гостей | 88 200 Р |
Шатер банкета | 21 600 Р |
Тепловые пушки | 15 000 Р |
Дополнительные номера для гостей | 10 500 Р |
Гирлянды для банкета, которые предоставил отель | 7500 Р |
Подрядчики на свадьбе — это ведущий, фотограф, декораторы, иногда и другие специалисты: например, некоторые пары заказывают танцоров, музыкантов и даже фокусников.
Я была на свадьбах, где ведущий отпускал оскорбительные шутки в адрес гостей, а видеографы присылали памятные ролики с расфокусом и заваленным горизонтом. Чтобы такого не случилось, я рекомендую не экономить на фотографе, видеографе и особенно ведущем.
Где искать подрядчиков. Я пользовалась тремя способами:
Опыт знакомых помог мне найти фотографа. В процессе подготовки к свадьбе я вспомнила, что какое-то время назад лайкала в инстаграме свадебные фото моей одногруппницы — безумно красивые. Я нашла этого фотографа, изучила портфолио на сайте и убедилась, что его стиль и цены мне подходят.
Соцсетями я пользовалась в основном для того, чтобы сравнить предложения. Делала так: открывала в инстаграме странички популярных салонов свадебных платьев и переходила в раздел «отмеченные фото». Обычно там можно найти работы фотографов, видеографов и других подрядчиков: они отмечают на своих работах магазины, где собрали образ невесты. Правда, я в итоге осталась с уже найденными подрядчиками — сильнее них никто не зацепил.
С помощью свадебных агрегаторов я нашла ведущего и декораторов. Такие сайты похожи по своей функциональности: там есть списки организаций и подрядчиков, справочная информация, отзывы клиентов.
Ведущий. Это один из главных людей на свадьбе. Если он не будет подходить вам по характеру, манере работы или общей концепции, скорее всего, вы расстроитесь в день праздника. Чтобы не прогадать, рекомендую общаться с кандидатами лично: видеовизитка на сайте бывает обманчива.
В итоге мы нашли идеального ведущего, который прекрасно подготовился и задал тон всему празднику. Наш ведущий хорошо знал наши с мужем истории и изучил гостей еще до праздника — для этого мы заранее написали подробные анкеты на каждого. Многие гости даже подумали, что это наш давний хороший друг, столько он про нас знал.
Все развлечения были необычными и даже близко не похожими на конкурс «попади карандашом в бутылку». Каждый интерактив был связан с нами и гостями, поэтому всем было интересно. Например, в формате викторины гости угадывали детали нашей истории отношений, которых никто не знал.
попросил наш ведущий за восемь часов работы
А еще нам бесплатно оформили велком-зону и предоставили стильные диспенсеры под лимонад. Сказали, что это потому, что наша пара им понравилась. Возможно, так говорят всем. Но было приятно.
Хорошие декораторы обязательно попросят вас съездить на площадку, чтобы посмотреть помещение и спланировать оформление. Мы приезжали с нашими подрядчиками за три месяца до свадьбы. Они осмотрели все помещения, составили план и прикинули, сколько времени может понадобиться на дорогу и монтаж украшений. Исключение — если подрядчики работали на этой площадке не один раз и хорошо знают все нюансы.
Стать свадебным организатором
И ходить на праздник как на работу
Год назад Люба вышла замуж. Ей понравилось организовывать свою свадьбу, и она бросила работу юристом, чтобы стать свадебным организатором.
Я расспросил ее о карьере, работе, деньгах и трудностях.
Зачем нужен свадебный организатор
Организатор — такая «точка сборки» свадьбы. Он делает так, чтобы все нужное на свадьбу приехало, все хорошо провели время, а потом уехали по домам, а не в больницы.
Свадьба — большое событие: в нем участвуют артисты, повара и официанты, кондитеры, флористы, декораторы, водители, пиротехники, охранники, каскадеры, кареты, кони, ряженые, врачи и бойцы спецназа. Сначала нужно разыскать их, подобрать, синхронизировать, договориться о ценах, утвердить с каждым концепцию, составить общую программу и договориться с площадкой, на которой все это будет происходить. А еще нужно сделать так, чтобы все это нравилось невесте, жениху и их родителям.
Потом площадка в последний момент откажет, клоуны заболеют, кони взбрыкнут, а у кондитера собака съест товар. Тогда всю работу нужно проделать заново за два дня до свадьбы.
В день свадьбы нужно убедиться, что все приехали на нужную площадку (а не в такой же ресторан на другом конце города); проверить качество установки декораций, чтобы никого не убило; осмотреть цветы; проверить уровень дизеля в генераторе; разогнать тучи; дать нашатыря свекрови; успокоить десантника со стороны жениха и выслать вертолет за невестой, потому что в городе пробки и она никак не может выехать из дома.
Эту работу могут выполнить и сами молодожены — но тогда они берут на себя организацию большого проекта и решение проблем на месте. Не смертельно, но приятного мало. Жених весь день свадьбы раздает исполнителям конверты с гонорарами, невеста ругается с флористом, а ледяная скульптура лебедя стоит в пробке на другом конце города.
Если свадьба большая или молодожены не хотят заморачиваться, они обращаются к организатору. Он готовит свадьбу заранее и контролирует обстановку в день свадьбы. Молодожены просто приходят на праздник, а организатор координирует подрядчиков, всем платит и решает проблемы.
Рынок
Одни организаторы работают сами по себе и получают клиентов через знакомых. Другие открывают агентства, в которых работают несколько организаторов. Некоторые агентства специализируются на свадьбах, другие занимаются любыми праздниками: хоть юбилеями, хоть утренниками.
Отдельно от агентств на рынке работают подрядчики: декораторы, флористы, кондитеры, рестораны и кейтеринг, артисты и ведущие, фотографы и операторы. Есть фирмы, которые организуют логистику или просто дают в аренду транспорт. Еще есть те, кто поставляет свет и звук, организует уборку, безопасность, проводит флешмобы или профессионально занимается пиротехникой. Как правило, все эти подрядчики одновременно обслуживают весь рынок ивента: и концерты, и свадьбы, и фотосессии, и что угодно.
Одна из задач организатора — собрать вокруг себя надежных подрядчиков и быстро предъявлять их клиентам. Например, если жених должен въехать на церемонию на коне, то у организатора должен быть подрядчик, который договорится с конем.
Хороший организатор знает, кто из ведущих пьет и как сильно; какой стилист подойдет какой невесте; сколько стоят бумажные розочки у разных декораторов; к кому из фотографов идти за утонченными фотоисториями, а кто даст качественную невесту на ладошке. Организатор — это такой проводник на рынке праздников: он знает, кто сколько стоит, как с кем договариваться и кого с кем можно сочетать.
Учеба
Почти все известные агентства проводят собственные курсы свадебных организаторов. Так они делятся с новичками опытом, помогают набрать базу подрядчиков и присматривают себе кадры. Можно обойтись и без этих курсов, потому что опыт и базу можно наработать и своими силами. Дипломы и формальное образование для этой работы не нужны.
Учебные программы бывают разные: месячные, недельные и даже двухдневные интенсивы в выходные. Цена зависит от города, известности свадебного агентства и продолжительности обучения, обычно она колеблется от 20 до 45 тысяч рублей.
Люба решила не торопиться и разобраться в теме основательно, поэтому пошла на 30-дневные курсы свадебных организаторов за 30 000 рублей.
стоили курсы свадебных организаторов
Теоретические занятия шли каждый день по несколько часов. На них рассказывали, как организовать свадьбу летом, зимой или осенью; что делать, если нужно подготовить выездную регистрацию; как избежать основных ошибок и найти надежных специалистов к себе в команду. В конце всем участникам выдали готовые сценарии для разговора с клиентами и подрядчиками, а еще шаблоны договоров и других документов.
Потом началась практика в качестве помощника свадебного организатора. Люба встречала гостей, искала потерявшихся артистов, бегала с вазами для цветов, следила, чтобы официанты вовремя выносили горячее, — делала самую тяжелую работу. Все это было частью обучения, поэтому она трудилась бесплатно. Так Люба смогла увидеть процесс изнутри.
На практике Люба показала себя хорошо, и ей сразу предложили место в агентстве по аренде оборудования и свадебных площадок. На работе она ежедневно общалась с людьми, которые пытаются организовать свою свадьбу. Так ей удалось найти первых клиентов и в ее портфолио появились успешные проекты. Этого оказалось достаточно, чтобы включилось сарафанное радио.
общая сумма, которую Люба потратила на обучение
Можно было, конечно, всего этого не делать и просто начать работать самостоятельно. Но как говорит Люба, такие курсы — это еще относительно простой способ войти в индустрию. Своими силами это было бы сделать тяжелее.
Деньги
За год работы Люба провела 15 свадеб с бюджетами от 200 тысяч до 1 млн рублей. Свадьбу на миллион она готовила 6 месяцев и получила за нее 250 тысяч. Такая сумма сложилась из двух частей: гонорара от молодоженов и комиссии от подрядчиков.
заработала Люба за организацию свадьбы, общий бюджет которой — 1 млн рублей
Комиссия с подрядчиков — основа заработка организатора. Размер зависит от региона и умения вести переговоры, но в среднем это 10% от заработка подрядчика. По сути, это благодарность специалиста за то, что организатор зовет его на свои мероприятия. Конечно, клиенты могут найти подрядчиков и сами, но, не ориентируясь на рынке, легко нарваться на непрофессионалов и испортить себе праздник.
Необходимые навыки
Снаружи свадьба — это кружева, крем и рюшки. Изнутри — ярость, пот, кровь и трехэтажные маты. Вот что должно быть в сердце и голове хорошего свадебного организатора.
Организаторские способности. Считается, что работа в свадебном бизнесе для творческих людей. Люба убеждена, что организатора это касается в последнюю очередь. В первую очередь свадьба — это логистика, документы, сметы и решение проблем.
Предусмотрительность. Свадебный организатор обязан помнить обо всех мелочах и предугадывать любые форс-мажоры. Если Люба готовит свадьбу на открытом воздухе, она обязательно держит под рукой зонты, пледы и тепловые пушки. Если молодые захотят сыграть свадьбу в «красивые» даты, например 08.08.2018, она всеми силами постарается их отговорить. В такие дни площадки, фотографы и ведущие многократно задирают ценник, а в загсе творится кромешный ад.
Однажды Люба готовила свадьбу в престижном яхт-клубе. Неожиданно оказалось, что нигде поблизости нет мусорных баков и мешки просто сваливают горой на заднем дворе. Чтобы гости свадьбы случайно не набрели на такую пирамиду, Любе пришлось срочно размещать заказ на «Ю-ду» и самой платить 2000 Р за вывоз мусора.
Дисциплина и многозадачность. Обычную свадьбу без экзотических деталей опытный организатор может подготовить за неделю. На мероприятия сложнее приходится тратить несколько месяцев. Одновременно Люба ведет до пяти проектов: пока одни заказчики изучают смету, с другими она выбирает площадку, а между делом бронирует декораторов и кейтеринг для третьего проекта.
Внимание к деталям. Организатор должен лично проверить, правильно ли расставлены столы в банкетном зале, не бросается ли в глаза оборудование, одет ли диджей по дресс-коду и даже все ли лампочки горят в люстрах. Детали решают: создают ощущение праздника или тянут мероприятие на дно.
Любовь к людям. С молодоженами придется общаться в течение нескольких месяцев, внимательно выслушивая их пожелания. Скорее всего, за это время невеста успеет пару раз полностью поменять концепцию и обвинить во всем организатора. С этим нужно просто смириться: свадьба — большой стресс для молодоженов. Люба говорит, что к концу проекта клиенты становятся настолько родными, что она больше, чем гонорару, радуется их довольным улыбкам, когда они видят, что все получилось как задумано.
Крепкие нервы. Обычно в день торжества даже самый четкий план разваливается: ведущий в последнюю минуту откажется работать, артисты опоздают на три часа, а водитель автобуса напьется. Организатор должен внушать молодоженам чувство спокойствия и безопасности, даже если за сценой пьяные официанты устроили дуэль на горящих шампурах.
Минусы профессии
В профессию свадебного организатора войти легко, но так же легко в ней и разочароваться. Лучше заранее знать, с чем придется столкнуться.
Сезонность. Высокий сезон начинается в мае и длится до конца сентября. В эти месяцы свадебный организатор работает без остановки: все выходные расписаны под проведение свадеб, а в рабочие дни нужно успеть доделать последние приготовления.
Голодный месяц — ноябрь, когда уже лежит снег, но для красивой зимней свадьбы его еще мало. В этот период спасают новогодние корпоративы. В феврале и марте наступает Великий пост — многие стараются не проводить масштабных мероприятий с застольями. Обычно в это время свадебные организаторы устраивают себе отпуск и уезжают к морю.
Ответственность. Результат работы фотографа — красивые фотографии, кондитера — вкусный торт. Люба отвечает за свадьбу целиком. Если подводит фотограф или кондитер, претензии будут к организатору: ведь это она привела этих специалистов, а значит, отвечает за результат.
Пьяные гости. Правильно рассчитать необходимое количество алкоголя тоже задача свадебного организатора. Но как ни старайся, всегда найдутся гости, которые перебрали. Любе часто приходится усмирять взрослых солидных людей, которые кидаются мебелью и ломают аппаратуру.
Пьяные ВИП-гости. Свадьба — дело недешевое, и среди клиентов попадаются дети богатых и влиятельных родителей. Сами дети еще ничего, но вот с родителями и их гостями могут быть трудности. На свадьбе можно встретить пьяного сотрудника МВД, пьяного бандита и пьяного судью. Все трое, в силу статуса и служебной необходимости, могут быть вооружены.
Рутина. Красочное представление длится всего 10% рабочего времени. Остальные 90% занимает ежедневная рутина и стресс: постоянные пересчеты и оптимизация сметы, переговоры с клиентами, подрядчиками и площадками. Раньше Люба была юристом и не вылезала из зала суда, но даже тогда не работала с бумагами так много.
Ненормированный график. Чем ближе свадьба, тем больше проблем, которые нужно оперативно решать, поэтому последние недели организатор на связи с клиентами круглосуточно. В день торжества Люба уходит с площадки последней, когда демонтировали все оборудование и уехала даже уборщица. После каждого проекта она тратит несколько дней, чтобы отоспаться и прийти в себя.
Раньше, стремясь заработать побольше, Люба проводила по две свадьбы подряд, например в пятницу и субботу. Вернувшись домой в два ночи, она еще доделывала последние детали для следующего проекта. На сон оставалось два-три часа, потому что в шесть утра нужно было снова быть на площадке. В таком режиме на второй день она выглядела как выжатый лимон и ничего не соображала. Чтобы не портить репутацию, Люба решила, что на одни выходные будет брать только одну свадьбу.
Никакой стабильности. Обычная проблема фрилансера или хозяина собственного бизнеса: никогда нельзя быть уверенным, получишь ли новые заказы и сколько в итоге заработаешь.
- как стать организатором свадеб и праздников с чего начать
- как стать оценщиком недвижимости с чего начать