как стать пиар директором с чего начать
Что должен уметь PR-менеджер, чтобы быть полезным компании?
В этой статье мы расскажем о том, какими личными компетенциями должен обладать PR-специалист, несет ли он ответственность за продажи и как отличить хорошего пиарщика от плохого.
Текст основан на материалах вебинара «Что должен уметь PR-менеджер, чтобы быть полезным компании?», который провела вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью Ксения Трифонова.
Мифы о профессии PR-менеджера
Многим кажется, что работа PR-менеджера легка и беззаботна: вечеринки, встречи, фуршеты, рассылка пресс-релизов и прочие необременительные обязанности. Фуршеты и правда бывают не так уж редко, но не стоит забывать, что работа с обманутыми дольщиками или ситуации, когда руководство компании попадает под следствие, — это тоже сфера ответственности PR-менеджера.
В шутку первым классическим PR-менеджером называют Остапа Бендера. Яркий пример «пиара по-бендеровски» — организация «Международного васюкинского шахматного турнира».
Во многом из-за образа пронырливого манипулятора «а-ля Бендер» профессия пиарщика и обросла мифами.
Давайте их разберем.
Миф 1. Журналисты не любят пиарщиков
Часто PR-специалист выступает щитом или препятствием на пути журналиста к спикеру компании или ее руководителю, у которого есть ценная информация. Да, такое бывает, но по большей части антагонизм искусственный. Обычно PR-специалисты и журналисты работают «рука об руку», помогают друг другу искать информацию и решать какие-то общие задачи.
Миф 2. PR-специалисты много зарабатывают
Стартовая зарплата начинающего пиарщика редко превышает30 000 рублей.
Важно!
Первые несколько лет любой PR-специалист работает на собственные связи, опыт и развитие.
И лишь затем переходит в статус, когда можно зарабатывать большие деньги. Но при этом все время надо развиваться в профессии. Остановился — отстал от рынка.
Миф 3. Профессии PR-менеджера не нужно учиться
Многие думают, что если у вас хорошо подвешен язык и вы можете договориться с кем угодно, то входной билет в профессию вам обеспечен. Это далеко не так. Необходимо базовое образование в сфере гуманитарных наук: это может быть психология, социология, журналистика. И уже в дополнение к базовому образованию можно получить специальное образование в сфере PR.
Миф 4. Вся жизнь пиарщика — это вечеринки и фуршеты
Со стороны все выглядит красиво. Но на самом деле на этих вечеринках PR-специалист работает. Он курирует прессу или селебрити, занимается клиентами, которые представляют себя или свою продукцию.
Зачастую PR-менеджер находится не в толпе веселящихся людей с шампанским, а «за кадром» и следит за тем, чтобы все прошло благополучно.
Потом, когда уже мероприятие закончилось, можно в опустевшем зале открыть шампанское и выпить за успех мероприятия.
Миф 5. Надо со всеми дружить
Весьма распространенный миф, что PR-специалист должен быть со всеми на короткой ноге и что такие отношения являются непременным условием успешных публикаций в нужных СМИ. На самом деле часто достаточно простых уважительных деловых отношений.
Миф 6. Надо любить компанию, в которой работаешь
Многие думают, что PR-специалист должен любить компанию, в которой работает. Тогда он сможет доказать любому журналисту, что его компания или продукт лучшие на рынке и достоин самого позитивного освещения в прессе или на мероприятии. Но это не так!
PR-специалист — практически как чекист. Он должен обладать холодным умом.
А любовь и холодный ум практически несовместимы. Вы должны очень критично оценивать свою компанию и знать продукт в деталях, но точно не безоговорочно любить. Если вы влюбитесь в компанию, то не сможете эффективно управлять ее имиджем и продвигать ее продукты. Вы должны всегда знать положительные и отрицательные стороны и уметь ими управлять.
Ключевые показатели эффективности PR-менеджера
В постановке KPI PR-специалисту часто наблюдается путаница. Зачастую успех измеряют охватом аудитории, которая увидит ту или иную публикацию, а охват считают как производное от переходов на сайт из разных источников. Но подобные метрики справедливо ставить перед digital-командами. Главная, а может быть, и единственная метрика для PR-специалиста звучит так:
Убедить кого-то в чем-то.
А вот это уже настоящее искусство. Наиболее доступными механиками сейчас являются личный контакт, социальные сети и работа с лидерами мнений. PR в целом — это функция, которая позволяет выстраивать доверительные отношения между брендом и его целевыми аудиториями. Ключевое слово — «доверие».
Доверие в сегодняшней действительности — это живая валюта, которую продают, покупают. И утрата доверия к компании — это самое страшное, что может случиться.
Ошибкой будет считать, что главный KPI — это количество публикаций. Такой подход к оценке собственной эффективности — это прямой путь к тому, чтобы стать плохим, низкооплачиваемым и быстро уволенным PR-специалистом. А что вы будете делать, когда ставят прямо противоположную задачу — добиться как можно меньше публикаций, как можно меньше упоминаний компании в определенном контексте?
Важно!
Доверие завоевать очень трудно. А потерять его можно за считанные минуты — достаточно одной опрометчивой фразы в «Твиттере» или при ответе пользователям в социальных сетях.
Несет ли PR-менеджер ответственность за продажи?
Вокруг этого в отрасли сейчас ломаются копья. Ответ будет таким: нет, не несет, но может влиять. Есть хороший кейс одной девелоперской компании, которая в скриптах для сейлзов прописала несуществующие факты. После покупки возмущенные клиенты писали негативные отзывы на форумах и в социальных сетях о том, что их ввели в заблуждение.
Этот вал публикаций спровоцировал падение продаж, и компания всеми силами старалась убрать негатив из сети. Нанимала специальных людей, которые охотились за негативными отзывами и вступали в перепалку с их авторами. И так было до тех пор, пока один из специалистов по коммуникациям не зашел в отдел продаж и не послушал телефонные разговоры менеджеров.
После этого PR-отдел подключился к работе и исправил ситуацию с недостоверной информацией. Можно ли считать это влиянием на продажи? Да, можно. Но несет ли PR-менеджер ответственность за продажи? Нет, не несет.
Важно!
PR-менеджер может повлиять на продажи, но несет за них ответственность.
Карта навыков грамотного PR-специалиста
Для того чтобы гордо носить звание PR-менеджера, специалист должен научиться базовым навыкам, обязательным в данной профессии, а именно:
Эти функции входят в профессиональный стандарт, который разработала Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) и поддержало профессиональное сообщество.
Но это — в теории, а на практике… На практике в одной компании PR-менеджер — это человек, который отвечает за стратегическое позиционирование компании, в другой — заказывает визитки и печатает таблички, а в третьей — организует мероприятия.
Важно!
К числу важных умений PR-менеджера относится и способность находить интересный контент внутри самой компании. Не всегда масштаб бизнеса настолько велик, чтобы быть интересным федеральным СМИ.
Тогда приходится искать дополнительные возможности для того, чтобы привлечь внимание журналистов. Часто возникают заходы через хобби сотрудников, участие в благотворительных акциях. И уже в этом контексте можно подавать информацию о компании, в интересах которой это все делается.
Подведем итог
Все PR-менеджеры втайне мечтают, что когда-нибудь появится бот, который возьмет на себя все коммуникации, а они будут ходить по презентациям и фуршетам. Но если серьезно, лет 10–15 лет назад в PR-агентствах были целые отделы юных барышень, которые день за днем обзванивали журналистов и просили опубликовать пресс-релиз.
Сейчас ни в одном PR-агентстве такого отдела нет. Изменилась среда, а с ней меняются и задачи, которые приходится решать PR-менеджерам. Если раньше у PR, к примеру, в ситуации, когда охранник магазина избил покупателя, была пара часов, пока приедут журналисты, то сейчас кто-то снимает на смартфон и через секунду это на LifeNews. Всё, «тушить пожар» уже поздно, нужно разбираться в более глобальных последствиях этой ситуации. Соответственно, функция PR с каждым годом все больше и больше становится бизнес-функцией.
На сегодняшний день, помимо управления публичными коммуникациями и имиджем компании, PR-специалистам нужно все больше погружаться в бизнес-процессы и брать на себя ответственность за то, что происходит в организации.
Освоить эту непростую, но увлекательную профессию, сохранившую актуальность и в эпоху digital, вы сможете, начав с курса «PR-менеджер» от Skillbox: это не только единственный в стране цикл лекций и практических задач, сформированный в соответствии с профессиональным стандартом, но и возможность получить знания напрямую от лидеров отрасли, работающих в ней многие годы, узнать внутреннюю кухню PR-менеджмента и попрактиковаться в применении полученных знаний, превратив их в умения.
Окончила Российский государственный гуманитарный университет по специальности «Связи с общественностью». Вице-президент по развитию в КРОС.
Как стать PR-менеджером
Мне очень нужен ваш совет, а также рекомендации. Я окончила институт со специальностью «Финансы и кредит». Проработав год в области продаж, устроилась в другую компанию по специальности, где работаю и в настоящий момент. Думаю, что допустила неточность при выборе профессии. Ответьте мне, пожалуйста: имея творческий потенциал, дополнительные навыки и умение работать в команде, как я могу стать PR-менеджером? Меня привлекает в этой деятельности, что работа очень разнообразна, связана с общественностью, требует быстрого и смелого принятия решений, нестандартного мышления, командного духа. Юлия
Отвечает Надежда Ляховская, руководитель отдела по связям с общественностью кадровой компании AVANTA Personnel :
Сменить род деятельности молодому специалисту в начале его карьерного пути не так сложно, и это не влечет за собой таких сильных изменений, как серьезная потеря в должности и/или зарплате. Однако для того, чтобы этот процесс прошел максимально легко и быстро, стоит придерживаться некоторых простых советов:
После этого вам необходимо принять ряд решений:
Сегодняшняя ситуация на рынке труда для PR-специалистов скорее неблагоприятная. Относясь к не зарабатывающим подразделениям, PR-отделы попали под серьезные сокращения в кризис. Но еще больше чем внутренние PR-службы, кризис затронул PR-агентства, так как отсутствие бюджетов на PR лишило их львиной доли заказчиков.
Все это способствовало тому, что на рынке оказалось очень много специалистов в области PR, и конкуренция среди соискателей сильно возросла. К сожалению, приходится констатировать, что зачастую сокращениям в первую очередь подверглись именно молодые специалисты.
Все это позволяет мне говорить о том, что начинать карьеру в PR в настоящее время довольно рискованно. А вот получить профильное образование в этой сфере сейчас как раз вполне можно, так как многие вузы пересмотрели цены на обучение, лишившись большого количества абитуриентов осенью и весной.
Отвечает Евгения Маркова, директор по связям с общественностью хедхантинговой компании Cornerstone:
В первую очередь, я бы посоветовала Юлии твердо убедиться в своем решении сменить сферу деятельности. Чтобы быть уверенной в своем выборе, желательно предварительно изучить специализированную литературу и почитать статьи в Интернете; посмотреть открытые вакансии в области PR, чтобы понять, чем занимаются пиарщики, лучше узнать их обязанности и каждодневные функции.
Вся деятельность PR-менеджера направлена на формирование и поддержание имиджа компании. К сожалению, это не только участие в мероприятиях, презентациях, реализация креативных идей и т. д. Это постоянное общение с журналистами, написание огромного количества материалов по различным тематикам, постоянные периоды «выбивания интервью», так что это порой довольно рутинная и стрессовая работа.
Помимо творческого потенциала, для менеджера по PR важны такие факторы, как
Нужно быть готовым к тому, что, организовав мероприятие, скорее всего, вы останетесь в тени и к тому, что материал, на который вы потратили неделю своего времени и сил, может просто не выйти.
Если Юлию не пугают трудности, то я бы советовала попробовать пройти стажировку в одном из PR-агентств. Помимо опыта, практика в PR-агентстве поможет понять нюансы профессии, сравнить их со своими представлениями, оценить свои способности. Однако нужно быть готовым к тому, что практика будет оплачиваться очень скудно, а может и не оплачиваться вовсе. Зато, если вы отлично проявите себя, вас смогут взять на ассистентские позиции, и вы начнете свой карьерный путь в PR-сфере.
Также я бы советовала получить дополнительное образование в этой области или хотя бы закончить краткосрочные курсы, к примеру, такие, как предлагает РУДН и другие вузы.
Отвечает Евгения Щерба, консультант по подбору персонала консалтинговой группы «Альфа Персонал» :
Юлия, из вашего вопроса, к сожалению, не понятно, в какой должности вы работаете в настоящее время, а так же что имеете в виду, говоря о «творческом потенциале и дополнительных навыках». Эта информация пригодилась бы нам для полноценного ответа на Ваш вопрос. В действительности, работа PR-менеджера состоит далеко не только из креативных задач. Она подразумевает и много рутины:
Тем не менее, есть общие шаги, которые вы можете предпринять. вы можете начать свою карьеру в PR с должности
Отвечает Лидия Жирнова, консультант компании « Morgan Hunt »:
Начало карьеры PR-менеджера лучше строить с ассистентских позиций. Больше всего таких вакансий открывается в коммуникационных агентствах (хотя в кризис, конечно, их количество изрядно поубавилось). Они называются: junior account manager, account assistant, ассистент менеджера по работе с клиентами и т. п.
Можно попробовать также устроиться ассистентом в PR-отдел. Наличия опыта работы именно в PR от вас могут и не потребовать, а у вас появится отличная возможность увидеть, как работает PR-служба. Если поймете, что это «Ваше», то стремитесь узнать как можно больше, брать на себя инициативу, чтобы в дальнейшем перейти на позицию специалиста, а затем и менеджера.
Отвечает Яна Евдокимова, руководитель отделения Sales&Marketing международного агентства по подбору персонала Kelly Services :
Юлия, объективно недостаточно только вашего желания для освоения профессии PR-менеджера. Начать стоит с получения дополнительного образования, второго высшего образования или переквалификации. Во время обучения вы обзаведетесь множеством контактов, которые в перспективе могут содействовать в поиске новой интересной работы. Кроме этого, поставьте в известность своего текущего работодателя, сообщив ему, что вы хотели бы развиваться дальше в сфере маркетинга, и Вы готовы начать со стартовой позиции. Скорее всего, при появлении вакантной должности в сфере маркетинга в Вашей компании, у вас будет шанс ее занять.
Отвечает Михаил Мацукевич, заместитель директора по маркетингу и рекламе ГК «Визави Консалт»:
Пиарщики и маркетологи: как прийти в профессию
Рассказывает Наталья Агеева, руководитель отдела по работе с персоналом агентства Pro-Vision Communications
«Можно ли попасть в маркетинговые коммуникации без опыта, а если да, то что для этого нужно сделать?» – периодически задают мне вопрос соискатели. Отвечу сразу: да, можно. Но придется постараться.
Как правило, агентства маркетинговых коммуникаций занимаются продвижением сразу по нескольким направлениям. У нас в агентстве, например, список услуг выглядит так:
· PR и связи с общественностью.
· Интернет-коммуникации (digital). Включают в себя продвижение в социальных сетях, создание и размещение интернет-рекламы, разработку сайтов и т.д.
· Событийный маркетинг (event) – все, что связано с организацией мероприятий.
· Аналитика и мониторинг, в том числе социальных сетей.
· Production (разработка фирменных стилей и логотипов, производство сувенирной и печатной продукции и т.п.).
От одного агентства к другому список оказываемых услуг может различаться, однако каждое направление в любом случае будет иметь свою специфику и собственные требования к кандидатам.
В PR важно прежде всего умение общаться. Вы можете знать, что такое пресс-клиппинги и медиа-листы, но эта информация никак не поможет вам найти подход к журналисту, который не хочет публиковать ваш пресс-релиз и вообще просил больше никогда ему не звонить. Это родная стихия для очень коммуникабельных людей, а также для мастеров «холодных» продаж из банков и телеком-компаний. Если вы хоть раз смогли уговорить кого-то оформить кредит (как вы вообще это делаете?), то, скорее всего, нам по пути. Кроме того, в PR нужно много работать с текстовой информацией – филологи, редакторы и другие пишущие личности, вам на заметку. Обычно на вакансию копирайтера предлагается выполнить тестовое задание. Если вы ни разу не занимались этим профессионально, но много и хорошо пишете «для души» – дерзайте! В Pro-Vision так пришел человек, который впоследствии возглавил команду райтеров.
В сфере digital востребованы навыки, которые есть у блогеров (особенно из Instagram) и администраторов крупных групп в социальных сетях. Преимуществом также будет знание PowerPoint – скорее всего, вам придется часто делать презентации для заказчиков.
В event можно попытать счастье, если вы хотя бы немного знаете, как устроена внутренняя «кухня», и имеете минимальный опыт организации мероприятий. Готовили лучшую подругу к свадьбе, лично договариваясь с ведущими, фотографами и рестораном? Неплохое начало. Отправили в поход институтскую группу, и никто даже не остался без билетов на электричку и еды? Лучше, чем ничего.
Если вы имеете аналитический склад ума, способны работать с большими объемами информации и обладаете феноменальной усидчивостью, есть смысл попробовать свои силы в мониторинге.
Хорошо рисуете и в совершенстве владеете Photoshop и другими графическими редакторами? Скорее всего, ваше резюме рассмотрят в production.
Разумеется, без опыта работы начинать придется со стартовых позиций. Однако в сфере интеллектуальных услуг это не является большой проблемой – проявив должное усердие, вы сможете быстро набраться опыта и продвинуться на более высокие должности.
Для начала попробуйте записаться на бесплатную стажировку. Такую возможность сейчас предлагают многие агентства. Правда, компании из топ-10 обычно ищут выпускников профильных вузов, но вам подойдет и вариант попроще. Стажеров, которые хорошо себя проявляют, часто приглашают остаться в компании. Однако даже если с демонстрацией профессиональных навыков не сложится, а вся ваша деятельность будет заключаться в перекладывании бумажек, вы все равно сможете с гордостью писать: «Проходил стажировку в …».
В случае с event прекрасно работает и еще один лайфхак: если вы ищете работу в этой сфере, начинайте в качестве волонтера. Организаторам крупных мероприятий (в особенности это касается международных брендов) почти всегда нужны добровольцы. Принимая участие в таких активностях, вы получите и ценный опыт, и знания об индустрии.
Тем, кто интересуется вакансиями копирайтеров, digital-менеджеров и дизайнеров, собрать портфолио тоже не составит большого труда. Заведите блог на интересную вам тему, наберите небольшую аудиторию. Попробуйте использовать его, чтобы помочь друзьям с продвижением бизнеса, создайте собственный сайт, размещайте на нем свои работы. Будущий работодатель это наверняка оценит.
Говорите правду. Во-первых, любая попытка присвоить себе чужой проект тут же будет раскрыта. Поверьте, мы внимательно следим за всем, что происходит в нашей сфере, и можем распознать обмен почти моментально. Во-вторых, уже при выходе на работу контраст между портфолио и реальными навыками может сильно сыграть против вас. Руководитель тут же спросит, почему в прошлом вы запускали классные проекты, а сейчас не можете решить простейшую задачу. На фоне предыдущих «заслуг» ваши провалы будут казаться еще более глупыми и обидными, и о них обязательно вспомнят в конце испытательного срока. Вам это нужно?
Вместо придумывания красочных историй лучше спокойно систематизировать все, что может представлять интерес для работодателя. Укажите в резюме релевантные студенческие проекты, стажировки, курсы, конференции, в которых вы участвовали в качестве докладчика или волонтера. Не стесняйтесь также упоминать проекты, реализованные на фрилансе. Для сферы маркетинговых коммуникаций такой опыт не является отпугивающим фактором. Более того, он говорит о вашей самоорганизованности.
Важный момент: чтобы ваши достижения произвели нужный эффект, следует правильно их подавать. «Я написал 3 статьи» или «Мои статьи были размещены в крупнейших тематических журналах, среди которых …». «Под моим руководством число подписчиков группы выросло с 50 до 100 человек» или «Под моим руководством число подписчиков группы выросло вдвое». Чувствуете разницу? Подробности вы можете рассказать уже в ходе собеседования, если вас спросят об этом напрямую. Но, скорее всего, не спросят.
А вам приходилось кардинально менять сферу деятельности? Пишите в комментариях.
Менеджер по работе с блогерами: чем занимается, сколько получает и как им можно стать
Что делают менеджеры по работе с блогерами, какими качествами должны обладать, сколько зарабатывают, где учиться начинающему специалисту и кому будет легче переквалифицироваться — рассказывает Анна Куц, операционный директор коммуникационного digital-агентства Rabbit & Carrot, которое специализируется на работе с инфлюенсерами.
Операционный директор
Rabbit & Carrot
Почему появилась профессия менеджера по работе с блогерами
Началом блогерской эры в России можно считать 2011 год, когда Катя Клэп выложила первое видео на своём канале:
Среди других блогеров-пионеров можно отметить Максима Голополосова, Сашу Спилберг и канал «This is хорошо».
Первый эпизод шоу Максима Голополосова «+100500»
Профессия «менеджер по работе с блогерами» возникла в процессе развития рынка. Сначала появились каналы, авторы, которые делали контент. За интересным контентом пришла аудитория, за аудиторией — рекламодатели. Постепенно появилась необходимость в менеджерах и продюсерах, которые помогают с организацией рекламных размещений: договариваются с клиентом, получают деньги, выпускают видео.
Спустя 10 лет во многих крупных брендах появилась позиция Influencer marketing manager. Крупные сетевые агентства становятся стратегическими партнёрами агентств по работе с блогерами — например, Publicis Group и Players. На hh.ru легко можно найти вакансии «Менеджер по работе с блогерами».
По оценке IAB Russia, за 2020 год рынок Influencer Marketing вырос в среднем на 63,6% и его объём составил 11,1 млрд рублей. Для исследования рассматривали Instagram и YouTube как самые крупные рекламные платформы.
Агентство Rabbit & Carrot появилось в 2015 году, когда стало понятно, что блогеры стали полноценной частью медиарынка. Первые три года мы развивались как агентство influencer-маркетинга, но сегодня сложно представить стратегию по работе с инфлюенсерами в отрыве от общей digital-стратегии, поэтому сегодня мы называем себя коммуникационным digital-агентством с фокусом на инфлюенсерах.
Развенчиваем мифы о работе с блогерами
Недавно мы искали менеджера по работе с блогерами — хотим поделиться историей поиска и развенчать мифы о работе этого специалиста.
В вакансии на hh.ru мы указали такие требования:
Что нужно делать каждый день:
Собрали больше 100 откликов, на собеседование пригласили 12 человек. Половина выполнила тестовые задания ⟶ осталось 2 человека, которые прошли на второе собеседование. То есть из 100 обращений только двое дошли до финала.
Больше всего поразили резюме пилота, экс-чиновницы, бортпроводницы, консультанта из Furla с опытом работы до года и с запросом зарплаты в 100 тысяч, а также резюме 15‒16-летних ребят. Было много сопроводительных писем такого плана: «Больше всего времени я провожу в Instagram, подписан(а) на многих блогеров, хочу работать в этой сфере, чтобы начать зарабатывать на любимом занятии».
Существует расхожее мнение, что блогеры много зарабатывают, все хотят покупать у них рекламу, классные бренды хотят работать с ними по бартеру. Так если у блогеров такая прекрасная жизнь, у их менеджеров, наверное, вообще всё идеально.
Также многие почему-то думают, что работать с блогерами легко — так же просто, как листать Instagram-ленту.
Топ-5 мифов о работе с блогерами
Работать с блогерами легко.
Переписываться с клиентами легко — нужно просто отвечать на их сообщения.
Блогер сам себя продаёт, все бренды хотят работать с инфлюенсерами.
Достаточно просто постоянно листать ленту и смотреть YouTube, чтобы разбираться в инфлюенсерах.
Нужно взять на работу опытного менеджера блогера — и всё будет как надо.
Посмотрим, что в реальности.
Что делает менеджер по работе с блогерами
Чтобы направлять кампании в нужное русло, стоит регулярно тренировать насмотренность:
Здесь мы говорим не просто о «пролистать ленту», а именно об аналитическом подходе.
При этом стоит учесть, что работать с инфлюенсерами и клиентами по отдельности сложно, а одновременно иногда очень сложно. Можно оказаться в ситуации, когда клиенты — с двух сторон и нужно учитывать интересы обеих сторон, при этом вести проект, следить за изменениями и вносить корректировки в процессе реализации.
Что нужно знать и уметь менеджеру по работе с блогерами
Hard skills
Проектная работа с блогерами немыслима без цифр, формул, ссылок. Например, нужно знать, как посчитать стоимость за просмотр и учитывать нюансы работы в Excel из серии, что нельзя оставлять пробелы в ячейках с формулами.
Очень грустно в 2021 году писать про Excel, но, к слову, недавно в тестовом задании нам прислали таблицу в Word.
Ведение деловой переписки
Многие менеджеры, которые ставят себе как преимущество опыт работы личным менеджером блогера, не всегда знают, как правильно вести рабочую переписку: нажимать, например, на кнопку «ответить всем», ставить в поле «Кому» основного адресата, а остальных в копию, ставить подпись в почте и так далее. Из-за этого возникают проблемы в коммуникации.
Работа с презентациями
Для защиты проекта перед клиентом часто помимо Excel-таблицы нужно сделать презентацию на несколько слайдов: показать блогеров, примеры интеграций. Для этого нужно как минимум обладать базовыми знаниями создания презентаций + навыки устной презентации, чтобы защитить идею.
Редакторские навыки по работе с текстом
Нужны, чтобы корректировать рекламные тексты за блогера, если тот не разобрался в продукте, а также корректно и понятно писать письма клиентам.
Знание статистики соцсетей
Важно понимать разницу между просмотрами и охватами в Instagram, определять глубину просмотра, количество кликов, считать ER. Для первого этапа достаточно ориентироваться во встроенной статистике соцсетей.
Грамотный русский язык
Это чуть ли не основное требование. Русский язык — это инструмент, который нужно будет использовать в работе каждый день.
И тут важно всё: орфографические и пунктуационные ошибки, понимание значений слов, умение чётко формулировать свои мысли.
От этого зависит общее впечатление клиента и результат работы. От того, насколько понятно менеджер напишет письмо, будет зависеть общая коммуникация по проекту и то, как этот проект будет реализован.
Знание каналов и аккаунтов инфлюенсеров в Instagram, TikTok, YouTube, их примерных охватов. Для начала нужно много смотреть разного контента. Не только то, что нравится, но и то, что в свободное время смотреть не будете, но нужно для работы.
Кто такие инфлюенсеры и на какие типы их делят
Soft skills
Эмоциональный интеллект, эмпатия
Работа менеджера по работе с блогерами немного похожа на сеанс семейной психотерапии. Инфлюенсер и клиент — пара, которая не может договориться, а менеджер — психолог, который пытается решить проблемы одного и второго. Нужно уметь понимать людей, их боли, желания и мотивации. Например, чуть ли не каждый день мы сталкиваемся со сложностями в согласовании текста интеграции.
Вот пример таких диалогов:
В результате мы получаем недовольных клиента и блогера и срыв интеграции. Из этой ситуации можно было выйти, если понять мотивацию клиента, почему он хочет именно такой текст ⟶ объяснить мотивацию блогера и предложить формулировку, которая устроит всех.
Например: «Может быть, попробуем сказать, что это стиральная машина отвечает высоким требованиям Кости, но он не будет категорично заявлять, что эта машинка лучшая?».
Здесь мы говорим не о сценариях продаж, а о внимательной и заботливой коммуникации по отношению ко всем участникам проекта.
? Доброго времени суток. Пришлите на согласование текст.
? Привет! Судя по нашему таймингу, сегодня мы ждём от тебя* текст на согласование. Подскажи, пожалуйста, какой статус? Получится прислать? Если нет, может быть, мы чем-то можем помочь?
* с блогерами мы общаемся на «ты»
Нацеленность на результат
Как бы банально это ни звучало, но часто приходят ребята, которые работают ради работы: не вникают в процессы и проект, делают то, что им сказали.
Чтобы сделать один пост с блогером, важно понимать, что любое планирование должно строиться от цели и желаемого результата.
Например, мы хотим сделать Instagram-пост с конкретным блогером. Результат — опубликованный пост. Дальше мы представляем себе этот пост в ленте и продумываем, какие вопросы задать для его создания и публикации:
Из этих вопросов складывается чеклист действий для менеджера.
В подобных кейсах очень помогает визуализация. Как только представляешь себе продукт, можно расписать, из чего он состоит, как выглядит.
Что будет, если клиент не согласует контент? А что произойдёт, если блогер выпустит ролик без согласования? Что случится, если блогер перестанет отвечать?
Это очень хорошая практика, но работают с ней не все. Каждый раз когда продумываем плохие сценарии, чтобы обезопасить себя, клиента, подрядчиков от проблем, всегда есть кто-то, кто скажет: «Давай будем решать проблемы по мере их поступления». Но так не работает.
Проблемы можно спрогнозировать и изначально продумать, что в проекте, процессе или коммуникации может пойти не так. Это поможет избежать неправильного решения, принятого в состоянии паники.
курс
Influencer-маркетинг
Сколько получают менеджеры по работе с блогерами
По данным hh.ru, средняя зарплата менеджера по работе с блогерами — около 80 тысяч рублей. При этом разброс может быть большим — в зависимости от навыков, уровня специалиста и региона.
Распространённая модель — influence-маркетолог общается с клиентами, закупает и ведёт реализацию проекта. Такие специалисты, по нашему опыту и московскому рынку, стоят дороже.
Встречается и разделение функций: разные менеджеры занимаются баингом (закупкой рекламы) и аккаунтингом (коммуникацией с клиентом и реализацией проекта). И в этом случае ключевую роль в уровне зарплаты будет играть опыт.
Если сравнивать московский и петербургский рынок, то в Москве зарплата выше в среднем на 20‒30%.
Как можно стать менеджером по работе с блогерами
Где учиться начинающему специалисту
Советуем проходить стажировки и устраиваться на позицию junior-менеджера в специализированных агентствах.
Ничто не даст столько знаний, как работа в полях в команде опытных коллег. Начинающим специалистам советуем смотреть в сторону небольших агентств, которые напрямую работают с блогерами.
Крупные агентства часто нанимают небольшие агентства, которые уже выходят напрямую к менеджерам блогеров и договариваются с ними о размещениях.
ИП, которые оформляют блогеры для провода денег, зачастую не проходят проверку службы безопасности крупных агентств. При этом крупные агентства не всегда могут или хотят растить штат менеджеров, чтобы покрыть весь объём задач по блогерам.
Как правило, у менеджеров из крупных агентств в резюме указано, что они работают с инфлюенсерами, но нужно понимать, что эти ребята могут делегировать задачи на подрядчика — маленькое агентство. Чтобы узнать нюансы и специфику работы менеджера по работе с блогерами, нужно идти в это конечное агентство. Тем не менее на рынке есть агентства, которые работают напрямую с инфлюенсерами и клиентами.
Какой опыт хорошо адаптируется под работу с инфлюенсерами — и почему менеджеры блогеров не в этом списке
Пригодится любая организаторская работа в полях. Обычно круто удаётся работать с блогерами продюсерам, менеджерам спецпроектов, менеджерам по партнёрам — людям, которые привыкли договариваться.
А вот кому вряд ли поможет опыт работы, так это менеджерам блогеров. Мы стараемся не брать их на работу — только если это не проверенный человек, с которым мы пересекались по работе.
Опыт показывает, что менеджерам блогеров очень сложно адаптироваться под агентские реалии — работать с документами, жёсткими сроками и в рамках прописанных гайдов.
К тому же на рынке мало профессиональных менеджеров блогеров. К примеру, довольно частая история, когда менеджер блогера пишет так: «Привет. У меня есть вот такой канал. Хотите разместиться?». А ведь можно вложить информацию о концепции канала, форматах интеграции, стоимости, показателях по просмотрам и кликам — такой запрос будет эффективнее.
Однако есть положительная динамика: становится всё больше вовлечённых специалистов, которые стараются разобраться в аналитике канала и предложить клиентам хороший сервис — как минимум подготовить презентацию и дать базовую информацию по каналу.
Что делать, если за плечами 3 года работы в рекламе, но с блогерами никогда не работал
Идти джуниором в специализированное агентство, где больше половины — проекты с инфлюенсерами. Или мидлом, если есть опыт работы в digital.
Важно: советуем ещё раз перечитать написанное выше про коммуникацию и сложность работы, чтобы оценить риски.
Кому подойдёт профессия менеджера по работе с блогерами
Тем, кто хочет улучшить коммуникационные навыки, навыки переговоров и работы в стрессовых ситуациях.
Как проверить блогера на накрутку подписчиков и просмотров в Instagram
Как не облажаться при работе с лидерами мнений
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Операционный директор
Rabbit & Carrot