как стать pr менеджером с чего начать
Что должен уметь PR-менеджер, чтобы быть полезным компании?
В этой статье мы расскажем о том, какими личными компетенциями должен обладать PR-специалист, несет ли он ответственность за продажи и как отличить хорошего пиарщика от плохого.
Текст основан на материалах вебинара «Что должен уметь PR-менеджер, чтобы быть полезным компании?», который провела вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью Ксения Трифонова.
Мифы о профессии PR-менеджера
Многим кажется, что работа PR-менеджера легка и беззаботна: вечеринки, встречи, фуршеты, рассылка пресс-релизов и прочие необременительные обязанности. Фуршеты и правда бывают не так уж редко, но не стоит забывать, что работа с обманутыми дольщиками или ситуации, когда руководство компании попадает под следствие, — это тоже сфера ответственности PR-менеджера.
В шутку первым классическим PR-менеджером называют Остапа Бендера. Яркий пример «пиара по-бендеровски» — организация «Международного васюкинского шахматного турнира».
Во многом из-за образа пронырливого манипулятора «а-ля Бендер» профессия пиарщика и обросла мифами.
Давайте их разберем.
Миф 1. Журналисты не любят пиарщиков
Часто PR-специалист выступает щитом или препятствием на пути журналиста к спикеру компании или ее руководителю, у которого есть ценная информация. Да, такое бывает, но по большей части антагонизм искусственный. Обычно PR-специалисты и журналисты работают «рука об руку», помогают друг другу искать информацию и решать какие-то общие задачи.
Миф 2. PR-специалисты много зарабатывают
Стартовая зарплата начинающего пиарщика редко превышает30 000 рублей.
Важно!
Первые несколько лет любой PR-специалист работает на собственные связи, опыт и развитие.
И лишь затем переходит в статус, когда можно зарабатывать большие деньги. Но при этом все время надо развиваться в профессии. Остановился — отстал от рынка.
Миф 3. Профессии PR-менеджера не нужно учиться
Многие думают, что если у вас хорошо подвешен язык и вы можете договориться с кем угодно, то входной билет в профессию вам обеспечен. Это далеко не так. Необходимо базовое образование в сфере гуманитарных наук: это может быть психология, социология, журналистика. И уже в дополнение к базовому образованию можно получить специальное образование в сфере PR.
Миф 4. Вся жизнь пиарщика — это вечеринки и фуршеты
Со стороны все выглядит красиво. Но на самом деле на этих вечеринках PR-специалист работает. Он курирует прессу или селебрити, занимается клиентами, которые представляют себя или свою продукцию.
Зачастую PR-менеджер находится не в толпе веселящихся людей с шампанским, а «за кадром» и следит за тем, чтобы все прошло благополучно.
Потом, когда уже мероприятие закончилось, можно в опустевшем зале открыть шампанское и выпить за успех мероприятия.
Миф 5. Надо со всеми дружить
Весьма распространенный миф, что PR-специалист должен быть со всеми на короткой ноге и что такие отношения являются непременным условием успешных публикаций в нужных СМИ. На самом деле часто достаточно простых уважительных деловых отношений.
Миф 6. Надо любить компанию, в которой работаешь
Многие думают, что PR-специалист должен любить компанию, в которой работает. Тогда он сможет доказать любому журналисту, что его компания или продукт лучшие на рынке и достоин самого позитивного освещения в прессе или на мероприятии. Но это не так!
PR-специалист — практически как чекист. Он должен обладать холодным умом.
А любовь и холодный ум практически несовместимы. Вы должны очень критично оценивать свою компанию и знать продукт в деталях, но точно не безоговорочно любить. Если вы влюбитесь в компанию, то не сможете эффективно управлять ее имиджем и продвигать ее продукты. Вы должны всегда знать положительные и отрицательные стороны и уметь ими управлять.
Ключевые показатели эффективности PR-менеджера
В постановке KPI PR-специалисту часто наблюдается путаница. Зачастую успех измеряют охватом аудитории, которая увидит ту или иную публикацию, а охват считают как производное от переходов на сайт из разных источников. Но подобные метрики справедливо ставить перед digital-командами. Главная, а может быть, и единственная метрика для PR-специалиста звучит так:
Убедить кого-то в чем-то.
А вот это уже настоящее искусство. Наиболее доступными механиками сейчас являются личный контакт, социальные сети и работа с лидерами мнений. PR в целом — это функция, которая позволяет выстраивать доверительные отношения между брендом и его целевыми аудиториями. Ключевое слово — «доверие».
Доверие в сегодняшней действительности — это живая валюта, которую продают, покупают. И утрата доверия к компании — это самое страшное, что может случиться.
Ошибкой будет считать, что главный KPI — это количество публикаций. Такой подход к оценке собственной эффективности — это прямой путь к тому, чтобы стать плохим, низкооплачиваемым и быстро уволенным PR-специалистом. А что вы будете делать, когда ставят прямо противоположную задачу — добиться как можно меньше публикаций, как можно меньше упоминаний компании в определенном контексте?
Важно!
Доверие завоевать очень трудно. А потерять его можно за считанные минуты — достаточно одной опрометчивой фразы в «Твиттере» или при ответе пользователям в социальных сетях.
Несет ли PR-менеджер ответственность за продажи?
Вокруг этого в отрасли сейчас ломаются копья. Ответ будет таким: нет, не несет, но может влиять. Есть хороший кейс одной девелоперской компании, которая в скриптах для сейлзов прописала несуществующие факты. После покупки возмущенные клиенты писали негативные отзывы на форумах и в социальных сетях о том, что их ввели в заблуждение.
Этот вал публикаций спровоцировал падение продаж, и компания всеми силами старалась убрать негатив из сети. Нанимала специальных людей, которые охотились за негативными отзывами и вступали в перепалку с их авторами. И так было до тех пор, пока один из специалистов по коммуникациям не зашел в отдел продаж и не послушал телефонные разговоры менеджеров.
После этого PR-отдел подключился к работе и исправил ситуацию с недостоверной информацией. Можно ли считать это влиянием на продажи? Да, можно. Но несет ли PR-менеджер ответственность за продажи? Нет, не несет.
Важно!
PR-менеджер может повлиять на продажи, но несет за них ответственность.
Карта навыков грамотного PR-специалиста
Для того чтобы гордо носить звание PR-менеджера, специалист должен научиться базовым навыкам, обязательным в данной профессии, а именно:
Эти функции входят в профессиональный стандарт, который разработала Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) и поддержало профессиональное сообщество.
Но это — в теории, а на практике… На практике в одной компании PR-менеджер — это человек, который отвечает за стратегическое позиционирование компании, в другой — заказывает визитки и печатает таблички, а в третьей — организует мероприятия.
Важно!
К числу важных умений PR-менеджера относится и способность находить интересный контент внутри самой компании. Не всегда масштаб бизнеса настолько велик, чтобы быть интересным федеральным СМИ.
Тогда приходится искать дополнительные возможности для того, чтобы привлечь внимание журналистов. Часто возникают заходы через хобби сотрудников, участие в благотворительных акциях. И уже в этом контексте можно подавать информацию о компании, в интересах которой это все делается.
Подведем итог
Все PR-менеджеры втайне мечтают, что когда-нибудь появится бот, который возьмет на себя все коммуникации, а они будут ходить по презентациям и фуршетам. Но если серьезно, лет 10–15 лет назад в PR-агентствах были целые отделы юных барышень, которые день за днем обзванивали журналистов и просили опубликовать пресс-релиз.
Сейчас ни в одном PR-агентстве такого отдела нет. Изменилась среда, а с ней меняются и задачи, которые приходится решать PR-менеджерам. Если раньше у PR, к примеру, в ситуации, когда охранник магазина избил покупателя, была пара часов, пока приедут журналисты, то сейчас кто-то снимает на смартфон и через секунду это на LifeNews. Всё, «тушить пожар» уже поздно, нужно разбираться в более глобальных последствиях этой ситуации. Соответственно, функция PR с каждым годом все больше и больше становится бизнес-функцией.
На сегодняшний день, помимо управления публичными коммуникациями и имиджем компании, PR-специалистам нужно все больше погружаться в бизнес-процессы и брать на себя ответственность за то, что происходит в организации.
Освоить эту непростую, но увлекательную профессию, сохранившую актуальность и в эпоху digital, вы сможете, начав с курса «PR-менеджер» от Skillbox: это не только единственный в стране цикл лекций и практических задач, сформированный в соответствии с профессиональным стандартом, но и возможность получить знания напрямую от лидеров отрасли, работающих в ней многие годы, узнать внутреннюю кухню PR-менеджмента и попрактиковаться в применении полученных знаний, превратив их в умения.
Окончила Российский государственный гуманитарный университет по специальности «Связи с общественностью». Вице-президент по развитию в КРОС.
Как стать PR-менеджером
Мне очень нужен ваш совет, а также рекомендации. Я окончила институт со специальностью «Финансы и кредит». Проработав год в области продаж, устроилась в другую компанию по специальности, где работаю и в настоящий момент. Думаю, что допустила неточность при выборе профессии. Ответьте мне, пожалуйста: имея творческий потенциал, дополнительные навыки и умение работать в команде, как я могу стать PR-менеджером? Меня привлекает в этой деятельности, что работа очень разнообразна, связана с общественностью, требует быстрого и смелого принятия решений, нестандартного мышления, командного духа. Юлия
Отвечает Надежда Ляховская, руководитель отдела по связям с общественностью кадровой компании AVANTA Personnel :
Сменить род деятельности молодому специалисту в начале его карьерного пути не так сложно, и это не влечет за собой таких сильных изменений, как серьезная потеря в должности и/или зарплате. Однако для того, чтобы этот процесс прошел максимально легко и быстро, стоит придерживаться некоторых простых советов:
После этого вам необходимо принять ряд решений:
Сегодняшняя ситуация на рынке труда для PR-специалистов скорее неблагоприятная. Относясь к не зарабатывающим подразделениям, PR-отделы попали под серьезные сокращения в кризис. Но еще больше чем внутренние PR-службы, кризис затронул PR-агентства, так как отсутствие бюджетов на PR лишило их львиной доли заказчиков.
Все это способствовало тому, что на рынке оказалось очень много специалистов в области PR, и конкуренция среди соискателей сильно возросла. К сожалению, приходится констатировать, что зачастую сокращениям в первую очередь подверглись именно молодые специалисты.
Все это позволяет мне говорить о том, что начинать карьеру в PR в настоящее время довольно рискованно. А вот получить профильное образование в этой сфере сейчас как раз вполне можно, так как многие вузы пересмотрели цены на обучение, лишившись большого количества абитуриентов осенью и весной.
Отвечает Евгения Маркова, директор по связям с общественностью хедхантинговой компании Cornerstone:
В первую очередь, я бы посоветовала Юлии твердо убедиться в своем решении сменить сферу деятельности. Чтобы быть уверенной в своем выборе, желательно предварительно изучить специализированную литературу и почитать статьи в Интернете; посмотреть открытые вакансии в области PR, чтобы понять, чем занимаются пиарщики, лучше узнать их обязанности и каждодневные функции.
Вся деятельность PR-менеджера направлена на формирование и поддержание имиджа компании. К сожалению, это не только участие в мероприятиях, презентациях, реализация креативных идей и т. д. Это постоянное общение с журналистами, написание огромного количества материалов по различным тематикам, постоянные периоды «выбивания интервью», так что это порой довольно рутинная и стрессовая работа.
Помимо творческого потенциала, для менеджера по PR важны такие факторы, как
Нужно быть готовым к тому, что, организовав мероприятие, скорее всего, вы останетесь в тени и к тому, что материал, на который вы потратили неделю своего времени и сил, может просто не выйти.
Если Юлию не пугают трудности, то я бы советовала попробовать пройти стажировку в одном из PR-агентств. Помимо опыта, практика в PR-агентстве поможет понять нюансы профессии, сравнить их со своими представлениями, оценить свои способности. Однако нужно быть готовым к тому, что практика будет оплачиваться очень скудно, а может и не оплачиваться вовсе. Зато, если вы отлично проявите себя, вас смогут взять на ассистентские позиции, и вы начнете свой карьерный путь в PR-сфере.
Также я бы советовала получить дополнительное образование в этой области или хотя бы закончить краткосрочные курсы, к примеру, такие, как предлагает РУДН и другие вузы.
Отвечает Евгения Щерба, консультант по подбору персонала консалтинговой группы «Альфа Персонал» :
Юлия, из вашего вопроса, к сожалению, не понятно, в какой должности вы работаете в настоящее время, а так же что имеете в виду, говоря о «творческом потенциале и дополнительных навыках». Эта информация пригодилась бы нам для полноценного ответа на Ваш вопрос. В действительности, работа PR-менеджера состоит далеко не только из креативных задач. Она подразумевает и много рутины:
Тем не менее, есть общие шаги, которые вы можете предпринять. вы можете начать свою карьеру в PR с должности
Отвечает Лидия Жирнова, консультант компании « Morgan Hunt »:
Начало карьеры PR-менеджера лучше строить с ассистентских позиций. Больше всего таких вакансий открывается в коммуникационных агентствах (хотя в кризис, конечно, их количество изрядно поубавилось). Они называются: junior account manager, account assistant, ассистент менеджера по работе с клиентами и т. п.
Можно попробовать также устроиться ассистентом в PR-отдел. Наличия опыта работы именно в PR от вас могут и не потребовать, а у вас появится отличная возможность увидеть, как работает PR-служба. Если поймете, что это «Ваше», то стремитесь узнать как можно больше, брать на себя инициативу, чтобы в дальнейшем перейти на позицию специалиста, а затем и менеджера.
Отвечает Яна Евдокимова, руководитель отделения Sales&Marketing международного агентства по подбору персонала Kelly Services :
Юлия, объективно недостаточно только вашего желания для освоения профессии PR-менеджера. Начать стоит с получения дополнительного образования, второго высшего образования или переквалификации. Во время обучения вы обзаведетесь множеством контактов, которые в перспективе могут содействовать в поиске новой интересной работы. Кроме этого, поставьте в известность своего текущего работодателя, сообщив ему, что вы хотели бы развиваться дальше в сфере маркетинга, и Вы готовы начать со стартовой позиции. Скорее всего, при появлении вакантной должности в сфере маркетинга в Вашей компании, у вас будет шанс ее занять.
Отвечает Михаил Мацукевич, заместитель директора по маркетингу и рекламе ГК «Визави Консалт»:
Пиарщики и маркетологи: как прийти в профессию
Рассказывает Наталья Агеева, руководитель отдела по работе с персоналом агентства Pro-Vision Communications
«Можно ли попасть в маркетинговые коммуникации без опыта, а если да, то что для этого нужно сделать?» – периодически задают мне вопрос соискатели. Отвечу сразу: да, можно. Но придется постараться.
Как правило, агентства маркетинговых коммуникаций занимаются продвижением сразу по нескольким направлениям. У нас в агентстве, например, список услуг выглядит так:
· PR и связи с общественностью.
· Интернет-коммуникации (digital). Включают в себя продвижение в социальных сетях, создание и размещение интернет-рекламы, разработку сайтов и т.д.
· Событийный маркетинг (event) – все, что связано с организацией мероприятий.
· Аналитика и мониторинг, в том числе социальных сетей.
· Production (разработка фирменных стилей и логотипов, производство сувенирной и печатной продукции и т.п.).
От одного агентства к другому список оказываемых услуг может различаться, однако каждое направление в любом случае будет иметь свою специфику и собственные требования к кандидатам.
В PR важно прежде всего умение общаться. Вы можете знать, что такое пресс-клиппинги и медиа-листы, но эта информация никак не поможет вам найти подход к журналисту, который не хочет публиковать ваш пресс-релиз и вообще просил больше никогда ему не звонить. Это родная стихия для очень коммуникабельных людей, а также для мастеров «холодных» продаж из банков и телеком-компаний. Если вы хоть раз смогли уговорить кого-то оформить кредит (как вы вообще это делаете?), то, скорее всего, нам по пути. Кроме того, в PR нужно много работать с текстовой информацией – филологи, редакторы и другие пишущие личности, вам на заметку. Обычно на вакансию копирайтера предлагается выполнить тестовое задание. Если вы ни разу не занимались этим профессионально, но много и хорошо пишете «для души» – дерзайте! В Pro-Vision так пришел человек, который впоследствии возглавил команду райтеров.
В сфере digital востребованы навыки, которые есть у блогеров (особенно из Instagram) и администраторов крупных групп в социальных сетях. Преимуществом также будет знание PowerPoint – скорее всего, вам придется часто делать презентации для заказчиков.
В event можно попытать счастье, если вы хотя бы немного знаете, как устроена внутренняя «кухня», и имеете минимальный опыт организации мероприятий. Готовили лучшую подругу к свадьбе, лично договариваясь с ведущими, фотографами и рестораном? Неплохое начало. Отправили в поход институтскую группу, и никто даже не остался без билетов на электричку и еды? Лучше, чем ничего.
Если вы имеете аналитический склад ума, способны работать с большими объемами информации и обладаете феноменальной усидчивостью, есть смысл попробовать свои силы в мониторинге.
Хорошо рисуете и в совершенстве владеете Photoshop и другими графическими редакторами? Скорее всего, ваше резюме рассмотрят в production.
Разумеется, без опыта работы начинать придется со стартовых позиций. Однако в сфере интеллектуальных услуг это не является большой проблемой – проявив должное усердие, вы сможете быстро набраться опыта и продвинуться на более высокие должности.
Для начала попробуйте записаться на бесплатную стажировку. Такую возможность сейчас предлагают многие агентства. Правда, компании из топ-10 обычно ищут выпускников профильных вузов, но вам подойдет и вариант попроще. Стажеров, которые хорошо себя проявляют, часто приглашают остаться в компании. Однако даже если с демонстрацией профессиональных навыков не сложится, а вся ваша деятельность будет заключаться в перекладывании бумажек, вы все равно сможете с гордостью писать: «Проходил стажировку в …».
В случае с event прекрасно работает и еще один лайфхак: если вы ищете работу в этой сфере, начинайте в качестве волонтера. Организаторам крупных мероприятий (в особенности это касается международных брендов) почти всегда нужны добровольцы. Принимая участие в таких активностях, вы получите и ценный опыт, и знания об индустрии.
Тем, кто интересуется вакансиями копирайтеров, digital-менеджеров и дизайнеров, собрать портфолио тоже не составит большого труда. Заведите блог на интересную вам тему, наберите небольшую аудиторию. Попробуйте использовать его, чтобы помочь друзьям с продвижением бизнеса, создайте собственный сайт, размещайте на нем свои работы. Будущий работодатель это наверняка оценит.
Говорите правду. Во-первых, любая попытка присвоить себе чужой проект тут же будет раскрыта. Поверьте, мы внимательно следим за всем, что происходит в нашей сфере, и можем распознать обмен почти моментально. Во-вторых, уже при выходе на работу контраст между портфолио и реальными навыками может сильно сыграть против вас. Руководитель тут же спросит, почему в прошлом вы запускали классные проекты, а сейчас не можете решить простейшую задачу. На фоне предыдущих «заслуг» ваши провалы будут казаться еще более глупыми и обидными, и о них обязательно вспомнят в конце испытательного срока. Вам это нужно?
Вместо придумывания красочных историй лучше спокойно систематизировать все, что может представлять интерес для работодателя. Укажите в резюме релевантные студенческие проекты, стажировки, курсы, конференции, в которых вы участвовали в качестве докладчика или волонтера. Не стесняйтесь также упоминать проекты, реализованные на фрилансе. Для сферы маркетинговых коммуникаций такой опыт не является отпугивающим фактором. Более того, он говорит о вашей самоорганизованности.
Важный момент: чтобы ваши достижения произвели нужный эффект, следует правильно их подавать. «Я написал 3 статьи» или «Мои статьи были размещены в крупнейших тематических журналах, среди которых …». «Под моим руководством число подписчиков группы выросло с 50 до 100 человек» или «Под моим руководством число подписчиков группы выросло вдвое». Чувствуете разницу? Подробности вы можете рассказать уже в ходе собеседования, если вас спросят об этом напрямую. Но, скорее всего, не спросят.
А вам приходилось кардинально менять сферу деятельности? Пишите в комментариях.
14 советов для построения карьеры в области связей с общественностью
Профессия пиарщика манит многих. Ежегодно российские вузы выпускают сотни специалистов, у которых в дипломе в графе специальность написано «связи с общественностью», на рынке чувствуется серьезная конкуренция. Главный редактор журнала «Пресс-служба» Тимур Асланов специально для Pressfeed разбирает, как победить к этой конкурентной гонке.
При размещении объявления о вакансии пиарщика я получаю по несколько сотен откликов. Несколько сотен! Даже на то, чтобы их просто просмотреть уходит несколько дней. Конечно, в этой куче резюме совсем не обязательно есть профессионалы. Но даже если и есть, пробиться к вниманию работодателя через толпу конкурентов им очень нелегко.
Да, сказать, что большой выбор кандидатов позволяет легко найти хорошего профессионала нельзя. Они на рынке есть и их надо искать. Но даже некачественные кандидаты, составляющие вам конкуренцию, способны серьезно помешать вам в поиске работы и в продвижении по карьерной лестнице. Во-первых, как я уже писал, из толпы сложно выбирать, и, не найдя жемчужину, работодатель часто отдает предпочтение более худшему кандидату просто потому что он лучше тех, кто еще хуже.
А во-вторых, у некоторых плохих кандидатов есть сильная протекция в лице мамы, папы, дяди Васи из прокуратуры или тети Зои из налоговой. И их звонок может многое решить.
Поэтому для того, чтобы сделать успешную карьеру в пиаре надо делать то же, что делают все успешные компании: создать хороший продукт и хорошо его распиарить.
По поводу «распиарить» мы поговорим в следующий раз, а сегодня я хочу предложить вам свои рекомендации именно о продукте, то есть о вас. Вы должны предпринять некоторые действия для того, чтобы стать лучше, привлекательнее, профессиональнее и тогда ваша стоимость на рынке труда вырастет, а шансы на отличное место увеличатся.
Итак, что же делать пиарщику, чтобы стать лучше? Лучше себя вчерашнего и лучше остальных пиарщиков.
1. Учиться писать
Письма, служебные записки, пресс-релизы, тексты для руководителя, статьи и заметки. Пиарщик обязан быть хорошим копирайтером. На пиар-рынке огромное количество бездарных копирайтеров и людей, не умеющих излагать свои мысли на бумаге связно и понятно. Учиться писать можно только на практике. Прочитайте несколько книг по копирайтингу и пиартекстам и начните активно писать, в том числе в стол для тренировки. Навык письма шлифуется только в процессе письма. Можно выучить правила написания текстов, но хорошие тексты вы научитесь делать только тогда, когда напишете свои тысячу или пять тысяч страниц черновиков и просто текстов. Пиарщик, умеющий хорошо писать, всегда найдет себе хорошую работу.
2. Учиться добывать информацию
Для того, чтобы делать свою работу качественно вам понадобится большой объем информации обо всем, что с ней связано – отрасль, в которой вы работаете, законодательство, история вашей компании, продукт вашей компании, информация о конкурентах, информация о медиарынке, информация о целевой аудитории, пиар-инструменты и методы работы и т.д. Вам надо научиться быстро и эффективно находить нужную информацию и ее обрабатывать. Научитесь в совершенстве пользоваться поисковиками. Для этого каждому пиарщику надо освоить несложный набор лайфхаков и приемов, научитесь разбираться в источниках, научитесь быстро проводить экспресс-анализ в любой теме. Это очень ценный навык. Не спрашивайте у начальника, а что это значит и как то сделать. Не просите нянчиться с вами, потому что вы не умеете искать сами. Идите и загуглите.
3. Разбираться в продукте
4. Разбираться в профессии
5. Быть в курсе
Хороший пиарщик всегда очень чётко следит за информационной повесткой дня. Пиарщик, гордо заявляющий «а я не смотрю телевизор!», на мой взгляд не профессионал. Информационная повестка, текущие новости в стране и мире очень сильно влияют на жизнь и образ мыслей нашей целевой аудитории, какой бы она ни была. И эффективно действовать на информационном рынке в отрыве от повестки просто невозможно. Мы должны учитывать массу факторов. Понимать настроение общества. Вовремя подавать свои инфоповоды, чтобы не получилось так, что мы радуемся6 когда все скорбят ил наоборот. И никто не отменял ньюсджекинг – использование чужих инфоповодов для получения максимального охвата наших. Читайте ленты, просматривайте газеты, отслеживайте телевизионные новостные программы и всегда знайте раньше всех, что происходит вокруг.
6. Осваивать смежные профессии
На рынке наблюдается активная интеграция пиара и маркетинга. Например, та же работа в социальных сетях подразумевает использование и маркетинговых и пиар-инструментов. А маркетинг, в свою очередь, требует активной работы с цифрами, метриками и так далее. Не ленитесь изучать новое и то, что на первый взгляд выходит за рамки ваших прямых обязанностей. В условиях кризиса работодатели больше ценят универсальных солдат, нежели узконишевых специалистов. Сходите на пару семинаров, послушайте вебинары, почитайте книги. Это не требует супербольших вложений времени, но даст очень серьезный результат и существенное преимущество перед теми, кто наступает на пятки, но не готов развивать себя.
7. Разбираться как устроен медиарынок
Если вы стали пиарщиком после того, как проработали много лет журналистом, скорее всего вы имеете преставление, как работают СМИ. Но и то не факт, что знаете про все нюансы. Особенно если работали в газете и не сталкивались с радио и ТВ и наоборот. Большинство ошибок в отношении с журналистами пиарщики делают от того, что не понимают, что нужно прессе и по каким принципам функционируют медиа. Да и средства массовой информации не стоят на месте, активно развиваясь, используя новые площадки новые каналы донесения. В современной конвергентной журналистике грань между газетчиком и телевизионщиком практически полностью стирается. Журналисты производят универсальный контент и доносят его до аудитории с помощью самых разных каналов. Но по-прежнему делают это для того, чтобы получить максимальную аудиторию и продать ее рекламодателям или целевому инвестору. Не понимая этого, пиарщики пытаются навязать СМИ свои правила и темы, не понимая задач, принципов форматирования и редакционной политики конкретного издания. Это несложная наука, но как любая наука она требует погружения, потраченного времени и приложенных усилий. Сделайте это и вам будет гораздо легче находить общий язык с журналистами.
8. Заниматься нетворкингом
Есть такое замечательное выражение: важно не то, что ты знаешь, а то, кого ты знаешь. Стройте и развивайте сеть своих полезных контактов, потому что это позволит не только решать проблемы в СМИ или с общественными организациями, но и добывать важную информацию, а также и получать новые интересные предложения о работе. Задача не просто находить новых знакомых, но именно строить связи, заводить и поддерживать полезные отношения. Не то
9. Развивать многозадачность
10. Расставлять приоритеты
Если количество задач все же зашкаливает, надо уметь остановиться, оглянуться и определить, какие из них самые важные и срочные. Какие реально продвинуть вас к цели, а какие навалились сами собой или благодаря коллегам, которые пытаются навесить на вас в том числе и свои заботы. Напишите список необходимых дел, постаравшись выплеснуть на бумагу максимальное количество всего, хранящегося у вас в голове. После этого раскидайте их по матрице Эйзенхауэра на срочные и важные, срочные и неважные и так далее. Отберите те, к которым реально надо приступать немедленно, определите то, что может подождать и делегируйте все, что реально делегировать.
11. Учиться выступать публично
Это один из ключевых навыков любого пиарщика. Вы должны уметь это делать сами и обучать этому своего шефа, потому что ему тоже без этого не обойтись. Устанавливая связи с общественностью, необходимо с этой общественностью разговаривать. И не только индивидуально по телефону или электронной почте. Но и массово на встречах, собраниях, презентациях и пресс-конференциях. Нужно не бояться, не мямлить краснея плохо выученный текст, а зажигать, увлекать, убеждать и вести за собой. Это тоже навык. И им нужно овладеть.
12. Развивать эмоциональный интеллект
Работа пиарщика связана с большими эмоциональными перегрузками. Далеко не всем нравится ваша организация, ее деятельность, ее руководитель и вы как ее представитель. Найдется много желающих бросить в вас камень. Потому что вы что-то сделали не так. Или потому что кому-то показалось, что вы что-то сделали не так. Или потому что вы просто попались кому-то под руку в неподходящий момент. Надо уметь держать управлять своими эмоциями, чтобы не только не показывать их остальным, но и внутри себя не давать им волю. Очень многие пиарщики часто совершают ошибки в своей работе именно под влиянием эмоций. Неправильно реагируют на критику, резко общаются с журналистами, хамят авторам негативных отзывов в интернете и т.д. И выгорают пиарщики тоже по той же причине – дают волю эмоциям и эти эмоции их выжигают. Эмоциональный интеллект позволяет понимать свои эмоции, управлять ими, правильно понимать эмоции других людей и управлять ими тоже. Прочитайте пару книжек по эмоциональному интеллекту, возьмите на вооружение важные навыки и ваша жизнь станет гораздо приятнее и спокойнее. А ценность ваша как пиар-специалиста вырастет.
13. Развивать креативность
Пиарщик, который мыслит шаблонно, никому не интересен. Научитесь смотреть на вещи под необычным углом, искать нестандартные решения и рождать креативные идеи. Хорошие идеи способны сэкономить колоссальные бюджеты и продвинуть и вас и компанию. Это очень ценят клиенты и работодатели. Почитайте книги по развитию креативности, изучайте то, что делают другие, погрузитесь в современное искусство, ходите на выставки дизайна и живописи – там иногда можно натолкнуться на очень необычные примеры мышления и оттолкнувшись от них, найти что-то свое.
14. Освоить навыки скорочтения
Практически в каждом совете я рекомендовал книги на ту или иную тему. А также гугл в качестве источника информации по важным вопросам. Да и в процессе работы придется перелопатить немало материала. И чем быстрее вы читаете, тем эффективнее будет ваша работа. Читать быстрее других – важное конкурентное преимущество. А оно влечет за собой еще одно – знать больше других. Найдите курсы, книги, интернет-сайты, где этому учат. Даже если вы в результате не удвоите свою скорость, а увеличите ее хотя бы процентов на 30 – это уже рывок.
Конечно, это не все рекомендации, которые мне бы хотелось дать коллегам, которые строят амбициозные карьерные планы в области связей с общественностью. Чтобы дать все, понадобилось бы писать книгу. В рамках статьи и так получилось немало. Но я отобрал то, что, как мне кажется, важнее всего для каждого пиарщика. Ориентируйтесь на эти 14 пунктов и, я вас уверяю, ваша карьера неминуемо пойдет в гору. А дальше вы и сами уже сможете написать свой персональный список советов.
Тимур Асланов, главный редактор журнала «Пресс-служба».