как стать репетитором по истории и обществознанию с чего начать
Профессия: репетитор
Как я стала репетитором
Я окончила лингвистический факультет Южного федерального университета, где изучала два языка — английский и немецкий. Специализации у нас не было, и после окончания вуза нужно было решить, в какую область уходить — в переводы или в преподавание. Так сложилось, что судьба меня направила по второму пути. Я начала работать преподавателем в одной из языковых школ Ростова-на-Дону. В школе я занималась очно с небольшими группами наших студентов и одновременно начала работать как репетитор, то есть индивидуально с учениками. Сначала это было очное репетиторство, а потом и репетиторство онлайн. Позже я работала методистом по английскому языку, а последние полгода занимаю должность куратора репетиторов онлайн-школы «Фоксфорд».
Чем занимается репетитор
Основная задача репетитора — помочь ученику решить те задачи, с которыми он обратился, поэтому конкретные действия репетитора сильно зависят от этих задач. Работа с дошкольниками очень отличается от работы со школьниками или со взрослыми, подготовка к ЕГЭ или к ДВИ по иностранному языку в МГУ отличается от освоения беглой разговорной речи. Репетитор в индивидуальном порядке планирует занятие, подбирает материалы и ресурсы, которые соответствуют целям ученика.
Я как репетитор работала с очень разными учениками, от 3-летних детей до 70-летних мужчин, которые хотели выучить язык, чтобы переехать в Германию. Ко мне обращались моряки и пилоты с задачей освоить профессиональную лексику. И, конечно, с каждым из них я строила обучение по-разному. С пилотами мы разбирались с особенностями их работы и учили термины. Работа с малышами проходила в основном в игровой форме, с использованием мультфильмов, песенок.
Наши репетиторы, например, чаще всего работают со следующими запросами:
Направления работы
Репетитор может заниматься каким-то конкретным направлением работы, а может быть универсалом. Специализация может быть предметной — например, у нас есть репетитор по биологии, который очень хорошо разбирается именно в молекулярной биологии, к нему обращаются те, кому важно изучить именно эту тему на глубоком уровне, хотя, конечно, он может преподавать и общую биологию.
Ещё один вид специализации — по задачам ученика. Есть репетиторы, которым нравится готовить школьников к ЕГЭ, у них есть собственные наработки, методические приёмы, и их ученики получают на ЕГЭ очень хорошие баллы. Есть, наоборот, репетиторы, которым нравится работать со школьниками младших или средних классов, помогать им в усвоении школьной программы. Мы обязательно учитываем предпочтения репетиторов, их специализацию, когда берём их на работу в «Фоксфорд».
Особенности работы репетитором
Отличие от преподавателя. Преподаватель в школе или вузе обычно работает с классом или группой студентов, репетитор — индивидуально с учеником. Преподаватель ограничен количеством часов и программой, у репетитора же есть возможность выстраивать обучение в соответствии с потребностями ученика. Главные отличия работы репетитора от обычного преподавания именно в этом — есть возможность быть более креативным и внимательным к каждому ученику.
Педагогическое образование. Это важное, но не обязательное требование для работы репетитором. У нас в «Фоксфорде» есть несколько репетиторов с незаконченным педагогическим образованием или с высшим профильным образованием, великолепные специалисты по своему предмету. Педагогические навыки, как правило, нарабатываются в процессе работы.
С другой стороны, педагогическое образование или базовые знания о педагогике репетитору очень пригодятся. Я, например, перед началом работы в языковой школе прослушала курс лекций, где получила базовые знания о методике преподавании языков. Кроме этого, наш преподаватель делился личным опытом и своими наработками. Однако большинство педагогических приёмов я осваивала уже на практике.
Возможность работать онлайн. Репетитор может работать как очно, так и онлайн. В последние годы работа онлайн стала очень популярна и востребована. Я работала с учениками и очно, и онлайн, и могу сказать, что оба способа одинаково эффективны. Благодаря современным технологиям у репетитора появилось множество разных инструментов сделать занятия полезными и интересными для ученика. Например, сейчас есть электронные доски, интерактивные ресурсы, виртуальные лаборатории.
Онлайн-репетиторство даёт возможность выйти на новый уровень: искать учеников по всей стране или даже за рубежом, развиваться профессионально и больше зарабатывать независимо от места проживания.
Что я больше всего люблю в своей работе
Видеть её результат. Очень радует, когда ученики начинают использовать знания и навыки, здорово видеть их прогресс. Преподавание языков предусматривает постоянное использование полученных знаний на практике, поэтому изменения я могу видеть сразу. И мне это очень нравится.
Узнавать новое. Работа репетитора предполагает погружение в разные темы, в зависимости от профессии ученика, его интересов, потребностей. Мы изучаем новые слова и правила на примерах из разных сфер. Благодаря своей работе я расширила свой кругозор, узнала много интересного.
Зарплата, карьера и будущее профессии
Зарплата репетитора зависит от нескольких факторов:
У репетитора есть два пути развития. Во-первых, репетитор может развиваться внутри профессии: осваивать новые методики, расширять специализацию. Опытные и умелые репетиторы очень востребованы и могут запрашивать высокую цену на свои услуги.
Во-вторых, у репетитора есть возможность карьерного роста, если он сотрудничает с онлайн-школой. Он может стать методистом и разрабатывать материалы для обучения, которыми будут пользоваться и другие репетиторы онлайн-школы. Можно стать руководителем курсов или куратором группы репетиторов, как я.
Уверена, что в ближайшие годы профессия репетитора будет всё также востребована. Онлайн-образование продолжает развиваться и расширяться: всё больше людей, как школьников, так и взрослых, выбирают индивидуальную образовательную траекторию и обращаются к репетиторам, чтобы получить знания по предмету.
Я репетитор и перешел на удаленку
Как искать учеников, вести занятия, принимать оплату и платить налоги
В феврале 2020 года из-за начавшейся эпидемии коронавируса ученики перестали приезжать ко мне домой.
Тогда я жил и работал в Челябинске и уже два года помогал школьникам с русским и литературой. Обычно мы занимались у меня дома, но из-за локдауна это стало невозможно. Пришлось осваивать удаленку. В итоге мой доход даже вырос — с 20 000 Р до 40 000—60 000 Р в месяц. Раньше со мной занимались только челябинские школьники, а через интернет я смог вести уроки и у тех, кто живет в других городах.
Расскажу, как я организовал работу.
Как я стал репетитором
На второй год я снял квартиру и стал принимать учеников у себя. За занятия брал уже 500—600 Р в час. У меня появилась основная работа — копирайтером, — а репетиторство стало подработкой, которая приносила 20 000—30 000 Р в месяц при том же количестве учеников, что и раньше.
В марте 2020 года я решил перевести занятия в онлайн. И ученики, и родители восприняли это нормально — думаю, потому, что никто не хотел рисковать из-за неизвестного вируса, ведь экзамены перенесли, но не отменили.
Как победить выгорание
Где я ищу учеников
Тогда назначать собственную цену было нельзя — ставка у начинающих репетиторов составляла около 400 Р в час. Сейчас преподаватель может поставить какую угодно цену, а упоминаний о собеседовании после регистрации я на сайте не нашел. Судя по всему, от них отказались.
Я посчитал, что лучший способ презентовать себя перед потенциальными клиентами — дать ученику максимум информации о преподавателе. Поэтому постарался заполнить все поля анкеты в личном кабинете: добавил фотографию, указал образование, все имеющиеся дипломы, награды и достижения, которые связаны с моей работой. Например, написал про публикацию научных статей и участие в конференциях. А еще коротко рассказал, как провожу занятия, какие методы и материалы использую: рекомендую ученикам тематические видео, подкасты про русский язык и тому подобное.
Я платил «Профи-ру» за найденных клиентов — отдавал процент от заказа после того, как прошло первое оплаченное занятие. По моему опыту, комиссия сервиса примерно равна стоимости трех занятий, если речь идет о долгосрочном сотрудничестве с учеником — на несколько месяцев и дольше. Размер комиссии зависит от стоимости занятия в час, предмета, возраста ученика, цели и длительности занятий. Точная сумма видна в каждом заказе.
Платить комиссию можно не сразу, а в течение 30—40 дней. Я советую не забывать, что ученик может изменить свои планы, даже если обещает заниматься весь год. У меня были такие случаи несколько раз: я проводил три-четыре занятия, а после один ученик говорил, что больше уроков не будет, другой предлагал взять паузу, а кто-то просто переставал отвечать на мои сообщения.
Когда занятия длительные, в заказе указан срок для корректировки цены, обычно это две недели. Если за это время вы перестали работать с клиентом, сервис вернет часть денег: сумму рассчитывают индивидуально. Если занятия прекратились, а срок для корректировки вышел, комиссию придется записать как убыток.
С 17 августа 2021 года «Профи-ру» в тестовом режиме ввел два варианта тарифов. Можно платить сервису комиссию, как и раньше, а можно отчислять деньги за каждый отклик. Сумма нефиксированная и зависит от условий заказа. Но плата за отклик меньше, чем комиссия. С другой стороны, если преподаватель откликнулся, это еще не значит, что он получит заказ. Если ученик не посмотрит отклик в течение пяти дней, сервис вернет деньги. В остальных случаях платеж не возвращают. Пока такая система действует только в Санкт-Петербурге.
Я отчитывался о каждом этапе работы с клиентом перед сервисом: веду переговоры, назначили дату занятия, перенесли ее. Если возникали какие-то сложности, техподдержка оперативно решала проблему. Например, когда отчет о проведенном занятии отправился автоматически, а занятия на самом деле еще не было, администратор быстро все исправил.
Я стараюсь не просто откликнуться на какой-то заказ, а вступить с потенциальным учеником в диалог. Ведь репетиторов много, и откликов клиент получает десятки. В переписке я спрашиваю, зачем человек ищет репетитора, как часто хочет заниматься и в какое время. Иными словами, показываю, что заинтересован решить проблему человека и готов планировать занятия так, чтобы ему было удобно.
Если преподаватель не забывает отчитываться перед сервисом, вовремя платит комиссии, а также работает с клиентами после обмена контактами, то у него растет личный рейтинг на сайте. Чем он выше, тем чаще и быстрее преподаватель видит новые заказы.
До пандемии я смотрел заказы только из Челябинска, а уже в июне нашел первого клиента из Екатеринбурга: два месяца мы готовились к перенесенному ЕГЭ за 800 Р в час. Когда до трети россиян перешли на удаленку, а вся учеба ушла в онлайн, количество заказов с пометкой «дистанционные» возросло.
С апреля 2020 по июнь 2021 я поработал с учениками из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Краснодара, Екатеринбурга, Сургута и Красноярска.
Это было выгодно: раньше приходилось выбирать заказы только из своего города, так как клиенты отдавали предпочтение офлайну. Теперь онлайн-заказов много, клиенты не обращают внимания на город, в котором живет преподаватель, можно набирать больше учеников. А еще это удобно, так как не надо ездить к клиентам на другой конец города или приглашать к себе. Для меня было некомфортно постоянно встречать и провожать людей, особенно когда два ученика сталкивались в прихожей и неловко молчали.
Как я веду занятия
Сначала я использовал «Скайп», но постепенно перешел на «Зум» — он работает стабильнее и реже зависает. На первых занятиях я включал видео, но потом перестал. Иногда, правда, включал демонстрацию экрана.
Большинство учеников не показывают себя и не требуют этого от репетитора. На качестве занятий это никак не сказывалось, потому что я работал либо со взрослыми людьми, либо со старшеклассниками, а они более собранные и мотивированные, чем, например, пятиклассники.
Типичный запрос, с которым ко мне приходят ученики для занятий по русскому, — подготовиться к ЕГЭ, улучшить оценки или просто повысить уровень грамотности. Сначала я определяю уровень человека с помощью диктантов, тестов и сочинений, а потом уже выстраиваю работу индивидуально.
Некоторые ученики готовы не только заниматься, но и немного пообщаться на отвлеченные темы во время занятия и после. Мне кажется, что приятная атмосфера и такие диалоги положительно влияют на результаты учебы: не сделать домашнее задание для репетитора, который тебе симпатичен, уже гораздо сложнее. Иногда такое неформальное общение можно использовать и для учебных целей. Например, я могу скинуть в чат мем по теме занятия.
Чтобы проверять сочинения по литературе, я использую сайт «Клаудтекст». Это сервис для проверки домашних заданий: учитель создает новое упражнение и отправляет его ученику — оба должны быть зарегистрированы на сайте. После этого ученик отправляет сделанное задание, а преподаватель может тут же отметить ошибки, оставить комментарии и выставить баллы. Если у репетитора меньше пяти учеников, то платить не нужно, если больше — по 50 Р за каждого нового пользователя.
Мне сервис понравился: при подготовке к ЕГЭ нужно проверять много сочинений, отмечать в каждом ошибки и выставлять баллы по специальным критериям, а на сайте все можно автоматизировать. Ученикам тоже удобно — многие писали сочинение, набирая его с помощью смартфона прямо на сайте, другие отправляли фото или вставляли из «Ворда».
Постепенно я создал на сайте «Клаудтекст» свой банк упражнений — подборку художественных текстов с заданиями к ним в формате ЕГЭ. Теперь могу отправлять новым ученикам уже готовые задания. Все написанные сочинения хранятся на сайте.
Оформление и налоги
До выхода на удаленку родители платили мне наличными и я работал неофициально — просто получал деньги на руки. Когда все занятия перешли в онлайн, я решил стать самозанятым. Налог от работы с физлицами всего 4%, зато никаких претензий со стороны ФНС, а еще можно получить справку о доходах, если понадобится, например, взять кредит.
Стать самозанятым можно несколькими способами. Например, через личный кабинет банка — такую услугу предоставляют Тинькофф и Сбер. Еще можно встать на учет в личном кабинете на сайте ФНС или через мобильное приложение «Мой налог».
Я использовал последний способ: скачал приложение и зарегистрировался. Вся процедура заняла пять минут. Вот что я для этого сделал:
После того как меня поставили на учет, я стал вносить информацию о своем заработке прямо в приложение. Чтобы выдать чек, надо указать дату продажи, стоимость услуги и ее наименование — я всегда писал «Репетиторство». После этого следует нажать кнопку «Выдать чек». Его можно отправить клиенту, если тот об этом просит. Но за всю мою практику чеками никто не интересовался.
Налог при работе с физлицами составляет 4% от суммы сделки, с юрлицами — 6%. Система все считает автоматически, итоговый платеж становится известен до 12-го числа месяца, который следует за отчетным. Рассчитаться надо до 25-го числа того же месяца. То есть сумма налога за август понятна уже к 12 сентября, а заплатить все надо до 25 сентября.
К приложению можно привязать банковскую карту и платить налоги прямо из него. Я так и сделал.
Сколько я зарабатываю
До пандемии почти всегда со мной рассчитывались наличными. Из-за перехода на удаленку родители стали переводить мне деньги на карту после каждого урока. Платили по-разному : кто-то за каждое занятие, кто-то за неделю или месяц.
Я знаю, что некоторые репетиторы делают скидки, если ученик платит сразу за месяц вперед, кто-то вводит систему штрафов за несвоевременную оплату. Я ничего из этого не делал, и все занятия всегда оплачивали. Обычно просто отмечаю у себя, кто должен за прошлый урок, и напоминаю об этом на следующем занятии. Бывало, что ученики просили отсрочить срок оплаты, я шел навстречу. Самый большой срок, сколько приходилось ждать, — три занятия.
комиссия, которую я заплатил «Профи-ру» за год
Мне кажется, что верхней планки дохода в репетиторстве нет: можно набрать больше учеников, если есть время, желание и возможности. Я совмещал работу с учебой, поэтому одновременно работал максимум с пятью учениками пять-шесть дней в неделю, проводил до трех занятий в день по полтора часа каждое. Если у меня появлялись дела или хотелось отдохнуть, я договаривался с учениками и переносил работу.
Репетиторство — это сезонный бизнес. От месяца к месяцу доходы отличаются. С августа по сентябрь приходят сотни заказов, если у репетитора высокий рейтинг и большой опыт, можно набрать сразу два десятка учеников. Часть из них, конечно, потом отсеется. В феврале-марте происходит второй большой всплеск спроса — школьники готовятся к экзаменам. Третий пик приходится на май, как раз перед экзаменами, но эти заказы я не беру, потому что не могу гарантировать результат за такое короткое время.
Например, в прошлом учебном году в августе и сентябре я взял четырех учеников. В октябре, ноябре и декабре — еще по одному. В марте-апреле — троих. До экзаменов я прозанимался с шестью ребятами, то есть в процессе отсеялось четверо: один через два месяца занятий перестал отвечать на мои сообщения, другой не рассчитал бюджет и не смог оплачивать уроки, а двое оставшихся не делали домашние задания вовремя и постоянно переносили встречи. Поэтому я предложил нам расстаться.
Летние каникулы — мертвый сезон для репетиторов. Старшеклассники сдают экзамены, остальные школьники отдыхают. Доходы падают в два-три раза, остаются либо постоянные ученики, либо абитуриенты, которые готовятся поступать в вузы. Но это мой опыт — репетитора по русскому и литературе. На доходы преподавателей английского сезонность влияет меньше, потому что иностранный язык люди часто учат для себя или для работы и не берут перерыв на лето.
Как стать репетитором: 8 полезных советов для начинающих
Пожалуй, каждый студент, да и не только студент, задумывался о том, чтобы подработать репетиторством. Но человеку без опыта не всегда понятно, с чего вообще начать, где искать учеников и как составлять программу.
Я занимаюсь со школьниками русским языком уже 4 года. Прежде всего, нужно понять, что репетиторство — это сложно, ответственно и поначалу сам процесс будет отнимать много времени. Чаще всего дети, которым нанимают репетитора, не очень сильны, а иногда даже не заинтересованы в вашем предмете. А вам нужно за короткое время (иногда это может быть всего лишь несколько недель) привести ребёнка к определённому результату.
1. Начните с практики
Прежде чем искать учеников, попробуйте какое-то время «поработать» учителем для младшего брата, сестры, детей соседей или друзей. На первом курсе я безвозмездно помогала готовиться к ЕГЭ по русскому знакомой одиннадцатикласснице: давала какие-то советы, объясняла теорию, проверяла сочинения. В итоге девочка получила 98 баллов и поступила на филфак МГУ, а я вдохновилась её успехами ирешила стать репетитором.
2. Поспрашивайте знакомых
Спросите у друзей: наверняка в вашем окружении есть уже те, кто давно занимается репетиторством. Узнайте, какие были трудности, когда они только начинали работать, послушайте их истории успеха.
3. Изучите литературу
Полистайте школьные учебники, сходите в книжный магазин и посмотрите, какие требования предъявляют сегодня к школьникам. Если вы выпустились пару лет назад, то вспомните, как сами готовились к экзаменам. Почитайте книги по детской психологии и пособия по педагогике, чтобы лучше выстраивать отношения с учениками. Хорошо подойдут книга Марины Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ» или Роберта и Джин Байярд «Ваш беспокойный подросток (Практическое руководство для отчаявшихся родителей)».
Если планируете готовить детей к выпускным экзаменам, загляните на сайт ФИПИ: там есть открытые банки заданий, демоверсии экзаменационных вариантов, плюс публикуются последние новости по изменениям в ОГЭ и ЕГЭ. Я советую посещать этот сайт минимум раз в неделю.
Сложнее сразу браться за подготовку к вступительным экзаменам в конкретные вузы — например, к внутреннему испытанию в МГУ. Но если вы студент или выпускник этого университета, сами сдавали вступительный и понимаете его специфику, то почему бы и не попробовать.
4. Продумайте общий план работы
Непосредственно программы лучше разрабатывать под конкретных детей. Пока вы их не нашли, сформулируйте общую схему работы, например, для выпускных классов. Продумайте какие-то фишки, которые разнообразят ваши уроки. Например, мои ученики запоминают глаголы-исключения и корни с чередующимися гласными в виде небольших стихотворений, а младшие школьники учат правила в форме сказки.
5. Начните искать учеников
Начинайте поиски учеников в начале августа. К сентябрю найдётся как минимум несколько человек, а вы за месяц успеете разработать программу.
Первых учеников лучше всего искать по сарафанному радио. Скажите о том, что решили репетиторствовать, например, маме или тёте: они расскажут об этом соседям, коллегам и подружкам в фитнес-центре. Можно опубликовать объявление в разделе «Услуги» на Avito, написать посты в соцсетях — на своих страничках или в группах, где репетиторы ищут учеников, а ученики — репетиторов. Постарайтесь лаконично рассказать о том, что вы умеете, об учебных и научных достижениях. А если у вас уже есть какой-то опыт преподавания, обязательно о нём напишите.
8 главных ошибок при выборе репетитора
Ещё один вариант — специальные сайты для поиска репетиторов, но они чаще всего просят плату за свои услуги. Если у вас хорошие отношения с учителями в родной школе, можете закинуть удочку и туда: наверняка есть ученики, которые ищут репетитора.
Некоторые родители не горят желанием отдавать своего ребёнка в руки студента. Но я считаю, что стаж работы в репетиторстве — не самое главное. Студент, который поступил в престижный медицинский вуз и отлично сдал биологию, знает предмет на уровне, на котором может его объяснять и подготовить к экзамену будущего выпускника. Так что совет родителям: не бойтесь молодого репетитора! Думаю, даже после разговора по телефону вы поймёте, сможет ли этот человек стать учителем для вашего ребёнка. Если сомневаетесь, попробуйте назначить пробное бесплатное занятие.
6. Выберите место для занятий
У репетиторов в крупных городах много вариантов. Вы можете проводить уроки у себя или выезжать к ученикам, заниматься в тихих кафе или антикафе (там вы будете платить не за чай или кофе, а за проведённое время; средняя цена за минуту — два рубля). Можно подумать о коворкинге — своеобразном офисе, в котором вы арендуете пространство на определённый срок. Репетиторы в небольших городах чаще всего работают на дому или ходят к ученикам. Ещё один способ — уроки по скайпу, но я прибегаю к нему в крайних случаях, когда, например, ученик разболелся и не может позаниматься вживую. Всё-таки живое общение в обучении играет важную роль.
7. Оцените свои услуги
Изучите предложения других репетиторов в вашем городе и конкретно в вашем районе. Обращайте внимание на стаж работы: само собой, у опытного репетитора цена за час занятия будет выше, чем у начинающего. Кроме того, стоимость часа урока может варьироваться в зависимости от условий: репетитор занимается на дому, выезжает к ученику, проводит урок на нейтральной территории или дистанционно. После того, как всё проанализируете, назначайте цену. Вы можете не указывать её в объявлении, а писать уже тем, кто откликнется.
8. Проведите пробное занятие
Итак, вы нашли первого ученика. Пробное занятие часто делают бесплатным. На него можно пригласить родителей: они смогут посмотреть на вас как на преподавателя и понять, могут ли доверить вам своего ребёнка. Если ребёнок понравился вам, а вы — ему, если вы осознали, что сможете справиться с поставленной задачей, то время подумать о частоте занятий. Обычно репетиторы занимаются с детьми дважды в неделю, но всё индивидуально. Продолжительность урока зависит от возраста ученика, его уровня знаний и цели занятий.
Обсудите пробелы и проблемы ребёнка с родителями и держите их в курсе его успехов. В это же время попробуйте наладить контакт с самим учеником. Со многими своими ученикам, кто уже окончил школу, я продолжаю общаться. На мой взгляд, репетитору стоит быть для ребёнка добрым, но справедливым наставником. Он не должен вас бояться, но обязан понимать, что ему нужно всё то, что вы ему задаёте.
Помните, что, если вам действительно нравится предмет, который вы преподаёте, скорее всего, в него влюбится и ваш ученик. А если грамотно построить программу и придерживаться плана работы, желаемый результат не заставит себя ждать. При этом нельзя забывать, что кто-то улавливает всё с первого раза, а кому-то нужно объяснить правило несколько раз. Учитесь чувствовать рабочий темп ребёнка. Я вот недавно ликовала: мальчик, который пришёл ко мне полтора года назад с оценкой между двойкой и тройкой, получил твёрдую пятёрку на ОГЭ. Победы детей — это всегда и ваши победы.