как стать стилистом имиджмейкером с чего начать
Как стать стилистом имиджмейкером с чего начать
Не все дорогие курсы дают что-то сверх стандартной теории, поэтому важно ориентироваться не только на цену, но и на статус образовательного центра. Обратите внимание на преподавательский состав, отзывы, успехи выпускников.
Такая же взаимосвязь цены и качества прослеживается и в работе стилистов-имиджмейкеров: одни берут за услуги 500 руб. / час, другие — 5000 руб. / час. Преподносится это так: за 500 руб. вам только расскажут про цветотип, а за 5000 руб. поработают с вашей индивидуальностью. Но на практике встречаются и стилисты, которые берут дорого, а делают мало. Поэтому здесь важно обращать внимание на репутацию и не идти к слишком дешевым специалистам.
2. Развивайте навыки общения
Совершенствуйте дикцию, умение слушать и способность убеждать. Необязательно записываться на специальные курсы, но если речь поставят профессионалы, это будет хорошим преимуществом. Ежедневно выполняйте упражнения, развивающие произношение, — это положительно скажется не только на чистоте речи, но и на вашей уверенности в себе.
Например, включайте диктофон и вслух зачитывайте несколько абзацев любимой книги. И так на протяжении нескольких дней, стараясь с каждым разом получить все более совершенный результат. Через некоторое время прослушайте записи, чтобы оценить уровень прогресса. Отлично, если последний ваш монолог звучит гораздо более четко, интересно и убедительно, чем первый.
Желательно каждый день ставить перед собой разные цели. Например, сегодня вам нужно завести диалог с пятью незнакомцами. Завтра — сделать небанальный комплимент коллегам по работе. На следующей неделе — поделиться с близкими успехами за неделю, используя технику сторителлинга.
3. Поступите на курсы имиджа
Нигде вас не научат так мастерски создавать образы и вести диалог с клиентами, как на курсах имиджа. Популярность профессии набирает обороты, поэтому профильных учебных заведений и программ становится все больше. Ответственно отнеситесь к выбору курса. Недельные программы обещают сделать из студента первоклассного специалиста, но важно понимать, что в столь сжатые сроки получить качественное образование не получится. Потребуется как минимум полгода, чтобы разобраться, что такое имидж, понять психологию клиентов, освоить презентационные техники, научиться работать с разными стилями, цветами и фактурами. И то полгода займет только теория. Если вы хотите практиковаться, рассчитывайте на 9−12 месяцев обучения.
Работа стилиста-имиджмейкера — большая ответственность. Не экономьте на обучении. Краткосрочные программы и мастер-классы хоть и стоят намного дешевле полноценных курсов, но багажа знаний, которые вы получите на них, будет недостаточно, чтобы построить успешную карьеру. Инвестируйте в практические занятия и опытных преподавателей-практиков — вложения вернутся вам сполна.
4. Определитесь с направлением
Знания накапливаются, опыта с каждым днем становится все больше. Остается выбрать, куда пойти работать. Стилист-имиджмейкер — специалист востребованный. Полученные навыки помогут добиться успеха в разных сферах:
Как стать стилистом имиджмейкером: мотивация и подводные камни
Путь стилиста в конкурентной среде сложен и долог. Если Вам будет кто-то говорить, что уже во время обучения Вы окупите вложения, то такое возможно, только как исключение. Более вероятно, что зарабатывать Вы начнете очень нескоро, и Вам придется преодолеть много сложностей на пути к своей мечте.
Меня зовут Елена, мне 36 лет, я сертифицированный стилист-имиджмейкер, но я только в начале своего пути в профессию. Мне хочется поделиться своим опытом с девушками, которые хотят работать в мире моды, которые уверены, что это их призвание. Я расскажу о своем пути в профессию, о своих первых шагах. Дам честные советы, расскажу о мотивации и подводных камнях на пути становления стилиста-имиджмейкера.
До коронавируса я семь лет занималась интернет-маркетингом, продвигала сайты в диджитал агентстве, кризис заставил задуматься меня, на то ли я трачу свое время. На начало лета 2020 года, у меня уже был свой блог о моде, который я вела по остаточному принципу. Был аккаунт на Pinterest, куча подписок на фэшн-блогеров.
На карантине мне удалось собрать деньги, которых, по идее, мне должно было бы хватить на пару месяцев жизни. Этот факт снизил страх, что, когда пойду за мечтой, по дороге умру с голода. Отягчающим фактом было то, что добытчиком в семье была я, надеяться мне было не на кого.
Мотивация
Если бы руководство компании не усилило давление в связи с уходом клиентов, если бы удаленка не ликвидировала эмоциональную связь с коллективом, то сидела бы я до сих пор в офисе, продвигая медицинские сайты. Чтобы сделать шаг, мне нужна была мотивация, и я записалась на марафон к Ирине Хакамаде. Я четко знала, что хочу писать и работать с одеждой, я даже понимала, что хочу двигаться в направлении мужской стилистики. На марафоне я обрела уверенность в себе, научилась принимать себя на видео. У меня появилась энергия на то, чтобы изменить свою жизнь.
Уход с работы
Я ушла с работы. И вот здесь я хочу сказать, что многие мои однокурсницы не ушли c основной работы не во время курсов, не после них. Безусловно, основная работа — это огромный тормозящий механизм для становления в профессии. Вы будете разрываться и не сможете воспринимать адекватно информацию, не будете поставлены к стенке тем фактом, что вот эта работа стилистом Вас и будет теперь кормить. Вы будете продолжать воспринимать стилистику, как баловство и хобби.
Я советую уйти с работы, хотя бы на время обучения. Совмещать обучение на стилиста с основной работой очень сложно. Даже я, при полном погружении в процесс, уставала. Но, конечно, такой поступок возможен, если Вы четко решили, что стилистика это Ваше. Если Вы ищете себя, то совмещайте.
Также посоветую сразу начинать вести модный инстаграм. Не нужно ждать и бояться заявить на весь мир, всем знакомым о своих намерениях. Не нужно бояться осуждения, не нужно считать себя самозванцем.
Выбор школы
Когда я ушла с работы, мне было важно найти учителя. Я выбирала между обучением на стилиста и фэшн-маркетолога. Почему я думала о маркетинге, потому что это был бы для меня путь наименьшего сопротивления. Я была маркетологом и хотела работать в сфере моды. Плюс в моем городе очень много магазинов и торговых центров, поэтому данная специализация позволила бы мне хорошо зарабатывать. Но обучение у Ирины Пищук мне показалось дорогим. Поэтому я стала рассматривать персональную стилистику, как направление движения. Советую поучаствовать в нескольких марафонах. Обработка после участия очень серьезная. Можно легко согласиться на предложенные условия, советую на все вопросы менеджеров отвечать, что Вы ищите учителя и еще не определились с выбором школы.
Я прошла три марафона и остановилась на одной школе. Но о своем выборе я не пожалела. Хотя все люди, которые зарабатывают на обучении, будут обещать больше, и Вы должны делить все обещания «напополам». Вы не должны думать, что если не стали зарабатывать после курсов, то это Ваша вина. Нет, путь большинства специалистов тернист и сложен. Важно отдаваться процессу обучения и погружаться в него, выполнять все рекомендации и превратиться в «человека с протянутой рукой». Нужно быть готовой к отказам, отказам самых близких. Так мне не удалось попасть на разбор гардероба к своим двум самым близким подругам. У них просто не нашлось времени, чтобы мне помочь. А ведь практика — это самое важное для стилиста.
Что меня остановило от выбора одной из школ? Руководитель школы устраивала бесплатный вебинар, на котором отвечала на вопросы участников. Но по факту этот вебинар был в записи, потому что, когда я записалась на повторный, то попала на тот же самый. На вопросы отвечала не руководитель школы, а ее сотрудники в чате. Это показалось мне неприличным по отношению к тем людям, которые готовы заплатить за обучение от 30 до 60 тысяч рублей. А на моем курсе с этим все было по-честному, даже бесплатный марафон был полезным. Я решилась оплатить курс после второго бесплатного марафона.
Групповой чат
Обучение было очень интенсивное и мотивирующее. Большим плюсом является групповой чат. Советую стать активным его участником, вникать и поддерживать своих сокурсниц, потому что именно они будут Вашими верными «лайкарями» на протяжении первых месяцев, а то и лет продвижения своего стильного профиля. Не ленитесь, лайкайте посты девочек стилистов с Вашего курса, оставляйте комментарии, просматривайте истории. Именно такая синергия позволит создать должную активность, потому что люди из Вашего города не сразу начнут подписываться на Вас.
Стильный инстаграм
Далее самое сложное — объявить всем, что я учусь на стилиста. Нужно было оформить отдельную страницу или свой профиль под стилиста. Я все же посоветую продолжать вести свой инстаграм, но обозначить, что Вы стилист и никуда теперь с этого пути не свернете. Если Вы заведете новую страницу, у нее будет меньше подписчиков, раскручивать ее будет сложно.
Есть две стратегии ведения стильного инстаграма. История Золушки и Подружки. Людям интересно наблюдать, как человек растет и экспертное мнение тоже интересно. Если Вы не умеете писать, то в этом нет ничего страшного, делайте подборки стильные, найдите свою сильную сторону. Если не тексты, то это может быть крутое преображение клиентов, стилизованные фотосессии, полезные коллажи. Исходите из того, насколько Ваш пост был бы полезен Вам. Если он не полезен Вам, то не факт, что будет полезен другим. Смиритесь, Ваши фотографии, скорее всего, все равно будут набирать больше лайков, чем экспертные посты.
Контент-план
Обязательно работайте по контент плану. Составьте его и придерживайтесь, несмотря на все откаты, которые могут случиться с Вами в процессе обучения и после. Если будет желание написать эмоциональный пост, пишите. Нам сказали, что клиенты начнут приходить после того, как в аккаунте будет от 2500 подписчиков. Обязательно нужно показывать подписчикам, что Вы продаете, какая ценность от Ваших услуг. Нужно показывать результат и положительные отзывы. Отзывы собирайте отовсюду. Также работайте со страхами, почему человек не хочет обращаться к стилисту, подумайте и пишите об этом посты. Обязательно постите свою жизнь и работу в сториз, 5-7 сториз в день будет достаточно, многие, когда видят 10-20 сториз, просто уходят со страницы.
Держите слово
Делайте все задания до конца, даже друзьям все обещанное отдавайте. Вот я могу сказать, что не очень ответственно к этому подошла, подумаешь, подруга или родственник, они подождут. Нет, относитесь к ним, как к Вашим самым ценным клиентам. Даже при работе с сыном и мужем Вы можете узнать много интересного. Например, моему сыну очень понравились образы, которые мы с ним составили в магазине, он поучаствовал в фотосессии, когда я разрешила ему кривляться.
Анализ конкурентов и целевой аудитории
Уже на курсе нас мотивировали анализировать конкурентов, составить портрет своей целевой аудитории, связываться с фотографами, парикмахерами, моделями в своем городе, обмениваться опытом, искать точки соприкосновения, писать модным журналам и шоу-румам. Именно выполнение этого задания помогло мне найти работу в журнале Милитта и работу в шоу-руме города. Если бы в процессе обучения я замучила всех своих друзей предложениями с преображением, то наверняка у меня уже появилось бы несколько персональных клиентов. Практика и вложения усилий дают большую отдачу в профессии стилист.
Спецодежда
Меня, конечно, расстраивал тот факт, что мой стиль не идеален, но нужно просто выбрать несколько образов, которые будут, как спецодежда. В них ходить на съемки и разборы гардеробов. На улице Вы можете выглядеть, как угодно, стилисту без эпатажа никуда. Но к клиентам все же я бы рекомендовала приходить в ожидаемом виде, пусть он будет отражать Вашу индивидуальность, но он должен быть удобен для работы и не пугать человека. Ведь подсознательно он будет думать, что Вы его сделаете таким же.
Специализация
Еще очень важна специализация. Чем более узкая специализация, тем больше шансов найти своего клиента. Пример успеха — сеть магазинов для полных женщин в нашем городе, они имеют свое производство, склады, оффлайн-магазины, интернет-магазин, а все потому, что выбрали узкую специализацию. Специализация может быть от фэшн-блогера до стилиста для высоких людей или стилиста-психолога.
В процессе обучения, мне стало важно узнать, какой он путь стилиста-имиджмейкера в нашем городе. Я написала самому известному стилисту, она мне ответила, что на становление, даже с учетом полной отдачи, уйдет не менее двух лет. Обязательно нужна подушка безопасности, нужна работа.
Что происходит в моей жизни сейчас, спустя два месяца после окончания обучения? Меня пригласили быть автором в модном журнале, я веду аккаунт магазина одежды в инстаграм, пишу посты и составляю стильные образы для обзоров, также планирую принимать участие в закупках. Я вышла на основную работу, продвигаю интернет-магазин женской одежды для полных, со временем планирую стилизовать фотосессии для этого сайта. Свой блог я продолжаю вести, я пришла в профессию, чтобы здесь остаться. Я понимаю, что нужно время, чтобы меня узнали и приняли, я готова тратить своё время.
Не ждите быстрых результатов, но пусть промахи и простои не заставляют Вас свернуть с выбранного пути. Курсы – это мощный фундамент дома, строить который мне только предстоит.
КАК СТАТЬ СТИЛИСТОМ, ИМИДЖМЕЙКЕРОМ, ШОППЕРОМ?
Итак, вопросы, которые мне задают чаще всего:
1. Как стать стилистом?
2. Где обучаться на стилиста? Нужно ли вообще учиться на стилиста?
3. Как стать стилистом бесплатно?
Это вопрос мой любимый. Задается во множестве вариантов » Как стать стилистом, не имея денег?». «Я хочу стать стилистом, но у меня нет на это денег. Что делать?», «Хочу стать стилистом, но не хочу платить. Что посоветуете?», «Как стать стилистом бесплатно?», «Стилистом не возьмете ли к себе? Готов(а) учиться!»
Найти-таки деньги на качественное обучение
Выбрать именно то обучение, которое нацелено на будущую карьеру в этой области, потому что «заплатить за обучение» и «стать стилистом» вовсе не синонимы.
4. Что должен знать и уметь стилист?
Стилист-имиджмейкер должен знать не только имиджеологию и стилистику, но и колористику (науку о цвете), историю (не секрет, что мода циклична, и чтобы хорошо разбираться в моде, нужно знать историю моды, историю костюма, его элементы, детали и крой), психологию, основы моделирования, основы макияжа и парикмахерского искусства, не помешает стилисту-имиджмейкеру и великолепное знание не только русского языка (к сожалению, есть люди, выдающие себя за стилистов и даже якобы обучающие стилистов, которые пишут с ошибками!), но и иностранных языков (чтение зарубежной интернет-прессы, просмотр зарубежных показов и интервью), желательно также знание этикета и протокола. Как вы понимаете просто невозможно изучить все это (даже хотя бы азы) за одну-две недели, не говоря уж о более коротких сроках.
Кстати, многие школы ограничиваются теорией цветотипов и типов фигур, что является уже позапрошлым днем в имидж-консалтинге. А методика Парижской Школы находится на стыке психологии, философии и моды, не имеющей ничего общего с «цветотипами и фигурами». Парижская школа учит выделать именно стиль и индивидуальность, и грамотно ее подчеркивать.
5. Сколько зарабатывают стилисты?
Почему визажистов и парикмахеров тоже называют стилистами?
Стилист – это художник, создающий стильный образ. Визажист создает образы через макияж, парикмахер – через стрижки и укладки. Ну а имидж-стилист создает стильный образ через все доступные средства, в том числе и одежду, прическу и макияж.
Ну и, конечно, к человеку творческому частенько обращаются за советом родные, друзья и знакомые – что с чем носить, какую блузку купить и какие шторы подойдут для кухни.
И это вполне логично. Информации об определении цветотипа и теории «четырех времен года» в интернете огромное количество. Если не полениться, то вполне можно эту информацию прочитать и применить. Причем, дамы и господа, абсолютно бесплатно, то есть, как говорила Сова из известного мультфильма «Даром!». А уж статьи о коррекции фигуры печатает любой уважающий себя женский портал, то есть так же найти их в интернете не составляет ну вообще никакого труда. Плюс – к Вашим услугам примерочные в магазинах. Если себе не льстить, то можно легко увидеть, что юбка прибавляет килограммы, а блуза делает старше. И, кстати говоря, безо всякого стилиста.
А что же тогда сейчас в цене, и что не найдешь в нашей любимой сети Интернет? Ответ очевиден – индивидуальность. Да-да, любые «общие советы и рекомендации стилистов» тут ну абсолютно бесполезны, они ни на йоту не приблизят вас к себе же, идеальному. То есть СТИЛИСТ (мы говорим именно о профессиональных стилистах, обладающих другими знаниями, отличными от пресловутых цветотипов-фигур!) должен быть Художником. Он должен увидеть Вас идеальной, и вытащить на свет Личность. Такую, какой Вы и созданы –капризной и непредсказуемой, или нежной и ранимой, жесткой и бескомпромиссной или яркой и взбалмошной. И проявить это через все – начиная от цвета лака и заканчивая цветом пуговиц на воротничке.
Такой информации в интернете нет. И не будет. Не потому что жалко выкладывать, а потому что это –в принципе невозможно. Про каждого человека можно написать книгу или снять фильм: про кого-то повесть, про кого-то роман или триллер, а кому-то достанется сатирическая комедия.
И хороший стилист должен быть вот таким художником и писателем. И у него, стилиста, нет готовых решений. Каждого человека хороший стилист разгадывает, как тайну и загадку. А если у загадки всего 4 варианта отгадки (как в случае с цветотипами), это же не интересно, правда? И лишено всякой индивидуальности.
Итак, возвращаемся к востребованности профессии. Если Вы изучаете только пресловутые цветотипы и типы, то Вы тратите время зря – Вы вряд ли окупите даже свое обучение. Поэтому если Вы намерены стать стилистом, выбирайте нечто принципиально другое – обучение чувству цвета, форм, фактур, развитию собственных креативных способностей. Только так можно стать востребованным и креативным стилистом
Не секрет, что на 90% курсов дают цветотипы и коррекцию фигуры. Это неплохо для начала изучения профессии, как азбука для школьников, но если кроме этого не дают ничего, бегите оттуда – Вы зря потратите свои деньги и время. Как малыш вырастает из «Азбуки», так и стилист вскоре должен вырасти из теории цветотипов. Если он профессионал, конечно.
Проблема в том, что программы курсов частенько даются в весьма завуалированном виде. И те же цветотипы там могут называться как угодно, и по программе неискушенному человеку не слишком понятно, что именно будут давать на курсах и в каком объеме. Например, даже если в курсе заявлена «стилистика», это ни о чем не говорит. Под «стилистикой» могут пониматься тонкости подбора цвета сумочки к платью.
Плюс, поскольку нет единой программы, каждый дает, что считает нужным. Один известный ВУЗ, специализирующийся на стилистике, например, целый месяц дает тему вроде «Как подобрать форму воротничка к форме мыса ботинок». Это как изучать правило: 5+2=7. Сначала к пяти зданиям прибавляют два, и получают семь зданий, затем к пяти кускам пиццы прибавляют два и получают семь кусков пиццы, потом к пяти зайцам прибавляют двух и получают семь зайцев. Вот и получается, что вроде считают –то разное – то зайцев, то пиццу, то здания, то карандаши. Но правило-то можно изучить за две минуты, и совсем не обязательно месяц считать все подряд, чтобы запомнить это. Более того, когда Вы после месяца обучения начнете к пяти тиграм прибавлять два, вы будете в затруднении – ведь тигров-то Вы не считали!
Возникает вопрос – почему «считая тигров», и изучая цветотипы, ВУЗы не делают упор на самое главное и ценное, чего и ждут клиенты стилистов – выявление индивидуальности? Ответ прост – потому что это сложно, потому что хороший стилист разгадывает каждого человека как загадку, и не всегда ответ лежит на поверхности. Потому что для хорошего стилиста важно развить его способности, чтобы он мог блестяще с этими загадками справиться.
Это мой любимый вопрос. С одной стороны вроде бы логично, что за 500р стилист определит Ваш цветотип, а за 5 000р – расскажет об индивидуальности. Но на практике это мало о чем говорит. За 5000р человек так же может рассказать вам то, же что и другие – за 500р. А вот обратная ситуация (получить за 500р действительно интересный и нешаблонный взгляд на собственный стиль) – редкость.
Поэтому не стоит обращаться к заведомо дешевым стилистам. Ну а если цена – адекватная, то стоит сначала все разузнать, найти тех, кто у него уже был и узнать, насколько дельными и интересными были его советы.
Профессия«Гори оно всё огнём»:
Как я стала стилистом
в России
Грубые клиенты, испорченные вещи и неожиданные траты
Работа в фэшн-индустрии до сих пор кажется многим чем-то «несерьёзным». В лучшем случае знания о ней ограничиваются клише из кино: если речь идёт о стилистах, то представляют человека, который на съёмке раз в полчаса поправляет складки на одежде модели. О том, что на самом деле подразумевает профессия стилиста и как можно им стать, мы расспросили Ирину Дубину: оставив журналистскую карьеру, Дубина полностью сосредоточилась на стилизации съёмок, успев посотрудничать с изданиями от Buro 24/7 до онлайн-версии итальянского Vogue и марками от Kuraga до Maria Stern.
Текст: Ирина Дубина, стилист и автор телеграм-канала «Мегастиль»
Я никогда не мечтала работать в моде. Лет до восемнадцати меня вообще мало интересовала одежда — маме стоило больших трудов затащить меня в магазин, чтобы купить замену прохудившимся джинсам или пуховик на зиму. Это странно, потому что я помню, как любила в детстве шить для своих одежду и наряжать бумажных кукол — их у меня было с десяток. Наверное, интерес всё же сидел где-то глубоко, однако истории в духе «я с младых ногтей залипала в журналы Vogue» не про меня. Хотя мама никогда не отказывала себе в покупке одежды, не сказать, что она придерживалась какого-то особенного стиля. Для меня это до сих пор больная тема: никто не прививал мне чувство прекрасного с детства и работать над воспитанием вкуса и стиля мне пришлось уже в сознательном возрасте.
После школы я поступила в МИФИ — Московский инженерно-физический институт. Это было решение родителей: всю жизнь я считала себя стопроцентным гуманитарием, но тут пришлось погрузиться в физику и математику. Мама, естественно, выбирала вуз из соображений престижности будущей профессии: она думала, что после окончания я пойду работать в какой-нибудь «Росатом» и буду зарабатывать большие деньги. Тогда же у меня появился интерес к моде — думаю, я наконец начала чувствовать себя привлекательной и захотелось себя как-то украсить. В то время только начали появляться фэшн-блоги — так я открыла для себя дивный новый мир, в котором могла зависать по несколько часов в день. Сидела в пабликах «ВКонтакте», где девочки выкладывали свои луки. Некоторые из них, кстати, стали успешными стилистками и блогерами.
«Здравствуйте! Вот мой блог»
Курсе на четвёртом я окончательно поняла, что будущее в ядерной отрасли мне совсем неинтересно. Мне хотелось попробовать себя в качестве стилиста, но не было рабочих инструментов — собственно вещей. Мой гардероб был более чем скромным, а денег на одежду не было. Тогда я решила завести блог в ЖЖ и выкладывать туда всё, что думаю о происходящем в моде. Работать с текстами у меня всегда получалось хорошо, и написание заметок приносило удовольствие. Ближе к окончанию курса я решила попытать удачу в каком-нибудь глянцевом журнале, но резюме или портфолио у меня не было, так что моё сопроводительное письмо выглядело как: «Здравствуйте! Меня зовут Ира, я хотела бы работать в вашем журнале. Вот ссылка на мой блог». Ответили мне только из Collezioni: меня взяли стажёром и за почти пять лет я выросла до фичер-редактора.
Работа фэшн-журналистом подразумевает большой багаж знаний по теме не только моды, но и смежных сфер. Пожалуй, лучшее, что дал мне этот опыт, — знания об истории костюма, о природе стилистических направлений, о работе индустрии. Мне нравилось писать тексты и брать интервью, но однажды я почувствовала, что становится тесно. Хотелось попробовать себя в создании модной картинки — казалось, у меня есть потенциал. Моя главная редактор и подруга Таня дала такую возможность, и мы сделали несколько простых съёмок в паре с фэшн-редактором Лёшей. Ощущения были классные: из набора вещей ты создаёшь целостный, законченный образ.
На два фронта
В феврале 2015-го Collezioni закрыли, и я вместе с главредом перешла в Cosmopolitan Shopping на должность шеф-редактора. Не сказать, что эстетика журнала была мне близка, но именно благодаря этому месту я начала работать стилистом. Примерно год спустя мне предложили стать шеф-редактором сайта Harper’s Bazaar, где я продолжала развиваться в новом для себя направлении. Всё это время я трудилась на два фронта: писала и делала съёмки. И если на первом я чувствовала себя как рыба в воде, то со вторым дела шли не так гладко. Из-за нехватки опыта случались провальные съёмки — знаю, что о них нелестно отзывались коллеги за моей спиной. Общение с токсичными людьми тоже не прибавляло веры в себя. В 2017-м команду сайта распустили; я была уверена, что после недолгого перерыва вновь вернусь на штатную работу в какое-нибудь издание, но в итоге ушла на фриланс. Полтора года я работала и как журналист, и как стилист, но потом бросила все силы на второе.
Трудностей было много. Во-первых, большинство людей из индустрии долгое время воспринимали меня как автора, а не стилиста — отчасти потому, что по сравнению с коллегами мой опыт был невелик. Во-вторых, я никогда не работала ассистентом, о чём жалею, и многим аспектам приходилось учиться на собственных ошибках. Да что там, периодически провалы случаются и сейчас. Важно всё: от того, как сидит вещь на модели в кадре, до законченности образа с причёской и мейком. Кажется, что это всё мелочи, но, анализируя работы крутых стилистов, я стала понимать, что именно мелочи делают картинку. Признаться честно, я до сих пор не считаю себя состоявшимся профессионалом: прокачивать навыки приходится каждый день и я всегда стараюсь сделать новую съёмку лучше предыдущей. От синдрома самозванца никто не застрахован.
Месяц без съёмок
Работа фриланс-стилистом — это постоянная борьба с собственным эго. Ты можешь неделями сидеть без работы, наблюдая, как твои коллеги каждый день что-то делают, и чувствовать себя бесталанным ничтожеством. Летом у меня случился нервный срыв: мне казалось, что я никому не нужна, у меня нет способностей и никому не нравятся мои съёмки. Я искренне завидовала тем, у которых есть регулярная работа: казалось, вот оно — счастье.
Сейчас я понимаю, что ежедневные съёмки сами по себе ничего не значат. Если ты не Лотта Волкова, вряд ли тебе приходится работать исключительно с топовыми клиентами и классными журналами. Соглашаясь на сомнительные проекты, ты растрачиваешь энергию и творческий потенциал, поэтому куда важнее расставлять приоритеты, а не гнаться за востребованностью. У меня нет стабильного графика съёмок, каждый месяц всё по-разному. Например, этот январь неожиданно превратился в сплошной отпуск — ни одного проекта. Конечно, это страшно: думаешь, а вдруг следующий месяц будет таким же? Дело не только в заработке, но и в самом факте: кажется, что если клиенты и журналы не предлагают тебе работу, значит, ты хуже остальных. Причин, однако, может быть множество. Например, в нашей индустрии заказы часто появляются благодаря связям: кто-то тебя посоветовал или твой друг-фотограф привёл тебя на проект. Есть даже те, кто специально пытается подружиться с влиятельными ребятами, но мне такой подход не близок — возможно, поэтому весь январь я просидела без работы!
Публикация от irina dubina (@iradubina) 17 Янв 2018 в 2:27 PST
Грубые клиенты и непредвиденные расходы
Мне кажется, людям со стороны трудно поверить, что профессия стилиста — эмоционально и физически тяжёлый труд, но это действительно так. Ты таскаешь тяжеленные пакеты, бегаешь по городу в поисках нужных вещей, а на съёмках ползаешь на коленях, чтобы завязать шнурки на обуви. Нередко работаешь с неприятными клиентами, которые хотят «то, не знаю что», считают твой гонорар слишком высоким и уверены, что понимают в стайлинге лучше тебя. Принимаешь участие в проектах, за которые платят очень мало или «забывают» заплатить вообще. Зачастую берёшь на себя полную ответственность за вещи, чья цена сопоставима со средней зарплатой в Москве.
Последний пункт, кстати, самая большая боль фриланс-стилистов: те, кто работает с журналами, обычно в большей безопасности, поскольку ответственность за вещи берёт на себя издание. В моей практике проблемных ситуаций хватает. Однажды ассистент недосмотрела и при сдаче на шёлковом платье обнаружилась зацепка — при этом вещь даже не надевали на модель. К счастью, его удалось починить, но за ремонт я заплатила сама. На другую съёмку я покупала топ-комбинацию и забыла проверить его в магазине — постфактум на нём тоже оказалась зацепка. При возврате доказать, что так и было, естественно, не удалось — вещь пришлось выкупить, а стоила она, мягко говоря, немало.
Бывает, что в процессе съёмки модель неудачно присела или наступила, порвала шов, стёрла подошву обуви, растянула колени на штанах — ответственность за это опять-таки на тебе. Доходило до смешного: как-то в магазине меня уверяли, что я отпорола бирку на боди, а затем пришила её другими нитками. Короче говоря, боюсь даже прикинуть, сколько денег мне пришлось вытащить из своего кармана на такие непредвиденные расходы. А клиент, увы, далеко не всегда готов жертвовать рублём.
Вещи и ограничения
Кстати, вопрос, где брать вещи для съёмок, ещё одна больная тема для большинства местных стилистов. Брендовых шоурумов, которые предоставляют семплы, то есть образцы подиумных вещей, в Москве очень мало, поэтому часто приходится договариваться с местными магазинами. Насколько я знаю, такая практика распространена только в России — в Европе и Америке такого нет. Магазинам, в свою очередь, тоже нет резона одалживать вещи, особенно если ты снимаешь для немосковского клиента. А вдруг это платье или туфли мог бы кто-нибудь купить? Каждый раз приходится уговаривать пиарщиков дать хотя бы пару позиций.
Второй момент — с одеждой из магазинов нужно быть максимально внимательной и аккуратной, не дай бог при возврате на ней обнаружится дефект. С одной стороны, такая ситуация ограничивает рабочий диапазон, но с другой — ты можешь прокачать скиллы нестандартного подхода к стайлингу. Я, например, решила, раз у меня нет возможности постоянно брать на съёмки Gucci и Balenciaga, буду искать классные вещи в других местах: в секондах, винтажках, на «Авито». У меня дома уже склад одежды, обуви и аксессуаров, которые я покупала специально для съёмок и использую регулярно. Это, кстати, очень удобно: всё под рукой и не надо каждый раз бегать по всему городу. Сперва мне было жалко тратить кровно заработанные на такие закупки, но теперь понимаю — это мой набор инструментов для работы.