как стать успешным предпринимателем с чего начать
Как открыть свой бизнес с нуля: идеи и пошаговая инструкция для начала своего дела
Собственное дело с доходами выше среднего – мечта любого человека с предпринимательской жилкой. Но что делать в условиях ограниченного бюджета? Как действовать с самого начала, когда нет четкого плана, понимания рынка и нюансов запуска коммерческого проекта?
Мы решили подробно разобрать все эти вопросы в сегодняшней статье. Из нее вы почерпнете интересные и выгодные бизнес-идеи, поймете, в каком направлении лучше развиваться, где брать деньги на старте и каких ошибок стоит избегать. В конце дадим пошаговый план с универсальными рекомендациями, который пригодится при открытии практически любого вида бизнеса.
Какой бизнес можно открыть, если бюджет минимален?
Для начала представим несколько весомых аргументов в пользу ведения собственного дела:
При минимальном бюджете следует выбирать простую, уже испробованную другими бизнес-идею. Главное, чтобы на продукт был спрос. Даже если это будет высококонкурентная ниша, можно попробовать отстроиться особым позиционированием. В целом лучше смотреть в сторону ниш со средним уровнем конкуренции.
Масштаб поначалу разумнее планировать ограниченный, поскольку крупные проекты, так же, как и нестандартные бизнес-идеи, чаще всего требуют немалых денежных вливаний.
С точки зрения формата есть 2 основных варианта:
Идея подбирается в зависимости от выбранного формата. Это может быть производство или продажа материальных товаров, реализация каких-либо работ или услуг.
Предлагаем рассматривать такие товары под продажу:
Бизнес по продаже перечисленных категорий продукции возможно запустить с минимальными вложениями. Спрос на них достаточно высокий.
В сфере услуг на данный момент востребованы:
Производство можно организовать и в домашних условиях. Например, выращивать овощи, фрукты или цветы в теплицах, делать мыло. Еще варианты – создавать оригинальные украшения, готовить варенье, джемы или маринады, сыр, выпекать торты.
Преимущества работы в электронной коммерции
Учитывая текущую обстановку в мире, оптимальным форматом ведения бизнеса сейчас является интернет-магазин. Он дает множество преимуществ, как опытным, так и начинающим предпринимателям:
Плюсы своего интернет-магазина
Где взять деньги для старта?
Стартовый капитал, пусть и минимальный, понадобится для реализации любой бизнес-идеи. Если планируется продажа товара, нужно будет закупить хотя бы небольшую тестовую партию, арендовать помещение, создать сайт. Для производства, даже в домашних условиях, необходимо сырье и оборудование. Для оказания услуг – соответствующие инструменты и материалы. На все это потребуются деньги.
Где их найти:
Если с финансами совсем туго, рекомендуем подумать о работе на заказ с предоплатой или по системе дропшиппинга.
Дропшиппинг – бизнес-модель, в которой продавец выполняет роль посредника между производителем и конечным потребителем. Он собирает заказы, формирует заявки, передает необходимую информацию поставщикам. Далее поставщики комплектуют заказ и отправляют его напрямую покупателю, не указывая своих данных. Продавец-дропшиппер получает прибыль в виде наценки к оптовой стоимости. Такая схема предусматривает минимум вложений. По ней работают многие компании.
С чего начать свой бизнес: пошаговый план запуска
Формулируем идею
Начинать нужно с поиска стоящей идеи. Возможные варианты мы рассматривали выше. Выбирайте то, что больше резонирует с вашими интересами и увлечениями, вдохновляет и вызывает желание действовать. Придумывать что-то сверхновое и уникальное не стоит. Целесообразнее взять уже проверенный вариант, найти в нем недочеты и улучшить. Заходить на сформированный рынок проще всего.
Выбирая бизнес-идею, необходимо учитывать:
С минимальными вложениями лучше открывать микробизнес и отказаться от глобальных масштабных идей.
Анализируем рынок
После выбора идеи и ниши нужно тщательно проанализировать рынок:
Это поможет понять, существует ли спрос на товар.
Вся информация, полученная в процессе анализа, должна учитываться в будущей стратегии. Брать данные можно в аналитических отчетах, исследованиях маркетологов, в сервисах Google Trends и «Яндекс.Вордстат», отраслевых публикациях.
Еще варианты – заняться шоппингом и проанализировать работу конкурентов, став тайным покупателем, организовать собственное исследование с помощью телефонных опросов, анкетирование по email или в мессенджерах.
Составляем бизнес-план
Следующий шаг – написание бизнес-плана. Он намечает вектор развития компании в будущем, помогает планировать пути достижения целей, дает возможность избежать вероятных рисков и подводных камней. Это базовый документ для оценки предпринимательской инициативы, пошаговая инструкция, в которой расписаны все этапы запуска собственного дела.
В бизнес-план включают следующую информацию:
Чтобы сэкономить, постарайтесь написать бизнес-план самостоятельно на основе статистических данных и фактов. Для этого воспользуйтесь рекомендациями экспертов или готовыми примерами и шаблонами, которые есть в открытом доступе. Главная задача – грамотно адаптировать их к своей нише.
Основные разделы бизнес-плана:
Создавать бизнес-план нужно в той форме, с которой будет удобно работать в дальнейшем. Все цифры и средние значения следует рассчитывать индивидуально, а не брать из готовых шаблонов.
Регистрируем проект
Независимо от того, какой бизнес вы открываете с нуля, его необходимо официально зарегистрировать.
Первый шаг – определиться с видом организационно-правовой формы:
Самый простой и популярный формат для малого бизнеса – ИП. Особенно, если речь идет о довольно ограниченных возможностях на старте в плане финансов. Его основное преимущество – минимум первоначальных затрат. К тому же, для создания интернет-магазина никаких специальных разрешений и лицензий не требуется.
Для некоторых видов деятельности, помимо заявления с пакетом документов, необходимо подавать дополнительное уведомление. Это касается сфер:
Решаем вопросы с налогами и отчетностью
Второй шаг после регистрации – выбрать схему налогообложения. От нее будут зависеть формы отчетности и объем налоговой нагрузки. По умолчанию применяется общая система. Но она невыгодна для ИП: на ней платится НДС, налог на доходы, ведется сложный учет и осуществляется много проверок.
Поэтому при открытии своего маленького бизнеса с нуля лучше переходить на спецрежим с одним налогом или льготной ставкой. Причем делать это нужно сразу.
Чтобы не ошибиться с выбором, стоит заранее проконсультироваться с бухгалтером, специалистом налоговой инспекции или изучить законы самостоятельно. Принять правильное решение без подготовки сложно, а ошибки чреваты высокими налоговыми ставками и штрафами.
Варианты спецрежимов:
Самое главное на спецрежимах – следить за сроками подачи документации. Из-за просрочек предпринимателей нередко переводят на общие основания налогообложения.
Тестируем идею
Далее следует проверка боем. Важно провести быстрое тестирование идеи: собрать минимальный ассортимент, запустить сайт, дать небольшую рекламу и попробовать получить первые продажи. Этот этап необходим для изучения спроса на практике. Чтобы быстрее стартануть, не стоит зацикливаться на доработках и постоянно откладывать запуск. Нужно начинать с тем, что есть, проверять идею в действии и постепенно совершенствовать проект по ходу его развития.
Если первые результаты не соответствуют ожиданиям, пересмотрите план, проанализируйте вероятные ошибки. Лучше всего увидеть их на старте, а затем быстро внести нужные корректировки или пересмотреть малоперспективную идею.
Немного рекомендаций по запуску магазина с нуля:
Развиваем и продвигаем бизнес
Если выбранная идея оказалась рабочей и пошли первые продажи, начинайте активно вкладывать силы в дальнейшее развитие и продвижение. Чистая прибыль должна быть выше нуля. Тогда можно ставить более глобальные цели и реинвестировать доходы в:
Отдельным пунктом идет продвижение. Прежде всего, это планирование маркетинговых стратегий и запуск рекламных кампаний, которые жизненно необходимы для привлечения новых покупателей и наращивания клиентской базы. Подключайте весь возможный рекламный потенциал и по максимуму присутствуйте в местах, где есть целевая аудитория.
Минимальный набор действий для продвижения:
Также можно пробовать продвигаться через ведение блога, вирусную рекламу, обмен ссылками и статьями. Кроме того, важно фиксировать результаты текущих маркетинговых активностей и отсеивать методы, которые не приносят значимого эффекта.
Типичные ошибки новичков
Многие новички, которые хотят открыть бизнес с нуля практически без денег, допускают похожие ошибки:
Заключение
Оптимальное решение для новичков, которые хотят открыть бизнес с нуля и при этом обойтись минимальными вложениями – интернет-магазин на платформе InSales. Внутри нее есть все необходимое для продаж: мощный функционал, готовые и уникальные дизайны, сотни интеграций. Остается только выбрать подходящую бизнес-идею и пройти все этапы, описанные в пошаговом плане запуска.
Секреты успешного бизнеса
Статистика безжалостна: из сотни компаний более 90 прекращает свое существование. Даже успешные и зрелые бизнесмены могут рассказать пару историй о том, как на старте их проекты умирали.
Почему от ошибок никто не застрахован?
Почему даже заведомо успешное дело может провалиться?
Все дело в так называемом успехе в бизнесе.
Это способность бизнесмена достигать целей, которые были поставлены им до начала реализации своей идеи или уже во времена существования дела. Цели у каждого свои, поэтому и критериев успешности бизнеса единых не существует. Также нет и единой формулы, расчеты по которой делают бизнес успешным. У каждого свой путь построения дела жизни, поэтому критерии измерения успеха будут различаться.
Способы достижения успеха в бизнесе
Конечно, одинаковых путей не бывает. Однако общие моменты достижения успеха выделить можно. Вот эти способы достижения цели:
Законы успеха в бизнесе
Бизнес — это среда, построенная на своих законах. Даже у успешности бизнеса есть свои законы. Их выделяют 5 штук. Каждый из них учитывает интересы клиента, ведь в конечном счете именно от него зависит работаете вы еще на рынке или вынуждены закрыться.
От чего зависит успех
Один из самых успешных бизнесменов США Харви Маккей считает, что успешность бизнеса зависит от трех факторов:
По его словам, значение имеет сфера, в которой работает компания. Вообще же он считает, что каждый человек наделен своими способностями, позволяющими ему решать задачи. И если способности будут правильно определены, то выбрать направление будет просто. А значит, успех неминуем.
Интересный факт: ученые из Гарвардского университета установили, что успех в бизнесе не связан с умственными способностями и финансами. Большую роль здесь играет способность человеческого мозга противостоять неудачам. Из этого можно сделать вывод, что залог успеха кроется в умении не сдаваться при первых проблемах и брать ответственность за свое сознание.
Как успех зависит от размера прибыли
Любой бизнес связан с получением прибыли. Но даже деньги не показатель его успеха. Как такое возможно? Все дело опять-таки в целях каждого отдельного человека. Кто-то хотел заработать 5 тыс. руб., но смог заработать 10 тыс. и это для него сверхуспех. А для того, кто стремился получить 20 тыс. руб. заработанные 10 тыс. равны неудачи. Некоторые бизнесмены и вовсе довольствуются малом, считая, что если дело не в убыток — то все в порядке.
Ошибки начинающих предпринимателей
Сколько предпринимателей, столько и ошибок. Но есть и основные пробелы. Главный из них — спешка, ведущая к тому, что бизнес не готов к запуску, но осознавать это и всматриваться в детали желания нет. Нужно быть внимательным на каждом этапе. Предстоит кропотливая работа: анализ рынка, расчет вложений и рентабельности (как на текущий момент, так и в перспективе). Помимо этой, часто встречаются и другие ошибки:
Проанализировав ошибки, можно сказать, что важнейшие качества успешного предпринимателя: энтузиазм, смелость, увлеченность идеей, авантюризм, гибкость и умение принимать решения.
Секреты, помогающие компании вести успешный бизнес
Как увеличить прибыль
Сперва стоит понять: в какой ситуации вы будете считать себя победителем. Какой исход дела станет для вас выигрышным. Затем нужно сделать ставку на свое конкурентное преимущество: оно должно быть настолько сильным, чтобы потребитель даже не стал смотреть в сторону других компаний.
Ниша должна быть не только низкоконкурентной, но и интересной вам. Самый успешный бизнес рождается у тех, кто горит своей идеей, заинтересован не в прибыли, а в процессе.
Можно ли увеличить прибыль без лишних усилий и суеты? Закон Парето: 20% усилий эквивалентны 80% результата. Оставшиеся 80% усилий дают лишь 20% выигрыша. Из этого стоит сделать вывод, что правильные действия принесут максимум пользы.
10 факторов успешного бизнеса
Эти советы, конечно, не сделают из любого человека бизнесмена. Однако помогут начинающим предпринимателям избежать главных ошибок, которые могут навредить на самом этапе становления компании.
Как открыть свой бизнес
Бизнесмен по всем правилам
Многие россияне регулярно прикидывают в голове, какой бизнес они хотели бы открыть, как его раскрутить, есть ли рынок и много ли конкурентов, сколько придется вложить и еще миллион вопросов. Однако у большинства дальше размышлений дело не идет. Предприниматели — это отдельная категория людей, имеющая амбиции и способности создавать новые продукты и бизнесы. Они устойчивы к повышенному риску и ожидают существенно больших доходов, чем среднестатистическое окружение, пишет Александр Егоров, генеральный директор компании «Рексофт» и один из основателей Ozon.ru. В России примерно 6,2 млн предприятий, за каждым стоит человек с предпринимательскими способностями. Таким образом, реальных предпринимателей сегодня чуть более 8% трудоспособного населения РФ. Для сравнения: в США этот показатель составляет 14%, что близко к теоретическому максимуму. Почему в России цифра почти в два раза меньше, чем в США, и в каком возрасте попытки открыть бизнес чаще всего наиболее удачны, рассуждает Александр Егоров.
Советы предпринимателям от самого богатого человека в мире
Хороший предприниматель должен не только быть готовым к риску, но и уметь быстро принимать верные решения. Джефф Безос, от решений которого зависит судьба многомиллиардной онлайн-компании Amazon, всегда придерживается четырех правил.
1. Никогда не использовать единый подход при принятии всех решений. Решения зависят от множества условий.
2. Принимать решения, когда доступно 70% необходимой информации. Если ждать 90%, есть вероятность быть слишком медленным.
3. При столкновении интересов рабочих команд нужно своевременно распознавать истинные проблемы и обострять их. Так споры будут разрешаться быстрее.
4. Использовать фразу «Не соглашаться, но делать».
Что значат эти правила на практике, кому лучше не запускать бизнес, почему стоит бояться клиентов и как лоббировать свои интересы в компании — в подборке высказываний Джеффа Безоса.
Копилка на свое дело
Иногда гениальные бизнес-идеи настолько захватывают будущего предпринимателя, что о деньгах на запуск он думает в последнюю очередь. Эксперты компании «Кнопка» подготовили гайд по обязательным тратам при открытии ИП или ООО. Многие основные статьи затрат общие — пошлина за регистрацию бизнеса, страховые взносы, открытие и обслуживание расчетного счета, доступ в интернет, покупка онлайн-кассы (если будете оказывать услуги физлицам). Например, обслуживание расчетного счета и в том, и в другом случае обойдется бизнесу в 500 руб. — 2,5 тыс. руб. Но есть и различия. Гайд от экспертов «Кнопки» поможет начинающему предпринимателю грамотно оценить стартовые затраты на открытие бизнеса.
Откуда деньги?
Развитие молодого бизнеса требует денег, но не у всех начинающих предпринимателей их достаточно. Максим Солнцев, председатель правления СДМ-банка, советует им пользоваться программами поддержки малого и среднего бизнеса. Цель этих программ — снизить затраты предпринимателей при получении и обслуживании кредитов. Большую часть программ реализуют корпорация МСП и Минэкономразвития России. Система работает так: банк — участник программы выдает кредит компании по сниженной ставке, а разницу между этой ставкой и рыночной банку компенсирует государство. Программы рассчитаны в первую очередь на малый и средний бизнес, который работает в приоритетных отраслях экономики: производственная сфера, образование, здравоохранение, услуги, торговые компании, реализующие инвестиционные проекты. Максим Солнцев рассказывает, как получить кредит с субсидированной ставкой, если ваш бизнес соответствует требованиям одной из программ.
Быть на чеку с онлайн-кассами
Еще одна необходимая статья затрат — покупка онлайн-касс. С 1 июля 2019 года их обязаны применять большинство организаций и ИП. Чек должен быть пробит, даже если клиент внес деньги в банк и затем через операциониста перевел их со счета на счет, пишет Нурида Ибрагимова, руководитель департамента контроля качества юридической службы «Амулекс».
Контрольно-кассовая техника (ККТ) может не применяться, если безналичный расчет производится между организациями и/или индивидуальными предпринимателями (п. 9 ст. 2 54-ФЗ). Однако и тут есть исключение — это расчеты с использованием электронных средств платежей. Это значит, что если с вами расплачивается ИП или организация по платежному поручению, то ККТ применять не нужно. Но если расчет идет через карту и приложения на смартфоне (POS-терминалы, электронные кошельки) — то нужно. Нурида Ибрагимова разъясняет, для каких бизнесов закон делает исключение, нужно ли использовать ККТ при выдаче займа или выплате авансов и какие последствия ждут нарушителей.
Мы к вам с проверкой
Каждая компания обязана подавать в ФНС налоговую декларацию. Инспекторы проверяют отчетность за три месяца. Этот период называется «камеральная налоговая проверка». Пока он длится, инспекторы могут запрашивать у предпринимателя документы или пояснения. Если на камеральной проверке инспекторы нашли нарушения, их сумма составляет 15 тыс. руб., рассказывает Ольга Солдатова, ведущий эксперт «Актион 360». Такую сумму инспекторы в среднем фиксируют в решении по итогам проверки. Однако по факту проверка обходится дороже. Дело в том, что инспекторы нередко требуют у компании сдать уточненную декларацию и показать в ней большую сумму налога. Если во время камеральной проверки у налоговой возникают серьезные вопросы к компании и их не удается разрешить, то назначается выездная проверка. Именно по результатам таких проверок доначисляются самые большие суммы налогов, пени и штрафов. Ольга Солдатова рассказывает, во сколько обошлись налоговые проверки российским компаниям в 2019 году и, главное, как не разориться на проверке.
Бизнес под черным флагом
Претензии налоговиков — один из главных бизнес-рисков предприятий. Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой компании «АИП», на примере конкретной строительной компании показывает, как работа по серым схемам может довести до банкротства. Компания из сферы строительства работала на рынке четыре года и имела выручку 500 млн руб. Она использовала «вспомогательные компании» для уменьшения налога, получения наличных, оплаты зарплат рабочих и «откатов» заказчику за получение заказа. Объем таких операций составил 30% от оборота, это 150 млн руб. в год с НДС. Налоговая заподозрила неладное и назначила выездную проверку. В итоге компания оказалась должна более 200 млн руб. Таких денег у нее не было. Когда решение налогового органа вступило в силу, на счет предпринимателя пришло инкассо для безакцептного списания — бизнес остановился. Через два месяца Следственный комитет возбудил против компании дело по ст. 199 УК РФ (уклонение от оплаты налогов). Бизнес встал. Налоговики и кредиторы инициировали процедуру банкротства компании.
Если вам кажется, что работать по серым схемам выгодно, то описанная выше история демонстрирует, что это очень рискованно. Как добиться хороших экономических показателей, работая вбелую, рассказывает Сергей Елин.
Плюс минус ноль на продвижение
Когда бизнесу не хватает имеющихся у него клиентов, нужно задумываться о продвижении. Малому бизнесу недоступны такие дорогие каналы, как телевидение, наружная реклама и мероприятия, пишет Антон Мельников, креативный директор бизнес-альянса Onegroup. Поэтому предприниматели используют онлайн-инструменты. Онлайн хорош тем, что качественной рекламой пользователи сами охотно делятся и тратить деньги на увеличение охватов не приходится. Антон Мельников делится с предпринимателями своими знаниями о том, как продвигать бизнес без бюджета.
Бизнес своими руками
Немало менеджеров уходят из офисов, чтобы заниматься бизнесом. Однако многие из них до конца не представляют, как заработать на деле для души, и со временем пополняют статистику закрывшихся ИП. РБК рассказывает истории двух героев — кадровика и управленца логистической компании, которым удалось превратить в основной источник доходов крафтовое производство. Вложив в проекты скромные средства, они быстро вышли на прибыль. В прошлом кадровик Мария Волгуш сейчас развивает фирму On The Tree, которая выпускает разделочные доски. Выручка фирмы в 2018 году составила 1,3 млн руб. Бывший заместитель гендиректора крупной логистической компании Михаил Хозин делает кошачьи комплексы. Его фирма «Мы Бобры» в 2018 году выручила 550 тыс. руб. Помимо историй успеха в статье есть советы новичкам крафтового производства.
Сложно, но можно! 12 шагов на пути к своему делу
⏱ Время прочтения — 6 минут
Страх и неуверенность в себе — эти чувства испытывают многие из решившихся на открытие бизнеса. Предприниматели всех возрастов и с разным уровнем опыта сталкиваются с внутренними сомнениями, потому что психологически это очень сложно — воплотить идею, живущую в голове, в реальность. Но страх — это не плохо. Как ни странно, он является помощником любого начинающего предпринимателя. Импульс страха помогает людям избежать многих скрытых ловушек.
Как же бороться со страхами на пути к успеху своего дела?
1. Поймите, чего и почему вы боитесь.
Один из наиболее важных шагов к превращению страха из врага в союзника — определение источников беспокойства. Если новая идея пугает вас, найдите время, чтобы проанализировать и выяснить почему. Для этого задайте себе вопросы:
2. Станьте экспертом в выбранной области.
Если вы знаете ответы на вопросы — вам будут их задавать. И платить за это деньги (за ответы в виде реализованных задач).
3. Научитесь коммуницировать.
Любой бизнес — это общение с людьми: с сотрудниками, коллегами, клиентами. Если вы не умеете общаться, то вам однозначно будет очень сложно добиться успеха. Жизнь предпринимателя включает в себя разного рода выступления, постоянный нетворкинг, участие в различного рода ассоциациях, тусовках, даже не связанных с бизнесом. Для этого необходимо преодолевать страх публичных выступлений и боязнь общения.
4. Научитесь доверять и делегировать.
Один из основных страхов руководителя — страх потери контроля. Но если вы не научитесь доверять коллегам и сотрудникам, вы загоните себя в тупик: когда бизнес становится больше, часть функций просто необходимо передать другим людям.
Надо постепенно отпускать все нити контроля и все больше думать о стратегических вещах.
5. Не бойтесь ошибок.
Негативный опыт — тоже опыт. Если не получилось в этот раз, не значит, что не выйдет в следующий. Просто надо порефлексировать и понять, где вы просчитались. Именно вы. Если в числе виноватых в провале вы не видите себя, владельца бизнеса, вы совершаете большую управленческую ошибку. Во всех проблемах бизнеса всегда виноват его основатель, и только он. Если есть понимание этого, значит, можно проанализировать свои ошибки и исключить их при новой попытке.
6. Постоянно учитесь.
Непрерывное развитие — это обязательное требование для продолжения роста. Невозможно закончить обучение чему-либо: даже обладая статусом эксперта отрасли или направления, нужно стремиться к совершенству. Ничто не стоит на месте, и вам всегда будет чем дополнить свой багаж знаний.
7. Не бойтесь рисковать.
Самый безопасный и рациональный поступок — никогда не рисковать и всю оставшуюся жизнь работать на кого-то другого. Но вы-то уже решили для себя, что это не для вас? А значит, риск — ваше второе имя!
8. Ищите источники финансирования.
Быть владельцем бизнеса было бы проще простого, если бы каждый человек с идеей мог прийти в банк и мгновенно получить ссуду или привлечь «ангельского инвестора». Но мы живем не в мире мечты, и начинать свое дело многим приходится даже без необходимого стартового капитала. Так что примите как данность — на какое-то время поиск денег станет одной из основных ваших задач.
9. Просчитайте свою целевую аудиторию.
Опасения из разряда «а вдруг мой бизнес не привлечет клиентов» адекватны. Страшно рискнуть предложить свои навыки миру, не будучи уверенным, что они будут оценены. Если вы с азартом и душой подойдете к своему делу, последовательно выполняя план, вы добьетесь результатов. Но изначально изучите рынок на тему спроса и составьте маркетинговый план по продвижению товара или услуги.
10. Не стремитесь быстро окупить вложения.
Если вы инвестируете в свой бизнес и не видите немедленной отдачи, продолжайте работать. Если вы сдадитесь и «уйдете из дела» до того, как получите первую прибыль, вы никогда не узнаете, а была ли ваша идея перспективной — не стоит сдаваться в самом начале пути.
11. Найдите единомышленников.
Опытные предприниматели не советуют нанимать друзей и родственников — вы не сможете быть с ними объективными. Но что точно нужно делать, так это привлекать в свою команду близких по духу и ценностям людей. Для этого составьте некий презентационный документ — распишите свою услугу и то, чем она полезна людям, какую миссию должны нести ваши сотрудники.
На начальном этапе собирайте команду своими силами — так вы быстрее оцените, подходит ли вам человек по ценностям. Таким образом вы наберете костяк команды — людей, которые будут вдохновлять вас и разделять тяготы стартапа. Когда бизнес разрастется, важно, чтобы ценности и миссия были прописаны и на сайте, и в документах, и транслировались вашей командой — такими образом вы будете привлекать только близких по духу людей, а чужаки отсеются сами.
12. Определитесь — а вы точно предприниматель?
Итак, вы всё делаете по плану, стараетесь, но страхи тормозят ваше развитие — вы всегда напряжены и взвинчены.
Если, еще не начав свое дело, человек уже испытывает огромный страх, то высока вероятность тяжелых эмоциональных реакций на неизбежные сложности — отказ в регистрации, открытии счета, рекламации клиента, убытки, судебные иски, возможное банкротство и так далее.
Истинный предприниматель не идентифицирует волнение от запуска новой деятельности как страх. Бизнесмен видит долгожданное начало проекта, который он придумал, а потом простраивал сценарий запуска. У него постоянно задействован поисковый механизм — он ищет, скорее, даже рыщет возможности запуститься. По словам Юлии Осиповой, правильное ощущение — «не могу не начать», потому что под это сложились условия.
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи ⏫