как стать завучем в школе что необходимо
Завуч: суть его работы в школе
Кого называют завучем
Источник фото Racool_studio/freepik
Завуч – это второе по значимости лицо в школе после директора. Данная профессия подразделяется на несколько видов в зависимости от выполняемых сотрудниками обязанностей:
работа завуча по учебной деятельности подразумевает подготовку расписания и планов занятий; сотрудник следит за успеваемостью учеников и посещением учащихся уроков и пр.;
завуч по учебно-воспитательной работе отвечает за методическую и воспитательную деятельность;
завуч по научно-методической работе отвечает за научную деятельность учеников;
завуч по административно-хозяйственной работе отвечает за хозяйственную работу.
В зависимости от специфики образовательного учреждения и количества учащихся в нем профессиональные обязанности заместителя директора могут быть совмещены или разделены. Чаще в учебном заведении имеются два завуча: по учебной работе и по воспитательной работе.
Обязанности завуча школы
Деятельность заместителя директора должна соответствовать уставу учебного заведения и государственным образовательным стандартам РФ. Профессиональными обязанностями завуча по учебно-воспитательной работе являются:
ведение учебно-воспитательной деятельности;
обеспечение качественного, полного образования учеников в соответствии с составленными планами и образовательными программами;
контроль над деятельностью педагогов и уровнем знаний учеников, проведение открытых уроков и пр.;
оказание помощи педагогам при составлении учебной, рабочей документации, ведении занятий, подготовки внеклассных мероприятий и пр.;
обеспечение условий профессионального роста педагогов: проведение аттестации, прохождение учителями курсов повышения квалификации; оказание психолого-педагогической помощи учителям;
внедрение новых технологий и методов ведения учебной деятельности, эффективность которых подтверждена другими учебными заведениями;
организация приема и выпуска учеников, подготовительные действия к проведению экзаменационных работ, к участию учащихся в олимпиадах и конкурсах;
помощь в определении профессиональной ориентации учеников;
участие в собраниях педагогического совета, сдача отчетов и т.д.;
планирование работы дополнительных кружков, факультативов, курсов в школе;
общение с родителями;
обеспечение безопасности учащихся и сотрудников школы в период учебного процесса.
Именно завуч школы отвечает за все происшествия, которые произошли в стенах учебного учреждения, решает конфликтные ситуации между учителями, родителями и учениками, занимается рассмотрением претензий и пр.
Требования, предъявляемые завучу
Назначением на должность завуча занимается директор. При этом кандидату предъявляются следующие требования:
высшее образование в сфере «менеджмента» или «управления»;
опыт работы в должности педагога или руководителя более 5 лет;
знание государственных стандартов образования;
способность организовать и контролировать учебно-воспитательную деятельность;
знание теории и методики обучения и воспитания, педагогики, психологии, физиологии.
Завучем может стать кандидат, имеющий высшее педагогическое образование и дополнительное образование по направлениям «менеджмент», «экономика» или «управление», и имеющий опыт работы педагогом или руководителем более 5 лет.
Должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе требует наличия определенных навыков и умений. Завуч – это сложная, ответственная профессия, которая подходит целеустремленным личностям, имеющим развитые коммуникативные и организаторские способности.
Личностные качества завуча
Источник фото wirestock/freepik
Чтобы успешно вести профессиональную деятельность в роли завуча, кандидату требуется обладать определенными личностными качествами. Основными из них являются следующие:
умение работать с детьми, их родителями, коллегами, любить свою профессию;
наличие аналитического склада ума и лидерских качеств;
способность быстро принимать правильные решения;
культура речи, общая высокая культура;
умение одновременно решать множество разноплановых задач.
Таким образом, завуч – это ответственная должность, которая подходит образованному и целеустремленному человеку, способному организовать учебно-воспитательную работу школы.
Как стать завучем школы
Чаще директор выбирает завуча среди педагогов, работающих в школе. Для этого кандидат должен соответствовать квалификационным требованиям и иметь положительную характеристику, хорошо зарекомендовать себя за время ведения профессиональной деятельности. Директору важно знать, что выбранный педагог справится с новой должностью, поэтому заранее присматривается к учителям, оценивает их работу и т.д.
Сколько зарабатывает завуч в России
В России работа «завуч школы» является мало востребованной, но высоко оплачиваемой. Оклад заведующего по учебно-воспитательной работе зависит от места работы, региона проживания и т.д. Средняя зарплата завуча в России составляет от 30 до 80 тыс. руб.
Плюсы и минусы работы завучем
Должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:
высокая заработная плата;
комфортные условия труда;
длительный летний отпуск;
Многие педагоги соглашаются занять должность завуча по той причине, что любят работать с детьми. К отрицательным сторонам работы заместителем директора относятся:
Как стать завучем
Какие кошмары снятся учителю, чем школьникам может быть интересна индустриальная революция, как убедить ученика отложить на уроке телефон и почему преподаватель может оказаться по другую сторону дистанционного обучения — секретами профессионального мастерства делится завуч из школы в псковском пригороде, куда учиться ездят городские дети.
«Оказалось удобно»
Ольга Омелькина окончила ту же школу в Писковичах, где сейчас преподает. В школьные годы была председателем учкома — президентом школы по-нынешнему. В этом качестве еженедельно проводила линейку для старшеклассников, строила их на втором этаже. Теперь. оказавшись в кресле завуча, она стала вторым лицом в этом маленьком государстве. Но и через 35 лет педагогической деятельности не перестает учиться.
В прошлом году, на осенних каникулах, Ольга Николаевна освоила курс по охране труда. Пост заместителя директора по учебно-воспитательной работе она заняла годом ранее. Такое обучение — необходимое условие для карьерного роста. Кадрами в школе занимается отдельный человек, но завуч обязан знать, как поступать, если учитель по пути на работу сломает руку (тьфу-тьфу-тьфу через левое плечо), какие инструктажи должен пройти вновь принятый специалист, можно ли здесь и сейчас уволить сотрудника за провинность. Кто и на каких специальностях может переучиться за счет государства в этом году, смотрите в ИНФОГРАФИКЕ.
Курс не стоил ни копейки, все оплатила служба занятости. Проходя обучение, Ольга Омелькина смогла с другой стороны баррикад оценить возможности дистанционного обучения.
«Мои дети»
Работать завучем — работать с бумагами: составлять учебный план, оказывать учителям методическую помощь, контролировать знания учащихся, вести отчетность, подавать разнообразные списки в управление образования, составлять расписание, готовить документы к экзаменам. На работе она уже к половине восьмого утра.
Отдушина и разгрузка для Ольги Николаевны — работа с детьми. Она преподает историю, оставила себе восьмые и девятые классы. А значит, в этом году нужно будет готовить своих к ОГЭ.
Когда-то такой заинтересованной ученицей была она сама. Вспоминает, как учитель по истории уже в седьмом классе приучил читать историческую литературу. Теперь она сама вдохновляет. Особо приятные моменты — когда выпускники выбирают профессию историка. Две ученицы Ольги Николаевны работают в областном архиве, а еще одна стала ее коллегой, преподает историю в Тямшанской гимназии.
Только убеждение
Вызвать детский интерес — вот, что самое сложное в профессии учителя, считает наша героиня. Еще с тех пор, как была молодым специалистом, видит по ночам один и тот же кошмар: дети «стоят на ушах», срывая урок. В реальности такого, конечно, не происходит. Профессионал своего дела, она знает, как сделать так, чтобы даже у детей на задних партах глаза загорелись. Например, на уроке про индустриальную революцию показать фотографию первого автомобиля, рассказать, как люди отнеслись к невиданной диковинке.
Об уровне преподавания в Писковской школе и о мастерстве ее педагогов говорит простой факт: учиться сюда едут дети из города. В том числе, переводятся в выпускных классах. За результаты экзаменов их родители спокойны. Так, в этом году на ЕГЭ школьники из Писковичей, по большей части, показали результаты выше средних в районе. В том числе, были выпускники, набравшие выше 90 баллов.
Ольга Николаевна делится наблюдениями. За 35 лет, что она работает в школе, дети не изменились. Но у каждого в кармане появился мобильный телефон — бич современной школы. Что делать учителю, если ученик отказывается выпустить на уроке гаджет из рук?
В школе учится 483 ребенка. Ровно столько же педагогам нужно применять подходов в воспитательном процессе.
Работа в сельской местности накладывает свой отпечаток. Тут не только ученики все время на глазах. Но и учителя под пристальным вниманием. Невозможно выйти в магазин или на набережную, не услышав несколько раз «Здравствуйте!»
В одном из пабликов в соцсети, где состоят учителя со всей России, недавно прошло обсуждение работы завучей. В профессиональном сообществе на труд «учителя для учителей» единый взгляд: «Ненормированный день и огромная ответственность», «Считаю завучей сверхчеловеками», «Завучи — это титаны, что держат школу на руках». Проведя несколько часов рядом с Ольгой Николаевной Омелькиной, хочется подписаться под каждым словом.
Личный опыт: легко ли вырасти из простого учителя в завуча
Бывший школьный завуч рассказала о том, почему трудно вырасти в начальника из простого учителя, об отношениях в коллективе и языковых требованиях, пишет «МК-Эстония».
В детстве, мечтая о том, что стану учительницей, я разрисовывала мелом шкаф в своей комнате, усаживала в ряд кукол и медведей, хранила как зеницу ока настоящий классный журнал, который случайно нашла в макулатуре. Но стать учительницей сразу после школы не получилось, потому что после основной школы мы с подружкой решили стать самостоятельными и поступили учиться в Калининградский политехникум. Учиться было неинтересно, но надо, поэтому закончила я его хорошо. Когда впервые увидела огромные электрические щиты, выключатели, автоматы, то поняла, что даже прикасаться ко всему этому боюсь, а уж работать по специальности тем более.
Про учительский путь
Все мечты сбываются, надо только очень захотеть. В этом я убеждена. Получив однажды письмо от мамы, я обнаружила в нем вырезку из газеты о том, что Псковский пединститут набирает студентов на заочное отделение. Никаких сомнений по поводу смены профессии у меня не было, поэтому, не отработав и года по специальности электротехника, я поступила в пединститут. Вот в этом учебном заведении было интересно. Самая главная проблема — нехватка времени для того, чтобы прочитать огромные списки литературы. Но я читала, в основном по ночам, потому что к тому времени у меня была уже маленькая дочка.
Институт окончила, и началась моя жизнь школьной учительницы. Мне повезло. Я начала свою деятельность с первых классов. Никогда до этого не думала, что так трудно работать в начальной школе. Вечерами вырезала грибочки и ягодки, мастерила разные поделки, училась писать без отрыва руки. Перешла в новую школу и стала работать в старших классах, одновременно выполняя обязанности организатора по внеклассной работе. Одно из ярких впечатлений того времени — оркестр, который обязательно должен был быть на выпускном вечере и исполнять туш, когда ученику вручают аттестат. Наверное, несовременно, но так торжественно!
Хотелось достичь чего-то большего, попробовать себя в разных сферах деятельности, поэтому не отказалась от предложения стать завучем. Это очень ответственная должность в школе. Кажется, ну что, кроме расписания, делает завуч? Много чего. И замена, и планирование, и педсоветы, и методическая работа, а самое трудное — работа с людьми: ученики, учителя, родители. Огромное количество документации, которую надо изучить или подготовить. Отдыхала я на уроках, когда приходила в класс.
Про сложности в коллективе
Мне, наверное, повезло, потому что я была завучем в только что открывшейся школе, и в коллективе учителем до этого не работала. Потому что иначе это психологически очень тяжело: тебя все привыкли воспринимать как простого учителя, и вдруг ты становишься начальником. Здесь очень важно не потерять себя, не заболеть этой звездной болезнью.
Конечно, было сложно, потому что в коллективе были друзья. А когда дело касалось работы, надо было забывать о дружбе. У меня даже есть близкая подруга, которая до сих пор помнит, что я ей как-то сделала выговор за то, что у нее не был заполнен журнал. У нас прекрасные отношения, но при случае она это припоминает мне. Однако я всегда помнила, что вышла из учителей и вернусь к ним, потому что завуч — это не профессия, а лишь должность. Сегодня ты — завуч, а завтра можешь быть уборщицей.
Я была завучем в девяностые годы. На нашу долю как раз выпало время развала СССР. Очень тяжело было, потому что большое количество родителей осталось без работы, дети были предоставлены сами себе. Тогда только начали подниматься национальные вопросы, и, конечно, приходилось очень нелегко. Было много таких детей, которые были действительно несчастными. Раз в неделю пачками вызывала детей в кабинет. Ругалась, ругалась, а потом понимала, что они попросту никому не нужны. Но эти дети как раз самые благодарные. Очень много случаев, что именно такие устроились потом в жизни хорошо, мы общаемся с ними, и, слава богу, у них все в порядке.
Про отношения с учениками
Время было очень тяжелое. Школа была огромная, 2000 человек училось. Сейчас, конечно, другие дети: более закормленные, знающие свои права, более свободные. Тогда было больше несчастных. Некоторые в школу приходили голодными, мы даже знали, что ребенок не ел дома.
Тогда как раз впервые в мою бытность стали менять программу. У нас с этим делом проблем никогда не было, потому что коллектив был опытный, и директор был один и тот же на протяжении всего времени. Трудно было, много бумаг, но все у нас получалось, перестроились.
Языковой вопрос вставал остро, много времени отнимал. И до сих пор он встает, учителя ходят на курсы и учат, и учат, и учат. Но если бы я работала завучем сейчас, мне нужна была бы высокая категория, а для меня этот вопрос уже остро не стоит, для учительской деятельности моей категории хватает. Конечно, раз ты работаешь в государственном учреждении, язык приходится знать, поэтому до сих пор есть учителя, которые пытаются учить, просто потому что надо, но в работе его все равно не используют.
Однажды на рынке у магазина купила селедку и забыла ее забрать. Утром в кабинет приходит мальчик: ”Мама просила вам передать. Вы забыли”. Я была приятно удивлена. Они были разными, мои ученики, жизнь у них сложилась по-разному, но агрессии в свой адрес я не испытывала. У меня много хороших учеников, я всегда могу к ним обратиться, они меня помнят. Всегда приятно что-то читать, слышать о них, знать, что у них все хорошо.
Про школьную жизнь
О многом я задумывалась в своей жизни, много, может, хотела изменить, но не профессию.
Проработав больше 10 лет завучем, я поняла, что место мое в классе, у доски. И вот я стала классным руководителем 5-го класса. Год за годом мои ученики взрослели, а я, набираясь опыта, наблюдала за ними.
Черная полоса в жизни почти на год выбила меня из колеи. У меня случился инсульт. Когда врач сказала о том, что больше в школе я работать не смогу, это было пострашнее самого диагноза. Я поняла, что без школы просто умру. И встала на ноги, вернулась в школу, ходила, держась руками за стенку, чтобы не упасть, вела уроки полушепотом, потому что были проблемы с голосом. Трудно описать словами благодарность к людям, которые поддержали меня в тот момент: мои коллеги, бывшие ученики, родители. А те ученики, к которым я приходила на урок, как бы не видели моих физических недостатков, что, конечно же, помогало мне восстановиться.
Говорят, что нынешняя молодежь жестокая, злая, но я не соглашусь с этим никогда. Что посеешь, то и пожнешь. Дети очень хорошо видят неискренность, ложь, не прощают предательство, унижение. И если с ними обращаться честно, не бояться показаться смешной или слабой, то они принимают тебя, уважают как человека и как учителя.
Год за годом подрастают ученики, уходят во взрослую жизнь. Им на смену приходят новые. Я, как и все мои коллеги, сетую на большую загруженность, недостаток времени, хотелось бы и зарплату иметь побольше, но в другой сфере деятельности я себя не представляю.
Руководство начинающему завучу
Кто приходит первым в школу
И несётся в кабинет
Позабыв про тяжесть лет.
Кто к учителю подходит
Разговор про жизнь заводит
От кого исходит свет.
Кто усталости не знает
Пишет, думает, считает,
Улыбается, страдает, помогает
Всем, мечтает, расписанье
Составляет, справки пишет и играет,
Мудрый всем дает совет…
Это завуч – про него
Хорошо, иль ничего.
В каждой школе завуч есть,
Мы ему окажем честь,
Скажем добрые слова,
Чтобы к вечеру молва
Разнесла по белу свету:
И наполнила планету
Добрым словом про него
Хорошо, иль ничего.
РУКОВОДСТВО НАЧИНАЮЩЕМУ ЗАВУЧУ
Ко многим терминам, которые употребляются ежедневно, мы привыкли и порой не вдумываемся в их суть. Так, например, произошло со словом “завуч”. Ведь давно в школах нет так называемой учебной части и заведующего. А слово есть! В действительности же завуч является и организатором, и контролёром, и координатором, который призван оперативно “тушить пожары”, возникающие в гремучей смеси педагогического коллектива.
Известный исследователь школоведческих проблем В.И.Зверев рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития. Технология управления, как и любая технология, отвечает на вопрос “Как добиться результата?” Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно- воспитательным процессом на основе технологического подхода.
Технология управления характеризуется строго определенной последовательностью методов, операций, позволяющих получать устойчивый запланированный результат при наименьших затратах сил, средств, времени. При этом акцент следует делать на диалоговом характере управления. Принципиально важным фактором в технологии управления становится стиль руководства учебно-воспитательным процессом, отношение к людям.
Технологическая цепочка управленческой деятельности.
ДИАГНОСТИКА
(анализ деятельности школы)
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
(отдаленные и близкие цели)
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
(предвидение будущих потребностей, тенденций развития, вероятных проблем, возможных последствий)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(создание концепции, программы развития)
КОНСТРУИРОВАНИЕ
(разработка направлений и конкретного содержания деятельности)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
(общение, отношения, устранение противоречий, разрешение конфликтов, оценка деятельности)
ОРГАНИЗАЦИЯ
(концентрация усилий, распределение ролей, мотивация, стимулирование деятельности)
РЕЗУЛЬТАТ
(сравнимый и прогнозируемым и затратами)
ДИАГНОСТИКА + КОРРЕКЦИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ
(контроль, оценка)
Смысл, назначение и основная цель деятельности завуча состоит в технологизации образовательного процесса и управления им. Можно утверждать, что завуч – это технолог учебного процесса. С одной стороны он является идеологом, специалистом по образовательным технологиям, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание завучей к управленческим технологиям во многом определяется не сколько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где завучи стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.
На современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. Следовательно, завуч должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд.
Считается, что в идеале завуч должен быть и хорошим педагогом-предметником. К сожалению, мало делается для роста профессионального уровня завуча: повышение квалификации и знаний в области образовательного менеджмента, экономики, права, информационных технологий, предметов, посвященных проблеме управления в системе образования. Во многих странах подготовка управленцев для общеобразовательных учреждений ведется целенаправленно.
В педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям.
Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.
Завуч является “учителем учителей” – это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Завучу необходимо располагать временем для своего профессионального роста. В этой связи целесообразно выделить свободный день в неделю для самообразования, обучения на курсах, встреч со специалистами.
Ежедневная работа завуча начинается с проверки санитарного состояния, получения информации об отсутствующих учителях на текущий день и запись в журнале о замене уроков. Завуч контролирует, чтобы замена осуществлялась по профилю, и информация своевременно была доведена до учителя, который пойдёт на замену урока. Со звонком на 1 урок завуч делает обход, чтобы увидеть, как начался рабочий день и первый урок. Посещение уроков (2-3 в день по графику), свои уроки, беседа с учащимися и учителями, встреча с родителями, работа с документацией, совещания по графику.
Проведение совещаний и собраний, планёрок с одинаковой периодичностью в одно и то же время, в одном и том же месте. При этом до минимума следует сократить проведение различных внеплановых совещаний. (Приложение 1)
Для завуча значимым участком его работы является учебный процесс и его организация, который он моделирует и управляет, а также взаимодействие с руководителями функциональных подструктур школы, с учреждениями повышения квалификации, органами управления образованием, родителями, учителями и учащимися.
Все направления работы отражены в планах завуча школы. (Приложение 7)
Осуществление функции управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Каждый завуч с первых дней своей деятельности сталкивается с необходимостью подготовки деловых бумаг различного направления.
Деятельность завуча по учебной работе сопровождается мониторингом учебного процесса на диагностической основе. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации завуч может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечивать их практическую реализацию.
Главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Именно она формирует новый тип учителя, работает на развитие школы, ее завтрашний день. Важно в этой системе активно задействовать знающих, профессиональных, творческих учителей, привить вкус к чтению специальной литературы, к научным подходам и мотивам своей педагогической деятельности. Учителям необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в различных делах.
В течение учебного года завуч посещает большое количество уроков. (Приложение 6). Эта работа чрезвычайна важна для завуча, на которого возложен не сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания развития учащихся. На уроке завуч наблюдает за работой учителя и учащихся, в специальной тетради фиксирует цепочку их действий, особо отмечая пути и методы решения образовательной, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей и контрольно-оценочной функций обучения, создание ситуации успеха, использование инновационных способов организации учебного процесса, использования многообразия видов деятельности на уроке, проявления учащимися активности, самостоятельности и интереса к учению, взаимоотношений учителя и детей. После урока завуч проводит анализ по специальной программе, вместе с тем анализ урока предусматривает объективный самоанализ и самооценку автора урока.
Управленческая работа в учебном заведении – сложная и многогранная проблема.
Современному завучу следует отказаться от методов администрирования. Главное – создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.