как свидригайлов узнал о преступлении раскольникова

«Преступления» Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»

Аркадий Иванович Свидригайлов пожалуй самый спорный персонаж в романе «Преступление и наказание». На протяжении всего романа упоминаются пугающие сплетни о нем. Его обвиняют в истязании слуг, душегубстве, насилии и отравлении жены, не имея при этом никаких доказательств. Все считают, что Свидригайлов очень богатый и влиятельный человек, но сам он сознается в своей праздности, и в том, что имеет лишь некоторую сумму подаренную ему покойной супругой.

Свидригайлов сам не отрицает, что он наглец, авантюрист, любитель женщин, развратник и самодур, но при этом он один из немногих персонажей романа способных на благородные поступки.

Список его некрасивых поступков велик, но наиболее страшно звучат приписываемые ему преступления. При этом, совершал или нет он эти преступления, в романе не говорится.

1. Шулерство

Свидригайлов открыто говорит, что 8 лет назад он был шуллером и даже состоял в группе шулеров, которая занималась карточным мошенничеством в высшем обществе:

Вероятно именно из-за карточных игр он оказался в долговой тюрьме:

Душегубство

Но карточное шеллерство далеко не самое ужастное преступление Свидригайлова — в народе ходят слухи о его душегубстве. Правда рассказывает о этих случаях скользкий господин Лужин, лично заинтересованны в очернении Свидригайлова.

2. Убийство немой девочки

Ходили слухи, что Марфа Петровна помогла Свидригайлову избежать уголовной ответственности за «зверское душегубство». Лужин утверждал, что ему об этом поведала сама Марфа Петровна:

Сам же Свидригайлов рассказывает Раскольникову совсем другую историю о мадам Ресслих и юной девочке. По словам Свидригайлова, госпожа Ресслих нашла ему юную невесту, которой еще нет 16 лет. Якобы Ресслих рассчитывает на то, что Свидригайлов потом бросит свою юную жену, после чего Ресслих возьмет девушку «в оборот»:

3. Доведение до самоубийства крестьянина Филиппа

Также господин Лужин поведал Дуне и ее матери о том, что Свидригайлова подозревают в том, что он довел до самоубийства своего крепостного крестьянина Филиппа:

Тем не менее Дуня, которая раньше работала гувернанткой у Свидригайлова, хотя сама считала его подлецом, не охотно верила словам Лужина:

Сам Свидригайлов говорит о своей ссоре с Филлипом, перед его смертью. В романе упоминается призрак Филиппа который однажды явился Свидригайлову:

4. Убийство жены

Свидригайлов влюбляется в Дуню, когда та работает гувернанткой в его доме. Будучи женат, он даже предлагает ей бежать с ним. При этом он сознается Раскольникову, что был даже готов на убийство жены:

В виновности Свидригайлова уверенна и мать Дуни, Пульхерия Александровна, знающая его лишь понаслышке:

Сам же Свидригайлов отрицает свою причастность к гибели жены, и лишь задумывался не довел ли он ее до этого своим отношением:

При этом, согласно завещанию Марфы Петровны, Свидригайлов почти ничего не получал в наследство:

После смерти Марфы Петровны господин Свидригайлов начинает видеть ее призрак и постепенно сходит с ума:

4. «Помощь» Раскольникову

Случайно узнав о преступлении Раскольникова, Свидригайлов не заявляет об этом в полицию. В отличии от Сони которая тоже знала о преступлении, но убеждала Раскольникова сознаться в содеянном, Свидригайлов советует ему бежать из Петербурга за границу, чтобы избежать наказания.

Более того, он предлагает Раскольникову свою помощь и деньги для бегства.

5. «Шантаж»

Зная тайну Раскольникова, Свидригайлов уговаривает его помочь ему сблизиться с Дуней в обмен на молчание. Он не шантажирует его прямым текстом и обещает хранить тайну в секрете, но своими поступками и намеками заставляет Раскольникова сомневаться в этом.

После того как Раскольников отказывает ему, Свидригайлов заманивает к себе в квартиру Дуню, где обещает ей помочь брату, если она будет с ним:

Опять же, он не шантажирует и не угрожает ей, но его поведение и странные слова, такие как намеки на «насилие», пугают девушку до такой степени, что она совершает попытку убийства:

Свидригайлов ведет себя очень аккуратно, и даже объясняя свои слова оставляет Дуню в замешательстве:

Источник

Смерть Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»

Аркадий Иванович Свидригайлов — один из центральных персонажей романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». После смерти его жены Марфы Петровны господин Свидригайлов начинает видеть ее призрак и медленно сходит с ума.

Последняя встреча Свидригайлова с Дуней

Встретившись с Дуней, Свидригайлов сказал, что дело касается Родиона Романыча, тайна которого находится сейчас в его руках, и что она должна выслушать не только его, но и Соню, которая ждет их у Капернаумова.

Дуня, которую задело его замечание, что она боится его, как ребенок, решилась подняться в квартиру. Там Свидригайлов показал ей пустую комнату, в которой он подслушивал разговоры Раскольникова с Соней, а потом провел девушку к себе, где и сообщил ей тайну Раскольникова, а затем он принялся излагать свою точку зрения на содеянное.

Дуня пожелала получить подтверждение услышанного от Сони, но Свидригайлов заявил, что той не будет дома до ночи. Авдотья Романовна бросилась к выходу — дверь была заперта. Аркадий Иванович принялся успокаивать девушку.

Он говорил, что поможет Раскольникову бежать за границу, что спасение брата зависит только от нее, признавался ей в любви, но тут Дуня вскочила и стала кричать, но в доме они были одни. Она отбежала в угол комнаты и стала обвинять Свидригайлова в насилии.

Тот с насмешкой отвечал, что ни один здравомыслящий человек не поверит, будто молодая девушка просто так пришла на квартиру к одинокому мужчине. Тогда Дуня вынула из кармана револьвер и взвела курок. Свидригайлов медленно начал приближаться к ней, говоря, что она сама в свое время была к нему неравнодушна. Дуня выстрелила. Пуля скользнула по волосам Свидригайлова и ударилась в стену.

Он остановился, засмеялся и вынул платок, чтобы обтереть кровь, стекавшую по виску. Дуня смотрела на него в каком-то оцепенении, потом снова взвела курок и выстрелила. Осечка. Он был уже в двух шагах от нее, и страстный взгляд его был полон решимости. Дуня поняла, что он скорее умрет, чем отпустит ее, приготовилась выстрелить еще раз и … вдруг отбросила револьвер.

Свидригайлов подошел и обнял ее за талию. Девушка не сопротивлялась, только глядела умоляющими глазами и просила отпустить. Он спросил, сможет ли она когда-нибудь полюбить его, но, получив отрицательный ответ, вынул из кармана ключ, положил его на стол и велел ей уходить. В его глазах было что-то страшное, Дуня схватила ключ, открыла дверь и, как безумная, выбежала на улицу.

Весь этот вечер Свидригайлов провел по разным трактирам и кабакам, переходя из одного в другой. Он не выпил ни капли вина, только где-то попросил стакан чаю, да и то больше для порядка. Вечер был душный, к десяти часам надвинулись тучи И началась гроза. Лил дождь, сверкали молнии, гремел гром.

Благородные поступки Свидригайлова

Накануне своей смерти Свидригайлов совершает несколько странных благородных поступков. Так например, он дарит Соне Мармеладовой 3 тысячи рублей, чтобы та могла начать новую жизнь. Кроме того, он дарит 15 тысяч рублей своей юной невесте, на которой собирался жениться.

Весь промокший. Свидригайлов вернулся домой, хотел переодеться, но передумал, засунул в карман все свои деньги, взял шляпу и зашел к Соне. Ей он сказал, что, вероятно, уедет в Америку и хочет проститься. Дети теперь пристроены, деньги, причитавшиеся им, выданы, а ей он хочет подарить три тысячи рублей:

Деньги ей понадобятся, особенно если Родиона Романовича осудят на каторгу и она пойдет за ним. На растерянное замечание Сони, как же это он в такой ливень уезжает, Свидригайлов усмехнулся и сказал, что тем, кто собирается в Америку, дождя бояться уже не следует. Затем он вышел, оставив Соню в изумлении, испуге и каком-то неясном тяжком подозрении.

Часу в двенадцатом он сделал еще один визит: поехал на квартиру родителей своей невесты, сообщил им, что на время должен отбыть из Петербурга по важным обстоятельствам, и подарил пятнадцать тысяч серебром:

Невесте он сказал, что скоро приедет, потрепал ее по щечке, поцеловал и ушел.

Смерть Свидригайлова

Совершив эти странные поступки, Свидригайлов проводит ночь в захудалой Петербургской гостинице, где его мучают кошмары. В итоге, совершенно разбитый, он встал, оделся и вышел из комнаты.

Над городом лежал туман. Свидригайлов долго брел по улицам, наконец остановился рядом с пожарной частью, у ворот которой стоял какой-то человек, сказал ему, что едет в Америку, вынул револьвер и выстрелил себе в висок:

Источник

Раскольников и Свидригайлов (анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»)

Разделы: Литература

Цель: Через анализ эпизода показать средства психологизма в романе “Преступление и наказание” и выявить роль образа Свидригайлова.

II. Вводное слово учителя.

В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” исследователи насчитывают около 90 персонажей. На предыдущих уроках мы сосредоточились в основном на одном из них – Родионе Романовиче Раскольникове. А какова же роль других героев, окружающих бывшего студента? Почему, например, Раскольникова за несколько минут до его признания в убийстве “старухи-чиновницы и сестры её Лизаветы” так поразило известие о самоубийстве Аркадия Ивановича Свидригайлова, на первый взгляд, совершенно постороннего для него человека? Нахождение ответа на этот вопрос и является задачей нашего урока.

В каком фрагменте романа можно найти ответ на него?

Психологи утверждают, что в развитии отношений людей велика роль первого впечатления, первой встречи. Поэтому вполне возможно, что ответ дан Достоевским в эпизоде “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”. Проанализируем этот эпизод, используя план анализа эпизода (план анализа эпизода заранее записан на доске и/или распечатан и разложен на партах).

План анализа эпизода

Идея художественного произведения.

1. Место рассматриваемого эпизода в художественном произведении.

2. Вид эпизода, его композиция и сюжет.

3. Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущими и последующими эпизодами.

5. Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи.

Роль эпизода в произведении.

Аналитическая работа по тексту эпизода “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”.

1. 1. Что такое эпизод?

Эпизод (от греч. epeisodion – вставка) – небольшой отрывок, фрагмент, относительно завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

1. 2. Эпизод – только часть произведения, но в этой части сохраняются свойства целого. Темы, идеи, мотивы взаимодействуют в эпизоде, развившись и продолжая развиваться за его пределами. Для более-менее адекватного понимания фрагмента необходимо иметь представление о всём произведении в целом. Поэтому работу с текстом эпизода начнём с того, что вспомним, какова идея романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Показать разрушающее воздействие на человека идеи о существовании двух разрядов людей: тварей дрожащих и право имеющих, – о праве последних на собственное усмотрение решать вопросы жизни и смерти других людей во имя общественного прогресса.

2. Характеристика эпизода.

Роман Достоевского “Преступление и наказание” пронизан христианскими идеями. В нём преломляется евангельское понятие греха-преступления и выведена “потребность Христа”. Действие часто строится на воспоминаниях, которые возникают отдельными, очень яркими вспышками, и выливаются в монологи-исповеди. Герой или его идея появляются и живут в романе задолго до их вступления в действие, что позволяет автору развернуть образ и развести лейтмотив по всему роману. Переживания героев, мотивы их поступков порой очень неясны, поэтому сами они не знают, что сделают в следующий момент. В своих признаниях они страстно стремятся объяснить и понять самих себя. Достоевскому очень важно разобраться во внутреннем мире своих героев, в причинах их поступков, в том, способны ли они к возрождению. Посмотрим, как это стремление реализуется в эпизоде “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”.

2.2. Аналитическая беседа.

Каково расположение эпизода в романе?

Одно из звеньев цепи, ведущей Раскольникова к пониманию ошибочности его теории. – После эпизодов убийства, приезда родных, знакомства с Порфирием Петровичем.

Определите границы эпизода “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”.

Конец VI главы третьей части – 1 глава четвёртой части.

Почему Достоевский разбивает эпизод, размещая его начало не просто в предыдущей главе – в предыдущей части?

Определите вид эпизода.

Выделите микротемы в диалоге.

— оправдания Свидригайлова по поводу преследований Дуни и смерти Марфы Петровны;

— судьба Авдотьи Романовны

Анализ частей диалога.

Проанализируем каждую из частей диалога.

1. Оправдания Свидригайлова по поводу преследования Дуни и смерти Марфы Петровны

В первой части Свидригайлов сообщает о цели своего визита и тут же начинает оправдываться. Зачитайте наиболее интересные, по вашему мнению, аргументы Свидригайлова, с помощью которых он доказывает свою невиновность.

Свидригайлов оправдывает себя: “…Что ж тут, во всём этом, в самом деле, такого особо преступного с моей стороны, то есть без предрассудков-то, а здраво судя?”

Лукавит: “Тут весь вопрос: изверг ли я сам, или жертва?” (по форме напоминает вопрос, мучающий Раскольникова, но наоборот: “тварь я дрожащая или право имею?” Жертва – имею право на сочувствие, изверг – не имею права на сочувствие).

Какие рассуждения напоминают аргументы Свидригайлова?

Какую реакцию вызывают эти аргументы, так напоминающие его собственные, у Раскольникова?

Итак, обратим внимание: мысли, напоминающие его же собственные, вызывают у Раскольникова отвращение. А какой приём использует Достоевский для выражения чувства своего героя? (авторскую ремарку: “С отвращением перебил Раскольников”; объём реплик: очень краткие, отрывистые реплики Раскольникова говорят о его нежелании вести беседу с гостем).

Как часто используется этот приём писателем? (типичный для данного эпизода).

Одинаково ли часто реплики Раскольникова и Свидригайлова сопровождаются ремарками?

Реплики какого участника диалога чаще сопровождают ремарки? (Раскольникова)

Какой из участников диалога говорит больше?

Почему же Достоевский так внимательно прослеживает психологическое состояние именно Раскольникова? (Это главный герой, создатель теории…)

Итак, мы выяснили, что у Раскольникова его же собственные мысли из уст другого человека вызывают отвращение. Мы знаем, что визит Свидригайлова важен Достоевскому для изображения психологического состояния своего главного героя. Но мы пока не нашли ответ на вопрос, почему же Раскольникова так поразило известие о самоубийстве Свидригайлова. Поищем ответ в следующей части эпизода.

2. Прошлое Свидригайлова

Есть ли во второй части диалога смысловые переклички с предшествующими и последующими эпизодами? Прослеживаются ли параллели между героями?

Деньги. Объяснение происхождения денег, которые Свидригайлов предлагает Дуне, а затем жертвует Соне и детям. Они были подарены Марфой Петровной, а значит, чисты, на них нет крови. Деньги, которые жертвует Раскольников, тоже “его настоящие”, полученные им от матери или за часы его отца.

По сути дела герои в глубине души, вопреки своим рассуждениям, понимают, что делать добрые дела можно только чистыми средствами.

Итак, вторая часть диалога усиливает ощущение сходства собеседников, но ответа на наш вопрос тоже пока нет.

3. Привидения

Если в предыдущих частях показывается, что Раскольников и Свидригайлов имеют одинаковые взгляды на общественные отношения, то в третьей части Достоевский переводит разговор в область философии. В чём смысл рассуждений о существовании привидений?

Мотив болезни, связанный с образом Раскольникова, возникает и в речи Свидригайлова: “Это-то я без вас понимаю, что не здоров, хотя, право, не знаю чем; по-моему, я наверно, здоровее вас впятеро”.

Как вы думаете, о каком нездоровье идёт речь?

Болезнь души: “…Здоровый человек есть наиболее земной человек…”; “нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира”

Установите смысловые параллели с другими эпизодами.

Страшные сны Раскольникова, граничащие с явью – предсмертный сон самого Свидригайлова, видение погубленной девочки-утопленницы.

Роль этой, философской, части диалога заключается в том, что именно в ней развитие мысли о сходстве Раскольникова и Свидригайлова достигает кульминации. Свидригайлов говорит: “Между нами есть какая-то общая точка”. Только после того, как выявлено и доказано сходство героев, они переходят к разговору о вечности.

4. Образ вечности

Прочитайте и прокомментируйте эту часть диалога.

Раскольников: “Я не верю в будущую жизнь”

Свидригайлов: “…Одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность”.

С чем связана странная, болезненная реакция Раскольникова на слова Свидригайлова?

Болезненная реакция Раскольникова связана с тем, что он образ вечности представляет так же.

5. Судьба Авдотьи Романовны

Установите смысловые переклички 5-ой части с другими эпизодами романа.

Цель внешне благородной попытки расстроить свадьбу Дуни с Лужиным, заявленной как одна из причин визита, выясняется только в шестой части романа. Свидригайлов надеется устроить свою жизнь, не останавливаясь при этом перед подлостью и низостью. Он шантажирует Дуню (сцена у Ресслих).

Вояж за границу – самоубийство (уезжаю в Америку).

Почему же Раскольникова поразило известие о самоубийстве Свидригайлова?

Определите содержательную функцию эпизода.

Содержательная функция эпизода заключается в том, что в нём даётся представление о душевном состоянии Раскольникова, раскрывается мировоззрение героя и выражается косвенная авторская оценка теории о сверхчеловеке.

Определение роли эпизода.

Мы определили, что душевное состояние героя Достоевский раскрывает при помощи авторских ремарок, объёма реплик. Но исчерпываются ли этим средства и приёмы раскрытия внутреннего мира персонажа?

Обратим внимание на фразу Свидригайлова, которая завершается эпизод. В масштабе всего романа она приобретает символическое значение: “Я ведь от вас очень недалеко стою”.

Определение роли образа Свидригайлова в романе “Преступление и наказание”.

Каково отношение Свидригайлова к Раскольникову в системе образов романа?

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим.

Каково эмоциональное отношение Раскольникова к своему двойнику?

О чём свидетельствует негативное отношение Раскольникова к человеку, который разделяет его убеждения, по сути дела является его отражением?

О внутренней борьбе в душе главного героя, борьбе добра и зла, Бога и Демона.

Итак, при помощи образа Свидригайлова Достоевский показывает, что происходит в душе Раскольникова. А это значит, что образ двойника становится ещё одним приёмом проникновения во внутренний мир главного героя, раскрытия противоречий в нём.

Роль двойника в произведении.

Каково предназначение двойника – по сути дублёра главного героя – в произведении?

Михаил Михайлович Бахтин, филолог, изучавший творчество Достоевского, утверждал: люди, входящие в жизнь Раскольникова – “символы определённого жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают. Достаточно человеку появиться в его кругозоре, чтобы он тотчас же стал для него воплощённым разрешением его собственного вопроса, разрешением, не согласным с тем, к которому пришёл он сам”.

Символом решения какого идеологического вопроса становится Свидригайлов?

Вопрос о вариантах “исхода” – о самоубийстве.

IV. Подведение итогов.

Что открыл нам в романе “Преступление и наказание” анализ эпизода “Знакомство Раскольникова со Свидригайловым”?

Анализ эпизода позволяет устанавливать многочисленные смысловые связи романа и более глубоко проникать в идею произведения. Роль двойника Свидригайлова в романе, как показывает анализ эпизода, заключается в том, чтобы показать борьбу добра и зла в душе Раскольникова, углубить психологическую характеристику героя-идеолога, показать бесперспективность пути человека, живущего по принципу “всё позволено”.

V. Домашнее задание.

Подготовьте ответ на вопрос: “Есть ли у Раскольникова ещё двойники?” Докажите свою точку зрения.

Источник

Аркадий Иванович Свидригайлов в романе «Преступление и наказание»

Аркадий Иванович Свидригайлов — один из центральных персонажей романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Состоятельный помещик, влюбленный в Дуню Раскольникову, развратный человек.

Впервые упоминается вначале романа (часть 1, глава III), в письме матери Раскольникова. Со страниц письма Пульхерии Александровны Свидригайлов предстает как деспот, подлец и развратник, пытавшийся соблазнить и опозорить ее дочь Дуню.

После прочтения письма фамилия Свидригайлова становиться для Раскольникова нарицательной. Так, столкнувшись с подвыпившим похотливым франтом, преследовавшим на бульваре девушку-подростка, он обозвал его Свидригайловым: кличка эта казалась ему более резкой и точной, чем все другие употребляемые в таких случаях слова:

При этом, хотя о Свидригайлове ходят страшные слухи и все окружающие отзываются о нем отрицательно, во время действия романа Свидригайлов никому не причиняет зла.

Свидригайлов в романе

Свидригайлову около 50 лет. Он дворянин, служивший в кавалерии, «не без связей». Вдовец (покойную жену звали Марфа Петровна), влюблён в сестру Раскольникова Дуню (Авдотью Романовну). Впервые упоминается в письме матери Раскольникова, в котором она сообщает о домогательствах Свидригайлова к Дуне.

Позже, когда Дуня с матерью перебираются в Петербург, Свидригайлов едет за ними следом. Там он случайно снимает квартиру по соседству с Сонечкой Мармеладовой, дочерью пьяницы Мармеладова, зарабатывающей проституцией. Однажды он становится свидетелем разговора, в котором Родион Раскольников признаётся его соседке в содеянном преступлении и красноречиво доказывает «оправданность» своих действий.

На протяжении всего романа упоминаются пугающие сплетни о Свидригайлове. Его обвиняют в истязании слуг, душегубстве, насилии и отравлении жены, не имея при этом никаких доказательств. Все считают, что Свидригайлов очень богатый и влиятельный человек, но сам он сознается в своей праздности, и в том, что имеет лишь некоторую сумму подаренную ему покойной супругой.

Цитатная характеристика

Возраст господина Свидригайлова — около 50 лет:

Аркадий Иванович является офицером в отставке и дворянином по происхождению:

В прошлом Свидригайлов был карточным шулером, чего не скрывает:

Он умеет вести себя обворожительно и казаться порядочным человеком:

Во время событий, описанных в романе, Свидригайлов является вдовцом. Незадолго до этого, от удара (инфаркта), умерла его жена Марфа Петровна с которой он прожил 7 лет:

У Аркадия Ивановича есть дети, но, они, по его словам, в нем не нуждаются, так как являются богатыми людьми. Сам себя он считает плохим отцом:

Свидригайлов считается богатым человеком с безграничными возможностями, но на самом деле, богата была его жена, которая оставила ему в наследство лишь самую малость. Правда, незадолго до смерти, она подарила ему крупную сумму денег:

При этом у господина Свидригайлова есть связи с важными, знатными людьми:

Внешность

Свидригайлову около пятидесяти лет отроду, он приятный лицом дворянин, упакованный в дорогие одежды. Выглядит много моложе своих лет, обладает широкими плечами, густой бородой и горделивой осанкой.

Внешность Свидригайлова глазами автора в начале романа:

Глазами Раскольникова ближе к концу романа:

Свидригайлов о себе

По его собственному мнению, он является мрачным, скучным человеком:

Себя Свидригайлов называет развратным и праздным человеком, который не зависит от чужих мнений:

Окружающие о Свидригайлове

Все герои романа имеют исключительно плохое мнение о Свидригайлове.

Мнение Раскольникова:

По мнению Раскольникова, Аркадий Иванович — пустейший, ничтожнейший злодей в мире, к тому же обманщик:

При этом Раскольников считает его фанфароном (хвастуном):

Мнение Пульхерии Александровны:

Мнение Ильи Петровича:

Полицейский Илья Петрович назвал Свидригайлова человеком «забубенного поведения», то есть способным на все:

Мнение Дуни Раскольниковой:

По мнению Дуни, Свидригайлов — ужасный, бесчестный человек:

Мнение Лужина:

Лужин, распускающий слухи о Свидригайлове, называет его хитрым обольстителем и порочным человеком:

Преступления Свидригайлова

За 8 лет до событий описанных в романе Свидригайлов попал в Петербурге в долговую тюрьму, судя по всему, из-за шулерства. Он был должен огромные деньги, которые не мог заплатить. Влюбленная в него помещица Марфа Петровна выкупила его из тюрьмы и привезла в свое имение в провинцию:

Свидригайлов, судя по всему, не только не любил Марфу Петровну, но и не считал ее привлекательной женщиной, поэтому уже в начале брака заявляет ей, что не собирается хранить ей верность:

Марфа Петровна была согласна на это, но взамен Свидригайлов пообещал ей никогда ее не оставлять:

Слухи о душегубстве

Ходили слухи, что Марфа Петровна помогла Свидригайлову избежать уголовной ответственности за «зверское душегубство». Лужин утверждал, что ему об этом поведала сама Марфа Петровна:

Также Свидригайлова подозревают в том, что он довел до самоубийства крестьянина Филиппа:

Тем не менее Дуня, которая раньше работала гувернанткой у Свидригайлова, не охотно верила словам Лужина:

Убийство жены

Свидригайлов влюбляется в Дуню, когда та работает гувернанткой в его доме. Будучи женат, он даже предлагает ей бежать с ним, но Марфа Петровна застает пару в саду:

Марфа Петровна же понимает все неправильно и решает, что это Дуня соблазняет Свидригайлова. В порыве ревности женщина прогоняет Дуню прочь и распускает о ней сплетни на весь город:

В виновности Свидригайлова уверенна и мать Дуни, Пульхерия Александровна, знающая Свидригайлова лишь понаслышке:

Сам же Свидригайлов отрицает свою причастность к гибели жены, и лишь задумывался не довел ли он ее до этого своим отношением:

При этом, согласно завещанию Марфы Петровны, Свидригайлов почти ничего не получал в наследство:

После смерти Марфы Петровны господин Свидригайлов начинает видеть ее призрак то тут то там. Судя по всему, он медленно сходит с ума. Раскольников замечает это и прямо называет его помешанным и сумасшедшим:

Благородные поступки

Накануне своей смерти полусумасшедший Свидригайлов совершает несколько странных благородных поступков. Так например, он берет на себя похороны Катерины Ивановны Мармеладовой, пристраивает ее детей в детский дом и дарит Соне Мармеладовой 3 тысячи рублей, чтобы та могла начать новую жизнь:

Кроме того, он дарит 15 тысяч рублей своей юной невесте, на которой собирался жениться:

Теория Свидригайлова

Свидригайлов, как и Раскольников, имеет свою теорию — теорию вседозволенности. В отличие от главного героя, он не имеет теоретического обоснования своей теории, потому что для него важна сама практика — жизнь.

Вот как сам Свидригайлов кратко излагает Дуне суть своей теории и подчеркивает ее сходство с теорией Раскольникова:

Фактически это теория Раскольникова, воплощенная в реальную жизнь. Свидригайлов считает себя «право имеющим» человеком, которому дозволено все что угодно.

Прототипы

Фамилия Свидригайлов отражает противоречивую, изворотливую сущность этого героя. Достоевский, интересуясь историей своего рода (имеющего литовские корни), обратил, вероятно, внимание на имя литовского великого князя Свидригайло и созвучие с немецким словом geil — похотливый, сладострастный. Кроме того, в одном из фельетонов журнала «Искра» (1861, № 26), который входил в круг чтения Достоевского, шла речь о некоем бесчинствующем в провинции Свидригайлове — личности «отталкивающей» и «омерзительной». В образе Свидригайлова, в какой-то мере, запечатлён психологический облик одного из обитателей Омского острога — убийцы из дворян Аристова (в «Записках из Мёртвого дома»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *