как телевизионщики узнают рейтинг программы
Как определяется рейтинг телевизионных передач?
В нашей стране формированием рейтингов телепередач занимается исследовательская компания TNS. Отследить каждый включенный телевизор в такой огромной стране не может ни одна исследовательская компания. Поэтому для измерения аудитории производится выборка. Так, TNS проводит выборку среди жителей городов с численностью населения 100 тысяч человек и более в возрасте от 4 лет и старше. Для 29 крупных городов России компания проводит отдельное исследование. Выборка должна соответствовать определенным характеристикам и по своему составу повторять социально-демографический состав населения страны.
Пипл-метры устанавливаются дома у тех, кто дал согласие участвовать в исследовании и прошел специальный отбор. Эти устройства регистрируют включение и выключение телевизора, а также переключение каналов. К ним прилагается специальный пульт, каждая кнопка которого закрепляется за одним из членов семьи.
Когда человек включает телевизор, он должен нажать свою кнопку на пульте и зарегистрироваться. Необходимо указать свой возраст и пол. Потом пипл-метр будет автоматически записывать всю информацию о переключении каналов. Если человек выходит из комнаты, где работает телевизор, он должен снова нажать закрепленную за ним кнопку и снять регистрацию. При выключении телевизора регистрация всех зрителей снимается. Все данные в последующем отправляются в специальных компьютер, который и рассчитывает общие данные. Передача происходит ночью, когда никто не пользуется просмотром телевизора.
Другим альтернативным способом измерения аудитории являются телефонные опросы. Такие опросы достаточно популярны.
Как подсчитывается рейтинг телепередачи
Все мы слышали о том, что у каждой телепередачи есть свой рейтинг – показатель, отражающий сколько зрителей смотрит эту программу. В зависимости от него телепередача перемещается по сетке вещания канала – известна простым зрителям как «телепрограмма». Поэтому мы часто видим, что изменяется время выхода передачи: она может выходить поздно вечером, имея низкий рейтинг, а затем подняться в «прайм-тайм» – самое популярное («смотримое») телевизионное время.
Для чего нужно определять рейтинг телепередачи и телеканала?
Главная задача любого бизнеса – получение прибыли. Телевидение – не исключение. Конечно же существуют каналы, которые ориентированы в первую очередь на развитие наших чувств и других положительных целей – например, «Культура» (государственный канал без рекламы обо всех сферах российской и мировой культуры) и «Бибигон» (государственный детский канал на базе ВГТРК «Россия»).
Есть множество коммерческих больших и маленьких каналов, телевизионных и кабельных, которые работают засчет рекламодателей.
Немного о рекламе на телевидении
Многие из нас уже забыли, что когда-то по телевизору не показывали рекламу. Но и каналов было мало – один, в лучшем случае два. В конце 80-х стали появляться частные кабельные каналы. Как и сейчас они были полностью платными, либо с частью платных программ. Это тоже способ рекламы – во время бесплатных трансляций зрители видели программу вещания на весь день и несколько передач.
Первые продажи рекламного времени на спутниковых каналах начались с агентства «Смарт Медиа» (сейчас «Газпром Медия»), образованном в 1998 году. Они занимались размещением роликов на тематических каналах, входящих в группу «НТВ+».
Постепенно стали появляется не только спутниковые, но и тематические телевизионные каналы – «РБК» (бизнес-канал), «Спорт», «Вести», развлекательные каналы – «ТНТ», «ТВ3», «СТС», «Домашний», «Звезда» и др. У каждого из них есть своя целевая аудитория, в первую очередь определяющаяся тематикой канала вцелом и отдельных передач.
Например, телеканал «Домашний» ориентирован на домохозяек, на нем идет много сериалов, передач о красоте, здоровье, кулинарии и домашнем хозяйстве. «РБК» – телеканал для деловых людей: новости бизнеса, фондового рынка, аналитические программы и даже передаче о дизайне интерьера и путешествиях ориентированы на людей с высоким уровнем дохода. «ТНТ» – для молодых людей: «Дом-2» – передача о молодых людях ищущих свою любовь, «Битва экстрасенсов» – о сверхъестественном в нашей жизни, «Танцы без правил» – соревнование среди дарований со всей страны, «Comedy Club» – юмористическое шоу.
От чего зависит стоимость эфирного времени на телеканале? В первую очередь в основе лежит именно товар, который будет рекламироваться.
У каждого продукта (рекламного ролика) есть свой покупатель (зритель). Например, автомобили и аксессуары для них рекламируют во время передач об автомобильном спорте и самих машинах. Мультфильмы прерываются на рекламу о средствах по уходу за детьми, сладостях и товаров для женщин.
Второй показатель – время выхода передачи в эфир. В зависимости от специфики продаваемого товара определяется время, когда больше всего зрителей – потенциальных покупателей – будут смотреть телевизор.
Кроме того имеет значение в какой момент рекламной паузы будет идти ваш ролик. В начале и в конце – самое дорогое время, так как многие зрители переключают на другой канал, ожидая окончания рекламы, но первый и последний ролик все-таки посмотреть успевают.
Пожалуй, самый главный показатель – это рейтинг самого канала. Он определяется не только популярностью передач, но и зоной охвата вещания. Поэтому самая высокая стоимость размещения рекламы на федеральных каналах. Но на многих телеканалах можно купить эфирное время не для демонстрации во всей зоне вещания, а для показа только в интересующих вас регионах.
Но как же телеканалы узнают о том, кто, когда и какое время смотрит их передачи?
Существуют специальные независимые компании, которые изучают общественное мнение и проводят исследования телевизионного рынка. Одна из таких компаний Gallup Media (Группа компаний TNS). Вот такие определения предлагает эта компания:
Рейтинг телепрограммы – среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории.
Доля телепрограммы – среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любую программу, включая оцениваемую программу) в данный момент времени.
Среднесуточная доля телеканала – среднее количество человек, смотревших телеканал на протяжении суток, выраженное в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любой телеканал в течение суток, включая оцениваемый телеканал).
ТВ Индекс – этот показатель описывает аудиторию эфирных телеканалов, вещающих на территории России. В исследовании участвуют жители нашей страны в возрасте от 4 лет, проживающих в крупных населенных пунктах (от 100 тыс. человек). В выбранных семьях проводится тщательное анкетирование: определяется социальный статус, доходы и различные другие параметры. Для проведения исследования на телевизоре устанавливается специальный прибор – пиплметр. С помощью специального пульта он фиксирует информацию о каждом переключении: какой канал, сколько времени его смотрели с точностью до секунды и даже кто из членов семьи его смотрел. Раз в сутки информация передается в центральный узел сбора данных и синхронизируется с записью эфиров каналов.
В США лидером в этой области является компания Nielsen. Один из видов исследований, которые они проводят, основан на изучении дневников зрителей.
Существуют и другие способы проведения исследований. Например, использование специального прибора – человек носит на поясе и он записывает аудио сигнал от телевизора. Или моментальный подсчет рейтинга телепередачи – он определяется по скачку потребляемой мощности сети оборудованием телеканала.
Как измеряют рейтинг телепередач?
А на самом деле, как? Как определяют, что «Дом-2» пользуется большим спросом у аудитории чем, скажем, «Ленинский университет миллионов»? Нам об этом расскажет Екатерина Полякова.
Самые доходные во всем мире — рейтинги телевидения. Основными заказчиками рейтинговых исследований являются не только телеканалы, но и рекламные агентства, которые занимаются размещением рекламы. Именно для рекламодателей очень важно знать, какой канал и в какое время смотрит наибольшее количество зрителей. Телеканалы, в свою очередь, заинтересованы в наивысших местах рейтинга, так как это сразу же отразится на их доходах. (Для сомневающихся: выше доходы — качественней «картинка».)
Рейтинги измеряют пиплметры — так цинично называют аппараты, которые устанавливаются в телевизоры и считывают необходимую информацию (т.е., определяют, хавает ли пипл контент, или же его от этого с души воротит — прим. steissd ). Не стоит воспринимать это слово как ругательство или личное оскорбление, просто в русском языке не нашлось изящной словесной конструкции для обозначения этих приборов.
Итак, пиплметры состоят из трех частей:
1. Детектор частоты — маленькое, размером со спичечный коробок, устройство, которое монтируется в телевизор. Его функция — распознать, какой телеканал смотрят в семье, и переслать информацию измерителю.
2. Пульт дистанционного управления определяет, кто из домочадцев смотрит телевизор. На пульте находятся 8 кнопок, каждая из них закреплена за одним членом семьи. Например, кнопка 1 — глава семьи, 2 — домохозяйка, 3 — старший ребенок, и т.д. Каждому нужно нажать на свою кнопку, когда он начинает просмотр, и отпустить, когда заканчивает. О том, почему кнопка 1 — глава семьи, 2 — именно домохозяйка, а не бизнес-леди, я расскажу чуть позже.
3. Измеритель ставится на телевизор, по размерам он напоминает электронный будильник, на нем находится маленький дисплей. Когда включается телевизор, на дисплее начинают мелькать числа от 1 до 8, напоминая членам семьи об их кнопках. Присутствующий при просмотре телевизора нажимает свою кнопку, и она загорается на дисплее. Например, если в какой-либо момент члены семьи, за которыми закреплены цифры 1, 3 и 5, смотрят телевизор и нажали свои кнопки, на дисплее измерителя засветятся соответствующие числа. Кроме того, когда телевизор переключают на другой канал, а также через определенное время на экране появляется вопрос: «Те же люди?» Люди должны повторить нажатие, чтобы подтвердить — они «те же».
Измеритель – довольно сложный прибор. Он имеет таймер, который фиксирует периоды, когда телевизор включен или выключен. Данные, полученные от детектора частоты и пульта, объединяются с данными таймера. Измеритель записывает время просмотра, канал, который смотрели, и зрителя. Эта информация может сохраняться в памяти семь дней. Измеритель подсоединен к телефонной сети через модем или к выделенной сети. Каждую ночь компьютер, установленный в центральном офисе компании, «обзванивает» квартиры и снимает информацию, после этого данные в Измерителе стираются. Этот процесс продолжается с двух до пяти часов утра. Снятие данных происходит беззвучно, поэтому семью не беспокоят посторонние звуки. А если «дозвониться» не удалось, процесс повторится на следующую ночь.
Информация о демографических характеристиках участников замера рейтинга хранится в центральном компьютере. За каждым из них закреплен индивидуальный номер, он же — личный шифр. Например, известно, что человек, за которым закреплен номер 2в35н0056 — это женщина, домохозяйка в возрасте 35лет, с высшим образованием, не работает, или 1в48р7015 — мужчина, 48 лет, высшее образование, работает, основной добытчик в семье, т.е. условно — Глава семьи, если код выглядит как 1в48р6018 — это женщина с аналогичными данными, 3н21н0124 — старший ребенок в семье, мужского пола, неоконченное высшее образование, 21 год, не работает. Таким образом, для каждой минуты можно определить характеристики людей, которые смотрят какой-либо канал.
Чтобы определить рейтинг передачи, нужно знать, когда она транслировалась на определенном канале. Для этого каждый день на протяжении 24 часов трансляция телеканалов записывается на информационный носитель в режиме тайм-кодов — то есть при просмотре можно увидеть время. По полученным записям производится мониторинг телевидения. Наследующий день эта информация присоединяется к поминутным рейтингам. Таким образом, уже на следующий день в 14.00 можно оценивать поведение зрителей при просмотре передач или рекламных блоков, транслировавшихся накануне. И заодно проанализировать, почему зритель на 8 минуте монолога очень умного, но несколько занудного топ-менеджера крупнейшей корпорации вдруг стал переключаться, например, на трансляцию событий в зоопарке Мадагаскара или, о Боже! — на рекламный ролик с толпой красоток в бикини?
Поминутный рейтинг для редакторов всех мастей и калибров, основной вопрос: почему нас не стали смотреть с 7 по 12 и с 19 по 26 минуты, и за счет чего на 28 минуте вдруг случился массовый аншлаг на нашем выпуске? Как много людей досмотрели наш анонс до конца? Не слишком ли он агрессивен, затянут, нейтрален, скушен, зауряден? Впрочем, вернемся к технике.
Необработанные данные, снятые с пиплметров, имеют следующий вид: член семьи, которому отвечает номер 2в35н00564 начал смотреть — 1К в 21.30, переключил на Р2 в 22.22 и выключил телевизор в 22.32. Нестандартные сообщения переводятся программным обеспечением в определенную терминологию.
Один из таких терминов — «нулевой просмотр». Это означает, что семья не смотрела телевизор в течение дня. Но если это повторяется на протяжении следующих трех дней, персонал компании звонит в эту семью, чтобы проверить, все ли в порядке с пиплметром и выяснить причины, по которым семья не смотрела телевизор (были в отпуске, например).
Второй термин — «ленивый просмотр». Имеется ввиду, что хотя телевизор и был включен, никто из зрителей не нажал свою кнопку. В этом случае семье также звонят и выясняют причину. Когда причиной является лень, об ответственности в исследовании напоминают. Если же это повторяется, то пиплметр изымают и устанавливают в другую семью с аналогичными социально-демографическими характеристиками. Да, кстати, установка пиплметра в семье оплачивается. Каждый из совершеннолетних членов семьи получает «зарплату» — небольшое денежное вознаграждение за то, что помогает подсчитывать рейтинг. С семьей подписывается договор, по которому члены семьи обязаны при просмотре телевизора пользоваться пиплметром.
Проверяется также, правильно ли члены семьи пользуются пиплметром. Этот тип контроля называется «проверка совпадений». Каждую неделю произвольным образом выбирается 10 семей, им звонят в разное время и спрашивают, кто и какой канал смотрит в данный момент. Полученные ответы сравниваются с пиплметрическими данными. Самые ответственные семьи в конце учетного периода (как правило, это 1 год) получают подарки, которые могут выбрать из каталога. Средний размер подарка — у.е. в год.
Кто же участвует в данных исследованиях и как выбираются семьи, ведь по статистике каждый человек, который нажимает на кнопку пиплметра, представляет до тысячи телезрителей?
Условно Россия делится на 8 статистических регионов, в каждом количество проживающих примерно одинаково. Количество определяют по данным переписи населения и базы избирательных округов и участков. Данные проверяют, анкетируя семьи, а на основе ответов формируют социально-демографическую картину, которая в деталях информирует о характеристиках людей, проживающих на данной территории.
Выбор семей происходит по системе случайного отбора. Представители компании проводят беседу с выбранными семьями, опрашивают их по определенной анкете. Согласие участвовать в исследовании должны подтвердить все члены семьи. При этом им гарантируется полная анонимность и объясняется, что участие в исследовании имеет важное значение для определения аудитории телепередач. Семья также имеет возможность убедиться, что оснащение, которое используется для измерения, безвредно не только для для здоровья членов семьи, но и для телевизора.
Для участия в замере рейтингов подходят только полные семьи, где один из членов семьи не работает (категория домохозяек) и есть не менее 2 детей. Социальное положение семьи может варьироваться: от обеспеченных семей до семей с низким достатком. Количество семей в каждой социальной категории одинаково в рамках статистической погрешности (до 1-2%), так же, как и количество лиц с высшим образованием, средним, техническим, и т.д.
Таким образом, ежедневно каждый канал получает отчет о том, кто и что смотрел.
Как и зачем считают рейтинг
От чего зависит судьба телевизионных программ?
1. Медиаизмерения
Измерение аудитории СМИ обеспечивают индустрию информацией, необходимой для анализа рынка и ведения бизнеса, выступают в качестве валюты в сделках по купле-продаже аудитории и в качестве важного инструмента маркетинга медиакомпаний.
Судьба телевизионных программ зависит от рейтингов. Программы, рейтинги которых не соответствуют приемлемым значениям, вероятно, будут закрыты или, по крайней мере, перемещены в другое место сетки. А те шоу или сериалы, чьи рейтинги превзошли ожидания программного директора, скорее всего, получат продолжение в виде новых «сезонов».
Основную работу по оценке и продаже аудитории от имени медиакомпаний выполняют профессиональные селлерские рекламные агентства (медиаселлеры, сейлз-хаусы).
На основе данных медиаизмерений сейлз-хаусы анализируют спрос и предложение на рынке аудиторий, устанавливают базовую цену на аудиторию, прогнозируют рейтинги, размещают рекламу в медиаконтенте с учётом медиаплана.
Фирмы, измеряющие аудитории, формируют выборку из населения как целого и измеряют поведение только этой выборки; затем полученные данные распространяются на всё население.
Рейтинговые измерения проводятся практически непрерывно, изо дня в день, поскольку участникам рынка всегда нужны самые свежие данные об аудитории СМИ.
2. Измерение рейтинга
Пиплметр подключается ко всем телевизорам в семьях-участниках исследования и автоматически собирают всю информацию о том, кто, когда, сколько и какой канал смотрел. Каждый член домохозяйства должен лишь нажимать персональную кнопку на пульте каждый раз, когда начинает и заканчивает просмотр. Данные о телесмотрении хранятся в памяти пиплметра и в ночное время суток автоматически сбрасываются в центр обработки данных.
Основными показателями объёмов телевизионной аудитории обычно считаются рейтинг и доля.
Как ТВ каналы определяют количество зрителей и рейтинги телепередач.
Ещё в 2016 году 1 канал сделал заявление, что отказывается от трансляций хоккейных матчей кубка первого канала, обосновав это потерей интереса телеаудитории к трансляциям спортивных соревнований. Тогда резонно возникает вопрос: каким же образом ТВ каналы определяют собственную телеаудиторию и рейтинги передач.
С помощью «Пиплметров». Это такое специальное электронное приспособление, подсоединяемое к телевизору, и предназначается оно для сбора сведений об аудитории телевидения. «Пиплметры» устанавливают в жилье тех зрителей, кто дал согласие принимать участие в исследовании. Прибор зафиксирует включение и отключение телевизора, переключение с канала на канал специальном пульте. Изначально в подобных исследованиях рейтингов были заинтересованы рекламные компании. Для них было важно, чтобы их реклам увидела как можно большая телеаудитория. А для этого необходимо было знать какую телепередачу и на каком именно канале собирается смотреть наибольшее число зрителей.
Еще одним из простых способов является обычный опрос граждан. К примеру если в городе проживает 1 млн человек, из них опрашивают 1000, из которых 100 человек смотрят конкретную телепередачу. После этого определяется процентное соотношение (10 %) и получается итог: что данную программу смотрят 100000 человек.
Вполне вероятно что с развитием современных технологий нами уже приобретаются телевизоры, в которых встроен специальный датчик, который фиксирует, что мы смотрим, а что нет.
В любом случае никто не даст точной и конкретной оценки. Все эти данные различаются и в состоянии определить только приблизительную телеаудиторию.