как то что мы смотрим влияет на нас
Мы – то, что мы смотрим? Как выбор телешоу характеризует нас
Скажи мне, что ты смотришь, и я скажу, кто ты: согласно одному из исследований, некоторые категории поклонников телешоу отличаются более высокими стандартами нравственности. Разбираемся вместе с обозревателем Big Think Аной Санду, что такое «этика заботы» и «этика справедливости», чем отличаются друг от друга поклонники информационных программ и любители художественных фильмов и сериалов и что нам дает возможность представлять себя на месте вымышленных персонажей.
Влияет ли ваш выбор ТВ-шоу на то, насколько вы добры по отношению к другим людям? Новое исследование рассматривает влияние различных телевизионных программ на моральное воображение людей и показывает, как разные типы зрителей размышляют о вопросах этики и морали.
Философ из США Ричард Рорти высказал предположение, что мы развиваемся не тогда, когда изучаем теории и усваиваем правила, а когда представляем себя на месте вымышленных литературных героев. Мы представляем себя в разных ситуациях, ставя себя на место других людей, перебираем разные сценарии и в результате становимся дружелюбнее к окружающим в реальной жизни. Но действует ли эта теория в отношении телешоу?
Разные уроки для разных зрителей
Исследователи разделили телевизионный контент на две группы: тот, в котором доминирует так называемая «этика справедливости», и тот, где преобладает «этика заботы».
В основе первой лежат строгие правила и принципы, вторая в большей степени связана с конкретными обстоятельствами и чувствами участников. Человек, сделавший выбор в пользу «этики заботы», склонен принимать правило «поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой» и применять его к каждой ситуации, с которой он сталкивается. При этом он больше уделяет внимания контексту событий, прежде чем дает им моральную оценку.
По данным исследования, документальные фильмы, выпуски новостей, информационные программы транслируют «этику справедливости», в то время как сериалы, драмы и другие истории с вымышленным сюжетом основываются на «этике заботы».
Телезрителей также можно разделить на три группы в зависимости от предпочтений: те, кто заинтересован в получении информации; любители развлечений и вымышленных миров; те, кто смотрит «всё по чуть-чуть». Представители первой категории придерживаются самых строгих моральных принципов. Они оценивают каждое своё решение с точки зрения последствий для окружающих, всегда помнят о том, что у любого конфликта две стороны, и знают о сложности человеческой натуры.
Что касается морального содержания, «искатели информации», как правило, больше размышляют об «этике справедливости» относительно ситуаций, в которые вовлечены мужчины, в то время как любители художественных фильмов и развлекательных шоу склонны размышлять об «этике заботы» в историях с участием женских персонажей.
Представители третьей категории гораздо реже мыслят высокими категориями морали, зато наиболее подвержены воздействию женщин-агентов морали.
Удивительный парадокс: чем чаще мы видим на экране женщин-проводников морали, тем меньше мы размышляем о вопросах этики.
Другие интересные находки исследователей: представительницы прекрасного пола склонны рефлексировать больше, чем мужчины, и они лучше разбираются в людях (как и фанаты художественных произведений).
Разнообразие программ также играет свою роль. Чем больше передач, затрагивающих вопросы этики, мы смотрим, тем более активными поборниками нравственности мы становимся.
ТВ и «моральное воображение»
Трудно поверить, но, читая книги или занимаясь просмотром передач, мы оказываемся в привилегированном положении: мы наблюдаем за людьми, которые вступают в борьбу и оказываются в сложных ситуациях, и оцениваем их поведение. Сопереживая воображаемым персонажам и решая для себя, что они должны и не должны делать, мы экспериментируем со сложными моральными сценариями, избегая последствий этих экспериментов в реальной жизни.
Когда представители университета Erasmus (Нидерланды) Тони Крижнен и Марк Вербурд изучали разные виды морального содержания телевизионного контента, они исходили именно из такого взгляда на моральное воображение. Ученые составили выборку из пятисот телезрителей в возрасте от 12 до 98 лет и задали им вопросы о ТВ-предпочтениях и их взглядах на мораль. Крижнен и Вербурд расставили жанры в определённом порядке: от новостей и документалистики до ситкомов и драматических кинолент. Также они разделили телевизионный контент на две группы: к одной относились те шоу, которые отражают реальность, к другой те, в которых представлены воображаемые миры.
Эмпатия и познание в процессе размышлений о морали
Известные философы (среди них Ричард Рорти и Марта Нуссбаум) много писали о художественной литературе и о том, как глубокий эмоциональный опыт, который она нам дает, развивает в нас эмпатию и создаёт из нас лучшие версии себя самих. Однако в этом исследовании главная роль отводится фактору разума, а не чувств. Вспомним, что «искатели информации» склонны к рефлексии. Значит, когнитивный аспект важнее эмоционального.
Другой вывод: телешоу заставляют нас сопереживать героям меньше, чем литературные произведения. Влияние этих двух категорий контента также неодинаково. Вероятно, это происходит потому, что чтение требует больше времени и больше усилий. К тому же герои литературных произведений обычно обладают целостным и сложным для изучения характером.
Чтобы сделать вывод о различиях между чтением и просмотром шоу, нам нужно провести ещё немало исследований. Но уже сейчас мы можем спросить себя: «Что я сейчас смотрю? Сделает ли меня лучше эта программа?»
Как книги, песни и фильмы влияют на судьбу человека
21 апреля 2016 1 394
Любая информация, поступающая к нам, если она трогает нас за живое, отправляется в подсознание и записывается там. А записавшись, ждет своего часа, чтобы воплотиться в нашей реальности. Конечно, если мы увидели один – два раза то, что нам не понравилось, оно может пройти мимо нас.
Но если это будет постоянно мелькать перед глазами, оно незаметно станет частью нашей жизни.
Именно по этой причине многие эксперты в области саморазвития не советуют слишком часто читать и смотреть негативные новости. А вот на позитивные новости, напротив, рекомендуют обращать как можно больше внимания.
Смотрите на мир позитивно!
Но помимо новостей, таким же свойством обладают книги, песни и фильмы. То есть, то что мы регулярно читаем, слушаем и смотрим, может как улучшить, так и ухудшить нашу жизнь.
Одна моя знакомая постоянно жаловалась на то, что ей катастрофически не везет в личной жизни. Все ее попытки создать счастливые отношения заканчивались неудачей. При этом девушка обладала очень яркой внешностью, мужчины просто засматривались на нее. Тем не менее, большую часть времени она почему то была одна.
Как то раз нам пришлось вместе с ней участвовать в одном совместном проекте. И вот что я заметил. Девушка почти целыми днями слушала музыку, в основном грустные песни о любви. Исполнители были разные, но суть песен одна: влюбленные расстались, жених ушел к другой, невесту увел друг, с осенью пришла разлука и т.д. И так с утра до вечера.
А потом я почувствовал, как мне самому становится грустно и все люди вокруг кажутся несчастными. Тогда я не выдержал и воскликнул.
– Светлана, ну сколько можно?!
– А что такого? – Удивилась девушка. – Красивые песни.
– Да, только очень грустные. Ну, можно их иногда послушать, не спорю. Но не целыми же днями!
– И потом, – добавил я, – частое прослушивание грустных композиций, незаметно, но верно перемещает тебя на ту линию жизни, где несчастная любовь становится твоей нормой. Вот потому в твоей жизни все отношения и рушатся.
Девушка тогда на меня обиделась. А напрасно, я ведь действительно ей помочь хотел. Тем более, что вскоре пришлось столкнуться с другой, прямо противоположной ситуацией. Другая знакомая, напротив была очень счастлива в личной жизни. У нее был любимый и любящий муж, двое замечательных детей, интересная работа, хорошее позитивное окружение.
С ней мне тоже пришлось немного поработать. И она тоже любила слушать музыку. Только песни были совершенно другие: веселые, танцевальные, поднимающие настроение.
– Ирина, ты давно слушаешь такую музыку? – Спросил я девушку.
– Да, с детства люблю веселые песни.
– Я тоже. Рад, что наши вкусы совпадают.
Могу с большой уверенностью сказать, что музыкальные вкусы Ирины и ее удачно складывающаяся жизнь являлись звеньями одной цепи. Какую музыку она слушала, такую картину в своей жизни и наблюдала.
То же самое можно сказать про книги и фильмы. То, что человек постоянно читает или смотрит, на чем вольно или невольно зафиксировано его внимание, постепенно становится частью его жизни. Правда, это не означает, что если кто – то часто смотрит фильмы ужасов, в реальной жизни столкнется с оборотнями или вампирами.
Конечно, нет. Но то, что в его жизнь войдут деструктивные энергии, которые негативным образом станут сказываться на дальнейшей судьбе, однозначно.
Точно также, имеет место обратная ситуация. Если человек предпочитает добрые комедии и познавательные приключенческие романы, то и в реальной жизни будет постоянно наблюдать приятные интересные события.
Знаю это на примере нескольких успешных бизнесменов, чей материальный достаток исчисляется большими финансовыми суммами. У каждого дома есть библиотека, в которой собраны книги классиков всех времен, а также много познавательной научной литературы. По телевизору они смотрят в основном научные передачи, а в их автомобилях, в офисе и дома звучит позитивная мажорная музыка.
В этом нет никакой мистики
Любое произведение искусства несет определенные энергетические вибрации. И эти вибрации имеют свойство входить в нашу жизнь. Конечно, не с первого раза. Но при частом соприкосновении с ними, они незаметно, но верно делают свое дело.
И человек, все время читающий книги определенного жанра или смотрящий фильмы на определенную тематику, перемещается на линии жизни, где эти вибрации являются нормой.
Конечно, любой жанр имеет право на существование. Иногда можно послушать лирическую композицию и посмотреть грустную мелодраму.
Порой, это даже идет на пользу. Только не стоит этим злоупотреблять. Если мы хотим жить в счастливом солнечном мире, то выбираемые нами книги, песни и фильмы, в большей степени должны быть тоже приятные и позитивные. Вот тогда их влияние будет положительным и многое начнет складываться наилучшим образом. Удачи вам!
На легендарном
живом тренинге Ицхака Пинтосевича «Genesis –Путь Бабочки (с огнехождением)™» ты получишь море позитивных эмоций и
мотивации! Приходи и измени свою жизнь!
Заглядывая в душу: неожиданные эффекты зрительного контакта
Осторожно — это может снизить ваши познавательные способности и внимание к окружающему миру
Несомненно, с вами бывало такое, когда через шумную, переполненную комнату вы пристально смотрели на другого человека. Это почти как сцена из кино — весь остальной мир становится серым, пока вы и эта другая душа на мгновение оказываетесь связаны взаимным знанием, что она смотрит на вас, а вы на нее.
Конечно, зрительный контакт не всегда бывает таким захватывающим — в конце концов, им сопровождается любая беседа, — но он почти всегда важен. Мы делаем предположения о личности людей, основываясь на том, как часто они смотрят нам в глаза или отворачиваются во время разговора. А когда мы проходим мимо незнакомцев на улице или в каком-либо другом общественном месте, мы можем почувствовать себя отверженными, если они не смотрят нам в глаза.
Все это нам известно из повседневного опыта. Но психологи и нейробиологи изучали зрительный контакт на протяжении десятилетий, и их интригующие находки говорят гораздо больше о его силе, включая то, что выдают наши глаза, и как зрительный контакт меняет то, что мы думаем о человеке, смотрящем на нас.
Например, недавнее открытие гласит, что когда мы пристально на кого-то смотрим, это занимает все наше внимание, и нас меньше заботит, что еще происходит вокруг (это то, что я имел в виду, говоря о «сером мире»). Кроме того, когда мы встречаемся взглядом с кем-то, почти сразу в мозгу запускается множество разных процессов, поскольку мы понимаем, что имеем дело с сознанием другого человека, который в настоящее время смотрит на нас. В результате мы лучше понимаем, что у этого человека есть собственный разум и взгляд на вещи — и, в свою очередь, это делает нас самих более сознательными.
Эти эффекты особенно хорошо можно обнаружить, если пристально рассмотреть обезьяну или примата в зоопарке: почти невозможно не почувствовать, что они — сознательные существа, которые оценивают и изучают вас. Даже если смотреть на портрет человека, который, кажется, смотрит вам прямо в глаза, это вызывает всплеск мозговой активности, связанной с социальным познанием — то есть в тех областях мозга, которые ответственны за мысли о себе и других.
Это осознание того, что мы – объект внимания другого разума, весьма драматично, и не удивительно, что нас это сильно отвлекает. Рассмотрим недавнее исследование японских ученых. Добровольцы смотрели на лицо человека на видео, одновременно выполняя словесные задачи — им нужно было предлагать глаголы, соответствующие различным существительным (например, если они слышали существительное «молоко», подходящим ответом был бы глагол «выпить»). Важно отметить, что задача вызывала у участников гораздо больше трудностей (но только в случае сложных существительных), когда лицо на видео, казалось, смотрело им в глаза. По мнению исследователей, такой эффект возник потому, что зрительный контакт — даже с незнакомым человеком на видео — настолько интенсивен, что истощает наши когнитивные резервы.
Аналогичное исследование показало, что взгляд «глаза в глаза» также влияет на рабочую память (способность удерживать и использовать информацию в течение коротких периодов времени), воображение и умственный контроль в смысле нашей способности пропускать нерелевантную информацию. Возможно, вы испытывали эти эффекты на себе, когда, не отдавая себе отчета, разрывали зрительный контакт с другим человеком, чтобы лучше сконцентрироваться на том, о чем говорите или думаете. Некоторые психологи даже рекомендуют смотреть в сторону, чтобы помочь маленьким детям отвечать на вопросы.
Исследования также показывают, что зрительный контакт формирует наше восприятие другого человека, который встречается с нами взглядом. Например, мы обычно воспринимаем людей, которые дольше смотрят в глаза, как более умных, более добросовестных и искренних (по крайней мере, в западных культурах), и мы больше верим в то, что они говорят.
Конечно, слишком длинный зрительный контакт может принести дискомфорт — и люди, которые смотрят, не отпуская глаз, могут показаться нам неприятными. Недавно психологи провели исследование в научном музее, пытаясь установить предпочтительную продолжительность зрительного контакта. Они пришли к выводу, что в среднем он составляет три секунды (и никому не нравились взгляды, которые длились более девяти секунд).
Еще один задокументированный эффект взгляда глаза в глаза может помочь объяснить, почему этот момент зрительного контакта через комнату иногда может быть настолько убедительным. Недавнее исследование показало, что такой взгляд приводит в некотором смысле к объединению себя и другого человека: мы считаем незнакомцев, с которыми установили зрительный контакт, более похожими на нас с точки зрения их личности и внешнего вида. Возможно, в правильной ситуации, когда все остальные заняты разговором друг с другом, этот эффект усиливает ощущение, что вы и тот человек, который смотрит вам в глаза, переживаете особый момент.
Химия зрительного контакта на этом не заканчивается. Если вы решите приблизиться, то обнаружите, что зрительный контакт также соединяет вас друг с другом по-другому, в процессе, известном как «мимикрия зрачка». Он подразумевает, что зрачки двух людей расширяются и сжимаются синхронно. Это считается формой подсознательной социальной мимики — своего рода окулярный танец, если быть более романтичным.
Но в последнее время наблюдается некоторый скептицизм по этому поводу: исследователи говорят, что это явление — просто реакция на изменение яркости глаз другого человека (вблизи, когда зрачки другого человека расширяются, глаза его становятся темнее, из-за чего ваши собственные зрачки расширяются тоже).
Это не значит, что расширение зрачка не несет психологического значения. На самом деле, в 1960-х годах психологи изучали расширение зрачков при возбуждении или стимулировании (в физиологическом смысле), будь то из-за интеллектуального, эмоционального, эстетического или сексуального интереса. Так родилась дискуссия о том, воспринимаются ли наблюдателями лица с более расширенными зрачками (иногда воспринимаемые как признак сексуального интереса) как более привлекательные. По крайней мере, некоторые исследования — как проведенные несколько десятилетий назад, так и более поздние — предполагают, что так и есть, и мы также знаем, что наш мозг автоматически обрабатывает расширение зрачков других людей. В любом случае, за столетия до этого исследования народная мудрость гласила, что расширенные зрачки привлекательны. В разные периоды истории женщины даже использовали экстракт растения, чтобы сознательно расширить свои зрачки и сделать себя более привлекательными (отсюда и разговорное название растения: «белладонна»).
Но не только зрачки могут передавать сообщения другому человеку. Недавние исследования показывают, что мы можем читать сложные эмоции по глазным мышцам — то есть щурится ли человек или широко раскрывает глаза. Например, когда такая эмоция, как отвращение, заставляет нас прищурить глаза, это «выражение глаз» — как и выражение лица — также показывает наше отвращение к другим.
Еще одна важная особенность глаз — лимбальные кольца: темные круги, окружающие радужную оболочку. Последние данные свидетельствуют о том, что эти лимбальные кольца чаще видны у более молодых и здоровых людей, и те, кто смотрит им в глаза, понимают это на каком-то уровне. Поэтому гетеросексуальные женщины, которые ищут партнера для краткосрочной интрижки, считают мужчин с хорошо видимыми лимбальными кольцами более здоровыми и желанными.
Все эти исследования доказывают старую пословицу, которая гласит, что глаза — это зеркало души. Есть нечто невероятно мощное в том, чтобы смотреть глубоко в глаза другого человека. Говорят, что глаза — единственная часть нашего мозга, которая напрямую связана с миром.
Задумайтесь: возможно, когда вы смотрите другому человеку в глаза, вы находитесь так близко, что могли бы «прикоснуться к мозгу» — или прикоснуться к душе, если сказать более поэтично. Учитывая эту интенсивную близость, не удивляйтесь, что если вы приглушите свет и будете смотреть в глаза другого человека 10 минут без перерыва, то обнаружите, как начинают происходить странные вещи. Возможно, более странные, чем вы когда-либо переживали раньше.
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Мы – то, что мы смотрим? Как выбор телешоу характеризует нас
Скажи мне, что ты смотришь, и я скажу, кто ты: согласно одному из исследований, некоторые категории поклонников телешоу отличаются более высокими стандартами нравственности. Разбираемся вместе с обозревателем Big Think Аной Санду, что такое «этика заботы» и «этика справедливости», чем отличаются друг от друга поклонники информационных программ и любители художественных фильмов и сериалов и что нам дает возможность представлять себя на месте вымышленных персонажей.
Влияет ли ваш выбор ТВ-шоу на то, насколько вы добры по отношению к другим людям? Новое исследование рассматривает влияние различных телевизионных программ на моральное воображение людей и показывает, как разные типы зрителей размышляют о вопросах этики и морали. Философ из США Ричард Рорти высказал предположение, что мы развиваемся не тогда, когда изучаем теории и усваиваем правила, а когда представляем себя на месте вымышленных литературных героев. Мы представляем себя в разных ситуациях, ставя себя на место других людей, перебираем разные сценарии и в результате становимся дружелюбнее к окружающим в реальной жизни. Но действует ли эта теория в отношении телешоу?
Разные уроки для разных зрителей
Исследователи разделили телевизионный контент на две группы: тот, в котором доминирует так называемая «этика справедливости», и тот, где преобладает «этика заботы». В основе первой лежат строгие правила и принципы, вторая в большей степени связана с конкретными обстоятельствами и чувствами участников. Человек, сделавший выбор в пользу «этики заботы», склонен принимать правило «поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой» и применять его к каждой ситуации, с которой он сталкивается. При этом он больше уделяет внимания контексту событий, прежде чем дает им моральную оценку.
По данным исследования, документальные фильмы, выпуски новостей, информационные программы транслируют «этику справедливости», в то время как сериалы, драмы и другие истории с вымышленным сюжетом основываются на «этике заботы».
Телезрителей также можно разделить на три группы в зависимости от предпочтений:
Представители первой категории придерживаются самых строгих моральных принципов. Они оценивают каждое своё решение с точки зрения последствий для окружающих, всегда помнят о том, что у любого конфликта две стороны, и знают о сложности человеческой натуры. Что касается морального содержания, «искатели информации», как правило, больше размышляют об «этике справедливости» относительно ситуаций, в которые вовлечены мужчины, в то время как любители художественных фильмов и развлекательных шоу склонны размышлять об «этике заботы» в историях с участием женских персонажей.
Представители третьей категории гораздо реже мыслят высокими категориями морали, зато наиболее подвержены воздействию женщин-агентов морали.
Удивительный парадокс: чем чаще мы видим на экране женщин-проводников морали, тем меньше мы размышляем о вопросах этики.
Другие интересные находки исследователей: представительницы прекрасного пола склонны рефлексировать больше, чем мужчины, и они лучше разбираются в людях (как и фанаты художественных произведений).
Разнообразие программ также играет свою роль. Чем больше передач, затрагивающих вопросы этики, мы смотрим, тем более активными поборниками нравственности мы становимся.
ТВ и «моральное воображение»
Трудно поверить, но, читая книги или занимаясь просмотром передач, мы оказываемся в привилегированном положении: мы наблюдаем за людьми, которые вступают в борьбу и оказываются в сложных ситуациях, и оцениваем их поведение. Сопереживая воображаемым персонажам и решая для себя, что они должны и не должны делать, мы экспериментируем со сложными моральными сценариями, избегая последствий этих экспериментов в реальной жизни.
Когда представители университета Erasmus (Нидерланды) Тони Крижнен и Марк Вербурд изучали разные виды морального содержания телевизионного контента, они исходили именно из такого взгляда на моральное воображение. Ученые составили выборку из пятисот телезрителей в возрасте от 12 до 98 лет и задали им вопросы о ТВ-предпочтениях и их взглядах на мораль. Крижнен и Вербурд расставили жанры в определённом порядке: от новостей и документалистики до ситкомов и драматических кинолент. Также они разделили телевизионный контент на две группы: к одной относились те шоу, которые отражают реальность, к другой те, в которых представлены воображаемые миры.
Эмпатия и познание в процессе размышлений о морали
Известные философы (среди них Ричард Рорти и Марта Нуссбаум) много писали о художественной литературе и о том, как глубокий эмоциональный опыт, который она нам дает, развивает в нас эмпатию и создаёт из нас лучшие версии себя самих. Однако в этом исследовании главная роль отводится фактору разума, а не чувств. Вспомним, что «искатели информации» склонны к рефлексии. Значит, когнитивный аспект важнее эмоционального.
Другой вывод: телешоу заставляют нас сопереживать героям меньше, чем литературные произведения. Влияние этих двух категорий контента также неодинаково. Вероятно, это происходит потому, что чтение требует больше времени и больше усилий. К тому же герои литературных произведений обычно обладают целостным и сложным для изучения характером.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ: