как тренироваться что где когда
Бой знатоков. Тренировка
Дата: 1996-10-15
Вопрос 1: В каком зарубежном литературном произведении наркоман и ветеран-«афганец» борются с организованной преступностью?
Ответ: «Записки о Шерлоке Холмсе».
Вопрос 2: В Японии на некоторых автострадах развешивают по обочинам красочные детские игрушки. А для чего?
Ответ: Для того чтобы водители не засыпали на монотонной, однообразной трассе.
Комментарий: У них там большой процент аварий из-за того, что водители засыпают за рулем. Уж больно дороги хорошие — без колдобин и крутых поворотов.
Вопрос 3: Наум Коржавин отзывался о нем так:
«Меня, наверно, Бог не звал и вкусом не снабдил утОнченным,
Я полюбил его за то, что он такой законченный».
А Павел Коган, наоборот, сильно его недолюбливал и предпочитал ему несложную геометрическую фигуру. Какую?
Ответ: «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал».
Вопрос 4: В 1902 году некий заключенный на острове Мартиника был посажен в карцер за плохое поведение. Уважаемые знатоки, через одну минуту расскажите мне, какую выгоду он сумел для себя из этого извлечь?
Ответ: В отличие от всего остального населения острова, он остался в живых!
Комментарий: 8 мая 1902 года на острове Мартиника произошло чудовищное извержение вулкана Монпелье. По жертвам (30 тысяч человек) его превосходит только извержение вулкана Кракатау в 1883 году, унесшее жизни 36000 человек. Все население острова погибло, и только узнику подземного карцера удалось выжить, хотя он и провел три пренеприятных дня в карцере. И этот человек стал единственным выжившим 🙂
Автор: ВОЕНКОМ (Урбана-Шампейн)
Вопрос 5: Известно, что попугаи могут разговаривать на многих человеческих языках. А какому языку труднее всего обучить попугая?
Ответ: Языку программирования.
Вопрос 6: Однажды Пикассо сказал человеку, которого рисовал: «Я закончил ваш портрет, а теперь постарайтесь. » Что же, по мнению Пикассо, должен был постараться сделать этот человек?
Ответ: Стать на него похожим.
Вопрос 7: Что финн делает в среднем один раз в минуту, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 170?
Как тренироваться что где когда
По просьбам из комментариев — небольшая статья о том, как научиться брать вопросы «Что? Где? Когда?». Рассчитана на начинающих. Возможно, первая из цикла.
В свое время в журнале ЛКИ уже публиковалась статья «Во что играют знатоки», где тоже есть методы взятия вопросов; здесь я попытался зайти с другой стороны.
На мой взгляд, самое существенное отличие между новичком и опытным игроком — в умении извлекать дополнительную информацию из вопроса.
С точки зрения новичка, для поиска ответа игрок располагает:
а) текстом вопроса;
б) внешними сведениями об упомянутых в вопросе реалиях.
Поэтому он зачастую преувеличивает значение эрудиции (пункт б) для игры в ЧГК, полагая, что игрокам-победителям известны какие-то тайные факты, позволяющие им, в отличие от «простых смертных», взять сложный вопрос. Иногда бывает и так, но гораздо чаще причины другие. И вот одна из них.
Представим себе, что некий вопрос вам задает знакомый (честно желая узнать ответ) — и что точно такой же вопрос вам задается на турнире ЧГК. Во втором случае у вас есть существенная дополнительная информация:
в) это вопрос ЧГК, предназначенный для того, чтобы его взяли.
Умение пользоваться этим фактом — главное, что приобретает игрок с опытом. (Нельзя не отметить, что именно это явление ограничивает применимость навыков ЧГК в реальной жизни.)
Этот прием отчасти подобен известной логической задаче про мудрецов и разноцветные шапки: вывод предлагается делать из того факта, что автор предполагает возможность взятия вопроса. Назовем это «принципом возможности взятия» (ПВВ).
Первый и самый простой вывод: само слово-ответ вам, по всей вероятности, известно.
Например, если нас просят ответить, как что-либо называется по-монгольски, по-армянски или по-ацтекски, это, по всей вероятности, означает, что слово позаимствовано русским языком: никто не ожидает от знатока умения бегло говорить по-ацтекски. Выбор тем самым уже сильно ограничен: на ацтекском мы знаем (с некоторыми искажениями) слова «томат», «шоколад»… на худой конец, «аксолотль», но это уже вопрос скорее для «Своей игры».
Далее, это должно быть еще и хорошо выбираемое слово. Так, например, если в вопросе речь идет о поэте, а вас просят назвать его любимую стихотворную форму — о Пушкине и Лермонтове можно сразу забыть, потому что, даже зная точно, что речь идет о них, вы не сможете однозначно назвать ответ. Стоит вместо этого поразмыслить об Омаре Хайяме, Басё или Эдварде Лире. Таким образом вы, по крайней мере, во много раз сократите область перебора.
Обратите внимание: никто не говорит, что вопрос нужно брать с начала. Его можно хватать за любое место, за любую приметную фразу, ограничивающую набор возможных вариантов.
Пользоваться нужно не только тем, что сказано в вопросе, но и тем, чего в вопросе не сказано! Назовем эту разновидность ПВВ «методом многозначительных умолчаний» (ММУ).
Так, например, если в вопросе о спрашиваемой личности используются нейтральные выражения («персона», «особа») и ничто не указывает на ее пол — вероятно, это не случайно: пол особы в этом контексте «неожиданный». Скажем, если речь идет о воине — то стоит подумать о кавалерист-девице или амазонке Ипполите, а если герой вопроса стоит в одном смысловом ряду с несколькими дамами — то, напротив, искать стоит мужчину.
Если герой вопроса обтекаемо назван «монархом» или «правителем», то это, весьма вероятно, потому, что настоящий его титул явно укажет на ответ. Стало быть, вряд ли это «банальный» король, скорее шахиншах, консул или штатгальтер.
Это сравнительно простые примеры, при некотором опыте ММУ идет гораздо дальше. Если бы вы писали этот вопрос, вы бы указали конкретное произведение Л. Толстого, о котором идет речь? А в вопросе не указано? Это «ж-ж-ж» неспроста!
Теперь зададимся вопросом: как тренировать ПВВ. Тут зачастую возникает проблема: легкие вопросы (например, с детских турниров) ПВВ зачастую не требуют, а вопросы высокого уровня трудно взять, и, оказавшись в тупике перед ним, легко сдаться и отказаться от тренировки.
Здесь отлично работает решение задачи вспять: вы смотрите ответ сложного вопроса и строите для себя способ его взятия. При этом нужно исходить из заведомого существования метода, которым вы могли бы взять этот вопрос. Ситуация, когда нужны какие-то экзотические сведения, встречается, но в сотню раз реже, чем полагают новички. И поначалу стоит исходить из того, что неизвестная вам информация вам не пригодится.
Повторюсь, главное — сразу отказаться от мысли, что для взятия вопроса вам не хватает эрудиции! Конечно, если в ответе от вас требуют назвать по имени вождя племени агути Дундук-Кирдыка, а вы об этом достойном муже слышите впервые, то этот вопрос и в самом деле следует «списать в брак»: видимо, он рассчитан не на вас. А вот если Дундук-Кирдык упомянут в тексте вопроса, то ваше незнакомство с подробностями его общественной и частной жизни не является оправданием для невзятия. Именно эта ошибка чаще всего мешает научиться брать вопросы ЧГК.
Если найти способ все равно не удалось, можно прочитать комментарий, поискать в интернете и проверить, действительно ли с дополнительными данными (которые широко доступны, но вас почему-либо миновали) вопрос можно взять. Однако делать это надо только после того, как вам не удалось подогнать вопрос под ответ. Можно, к примеру, при тренировке в одиночку подглядеть, в каком веке жил Карл V или кто входил в сборную России по футболу (предполагая, что в реальной команде это кто-нибудь да знает), но более специфичные данные априори будем считать ненужными.
Разумеется, тренироваться нужно на хороших вопросах. Благо в базе вопросов их хватит на много-много тренировок. Новичкам не следует брать «случайный пакет», а стоит тренироваться на реальном наборе вопросов с реального турнира, причем с хорошим редактором (тут начинается «вкусовщина», но я бы назвал хорошими редакторами, например, Евгения Поникарова, Максима Руссо, Константина Науменко, Мишеля Матвеева, Бориса Моносова, Максима Поташева, Илью Иткина, Юрия Выменца). Ни в коем случае не следует тренироваться на вопросах интернет-турниров и телефонных турниров, там совершенно другие законы.
Эту статью прошу считать черновиком. Замечания, дополнения, исправления и вопросы приветствуются.
Что делать, чтобы подготовиться к ЧГК?
Уже совсем скоро, буквально через неделю, у «Школьных проектов» начнется отборочный этап «Что? Где? Когда?». В этой игре, как и почти в любой другой, побеждают обычно команды, которые тренируются и прокачивают свои навыки. Ещё не поздно начать – сейчас как раз объясним, как лучше всего готовиться к турниру.
Во-первых, почитайте советы бывалых: ребята, которые собаку съели на ЧГК, специально для нас рассказали, что для них в играх самое сложное, и какие они придумали лайфхаки, чтобы справляться с волнением и докручивать вопросы.
Во-вторых, есть крутое пособие по подготовке к ЧГК, его написал школьный учитель и постоянный участник разных интеллектуальных игр Алексей Рогачев.
Ну и, наконец, в-третьих: лучшая тренировка – это работа с реальными вопросами. Специально для этого мы будем публиковать пакеты с вопросами, которые были на прошлых наших турнирах ЧГК. Их вполне можно использовать для подготовки к грядущему отбору.
Вопрос 1. Посмотрите на фотографию. Назовите точно день и месяц, в который она была сделана.
Ответ: 24 декабря.
Комментарий: На этой фотографии запечатлены заключённые одной из американских тюрем. Они достали носки в ожидании подарков. По традиции Санта Клаус кладёт подарки в заранее приготовленные носки в ночь с 24 на 25 декабря.
Вопрос 2. Сейчас активно разрабатываются 3D-принтеры и иные технологии, которые смогут позволить получать мясо, не убивая животных. Но биолог Дэниел Паули считает, что к 2026 году все люди и так станут веганами или, как минимум, вегетарианцами. А всё потому, что появится это устройство. Что это за устройство?
Ответ: Устройство для распознавания, расшифровки и передачи эмоций и мыслей животных.
Комментарий: К 2026 году люди, как считает Паули, научатся понимать животных, поскольку появится цифровое устройство для распознавания, расшифровки и передачи эмоций и неоформившихся мыслей животных в форме, понятной человеку. Вследствие этого, разумеется, люди постепенно откажутся от любого мяса, поскольку не смогут соотнести с общественной моралью поедание живых существ, чьи мысли и чувства можно понять. Всё человечество, уверен Паули, станет вегетарианцами.
Вопрос 3. Ни животные, ни растения не способны синтезировать витамин В12. У веганов есть его нехватка, если они не питаются едой, обогащённой этим витамином. У мясоедов же нехватки витамина В12 нет. Объясните, как такое может быть.
Ответ: B12 – единственный витамин, синтезируемый исключительно микроорганизмами: бактериями и актиномицетами. Но находятся эти микроорганизмы только в пищеварительном тракте животных.
Комментарий: В пищевой промышленности многих стран витамин B12 добавляют в такие продукты, как сухие завтраки, шоколадные батончики и энергетические напитки.
Ответ: Запрет на ношение паранджи, принимается также ответ «на ношение никаба».
Комментарий: А здесь можно посмотреть, чем хиджаб, паранджа, никаб и чадра отличаются друг ото друга. Спойлер – чадра и хиджаб не закрывают лицо.
Вопрос 5. Назовите человека, изображенного на этой фотографии.
Ответ: Стив Джобс.
Комментарий: На фото виден фрагмент яблока, закрытый плечом таким образом, что получается что-то похожее на известный логотип фирмы «Apple».
Вопрос 6. Герб какого посёлка изображён на картинке?
Вопрос 7. Перед вами карта. А чему она посвящена?
Вопрос 8. Филипп Халсман фотографировал знаменитостей в необычных позах. Назовите того, кто изображен на этой фотографии, сделанной в 1955 году.
Комментарий: На этой фотографии Шагал будто летит, как и многие персонажи его наиболее известных картин.
Вопрос 9. А теперь для вас настоящий ЧГК-шный вопрос. Это устройство, которое мы могли бы положить в чёрный ящик, изобрёл в 30-е годы прошлого столетия Альфред Уэстон. Сперва главным элементом конструкции был закопчённый стеклянный валик, на котором грифель процарапывал линию записи, затем стали использовать специальные ленты, покрытые маслом или сажей, затем перфоленты, фотоплёнку, и, наконец, магнитную ленту… Не меньше изменилась за прошедшие годы и его внешность. Сейчас его стараются сделать как можно заметнее, но вот название отражает прежнюю внешность. О чём идёт речь?
Ответ: О чёрном ящике.
Ответ: В шведском.
Комментарий: Речь идёт о шведском столе и шведской стенке.
Вопрос 11. Этот российский город-милионник разросся в XX веке из небольшого посёлка, возникшего при строительстве железнодорожной станции.
Ответ: Новосибирск.
Вопрос 12. Впервые эти три слова появились в 1920 году в заглавии книги историка Чарльза Репингтона, посвященной не слишком давним событиям. Назовите эти три слова.
Ответ: Первая мировая война
Комментарий: Схема «раскрутки» вопроса может быть такой: мы знаем, что некий историк написал в 1920 году книгу. Попытаемся понять, чему могла быть посвящена эта книга. Видимо, имеются в виду достаточное известные, крупные события. Что происходило в начале века? Наиболее интересными для историков, как правило, являются войны и революции. Как раз можем припомнить несколько крупных событий — первая мировая война, революции в России и Германии. Но на название из трех слов может претендовать только первая мировая война, так как она называется одинаково во всех языках. Революции же все называют по-разному, да и количество слов там варьируется. Итак, ответ — «первая мировая война».
Вопрос 13. В 1879 году один английский землевладелец потребовал со своих арендаторов повышенной платы за землю. В ответ на это по решению местного профсоюза его наёмные рабочие отказались на него работать, почтальоны — доставлять ему почту, а торговцы стали обходить его имение стороной. Назовите фамилию этого англичанина.
Ответ: Бойкот.
Вопрос 14. В 1966 году СССР посетил президент Франции Шарль Де Голль со своей женой Ивонной. Однако в традиционной программе для первых леди участвовали четыре женщины. Почему четыре?
Ответ: В Советском Союзе статус реального главы государства был неформальным, и через два года после свержения Хрущёва власть всё еще была разделена. Формально первым лицом государства был глава президиума Верховного совета Подгорный, сильные аппаратные позиции были у генерального секретаря КПСС Брежнева, финансы сосредоточились в руках премьера Косыгина. На фотографии, опубликованной в журнале «Paris Match», запечатлены Ивонна де Голль, Виктория Брежнева, Клавдия Косыгина и Елена Подгорная.
Комментарий:Благодаря визиту в Советский Союз генерала Шарля де Голля с супругой, жены первых лиц СССР впервые оказались в публичном пространстве, правда, пока еще не СССР, а Франции. Мир впервые увидел их в журнале Paris Match.
Вопрос 15. Поговорим о тех, кто работает хорошо. Увидев по телевизору, как слаженно и быстро работают сотрудники этих компаний, детские кардиохирурги лондонской больницы обратились за консультацией к специалистам одной из них. Хирурги решили, что такой опыт может пригодиться при передаче детей из операционной в отделение интенсивной терапии. Что именно смотрели по телевизору хирурги?
Ответ: Автогонки «Формула-1».
Комментарий: Их впечатлила работа механиков компании «Макларен» в боксах.
Вопрос 16. Автор вопроса обнаружил данное сооружение на окраине города Ноябрьск. Позже он узнал, что подобные сооружёния распространены во многих отдалённых городах и посёлках России. Напишите максимально точно, для чего устанавливаются данные сооружения?
Ответ: Для того, чтобы можно было спрятаться от медведей.
Вопрос 17. Какие 4 буквы остались под знаком вопроса?
Ответ: UEFA (УЕФА)
Вопрос 18. Перед вами – известнейшие футболисты конца 90-х и начала 2000-х Зинедин Зедан и Алессандро Дель Пьеро. В комментарии к этой фотографии были упомянуты первая и вторая. Назовите первую и вторую.
Ответ: Эйфелева башня и Пизанская башня.
Вопрос 19. Вопрос для любителей литературы. Странные законы есть не только в США. Один из французских законов, появившийся, скорее всего, при Наполеоне, запрещает называть определенное домашнее животное определенным именем. Назовите англичанина, который «нарушил» этот закон в середине двадцатого века.
Ответ: Джордж Оруэлл.
Комментарий: Джордж Оруэлл в «Скотном дворе» назвал одну из свиней Наполеоном.
Вопрос 20. Стена и Сенат, кариес и секира, пропуск и пропуск. Заполните пропуски в последовательности двумя видами спорта: зимним — командным, и летним — игровым.
Ответ: Бобслей и бейсбол.
Комментарий: Анаграммы. «Стена» и «сенат» — пять букв; «кариес» и «секира» — шесть букв.
Вопрос 21. Перед вами флаги трёх государств. На каждом из них отсутствует какая-то деталь. Напишите, пожалуйста, по какому принципу мы их объединили?
Вопрос 22. В 2011 году могилу Оскара Уайльда обнесли стеклянным ограждением, чтобы защитить памятник от её разрушающего воздействия. У людей она может вызвать аллергию, проблемы с пищеварением и кариес. Назовите её двумя словами.
Ответ: Губная помада.
Комментарий: Поклонники целовали памятник.
Вопрос 23. Вопрос, за который можно получить несколько баллов. На ответ даётся 2 минуты. По какому принципу выделены страны, раскрашенные в разные цвета? За каждый правильный ответ – 0, 5 балла.
Вопрос 24. Вот уже несколько лет каждый год в один и тот же праздничный день в одном из городов мира автобусный маршрут К155 немного изменяет своё название. Напишите название маршрута, высвечивающееся на автобусе в этот праздничный день и праздник.
Ответ: День святого Валентина.
Зачёт: День всех влюбленных.
Как прокачать мозги: игроки «Что? Где? Когда?» дают мастер-класс
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в этом телесезоне отмечает сорокалетие, переживая невероятный ренессанс зрительского интереса. Петербургские знатоки всегда были и остаются самыми мудрыми, патриотично считаем мы. И поэтому срочно записались к ним на тренинг умственного роста.
Михаил Мун
Играет в элитарном телеклубе с 1997 года и давно завоевал заветную «Хрустальную сову». А в обычной жизни работает коммерческим директором компании, занимающейся импортом химического сырья, и ведет ток-шоу «Футбольное обострение» на «Радио Зенит».
Вы наверняка с детства смотрели игру? А как в нее попасть?
Да, конечно, с детства. В Советском Союзе особенно и делать-то больше было нечего: люди играли в шахматы по переписке, собирали марки и смотрели по телевизору передачу Владимира Ворошилова. В 1991 году я поступил в университет и пришел в «Коломну», клуб по спортивному «Что? Где? Когда?». Это действительно спорт: несколько команд собираются в одном зале, всем задаются одни и те же вопросы, ответы пишут на бумажках. Цель — дать больше правильных ответов, чем конкуренты. То есть можно реально подсчитать, кто лучше играет. Движение существует даже в небольших городах, а также в Америке, Израиле, Германии — всюду, где есть русские диаспоры. В чемпионатах мира по этой интеллектуальной дисциплине участвуют игроки из двух десятков стран. И тем, кто хочет попасть в телеигру, есть смысл заниматься таким спортом, потому что очень большой процент успешности знатока — это опыт, наигрыш, овладение метаязыком, на котором пишутся вопросы. Ведь обычный человек не сможет с ходу уловить, где в вопросе ключевой момент, и поэтому ему гораздо сложнее встать на правильный ход мыслей. У нас благодаря опыту это уже получается автоматически. Мы сразу понимаем: вот это слово тут подозрительное, значит оно является подсказкой. А когда весь вопрос про писателя, а в конце просят назвать произведение, то вполне вероятно, что это будет музыкальное произведение или картина, а вовсе не книга.
В чем феномен программы «Что? Где? Когда?», благодаря которому она живет так долго?
Можете все-таки посоветовать, как стать умнее других?
Давайте сразу расставим точки над i: человек, который лучше другого играет в «Что? Где? Когда?», всего лишь лучше другого играет в «Что? Где? Когда?». Он не умнее, не интеллектуальнее, не эрудированнее многих других. То есть может быть да, а может быть и нет. Да, понятно, что у всех знатоков есть высшее образование, мы довольно начитанны. Но в остальном — совершенно среднестатистические люди, которые просто приобрели навык отвечать на вопросы в телеигре. Для чего (и это тоже правило Владимира Ворошилова, которое до сих пор соблюдается) достаточно общекультурного уровня и программы средней школы. То, что можно действительно натренировать, — это умение слушать и слышать других, быстро воспринимать суть их мыслей. Нужно выхватить из избыточного, противоречивого и не всегда связного потока слов, который на тебя выбрасывает партнер по команде, правильную суть и домыслить ее внутри себя. А с другой стороны — уметь максимально четко сформулировать собственную мысль, уметь ее донести именно на том языке, на котором наиболее оптимально ее воспримет твой партнер. Это то, что называется внутрикомандная химия. И самое главное — развивать в себе критическое мышление. Оно формулируется одной фразой: «Если я что-то знаю, то я всегда должен задумываться о том, а почему я думаю, что я это знаю?» То есть нет вообще никаких аксиом, кроме самых-самых базовых, а все остальное всегда нужно подвергать сомнению. Таким образом можно бороться и с промыванием мозгов, и с манипулированием тобой другими людьми. Правда, это добавляет завышенную самооценку, потому что ты начинаешь уметь делать то, что не умеет делать восемьдесят процентов людей. (Смеется.)
Михаил Скипский
Обладатель «Хрустальной совы», учитель географии в Аничковом лицее и тренер детских команд «Что? Где? Когда?» за десять лет последовательно прошел все ступени этой интеллектуальной пирамиды — школьную лигу, затем студенческую и взрослую, телевизионный «Брэйн ринг», суперлигу Международной ассоциации клубов и, наконец, попал в телеигру, с которой все это движение и началось.
Как вы пришли в «Что? Где? Когда?»
Путь знатока, это что-то из кунг-фу: я начал играть в школе в девятом классе, через пару лет мы заняли третье место на главном городском школьном турнире по «Что? Где? Когда?» — это было очень круто, на нас сразу обратили внимание. Мы играли все студенческие годы, по окончании института меня стали приглашать в сильные городские команды, затем в телевизионный «Брэйн ринг». Его снимали те же люди, что и «Что? Где? Когда?», и меня позвали на первый отбор в телеигру, через полтора года — на следующий отбор, и еще года через полтора я оказался в команде Алексея Блинова вместе с сильнейшими — Аскеровым, Орловой, Друзем, Рубиным. И вообще не понимал тогда, зачем я там нужен. На второй игре предложил версию, а на третьей — правильную версию. Возможно, вся эта история про то, что попадают в клуб те, кто любит игру больше, чем все остальное.
Какие вопросы остаются в памяти?
Те, которые неожиданно стали решающими. Так, в финале прошлой серии игр при счете 5:5 прозвучал вопрос, который у нас не было времени обсуждать, и мы на него ответили неверно. Телезрители выиграли 6:5, и автор этого вопроса получил все: «Бриллиантовую сову», титул, деньги. А вопрос был несложный: «В Сиднее на Новый год делают фейерверк в полночь, но перед этим устраивают такой же в девять часов вечера. Для кого этот фейерверк?» Правильный ответ: для маленьких детей, которым нужно ложиться спать. В идеале, как нам говорил Александр Друзь еще в начале хороший вопрос — это что-то из серии «неизвестное об известном», и строится он в рамках школьной программы.
И как научиться на такие вопросы отвечать?
Я педагог в разнообразных ДДЮТ и тренирую детские команды «Что? Где? Когда?» — это точно спорт. Есть очки, секунды, количество правильных ответов, кто быстрее, в каком возрасте. Во взрослом спортивном «Что? Где? Когда?» играют почти все телевизионные игроки, чтобы поддерживать себя в форме. С одной стороны, нужен базис начитанности, эрудиция, потому что в вопросе есть два-три ключевых слова, вокруг которых у тебя возникают какие-то облака смысла. Довольно простые ассоциации, и чем этих облаков ассоциаций больше, тем больше шансов на выигрыш. С другой стороны, важно умение выхватывать эти слова из вопроса и именно на них делать акцент во время командного обсуждения. Сейчас у меня есть довольно толковая команда девятиклассников. Они хорошие, начитанные дети, но не могут увидеть в вопросе только одно ключевое слово и минуту его обсуждать. Я придумал для них такое задание: команда делится пополам, половина уходит за дверь, трем оставшимся в комнате ребятам я читаю вопрос, они анализируют текст, выделяют из него пять слов, другие трое возвращаются, и оставшиеся рассказывают им эти пять слов. По этим словам вошедшие должны ответить на вопрос. Третья сложность — момент пересечения облаков ассоциации у игроков. Если это произойдет, то на их стыке и будет ответ. Когда ты начинаешь играть, через какое-то время у тебя случается профессиональная деформация: ты воспринимаешь любую информацию в ракурсе «а могут ли про это спросить?». Писать вопросы самому — очень хорошая самотренировка, потому что ты используешь те же приемы, что и авторы. И необходима отработка командных ролей: так, одни люди придумывают больше версий, а другие медленнее соображают, но лучше работают с текстом.
Ради чего вы играете?
Ради игры. Я двадцать лет в этом движении, и телеигра в Охотничьем домике в Нескучном саду — это, конечно, апофеоз «Что? Где? Когда?», игра в кубе. Против вопросов, против ведущего, против камеры. Я бы сказал, что история со смокингами вокруг зеркального стола — совершенно идеальная. С одной стороны, ты отвечаешь на вопросы, а с другой стороны, волей-неволей играешь на камеру. У тебя невероятный праздник: приезжаешь в пятницу днем в Москву, вечером тренировка, весь день в субботу ты готовишься, в субботу вечером играешь. Полтора дня у тебя день рождения. Жена вокруг тебя ходит, пылинки сдувает, приносит кофе. Разумеется, в игре присутствует и на подкорке происходит что-то околоактерское. С другой стороны, ты, конечно, тешишь собственное тщеславие, потому что в гражданской жизни я школьный учитель, а благодаря участию в телеигре прихожу на родительское собрание и родители как-то по-другому слушают. Это очень удобно. И завуч с тобой по-другому разговаривает. (Смеется.)
Александр Друзь
Первый магистр «Что? Где? Когда?», обладатель шести «Хрустальных сов» и одной «Бриллиантовой» участвует в телеигре 35 лет без перерывов, остается лидером и по числу игр, и по количеству побед в них.
Вы встречались с теми, кто считает, что играет дома у экрана лучше вас?
Конечно, и их множество. Я и сам попал в «Что? Где? Когда?» из-за того, что сидя дома спокойно отвечал на вопросы телезрителей, пока ребята в телевизоре мучились и не всегда отвечали правильно. Поэтому когда в 1981 году увидел в конце программы приглашение тем, кто считает себя не хуже знатоков, тут же послал заявку. Но оказавшись внутри игры, я понял, что у меня был «синдром диванного знатока»: человек играет тем лучше, чем дальше он находится от волчка. И я не шучу! Это правда. В команде ответить в шесть раз труднее, чем одному, когда ты сам себе хозяин. А с другой стороны, «диванные знатоки» играют лучше всех, потому что находятся всемером — слушают мнения всех, кто за столом, да еще могут иметь и собственное.
Как натренировать себя на победу?
Знать все невозможно. «Что? Где? Когда?» — это игра про интеллект, а не про эрудицию. Необходимо тренировать аналитическое и логическое мышление: нужно ходить по улице «раскрывши рот», впитывая нюансы даже на давно знакомом маршруте, видеть то, что происходит вокруг тебя, и, самое главное, понимать, почему это произошло.
Алена Повышева
Капитан команды в телеигре с 2011 года. Несколько лет назад переехала из Минска в Петербург, где работает PR-менеджером бренда befree.
Можете привести пример яркого мыслительного процесса, который остался у вас в памяти?
Однажды нам вынесли здоровенную деревянную штуку, и нужно было понять, зачем она нужна. Каждый по цепочке что-то от себя добавил, и секунде к пятидесятой из этих кусочков родился ответ: этой штуковиной околачивают кедры, чтобы добыть шишки. Далеко не самый сложный вопрос, но запоминаются такие моменты — когда все понемногу вкладывают, подхватывают мысли друг друга и за несколько секунд до конца рождается правильный ответ.
Как «прокачиваете» себя к игре?
Перед любой умственной работой полезно расшевелить мозг, и для этого есть простая игра «Шапка»: каждый игрок пишет на небольших листочках по десять-пятнадцать слов, их складывают в шляпу, игроки разбиваются на пары. Первый достает листок со словом и за пятнадцать секунд старается объяснить партнеру это слово без использования однокоренных, если партнер угадал — достает следующее слово, если нет — кладет обратно и ход переходит к следующей паре. Выигрывает пара, которая отгадает в сумме больше всех слов.
Источник: www.sobaka.ru
Текст: Наталья Наговицына, Виталий Котов
Фото: Наталья Скворцова
Стиль: Серафима Пашкова
На Михаиле Муне: пиджак, рубашка, брюки и джемпер Sand, ботинки The bootleggers.
На Михаиле Скипском: джемпер Lanvin, рубашка Сanali, брюки Paige.
Благодарим Санкт-Петербургскую Государственную Театральную библиотеку за помощь в организации съемки.
Your browser does not seem to support iframes. Click here to read this PDF.
Скачать ПДФ (706 Кб)