как узнать академическую разницу
Полезный блог для тех, кто учится
Всё об академической разнице при переводе
Если студент захотел сменить университет или специальность, ему нужно подтвердить знания сдачей академической разницы. В этот момент он находится наедине со всеми недостающими зачётами, экзаменами, рефератами и курсовыми. Спросить совета не у кого. Поэтому мы разложили по полочкам процесс перевода.
Что такое академическая разница?
Академическая разница — это недостающие часы подготовки по предметам, рефераты, курсовые, зачёты и экзамены. Она возникает из-за разницы в рабочих программах и учебных планах разных специальностей, факультетов и вузов. Чтобы студенту подтвердили перевод и позволили продолжить обучение, он обязан получить все зачёты и сдать экзамены на оценку не ниже «удовлетворительной».
Объём
Количество предметов для сдачи определяет вуз. Объём академической разницы зависит от продолжительности обучения студента. Чем выше ваш курс, тем больше предметов придётся сдавать при переводе. Поэтому советуем переводиться не позже второго курса.
Как правило, количество предметов для сдачи не превышает 10. При большом объёме академической разницы вуз имеет право отказать в переводе или предложить более низкий курс.
Сроки
Срок сдачи, который назначает вам вуз, может достигать одного года с момента зачисления. Если объём академразницы не такой большой, сдать все недостающие предметы нужно в течение первого семестра. За это время вы должны самостоятельно подготовиться к зачётам и экзаменам и договориться с преподавателями о сдаче.
Также будьте готовы к написанию рефератов, курсовых и лабораторных работ. С ними вас подстрахуют специалисты Мультиворк, которые напишут любую учебную работу в кратчайшие сроки.
Как перевестись на другую специальность
Если вас устраивает университет, но со специальностью вы прогадали, можно перевестись на другой понравившийся факультет внутри вуза. Это можно сделать после окончания учебного курса, но никак не в середине семестра. Объём академической разницы будет значительно меньше, если переводиться после первого или второго курса, так как на младших курсах студенты проходят общие предметы и не углубляются в профессию.
Если вы хотите учиться на платной основе, перевод пройдёт проще. На бюджет можно претендовать только при наличии свободных мест. Вузы обязаны публиковать такую информацию у себя на сайте, поэтому регулярно проверяйте её.
Перед тем как предоставлять документы, поставьте деканат в известность о своём желании сменить специальность. Там вам дадут полный чек-лист того, что нужно для перевода. Обычно он включает:
Если кандидатов на перевод больше, чем свободных мест, принимающая кафедра проводит собеседование, чтобы понять вашу мотивацию. Советуем подготовить мотивационную речь заранее, так как от неё будет зависеть решение комиссии.
Согласно закону «Об образовании» вы можете перевестись практически в любой вуз. Звучит обнадёживающе, но на практике всё не так просто. Будет гораздо проще перевестись в другой вуз на такую же специальность.
Для начала проверьте на сайте выбранного университета наличие мест. Если заявлений подано больше, чем свободных мест, проводится конкурсный отбор. Кстати, если вы бюджетник, но бесплатных мест нет, придётся идти на платное.
Документы, которые вам понадобятся:
Некоторые студенты пытаются избежать отчисления с помощью перевода в другой вуз. Однако не каждый университет готов принять ученика с хвостами. Скорее всего, вам придётся их закрыть.
Как перевестись на другую специальность в другой вуз
Если вы сорвиголова, этот пункт для вас. Самая объёмная академическая разница образуется при переводе на другую специальность в другой вуз. Если принимающий университет решит, что вы не успеете сдать недостающие предметы, вам откажут в переводе. Учитывайте это при выборе новой специальности. Вам понадобиться список документов из предыдущего пункта.
Перевод на другую специально и тем более в другой вуз — рискованная затея. Однако если вы твёрдо уверены в своём решении, вам будет просто убедить комиссию в переводе и сдать академическую разницу в срок. Ещё больше лайфхаков и советов вы найдёте в нашем Телеграм-канале. Подписывайтесь!
Что такое академическая разница?
Академическая разница – это различие в формах аттестации, списке дисциплин, количестве часов, выделенных для изучения конкретных предметов по специальности студента при переводе из одного учебного учреждения в другое или восстановлении после отчисления. Не является задолженностью, но переносится в индивидуальный рабочий план для своевременного устранения недостающего объема в оговоренные сроки.
Нужно ли сдавать академическую разницу?
Ликвидация академической разницы – обязательное условие при восстановлении, переводе студента из одного вуза в другой. Если этого не сделать, в приложении к диплому со списком изученных дисциплин, проставляются прочерки, поэтому документ об образовании выдан не будет.
При смене заочной формы обучения на очную, необходимо учитывать список дисциплин, представленный в учебном плане. Если в документе указана сокращенная версия предметов, изучающихся на очном отделении по той же специальности, пересдача академической разницы необязательна, – студенту достаточно пройти мини-аттестацию.
Как узнать академическую разницу при переводе с одного вуза в другой?
Академическая разница при переводе с одного вуза в другой определяется уполномоченными сотрудниками учебного заведения после предоставления студентом справки о прохождении курса обучения в предыдущем вузе.
Как подсчитывается количество дисциплин для выявления объема академической разницы?
После предварительного подсчета дисциплин, проводится учебно-методическая экспертиза, по результатам которой формируется план-график по сдаче академической разницы.
Составление графика основывается на выбранном отчетном периоде освоения предыдущей образовательной программы по специальности студента до ее смены.
Согласно предписаниям Методических рекомендаций МОН, рекомендуемый размер академической разницы за один учебный год не должен превышать 20 кредитов. Если студент переводится из одного вуза в другой на втором курсе, максимальное число кредитов академической разницы – до 40 и т.д.
Академическая разница после отпуска
После выхода из академического отпуска, студент подает в отдел кадров заявление с просьбой о получении допуска к образовательной программе по специальности на конкретную дату. Документ оформляется на имя ректора учебного заведения.
Полученный допуск дает возможность ликвидировать академическую разницу в сроки, установленные деканатом учебного заведения, но не позднее начала следующей зачетно-экзаменационной сессии.
Студенты, закончившие изучение программы основных дисциплин по специальности до академического отпуска без сдачи промежуточных зачетов/экзаменов или несвоевременно сдавшие образовавшиеся задолженности, обязаны сдать итоговый контроль в период пересдач, назначенный после даты восстановления.
Как подготовиться к сдаче академической разницы?
Подготовка к сдаче академической разницы осуществляется в три этапа: распределение собственного времени, поиск ответов на предстоящие задания, работа в соответствии с предварительно-составленным планом.
На начальном этапе подготовки, студент анализирует несколько основных факторов: количество дисциплин, требующих сдачи академической разницы, расписание занятий/зачетов/экзаменов, свободное время, установленные сроки, наличие/отсутствие письменных проектов и т.д.
Перед поиском требуемой информации важно уточнить список дисциплин, пройденных тем, особенности сдачи промежуточного/итогового контроля. Упростить прохождение этого этапа помогут планы-конспекты преподавателей или одногруппников. Другой вариант – обратиться к профессионалам.
После составления плана, студент равномерно распределяет нагрузку по основным пунктам документа, учитывая крайние сроки сдачи академической разницы по выбранным дисциплинам.
Сдача академической разницы: объем и график
Академическая разница принимается у студента в сроки, установленные планом-графиком. Этот документ составляют уполномоченные сотрудники учебного учреждения на основании справки, представленной учащимся вуза. В справке содержится информация об объеме курса пройденных дисциплин за выбранный период времени, оценки за промежуточную/итоговую аттестацию, количество кредитов.
Как проходит процедура организации сдачи академической разницы?
Вопрос о сдаче академической разницы регулируется в индивидуальном порядке – возможность студента предоставить готовые курсовые по ряду дисциплин, полноценно подготовиться к сдаче зачетов, экзаменов и т.д.
Максимальное количество предметов для сдачи определяется руководством вуза – этот показатель составляет от 50-95% от общего количества дисциплин, указанных в рабочем плане.
Сдача академической разницы ликвидируется в течение первого года после перевода с другого учебного заведения, но до начала первой сессии. На протяжении этого времени, студент активно готовиться к полноценной сдаче экзаменов, зачетов или курсовых работ – зависит от требований индивидуального плана-графика. Несвоевременная сдача указанного объема академической разницы чревата отчислением за неуспеваемость.
Блог Студланса о студлансе!
Курсовые / рефераты / решение задач
Доступные цены! Сроки от 1 дня!
Как сдать академическую разницу
На факультетах разных вузов, даже штампующих выпускников с одной и той же специальностью, программы и учебные планы могут различаться. Чтобы влиться в учебный процесс при переводе, студенту нужно самостоятельно изучить и сдать те предметы, которые у него не преподавались. Иными словами, ликвидировать академическую разницу.
Пример. На вашей кафедре математике отведено 750 часов, проверка знаний проводится в виде одного зачёта и трёх экзаменов. В другом вузе на той же специальности математика изучается 820 часов, проверка проводится в виде четырёх экзаменов и курсовой. Значит, вы «должны» вузу один экзамен и курсач.
Разница в учебных планах увеличивается с введением специализации (обычно на третьем курсе) и разделением на кафедры. При переводе в другой вуз может оказаться, что точно такой же кафедры на факультете не существует, а на других кафедрах преподаются предметы, которых у вас не было.
Пример. Вы учились на кафедре исторических спецдисциплин, где углубленно преподавались геральдика и источниковедение. При переезде в другой город перевелись в вуз, где такой кафедры нет. Пришлось идти на кафедру истории России. Там ваша геральдика никого не интересует. Зато выясняется, что ваши новые однокурсники уже успели пройти спецкурс «Политические взаимоотношения Российской Империи со странами Дальнего Востока» с обязательной сдачей зачёта и реферата. Для ликвидации академразницы придётся сдать зачёт и реферат.
Академразница может возникнуть и при переводе с заочной формы обучения на очную. Во-первых, на «заочке» некоторые предметы преподаются в более сжатом виде или вовсе не преподаются. Во-вторых, есть разница в динамике учебного процесса.
Пример. Третьекурсник-заочник экономического факультета подал заявление на перевод на дневную форму обучения, благо появилось свободное бюджетное место. Но из-за того, что предметы на этих формах обучения проходят с разной скоростью (на дневном отделении учатся пять лет, на заочном – шесть), студенту предложили перевод с понижением на курс. В сроке обучения он не выиграл, но диплом получит более солидный (дневная форма у работодателей котируется выше). И академразница оказалась невелика: всего один зачёт.
Самая объёмная академразница образуется при переводе на другую специальность. Такой перевод осуществляется как внутри своего вуза, так и при смене учебного заведения.
Пример. На историческом факультете провинциального вуза готовят специалистов двух специальностей: историков и философов. Историк, решивший стать философом, должен будет сдать недостающую разницу по философии плюс логику (как минимум). А вот латынь и политология, предположим, преподавались на обеих специальностях – они засчитываются как сданные. Но только в том случае, если нет разницы в методах проверки: если вы сдавали зачёт, а на новом месте предполагается сдача экзамена – будьте любезны рассчитаться.
Учтите, что при объёмной академической разнице вуз вправе отказать в переводе или перевести с понижением на курс. Следует также учитывать, что с каждым курсом академразница увеличивается, и перевестись на другую специальность становится сложнее.
Пример. Абитуриенту не хватило баллов ЕГЭ, чтобы поступить на юрфак, но он смог поступить на политологию. Отучившись один курс, студент-политолог решил попытать счастья и стать-таки юристом. Бюджетных мест нет, но есть контрактное, студента это устраивает. Академическая разница составляет шесть единиц, благо на первом курсе до фига одинаковых предметов (вроде русского, истории, иняза и даже аналога школьного ОБЖ). А вот если попытаться с политологии перевестись на юрфак на четвёртом курсе, разница будет насколько большой, что, скорее всего, даже понижение на курс не поможет.
Как правило, академическая разница составляет не более десяти предметов, поскольку в ином случае можно уже говорить об экстернате. Какой объём академразницы допустим – решает вуз. Многое зависит от самого студента, его активности и успеваемости, потенциальной ценности для вуза.
Нужно ли сдавать академическую разницу?
Сдать академическую разницу нужно обязательно – иначе в приложении к диплому, где перечисляются изученные предметы, образуются прочерки. Такой диплом вуз выдавать не имеет права, так что студенту при переводе приходится ликвидировать эти пробелы.
Для сдачи академразницы студенту выделяется определённый срок. За это время он должен подготовиться, сдать зачёты и экзамены, если необходимо – курсовые работы.
Чтобы сдать разницу, очень часто требуется предоставить преподавателям гору рефератов, контрольных, практических, лабораторных, эссе. Так как написание этих работ входит в учебный план, допуск к зачёту или экзамену без сдачи этой «макулатуры» не предоставляется. Надо писать!
Ускорить сдачу академразницы помогут услуги студлансеров:
Для того, чтобы сдать академическую разницу, придётся поднапрячься. Но, делегировав часть задач помощникам, можно существенно облегчить себе студенческую жизнь на новом месте.
Расчет академической разницы
Вопрос:
Добрый день! Скажите, пожалуйста, является ли практика «дисциплиной», которая учитывается при расчете академической разницы при переводе на образовательную программу?
Или учитываются только предметы? Если в учебном плане по практике стоит зачет (например «физический практикум» на физическом ф-те СПбГУ) ― будет ли это входить в академическую разницу? Ведь при переводе студент не сможет уже пройти практику, потому что она проходит в определенное время для всех студентов курса. Спасибо.
Ответ проректора по учебной работе Бабелюк Екатерины Геннадьевны:
Любая составляющая учебного плана (учебная дисциплина, модуль, практика, производственная практика, научно-исследовательская работа и т. п.) учитывается при исчислении академической разницы. В приведенном Вами примере и практика (например, производственная), и учебная дисциплина «Физический практикум» (несмотря на фонетическую близость названий, она не является видом учебных занятий «практика») входят в академическую разницу.
Дополнительно сообщаю о неточности в Вашем вопросе: «Физический практикум» ― дисциплина учебного плана основной образовательной программы СПбГУ.
Обращаем Ваше внимание на то, что ответы на вопросы, размещённые в Виртуальной приёмной, подготовлены на основании нормативных актов, действующих на день размещения ответа. При ознакомлении с ответами просим Вас учитывать данное обстоятельство и принимать во внимание возможность изменения действующего законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов СПбГУ.
Как перевестись в другой университет?
Для начала, конечно же, студент должен выбрать новое учебное заведение, подобрать нужную специальность, собрать всю возможную информацию, которая касается перевода. Это следует делать в обязательном порядке, так как некоторые нюансы перевода каждый университет определяет лично для своей аудитории, несмотря на законодательство, которое, в принципе, чётко регулирует общий процесс перевода студентов.
Существует ряд причин, по которым вуз вправе отказать студенту в переводе. Эта может быть чересчур большая академическая разница, отсутствие мест или вопрос срока обучения – он не должен быть меньшим или равным сроку, проведённому учащимся в первоначально выбранном им вузе.
Каждый университет имеет своё определённое количество предметов академической разницы, но есть и некоторые «рамки». Десять предметов является максимальным количеством. Студент должен помнить, что при получении первого и бесплатного высшего образования, администрация университета не имеет права перевести его на платное отделение.
После решения всех этих вопросов, студенту необходимо пойти в деканат, сделать выписку из зачётки и идти с ней в выбранный университет, где администрация, определив академическую разницу, оглашает список предметов, необходимых к сдаче. При переводе на ту же специальность, зачтённые предметы принимаются автоматически или же студент проходит мини-тесты.
При успешных результатах, студенту необходимо получить справку о его зачислении на данную специальность у ректора принимающего университета. Она предоставляется учащимся в его вуз вместе с письменным заявлением об отчислении в связи с переводом.
После этого он получает документ о среднем образовании, хранящийся в личном деле, и академическую справку. Приказ об отчислении студента после этого готовится деканом факультета в течение десяти дней. Само личное дело после отчисления студента остаётся в архиве вуза.
Итак, студент предоставляет приёмной комиссии нового университета заявление о переводе, написанное им лично, академическую справку с перечисленными прослушанными им предметами и отметками об экзаменах и зачётах по ним, аттестат о среднем образовании, выписку из приказа ректора о зачислении студента на данную специальность. При переводе на платное отделение к этому списку добавляется ещё и договор.
Задумываясь, как перевестись в другой университет, студенту необходимо помнить, что специальность желательно выбирать ту же самую, или хотя бы смежную. Любой из вузов будет требовать погашения академической разницы в течение одного семестра, что является практически невозможным при выборе абсолютно новой специальности, весьма далёкой от предыдущей. Решение данной проблемы представляется переводом на курс ниже. Таким образом, академическая разница может сдаваться в течение целого года.
Наилучшим временем для того, чтобы перевестись в другой университет, академию или институт является период вступительных экзаменов, то есть начало лета либо конец зимней сессии. Студент получает возможность прослушать курс новых лекций и пропустить посещение уже прослушанного и пройденного им.
Академическую справку студенту лучше заказывать заранее, так как бланки для них заказываются так же, как и для дипломов: с различными степенями защиты и на гербовой бумаге.
Иногда ситуация складывается так, что вуз задерживает выдачу нужных документов. В таком случае студент имеет право подать заявление о временном обучении без официального оформления в новом вузе.
При увеличении срока обучения более чем на один год, студент лишается отсрочки от армии.
В любом случае, при переводе в другой вуз есть и свои плюсы, и свои минусы. Прежде, чем переводиться, студенту важно учесть разницу в программах обучения, особенно при переводе в более престижный университет.
Может, конечно же, возникнуть и ряд психологических проблем, так как учащийся будет вынужден попрощаться со своими однокурсниками, преподавателями, родными стенами вообще, и завоёвывать авторитет в уже сложившемся коллективе заново.
Зато при переводе в другой вуз студент уже может объективно оценивать свои возможности, будучи уже в общем знакомым с системой высшего образования. При переводе на ту же специальность, студент усовершенствует знания об особенностях своей специальности. При переводе на другую – может сравнить их и сделать правильный выбор, понять что ему «ближе».
Все эти нюансы, естественно, касаются с некоторой стороны каждого определённого студента индивидуально. Но, как бы то ни было, вопрос о том как перевестись в другой университет будет затрагивать все вышеперечисленные моменты в большей или меньшей степени.