как узнать арендную плату за землю по договору аренды
Как узнать долг об оплате аренды земельного участка
Арендовать земельный участок у государства – выгодная и безопасная сделка для юридических и физических лиц. Государство предоставляет земельные участки в аренду стоимостью ниже рыночной, при этом гражданин не рискует столкнуться с недобросовестным арендодателем.
За пользование арендованной территорией требуется регулярно вносить плату, в установленные договором либо территориальным законом сроки. Однако, ввиду жизненных обстоятельств, не всегда удается во время оплачивать счета по договору.
Решив внести оплату, арендатор зачастую не владеет информацией о сумме задолженности и начисленных за просрочку пени. Куда обращаться в такой ситуации гражданину?
Где можно узнать задолженность по оплате за аренду земельного участка
Информацию о задолженности по выплате арендной платы предоставляют государственные органы, уполномоченные распоряжаться земельными участками.
Узнать задолженность по аренде земельного участка можно в органах государственной власти, в зависимости от территориальной расположенности земельного участка:
Уточнение стоимости оплаты за аренду земли
Для граждан доступно несколько вариантов, как узнать долг об оплате аренды земли и состоянии финансово-лицевого счета по договору:
Проверить сумму задолженности по арендным выплатам на землю можно при наличии следующих документов (у каждого ресурса свои требования к предоставлению данных о состоянии финансово-лицевого счета):
Если гражданином не будет внесена плата за аренду земельного участка в сроки, установленные законодательством, орган исполнительной власти имеет право подать иск в суд:
Также, будут приняты меры по установлению ограничений на выезд должников за пределы России.
Как устанавливается размер и сроки оплаты за арендуемый участок земли
Договорные отношения контрагентов, связанные с арендой земли, регламентируются:
Размер суммы выплат за арендуемую землю регулируется Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, в котором оговорены главные аспекты определения стоимости платы за аренду, принадлежащих государству, а также порядок, условия и сроки внесенияплатежей.
Стоимость аренды земельного участка определяется:
При заключении сделки по аренде объектов недвижимости государственные органы устанавливают в таком договоре следующее условие: плата за аренду должна производиться минимум раз в полугодие безналичным расчетом на счета казначейства.
Во многих местных законодательствах срок оплаты за арендованный участок установлен поквартально: до 15 числа последнего квартального месяца.
Сделки, заключенные с государством, не только дают выгоды, но и требуют особой ответственности по выполнению условий договора, в том числе по внесению своевременно арендной платы.
Энциклопедия решений. Арендная плата по договору аренды земельного участка
Арендная плата по договору аренды земельного участка
Земельное законодательство устанавливает принцип платности использования земли в РФ. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ).
Внимание
Земельный налог уплачивают лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ). Арендаторы земельных участков не являются плательщиками этого налога и вносят за пользование землей арендную плату.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (п. 12 ст. 22 ЗК РФ). Это означает, что без согласования сторонами условия о размере арендной платы договор аренды земельного участка не будет считаться заключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
По общему правилу размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды (п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 4 ст. 22 ЗК РФ). Если земельный участок находится в частной собственности, договором аренды устанавливается также порядок, условия и сроки внесения арендной платы (п. 4 ст. 65 ЗК РФ)
В отношении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, размер арендной платы определяется в соответствии с Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, здесь и далее нормы ЗК РФ приводятся в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, вступившего в силу с 01.03.2015). Названные Основные принципы предполагают, в частности, что порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, должны быть определены нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления (принцип предсказуемости расчета размера арендной платы); должна предусматриваться возможность определения размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка (принцип предельной простоты расчета арендной платы) и т.д.
Как правило, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ). В этих случаях размер платы за аренду земельного участка определяется по результатам такого аукциона. Существуют два способа определения размера арендной платы в случае проведения торгов на право заключения договора земельного участка: в ежегодном размере арендной платы (по общему правилу) либо в размере первого арендного платежа (по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением случая проведения аукциона в соответствии с п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ). Победителем аукциона признается его участник, предложивший наибольший ежегодный размер арендной платы или наибольший размер первого арендного платежа за земельный участок. При этом под первым арендным платежом понимается плата за право заключения договора аренды земельного участка. Этот платеж является частью общего размера арендной платы, который подлежит уплате по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, уплачивается первым по отношению к последующим платежам по такому договору аренды (п. 47 информации Минэкономразвития России от 22.04.2015).
По общему правилу, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством РФ (пп. 1 п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ). Этот порядок определен вышеназванными Правилами определения размера арендной платы, которые предусматривают несколько вариантов ее расчета:
— в процентном отношении к кадастровой стоимости земельного участка (от 0,01 до 2 процентов в зависимости от особенностей земельного участка, целей его использования и некоторых иных обстоятельств);
— в соответствии со ставками арендной платы или методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России (в отношении земельных участков, которые предоставляются для размещения отдельных объектов, в частности, автомобильных дорог, инфраструктуры железнодорожного транспорта, линий электропередачи, линий связи и некоторых других);
При этом, если уполномоченным органом изменена методика расчета регулируемой арендной платы (например, введены новые коэффициенты в формулу расчета такого платежа), измененная методика применяется к отношениям по договору аренды с момента вступления в силу соответствующего нормативного правового акта. Ее применение не требует заключения между сторонами дополнительного соглашения к договору аренды (п. 3 раздела «Судебная коллегия по экономическим спорам» Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4, утвержденного Президиумом ВС РФ 23.12.2015).
В ряде случаев законодательство устанавливает ограничения минимального или максимального размера арендной платы за участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Например, для лиц, указанных в п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ, размер арендной платы не может быть выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении арендуемых участков. Размер арендной платы за земельные участки, на которых размещены некоторые объекты государственного или муниципального значения либо которые предоставляются для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, которые находятся в федеральной собственности (п. 4 ст. 39.7 ЗК РФ).
При пользовании арендатором здания или сооружения земельным участком, на котором расположен соответствующий объект недвижимости, плата за пользование таким участком (или его частью) включается в плату за пользование зданием или сооружением, установленную договором аренды. Законом или договором может быть предусмотрено иное (п. 2 ст. 654 ГК РФ). Иначе говоря, если в договоре аренды недвижимого имущества не содержится условие об обязанности арендатора вносить платежи за пользование земельным участком сверх платы за сдаваемое в аренду имущество, то подразумевается, что плата за землю включена в плату за такое имущество.
Как узнать о задолженности по арендной плате за муниципальные участки земли в Подмосковье
Арендаторам земельных участков на территории Московской области, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для различных целей может понадобиться справка об отсутствии у них задолженности по арендной плате. В этом документе содержится информация о наличии задолженности и ее размерах. О том, кто может получить данную справку, и какие документы необходимо для этого подготовить, читайте в материале портала mosreg.ru.
Кто может получить услугу
Услуга по выдаче справки о наличии/отсутствии задолженности по арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, предназначена как для физических, так и для юридических лиц, а также для индивидуальных предпринимателей.
Порядок и сроки оказания услуги
Данную услугу оказывает Комитет по управлению муниципальным имуществом того или иного муниципального образования. Получить данную услугу можно, оформив электронное заявление с помощью регионального портала государственных и муниципальных услуг Московской области (РПГУ). Портал также позволяет отслеживать статусы рассмотрения заявления через «Личный кабинет».
Максимальный срок оказания услуги составляет три рабочих дня. Регистрация заявления и комплекта документов производится за один день. Результатом оказания услуги является справка о наличии/отсутствии задолженности по арендной плате за земельные участки. В виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, она направляется в личный кабинет заявителя на портале госуслуг.
Необходимые документы
Чтобы получить услугу, необходимо заполнить соответствующее заявление. В нем нужно указать ФИО заявителя, паспортные данные, а также ЕГРЮЛ/ЕГРИП юридического лица или индивидуального предпринимателя, если они являются заявителями. Также физические лица должны указать свое место жительства, а юридические – адрес организации. Кроме того, необходимо внести в заявление кадастровый номер участка, а также все данные по договору аренды на него. Также необходимо представить документ, удостоверяющий личность.
Если за услугой обращается представитель заявителя, то необходим документ, подтверждающий его полномочия. Доверенность должна быть оформлена в соответствии с требованиями законодательства и содержать следующие сведения:
— ФИО лица, выдавшего доверенность;
— ФИО лица, уполномоченного по доверенности;
— данные документов, удостоверяющих личность этих лиц;
— объем полномочий представителя, включающий право на подачу заявления о предоставлении муниципальной услуги;
— дата выдачи доверенности;
— подпись лица, выдавшего доверенность.
Дополнительно заявителем может быть представлен договор аренды земельного участка, заключенный до 1998 года.
Учет расходов по аренде земельного участка
Как учесть расходы по аренде земельного участка, предназначенного для строительства, если не только строительство, но и проектирование объекта еще не началось? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Марина Пивоварова и Вячеслав Горностаев.
Организация арендовала землю под строительство, перечисляет арендную плату ежемесячно. Договор аренды заключен пять лет назад, но до сих пор отсутствует даже проектная документация на строительство. Как учесть данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете?
На основании п. 1 ст. 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Так, в силу пп. 4 п. 2 ст. 46 ЗК РФ аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
ФАС Московского округа в постановлении от 20.07.2011 N КГ-А40/6796-11 пришел к выводу, что в трехлетний срок неиспользования земельного участка, который предоставляет арендатору право требовать расторжения договора аренды, не включается время, потраченное на необходимое освоение земельного участка (что в рассматриваемом случае означало время на проведение инженерных изысканий, получение градостроительного плана земельного участка, проведение работ по архитектурно-строительному проектированию, прохождение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получение разрешения на строительство), а также время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению ввиду обстоятельств, исключающих такое использование.
Налоговый учет
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ арендные платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Арендные платежи учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
При этом, если земельный участок арендуется непосредственно для строительства объекта основных средств, то необходимо учитывать следующее.
Анализируя указанную норму, Минфин РФ разъясняет, что расходы в виде арендной платы за предоставленный под строительство земельный участок, осуществляемые до начала строительства здания, а также во время его строительства, подлежат включению в первоначальную стоимость объекта основных средств и списанию в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли организаций, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном ст. 259 НК РФ.
При этом для целей налогового учета расходы по арендной плате за земельный участок в части, используемой под строительство, формируют первоначальную стоимость основного средства пропорционально доле занимаемой площади участка.
Такая позиция, в частности, выражена в письмах Минфина РФ от 11.11.2011 N 03-03-06/1/749, от 20.05.2010 N 03-00-08/65, от 11.08.2008 N 03-03-06/1/452, от 29.09.2005 N 03-03-04/1/228.
При этом Минфин не связывает порядок налогового учета арендных платежей с началом осуществления проектных работ.
Суды в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.01.2010 N А10-3231/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.11.2010 N А70-848/2010, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 N 12АП-1535/11 также пришли к выводу, что расходы по арендной плате за земельный участок, осуществляемые до начала строительства объекта недвижимости, а также во время строительства, связаны исключительно со строительством объекта основных средств. Поэтому указанные расходы подлежат включению в первоначальную стоимость объекта основных средств.
При этом есть судебная практика, в которой суды приходят к выводу о том, что расходы по арендной плате за земельный участок, предназначенный под строительство, учитываются единовременно в составе прочих расходов (постановления ФАС Поволжского округа от 13.02.2012 N Ф06-212/12 по делу N А65-6367/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.08.2009 по делу N А32-14580/2008-3/208, ФАС Московского округа от 17.02.2010 N КА-А40/687-10).
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 17.08.2010 по делу N А21-10202/2009 пришел к выводу, что арендные платежи за пользование участком, предназначенным для строительства, но используемым для стоянки грузовых автомобилей, учитываются в составе прочих расходов.
Вопрос о необходимости отнесения на первоначальную стоимость расходов по аренде земельного участка, предназначенного для строительства, является спорным.
Таким образом, вопрос о необходимости отнесения на первоначальную стоимость расходов по аренде земельного участка, предназначенного для строительства, является спорным.
Если организация будет руководствоваться официальной позицией уполномоченных органов, то расходы по аренде земельного участка можно списать через амортизацию возведенного в последующем объекта строительства. При этом часть арендных платежей, приходящуюся на площадь земельного участка, который планируется использовать под строительство, относится на первоначальную стоимость объекта. Оставшаяся часть арендных платежей организации учитывается в составе прочих расходов.
Отметим, что для того чтобы учет тех или иных расходов в составе налогооблагаемых затрат был правомерен, необходимо, чтобы данные затраты соответствовали критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно являлись экономически обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода. Полагаем, что, если организация так и не приступила к разработке проектной документации по объективным причинам и не использовала земельный участок в каких-либо иных целях хозяйственной деятельности, признать такие расходы в целях налогового учета будет проблематично.
Также следует обратить внимание на то, что в письмах финансового ведомства хотя и говорится о порядке налогового учета расходов в виде арендной платы за земельный участок, арендуемый под будущее строительство, в то же время там идет речь о порядке признания расходов по арендной плате за земельный участок, а именно о том, что часть арендной платы, используемой под строительство, формирует первоначальную стоимость основного средства пропорционально доле занимаемой площади участка. В данном случае при отсутствии проектной документации выделить из всего земельного участка часть, используемую под строительство, по нашему мнению, не представляется возможным.
Бухгалтерский учет
При этом в состав сводного сметного расчета стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей подлежит включению в том числе плата за аренду земельного участка, предоставляемого на период проектирования и строительства объекта. Данные расходы включаются в состав главы 1 «Подготовка площадок (территории) капитального ремонта» сводного сметного расчета стоимости строительства (п. 4.78 МДС 81-35.2004).
Таким образом, МДС 81-35.2004 рекомендует включать расходы за аренду земельного участка в первоначальную стоимость объекта строительства только в период его проектирования и строительства.
В рассматриваемой ситуации проектирование объекта еще не началось. Поэтому, по нашему мнению, расходы на аренду земельного участка не включаются в первоначальную стоимость ОС.
С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Информация для арендаторов
Внимание! В связи с вступлением в силу с 01 января 2021 года положений Федерального закона от 27.12.2019 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» Земельный комитет Администрации города Екатеринбурга информирует об изменении с 01 января 2021 года платежных реквизитов для перечисления средств в доход бюджета муниципального образования «город Екатеринбург».
Денежные средства перечисляются плательщиками на счет № 40102810645370000054 УФК по Свердловской области (Администрация города Екатеринбурга), казначейский счет получателя 03100643000000016200, ИНН 6661004661, КПП 667101001. Банк получателя: УРАЛЬСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Свердловской области, г. Екатеринбург, БИК ТОФК 016577551.
Коды бюджетной классификации (КБК) в 2021 году не изменились.
КБК указан в пункте 4 «Расчета арендной платы» или «Расчета платы за пользование»; а также в соглашении об установлении сервитута, в договоре купли продажи земельного участка, в соглашении о перераспределении земельного участка.
Земельный комитет Администрации города Екатеринбурга информирует юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что арендная плата за земельные участки вносится путем перечисления денежных средств на счет в Управлении Федерального казначейства по Свердловской области ежемесячно, не позднее 10-го числа текущего месяца.
Неполучение расчета не является основанием для ее неуплаты в установленные законодательством сроки и влечет за собой начисление пени.
При оплате пени в назначении платежа следует указывать «Уплата пени по договору аренды от ___ г. № ___». При этом код бюджетной классификации (КБК) не изменяется.
Обращаем внимание, на обязательность заполнения УИН (уникального идентификатора начислений) в поле № 22 «Код» платежного поручения.
Информацию по вопросам расчета арендной платы можно получить в Земельном комитете Администрации города Екатеринбурга:
• лично по адресу: Екатеринбург, ул. 8 Марта, 8 б, кабинет 274, приёмные дни понедельник и четверг, с 10:00 до 13:00, с 14:00 до 17:00;
• по телефонам:
специалисты по Кировскому, Железнодорожному, Чкаловскому, Ленинскому районам, телефон 304-34-72 (после 16:00);
Специалисты по Орджоникидзевскому, Октябрьскому, Верх-Исетскому районам, телефон 304-34-73 (после 16:00).
Информацию о правилах оформления платежных документов и зачислении платежей на счет бюджета можно получить в Земельном комитете Администрации города Екатеринбурга по адресу: Екатеринбург, ул. 8 Марта, 8 б, кабинет 264 или по телефону 304-34-79 (после 16:00).
Акты сверки платежей по арендной плате по договорам аренды земельных участков, администрируемым Земельным комитетом, арендатор может получить в Земельном комитете Администрации города Екатеринбурга по адресу: Екатеринбург, ул. 8 Марта, 8 б, в кабинете 299 е с 09:00 до 13:00, телефон 304-34-78.