как узнать баритон или тенор
Как определить тембр голоса самостоятельно?
Мы, певцы, – главный инструмент оркестра. Мария Каллас
Для начинающего певца важно проанализировать типы голосов и классифицировать собственный тембр, это не просто информация «для галочки».
Принадлежность голоса к конкретному типу (а это исключительно природные данные) определяет направление, в котором вокалисту лучше всего развиваться, чтобы улучшить голос.
По аналогии со спортом: любого можно научить играть в баскетбол, но игроку высокого роста всегда будет удобнее и проще. Так же природный тенор уверенно работает с высокими нотами, в то время как баритону с ними значительно сложнее. Правильное определение голоса позволит составить индивидуальную программу для занятий вокалом и подобрать репертуар для будущих выступлений.
Самый надежный и наиболее простой способ классифицировать собственный голос – обратиться к специалисту. Даже если по каким-то причинам вы не хотите постоянно заниматься с педагогом, вам все равно желательно взять хотя бы несколько уроков. В ходе этих базовых занятий педагог поможет определить тембр голоса и покажет азы, по которым вы сможете заниматься дома.
Получить базовые знания и навыки, необходимые для овладения собственным голосом, можно в нашей театральной студии «Бенефис». Уже на первом занятии мы приступаем к изучению техник правильного дыхания, ведь именно дыхание является залогом красивого (и безопасного!) пения. Также на уроках мы изучаем резонансную технику пения и речи, учимся правильному произношению различных звуков.
Основные типы голосов
Правильно определить тип голоса – трудная задача, которая не всегда под силу даже опытному педагогу вокальных курсов или курсов ораторского искусства, а сделать это самостоятельно подчас бывает совершенно невозможно.
Сложность заключается в том, что типовые признаки проявляются по мере раскрытия певческого голоса. У начинающих вокалистов связки еще не разработаны, соответственно, признаки скудны и размыты, а в ряде случаев вообще могут отсутствовать. Но сделать приблизительные выводы все же можно.
Для начала рассмотрим существующие типы певческих голосов по классификации итальянской оперной школы (от высоких к низким):
Итальянцы сравнивали певческие голоса со звучанием четырех струнных инструментов: скрипки, альта, валторны и контрабаса.
Мужской голос
Существуют следующие типы мужских голосов:
Среди мужчин довольно редки певцы, владеющие женским диапазоном голоса. Однако они встречаются и все еще используются в опере. В эпоху возрождения таких певцов создавали искусственно путем кастрации мальчиков-подростков с целью предотвращения возрастных изменений голоса.
Женский голос
В классификации выделяют следующие типы женских голосов:
Важно понимать, что на практике не бывает голосов, идеально вписывающихся в обозначенные выше рамки. Две октавы на каждый тип голоса всего лишь дают представление о расположении рабочего диапазона, в котором голос лучше всего раскрывается, а вокалисту удобнее всего петь.
Однако бывают певцы, диапазон голоса которых охватывает и 3, и 4 октавы. Все это – весьма условная классификация, но не следует думать, что она совсем ничего не значит.
Как определить тип своего голоса самостоятельно
Если вы начали заниматься вокалом только что, то задача определения типа голоса трудновыполнима. Не спешите, просто занимайтесь вокалом, а по мере занятий присматривайтесь к собственным успехам.
На первых порах будет сложно что-либо сказать наверняка, т. к. диапазон еще слишком узок и находится на разговорном уровне. Вы еще не овладели голосом настолько, чтобы делать выводы о тесситуре (самом удобном участке диапазона) и качестве звучания нот в разных тональностях.
Распеваясь, обращайте внимание на ноты, которые даются лучше всего, и на самые сложные ноты. Следите за расширением диапазона голоса по самой высокой и самой низкой нотам, которые удается взять. Этот показатель вы всегда можете сверить с диапазонами основных типов голоса, описанных в предыдущем разделе статьи, и примерно определить тональность своего голоса.
В случае с детским голосом, определение еще сложнее, т.к. голосу предстоит пройти несколько стадий формирования. Малыша лучше всего отдать в театральный кружок для детей театральной школы Бенефис, где мы научим его использовать голос и речь всесторонне.
Если вы обладатель более-менее поставленного голоса, задача упрощается. Выберите музыкальное произведение (песню, охватывающую минимум полторы октавы). Если под рукой есть музыкальный инструмент, подберите ее.
Спойте произведение в разных тональностях и обратите внимание на две вещи:
С этими двумя показателями можно работать и на распевках – петь не произведение, а октавы. Результат будет тот же: низкий голос при пении снизу-вверх будет тускнеть и терять выразительность, высокий голос, наоборот, обретать яркие краски и т. д.
Если в вашем распоряжении есть студия звукозаписи, то определение диапазона своего голоса пройдет еще легче. Как и в предыдущем варианте, потребуется песня, охватывающая минимум полторы октавы, и фонограммы к ней в различных тональностях. Прелесть студии звукозаписи в том, что вы записываете свой голос, затем слушаете со стороны. Ведь в записи голос звучит совсем иначе, вы слышите объективное звучание, а не то, к которому привыкли. Запись позволит объективно оценить раскрытие голоса и красоту звучания нот.
Приходите в театральную студию «Бенефис», и вы получите все необходимые знания для самостоятельного развития голоса. Вас ждут самые эффективные методики, регулярная практика и конечно же – профессиональные преподаватели с большим актерским опытом.
Мы будем учиться работать с резонаторами (грудным и головным), включать в работу все тело, а не только голосовые связки. В ходе обучения вы научитесь выражать свои мысли и эмоции более экспрессивно и правдоподобно – как настоящие артисты.
Конечно, можно обойтись и без грамотного педагога по вокалу, однако в таком случае вы рискуете потерять массу времени, совершая обычные для новичков ошибки и даже рискуя нанести вред голосовому аппарату. На занятиях в «Бенефис» педагоги в индивидуальном порядке работают с ошибками и слабыми сторонами своих учеников, помогая развить их потенциал по максимуму.
Выберете для себя наиболее подходящий курс. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.
Тембры мужских голосов: классификация и виды
Есть много вокальных диапазонов и типов голоса у мужчин в музыке, которые ранжируются по диапазону высоты тона, уникальных тональных характеристиках, а также по отличиях тесситур и другим факторам. Следует отметить важный момент: термины «вокальный диапазон» и «типы мужских голосов» – не одно и то же. Диапазон голоса относится к нотам, которые он может достигать или воспроизводить, а тип классифицируется с использованием определенных критериев, таких как тесситуры, точки перехода регистров, тембр, вокальный вес и т.д. Узнайте, какие бывают голоса у мужчин в описании ниже.
Какие бывают тембры мужских голосов
Мужской бас
Как называется самый низкий мужской голос? В многоголосой музыкальной фактуре это бас. В полифонии, которая процветала в эпоху Возрождения, он составлял одну из нескольких относительно независимых или контрапунктических мелодий.
В гомофонических, в основном хордовых, музыкальных стилях конца 18 и 19 веков бас имел решающее структурное значение как самая низкая из частей и, следовательно, основа гармонии.
Типичный диапазон – от второго E ниже среднего C до F♯ выше; вариации тембра Basso profundo – низкий и богатый, а basso cantante более легкий и лиричный.
Мужской баритон
У большинства мужчин вокальный диапазон подобен баритону, так как это самый распространенный тип, средний мужской голос между тенором и басом, с некоторыми характеристиками обоих.
Тембр баритона переходит в средний голос где-то около ноты A или B чуть ниже середины C (A3 или B3), и становится главным в ноте D или E чуть выше середины C (D4 или E4).
Кроме того, тесситура баритона находится между тесситурами тенора и баса, а голос будет наиболее сильным в средних тонах.
На практике классификация мужских певческих голосов определяется не только диапазоном, но также качеством или цветом голоса. В оперных партиях более жесткие требования для тенора, и тогда он посредством профессиональных занятий может развить свой диапазон баритона.
Мужской тенор
Теноровый голос называется самым высоким из основных мужских вокальных типов. Как правило, исполнители имеют диапазон, аналогичный сопрано, но только на октаву ниже, примерно между средней C (C3) до ноты на октаву выше (C5). Тесситура будет находиться между контртенором и баритоном. Но голос имеет аналогичные характеристики, то есть может с легкостью петь самые высокие ноты и озвучивать их с силой и яркостью! Часто делится на драматические, лирические или героические.
Тенорам стоит избегать некоторых распространенных проблем пения, таких как сжатие челюстей при переходах голосовых регистров, так как это повлияет на переходимые ноты и тембр голоса!
Их иногда обвиняют в создании слегка гнусавого звука, особенно на громкости, но теноры способны использовать так называемый «головной голос» для создания мягкого и теплого тона в верхнем диапазоне.
Мужской альт (контр-тенор)
Как описать голос, обычно поющий линию альта в вокальном консорте? Контр-тенор – самый высокий по звучанию мужской голос.
Термин существовал в хорах в разных формах на протяжении многих веков, но как сольный инструмент пришел в моду только во второй половине 20 века.
Часто мужские и женские альты поют вместе одну композицию, чтобы сбалансировать текстуру. Мужской диапазон аналогичен женскому, хотя женские голоса имеют более широкий естественный диапазон на обоих концах.
Натуральный голос контр-тенора лучше всего работает в октаве от середины C и выше! Он использует так называемый «фальцет» – вокальную технику, при которой мужчины задействуют верхнее расширение своего естественного певческого голоса, заметно превышающее их речевой диапазон.
Фактически, контр-теноры чаще всего являются естественными баритонами (иногда тенорами).
Как определить тембр голоса
Еще никогда не было так просто определить свой тип голоса. Если уже знаете, как называется низкий или очень высокий мужской голос, а под рукой есть пианино, синтезатор или просто компьютер, можете узнать свой вокальный диапазон. Нужно играть по нотам и смотреть, сможете ли вы их пропеть. Также есть книги и сайты, которые помогут определить, где находится ваш голос с точки зрения традиционных вокальных диапазонов. Фактически, есть онлайн-инструменты и ресурсы для определения типа.
Но прежде желательно познакомиться с системой нумерации. Говоря о нотах как о «второй A над средней C», можно сбиться с толку, поэтому широко используемый метод – сопровождать названия нот их заданным номером октавы на клавиатуре. Средняя C называется C4, потому что это 4-я C (начиная с баса) на клавиатуре.
Запомните, какие особенности имеют разные виды мужских голосов.
Что влияет на тембр голоса
Эти пять ингредиентов определяют тембр:
Тембр голоса у мужчин – это серия ингредиентов, смешанных вместе для создания десерта с уникальным вкусом. Для пения ингредиенты объединяются, чтобы возник голос с неповторимым звучанием.
Определяем тип голоса у ребёнка и взрослого человека
Каждый голос уникален и неповторим по своему звучанию. Благодаря этим особенностям, мы можем легко узнавать голоса своих знакомых даже по телефону. Певческие голоса отличаются не только по тембру, но и по высоте раскрытия голоса, диапазону, индивидуальной окраске. И в этой статье вы узнаете, как правильно определить тип голоса ребёнка или взрослого человека. А также, как определить свой удобный диапазон.
Певческие голоса всегда подходят под одну из вокальных характеристик, которые придумали в итальянской оперной школе. Их сравнивали по звучанию с музыкальными инструментами струнного квартета. Как правило, звучание скрипки сравнивали с женским голосом сопрано, альта – с меццо. Самые низкие голоса – контральто – сравнивали со звучанием валторны (как и тембр тенора), а низкие басовые тембры – с контрабасом.
Так появилась классификация голосов, близкая к хоровой. В отличие от церковного хора, в котором пели только мужчины, оперная школа Италии расширила возможности пения и позволила создать классификацию женских и мужских голосов. Ведь в церковном хоре женские партии исполняли дисканты (сопрано) или тенора-альтино. Эта характеристика голосов сохранилась и сегодня не только в оперном, но и в эстрадном пении, правда, в эстраде подача звука другая. Некоторые критерии:
4 критерия определения голоса
В профессиональном пении есть свои критерии определения. Во время прослушивания преподаватель обращает внимание на:
Как правильно определить тип голоса у детей
Детские голоса ещё не имеют сформированного тембра, но уже в это время можно определить их тип во взрослом возрасте. Обычно их делят на высокие и низкие, как у мальчиков, так и у девочек. В хоре их называют сопрано и альт или дискант и бас. В смешанных хорах есть 1 и 2 сопрано, а также 1 и 2-й альт. После переходного возраста они приобретут более яркую окраску и уже после 16-18 лет можно будет определить взрослый тип голоса.
Чаще всего из дискантов получаются тенора и баритоны, из альтов – драматические баритоны и басы. Низкие голоса девочек могут превратиться в меццо-сопрано или контральто, а сопрано стать немного выше и ниже и приобрести свой неповторимый тембр. Но бывает, что низкие голоса становятся высокими и наоборот.
Дискант хорошо узнаваем по звонкому высокому звучанию. Некоторые из них могут петь даже партии для девочек. У них хорошо развит высокий регистр и диапазон.
Альты и мальчики, и девочки имеют грудное звучание. У них красивее звучат низкие ноты, а не верхние. У сопрано – самых высоких голосов у девочек – лучше звучат высокие ноты, начиная от соль первой октавы, чем низкие. Если определить их тесситуру, то можно понять, как он будет развиваться. То есть, как определить диапазон этого голоса во взрослом возрасте.
Как правильно определить свой тип голоса
В настоящее время есть 3 типа женских и мужских голосов. Каждый тип имеет свои отличия.
Сопрано – наиболее звонкий, лёгкий высокий женский голос. Он имеет яркий женственный тембр и может звучать высоко, звонко и пронзительно. Ему удобнее петь в конце первой октаве и во второй, а некоторые колоратурные сопрано легко поют высокие ноты в третьей. У мужчин похожее звучание имеет тенор.
Меццо-сопрано – сочный и насыщенный средний женский голос. Чаще всего, он имеет красивый глубокий тембр и диапазон, который красиво раскрывается в первой октаве и в начале второй. Низкие ноты этого голоса звучат наполнено, сочно, с красивым грудным звучанием. Он аналогичен звучанию баритона.
Контральто – глубокий, чувственный, бархатный и самый низкий голос у женщин. Он имеет звучание, напоминающее по тембру виолончель, и может брать низкие ноты малой октавы. А самым низким мужским голосом является бас-профундо, который в природе встречается очень редко. Чаще всего самые низкие партии в хоре поют басы.
Прослушав выдающихся певцов вашего пола, вы без труда поймёте, как определить по окраске свой тип.
Как определить безошибочно, тональность голоса? Вы сможете это сделать дома, если у вас есть музыкальный инструмент. Выберите песню, которая вам нравиться и спойте её в удобной тональности. Она должна иметь широкий диапазон, чтобы охватить хотя бы полторы октавы. Затем попробуйте подобрать её мелодию. В каком диапазоне вам удобно её петь? Затем поднимите её выше и ниже.
Где лучше раскрывается ваш голос? Это и есть наиболее удобный участок вашего рабочего диапазона. Сопрано будет удобно петь в конце первой и начале второй октавы и выше, меццо – в первой, а контральто ярче всего звучит в последнем тетрахорде малой октавы и в первой сексте первой. Это хороший способ, верно определить тональность своего голоса.
Вот ещё один способ, как определить, какой у тебя природный голос. Нужно взять распевку в диапазоне октавы (например, до – ми – ля – до (вверх) до –ми –ля (вниз), и спеть её в разных тональностях, которые будут отличаться на секунду. Если голос раскрывается, когда вы поёте верх, значит, его тип – сопрано. А, если тускнеет и теряет выразительность – меццо или контральто.
Теперь то же самое проделайте сверху вниз. В какой тональности вам стало петь удобнее всего? Не стал ли голос терять свой тембр и становиться тусклым? При движении вниз сопрано теряют свой тембр на низких нотах, им неудобно их петь, в отличие от меццо и контральто. Так вы сможете определить не только тембр голоса, но и наиболее удобный участок для пения, то есть рабочий диапазон.
Как определить, какой у тебя голос в студии? Выбрать несколько фонограмм любимой песни в разной тональности и пропеть их. Там, где лучше всего раскрывается голос, и стоит петь в дальнейшем. Ну а заодно вы будете знать, как определить свой тембр, прослушав запись несколько раз. И, хотя вы можете с непривычки не узнать свой голос, порой запись может наиболее точно определить его звучание. Так что, если вы хотите определить свой голос и понять, как с ним надо работать, отправляйтесь в студию. Удачи!
Классификация голоса
Вокал – это умение петь, правильно использовать певческие способности. Певческий вокал, в отличие от разговорного, имеет более точную высоту гласных звуков длительное звучание. А их виды имеют свою классификацию. Его диапазон равен двум, или более, октавам, тогда как разговорный ограничивается одной. Какими бывают тембры голоса? Об этом ниже.
Типы голосов
Дифференциация видов звучания в пении происходит по полу, высоте, тембру. Разграничение необходимо в хоре при многоголосном исполнении или при обучении оперному вокалу. Классификация певческих голосов людей определяет окраску и возможности голосовых связок. Различают следующие тембры голосов у мужчин и женщин:
Классификация мужских вокалов
На заметку: Вокал теноровой группы является самым высоким регистром, а басовой – самым низким.
Группы мужских певческих голосов имеют свою классификацию по тембрам, звучаниям, легкости и особенностям взятия верхних и нижних нот диапазона.
Тенор
Тип голоса тенор – это мужская голосовая окраска в пении. Вид тембра который позволяет вокалисту брать ноты 2-х и более октав. Мужской тенор делится на два вида:
Баритон
Это средний вид мужского голоса в классификации мужских тембральных окрасок. Его отличает бархатистое звучание, наделенное мужественностью и благородством. Верх диапазона баритона мощный, низ густой, сродни басу, а середина наиболее яркая выделяющаяся. Баритон, как тенор, в зависимости от звучания высоты голоса, распределяется на несколько видов.
На заметку: Из эстрадных артистов этим вокалом обладали: Фрэнк Синатра, Энди Уильямс, Элвис Пресли.
Это низкий мужской вид голоса в пении с насыщенным звучанием и наибольшей амплитудой колебания звука.
Бас включает две разновидности звучания вокала:
На сцене низкие мужские диапазоны присущи Федору Шаляпину, Нику Кейву, Тиллю Линдеман.
Классификация женских голосов
От мужских женские виды певческих голосов отличает сила, легкость, прозрачность и насыщенность звука.
Самым высоким тембром из группы окрасок женского вокала является сопрано, а самым низким – контральто.
Сопрано
Вид певческого голоса на полные три октавы. Классифицируется сопрано по звучанию на три подвида.
Меццо-сопрано
Более низкий тип женского тембра — глубокий, насыщенный в средних регистрах. Примером меццо-сопрано является вокал Любаши для «Царской невесте», Кармен в одноименной опере.
Контральто
Низкий диапазон женской голосовой группы, напоминающий мужскую тональность на низких нотах. Для низкого женского вокала часто писали мужские партии: Ваня в опере «Иван Сусанин», Зибель в «Фаусте».
Что такое тембр
Тембр вокала – выразительно средство певческий индивидуальных способностей. Классификаций тембров огромное количество, но вокал человека уникален, нельзя его вписать, какие-то определенные рамки. Тембры мужских и женских голосов в хоре могут быть разнообразны и идентичны, деление на группы помогает дирижеру управлять хором, создавать красочное и эмоциональной наполненное исполнение.
На окрас, тембр и высоту вокала влияют следующие факторы:
Как определить тембр голоса
Определить тип певческого голоса можно специальным спектрометром. Он фиксирует вокал человека, проводя его анализ. Устройство разделяет звук на составляющие и классифицирует его, определяя высоту звучания.
Для того, чтобы узнать свой тембр: баритон или фальцет, сопрано или альт, можно обратиться к преподавателю по классу вокала.
В домашних условиях определение музыкального тембра голоса возможно классическим способом. Для этого необходимо спеть несколько строк из песни и обратить внимание на то, какие ноты даются лучше всего, а какие пропеть сложнее. Следует выяснить свой вокальный диапазон, определив самую высокую и самую низкую ноты. Зафиксированные показатели можно сверить с классификацией вокала и определить свой тембр. Изменить тембр голоса полностью невозможно.
Для обладателей поставленного голоса процедура немного иная: здесь нужно спеть музыкальную композицию в разных тональностях и определить, какая из них наиболее удобна.
Диапазон голоса
Для вокалистов важно знать свой диапазон – количество нот, которые он способен охватить в верхней и нижней тесситуре. Определить свой вокальный диапазон можно, пропевая гаммы: начиная с самой нижней ноты и дойдя до верхней, которую человек может спеть, не переходя в хрипы и свист.
Диапазон и тон голоса изменить нельзя – он дан с рождения: из низкого разговорного не сделать высокий и наоборот. Но вокальный диапазон всегда можно развить расширить, этому способствуют:
Упражнения для развития и расширения диапазона
Перед тем, как начать занятия по обучению вокалу с нуля и развитию диапазона необходимо знать, завершилась ли мутация голоса, а также к какому типу относится вокал по тембральной окраске. Снятие голосовых зажимов также немаловажно перед развитием рабочего диапазона. Существует ряд упражнений, которые помогут «расслабить» голосовой аппарат, основной инструмент для которого – дыхание.
Субтон
Это музыкальный прием пения определенных нот с «шуршанием». Необходимо спеть часть композиции при рабочем привычном диапазоне, а затем, то же самое, но добавив придыхание. Можно обойтись без композиции, а просто посчитать от 1 до 10 двумя способами: без субтона с его использованием на одном дыхании. Во втором варианте потребуется значительно больше воздуха, который нужно уметь распределять равномерно.
Снижение придыхания
После первого упражнения можно попробовать сокращать субтон, оставляя совсем немного воздушного шуршания. После этого можно начинать упражнения на развитие диапазона, тональности и тембра.
Удержание звучания
Нужно воспроизвести текст на выдохе, с расслабленными голосовыми связками с максимальной яркостью звука, которая отражается в резонаторах.
От низкого до высокого
Необходимо занять комфортное положение потянуться со звуком, как будто только проснувшись. Сначала с закрытым ртом, затем открытым. Важно, чтобы издаваемый звук был ровным и непрерывным.
Расслабление
Нужно вспомнить неясность интонации после сна, похрипеть при комфортной высоте. Это позволит расслабить связки привести их в тонус.
На широту диапазона в пении влияет и предварительная физическая разминка.
Упражнение для шейно-воротниковой зоны
Сесть прямо, вытянуть шею расправить плечи, выпрямить спину. Мягко аккуратно опустить голову то к одному, то к другому плечу настолько, насколько это возможно. Далее, сделать медленные круговые движения и наклоны вперед-назад. Важно почувствовать, как тянутся шейные мышцы.
Упражнение для разминки плеч
Занять исходное положение, плечи расслабить выполнить круговые движения: 4 раза вперед, 4 раза назад.
Упражнение разминка артикуляционного аппарата
Необходимо размять мышцы лица с помощью разнообразной мимики или за счет рук, проминая ими разные части лица.
После ряда этих простых упражнений, вокальный аппарат полностью готов к новым «подвигам» в развитии диапазона голоса, попыткам брать новые, ранее недостижимые, ноты.