как узнать bcd звезды
Как узнать bcd звезды
Каретка – предназначена для свободного вращения системы передних звезд относительно рамы велосипеда. Для крепления каретки на раме любого велосипеда предусмотрен кареточный стакан. Кареточные стаканы стандартизованы и бывают 68 мм. или 73 мм. для МТБ рам и 68 мм. или 70мм. для рам шоссейных велосипедов. В настоящее время наиболее распространённым является 68-миллиметровый стакан как для шоссейных так и МТБ рам. На современных МТБ рамах стакан приварен не симметрично: на 2,5 мм. смещён в левую сторону (противоположную от звёзд системы) это сделано для возможности крепления переднего переключателя E-type. Резьба в кареточном стакане бывает двух типов: BSA (B.C. 1.37″ x 24T) и Italy (M36 x 24T). Последний встречается крайне редко, как правило на старых шоссейных рамах. Стаканы длиной 70 мм. имеют итальянскую резьбу.
Картриджная каретка состоит из двух чашек, двух подшипников, корпуса, оси и системы уплотнителей. Картриджная каретка имеет не разборную конструкцию и эксплуатируется по принципу сносил и выкинул. Исключение составляют каретки Shimano Dura-Ace которые можно разобрать, почистить и заменить смазку.
Рассмотрим устройство и работу наиболее распространённых стандартов кареток и систем, применяемых в современных велосипедах:
Стандарты ISIS и Octalink между собой никак не совместимы. Шатуны под Octalink нельзя поставить ни на квадрат, ни на ISIS, и наоборот.
В настоящее время все ведущие производители систем имеют в модельном ряду системы с интегрированной кареткой. Усовершенствования здесь следующие: ось больше не является частью каретки, а наглухо запрессована в левый, либо правый шатун. Подшипники каретки вынесены из кареточного стакана и размещены с наружи, в специальных чашках, вкручиваемых в кареточный стакан. В результате ось увеличенного диаметра dполучилась легче и жестче, крепление к шатуну исключает возникновение люфтов, шарикоподшипники (на рисунке изображены перечеркнутыми прямоугольниками) увеличенного диаметра D расположены ближе к точкам приложения нагрузки, уменьшено плече приложения нагрузки A от подшипника до точки приложения силы шатуном. Все это благоприятным образом сказывается на долговечности подшипников. Поскольку для такого типа каретки/системы открытый стандарт не разработан каждый производитель использует свой стандарт. В результате каретки/системы между производителями практически не взаимозаменяемы. Но это не представляет большой проблемы, так как каретка как правило поставляется вместе с системой. Для адаптации кареток по ширине к кареточному стакану в комплект поставки входят регулировочные кольца.
С устройством интегрированной системы можно познакомиться на примере четырех наиболее известных у нас брендов:
Shimano Hollotech II
Первыми осмелились на создание серийной интегрированной системы японцы. Ось неразъемно соединена с правым шатуном. Левый шатун надевается на ось двумя фиксациями: пластиковая винт-шайба поджимает шатун в осевом направлении, а два небольших винта стягивают разрезную конструкцию шатуна на оси. Эта система чрезвычайно чувствительна к значению крутящего момента на обоих посадках. Конструктивно ось системы проходит сквозь подшипники через промежуточное звено, выполненное из высокопрочной пластмассы.
Интегрированные системы от RaceFace получили название X-Type. X-Type в целом повторяет второй вариант интерфейса от FSA. Отличие лишь в том, что ось запрессована в левый шатун.
Система в целом повторяет таковую на RaceFace и FSA (второй вариант). С той лишь разницей, что Truvativ используют шлицы, очень уж похожие на ISIS.
Но даже конструкция интегрированных систем оказалась не идеальной. Стандарт устранил все детские проблемы ISIS и Octalink, был прост в установке и обслуживании, но имеет один серьезный недостаток. Q-фактор, расстояние между точками крепления педалей к шатунам неприлично высок (175-180 мм. для систем с тремя звёздами), на что поступают жалобы от профессиональных спортсменов, испытывающих боли в коленях. Как следствие внешних чашек, изменилась и линия цепи, что создало определенные проблемы при замене и апгрейде старых велосипедов. Инженерами Cannondale был разработан открытый стандарт каретки ВВ 30, который был поддержан многими производителями.
В новом стандарте система шатунов остаётся практически без изменений, за исключением увеличенной до 30 мм. оси, которая вставляется сквозь подшипники и затягивается вторым шатуном. Большие изменения коснулись кареточного стакана: теперь он должен обладать внутренним диаметром под подшипники 41.96 мм. и в нём больше нет резьбы. В него впрессовываются два промышленных подшипника, аналогично тем, что установлены в рулевых колонках. Подобная конструкция чрезвычайно выгодна производителям рам, так как появляется возможность значительно увеличить диаметр у оснований нижней и подседельной труб и нижних перьев, повысив тем самым жесткость конструкции. Также появляются и другие достоинства: универсальность, низкий вес, простота изготовления и обслуживания, и конечно же сниженный Q-фактор.
В интегрированных каретках, каретках стандарта ВВ30 и ISIS могут применяться металлические и гибридные керамико-металлические подшипники. Керамико-металлические подшипники отличаются от металлических, тем, что содержат тела качения (шарики), изготовленные из керамических материалов. Главное преимущество керамико-металлических подшипников в том, что они существенно легче, что заметно отражается на конечном весе изделия. Но при этом они существенно дороже. Ресурс каретки как правило не зависит от типа подшипников, а зависит от качества уплотнителей и условий эксплуатации.
Система предназначена для передачи усилия от педалей к цепи через ведущую звезду.
Конструктивно система для современного МТБ или шоссейного велосипеда состоит из левого и правого шатунов, паука и звёзд, в состав интегрированной системы также входит ось.
Шатуны системы могут быть изготовлены из стали, высокопрочного алюминия методом холодной ковки или фрезерованием, либо карбона. Ранее предпринимались попытки изготовления шатунов из титана, но широкого распространения как материал для изготовления систем титан не получил.
Длина шатуна измеряется как расстояние от центра оси педали до центра оси системы (каретки). Длина шатуна стандартизована и может быть от 160 мм. до 190 мм. с шагом 5 мм. или 2,5 мм. в середине диапазона, и выбирается под антропометрические данные велосипедиста и стиль езды.
Для передачи усилия от шатуна к звёздам в системе предусмотрен паук. Паук может быть съемным, несъёмным, либо выполнен заодно с шатуном. В системах Middleburn функцию паука может выполнять первая звезда системы. Некоторые производители выпускают системы с функцией измерения мощности, в пауке таких систем располагается датчик измерителя мощности.
В зависимости от конструкции паук может иметь 3, 4 или 5 лапок. И вмещать на себя 1, 2, 3 или даже 4 ведущих звезды. В современных системах для МТБ и шоссейных велосипедов как правило используются 3 или 2 звезды.
Отверстия для крепления звёзд находятся на окружности определённого диаметра – этот параметра называется BCD и стандартизован.
Для крепления самой маленькой звезды у МТБ систем с количеством зубьев от 20 до 28 отверстия выполнены глухими и с резьбой, BCD составляет 64 мм.
Для крепления средней и внешней звёзд у МТБ систем с количеством зубьев от 30 BCD может составлять 94 мм. или 104 мм. Для Shimano XTR этот параметр составляет 102 или 112 мм. У шоссейных систем BCD для маленькой звезды 74 мм. для крепления звёзд с количеством зубьев 29 м более BCD может быть 94 мм., 110 мм., 130 мм., 144 мм.
Ведущие звёзды могут быть изготовлены из алюминия, стали, титана или композитного материала. Наиболее износостойкие это стальные и титановые. Для повышения срока службы и качества работы на зубцы звёзд могут наноситься напыления из низкофрикционных материалов. Для повышения жесткости звёзд Shimano в верхних группах изготавливает внешнюю звезду полой.
При непреднамеренном сходе цепи с внешней ведущей звезды наружу цепь может заклинить между шатуном и звездой. Такая аварийная ситуация чревата падением, травмами, поломкой элементов трансмиссии велосипеда. Для предотвращения этой довольно неприятной ситуации на внешней звезде предусмотрен предохранительный пин.
Звезды под пятилапый паук могут быть двух типов: А или Б, отличаются взаимным расположением предохранительного пина либо метки и одного из крепёжных отверстий. В одном варианте крепёжное отверстие располагается под шатуном, в другом все крепёжные отверстия открыты.
Типы звёзд А и Б между собой не совместимы.
Для правильного взаимного ориентирования на звёздах системы предусмотрены специальные метки. При установке звёзд их следует совмещать на одной линии и располагать за шатуном.
Для улучшения качества и скорости закидывания цепи с меньшей звезды на большую с внутренней стороны ведущих звёзд предусмотрены специальные выемки и проточки, а также вклёпаны небольшие пины. Для облегчения схода цепи с большей звезды на меньшую зубья звёзд также могут иметь небольшие проточки, развод или пониженный профиль (высоту). Звёзды односкоростных систем, не предназначенных для переключения имеют полный профиль зубьев и не имеют никаких приспособлений для облегчения переключений.
Наборы звёзд для современных МТБ систем в своём большинстве подбираются таким образом, чтобы разница в количестве зубьев между соседними звёздами не превышала 12. Если разница в количестве зубьев между соседними звёздами будет больше 12, то возможна нестабильная работа, соскакивание и закусывание цепи, затрудненное переключение. Для шоссейных систем этот параметр равен 14 зубьев.
С каждым годом всё больше и больше набирают обороты ременные трансмиссии. В случае с ременной трансмиссией на паук вместо ведущих звезд крепится ведущий зубчатый шкив.
Немаловажный параметр систем это Q-фактор (Q-factor):
Ещё один немаловажный параметр систем это чейнлайн (Chain Line).
Чейнлайн— расстояние от продольной оси байка до средней звезды системы (для тройных систем) или до усреднного положения звёзд (для двойных систем). Для шоссейных систем чейнлайн составляет 43,5 мм. для двойных систем или 45 мм. для тройных. Для МТБ систем чейнлайн составляет 45,5 мм. для двойных систем или 47,5 мм. для тройных систем, у интегрированных систем чейнлайн равен 50мм. Суть чейнлайна заключается в том, что цепь при работе между звездой спереди и звездой сзади чаще всего имеет перекос, и диапазон этих перекосов должен быть наименьшим, иначе возможно плохое переключение, и износ цепи, звезд, закусывание.
Чтобы перекос был минимальным, нужно чтобы центр передних звёзд и центр задних звёзд были на одной линии. Например, если трансмиссия имеет 3 звезды спереди и 9 сзади, то передняя центральная и задняя 5 звезда должны быль на одной линии и при работе 2 х 5 перекос оставит 0мм.
Как работают Narrow Wide звёзды
Что же мы знаем про Narrow Wide звёзды? Что они делают? Как работают? И если брать, то какую? Сегодня мы покопаемся в чертогах разума и расскажем вам всё, что знаем сами. Wolf Tooth Components, Sram, Race Face, E*Thirteen, MRP, Renthal, Inline, Garbaruk и ещё куча-куча фирм сейчас выпускают Narrow Wide звёзды и сегодня мы раскроем основные аспекты, на которые вам стоит обратить внимание. Из них:
Что за Narrow Wide?
Всё кроется в названии, Narrow – это узкий в переводе с английского, а wide – широкий. Термин Narrow Wide описывает саму суть таких звёзд. Один зубец на такой ведущей звезде широкий, а соседний зубец узкий. И так они чередуются вокруг всей звезды. У звёзд с традиционной конструкцией все зубцы одинакового размера.
Если посмотреть на цепь, то вы увидите, что ширина звеньев чередуется. Узкое звено, широкое звено, узкое, широкое, узкое… ну вы поняли, да? Так вот на Narrow Wide звезду соответствующим звеном садится цепь, узкое на узкое, широкое на широкое.
Как это работает?
Когда вы катаетесь по пересеченке, то ваша цепь довольно сильно болтается на неровностях поверхности. Наверняка у вас хотя бы раз слетала цепь на какой-то большой кочке. Никто не любит возиться с цепью, особенно, если это происходит во-время гонки. Единственная цель Narrow Wide звезды – удержать цепь. Профиль зуба удерживает цепь от раскачивания и соскакивания со звезды.
Раньше для этого нужно было устанавливать чейнгайд, более известный у нас, как успокоитель. Теперь, если вы используете Narrow Wide звезду, вам не нужен успокоитель, это красивое, простое и изящное решение. Конечно, есть вероятность того, что на какой-то жести цепь слетит, и некоторые райдеры ставят такие звёзды вместе с успокоителем. Это же комбо для параноиков – скажете вы. Хотите, верьте, а хотите нет, но помимо безопасности такая звезда значительно снижает шум от цепи, так как она банально меньше болтается на звезде.
Для нормального функционала важно, чтобы такая звезда хорошо отводила грязь и пыль. В противном случае грязь просто набьется вокруг каждого зубца звезды и цепь не будет плотно прилегать, что повысит вероятность её соскакивания.
Что нужно, чтобы пользоваться Narrow Wide звездой?
Какая цепь? Любители халф-линк цепей (такие частенько используются на ВМХ и в стритовых дисциплинах) остались без возможности использовать такую звезду. Плачет ли какой-то стритер от такой несправедливости – науке неизвестно. Ребята там крепкие, ведь у них зачастую даже тормоза на велосипеде отсутствуют, что у ж там за Narrow Wide говорить, тем более с одной-то передачей. Как понятно из названия цепи, в ней отсутствуют связующие звенья в привычном понимании, то есть все звенья одинаковой ширины и конец каждого звена является связующим звеном для последующего. Проще один раз увидеть:
В остальном – никаких ограничений, окромя правильно подобранного размера звезды. Из-за ширины звезда под 9-скоростную трансмиссию не будет работать на 11-скоростной, т.к. зубцы звезды банально шире, чем звенья цепи. Есть, конечно, производители, которые заявляют, что именно их цепь работает с их звездой лучше всего, но в целом – у всех всё примерно совместимо, только соблюдайте размерность.
Размер звезды? Тут всё чуть проще, работают звёзды с четным количеством зубцов. Из-за особенностей нашей вселенной и математики, работающей в ней, в нормальных условиях невозможно добиться того, чтобы у звезды с нечётным количеством зубцов, каждый последующий зуб был разного размера. 35, к примеру, не делится на 2 нацело, потому только звёзды с четным количеством зубцов.
Тип крепления? Звёзды от сторонних производителей, типа Inline или Garbaruk, выпускаются едва ли не во всех существующих стандартах: 104mm BCD, Sram 3-screw direct mount, Race Face Cinch, 102mm XT BCD, 110mm BCD Asymmetric 4-bolt, 110mm BCD 5-bolt, 120 BCD 4-bolt, 64mm BCD, 130mm BCD 5-bolt, 76mm BCD для XX1, 94mm BCD 5-bolt, 88mm BCD для Shimano M985, и что только вашей душе будет угодно. Любой каприз за ваши деньги.
У профильных производителей типа SRAM, всё чуть сложнее. Если вы хотите звезду, с их фирменным дизайном Eagle-tooth, то сможете это сделать только, если у вас шатуны стандарта 104mm BCD или Direct Mount. Самое лучшие решения должны быть максимально несовместимыми со стандартами других производителей, увы, это болезнь современных гигантов индустрии.
Ну, и в лучших традициях, образовательное видео для тех, кому лень читать:
Тема: Переход от системы с тремя звездами к одной ведущей звезде.
Опции темы
Поиск по теме
Отображение
На системе укатаны две большие звезды. На маленькую скидывал только при хранении что бы ослабить пружину с заднего переключателя и раз десять на минуту другую когда на горку заезжал от нечего делать
4 года.
Встал вопрос может вообще отказаться от системы с 3 звездами 44/32/22 и перейти на 1
1) Вот стало интересно, надо ли менять например шатуны или они крепятся так же как и большая или средняя звезда?
2) Цепь и кассета на 9 скоростей подойдет?
Озаботившись переходом на 1х, терпеливо прочитал всю тему. Времени заняло немало, поэтому сделал FAQ в расчёте на то, что, когда в теме зададут уже много раз обсуждавшийся вопрос, можно будет адресовать к поиску в теме по слову «FAQ» или «ЧАВО».
Предлагаю всем, кто пожелает дополнить/изменить этот список соблюдать несколько простых вещей:
1. Скопировать на свой компьютер весь список.
2. Внести изменения.
3. Увеличить на единицу номер версии и дату последнего редактирования.
4. Заново опубликовать в теме как новый пост.
=== FAQ = ЧАВО = Часто задаваемые вопросы = Версия 1 от 19.02.2017 = старт ===
Читаем много полезной инфы под спойлером
9. Как трансмиссию 3х переделать на 1х?
Снять с системы самую маленькую и самую большую звёзды.
Если на средней звезде количество зубьев не подходит, то купить и поставить нужную.
11. Как подстроить линию цепи = chainline?
Актуально при переходе с системы 2х.
С помощью шайб на бонки между звездой и шатуном. Наглядно см. здесь.
14. Какие преимущества овальной звезды?
Инфо с сайта absoluteblack.cc:
Овальная звезда делает нагрузку на заднее колесо мягче. Это значит, что вы можете лучше поддерживать постоянный каденс. Овальная звезда уменьшает пиковые нагрузки на коленные суставы, что означает уменьшение стресса для колен и позволяет увеличить продолжительность нагрузок. Таким образом достигается более высокая средняя скорость. Это выявлено путём 11 научных исследований ведущими университетами по всему миру. По сравнению с круглыми, на овальных звездах ноги задействуют больше мышечных групп, каждую при этом с меньшим процентом усилия. Общая нагрузка от педалирования овальной звезды распределяется на бо’льшую мышечную массу.
Инфо с сайта neutrinocomponents.com:
Усилие ноги не равномерно в течение оборота шатуна, вверху и внизу есть «мертвые точки», даже с контактными педалями, даже с хорошей техникой педалирования. У овальных звезд радиус меняется в зависимости от положения шатуна, «мертвые точки» проходятся легче, педалирование становится эффективней и монотонней. По началу кажется, что «педали проваливаются», но скоро перестаешь это замечать. Если вы достаточно много крутите, в частности в горки, то стоит попробовать, оно работает.
14. Какие есть рекомендации по выбору числа зубьев на овальной звезде?
В первой колонке указана круглая звезда:
30-32 = 32 (рекомендация от chainreactioncycles.com)
34 = 36 (личная рекомендация от cka3o4nuk)
На absoluteblack.cc пишут, что число зубьев на овальной звезде должно быть таким же как на круглой, т.к. оптимизируется форма, но не длина окружности. Окружность и расстояния между зубьями остаются постоянными.
Рекомендации от absoluteblack.cc:
30T овал подойдет если ездишь на 28/30T круглой.
32T овал подойдет если ездишь на 31/32T круглой.
34T овал подойдет если ездишь на 33/34T круглой.
15. Как правильно выставить длину цепи для системы 1х?
Инструкция от SRAM:
chain-instruction.jpg
16. Что такое «расколбас»?
Есзда на скорости по ухабам.
vile_gnus
Паталагичиский падонак
Сказать, по правде, человек я не решительный и достаточно консервативный.
В то время, как большинство успело стереть 3-й комплект трансмисии 2х9 или 2х10, я продолжал кататься на ортодоксальной системе с 3-мя звездами и размышлять.
Пока я размышлял, дабл на системе стал стандартом де-факто для кросскантри, все топовые системы в 2010-2012 годах выходили именно в этом варианте и причин для этого было множество.
Дабл проще в работе, по сути у тебя есть два положения цепи на системе: очень крутые торчки и все остальное
Дабл менее требователен к качеству исполнения звезд
Проще в настройке переключения.
Казалось бы, вот она истина!
Упрощение велосипеда стало второй причиной, почему я оставил на системе одну звезду. Минус манетка, минус трос, минус переклюк, минус необходимость все это настраивать
Уменьшение веса тоже привлекало, особенно, когда собираешь самый легкий байк в Украине )
Дурной пример. SRAM выпустил группу трансмиссии ХХ1 с одной звездой спереди вообще без возможности установки 2 или 3 звезд на систему. Известно, что чувствовать себя идиотом гораздо приятнее, когда тебя поддерживают большие дяди потому я твердо решился: буду пробовать сингл!
Кассета ХХ имеет диапазон 11-36, таким образом, установив звезду 36Т, получается то же минимальное передаточное соотношение 1:1, что и на трипловой системе с кассетой 11-32, если не переключаться на бабушкину звезду. Т.е. по предварительным прикидкам для всех кантрийных трасс Киева такого расклада будет достаточно. В крайнем случае можно поставить звезду поменьше.
К слову, SRAM выпускает звезды ХХ1 в размерах от 28 до 38, никаких 44Т или 42, скажем
Удержание цепи на месте
Вот с этого, как раз момента начинаются некоторые вопросы. Обычная звезда, рассчитанная под переключение не очень годится. Ее нельзя использовать без дополнительного приспособления, которое будет ее удерживать от слетания. Статистика печальна, вероятность проехать трассу с обычной звездой без успока и не потерять цепь близится к нолю.
Звезды под синглспид с более широкими зубцами без проточек держат цепь лучше, но все равно нет никакой гарантии, что цепь удержится на месте после прыжка с высокого бордюра, например.
Купить специальный успокоитель
Вот типа такого.
Варианты есть, но цены, как по мне, не очень обоснованы и гуманны
Уже год как куча профи и сочувствующих им ездят на таких звездах и, судя по отзывам, цепь сидит на звезде как вкопанная.
Принцип работы, надеюсь, понятен из это картинки без лишнего словоблудия
Ряд производителей предлагают более народные варианты звезд под BCD104 (самый распространенный формат крепления звезд к шатуну) и BCD120 (стандарт введенный компанией SRAM/Truvativ)
Woolftooth
RaceFace
Интересные хинты для владельцев правильных шатунов
Более того, под такую систему можно выточить звезду, которая будет прикручиваться непосредственно к шатунам
Более того, сменный вал на Hollowgram позволяет регулировать Chainline в некоторых пределах (лимитируется шириной перьев рамы)
Для меня итог простой: на 1х10 ездить можно, во всяком случае кантри. На горный марафон нужно ставить дабл, благо моя система это без проблем позволяет.