как узнать будут ли контролеры в электричке
Руководство для «зайцев»
Привет, Пикабу! В моем первом посте я бы хотел поведать о моем небольшом хобби. Я с моими друзьями езжу «зайцем» на электричке. (один из них пикабушник Utug) Внимание, длинный пост.
Конечно, это не совсем законно и, по сути, это нервное занятие, но для нас это стало чуть ли не развлечением.
Обо всем по порядку:
И вот мы на платформе. Скорее всего, ни кто за вами не погонится, не за чем. Ждем поезд. Прежде чем поезд остановится можно внимательно поглядывать в окна, дабы углядеть, где находятся контроллеры (они то и станут нашей дальнейшей проблемой), но если вам лень, то можно понадеяться на авось. Входим в вагон и садимся в самый центр, т.к. с каждой стороны могут неожиданно прийти благородные стражи порядка. Далее ждем их появления.
Контролеры обычно ходят в сопровождении охранников. Эти здоровые быки отлавливают зайцев и ведут к женщинам с чековыписывающими машинками. На состав обычно приходится от 2 до 4 контролеров и столько же охранников. Так же у блюстителей порядка существует несколько тактик движения. Первая: с начала и с конца состава по двое двигаются контролеры, спереди и сзади от них ведут разведку охранники. В середине они встречаются и расходятся.
Вторая: каждый контролер берет на себя 2-3 вагона и их контролирует. 🙂
Вернемся к моменту, когда к вам начинает подбираться контролер. Вы встаете, как будто собираетесь выходить на следующей станции и идете в другую сторону. На следующей станции вы можете выйти и перебежать за контролера. Вас могут увидеть в окно и пойти специально к вам, тогда уходите в зону действия другого «охотника». Это действо можно повторять вплоть до вашей станции. Это конечно утомительно, но придает некоторого драйва и интереса. Интерес в том, поймают ли тебя или нет? Если же всё-таки поймали, то не спешите расстраиваться. Вам предложат выйти на следующей станции. Выходите и, делая вид, что уходите, спешите в ту сторону, откуда шли контролеры, и снова садитесь на поезд. Вас могут запугивать передачей в полицию, но это очень маловероятно. Полиция не занимается подобным, а дорожные службы для решения подобных проблем зачастую не существуют на многих ветках.
Если вы понимаете, что ситуация ну очень плохо складывается, то лучше конечно заплатить. В Петербурге не предусмотрены штрафы, если вас поймают без билета в поезде, поэтому вы имеете права оплатить только ту сумму, которая отражает реальную стоимость обычного билета. Про московские электрички, к сожалению, поделиться ни чем не могу.
Я не призываю следовать нашему примеру, а лишь делюсь опытом.
Спасибо, что не поленились прочитать этот пост, и мне бы было очень интересно узнать ваше мнение в комментариях!
Если вам будет интересно почитать про наши приключения, то могу запилить еще пару постов.
Охотники за зайцами: как работают контролеры в электричках
О том, что такое секретные коды на билете, когда нельзя нажимать на стоп-кран, кто и как штрафует самих контролёров и почему некоторые стремятся работать в ночные смены, корреспонденту «МИР 24» рассказала бывший контролер на электричках Наталья.
Как стать контролером в электричке
Я просто пришла по объявлению. Со мной провели собеседование. Рассказали, что придется делать, сколько часов работать, есть ли ночные выезды, как происходит оплата, премирование, штрафы, какие проверки будут. Спросили, насколько я стрессоустойчива, как я буду реагировать, когда кто-то начнет буянить. Я спросила, нужно ли специальное образование, чтобы стать контролером. На тот момент у меня было среднее образование. Сказали, что нет. Что будет двухнедельное обучение (стажировка), где мне все покажут и объяснят.
Так и было. Две недели меня обучали на практике: как говорить, пользоваться терминалом, вести специальный дневник. В этом дневнике нужно писать, сколько штрафов ты выписала и на какую сумму, сколько билетов ты продала, с какой электрички на какую ты пересела. Мы ездили вдвоем с другим контролером, у которого я училась «обилечивать» пассажиров, правильно разговаривать с ними. Нужно выучить номера станций, которые надо пробить, чтобы продать билеты. Надо знать, на каких станциях сегодня не работает касса. Об этом каждое утро предупреждают всех контролеров. Потом, когда выходишь на работу, продолжаешь ездить в паре с другим контролером. Бывает, что ездят по одному – но только на маленьких, 4-вагонных электричках, например, как «Калуга-Фаянсовая».
Форму нам выдавали летнюю и зимнюю. Стираешь ее сама, дома – как тебе удобно. Можешь хоть каждый день стирать, главное – выглядеть опрятно. Форма удобная. Зимняя очень теплая, хоть и легкая.
После стажировки начинается испытательный срок – три месяца. Если ты увольняешься после него, заранее предупредив, то никаких проблем не будет. Там все официально, все по-белому.
Рабочая смена
Рабочий день начинался с самой первой утренней электрички – до 14.00. Потом с 14.00 до 20.00 или 21.00. Если ночная смена, то ты едешь на последней электричке весь маршрут, потом ночуешь в специальной комнате для контролеров, и утром обратно возвращаешься на первой электричке назад. Мне повезло, в ночную смену я ни разу не попала. Хотя, получается, что ты работал часа три или чуть больше, а тебе заплатили, как за рабочий день. Многие в ночные смены стремятся, но меня эта идея не очень радовала.
Днем есть обед. Контролер может спокойно пообедать прямо в вагоне, если он взял еду с собой. Когда у меня были перерывы между электричками, я обедала в кафе или в специальной столовой на вокзале.
Про секретные коды
Я узнала, как контролеры могут быстро понять, действительный ли билет ему показывает пассажир или нет. Дело в том, что каждое утро назначается секретный код на этот день, на все рейсы. Он состоит из четырех цифр. Все контролеры узнают его, когда утром приходят брать инвентарь и чеки. Например, сегодня код 1234. Контролер, проверяя билеты, первым делом смотрит на эти цифры в особом месте билета.
Если код правильный, значит, билет действительный. Но если все совпадает: и дата, и название станции, а код – нет, значит, билет поддельный, или просроченный. Если с кодом все в порядке, мы смотрим другие параметры: куда едет пассажир, где он сейчас. Если, например, у него билет до Азарова, а сам едет дальше – до Балабаново, то просим его пройти на выход.
Вежливость и безопасность
Контролеру запрещается быть агрессивным, отвечать злостью на злость. Нужно быть вежливым, спокойно разговаривать, не доводить пассажиров до истерики. Если контролер вступит в перепалку, лицо фирмы потеряется. Нам давали инструкции: не спорить, улыбаться: «Все нормально, хорошего дня, счастливого пути!».
За нашу безопасность отвечает служба охраны поезда. На двух контролеров два представителя этой службы. Вызвать охрану можно по сотовому телефону – как правило, у нас есть номера охранников. Или вызываешь машиниста поезда через кнопку громкой связи.
Были случаи, когда молодежь пьяна, не хочет платить и не хочет высаживаться. Тогда вызываем охрану. Но она силу применяет далеко не сразу. Сначала пытаются договориться, объяснить все словами. Если не понимают, тогда в ход идут более жёсткие методы.
Еще мы можем вызвать охрану, если встретили в вагоне «продавальщика». Продают носки, зонты всякие. Контролер может попросить показать разрешение на торговлю. Если его нет, то мы можем вежливо попросить человека покинуть поезд или вызвать охрану.
Есть ли у контролеров план по штрафам?
Да, как и у кондукторов, и у гаишников, у контролеров есть план, на какую сумму нужно собрать штрафов в месяц. Скажем, на 50 тысяч рублей. Если тебе удается собрать эту сумму, ты можешь получить премию до 100% от оклада. Оклад начинается от 20 тысяч и выше. У моих коллег, с кем я работала, могло выйти по 70 тысяч в месяц вместе с премией. Или 15 тысяч, если штрафуют самих проводников (об этом – подробности дальше). Если ты хочешь заработать больше, ты можешь выйти на дополнительные ночные или дневные смены. Премию получат те, у кого не было косяков, кто хорошо работал, в общем.
Если в один поезд попадают две команды из разных компаний – например, калужская и московская – то они «делят» состав пополам. Например, первая группа идет проверять билеты с середины до конца, а вторая – с начала до середины поезда. Как правило, они знают заранее, что попадут в одну электричку, и поэтому спокойно расходятся: поздоровались-пообщались, поняли друг друга, развернулись и пошли по своим сторонам. Иногда бывают и неожиданные встречи. Ты идешь-идешь, и в середине электрички встречаешь другую команду. Без ссор, без ругани, спокойно решаем вопрос. Все работают в одной сфере, и команды стараются не ругаться со своими.
Кто и как контролирует контролеров
Есть так называемые «тайные пассажиры». Это кто-то из начальства или бывших контролёров. Они ездят на рейсах, и смотрят, как обилечивают контролеры, как они общаются, все ли записывают в дневник. Могут подсунуть тебе старый билет, либо билет, купленный на завтрашнее число. Могут начать упрашивать: «Возьмите двести рублей, у меня денег больше нету, ничего нету!». И если ты попался на удочку, тебя ждут разбирательства и штрафы.
Подставной пассажир достает «корочку», где написано, что он из проверки, и приглашает тебя сесть рядом: «Будем проверять вашу кассу». Ты садишься, он считает деньги, и если находят не учтенные, то это засчитывается, как нарушение. Могут просто оштрафовать, а могут лишить премии. Поэтому не удивляйтесь, что контролеры в электричках часто наотрез отказываются «войти в ситуацию», ведь мы это делаем на свой страх и риск. Я иногда, конечно, иду навстречу какой-нибудь безбилетной маме с ребенком, но знаю, что делаю это себе в ущерб.
Часто еще бывает, что молодые люди пытаются с тобой познакомиться, заговорить зубы, чтобы дольше проехать, и выйти на той станции, которая им нужна. А еще бывают перебежчики, которые бегают от контролеров из вагона в вагон. Тут надо либо быстро зайти в тот вагон, куда они бегут, либо закрыть на это глаза: ты же не будешь бегать за ними вечно. На это, видимо, и расчет. Обычно, когда мы замечаем таких бегунов, мы с другим контролером делимся, и идем с двух концов поезда.
Экстренные ситуации
У меня однажды загорелась электричка. Возникло замыкание, один вагон задымился, поднялась паника, и мне, как сотруднику железной дороги, нужно было перевести людей в соседний вагон. Но начался переполох: все бегают, орут. Это было очень тяжело. Приходилось даже повышать голос, чтобы успокоить их и вывести в другой вагон. Электричка ведь остановиться не может, она едет. В общем, мы ехали до следующей станции, люди вышли, прибежали ремонтники, быстро выяснили, почему все задымилось, и решили проблему. Электричка поехала дальше.
Часто нажимают на стоп-кран. Особенно, это делает молодежь. Если нажать на стоп-кран, электричка не резко останавливается, а идет на торможение. Но если скорость уже набрана, и нажимают на стоп-кран, электричка может сойти с рельсов. Поэтому часто на полном ходу он просто не работает. Если ты что-то забыл на перроне, ты можешь нажать на стоп-кран, и выскочить за вещами. Но не на полном ходу.
Отношения с руководством, поощрения и штрафы
Про руководство нельзя сказать, что оно доброе. Очень строгие люди, не обращают внимания на какие-то жизненные обстоятельства контролеров. Некоторые, например, не могут ночью работать, а их заставляют. Бывают ситуации, когда входят в положение, но, в основном, всем наплевать.
Поощрения такие: раз в год тебе предоставляется путевка, ты можешь куда-нибудь съездить отдохнуть бесплатно. Но в пределах России, и только по железной дороге. И количество направлений – ограниченно.
Корпоративные праздники обычно проходят скромно, если только коллектив сам решит себе его устроить. А так, просто поздравления от начальства, маленькие подарочки в виде денег или на Новый Год – бутылки шампанского и коробки конфет. На День железнодорожника всех поздравляют, могут выплатить небольшую премию, но так это обычный день, и он проходит рутинно.
Все под контролем: почему «зайцев» в электричках не всегда штрафуют
Иллюстрация: Аля Хафизова
По данным пресс-службы ОАО «Центральная ППК», которая занимается обслуживанием пригородных поездов в московском регионе, доля безбилетников в подмосковных электричках составляет порядка 15–20 процентов. А замминистра транспорта Сергей Аристов заявлял, что люди, которые не платят вообще или покупают минимальный билет, а едут дальше, составляют до 40 процентов всех пассажиров. Корреспондент m24.ru катался на электричках, разговаривал с «зайцами» и контролерами и выяснял, почему первые не считают нужным платить, а вторые не всегда их штрафуют.
Первые несколько станций от Курского вокзала электричка едет тихо и спокойно. Пассажиров мало. Будний день, сонное послеполуденное время: окно уже прошло, а до вечернего часа пик еще далеко. Оживление начинается на подъезде к Реутову.
Сначала по одному, по двое: суетливые студенты и школьники неразличимого пола, взрослые мужчины разного вида начинают транзит по вагонам. В тамбуре, запивая дамскую сигаретку яблочным пивом, то и дело вглядываясь туда, откуда происходит движение масс, стоит женщина средних лет.
– Идут, что ли? – интересуется она у меня. Поясняюще добавляет:
– Как же они ***(надоели)! Не на работу же мне ради них устраиваться, – женщина торопливо бросает недокуренный бычок и направляется в сторону головы поезда, вслед за всеми.
Теперь мы в одной команде.
Следуя за ней, я вспоминаю советы бывалых, найденные на просторах интернета:
«…Средняя скорость проверки вагонов бригады из двух контролеров – два вагона за один перегон. Для трех контролеров – три вагона…».
В очередном тамбуре собирается человек десять. Большинство из них выглядят вполне платежеспособно. Почти половина держит в руках недешевые гаджеты. Парень в недорогом, но все же костюме, обсуждает с «заей», куда поехать отдохнуть в бархатный сезон.
Через окошко тамбурной двери я вижу, как мелькают малиновые куртки кассиров в соседнем вагоне. С другой стороны, в нашем вагоне те же куртки. Вспоминаю еще одну заповедь зайца:
«Если вы настроены обегать вагон с контролерами, то лучше всего перебираться в вагоны синхронно с ними…».
Мы подъезжаем к станции. Стоим в тамбуре сдержанно, контролеры косятся на нас, ждут. Двери открываются. Словно по свистку, людская волна начинает бежать и меня захлестывает вместе со всеми.
Иллюстрация: Аля Хафизова
После упразднения Министерства путей сообщения в 2004 году большинство его функций приняло на себя ОАО «РЖД». Год спустя госкорпорация создала сеть дочерних пригородно-пассажирских компаний для регионов, которые стали заниматься обслуживанием электропоездов.
Примерно тогда же был упразднен статус ревизора. Как рассказывает мне бывший начальник участка контролеров-кассиров на Ярославском направлении (назовем его Иваном Алексеевичем), пришедшее руководство почти сразу установило новые порядки. По его словам, в министерские годы контролеры зарабатывали очень приличные деньги и попасть туда было делом нелегким:
– Эта работа была примерно такой же, как и работа дэпээсником. Просто так, да еще на хороший, жирный маршрут хрен пролезешь. У меня были свои знакомцы чуть ли не в аксененковском окружении (Михаил Аксененко был уволен с поста министра путей сообщения), и работалось, конечно, без особых проблем. Денег было много, даже с учетом того, что приходилось делиться.
Иван Алексеевич говорит, что почти всю старую гвардию подчистили в 2005–2006 годах, а запись в трудовой книжке «ревизор» равнялась тогда чуть ли не «врагу народа». Многие бывшие сотрудники пытались подделать документы и устроиться на работу заново, но проверяли их тщательно. Сам он проработал до 2007 года.
На момент увольнения работа утратила свою привлекательность. Взяток стало значительно меньше – не только потому, что контролеры ходят с кассовыми аппаратам. Банально стали стучать друг на друга. Приятель Ивана Алексеевича (будем звать его Никита) работает контролером-кассиром и сегодня. Никита объясняет мне, что берет немного и всегда по-божески:
– Если компания едет выпившая какая там – ну нету у людей денег! Иногда и выпить предложат и сигарет. Так бы я не отказался, но не очень доверяю своим коллегам. Говорят, так слетали люди с работы: взял пятьдесят рублей, помог человеку, а бригада уже бежит звонить. Ну по мелочи беру, однако сильно не нашабашишь, – сетует Никита. – Сейчас только на легальную выручку работаю. На дальних электричках можно поднять неплохо – человек едет далеко и билет дорогой – он просто берет в кассе самый дешевый за 30 рублей, чтобы через турникет пройти, и я ему пробиваю за сотню. Но тут все официально, через кассу.
Иллюстрация: Аля Хафизова
Ирина Скрябина работает кассиром-контролером уже пять лет. До этого служила в конвое МВД. Я полагаю, что она почти образцовый сотрудник: на вопросы отвечает цитатами из должностных инструкций, работой и зарплатой довольна.
Мы долго беседовали в офисе ЦППК, расквартированной неподалеку от Казанского вокзала в симпатичном бизнес-центре. Ирина рассказала мне, что ее рабочий день начинается очень рано, в пять-шесть часов утра, когда начинают движение первые электрички из области в Москву. Смена длится 11 часов. У контроллеров также есть перерыв на обед и социальные льготы – вроде бесплатного проезда на электричке и социального пакета. Зарплата – от 20 до 40 тысяч рублей (согласно официальным данным; другие сведения сильно разнятся – m24.ru).
В бригаду кассиров-контролеров входят три-четыре человека. На Горьковском направлении, где работает Ирина, женщин больше, чем мужчин. Но не намного – примерно 60 на 40. В ее бригаде три женщины и один молодой человек. В случае конфликтов приходится держаться вместе:
– Зайцы перебегают, постепенно продвигаются к тамбуру, ну и когда я тоже дохожу до тамбура, то либо предлагаю оплатить проезд, либо выйти.
– Но их же много, как вы им предлагаете?
Контролеры в транспорте
– Но стоит там двадцать человек, и вы заходите, вас несколько человек.
– Тут психология, нужно уметь разговаривать с адекватными пассажирами.
– А есть же неадкватные?
– Да, есть. Иногда приходится привлекать полицейских. Мы связываемся с машинистом, а он вызывает сотрудников.
– А в электричках нет полицейских?
– Есть на определенных участках. Но их не хватает, как и везде.
– Сталкивались в своей практике с разными ситуациями, получается?
– Опасная у вас работа?
– Конечно. Любая работа с людьми опасна.
– А люди как реагируют на вас? Мне кажется, есть легкая недоброжелательность.
– Ну не легкая. Любой сотрудник любой службы вызывает вот такое отношение. Кто-то пытается заступиться за безбилетного пассажира. Объясняешь, что человек едет за ваш счет. Хотя кто-то, наоборот, на нашу сторону встает.
Володя стабильно бегал от контролеров несколько лет. Сейчас делает это лишь по необходимости. Он рассказывает мне, что между контролерами и зайцами существует негласная установка: кто хочет ехать бесплатно, должен бежать.
– Кто отказывается выходить или платить, набиваются в тамбур, или даже в вагоне стоит очередь. Контролеры не пойдут дальше, пока те не выбегут. Они тоже все понимают, открыто говорят: давай, беги.
Контролеры, как правило, идут с двух сторон. Володя объясняет, что все знают, когда они заходят, знают, на каких станциях поезд стоит довольно долго:
– Кому лень бегать, покупают у кассира самый дешевый билет. На станции можно купить билет на выход. Кто не хочет платить – лезет через забор. Полиция, чоповцы их ловят, но не очень активно, этим не хочется никому заниматься. Но иногда что-то все-таки придумывают: на Савеловском вокзале там, где все лазали, выкрасили мазутом забор.
Володя считает, что подобные забеги превратились чуть ли не в спорт: здесь есть свои весовые категории, квалификации, существует и взаимовыручка:
– Кто-то бегает из принципиальных соображений. Причем не только молодежь, бегают и старики. Много стариков. Зимой дело было. За мной бежала женщина лет пятидесяти, она поскользнулась, упала, соответственно, на нее завалились остальные. Слава богу, кто-то ее обежал, залетел в тамбур и дернул ручник. И все успели зайти. На самом деле даже машинисты ждут, когда все добегут, потому что понимают, что если пассажиры не успевают, кто-нибудь может дернуть ручник (стоп-кран – m24.ru).
Иллюстрация: Аля Хафизова
На Курском повсюду стоят чоповцы и контролеры – люди в зеленых жилетах, с платформы просто так не слезешь. Но контролер Николай говорит, что находят выход и здесь – кто-то проламывается через турникеты, кто-то седлает забор. Он сам особенно никого не гоняет, лишь бы под поезд не попали. Объясняет мне, что ему не до этого. Он хронически устал, у него 18-часовая смена в течение 15 дней, вахтовый метод. Зарплата – 17 тысяч. Он завидует контролерам-кассирам.
В случае обнаружения безбилетного лица в поезде ему предлагается оплатить штраф на месте или в течение 30 дней в размере пятидесятикратной стоимости 1 зоны (или 10 километров) того региона, где его обнаружили. Например, это 950 рублей на территории Московской области, 1500 – на территории Москвы.
На платформе Новогореево с контролерами попроще: они стоят только возле турникетов, а вот заборы обтянуты колючкой. Стайка зайцев слезает с платформы и идет по путям в сторону моста, буквально обегая летящие навстречу электрички и поезда. С моста легко слезть на автодорогу через дыру в заборе. Местные контролеры тоже завидуют кассирам, работающим в электричках, «потому что у них зарплата стописят тыщ», и тем, кто стоит на Курском у турникетов – по неведомым причинам.
Группа кассиров, разумеется, и не пыталась нас поймать. Они лишь проводили нас взглядом. Остановку спустя я перехожу в тот вагон, откуда выбежал, – они сидят на лавочке. Я задаю глупый, даже детский вопрос женщине с химической завивкой, сидящей с краю:
– А почему всех зайцев нельзя поймать?
Она смотрит на меня задумчиво (но думает явно о чем-то другом), потом в окно, потом всплескивает руками и беззлобно, отрывисто произносит:
– Иди уже. Обед у нас. Устали мы. Не до тебя.
По Москве, да без оплаты, избегая контролёров. (Советы безбилетника-любителя)
Тем не менее, бывают редкие случаи, когда контрики могут появиться и в указанные часы. Тут следует помнить одно: при себе необходимо иметь карточку «Тройка» со средствами на ней (хотя бы на одну поездку, а места по возможности занимать поближе к валидатору, чтобы иметь возможность приложить карточку до того, как «контра» вошла в салон).
Особенно здорово бесплатно кататься на московских трамваях 17 маршрута: валидаторы висят возле каждой двери, входить и выходить можно через любую (насчёт других маршрутов не знаю). Тут, правда, и контролёры попадаются чаще. В общем, алгоритм действия следующий: заходишь в трамвай и стоишь возле одного из входов, периодически бросая взгляды на остановку, где обычно и ждёт свою «жертву» стервятник-контролёр. Увидел кекса (или кексиху) с бляхой на груди – мгновенно прикладывай «Тройку» к кругляшу на жёлтой коробке. И спокойно езжай дальше.
Ну а как быть, если всё-таки «повязали»? Прежде всего – сохраняйте спокойствие. Помните, что контролёры сродни охранникам: вид официальный, а прав никаких. Так что угрозы вас обыскать, предъявить содержимое сумок и карманов абсолютно незаконны. Подобным правом обладает только полиция, да и то при наличии достаточных оснований, предусмотренных законом. Также незаконны и обвинения вас в использовании чужого пенсионного удостоверения. Если не видели, то и доказательств никаких нет.
Второй момент состоит в том, чтобы не вестись ни на какие требования оплатить штраф на месте. Запомните одно: в случае «попадоса» громко утверждайте, что у вас нет денег! Ну вот вообще нету – и всё. Не хамите, не огрызайтесь. Любое хамство будет действовать не в вашу пользу. Если «контра» выходит из себя от нетерпения и начинает вам хамить, обзывая хамом или нищебродом, либо произносит хоть одно матерное слово (а так бывает довольно часто), громко, на весь салон призывайте всех пассажиров обратить на это внимание. Можете для убедительности включить аудио или видеозапись на смартфоне.
Ещё одно непреложное правило: ни при каких обстоятельствах не давайте контрикам в руки свою «Тройку», даже если оплатили с её помощью проезд! Это всё-таки документ. И уж если вообще не прикладывали карточку к валидатору, не «светите» её. Проще сразу сказать, что не платили.
Ну вот. А дальше начинается самое интересное. Раз вы не оплачивали проезд и не хотите платить штраф, контролеры должны предложить вам покинуть внутренности автотранспорта. Обычно следует мгновенный переход к следующей части: доставлению в полицию для составления административного протокола по ст. 27.2 КоАП. И вот тут имеет место маленький юридический нюанс.
К примеру, вы соглашаетесь выйти из автобуса и троллейбуса (задерживать транспорт из-за вас «контрик» права не имеет). Выйдете вы первым или подождёте выхода мытаря – роли не имеет. Помните только одно: покинув салон, вы мгновенно превращаетесь в пешехода, и с момента, когда нога ваша ступила на поверхность асфальта или тротуарной плитки, вы можете смело попрощаться с контролёрами и топать в любом направлении. Трогать вас руками и задерживать ни у кого прав, кроме полицейских, нет. Если же такое происходит, можете громко кричать, призывая в свидетели прохожих, упирая на то, что ни на каком автобусе (троллейбусе, трамвае) не ехали, и до вас докопались незаконно. Обычно проверяльщики в таких случаях отстают. Редко кто из пассажиров захочет записывать себя в свидетели, а «контра» из толпы вас задерживающих – лица заинтересованные, а потому свидетели слабые.
Правда, имеет смысл обратить внимание на два момента: наличие у «контры» видеозаписывающих устройств и менты, отдел которых либо может оказаться под боком, либо неподалёку проезжает патрульная машина. Это, конечно, из области непредвиденных обстоятельств, а потому если уж они оказались рядом, считайте, что сегодня просто не ваш день, и везение ещё не проснулось.
Репост приветствуется, дружба поощряется.