как узнать были ли в роду татары
Внешность татар. Как отличить татарина. Черты лица
Каждый народ имеет свои отличительные черты, которые позволяют почти без ошибок определить национальность человека. Стоит заметить, что азиатские народы весьма схожи между собой, поскольку все являются потомками монголоидной расы. Как можно определить татарина? Чем отличается внешность татар?
Уникальность
Без сомнения, каждый человек уникален, независимо от национальной принадлежности. И всё-таки имеются некие общие черты, которые объединяют представителей расы или национальности. Татар принято относить к так называемой алтайской семье. Это тюркская группа. Предки татар были известны как земледельцы. В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика.
Внешность татар и изменения, которые нынче проявляются у них, вызваны во многом ассимиляцией со славянскими народами. И правда, среди татар иногда обнаруживают светловолосых, порой даже рыжих представителей. Этого, например, нельзя сказать об узбеках, монголах или таджиках. Имеют ли особенности глаза татар? У них не обязательно имеется узкий разрез глаз и смуглая кожа. Есть ли некие общие черты внешности татар?
Описание татар: немного истории
К числу наиболее древнейших и многолюдных этносов относятся татары. В Средние века упоминания о них будоражили всех вокруг: на востоке от берегов Тихого океана и до Атлантического побережья. Самые разные ученые включали упоминания об этом народе в свои труды. Настроение этих записей было явно полярное: одни писали с упоением и восхищением, другие же ученые выказывали страх. Но объединяло всех одно — никто не оставался равнодушным. Совершенно очевидно, что именно татары оказали огромное влияние на ход развития Евразии. Им удалось создать самобытную цивилизацию, которая воздействовала на самые разные культуры.
В истории татарского народа были как взлеты, так и падения. Периоды мира сменялись жестоким временем кровопролития. Предки современных татар приняли участие в создании сразу нескольких сильных государств. Несмотря на все превратности судьбы, им удалось сохранять как свой народ, так и самобытность.
Этнические группы
Благодаря трудам антропологов стало известно, что предками татар были не только представители монголоидной расы, но и европейцы. Именно этот фактор обусловил разнообразие во внешности. Более того, самих татар принято разделять на группы: крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские. Поволжско-сибирские татары, черты лица которых имеют наибольшие признаки монголоидной расы, отличаются следующими признаками: темные волосы, ярко выраженные скулы, карие глаза, широкий нос, складка над верхним веком. Представители этого типа немногочисленны.
Лицо поволжских татар продолговатое, скулы не слишком выражены. Глаза большие и серые (или карие). Нос с горбинкой, восточного типа. Телосложение правильное. Вообще мужчины этой группы достаточно рослые и выносливые. Кожа у них не смуглая. Такова внешность татар с Поволжья.
Казанские татары: внешность и обычаи
Облик казанских татар описывается так: крепко сложенный сильный мужчина. От монголов заметен широкий овал лица и несколько суженный разрез глаз. Шея короткая и крепкая. Мужчины редко носят густую бороду. Подобные особенности объясняются слиянием татарской крови с разными финскими народностями.
Брачный обряд не похож на религиозное действо. От религиозности — лишь чтение первой главы Корана да особая молитва. После брака молодая девушка не сразу переселяется в дом своего супруга: еще год она будет жить в своей семье. Любопытно, что её новоиспеченный муж приходит к ней как гость. Татарские девушки готовы ждать своего возлюбленного.
Лишь немногие имеют двух жен. И в тех случаях, когда это происходит, есть свои причины: например, когда первая уже состарилась, а вторая — более молодая — теперь ведёт домашнее хозяйство.
Наиболее часто встречаются татары европейского типа — обладатели русых волос и светлых глаз. Нос узкий, орлиный или с горбинкой. Рост невысокий — у женщин около 165 см.
Особенности
В характере мужчины-татарина были замечены некоторые особенности: трудолюбие, чистоплотность и гостеприимство граничат с упрямством, самолюбием и равнодушием. Уважение к старшим — вот что особенно отличает татар. Было отмечено, что представители этого народа склонны руководствоваться разумом, подстраиваются под ситуацию, законопослушны. Вообще синтез всех этих качеств, особенно трудолюбия и упорства, делает мужчину-татарина очень целеустремлённым. Такие люди способны добиваться успеха в карьере. Работу доводят до конца, имеют привычку добиваться своего.
Чистокровный татарин стремится получать новые знания, проявляя завидную усидчивость и ответственность. У крымских татар отмечается особое равнодушие и спокойствие в стрессовых ситуациях. Татары весьма любопытны и разговорчивы, а вот во время работы упорно молчат, видимо, чтобы не потерять концентрацию.
Одна из характерных черт — чувство собственного достоинства. Проявляется в том, что татарин считает себя особенным. Как следствие наблюдается некое высокомерие и даже надменность.
Чистоплотность выделяет татар. В своих жилищах они не терпят беспорядка и грязи. Причем это не зависит от финансовых возможностей — как богатый, так и бедный татарин ревностно следит за чистотой.
Мой дом — твой дом
Татары — народ очень гостеприимный. Готовы принимать у себя человека, независимо от его статуса, веры или национальной принадлежности. Даже при скромном достатке они проявляют радушное гостеприимство, готовые разделить с гостем скромный обед.
Огромной любознательностью выделяются татарские женщины. Их привлекает красивая одежда, они с интересом наблюдают за людьми других национальностей, следят за модой. Татарки весьма привязаны к своему дому, посвящают себя воспитанию детей.
Татарские женщины
Какое же удивительно создание — татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям. Её предназначение — нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств!
Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак. Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «Женщина без мужа, что конь без узды!» Слово мужа для неё — закон. Хотя остроумные татарки дополняют — на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже — это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.
Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек — национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример — аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры.
А что к столу?
Женщина-татарка — прекрасная хозяйка, любящая, гостеприимная. Кстати, немного о кухне. Национальная кухня татар достаточно предсказуема в том, что основу главных блюд нередко составляют тесто и жир. Даже много теста, много жира! Конечно, это далекое не самое здоровое питание, хотя гостям, как правило, предлагаются экзотические блюда: казылык (или вяленая конина), губадия (представляет собой слоеный пирог с большим разнообразием начинок, от творога до мяса), талкыш-калева (невероятно калорийный десерт из муки, масли и меда). Запить же всё это богатое угощение можно айраном (смесь катыка и воды) или традиционным чаем.
Подобно мужчинам-татарам, женщины отличаются целеустремлённостью и настойчивостью в достижении целей. Преодолевая трудности, они проявляют смекалку и находчивость. Всё это дополняется большой скромностью, щедростью и добротой. Поистине, татарская женщина — это прекрасный дар свыше!
Нам татарам лишь бы даром? эксклюзив
На одной из пресс-конференций как-то возник вопрос о национальном характере: существует ли такое понятие в принципе или его придумали журналисты? Тогда встал молодой сотрудник популярного столичного издания и ответил: «Про других не скажу, но у нас, татар, национальный характер точно есть — нам татарам лишь бы даром».
Впрочем, найти человека, который отказался бы от халявы весьма затруднительно, так что это, наверное, не главная черта татарского этноса. А какие же тогда основные? Попробуем их найти.
1. Рыжий, рыжий, конопатый
Татар принято считать брюнетами с большими темными глазами. Однако народ давно и прочно ассимилировался со славянами, и потому среди его представителей есть и блондины, и шатены, и конопатые рыжие. Не обязательна и смуглая кожа, высокие скулы, узкий разрез глаз. Кроме того, есть татары крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские, достаточно сильно друг от друга отличающиеся. Так что если вы не профессиональный антрополог, то вряд ли определите татарина по глазам, носу или форме губ.
2. Не греет в холода борода
Бороду татары носят крайне редко, видимо, подражая в этом фино-угорским народам, с которыми тоже исторически слились.
3. Фатима, Гульчатай, Резеда…
Татары — мусульмане, но многоженство у них не распространено. Крайне редко татарин имеет даже двух жен. Только если первой супруге, войдя в преклонный возраст, трудно уже ухаживать за домом и детьми, берет вторую — более молодую и сильную. А невесту проверяет так: смотрит, как она режет домашнюю лапшу и хлеб, чем тоньше — тем лучше, будет экономной хозяйкой.
4. Весь в работе
Если немцы, прежде всего, пунктуальные, русские — бесшабашные, то татары — работящие. Хорошо преуспевают они в торговле и ремеслах. Известный историк 19 века Николай Никольский записал в своих «Этнических альбомах»: «Татарина — трудно представить дома даже в мусульманские праздники, он непременно стоит около своей лавки или магазина и беседует с соседями и с проезжающими. Торговля у татар идет лучше, чем у русских».
5. Пальчики оближешь!
6. Чай не пьешь, где силы берешь?
Чай в Татарстане — излюбленный национальный напиток. Без него не проходит ни одна встреча, не завязывается беседа. С «иртэнгэ чэй» — утреннего чая начинают день. «Чэйгэ чакыру» —древний обычай приглашать на чай. «После чая — на душе лето», — гласит народная пословица.
7. Все мы вышли из татар
8. Мужик даже если упадет, денежку найдет.
Так утверждает татарская пословица. Народ отличается бережливостью и рачительностью. Татарин обязательно построит себе хороший, удобный дом, создаст крепкое хозяйство. Миллионеров среди татар мало, но и бедных практически нет, в основном они состоятельные, зажиточные люди, умеющие толково распорядится даже небольшими средствами.
9. Кулмек, ыштан, да тюбетейка
Основа национального татарского костюма — свободная туникообразная рубаха (кулмек), широкие штаны (ыштан) и непременная тюбетейка. Ткани даже мужчины всегда предпочитали яркие, восточные, с затейливым узором. А тюбетейку не снимали ни дома, ни на улице, в холодные же дни прямо поверх нее одевали шапку или войлочную шляпу.
10. Много нас!
А вот, что думают сами о себе известные представители татарского народа.
Наиль Набиуллин, председатель Союза татарской молодежи «Азатлык»
Современный татарский мужчина прекрасно знает несколько языков, русский, английский, разумеется, татарский. Стремится изучить тюркские языки: турецкий, казахский. Он всегда готов прийти на помощь нуждающимся. Он мусульманин, обязательно знающий основные каноны ислама. Любит себя, свою семью, своих родственников. Как государствообразующая нация татары несут ответственность в целом за всю нашу страну, а не только за себя.
К сожалению, глобализация дает о себе знать, и национальную одежду каждый день он не носит, но стремится к этому. Как минимум, по праздникам одевает тюбетейку, чтобы подчеркнуть свою национальную идентичность. Я тюбетейку ношу каждый день. А для торжественных моментов у меня есть национальный костюм. Впрочем, даже когда одеваюсь по европейски, стремлюсь, чтобы хоть какой то этнический элемент, пусть небольшой, но в окостюме присутствовал.
А еще татарин, как минимум, зажиточный человек.
Раис Сулейманов, научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований (РИСИ):
Происхождение татар
Всё больше современных историков начинает понимать, что официальная версия истории нашей страны и других народов, написанная под диктовку ватиканских фальсификаторов истории, политиканов, пропагандистов и околовластных шовинистов всех мастей, базируется на многих фантастических домыслах, откровенных вымыслах и попросту ничем не подтверждённой лжи.
Одними из таких исторических мифов является миф о том, что татарский народ якобы появился откуда-то из монгольских степей, просторы Сибири и Центральной Азии якобы являются родиной монголоидов, а европейская раса имеет свои корни якобы в Западной Европе. Все последние находки и исследования категорически опровергают это средневековое мифотворчество.
Современный татарский этнос сформировался на территории Центральной Евразии из народов и племён, проживавших от Европы до Китая.
Современными иследованиями подтверждено, что не менее 2000 лет до новой эры в Центральной Евразии, где был наиболее благоприятный тёплый климат, растянувшись на пространство от Европы до Китая проживал цивилизованный народ тохары с развитой культурой, архитектурой, ремёслами, торговлей, известный своей воинской доблестью, искусным строительством, с жаждой к знаниям и освоению новых территорий, который проложил Великий торговый (Шёлковый) путь и построил вдоль него поселения.
Ряд исследователей считают, что тохары появились более 6,5 тыс. лет до новой эры. Это подтверждают археологические артефакты.
Тохар описывают как людей европейского, нередко северноевропейского расового типа.
О внешнем облике тохар мы можем судить по фрескам из их буддийских святилищ, которые представляют высоких европеоидов со светлыми глазами и волосами, одетых в яркую одежду и вооружённых палашами. Китайские источники именуют тохар «воинами с длинными мечами».
Созданная тохарами культура включала крупные города, центры образования и искусств, пирамиды, астрономические сооружения, крепости и посты вдоль всего Шёлкового пути. В III веке до новой эры тохары основали государство Тохаристан. К началу VII века Тохаристан состоял из 27 княжеств и подчинялся тюркам. В начале XIII века Тохаристан вошёл в состав Золотой Орды, где тохар называли татарами. Тюрки до сих пор называют эти земли Татаристан.
В V веке на северо-востоке Монголии и Манчжурии получило известность воинственное влиятельное племя Тата, из которого происходили родом многие военачальники татарского государства «Алтын Урта» (Золотая середина), более известного под названием «Золотая Орда», а принадлежащих к этому племени называли татан, татар, тартар. «Тата» на старинных языках некоторых народов Центральной Азии означает “тянуть тетиву”.
Воины, торговцы, путешественники, летописцы, бродячие музыканты, поэты и артисты способствовали распространению этнонима татары, который затем укоренился в языках и литературе народов Евразии.
Самое старое письменное упоминание татар встречается в VIII веке в надписи на памятнике знаменитому полководцу Кюль-тегину, который был установлен во времена Второго Тюркского каганата – государства тюрков. Надпись упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар». В X-XII веках этноним татары широко употреблялся в Китае, в Северной и Центральной Азии. В азиатских государствах вклад татар в государственное строительство признан очень значительным.
Ученый XI века Махмуд Кашгари в своих трудах именовал «Татарской степью» пространство от Северного Китая до Восточного Туркестана.
В ХIII веке персидский учёный Рашид ад-Дин упоминает шесть татарских государств.
Затем в XIII веке Батый завоевал татарские государства и объединил всех татар в одно государство “Золотая Орда” и целый ряд татарских ханств.
У древних греков слово “Тартар” означало бездна, ад, царство холода и тьмы, которое находится на Севере. В XIII веке, после нашествия с востока армии Батыя, жители Европы, знакомые с греческой культурой стали мифологизировать события, и воспринимать войско Батыя, состоящее из “татар” – как народ, вышедший из ада “Тартара”. Затем у народов Европы татары стали названием всех народов, живущих на востоке за границами христианской Европы. В Средние века на картах Европы Татарией (Tartaria) называлась вся “территория татар”, которая начиналась сразу с границы Московии.
В средневековых письменных источниках европейцы, русичи, иранцы назвали татарами всех жителей Золотой Орды. Татарский язык был государственным языком Золотой Орды. Центральные территории Золотой Орды – это татарские территории, там татары живут до сих пор. Сегодняшний татарский народ – это прямые потомки основного населения Золотой Орды.
Вплоть до XVIII века Европейские историки назвали татарами все восточные народы от Волги до Китая: «Татария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе, которая называется Великая Татария. Татары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, называются Калмыкскими Татарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; Узбекскими Татарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-западе от Китая». (Энциклопедия «Британика», Том 3, Эдинбург, 1771г., с. 887).
Татарский пролив, отделяющий остров Сахалин от материка называется так, потому что на его берегах тоже жили татары – орочи и удэгейцы, как считал Лаперуз, который и дал название проливу в 18 веке.
В XVI веке на территории Золотой Орды начало экcпансию Московское царство, и к концу XVIII века все основные места проживания татар вошли в Российскую империю. В Московии, затем и в Российской империи до ХХ века все тюркоязычные народы так же именовались татары.
С конца XIX – начала ХХ века этнологи полагали, что этноним татары возможно укоренился благодаря сочетанию тюркско-персидских слов “тат” – гора, скала, и “ар” – человек, мужчина, житель.
Московское княжество, начиная с эпохи правления Ивана IV, а затем Российская империя проводили политику захвата сопредельных государств с последующей насильственной ассимиляцией, христианизацией, этническими чистками и вытеснением с исконных мест проживания коренного населения – геноцид. Захвачены и разорены были все татарские государства – Казанское Ханство, Астраханское Ханство, Сибирское Ханство, Крымское Ханство, и другие государства, оставшиеся после распада “Великой Татарии” и “Золотой Орды”. Огромное количество татар бежали из Российской империи в соседние государства – Турцию, Афганистан, Уйгуристан, Польшу, Литву, Финляндию. Но даже после всех зверств царского режима на захваченных территориях выжило большое количество татар.
В XX веке на территории Российской империи после переворота 1917 года была провозглашена Российская республика, затем СССР, который вдобавок аннексировал все исконные территории проживания татар в Средней Азии. Кровавые события первой половины ХХ века – 1-я мировая война, гражданская война, чудовищные преступления большевистско-коммунистического режима, фактически являющиеся геноцидом – массовые убийства, голодоморы начала 1920-х и 1930-х годов, массовые репрессии, 2-я мировая война, депортация, сокрытие заражения территорий татар радиацией, ограничение в правах по национальному признаку, запрет национально-культурных организаций и мероприятий, преступная политика властей СССР, особенно до 1956 года – привели к демографической катастрофе для всего татарского народа, две трети всех татар погибли. В 1991 году СССР распался и образовалась Российская Федерация, включившая в себя основные места проживания татар. Большие исконные территории татар оказались в получивших независимость странах Средней Азии. Но именно с конца ХХ века началось возрождение национальной культуры татарского народа.
«Чтобы составить родословную, надо знать хотя бы своего деда, который родился до революции»
Художник-каллиграф Наджип Наккаш вот уже несколько десятков лет занимается составлением на заказ татарских родословных (шәҗәрә). В интервью KazanFirst он рассказывает об истории татарского народа через преломление родословными и дает советы, с чего начать изучение предков.
— Расскажите немного о себе.
— Я выходец из села Усали Мамадышского района. По-татарски называется как «Өч өйле», то есть «Три дома».
— Это как в Башкирии Дюртюли. По-татарски «Дүрт өйле», то есть «Четыре дома».
Занимался историей татарской литературы, по древнетатарской прозе. Последнюю изучал по рукописям и печатным книгам на арабском шрифте. За время работы выпустил четыре книги с образцами этой литературы. Первым был сборник «Маджмуа хикаят», написанный в 1775 году муллой, который переехал в Сибирь из Атнинского района. Всё это до меня не было ни изучено, ни издано.
Параллельно занимался каллиграфией. В 1978 году взял у художника Баки Урманче несколько уроков и далее всё время практиковался в этом искусстве. Мне сейчас 72 года, меня знают, много заказов поступает, свои выставки устраиваю. Когда исполнилось 70 лет, организовал выставки во всех крупных городах Татарстана: Елабуга, Челны, Альметьевск, Мамадыш и Казань.
Сегодня моя выставка проходит в Уфе в мечети «Аль-Ихлас» до октября 2020 года. Ее продлили из-за случившегося карантина.
— Как вы пришли к тому, что стали заниматься составлением родословных?
— На меня как на художника обратили внимание, что я красиво и хорошо пишу и разбираюсь в старых исторических источниках. В начале 90-х годов татары начали проявлять интерес к изучению своего рода, своего наследства. И ко мне стали обращаться, чтобы помог. Сначала мне привозили или архивные документы, или материалы с воспоминаниями. Начал составлять родословные в художественном виде.
Сделал свою шәҗәрә (родословную) в 2008 году. Сделал уже более 100 шәҗәрә в формате 70х100. Есть и большие шәҗәрә, и маленькие. Бывают родословные от 150 до 1 000 имён.
Сам изучал документы в архивах, работал с метрическими книгами. Почти все такие документы у нас хорошо сохранились. Потому что данные о человеке заполнялись в двух экземплярах. Один отправляли в ОМДС сначала в Оренбург, а потом в Уфу. Все эти документы сохранились. А другой экземпляр сейчас находится в казанском архиве. Более древние документы хранятся в Российском государственном архиве древних актов.
Это была такая своеобразная перепись, чтобы собрать налог с населения, чтобы рекрутов забрать в армию. Такая перепись не каждый год была: каждые 8, 10 лет. Всего было 10 ревизий начиная с 1725 года.
В нашем архиве хранятся документы «Ревизские сказки». Почему «сказки»? Потому что данные о человеке записываются с его слов, то есть со слов хозяина конкретного двора. Как правило, записывает всё русский, при нём всегда переводчик есть.
Начиная с 1811 года стали записывать и женщин. Ранее женщин не записывали. То есть стали записывать хозяина двора/дома. Напротив него указывали его жену, детей. Детей всех записывали, даже новорождённых. Тех, кто умирал между двумя ревизиями, тоже отмечали. По «Ревизским сказкам» очень много фактов можно узнать.
— Где конкретно у нас в Казани хранятся метрические книги и «Ревизские сказки»?
— В Национальном архиве. На Декабристов, 4 и в здании на улице 8 Марта.
— Российская империя была аграрной страной. Практически всё население жило в деревнях. У нас по каждой деревне есть такая информация?
— Да, по каждой, даже по самой маленькой. Эта информация довольно хорошо сохранилась. Раньше, когда я работал в архиве, мне давали стопку документов-оригиналов. Сейчас такие документы копируют и их уже можно прочесть в электронном виде. Если копия не читается или малоразборчиво там написано, чернила выцвели, то тогда дают работать с оригиналами.
— Указанные вами документы относятся к периоду Казанской губернии. Сегодняшние границы Татарстана очень отличаются от границ губернии. Например, Чувашия входила в состав Казанской губернии, а Актанышский район был в Уфимской губернии. Как такие территориальные изменения повлияли на эти документы? Человек может найти нужную ему информацию в Казани, если он родом из того же Актаныша?
— Некоторая информация у нас есть, но не вся. Более древние документы есть в Уфе и в Москве. Это документы по Бугульминскому, Мензелинскому уездам. Там и башкирское сословие жило. Там так-то татары были, просто они записывались в башкирское сословие.
— Есть историческая проблематика по «ясачным чувашам». В исторических источниках татар после взятия Казанского ханства местное население проходило как «ясачные чуваши», хотя подразумевались татары.
— Чувашами записывались, чтобы землями обладать. Татар же выгоняли из крупных городов ханства за 40 километров. От крупных рек Волги и Камы на 25 км отгоняли татар. А на места оставленных татарских сёл селились русские, чуваши, марийцы и другие народы.
— По историческим документам можно было узнать национальность человека? Или там прописывалась только сословная принадлежность?
— По деревням понятно о национальности человека. Есть чисто татарские деревни. Есть и башкирская сторона, и тептяри, есть и татары. Последние записывались так, чтобы иметь право на владение землёй. После взятия Казани многие татары стали переселяться на восток республики. Во времена насильственной христианизации в XVIII веке татары перемещались на восток от Казани.
У башкир земель было много, они жили довольно свободно и широко. Поэтому татары записывались башкирами, чтобы у них была земля и возможность заложить свою деревню.
— Тогда же много было сословных понятий у тюрко-мусульман Поволжья. Кто такие тептяри?
— Тептяри записывались в отдельные тетради, то есть «дәфтәр». В башкирское сословие они не входили, потому их и записывали в отдельные тетради. Они были ниже башкирского сословия. Налог от них собирали по-другому.
— А известно, кем они были до записи тептярями, до записи в «дәфтәр»?
— Татарами мусульманскими были из казанской стороны.
— А кто такие мишари?
— Вы сделали больше 100 родословных?
— Да, больше 120 родословных.
— Составляя родословные, вы для себя сделали какие-то открытия? Пришли к каким-то выводам, которые не читали ни в учебниках, ни в книгах по истории?
Потом в начале XVIII века у татар усиливается противостояние русским из-за христианизации. И у татар начинают распространяться мусульманские имена, например, Мухаммад, Ибрагим, Сулейман, Исхак и так далее.
— То есть использование тюркских имён сокращается?
Кто первым переселился, вокруг себя собрал народ, именем того и называлась деревня. У нас в Татарстане многие деревни названы в честь первого переселенца.
— Тюркские имена, которые были задвинуты на второй план в пользу мусульманских как реакция татар на насильственное крещение, затем вернулись обратно? Стали популярными среди татар?
— Сейчас идёт возрождение. Обращаю внимание, что начитанные татары сегодня начинают давать детям древние хорошие имена, со смыслом.
— Я в одном из ваших шәҗәрә увидел очень необычное для татар имя Мәскәү, то есть Москва.
— Это имя встречается в шәҗәрә в период XVII века. В трёх из четырех моих шәҗәрә это имя стоит в самом начале. Наверное, это было татарское имя. Может быть, оно было перенято от мордвы, потому что татары с мордвой вместе жили, соседями были. Я предполагаю, что сам город Москва начинался от татарской деревни Мәскәү. До завоевания Иваном Грозным на территории этого города русских ещё не было.
— Зачем сегодня татарам нужны родословные? Татар вообще обвиняют в том, что мы забываем историю, не интересуемся ею.
— По родословным можно узнать, к какому клану или роду относится человек? Скажем, у башкир есть понятие род.
— Наверняка к вам обращаются татары, чтобы им составили родословную, и они очень хотят видеть среди своих предков каких-нибудь именитых мурз, татарских князей.
— Да. Сейчас все любят этим хвастаться.
— Какова вероятность, что у человека в шәҗәрә найдётся предок, который из мурз?
— Такое случается. Обычно у таких татар род отличается и по сей день. Им присуще стремление узнавать больше, стремление себя создать как-то по-другому. Такая тяга к знаниям, наверное, по генам передаётся.
И люди, которые, скорее всего, из мурз, тоже ощущаются таковыми. Например, у моей жены прапрадеды были священнослужителями. Один дед обучался в Казани и остался в городе. Он был 30 лет муэдзином-азанчи Апанаевской мечети. Один из его сыновей переселился в деревню в Высокогорском районе, тоже был муллой. А до этого их род переселился из Нижегородской губернии, из Сергачского и Алатырского уездов и начинается он с мурз.
У них был священнослужитель Абыз, который знал Коран. Он с семьёй построил отдельную деревню Старая Камка вместе с ещё 16 семьями. Она почти 100 лет тому назад называлась Исамбай. Вот отсюда их род и называется Исамбаевы. Раньше у простых крестьян все фамилии были только от отцов. А священнослужители и мурзы хранили одну фамилию. Вот моя жена Исанбаева. Её брат Исанбаев, её сын Исанбаев.
— Почему у татар был такой период, что мурзы свою фамилию передавали, а простые крестьяне-татары в качестве фамилии брали только имена отцов?
Фамилии татар стали записывать в метрические книги только после 1890 года. Тогда фамилии уже указывали дедов.
— Вы сказали, что у нас хорошего состояния метрические книги, ревизские книги. А вот документы Советского Союза в каком состоянии?
— После революции и до 1923 года документы плохо сохранились. Потому что метрические книги муллы составляли. Но их затем репрессировали и документы в Большевистские советы перешли. И порядок записи людей был уже не тот. Правильно записи составлять начнут в 30-е годы. Тогда уже людей в домовые книги записывали.
— Было ли у вас такое, что к вам человек обращается с просьбой составить родословную, но вы утыкаетесь в период 20-х-30-х годов, когда учет населения был ещё не настроен?
— Чтобы составить родословную, надо знать хотя бы своего деда, который родился до революции. Нужно знать, что с ним связано, кто его жена. Примерный год рождения или год смерти. Вот так начинается составление родословных.
Как правило, одно поколение в шәҗәрә составляет примерно 25-30 лет. Например, ты нашёл своего деда, который родился в 1900 году. Значит, от него отсчитываешь 30 лет и так можно обнаружить метрическую книгу.
Последние ревизские книги отсчитываются от 1858 года. Если ты нашёл своего деда в метрической книге, то это обязательно должно отразиться и в ревизских книгах.
— У вас некоторые родословные доходят до XIII-XIV веков. Как у вас это получается?
— У нас сохранились очень древние родословные, составленные от руки. Это довольно скрупулёзно сделанные рукописи. Их собирал доктор филологических наук Марсель Ахметжан. Они хранятся в архиве Института языка, литературы и искусства имени Ибрагимова. О некоторых родах можно узнать по этим очень старым рукописям.
Доктор исторических наук Габдрахман Хафизов изучает вот эти рукописи. Он один род связал с очень большим родом, который уходит вглубь средневековья, до Булгарских ханов. Вот до них доходит шәҗәрә.
— Можно ли верить таким шәҗәрә?
— Им не очень-то и верится, но там связка всё-таки есть. Даты там, конечно, могут не совпадать. Может, путаница какая-то есть. Но я думаю, что что-то там всё-таки есть. В Спасском, Тетюшском уездах, в Апастовском районе, в Кайбицах, в Буинском районе такие шәҗәрә сохранялись.
— У человека появилось желание узнать о своих предках. Что ему делать и куда обращаться?
— Сначала надо расспросить своих родителей, которые ещё живы. И вот с этими данными идти в государственный Национальный архив Татарстана по адресу Декабристов, 4. Туда можно обращаться, там заполнить документы и начать работу. За некоторые услуги там взимается плата 450 рублей за то, чтобы разузнать об одном имени.
В течение нескольких месяцев-полугода они могут дать твою родословную. У нас есть отдельные архивисты, которые специально ходят в архив и разбираются с документами. Составление шәҗәрә специальными архивистами стоит от 15 до 50 тысяч рублей. Всё зависит от того, насколько далеко в глубь веков ты проник и как много информации ты нашёл.
Возможно, за архивами ещё в Москву или Уфу придётся ехать, в Российский государственный архив древних актов. В принципе в архивах Казани можно найти информацию до десятого колена, но при условии, что это документы по Казанской губернии.
— По каким районам Татарстана сложнее всего составлять шәҗәрә, а по каким легче?
— Сложнее по восточным районам, которые когда-то входили в Уфимскую губернию. Многие документы находятся в Уфе. Я сам запросы делал в Уфимский архив, документы находил, получал.
— Как много времени у вас уходит на то, чтобы нарисовать одну родословную?
— За неделю могу нарисовать. Я сам раму, материалы подбираю. В итоге получается картина, украшающая твой дом. Она останется и после тебя, достанется твоим детям.