как узнать бюджет населенного пункта
Статья 52. Местные бюджеты
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ статья 52 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
Статья 52. Местные бюджеты
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 52 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений, внутригородских районов, муниципальных районов (в отношении населенных пунктов, других территорий, расположенных на межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, направленные письмом Минфина России от 15 декабря 2006 г. N 06-04-08/01-161
3. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
4. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляют финансовым органам муниципальных образований информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае, если местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляет финансовому органу данного муниципального района информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет указанного поселения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Руководитель финансового органа муниципального образования назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 187-ФЗ в часть 6 статьи 52 настоящего Федерального закона внесены изменения
6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Статья 61. Налоговые доходы бюджетов городских поселений
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ в наименование статьи 61 настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2015 г. (на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.)
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 61 БК РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ в пункт 1 статьи 61 настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2015 г. (на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.)
1. В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
Информация об изменениях:
2. В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ в пункт 3 статьи 61 настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2015 г. (на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.)
3. В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ в пункт 4 статьи 61 настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2015 г. (на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.)
4. В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса.
Статья 61.3. Налоговые доходы бюджетов городских округов с внутригородским делением
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 61.3, применяющейся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2015 г. (на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.)
Статья 61.3. Налоговые доходы бюджетов городских округов с внутригородским делением
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 61.3 БК РФ
1. В бюджеты городских округов с внутригородским делением подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, установленных представительными органами городских округов с внутригородским делением в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
Информация об изменениях:
2. В бюджеты городских округов с внутригородским делением подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
3. В бюджеты городских округов с внутригородским делением подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов Российской Федерации для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов с внутригородским делением в соответствии с пунктом 1 статьи 58 настоящего Кодекса. В бюджеты городских округов с внутригородским делением подлежат зачислению налоговые доходы от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 58 настоящего Кодекса.
4. Налоговые доходы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, подлежащие зачислению в бюджет городского округа с внутригородским делением, могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в бюджеты внутригородских районов по единым для всех внутригородских районов нормативам отчислений.
5. Установленные настоящим Кодексом источники доходов бюджетов городских округов с внутригородским делением, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации к источникам доходов бюджетов внутригородских районов, подлежат зачислению в бюджеты городских округов с внутригородским делением.
Отправить по почте
Результаты мониторинга местных бюджетов
Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации за 2019 год Отправить по электронной почте
Дата публикации: 08.06.2020
Дата изменения: 08.06.2020
Прикрепленный файл: docx, 537.33 кБ
Министерство финансов Российской Федерации
Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном
и муниципальном уровнях за 2019 год
Москва, 2020
Структурный анализ муниципальных образований 3
Доходы местных бюджетов 4
(анализ доходных источников: собственные доходы местных бюджетов, структура собственных доходов, налоговые доходы, неналоговые доходы, средства самообложения)
Межбюджетные трансферты 20
(дотации, субсидии, иные трансферты, субвенции на реализацию государственных полномочий, дотационность муниципальных образований)
Перераспределение полномочий по решению вопросов местного значения 32
(перераспределение полномочий в связи с принятием законов субъектов Российской Федерации и решений органов местного самоуправления, заключением соглашений между муниципальными образованиями)
Расходы местных бюджетов 33
(расходы на решение вопросов местного значения, осуществление
государственных полномочий структура расходов)
Участие в национальных проектах 38
Обязательства местных бюджетов 39
(кредиторская задолженность муниципальных образований, объем муниципального долга и расходы на его обслуживание)
Дефицит/профицит местных бюджетов и источники финансирования дефицита 44
Структурный анализ муниципальных образований
По данным Росстата, на 1 января 2020 года на территориях субъектов Российской Федерации действует 20 846 муниципальных образования, видовая структура которых представлена на диаграмме:
Динамика количества муниципальных образований представлена в таблице 1.
в том числе по видам:
городские округа (включая муниципальные округа)
городские округа с внутригородским делением
внутригородские муниципальные образования
За период 2019 года количество муниципальных образований уменьшилось на 655 единицы в результате преобразования (объединения) и упразднения муниципальных образований.
В основном, указанные процессы коснулись городских и сельских поселений.
1 493 поселений являлись административными центрами муниципальных районов. По состоянию на 01.01.2020 328 администрации муниципальных районов исполняли полномочия местных администраций поселений – административных центров районов, что в результате способствовало экономии бюджетных средств в сумме 342,6 млн рублей или 0,5% к расходам на содержание органов местного самоуправления поселений (в 2018 году 297 муниципальных районов с экономией бюджетных средств 765,5 млн рублей).
Доходы местных бюджетов
Согласно данным отчетности об исполнении местных бюджетов в 2019 году общий объем поступивших в местные бюджеты доходов составляет 4 722,8 млрд рублей, что выше уровня 2018 года на 11,2% или 477,1 млрд рублей.
Собственные доходы местных бюджетов, которые являются средствами муниципальных образований для решения вопросов местного значения, увеличились в 2019 году по сравнению с предыдущим годом на 385,5 млрд рублей или на 13,8% в связи с ростом налоговых доходов (на 8,9%) и объемов межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) из других бюджетов бюджетной системы (на 21,5%) и составили 3 176,7 млрд рублей.
Распределение собственных доходов по видам муниципальных образований в 2019 году характеризуется следующей структурой:
– в бюджеты городских округов (включая бюджеты городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения) поступило 1 761,2 млрд рублей (55,4%);
– в бюджеты муниципальных районов – 1 026,3 млрд рублей (32,3%);
– в бюджеты городских поселений – 164,7 млрд рублей (5,2%);
– в бюджеты сельских поселений – 224,5 млрд рублей (7,1%).
При этом в сравнении с 2018 годом в объеме собственных доходов муниципальных образований доля собственных доходов городских округов (включая бюджеты городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения) возросла на 2,2%, сократились доли муниципальных районов на 1,6%, городских поселений на 0,3%, сельских поселений на 0,3%.
Рост собственных доходов местных бюджетов в целом произошел за счет увеличения собственных доходов городских округов (включая бюджеты городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения) и муниципальных районов на 18,6% и 8,4% соответственно (или на 276,6 и 79,1 млрд рублей).
На рост собственных доходов городских округов (включая бюджеты городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения) значительное влияние оказало увеличение поступлений по налоговым доходам на 12,5% (или на 93,7 млрд рублей), объемов субсидий на 30,4% (или на 111,1 млрд рублей), дотаций на 19,8% (или на 23,1 млрд рублей), а также иных межбюджетных трансфертов на 60,3% (или на 50,5 млрд рублей).
Основными причинами роста собственных доходов муниципальных районов являются увеличение налоговых доходов на 5,2% (или на 17,5 млрд рублей) и рост объемов субсидий на 17,2% (или на 45,4 млрд рублей), дотаций на 7,9% (или на 16,1 млрд рублей) и иных межбюджетных трансфертов на 11,9% (или 7,6 млрд рублей).
Рост собственных доходов в местных бюджетах по сравнению с 2018 годом произошел в 76 субъектах Российской Федерации, в 8 субъектах Российской Федерации отмечается их снижение, в одном субъекте Российской Федерации собственные доходы остались на уровне 2018 года.
Наиболее высокие темпы роста собственных доходов местных бюджетов отмечаются в следующих субъектах Российской Федерации (таблица 2).
Собственные доходы (исполнение), млрд руб.
Темпы прироста 2019/2018,%
Ямало-Ненецкий автономный округ
Республика Марий Эл
В общем объеме поступивших в 2019 году собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 50,6% (1 607,8 млрд рублей), межбюджетные трансферты (без учета субвенций) и другие безвозмездные поступления – 49,4% (1 568,9 млрд рублей). В 2018 году указанные доли составили соответственно 53,7% и 46,3 процента.
Налоговые доходы местных бюджетов исполнены в 2019 году в сумме 1 340,8 млрд рублей, с ростом к первоначальному плану поступлений на 9,1% или 111,6 млрд рублей.
В структуре собственных доходов местных бюджетов в целом по Российской Федерации налоговые доходы занимают 42,2%, что на 1,9% ниже, чем в 2018 году.
Данное соотношение в разрезе федеральных округов представлено на следующей диаграмме:
Всего собственных доходов
В 37 субъектах Российской Федерации значение показателя, отражающего долю налоговых доходов местных бюджетов в общем объеме собственных доходов, превысило общероссийский показатель, в 48 субъектах Российской Федерации значение такого показателя ниже.
Максимальные и минимальные значения указанного показателя в разрезе субъектов Российской Федерации приведены в таблице 3.
Субъекты РФ с наибольшей долей налоговых доходов в собственных доходах местных бюджетов
Субъекты РФ с наименьшей долей налоговых доходов в собственных доходах местных бюджетов
Ямало-Ненецкий автономный округ
Чукотский автономный округ
Республика Саха (Якутия)
Ненецкий автономный округ
Распределение налоговых доходов по видам муниципальных образований характеризуется следующими показателями: в бюджетах городских округов (включая бюджеты городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов) аккумулируется 61,7% (825,5 млрд рублей) налоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов – 26,2% (351,6 млрд рублей), в бюджетах городских поселений – 5,4% (72,8 млрд рублей), в бюджетах сельских поселений 5,4% (72,9 млрд рублей), в бюджетах внутригородских муниципальных образований 1,3% (17,9 млрд рублей).
Такое распределение связано с установленным закреплением нормативов по налоговым доходам и с уровнем социально-экономического развития соответствующей территории.
Анализ налоговых поступлений показал, что основным бюджетообразующим налогом для местных бюджетов является налог на доходы физических лиц, поступивший в местные бюджете в объеме 850,4 млрд рублей, с ростом к 2018 году на 8,9% (или на 69,3 млрд рублей). При этом доля указанного налога в налоговых доходах местных бюджетов в 2019 году составила 63,4 процента.
Среди видов муниципальных образований наибольший прирост по налогу на доходы физических лиц отмечается в городских округах (включая бюджеты городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения) – на 12,2% или на 55,6 млрд рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 15% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по указанному налогу. В 2019 году поступления в местные бюджеты налога на доходы физических лиц в порядке исполнения указанной нормы оцениваются в объеме 393,9 млрд рублей или 46,6% от общей суммы поступления налога на доходы физических лиц (без учета городов федерального значения).
Общий объем доходов, полученных местными бюджетами в связи с закреплением субъектами Российской Федерации налога на доходы физических лиц (сверх установленного статьями 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4, 61.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации), составил 62,6 млрд рублей или 7,4% доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от указанного налога (без учета городов федерального значения).
Максимальный уровень дополнительных поступлений данного налога в местные бюджеты сверх уровней, установленных статьями 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4, 61.5 пунктом 3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2019 году отмечается в следующих субъектах Российской Федерации (таблица 4).
Наименование субъекта Российской Федерации
Объем доходов от НДФЛ, млн руб.
Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации
Местные бюджеты (сверх установленного уровня)
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ
По сравнению с 2019 годом произошло увеличение поступлений от местных налогов на 1,6% с 209,0 до 212,4 млрд рублей, но снижение их доли в налоговых доходах местных бюджетов с 16,9% до 15,8 процентов.
Основной причиной увеличения объема поступлений от местных налогов в 2019 году является увеличение на 12,8% поступлений от налога на имущество физических лиц (с 42,2 млрд рублей до 47,6 млрд рублей).
Удельный вес поступлений от земельного налога и от налога на имущество физических лиц в налоговых доходах снизился с 17,0% до 15,8 процентов.
Одним из факторов увеличения по отношению к уровню 2018 года объема
налога на имущество физических лиц является увеличение с 1 января 2018 года с 63 до 73 субъектов Российской Федерации, в которых применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, поступления от которого зачислялись в местные бюджеты в 2019 году. С 1 января 2019 года количество таких субъектов Российской Федерации увеличилось еще на 2 региона. Соответственно за налоговый период 2019 года указанный налог будет поступать в местные бюджеты в 2020 году.
Доходы от налогов на совокупный доход, предусмотренных специальными налоговыми режимами и закрепленных за бюджетами муниципальных образований Бюджетным кодексом Российской Федерации, составили 88,3 млрд рублей, из них:
– налог на вмененный доход – 64,9 млрд рублей или 4,8% от налоговых доходов местных бюджетов (рост к 2018 году на 0,9% или 0,6 млрд рублей);
– единый сельскохозяйственный налог – 15,6 млрд рублей или 1,2%
от налоговых доходов местных бюджетов (рост – на 14,7% или 2,0 млрд рублей);
– налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения – 7,8 млрд рублей или 0,6% от налоговых доходов местных бюджетов (рост – на 11,4% или 0,8 млрд рублей).
С 2014 года в доходы местных бюджетов зачисляются поступления от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации (далее – акцизы на нефтепродукты), по дифференцированным нормативам, установленным субъектами Российской Федерации, исходя из необходимости зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанных акцизов на нефтепродукты.
Общий объем указанных поступлений в 2019 году составил 41,8 млрд рублей.
Распределение поступлений от уплаты акцизов на нефтепродукты по видам муниципальных образований представлено на диаграмме:
Поступление от акцизов на нефтепродукты по видам муниципальных образований
Анализ распределения поступлений от уплаты акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты в разрезе федеральных округов показывает, что 56,7% (или 23,7 млрд рублей) от общей суммы зачислялись в бюджеты муниципальных образований Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, на долю которых приходится 60,8% от общего количества муниципальных образований Российской Федерации.
Среди субъектов Российской Федерации лидерами по объему перечисленных акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты являются следующие регионы (таблица 5).
Объем поступлений в местные бюджеты от уплаты акцизов на нефтепродукты, млрд руб.
Доля в общем объеме акцизов на нефтепродукты, зачисленных в местные бюджеты в целом по Российской Федерации, %
Количество субъектов Российской Федерации, установивших дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты в размере более 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанных акцизов в сравнении с 2018 годом осталось неизменным и составило 8 регионов.
Так, 30% от доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от акцизов зачислено в Тульской области (1,37 млрд рублей), по 20% от доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от акцизов зачислено в Сахалинской области (0,25 млрд рублей), в Забайкальском крае (0,67 млрд рублей), в Свердловской области (2,60 млрд рублей); 17% – в Липецкой области (0,65 млрд рублей); 15% – в Республике Калмыкия (0,12 млрд рублей), в Саратовской области (0,96 млрд рублей), в Иркутской области (1,10 млрд рублей).
Общий объем доходов, поступивших за счет налогов, нормативы по которым установлены на федеральном уровне, оценивается в 1 144,2 млрд рублей или 85,3% от общего объема налоговых доходов местных бюджетов.
В рамках установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации региональных полномочий по межбюджетному регулированию применяется практика дополнительного закрепления субъектами Российской Федерации за местными бюджетами отчислений от федеральных и региональных налогов. В 2019 году данным правом воспользовались 77 субъектов Российской Федерации.
При этом правом на передачу в местные бюджеты по единым нормативам отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов (за исключением налога на доходы физических лиц), подлежащих зачислению в соответствии с бюджетным законодательством в бюджет субъекта Российской Федерации, воспользовалось 82 субъекта, что больше на 9 субъектов Российской Федерации по сравнению с 2018 годом.
Субъекты Российской Федерации (без учета городов федерального значения), помимо отчислений от налога на доходы физических лиц, установили на постоянной основе единые нормативы отчислений по следующим видам федеральных и региональных налогов и сборов:
налог на имущество организаций – 12 регионов;
налог на прибыль организаций – 4 региона;
транспортный налог – 6 регионов;
налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых – 15 регионов;
налог на игорный бизнес – 5 регионов;
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 54 региона (рост на 7 регионов);
налог на добычу прочих полезных ископаемых – 8 регионов;
отдельные акцизы от подакцизных товаров (за исключением акцизов на нефтепродукты) – 4 региона.
Поступления налогов, которые были переданы на муниципальный уровень в соответствии с законами субъектов Российской Федерации сверх закрепленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, оцениваются в 178,4 млрд рублей или 13,3% от общего объема налоговых доходов местных бюджетов.
Закрепление единых и дополнительных нормативов отчислений является реальным инструментом усиления заинтересованности муниципальных образований в расширении налогооблагаемой базы. Так, установленные субъектами Российской Федерации нормативы отчислений от налога на прибыль организаций обеспечили дополнительное поступление в местные бюджеты 11,6 млрд рублей, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 97,6 млрд рублей, налога на имущество организаций – 7,2 млрд рублей, транспортного налога – 4,4 млрд рублей, налогов на добычу полезных ископаемых – 2,5 млрд рублей.
При этом стоит отметить, что от региональных налогов, поступивших в бюджеты субъектов Российской Федерации за 2019 год, в местные бюджеты передано 11,6 млрд рублей или 1,1% от общего объема региональных налогов, что больше показателя 2018 года на 0,2 млрд рублей.
В соответствии со статьями 9 и 63 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) отнесено установление нормативов отчислений в бюджеты поселений (внутригородских районов) от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов.
По данным субъектов Российской Федерации отдельные муниципальные районы (городские округа с внутригородским делением) закрепили за бюджетами поселений (внутригородских районов) единые нормативы отчислений по:
транспортному налогу (в 2 субъектах Российской Федерации –Кемеровская область, Пермский край);
налогу на доходы физических лиц (в 4 субъектах Российской Федерации – Пермский край, Саратовская область, Вологодская область, Рязанская область);
налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в 2 субъектах Российской Федерации – Пермский край, Оренбургская область);
налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения (в 1 субъекте Российской Федерации – Пермский край);
единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в 8 субъектах Российской Федерации – Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Адыгея, Пермский край, Ханты-Мансийский Автономный Округ, Вологодская область, Воронежская область, Челябинская область);
единому сельскохозяйственному налогу (в 4 субъектах Российской Федерации – Республика Алтай, Пермский край, Саратовская область, Челябинская область);
налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых (в 1 субъекте Российской Федерации – Челябинская область).
В Челябинской области городским округом с внутригородским делением за бюджетами внутригородских районов закреплен норматив по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения.
Выполнение плановых показателей в целом по налоговым доходам в 2019 году достигнуто во всех видах муниципальных образований (таблица 6).
округа, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения
по всем видам муниципальных образований
Налог на имущество физических лиц
Акцизы на нефтепродукты
В 2019 году поступления неналоговых доходов составили 267,0 млрд рублей, что ниже уровня 2018 года на 0,6% или 1,7 млрд рублей, в том числе, сократились доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 2,8% (или на 4,3 млрд рублей), доходы от продажи материальных и нематериальных активов – на 9,8% (или на 4,8 млрд рублей).
При этом выросли доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 18,7% (или на 4,4 млрд рублей), а также другие неналоговые доходы (включая штрафы, санкции, возмещение ущерба и пр.) на 8,8% (или на 3,0 млрд рублей).
Неналоговые доходы по видам муниципальных образований распределяются неравномерно. Основной объем неналоговых доходов (64,0%) поступил в бюджеты городских округов, доля неналоговых доходов муниципальных районов составляет 27,5%, городских поселений – 5,4%, сельских поселений – 3,1 процента.
Распределение отдельных видов неналоговых доходов в 2019 году по типам муниципальных образований приведено в таблице 7.
Доля в объеме по виду дохода,%
Доля в общем объеме неналоговых доходов,%
ГО, ГО с ВГД, ВГР и ВГМО
ГО, ГО с ВГД, ВГР и ВГМО
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности
Платежи при пользовании природными ресурсами
Доход от оказания платных услуг и компенсации затрат государства
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
Другие неналоговые доходы, в т.ч. штрафы, санкции, возмещение ущерба и пр.
Всего неналоговых доходов
*ГО – городские округа, МР – муниципальные районы, ГП – городские поселения, СП – сельские поселения, ГО с ВГД – городской округ в внутригородским делением, ВГР – внутригородской район, ВГМО – внутригородские муниципальные образования городов федерального значения
Как показывает анализ отчетных данных, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляют основную долю (56,6%) неналоговых доходов муниципальных образований. Доля данного вида дохода в общей сумме неналоговых доходов городских округов (включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения) составляет 58,1%, муниципальных районов – 52,7%, городских поселений – 66,1%, сельских поселений – 44,0 процента.
Необходимо отметить продолжающийся рост поступлений в местные бюджеты средств самообложения граждан. В 2019 году объем указанных средств вырос на 7,9% относительно показателя 2018 года и составил 287,5 млн рублей (по отношению к 2013 году объем средств самообложения вырос в 11,2 раза).
География введения самообложения включает в себя 35 регионов.
На основании представленной регионами информации самообложение граждан вводилось в 2019 году на территориях 2 787 муниципальных образований, что составляет 13,4% от общего количества муниципальных образований (в 2018 году 38 регионов, 1 854 муниципальных образований).
Наибольший объем поступлений от самообложения в 2019 году (95,5%) приходится на следующие десять субъектов Российской Федерации (таблица 8).
Субъект Российской Федерации
Объем средств самообложения, млн рублей
Всего по Российской Федерации
Применение самообложения позволяет достаточно эффективно решать отдельные вопросы местного значения, наиболее актуальные для конкретных муниципальных образований, в основном связанные с развитием и обустройством территории.
Согласно данным субъектов Российской Федерации наибольший объем (99,4%) поступлений средств самообложения в 2019 году приходится на поселения, из общего объема средств самообложения 87,1% поступило в бюджеты сельских поселений и 12,3% в бюджеты городских поселений. В бюджеты городских округов поступило 0,1% общего объема средств самообложения и 0,5% поступило в бюджеты муниципальных районов, что связано со сложностью реализации такого механизма на «крупных» территориях, таких как муниципальный район или городской округ.
Вместе с тем, Федеральным закон от 05.12.2017 № 389-ФЗ «О внесении изменений в статьи 25.1 и 56 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность введения самообложения не только во всём муниципальном образовании, но и на территории отдельного населенного пункта на сходе граждан.
Межбюджетные трансферты
Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами значительную часть доходов местных бюджетов составляют межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.
В общем объеме доходов местных бюджетов в 2019 году доля межбюджетных трансфертов без учета возврата остатков (включая субвенции) составляет 66,0% или 3 114,7 млрд рублей (в 2018 году данный показатель составлял 64,5% или 2 737,2 млрд рублей).
Структура межбюджетных трансфертов местным бюджетам в 2019 году представлена на следующей диаграмме:
Структура межбюджетных трансфертов
В структуре межбюджетных трансфертов доля средств, передаваемых с целью финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в форме субвенций из региональных бюджетов, уменьшилась – с 53,1% в 2018 году до 49,6% в 2019 году. Общий объем субвенций в 2019 году увеличился по отношению к 2018 году на 6,3% (или 91,6 млрд рублей) и составил 1 546,1 млрд рублей.
Основной объем субвенций (53,7%) в 2019 году был предоставлен бюджетам городских округов (включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения) (830,2 млрд рублей), в бюджеты муниципальных районов поступило 712,2 млрд рублей или 46,1% от общего объема субвенций. Такое распределение связано с преимущественным делегированием государственных полномочий на уровень муниципальных районов и городских округов (включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения). Субвенции бюджетам городских поселений составили 0,7 млрд рублей и бюджетам сельских поселений – 3,0 млрд рублей или 0,05% и 0,19% соответственно.
Перечень отдельных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, делегируемых на муниципальный уровень, и динамика их количества в 2018-2019 годах приведены ниже в таблице 9.
Наименование передаваемого полномочия субъекта РФ
Всего субъектов Российской Федерации, передавших полномочия
Определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий, создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации
Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству
Формирование и содержание архивных фондов
Поддержка сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства
Организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта РФ для определенных категорий граждан
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы
Организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществление регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси
Организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации
Финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, в соответствии с нормативами, указанными в пп. 13 п. 2
ст. 23.6 Федерального закона № 184-ФЗ
Организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время)
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом
Осуществление мероприятий в области охраны труда, предусмотренных трудовым законодательством
Организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями
Сбор информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов
Предоставление материальной и иной помощи для погребения
Осуществление регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществления лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
Установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации
Следует отметить различные подходы регионов к передаче государственных полномочий органам местного самоуправления.
В 2019 году 36 субъектов Российской Федерации увеличили количество переданных на муниципальный уровень государственных полномочий, а 40 субъектов Российской Федерации его сократили.
Наибольшее количество переданных на муниципальный уровень государственных полномочий отмечается в 2019 году в Республике Карелия – 15, Оренбургской области – 14, в Ненецком автономном округе и Чувашской Республике – по 13.
Количество передаваемых субъектами Российской Федерации на муниципальный уровень отдельных государственных полномочий остается существенным, в 2019 году более 10 полномочий передано 13 субъектами Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты местным бюджетам, связанные с финансовым обеспечением реализации собственных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (без учета субвенций и возврата остатков межбюджетных трансфертов), в 2019 году составили 1 568,6 млрд рублей или 50,4% от общего объема безвозмездных поступлений в местные бюджеты (3 115,0 млрд рублей) и 49,4% от объема собственных доходов местных бюджетов (3 176,7 млрд рублей). В 2018 году данные межбюджетные трансферты составляли 1 283,1 млрд рублей или 46,7% от общего объема безвозмездных поступлений в местные бюджеты и 46,0% от объема собственных доходов местных бюджетов.
Удельный вес межбюджетных трансфертов (без субвенций и возврата остатков межбюджетных трансфертов) в собственных доходах местных бюджетов в разрезе федеральных округов Российской Федерации в 2018 и 2019 годах представлен в таблице 10.
Доля межбюджетных трансфертов
(без субвенций и возврата остатков межбюджетных трансфертов) в собственных доходах местных бюджетов, %
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
В 2019 году в 48 субъектах Российской Федерации доля данных межбюджетных трансфертов в собственных доходах местных бюджетов превышала значение такой доли в целом по Российской Федерации. Самая высокая доля финансовой помощи отмечается в местных бюджетах Сахалинской области (76,1%), Ямало-Ненецкого автономного округа (73,1%), Республики Алтай (72,0%), Курганской области (70,7%).
В 2019 году основными получателями указанных межбюджетных трансфертов явились бюджеты городских округов (включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения), их доля составила 47,9% от общего объема предоставляемой финансовой помощи местным бюджетам (в 2018 году – 43,7%), доля муниципальных районах составила 38,3% (в 2018 году – 41,4%).
Доля финансовой помощи бюджетам поселений составила в 2018 году 14,4%, в 2019 году – 13,8 процента.
Из общего количества муниципальных образований, формировавших и исполнявших бюджеты в 2019 году, только в 15,7% муниципальных образований доля дотаций, в том числе замененной дополнительными нормативами отчислений в общем объеме собственных доходов местных бюджетов, составляла менее 5%, в 65,4% местных бюджетов – более 20%, в том числе в 26,6% – свыше 50 процентов.
Распределение количества муниципальных образований по видам муниципальных образований в зависимости от финансовой самостоятельности в 2019 году представлено в таблице 11.
в т.ч. замененной дополнительными нормативами отчислений в общем объеме собственных доходов местных бюджетов:
Доля соответствующих муниципальных образований
в их общем количестве, %*
муниципальные образования, не получающие дотации,
в т.ч. замененной дополнительными нормативами отчислений
* ГО – городской округ, МР – муниципальный район, ГП – городские поселения, СП – сельские поселения, ГО с ВГД – городской округ в внутригородским делением, ВГР – внутригородской район, ВГ МО – внутригородские муниципальные образования городов федерального значения
Таким образом, в 2019 году среди видов муниципальных образований ограничения бюджетного процесса на муниципальном уровне, установленные статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в наибольшей степени затронули муниципальные районы, сельские поселения и внутригородские районы.
Наибольшее увеличение объема межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) в доходах местных бюджетов в 2019 году по сравнению с 2018 годом произошло в Сахалинской области на 28,6 млрд рублей (на 68,5%), в Ямало-Ненецком автономном округе на 18,4 млрд рублей (на 40,6%), в Республике Башкортостан на 12,4 млрд рублей (на 34,0%), в Московской области на 11,7 млрд рублей (на 18,3%) и в Челябинской области на 10,6 млрд рублей (на 30,7%).
Вместе с тем произошло снижение объемов финансовой помощи в форме межбюджетных трансфертов местным бюджетам: в Ханты-Мансийском автономном округе на 8,9 млрд рублей (на 18,1%), в Республике Мордовия на 1,2 млрд рублей (на 20,0%), в Астраханской области на 0,9 млрд рублей (на 14,5%), в Республике Крым на 0,8 млрд рублей (на 6,4%) и в Ульяновской области на 0,7 млрд рублей (на 7,2%).
В составе межбюджетных трансфертов в 2019 году (без учета субвенций) доля дотаций местным бюджетам составляет 27,9% (в 2018 году – 30,3 процент). По сравнению с 2018 годом объем дотаций увеличился на 12,0% и составил 437,6 млрд рублей, в том числе 219,6 млрд рублей (рост на 8,0%) поступило в бюджеты муниципальных районов, 136,4 млрд рублей (рост на 20,7%) – в бюджеты городских округов (включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения), 78,0 млрд рублей (рост на 11,1%) – в бюджеты поселений, в том числе 14,3 млрд рублей в бюджеты городских поселений и 63,7 млрд рублей в бюджеты сельских поселений.
Максимальное увеличение объема дотаций местным бюджетам в 2019 году по сравнению с 2018 годом наблюдалось в Республике Саха (Якутия) – на 5,3 млрд рублей (на 21,3%), в Оренбургской области на 4,7 млрд рублей (на 64,1%), в Ямало-Ненцком автономном округе на 4,6 млрд рублей (на 19,4%), в Сахалинской области на 4,3 млрд рублей (на 52,9%) и в Краснодарском крае на 3,4 млрд рублей (на 48,4%).
Наиболее значительное снижение объема дотаций местным бюджетам отмечается в Амурской области на 5,0 млрд рублей (на 75,8%), Московской области на 3,0 млрд рублей (на 44,8%), Республике Коми на 1,1 млрд рублей (на 19,2%), Республике Тыва на 0,8 млрд рублей (на 24,7%) и Республике Бурятия на 0,6 млрд рублей (на 16,2%).
Структура дотаций, поступивших в местные бюджеты в 2019 году, приведена на следующей диаграмме:
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в общем объеме дотаций местным бюджетам составляют 75,5% (330,1 млрд рублей). По сравнению с 2018 годом объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличился на 14,2% или на 41,0 млрд рублей.
В 2019 году наименее дотационными являлись городские округа (включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения), в бюджетах которых удельный вес дотаций в собственных доходах составил 7,9%, в бюджетах муниципальных районов и поселений указанный показатель составил соответственно 21,4% и 20,0 процентов. Данное соотношение связано с более высокой бюджетной обеспеченностью бюджетов городских округов (включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения) по сравнению с бюджетами других видов муниципальных образований, что обусловлено преимущественной концентрацией налоговой базы по основным федеральным и местным налогам в указанном виде муниципальных образований.
В целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в бюджете субъекта Российской Федерации предусматриваются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образовывали региональный фонд финансовой поддержки поселений.
В 2019 году общий объем средств региональных фондов финансовой поддержки поселений (внутригородских районов, городских округов) составил 23,3 млрд рублей (в 63 субъектах Российской Федерации), в том числе, исходя из уровня бюджетной обеспеченности (в части городских и сельских поселений) в размере 10,2 млрд рублей (в 16 субъектах Российской Федерации), исходя из расчета на 1 жителя (в части городских и сельских поселений) – 2,0 млрд рублей (в 5 субъектах Российской Федерации), исходя из уровня бюджетной обеспеченности (в части городских округов) – 3,9 млрд рублей (в 15 субъектах Российской Федерации) и исходя из расчета на 1 жителя (в части городских округов) – 7,2 млрд рублей (в 39 субъектах Российской Федерации). Объем средств региональных фондов финансовой поддержки поселений (внутригородских районов, городских округов) увеличился на 14,2% по сравнению с 2018 годом (в 2017 году – 20,4 млрд рублей в 64 субъектах Российской Федерации).
Законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений (внутригородских районов) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В 2019 году из бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с передачей указанных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации муниципальным районам (городским округам с внутригородским делением) было предоставлено субвенций в объеме 26,4 млрд рублей 59 субъектами Российской Федерации, что выше объема 2018 года на 12,3% (в 2018 году – 23,5 млрд рублей 58 субъектами Российской Федерации).
Из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных образований выделяются субсидии в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В 2019 году объем указанных субсидий составил 852,9 млрд рублей, что составляет 26,8% от собственных доходов местных бюджетов.
Приоритетным направлением финансовой поддержки муниципальных образований в большинстве регионов в течение рассматриваемого периода было предоставление межбюджетных трансфертов с различным целевым назначением, которые включали субсидии на реализацию инфраструктурных проектов и софинансирование вопросов местного значения текущего характера. По сравнению с 2018 годом объем субсидий местным бюджетам увеличился на 23,9 процента.
Основными получателями субсидий в 2018-2019 годах являлись городские округа (включая городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские муниципальные образования городов федерального значения) (в 2018 году – 52,3%, в 2019 году – 55,3%) и муниципальные районы (в 2018 году – 38,4%, в 2019 году – 36,3%), что обусловлено широким перечнем закрепленных за ними полномочий по решению вопросов местного значения. На бюджеты поселений в 2018 году приходилось 8,6% от общего объема субсидий, в 2019 году 7,8 процента.
Кроме того, из региональных бюджетов софинансируется и формирование районных фондов финансовой поддержки поселений. На указанные цели в 2019 году было выделено 10,7 млрд рублей в 11 субъектах Российской Федерации, в 2018 году – 8,9 млрд рублей в 11 субъектах Российской Федерации. Максимальный объем средств предоставлен из бюджетов Иркутской области – 3,3 млрд рублей, Ставропольского края – 2,0 млрд рублей, Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Татарстан – по 1,5 млрд рублей.
В 2019 году, как и в 2018 году, в 18 субъектах Российской Федерации из бюджетов муниципальных образований предоставлялись субсидии в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований.
Общий объем указанных субсидий из местных бюджетов по отношению к 2018 году увеличился на 31,3% и составил 2,1 млрд рублей. Максимальный объем указанных средств приходится на местные бюджеты Московской области (1,2 млрд рублей), Тульской области и Республики Саха-Якутия (по 0,2 млрд рублей), Красноярской области (0,1 млрд рублей), что свидетельствует о значительной дифференциации налогового потенциала муниципальных образований в данных регионах.
В дополнение к выравниванию бюджетной обеспеченности поселений из региональных бюджетов в соответствии со статьей 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов муниципальных районов поселениям, входящим в их состав, предоставлялись дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые образовывали районные фонды финансовой поддержки поселений. В 2019 году объем таких фондов составил 26,5 млрд рублей (в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 10,7 млрд рублей), что выше объема 2018 года на 6,4%
(в 2018 году объем фондов составил 24,9 млрд рублей).
Перераспределение полномочий по решению вопросов местного значения
В 2019 году органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществлялась реализация установленных федеральными законами прав, предусматривающих перераспределение полномочий как с муниципального на региональный уровень власти, так и на муниципальном уровне.
Перераспределение полномочий, осуществляемое в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
По информации, представленной субъектами Российской Федерации, в 2019 году перераспределение полномочий органов местного самоуправления с уровня муниципальных образований на региональный уровень на основании законов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, осуществлено в 24 субъектах Российской Федерации. При этом расходы региональных бюджетов на исполнение перераспределенных полномочий органов местного самоуправления по оценке субъектов Российской Федерации составили 6,5 млрд рублей.
В 2019 году на территориях 58 регионов законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, за сельскими поселениями дополнительно закреплены вопросы местного значения из числа вопросов местного значения поселений, исполняющихся муниципальными районами. При этом нормативы отчислений для бюджетов сельских поселений, предусмотренные пунктом 4 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, от налога на доходы физических лиц установлены в 34 регионах, от единого сельскохозяйственного налога – в 28 регионах. В результате общий объем средств, поступивших в бюджеты сельских поселений для исполнения переданных полномочий по решению вопросов местного значения в результате установления указанных нормативов отчислений, составил 10,9 млрд рублей (10,08 млрд руб. от НДФЛ и 0,82 млрд руб. от ЕСХН).
Передача полномочий на муниципальном уровне, осуществляемая на основе соглашений.
В 2019 году с уровня поселений на уровень муниципального района передавались вопросы местного значения в 75 субъектах Российской Федерации, причем в 35 регионах имели место случаи передачи более 10 вопросов местного значения.
Соглашения о передаче полномочий между муниципальными образованиями заключены органами местного самоуправления большинства поселений (81,7% от общего числа городских и сельских поселений). В общем количестве муниципальных районов такие соглашения на решение вопросов местного значения поселений заключили органы местного самоуправления 85,9% муниципальных районов.
Самостоятельно решали все вопросы местного значения органы местного самоуправления в 194 городских поселениях (13,5% от общего числа) в 47 регионах и в 2 700 сельских поселениях (15,6% от общего числа) в 54 регионах.
Кроме того, на основе соглашений осуществлялась передача отдельных вопросов местного значения муниципальных районов органам местного самоуправления поселений (городских и сельских). Переданные с районного на поселенческий уровень вопросы исполняли 44,3% поселений от общего их количества (8 304 из 18 760).
Расходы местных бюджетов
Согласно данным отчетности, представленной субъектами Российской Федерации, общий объем расходов местных бюджетов в 2019 году составил 4 733,6 млрд рублей, что на 12,0% (или на 506,7 млрд рублей) больше, чем в 2018 году.
Расходы на решение вопросов местного значения увеличились по сравнению с 2018 годом на 14,9% или 407,4 млрд рублей и составили 3 143,5 млрд рублей.
В целом по Российской Федерации расходы на решение вопросов местного значения составляют 66,5% в общей сумме расходов местных бюджетов (в городских и сельских поселениях это значение достигло уровня 99,3% и 98,3% соответственно, в связи с тем, что на поселенческий уровень передавался незначительный объем государственный полномочий). Относительно 2018 года доля расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения увеличилась на 0,7 процента.
Расходы на осуществление государственных полномочий (переданных и не переданных) в 2019 году составили 33,3% от всех расходов.
В целом по федеральным округам данная структура расходов сохраняется, за исключением бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа, где доля расходов на решение вопросов местного значения составляет соответственно 52,7%, а на осуществление государственных полномочий (переданных и не переданных) – 47,2 процента (таблица 12).
Структура расходов местных бюджетов
в разрезе полномочий и вопросов
Расходы на решение вопросов местного значения
Расходы по осуществлению государственных полномочий
Расходы на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения
(права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения)
не переданных, но осуществляемых органами местного самоуправления за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации