как узнать бьют ли ребенка в детском саду
Как разговорить ребёнка, если вы подозреваете, что его обижают или бьют в садике?
Своей историей поделилась наша читательница:
“Ребёнок скрывает, что воспитатели в детском саду его бьют. Как его разговорить и выяснить, что происходит на самом деле?”
Ответ от эксперта в области психологии личности Полины Гербер:
У вас возникли подозрения, что ребёнка могут обижать в детском саду? Необходимо вооружиться терпением и уделить максимум внимания проблеме, чтобы докопаться до истины.
Если вы уверены, что вашего ребёнка бьет воспитатель, но по какой-то причине сам он в этом не признается, причин такого поведения может быть несколько. Самая основная – отсутствие доверительного контакта между родителями и самим ребёнком. Если малыш признаёт авторитет родителей и доверяет им на 100%, как правило, таких проблем не возникает.
Купите умные часы и установите приложение с функцией Звук вокруг. Например, “Где мои дети”. Это отличный способ, который позволяет в любое время подключиться и услышать, что происходит в помещении.
Что в этом случае нужно делать?
1. Начните строить доверительные отношения
Необходимо регулярно ненавязчиво обращать внимание на то, что мама и папа – самые дорогие и важные люди в жизни. Это люди, которые всегда поймут, поддержат, защитят, им можно доверить любую проблему. Обязательно нужно делать акцент на том, что секретов в семье быть не должно и просить ребёнка всегда рассказывать родителям о ситуациях, когда кто-то специально просит о чем-то не говорить. Дети должны отчетливо понимать – если кто-то, особенно взрослый, просит их скрыть правду, они обязаны прийти и рассказать маме или папе. Самое главное сделать так, чтобы ребёнок не боялся рассказывать взрослым о своих проблемах.
Если он будет делиться с вами сокровенным, а вы будете его ругать, устраивать скандалы или вмешиваться в конфликты со сверстниками, когда он сам этого не хочет, он потеряет веру и больше вам не откроется.
Устанавливайте доверительные отношения постепенно. С каждым днём всё больше и больше внушайте ребёнку, что вы – тот человек, с которым он должен делиться всем. Когда время придёт, ваши сын или дочь будут осознавать, а главное чувствовать, что они могут открыться вам в любой ситуации. Страх перед чужими людьми, а в данном случае перед воспитателем, пропадёт, ведь ребёнок будет на 100% уверен, что вы его защитите, а раскрытие этой информации никаким образом негативно на него не повлияет.
2. Инсценируйте ситуацию с помощью игры
Хороший вариант устроить с ребёнком игру. С помощью игрушек вы можете инсценировать ситуации из детского сада. Например, рассадить всех за обеденным столом и попросить ребёнка показать, как ведут себя дети и воспитатель. Пусть он возьмёт игрушку, которая изображает воспитателя, и покажет, как он ведёт себя в той или иной ситуации. Можете разыграть сценку, когда одна игрушка (ребёнок) плохо себя ведёт, балуется, разбрасывает игрушки или кричит. Посмотрите на реакцию вашего ребёнка, в частности на то, как его игрушка (взрослый) будет вести себя по отношению к хулигану.
3. Следите за состоянием ребёнка
Обязательно обращайте внимание на то состояние, с которым ребёнок уходит в детский сад. Если вы видите, что он идёт туда понурый, часто просит оставить его дома, мягко спросите, почему он не хочет идти. Предложите оставить его дома, если он расскажет вам о причинах своего нежелания посещать садик.
Если возможности остаться нет, пообещайте что-то приятное за его откровенность – посещение любимых аттракционов или поход в кино на выходных, а может что-то иное, чего малыш давно хотел.
В самых серьёзных ситуациях, когда дети идут в сад с ежедневными истериками, возможно, стоит поговорить с ребёнком о переводе в другое учреждение и посмотреть на его реакцию. Если эта идея ему понравится, задумайтесь, не лучше ли поступить именно таким образом.
Предварительно, конечно же, скажите, что сделаете это только в том случае, если он откровенно расскажет о проблеме.
4. Смотивируйте ребёнка поделиться переживаниями
Для того, чтобы узнать правду, можно использовать ещё одну игру. Возьмите любимую игрушку вашего ребёнка, объясните, что сейчас вы будете играть. Игра заключается в том, чтобы рассказать игрушке о своих проблемах, поделиться с ней переживаниями. До этого желательно провести наводящий разговор на тему детского сада. Пусть малыш расскажет игрушке, что ему не нравится в детском саду, а что, наоборот, нравится. Вам необходимо уйти из комнаты, оставить дверь приоткрытой и послушать разговор. Если повезёт, вы сможете узнать то, что вас интересует.
Если вы услышите, что ребёнок рассказывает о том, что его действительно обижают, это можно записать на диктофон, а потом обсудить эту ситуацию, но очень мягко. Ни в коем случае не стоит врываться в комнату и устраивать допрос!
Идеальный вариант – выждать время и через пару часов сделать вид, что игрушка сама рассказала вам о том, что ребёнка что-то беспокоит и попросила вас помочь своему другу. Снова объясните малышу, что вы всегда будете на его стороне, всегда ему поможете. Скажите, что никто и никогда его не обидит, потому что родители всегда рядом. Скорее всего, это сработает.
5. Найдите прямые доказательства и убедитесь сами
Если у вас возникли подозрения, что в детском саду могут происходить какие-то противозаконные вещи, с этим необходимо разбираться не только посредством общения с ребёнком. В современном мире существует множество способов узнать, что происходит с малышом, пока вас нет рядом.
Купите умные часы и установите приложение с функцией Звук вокруг. Например, “Где мои дети”. Это отличный способ, который позволяет в любое время подключиться и услышать, что происходит в помещении.
Мы уже рассказывали, как с помощью этого гаджета отец доказал, что его ребёнка бьют в садике. Аудиозаписи с часов послужили неоспоримыми доказательствами и вызвали общественный резонанс.
Если в вашем садике по какой-то причине такие часы запрещены (что, конечно, противозаконно – об этом мы рассказываем здесь), вместо часов вы можете приобрести любой кулон или браслет, в котором будет миниатюрный микрофон. Иногда эти меры действительно бывают необходимы, потому что здоровье и психика наших детей важнее всего.
«Апай тебя бьет?» Как понять, что ребенку плохо в садике
Как проходит адаптация к садику
Адаптация ребенка к новым условиям бывает очень болезненной. Она может сопровождаться тяжелыми переживаниями, изменениями в поведении, расстройством сна, аппетита, снижением речевой и игровой активности. Все это сказывается и на здоровье ребенка.
В процессе привыкания к садику некоторые дети худеют, иногда повышается температура, появляется рвота, чувство страха, истерики, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых. Адаптация, помимо возраста, состояния здоровья и уровня развития, зависит и от индивидуальных особенностей ребенка и типа характера.
При этом у детей бывает разный уровень адаптации. Кто-то легко привыкает к новым условиям, а есть дети, которые тяжело приспосабливаются. В некоторых случаях начальный период адаптации к детскому саду может затянуться и перейти в дезадаптацию.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка ухудшается аппетит вплоть до полного отказа от еды, нарушается сон. Малыш может писаться по ночам, родители могут заметить у него резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. При тяжелой адаптации возможен срыв, который может привести к психосоматическому заболеванию ребенка. Из-за нежелания идти в садик он начинает часто болеть. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.
Лучший возраст для детского сада
Отдавать детей в сад в 1,5-2 года детские психологи не советуют. В этом возрасте навыки самообслуживания слабо развиты. Ребенок до двух лет еще слишком привязан к матери, очень тяжело переносит ее отсутствие. Кроме того, у детей до двух лет нет острой потребности в общении со сверстниками и незнакомыми людьми.
Кроме того, как считают специалисты, посещать сад в раннем возрасте вредно: хуже развиваются речь и умение выражать свои мысли. Все потому, что ребенок много общается со сверстниками с такой же неразвитой речью и мало со взрослыми людьми. Также из-за того, что малыш много времени проводит вне дома, нарушается контакт с семьей, что может повлиять на общение с родителями в будущем.
С 2-3 лет дети должны научиться свободно общаться с родителями, составлять целые фразы и предложения. Дети, которых до трех лет отдавали в детский сад, склонны утаивать свои переживания, они неохотно делятся ими с родителями.
Как считает профессор, при решении вопроса с детским садом нужно учитывать и темперамент ребенка. К примеру, сангвиник активен, коммуникабелен, всегда в хорошем настроении. Его можно отдать в садик и в два года.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Флегматик готов влиться в новый коллектив в три года. Он будет спокойно вставать утром и идти в детский сад без истерик и капризов, при прощании помашет ручкой.
Холерика можно отдать в детский сад в 3-4 года. Но он будет выплескивать свои эмоции на сверстников и воспитателя. Холерик безболезненно привыкнет к посещению детского сада.
Меланхолика лучше отдать в детский сад в пять лет. Он быстро устает, не проявляет интереса к играм и детям, не любит перемен, к детскому саду привыкает очень медленно и тяжело.
Как легче пережить адаптацию ребенка
Для того чтобы ребенок успешно адаптировался к детскому саду, его нужно готовить к новой обстановке заранее. Эксперт дала советы о том, как подготовить ребенка к садику.
Как понять, что ребенку плохо в садике из-за воспитателя
Есть несколько способов узнать, что ребенка бьют или на него повышают голос.
Иллюстративное фото: pixabay.com
Отдавая ребенка в детский сад, помните, что психологические травмы полученные в детском возрасте остаются и влияют на дальнейшую жизнь человека. Поэтому нужно очень серьезно подходить к выбору как детского сада, так и воспитателей, которым вы доверите своих чад. Если все же неприятности в детском саду произошли по вине воспитателей, нужно решать проблемы со специалистами, не откладывая в долгий ящик.
Подготовила Айдана Усупова
Как узнать, что воспитатель обижает ребенка?
Многие родители спрашивают меня, как им различить адаптацию ребенка к детскому саду и реакцию на воспитателя-изверга.
В первую очередь, для родительского спокойствия и облегчения адаптации к детскому саду, я рекомендую перед тем, как отводить ребенка в детский сад, погулять вокруг во время садовских прогулок. Таким образом вы сможете заочно познакомиться с воспитателями.
Если такой возможности нет, например, забор в саду не прозрачный, то погуляйте на детских площадках вокруг детского сада в вечернее время. Частенько родители по дороге из детского сада вместе с детками гуляют.
Вы можете пораспрашивать их про воспитателей. Если вы не узнаете ничего компроматного, про ваших будущих воспитателей, то и не стоит сильно нервничать. Ведь нервозность родителей всегда передается детям.
Знаю, что некоторые родители дают детям с собой диктофон. На мой взгляд, эта крайняя мера. Просто в 100% случаев на записи диктофона вы услышите что-то, что вас не устроит. Может, быть воспитатель повышает голос, одергивает детей, ругает их. Будьте к этому готовы, это не критично.
Ребенок только пошел в детский сад и не хочет туда ходить? Его бьют воспитатели?
К сожалению, чем младше ребенок, тем сложнее докопаться до истины. Именно поэтому, я не рекомендую без крайней нужды отдавать неговорящих деток в садик. Для социализации вполне подойдут частые прогулки и посещение детских центров.
Два способа узнать, что воспитатель бьет детей:
1. Можно просто спросить у ребенка, как наказывает воспитатель.
Только не надо спрашивать совсем в лоб «МарьИвана тебя бьет?» Лучше задавать такие вопросы, которые подразумевают вариативные ответы.
Например, «А если ты/Петя/Маша будешь в садике хулиганить и не слушаться, то что МарьИвана сделает?» Вероятность того, что ребенок ответить из своего опыта гораздо выше. Правда тут ребенок может сказать то, чем ему обычно в садике грозят, например, «милицию вызовет» или «в ясли отправит».
2. Можно поиграть в детский сад.
Этот вариант подходит для не очень разговорчивых деток. Да и для детей так гораздо легче раскрыться, рассказать о том, что их беспокоит.
Здесь два варианта:
1) Просто наблюдать за игрой ребенка.
Многие дети, начиная посещать детский сад, активно играют в него дома. Так они как раз отрабатывают свои новые переживания. Если взрослые думают, планируют, переваривают все внутри, то дети делают это через игру.
Если в игре ребенка, персонаж, выполняющий роль воспитателя, будет бить других героев, обзывать их и т.п., то это тревожный звоночек. Вот эта картинка очень наглядно показывает, как будет выглядеть такая игра.
2) Предложить ребенку поиграть в детский сад.
В таком ситуации сначала вы будете ведущим в игре, но при этом подключайте активно ребенка. Выберите для себя роль ребенка. Далее два варианта развития сюжета:
Ребенок берет роль ребенка.
Родитель сначала берет на себя роль воспитателя, а потом предлагает и ребенку эту роль. Сначала акцент в игре идет на отношение между «детьми». Потом родитель предлагает какие-то ситуации, где необходим герой-Воспитатель, например, занятие, одевание на прогулку, сон и т.п. И тут родитель предлагает ребенку поиграть за Воспитателя.
Ребенок берет на себя роль Воспитателя.
Исполнять эту роль он будет исходя из своего опыта. Т.е., если в роли Воспитателя, вы услышите, что ребенок говорит ребенку что-то в духе «Ах, ты урод, тупица! Будешь себя плохо вести, за тобой мама никогда не придет», то это явно те слова, которые он слышал от воспитателей.
Давайте, для понятности опишу вам такую игру по ролям.
Был у меня на консультации мальчик Костя 4,5 лет. Родители жаловалась на то, что ребенок отказывается ходит в детский сад, мальчик стал более капризный и плаксивым.
Как проходила наша игра в детский сад:
Я: «Я люблю играть в детский сад! Давай построим настоящий детский сад?»
Костя: «Давай! А где будет садик?»
Мы с Костей обустроили «детский сад»: обозначили, где будет игровая, раздевалка, спальня, прогулочная площадка, выбрали игрушки, которые будут «ходить» в садик и их родителей.
Я: «Чур я Котик, а ты кем будешь?»
К: «А я Ёжик».
Я: «А в детском саду еще есть воспитатели. А наши где?»
Костя выбрал игрушки. Одна воспитательница была красивой куклой, а на роль второй мальчик выбрал самую потрепанную и страшную куклу.
Я за маму Котика: «Здравствуйте, МарьИвана. Пока сыночек»
Я за Котика: «Нет, маааам, не уходи!»-хнычу, спрашиваю Костю, что ответит мама.
Костя за маму Котика: «Ты поиграешь, поспишь и я приду. Мне надо идти на работу.»
Котик продолжает хныкать. Проигрываем аналогичную ситуацию с разными игрушками. Мы разыгрываем несколько моментов в «группе».
В процессе игры я устраиваю саботаж, изображаю непослушание, прошу Костю отреагировать за воспитателя.
К: «Таких плохих мальчиков родители не забирают домой. Будешь здесь ночью спать».
К: «На нас напали!»-изображает как цветы-массажные мячики нападают на всех. Потом приходит вторая воспитательница, спасает всех детей.
Я: «А МарьИвана?»
К:»Она совсем умерла»-берет подушки, накрывает ее и продолжает игру.
Вот так мы похоронили воспитательницу.
Думаю, понятно, что слезы ребенка были связаны с тем, что он боялся, что родители его не заберут из детского сада.
Это, кстати, очень распространенный детский страх.
Мы проработали этот страх еще за 2 занятия. Я использовала, кстати, сказку из моей книги «Адаптационные сказки для детского сада».
Я постаралась так подробно расписать процесс игры, т.к. знаю, что у многих родителей с этим возникают проблемы. Главное, чтобы в игре сначала был позитив, а потом уже подстраиваете конфликтные ситуации своим персонажем.
Если игрушечный воспитатель бьет детей или унижает их, то значит ребенок столкнулся с такой ситуацией и в жизни.
Однако, есть исключения из правил, которые вносят поправки в этот метод:
Что делать, если вы узнали, что воспитатель бьет детей мы обсудим в следующей статье. Разберем ваши стратегии поведения.
Делитесь с друзьями, если информация была полезна.
Пишите в комментариях, если вы или знакомые сталкивались с подобными ситуациями.
Об авторе
irina
Создательница проекта. Детский психолог, автор печатных книг. «Я помогаю растить счастливых детей!»
Похожие сообщения
Ребенок боится грозы и грома! Как победить страх?
Сказка про развод
Страхи у детей. Почему ребенок до 3-х лет боится?
Аффективно-респираторные приступы
Спасибо огромное, за статью и наглядный пример! У меня, слава Богу, нет таких подозрений, но стало страшно… Обязательно поиграем с сынишкой в детский сад. Еще раз огромное спасибо!
Спасибо. Очень нужная статья. С началом материнства я стала все больше знакомится с этой тематикой.А если зайти на ютуб или фесбук — там такого можно насмотреться про детские сады, я имею ввиду видео скрытых камер. А идея поиграть в детский сад очень хорошая — обязательно воспользуюсь этим на будущее. Еще раз спасибо
Огромное спасибо за статью. Очень полезная. Проекция в играх, действительно, очень явная. Надо просто внимательно следить за ребенком!
Я с вами в чем то не согласна, я работаю с детьми уже 15 лет и своих у меня трое, в вашей статье вся вина падает на воспитателя, но не всегда виноват воспитатель. Я наблюдаю у себя в саду за детьми как они себя ведут, как они играют, как они заходят в сад. Я всегда рекомендую родителям, чтобы никогда не обговаривали сад между собой возле ребёнка, особенно отрицательное, бывает всякое и и когда родителю что-то не понравилось, родители начинают это обсуждать, не обращая внимания на ребёнка, что он рядом и все слышит, но ребёнок как губка, он все впитывает в себя, и это тоже может быть причина не хотеть идти в садик, дети чувствуют как относятся их родители к воспитателю. Также дети учатся друг от друга, если один ребёнок пришёл и у него плохое настроение, и в это утро он не очень хотел идти в сад, то на след утро это делает ребёнок, который наблюдал эту сцену с тем самым ребёнком. А иногда у родителя с утра не заладило с утра что-то с ребёнком и тогда родителю легче скинуть это на садик и сказать, что ребёнок типа не хотел идти в сад, хотя ребёнок просто с утра хотел одеть очки, но ему не одели. Также я вижу поведения ребёнка, его игры, и я понимаю, что такие игры не от мала, а из дома, например наказывать кукол, преподавать указкой и т.п., хочу вам сказать, я никогда не наказывала детей в саду и не собираюсь, плюс указкой я не преподаю им занятия. Ребёнок приходя домой и начиная командовать куклами начало тоже пугать родителей, очень хорошо, что они со мной это обговорили, и побеседовав с ребёнком, я узнала настоящую причину, на самом деле ребёнок насмотрелся мультиков на таблете, которые родители не видели, так как не наблюдали даже, что смотрит ребёнок, и поведение было соответствующее герою из мультфильма, хотя ребёнок дома говорил, что это я. Ещё можно перечислять много причин. Не ищите причину только в воспитателе. 🙂
Здравствуйте, Юля! Спасибо за отзыв. Да, речь именно о вас)) Раньше в статье был другой пример, но «похороны» мне показались более показательным))
Рада, что сказка про камушки тоже сработала! Отличные новости! Спасибо, Юлия, что поделились своей историей! Надеюсь, что теперь встречаться будет только в «Умничке» на переменке за чашечкой чая 😉
Да, Юлия, я согласна, что дети привносят еще сюжеты из мультиков и фильмов. Если, ребенок смотрит мультики и фильмы с примерами агрессивного поведения, то, конечно, он это будет привносить в игры. Например, в моей практике был мальчик 4-х лет, который знал программу СТС наизусть, цитировал Индиану Джонса и Бетмена…и игры у него были соответствующие. А еще есть Симпсоны, где папа душит сына, и Южный парк, где полное непотребство…Я просто свято верю, что среди читателей моего ресурса нет родителей, которые допускают бесконтрольное погружение ребенка в виртуальный мир)) Но вы правы, внесу правку в статью.
Воспитание кулаком. Как понять, что над ребёнком издеваются в детском саду
Частный детский сад Барнаула превратился в камеру пыток. Как установило следствие, воспитательница с февраля по май 2018 года жестоко обращалась со своими маленькими подопечными. На записях с камер видеонаблюдения кадры, от которых хочется плакать.
Мальчик, видимо, не хотел спать во время тихого часа. На записи видно, как воспитательница грубо вытаскивает его из кровати и выталкивает в другую комнату. Ребёнок, не удержавшись на ногах, кубарем летит на пол.
Следующая запись: женщина в наказание заталкивает испуганного воспитанника в тёмную комнату и закрывает за ним дверь.
Третье видео: воспитательница шлёпает спокойно стоящего ребёнка по попе и хватает его за ухо.
Четвёртое: на занятии педагог грубо дёргает за руку воспитанника и, как тряпичную куклу, рывком усаживает его рядом с собой на стул.
Для одного из мальчиков такое воспитание обернулось психологической травмой: он стал бояться темноты. Родители попросили записи с камеры и, увидев всё это, немедленно обратились в полицию. Сейчас по факту насилия над детьми возбуждено уголовное дело.
Психологи и психиатры рассказали Лайфу, как понять, что в саду происходит что-то страшное, и вовремя принять меры.
По словам детского психиатра Анны Портновой, если поведение ребёнка изменилось в худшую сторону, это может говорить о том, что он большую часть своего времени находится в эмоциональном напряжении.
Тревожными сигналами для семьи должны быть слёзы и отказ ребёнка ходить в садик. Ещё одним знаком может стать внезапно проснувшаяся злость малыша к своим родителям, братьям и сёстрам.
— Физическая агрессия становится для маленького человека допустимой нормой поведения, потому что он эту агрессию видит со стороны воспитателя, — объясняет Портнова. — Ребёнок начинает обижать сверстников, отыгрываясь за собственные унижения в детском саду.
Поговорить с воспитателем
По мнению детского психотерапевта Айны Громовой, если поведение малыша стало отличаться от «досадовского», то стоит обязательно пообщаться с воспитателем и задать ему все волнующие вопросы.
— В моей практике был случай. Трёхлетняя малышка с удовольствием ходила в частный садик, пока там не сменилась воспитательница. Девочка стала отказываться от посещения, потом призналась, что не хочет именно к этой женщине, — говорит Громова. — Её мама подошла к педагогу и вежливо рассказала о реакции своей дочери. В ответ та разразилась гневными возмущениями по поводу того, что родители сомневаются в её профессионализме.
По словам детского психотерапевта, если на вопросы родителей воспитатель отвечает агрессией, значит, он тем более не будет сдерживать себя в общении с беспомощными детьми.
— Родители не должны просто отвести ребёнка в садик и считать, что всё хорошо, слепо полагаясь на профессионализм сотрудников, — говорит Громова. — Нужно разговаривать с теми людьми, которые по долгу работы весь день проводят с вашим ребёнком, а также общаться с другими родителями.
По словам Анны Портновой, на приёме у психолога часто выясняется, что ребёнка обижают в садике. При этом родители с удивлением узнают об этом.
Специалист пояснила, что малыши боятся рассказывать о наказаниях воспитателя в своей семье. Дети не могут критически оценивать поведение взрослого, для них он авторитет.
— Ребёнок думает, что плохо себя вёл и поэтому его наказали, — объясняет Портнова. — Что же он будет о своём плохом поведении рассказывать маме.
Специалист поделилась случаем из своей практики. Обеспокоенные родители привели на приём пятилетнего сына. По их словам, мальчик стал капризным, вредным, начал часто задирать своего младшего брата.
— Я стала расспрашивать ребёнка, как у него дела в садике, с кем он дружит, какая у него воспитательница, нравится она ему или нет, почему, — говорит психиатр. — Потом я спросила, наказывает ли она других детей, каким образом. Так, выяснилось, что воспитательница берёт детей за ухо или шлёпает по попе. Потом мальчик признался, что с ним тоже случалось такое. Для родителей эта новость была настоящим откровением.
По словам Портновой, многим мамам и папам даже не приходит в голову поговорить с детьми о том, что происходит в детском саду. Часто родители забирают ребёнка домой, будучи уставшими после рабочего дня, и для них важно, чтобы к ним никто не приставал.
Фото: © РИА Новости/Николай Хижняк
Специалист рекомендует родителям обязательно расспрашивать ребёнка о его делах и заботах. Стоит избегать прямых вопросов, особенно таких: «Били ли тебя в садике?» Спрашивать нужно так, чтобы ребёнок начал просто рассказывать о своей жизни, начиная не с самых тревожных моментов. Лучше спросить, что он ел сегодня, кто себя плохо вёл в группе, какие смешные моменты были в садике, а какие страшные.
— В трёхлетнем возрасте дети рассказывают о том, что видят. Они охотно начинают разговаривать о садике, делиться впечатлениями, но часто родители говорят: «Давай потом поговорим, я устал», — объясняет детский психиатр. — И потом удивляются, почему в подростковом возрасте ребёнок замкнут и ничего не рассказывает. А лишь потому, что он просто не привык это делать.
Впрочем, воспитатели могут запретить детям говорить о том, что происходит в саду, запугав чем-нибудь.
Можно поиграть с ребёнком в детский сад. Допустим, мягкие игрушки будут детьми, а кукла — воспитательницей. По словам детского психолога Светланы Клюваевой, в моменты спонтанной игры ребёнок чувствует себя естественно и выдаёт всё, что слышит и знает. Если кукла всё время говорит динозаврику: «Ты наказан, иди в тёмный угол», — это тревожный знак. Тем более если кукла начинает драться.
Светлана Клюваева советует также обращать внимание на то, как малыш играет сам с собой (он может повторять слова, услышанные в саду), и на то, как он рисует.
Один из самых известных приёмов детских психологов — попросить малыша нарисовать какое-нибудь несуществующее животное. Если зверь получится в итоге с рогами, шипами, зубами, значит, ему (и автору рисунка) всё время приходится защищаться от жестокого мира. Если же это счастливое существо, то и у ребёнка, скорее всего, хорошее эмоциональное состояние. Также стоит обратить внимание на цвета, которые выбирает юный художник, — мрачные они или светлые.
По мнению Айны Громовой, детский садик необходим маленькому человеку. Там он учится общаться вне семьи, социализируется, заводит друзей. Если что-то пошло не так и вы не можете справиться самостоятельно, лучше обратиться к психологу. Детская психика хрупкая, как ёлочная игрушка. И всё, что происходит в саду, может отразиться на характере и жизни пока ещё маленького человека.