как узнать chainline на велосипеде
Как узнать chainline на велосипеде
Общественное походное снаряжение
Личное походное снаряжение
Продукты и питание в походах
Что такое ChainLine и с чем его едят.
Начинающие веломеханики, решившие заменить каретку на более совершенную, обычно не испытывают никаких трудностей. Просто надо купить каретку более высокого уровня, но с точно такими же параметрами (ширину кареточного узла, длину вала каретки, и шаг резьбы), как и у старой.
Но при замене шатунов и звездочек системы зачастую происходят проблемы – звездочки начинают цепляться за раму, или перестают переключаться передачи на передних звездочках. Как сделать так, чтобы этого не происходило?
В технических описаниях шатунов и систем всегда указывают рекомендуемый ChainLine. В частности, у Шимано в серии Деор есть две разновидности шатунов (FC-M531 и FC-M530) Отличаются они главным образом этим самым Chainline, и предназначены для кареток с осями различной длины. Поэтому рекомендуется перед тем, как снимать старые компоненты, измерить Chainline рамы, и новые подбирать, уже зная эту величину.
Как измерить ChainLine.
Для этого потребуется штангенциркуль. Измеряем расстояния А и B:
Величину Chainline (мм) вычисляют по формуле:
Например, в результате измерений получилось: А = 72 мм, В = 25 мм. Подставляем А и В в формулу и получаем
Значит, Chainline нашего велосипеда оказывается 47.5 мм. И шатуны со звездочками надо подбирать, исходя из этой величины. Разница между величинами Chainline рамы и шатунов не должна превышать 0.5 мм. В нашем случае подойдут шатуны с величиной Chainline, находящейся в диапазоне 47 – 48 мм. Значит, в магазине надо просить продавца подобрать шатуны именно с таким значением ChainLine. Теперь грамотный продавец сможет сразу предложить вам то, что нужно.
Как узнать chainline на велосипеде
Есть теоретический вопрос (возник в результате размышлений о покупке нового вилсета).
Чейнлайн есть некая цифра в мм, которая представляет из себя расстояние от представляемой продольной оси велосипеда до середины кассеты (между 4 и 5 звездой в случае 8-звёздной, 5-я звезда в случае 9-ти звёздной и т.д.) или до второй звезды системы.
При этом, если взять и поменять кассету, скажем с 8 на 9-ти скоростную, чейнлайн будет прежним.
Так как вне зависимости от количества звёзд, толщина кассеты (т.е. сумма толщин всех звёзд и спейсеров между ними) есть величина постоянная, расстояние между задними перьями есть величина постоянная, длина втулки тоже величина постоянная, то каким образом может варьироваться чейнлайн на разных рамах?
Ибо рассуждая исходя из имеющихся постоянных размеров, чейнлайн всё равно будет находиться на том же месте, иначе разные колёса и разные кассеты меняли бы чейнлайн каждый по-своему, что не соотвтетствует реальности и является абсурдом.
Если написано не совсем понятно или сумбурно могу уточнить свой вопрос.
Это есть тоже самое.
Вопрос на засыпку, как получается чейнлайн 50мм у рам с O.L.D. 135 и 142мм?
Вопрос на засыпку, как получается чейнлайн 50мм у рам с O.L.D. 135 и 142мм?
Ответа на вопрос с засыпкой не знаю, поясни сам.
Еще 150 есть.
Только выбрав систему по правильному чейнлану на кассете 🙂 или еще там где, быстрее не поедешь и больше удовольствия от катанияне получишь. Получишь звание великого теоретика.
Ответа на вопрос с засыпкой не знаю, поясни сам.
Чейнлай вообще никак не связан с задним колесом и кассетой.
Рама с затёртым названием но не изменённую кувалдой. Чейнлайн узнаешь? А ведь можешь, достаточно линейку взять и колесо заднее.
Ссылку из первого поста почитай и ещё эту:
http://www.bike-repair.ru/f01/viewtopic.php?t=1735&sid=094ddd49b83a4c694ce66be09883ac73
Ну если хочешь, конечно.
Не совсем про чейнлайн, но проперекос цепи на разных передачах.
Весьма полезно, может кому пригодится.
будет мощнейший перекос цепи.
он и так будет на сингле спереди
Так вот хотелось бы понять, есть ли какие-либо проставки под бонки, или ещё куда-нибудь, чтоб сместить эту самую звезду в сторону рамы?
просто ставь и не парься
он и так будет на сингле спереди
просто ставь и не парься
Спасибо огромное! Сам, если честно, склоняюсь к этому варианту)
[/COLOR]
Ты собираешься делать сингл из двойника или ставить «сингловую» систему? В первом случае чейнлайн будет нарушен, «подправить» его можно в случае «неинтегрированной» системы путём установки каретки с другой длиной вала. Однако если поставить каретку с более коротким валом, то звезда может задевать о перо рамы.[/QUOTE]
Линия цепи
Понятие линии цепи относится к тому, насколько ровно проходит цепь от передней до задней шестерёнки. В идеале, обе звезды должны находиться в одной плоскости, то есть без каких либо перегибов или дополнительной нагрузки на цепь. Это называется «идеальной линией цепи».
Если рассматривать случай, когда на велосипеде используются многоскоростные системы, на большинстве передач линия цепи будет не прямой. В этом случае эффективность привода снижается в зависимости от силы перекоса линии цепи.
Вопрос о том, насколько «правильная» линия цепи на велосипедах с установленными переключателями скоростей — в общем довольно спорный. Тем не менее, есть два «простых» ответа:
С позиции велосипедиста, линия цепи зависит прежде всего от того, как будут использоваться передачи. Например, в случае шоссейного и горного велосипеда:
Измерение линии цепи
Линия цепи измеряется от центральной продольной оси рамы до центра цепи.
Чтобы измерить линию цепи сзади, проще всего вычислить расстояние от внутренней стороны дропаута (или же от внешней стороны контргайки) до центра звезды. Затем нужно умножить полученное число на 2, вычесть из ширины втулки по контргайкам (или же израсстояния между дропаутами), и полученный результат разделить пополам.
Стандарты линии цепи
Фиксированные передачи и односкоростные трещотки
Мной были измерены некоторые трековые звёзды, односкоростные трещотки и втулки относительно линии цепи(в миллиметрах). В столбце «линия цепи» расстояние от заднего дропаута до центра зубца шестерёнки.
Для рассчёта реальной линии цепи для определённой комбинации, нужно сложить число в столбце «линия цепи» шестерёнки или трещотки с числом из аналогичного столбца втулки.
Фиксированные (трековые) звёзды
Модель/Тип | Номинальная ширина | Линия цепи (от выступа) | Измеренная ширина | Общая толщина | Толщина резьбы |
Campagnolo | 3/32″ | 7,0 | 2,0 | 8,0 | 7,8 |
Campagnolo | 1/8″ | 6,5 | 3,0 | 8,0 | 7,2 |
EAI | 3/32″ | 7,13 | 2,2 | 8,23 | 8,05 |
EAI | 1/8″ | 6,73 | 3,02 | 8,24 | 8,05 |
Miche Quick Change Splined | 3/32″ | 5,85/5,15 | 1,9 | 7,72 | 7,3 |
Miche Quick Change Splined | 1/8″ | 5,85/5,15 | 3,0 | 7,72 | 7,3 |
Phil Wood | 3/32″ | 5,86 | 2,3 | 7,01 | 7,01 |
Phil Wood | 1/8″ | 6,05 | 3,02 | 7,56 | 7,06 |
Shimano Dura-Ace | 3/32″ | 6,49 | 2,11 | 7,55 | 7,55 |
Shimano Dura-Ace | 1/8″ | 7,05 | 3,05 | 8,58 | 7,7 |
Soma | 3/32″ | 6,37 | 1,86 | 7,3 | 7,3 |
Soma | 1/8″ | 6,9 | 3,00 | 8,4 | 6,9 |
Sugino Gigas | 1/8″ | 7,0 | 3,0 | 8,5 | 7,5 |
Sun Tour Superbe | 3/32″ | 6,22 | 2,26 | 7,35 | 7,35 |
Sun Tour Superbe | 1/8″ | 6,93 | 3,05 | 8,46 | 7,5 |
Surly, новый (2005) | 3/32 | 6,4 | 2,0 | 7,4 | 7,4 |
Surly, новый (2005) | 1/8″ | 5,9 | 3 | 7,4 | 7,4 |
Surly, старый | 3/32 | 5,28 | 2,05 | 6,31 | 6,31 |
Surly, старый | 1/8″ | 5,07 | 2,7 | 6,42 | 6,42 |
Односкоростные трещотки
Тип/Модель | Номинальная ширина | Линия цепи (от выступа) | Измеренная ширина | Общая толщина |
ACS | 3/32″ | 7,96 | 2,16 | 9,04 |
Shimano | 3/32″ | 7,89 | 2,08 | 8,92 |
Shimano | 1/8″ | 8,67 | 3,0 | 10,17 |
Tristar | 1/8″ | 7,71 | 2,96 | 9,19 |
White Industries | 3/32″ | 8,73 | 2,17 | 9,82 |
Односкоростные и втулки с фиксированной передачей
Спасибо Джону Дэйси (John Dacey ) и Мартену Гурритсену (Marten Gerritsen) за предоставленную информацию.
*Под «настраиваемой» втулкой понимается втулка со стандартной резьбовой осью, где можно изменить расстояние по контргайкам путём добавления проставочных шайб. В том случае, если увеличить ширину за счёт проставок одинаково с обеих сторон, это не повлияет на линию цепи, поскольку она измеряется от центра к краю. Если добавить больше проставок с одной из сторон, можно изменить линию цепи. Но здесь стоит помнить о том, что в случае использования двухсторонних втулок, это неприменимо, поскольку в этом случае линия цепи будет разной в зависимости от положения втулки.
ChainLine — линия цепи
Обычно при замене каретки не возникает никаких трудностей, если у новой каретки такие же параметры, как и у старой: длина вала каретки, ширина кареточного узла, шаг резьбы. Но, при замене звёзд системы и шатунов очень часто возникают проблемы – звезды после установки цепляются за раму или не переключаются передачи на передних звездах. Из-за чего это происходит?
У рамы велосипеда есть очень важный параметр — линия цепи (Chainline). Определяется он шириной кареточного узла, а также угловыми и линейными размерами заднего треугольника. Линия цепи определяет, какое расстояние должно быть от центра рамы до звёзд системы, чтобы передний переключатель работал правильно и передачи включались чётко.
Когда длина вала каретки и система звёзд не обеспечивают необходимую величину линии цепи (Chainline), то передний переключатель работает неправильно. Числовое значение ChainLine измеряется в mm.
Линия цепи ChainLine
В технических данных систем и шатунов как правило указывают рекомендуемый ChainLine. Перед тем, как снимать отработавшие срок старые компоненты, необходимо измерить Chainline и новые компоненты подбирать зная этот размер.
Измерение ChainLine
Чтобы высчитать ChainLine надо сделать два измерения (всё измеряется в миллиметрах).
А — расстояние между внешней плоскостью большой звезды и левой кромкой подседельной трубы рамы.
В — расстояние между внешней плоскостью маленькой звезды и правой кромкой подседельной трубы рамы.
Величину Chainline высчитываем по формуле:
К примеру, после измерений получилось: А = 74 мм, В = 27 мм. Подставляем в формулу значения А и В, и получаем:
Chainline велосипеда равняется 49,5 мм. Соответственно шатуны и звёзды необходимо подбирать, ориентируясь на эту величину. Разница между величиной Chainline рамы и той, что указана для шатунов должна быть не более 0.5 мм. Поэтому, в нашем случае можно использовать шатуны с Chainline, которая находится в диапазоне 49 – 50 мм. Приобретать шатуны в магазине надо с таким же значением ChainLine.
В случае с тремя передними звёздами значение ChainLine равняется расстоянию между центром трубы и плоскостью средней звезды.
Также читать на эту тему:
Ещё о линии цепи Chainline. На разных типах велосипедов и разных стилях езды по разному используются передачи. От этого зависит как наиболее рационально располагать линию цепи. На шоссейном велосипеде с трёхскоростной передней системой обычно больше всего используются две больших звезды…
Стандарты осей втулок велосипеда. Длина оси втулки определяется параметром Over – Locknut – Dimension (OLD). Этот параметр определяет расстояние между внешними гайками на оси. Оно равно расстоянию между дропаутами вилки или нижними перьями заднего треугольника рамы…
Q – фактор. Так сложилось, что коленные суставы человека не предназначены природой нести длительные нагрузки, если ноги хотя бы немного разведены в сторону. На велосипеде, где при длительном педалировании, особенно с большой каденцией положение суставов имеет важное значение для здоровья велосипедиста приходиться учитывать Q –фактор…
Каденция при езде на велосипеде. Спринтеры могут показать результат до 170 об/мин, но в течении недолгого периода. А у гонщиков, которые участвуют в соревнованиях на горных велосипедах каденция может изменяться в широком диапазоне. При очень крутом подъёме она резко возрастает из за использования…
Двухсторонняя втулка. Двухсторонняя втулка (Flip-Flop) – втулка, которая предназначена для быстрой смены типа привода и соотношения передачи перестановкой колеса велосипеда на 180° по его оси. Она имеет резьбу с обеих сторон и позволяет установить…
Chainline(чайнлайн) и Скидпатч. Примеры и описание
Линия цепи Chainline – важный параметр велосипеда.
Он определяется шириной узла каретки, а также угловыми и линейными размерами заднего треугольника. Эта линия показывает, какое расстояние должно быть от центра рамы для звезд системы, чтобы передний переключатель работал правильно и обеспечивал нормальное переключение передач.
Если длина вала каретки и система звезд не может обеспечить нужную величину линии цепи, то переключатель на переднем колесе не справляется со своей задачей. Значение Chainline измеряется в мм.
Обычно к каждой модели велосипеда, производитель указывает оптимальную Chainline. Эта информация указана в технических данных. Очень важно, при ремонте, прежде чем снять отработанные компоненты и заменить их новыми, измерить линию цепи и новые детали подбирать под нее.
Как измерить Chainline
Это несложно, чтобы узнать Chainline, нужно сделать всего 2 измерения. Оба в миллиметрах. А – это расстояние между внешней плоскостью большой звезды и левой кромкой подседельной трубы рамы, и В – расстояние между внешне й плоскостью маленькой звезды и правой плоскостью подседельной трубы рамы.
Величину Chainline высчитываем по формуле: ( в исходнике ее нет)
Например, после измерений имеем такие значения: А = 70 мм, В = 23 мм. Подставим в формулу значения, и получим такую линию цепи:
В зависимости от длины линии, необходимо подбирать звезды. Разница между величиной линии цепи рамы и той, что приведена для шатунов, не может быть более 0,5 мм. Выбрав новую Chainline, нужно купить шатуны с таким же показателем длины.
Скидпатч – что это
Скидпатч – это те места, которые больше всего подвержены трению при торможении на заднем колесе или скиде. Число скидпатчей зависит от отношения количества зубьев системы и кога. Чтобы их рассчитать, нужно знать угол между соседними скидпатчами.
Например, система 52/17, 17 скидпатчей, угол между двумя соседними скидпатчами = 360/17 = 21 градус, то есть, разница прохождения шатунов – 7 градусов. Если при движении у вас ноги «гуляют» в пределах полученных 7 градусов, то есть совсем чуть-чуть, то резина на велосипеде будет стираться равномерно. Соответственно, определенных мест с большим риском износа нет. Чтобы проверить это – нужно повернуть колесо на один скидпатч и посмотреть, как изменилось положение шатунов, на сколько они сместились. Нормальное значение – 8-10 скидпатчей.
Теперь более подробные расчеты.
В математике есть простые числа, то есть те, которые делятся только на себя и 1, 2, 3, 5, 7, 47, 53. Числа, которые можно один или несколько раз поделить на 2 – это составные. То есть, это 4, 16, 46 и т д. если система вашего велосипеда выполнена с простым количеством зубов, то скидпатчей будет максимальное значение – ровно столько, сколько зубьев сзади.
Количество Скидпатчей = Ког/НОД(Система, Ког), где
Ког — число зубов сзади.
Система — число зубов спереди.
НОД — максимальный общий делитель.
То есть, чем больше НОД для любой пары звездочек, тем меньшее число скидпатчей. Соответственно, резину придется менять чаще. Точно также, если система и ког взаимно просты, то резины долго сохранит свои свойства и будет стираться максимально равномерно. В этом случае количество зубов равно максимальному количеству скидпатчей.
Пояснения по расчетам на примерах:
Если Система = 46, соответственно у 46 есть ровно два делителя: 23 и 2, то, при
Ког = 15, Наибольший Общий Делитель 46 и 15 = 1 (15 не делится ни на 23, ни на 2), и количество скидпатчей равно 15.
при Ког = 16, НОД (46,16) = 2 (так как 16 четное) и количество скидпатчей Ког/2, т.е. 8.
при Ког = 17 всё по аналогии с ког = 15, и количество скидпатчей = 17 и так далее.
Т.е. для системы с количеством зубов = 46 количество скидпатчей не менее Ког/2, если Ког не равен 23.
Если Система = 47 (зубов), то так как 47 — простое число, НОД на практике (кроме случаев когда КОГ = 1 или 47) всегда равен 1. Т.е. система на 47 зубов — правильный выбор, с ней скидпатчей всегда будет максимум, т.е. столько, сколько зубов на коге.
Если Система = 48, то это очень злое число с кучей простых множителей 48 = 2*2*2*2*3. А это значит, что если ког делится на 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 12 и так далее, скидпатчей будет МАЛО.
48/16, НОД (48,16) = 16, а значит количество скидпатчей = 16/16, т.е. он один.
Остается применять коги с простым количеством зубов (13,17).
Если Система = 49, то это составное число = 7*7. Значит, что если Ког не делится на 7 (т.е. не 14 и не 21), то количество скидпатчей будет максимальным — и равным количеству зубов сзади.
Подводя итог, можно сказать, что звезда системы всегда стоит дороже, чем задняя звездочка, поэтому, нужно купить сразу правильную переднюю звезду и менять ког по надобности, не беря в расчет скидпатчи. Правильные передние звезды: 31, 34, 37, 38, 41, 43, 46, 47, 49, 53, 58, 59, 61, 62, 67.