как узнать что кондиционер перезаправлен
Заправка кондиционера фреоном по весам, давлению, току, перегреву и переохлаждению
Одними из основных параметров кондиционера, как и любой другой холодильной машины являются температуры кипения фреона в испарителе внутреннего блока и конденсации фреона в конденсаторе наружного блока. Фреон, заправленный в систему кондиционера может быть нескольких типов:
Очень многие неисправности в работе кондиционеров связаны с утечкой рабочего газа через связующий медный трубопровод между блоками сплит-системы, через вальцовочные соединения наружного и внутреннего блоков к трубопроводам или сквозь образующиеся в следствии в основном вибрации, утечки в наружном или внутреннем блоке кондиционера.
Чтобы устранить проблему недостатка хладагента, нужно заправить кондиционер фреоном.
Признаки утечки фреона
В первую очередь надо знать, каковы признаки утечки хладагента. В работе кондиционера могут насторожить следующие особенности:
Все эти признаки могут свидетельствовать о нехватке фреона в системе и требовать безотлагательных действий по проверке уровня заправки системы.
Если кого-то интересует заправка бытового кондиционера своими руками, то нужно помнить о рисках окончательно испортить оборудование. Осуществить это проблематично и с точки зрения наличия рабочих инструментов. Заправка собственными силами предполагает кроме понимания процесса работы холодильной машины, наличие соответствующего инструмента и других особенностей, особенно понимания, что каждый вид хладагента имеет свои особенности, в связи с которыми не все методы заправки подойдут в том или ином случае.
Как определить утечку хладагента
Прежде чем начать заправку, нужно найти место утечки фреона. И устранить утечку. Это делается следующим образом:
После опрессовки азотом и устранения утечки, фреоновый контур вакуумируется (ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ) для удаления остатков влажного воздуха или других газов.
Далее переходят к процессу заправки, выполнить который можно с помощью одного из приведенных ниже способов.
Способы заправки кондиционера фреоном
Существуют несколько основных методов заправки холодильных систем фреоном, применяемые к домашним кондиционерам (сплитам), мульти-сплитам, мобильным и мультизональным системам.
Заправка кондиционера потребует следующий минимальный набор инструмента:
Заправка по весам
Если нужно заправить полностью пустой кондиционер R22 или R410 фреоном, то процесс происходит следующим образом.
Вакуумируют систему, для чего через сервисный клапан подключают манометрическую станцию и и вакуумный насос и выдерживают 10 минут. Закрывают вентиль на манометре и выключают насос.
После вакуумирования подключают к системе баллон с фреоном. Баллон переворачивают вверх дном и ставят на весы, показатели которых предварительно сбрасывают на нулевые значения. Открывают вентиль на манометре и добавляют необходимое количество хладагента по весам.
Количество фреона для каждого кондиционера указаны в технической документации и на шильдике наружного блока кондиционера.
После окончания заправки вентиль закрывают и отсоединяют манометрическую станцию, после чего закручивают крышки на портах. Включают кондиционер и проверяют его функциональность.
Этот способ считается самым правильным.
Заправка по низкому давлению (давлению кипения)
Сначала нужно подсоединить манометрическую станцию к газовому порту работающего на охлаждение кондиционера. Рабочее давление кипения кондиционера должно быть 3-3,5 атм. Если оно выше этих отметок, то требуется дозаправка. Для этого подключают баллон с фреоном и небольшими порциями начинают заправлять его в систему путем открывания кранов на манометре на 5-10 секунд. При достижении необходимого давления дозаправку прекращают.
Чтобы не обжечь руки газом, удобнее использовать быстросъемные соединения.
Этот способ удобен при необходимости дозаправки кондиционера своими руками небольшой порцией хладагента R22. Во всех остальных случаях наиболее простой и оптимальный метод – это заправка по весам, то есть по контролю веса заправленного фреона.
Заправка по перегреву и переохлаждению
Достаточно точным методом является заправка кондиционера по перегреву или по переохлаждению.
Перегрев это разница между температурой всасывающей трубы на выходе из испарителя и пересчитанной по давлению температурой кипения.
Переохлаждение это разница между температурой поверхности жидкостной трубы на выходе из конденсатора наружного блока и температурой конденсации, пересчитанной по манометру высокого давления.
Весь смысл заключается в контроле разности температур.
Определить температуру конденсации можно так: манометром измеряется давление фреона, а затем данные соотносятся со значениями шкалы манометрического коллектора в зависимости от хладагента.
Самостоятельно непрофессионал вряд ли сможет заправить кондиционер с применением этих двух способов, так как они требуют необходимых навыков в области холодильной техники.
Заправка кондиционера по току
Данный способ используется редко, но его применение вполне оправдано в тех случаях, когда нет возможности воспользоваться весами для взвешивания фреона. Пользоваться этим методом можно только при температуре наружного воздуха более 20 градусов.
Для определения рабочего тока компрессора понадобятся токоизмерительные клещи, которые накладываются на токоведущий провод питания работающего внешнего блока. На кондиционере необходимо установить максимальную величину скорости вентилятора и минимальную температуру охлаждения внутреннего блока. Если полученные значения ниже указанных в мануале или на шильдике наружного блока, а труба жидкостная обмерзла, то производят дозаправку фреоном до выравнивания показателей измеренного и заданных производителем величин рабочего тока.
Превышение нормы заправки автокондиционера
До сих пор не все автовладельцы хорошо понимают, почему при заправке автокондиционера необходимо заливать в систему ровно столько хладагента, сколько предписано производителем – не меньше, но и не больше. Когда происходит передозировка фреона, признаки и последствия этого состояния становятся заметными практически сразу. В случаях, когда заправка выполняется обученным сотрудником автосервиса, излишек фреона будут сразу обнаружен, слит и не нанесёт ущерба устройству. Если же избыток хладагента образовался после «домашней» заправки, велик риск того, что кондиционер будет эксплуатироваться с избыточным давлением в системе. Рассмотрим, чем опасно это состояние для устройства.
Как образуется избыток фреона в автокондиционере
Как показывает практика, перезаправка кондиционера сверхнормативным количеством хладагента возможна только в случае ручной заправки. Там, где для заправки используется автоматическая станция, избыточная заливка фреона невозможна. Особенно часто возникает избыток фреона, когда автовладелец заправляет свой автокондиционер самостоятельно, используя для заливки одноразовый заправочный набор. В этом случае сложно контролировать количество попавшего в систему хладагента. Нередко владелец даже не подозревает о том, какой вред наносит устройству, залив в него слишком много фреона.
Признаки перезаправки автокондиционера
Как правило, на сервисной станции избыток фреона в автокондиционере определяют по превышению уровня давления в системе. Если же замеры после заправки не выполнялись, чрезмерную заправку можно обнаружить по следующим внешним признакам:
Что делать в случае переизбытка фреона?
Если после заправки появились вышеперечисленные признаки, необходимо как можно скорее удалить излишек фреона из системы, чтобы избежать серьёзной поломки. Избыточное давление может привести к:
В автокондиционерах, конструкция которых содержит расширительную трубку вместо ТРВ, избыточное давление, как правило, приводит к гидроудару компрессора и как следствие – к его разрушению.
Чтобы устранить разрушительные последствия избыточного давления фреона, необходимо как можно скорее слить его излишек из системы. Стравливание не должно происходить бесконтрольно. Для нормализации работы кондиционера следует обратиться к специалистам профильного сервиса, которые не только выполнят заправку в соответствии с нормой, действующей для конкретной модели, но и проверят герметичность системы, а также удалят из неё случайно проникший внутрь воздух и водяные пары.
Как узнать что кондиционер перезаправлен
Недозаправка и перезаправка системы хладагентом
Как показывает статистика, основной причиной аномальной работы кондиционеров и выхода из строя компрессоров, является неправильная заправка холодильного контура хладагентом. Нехватка хладагента в контуре может объясняться случайными утечками. В то же время избыточная заправка, как правило, является следствием ошибочных действий персонала, вызванных его недостаточной квалификацией. Для систем, в которых в качестве дросселирующего устройства используется терморегулирующий вентиль (ТРВ), лучшим индикатором, указывающим на нормальную величину заправки хладагентом, является переохлаждение. Слабое переохлаждение говорит о том, что заправка недостаточна, сильное указывает на избыток хладагента. Заправка может считаться нормальной, когда температура переохлаждения жидкости на выходе из конденсатора поддерживается в пределах 10-12 градусов Цельсия при температуре воздуха на входе в испаритель, близкой к номинальным условиям эксплуатации.
Температура переохлаждения Тп определяется как разность:
Тп =Тк – Тф
Тк – температура конденсации, считываемая с манометра ВД.
Тф – температура фреона (трубы) на выходе из конденсатора.
1. Нехватка хладагента. Симптомы.
Недостаток фреона будет ощущаться в каждом элементе контура, но особенно этот недостаток чувствуется в испарителе, конденсаторе и жидкостной линии. В результате недостаточного количества жидкости испаритель слабо заполнен фреоном и холодопроизводительность низкая. Поскольку жидкости в испарителе недостаточно, количество производимого там пара сильно падает. Так как объемная производительность компрессора превышает количество пара, поступающего из испарителя, давление в нем аномально падает. Падение давления испарения приводит к снижению температуры испарения. Температура испарения может опуститься до минусовой отметки, в результате чего произойдет обмерзание входной трубки и испарителя, при этом перегрев пара будет очень значительным.
Температура перегрева Т перегрева определяется как разность:
Т перегрева = Т ф.и. – Т всас.
Т ф.и. – температура фреона (трубы) на выходе из испарителя.
Т всас. – температура всасывания, считываемая с манометра НД.
Нормальный перегрев 4-7 градусов Цельсия.
При значительном недостатке фреона перегрев может достигать 12–14 о С и, соответственно, температура на входе в компрессор также возрастет. А поскольку охлаждение электрических двигателей герметичных компрессоров осуществляется при помощи всасываемых паров, то в этом случае компрессор будет аномально перегреваться и может выйти из строя. Вследствие повышения температуры паров на линии всасывания температура пара в магистрали нагнетания также будет повышенной. Поскольку в контуре будет ощущаться нехватка хладагента, точно также его будет недостаточно и в зоне переохлаждения.
Необходимо отметить, что в установках с капиллярными трубками в качестве дросселирующего устройства, переохлаждение не может рассматриваться как определяющий показатель для оценки правильности величины заправки хладагентом.
2. Чрезмерная заправка. Симптомы.
В системах с ТРВ в качестве дросселирующего устройства, жидкость не может попасть в испаритель, поэтому излишки хладагента находятся в конденсаторе. Аномально высокий уровень жидкости в конденсаторе снижает поверхность теплообмена, охлаждение газа поступающего в конденсатор, ухудшается, что приводит к повышению температуры насыщенных паров и росту давления конденсации. С другой стороны, жидкость внизу конденсатора остается в контакте с наружным воздухом гораздо дольше, и это приводит к увеличению зоны переохлаждения. Поскольку давление конденсации увеличено, а покидающая конденсатор жидкость отлично охлаждается, переохлаждение, замеренное на выходе из конденсатора, будет высоким. Из-за повышенного давления конденсации происходит снижение массового расхода через компрессор и падение холодопроизводительности. В результате, давление испарения также будет расти. Ввиду того, что чрезмерная заправка приводит к снижению массового расхода паров, охлаждение электрического двигателя компрессора будет ухудшаться. Более того, из-за повышенного давления конденсации, растет ток электрического двигателя компрессора. Ухудшение охлаждения и увеличение потребляемого тока ведет к перегреву электрического двигателя и в конечном итоге – выходу из строя компрессор.
В системах с капиллярными трубками в качестве дросселирующего устройства излишек хладагента может попасть в компрессор, что приведет к гидроударам и, в конечном итоге, к выходу компрессора из строя.