как узнать что звонит сбербанк
6 признаков, что вам звонят НЕ из службы безопасности Сбербанка
В последнее время мошенники очень часто притворяются сотрудниками службы безопасности популярных банков. По телефону они сообщают о сомнительном платеже или переводе и пытаются выманить данные, чтобы украсть деньги с карты. Как сходу определить, что вам звонит злоумышленник?
1. Подозрительный номер телефона
Мошенники : могут позвонить со скрытого номера, с обычного мобильного номера (начинается, к примеру, на +7 (910), +7 (925), +7 (900) и так далее) или с номера, который не принадлежит банку — но необязательно.
Сотрудники банка : звонят только с официального номера банка и — в очень редких случаях — с мобильного номера. В Сбербанке, к примеру, это 900, 8 (800) 555-55-50 и +7 (495) 500-55-50.
К сожалению, злоумышленники могут пользоваться специальными программами для подмены номеров — когда при звонке определяется номер банка. Несмотря на то, что в 2020 году такая схема стала использоваться реже, не стоит терять бдительность, даже если звонок идёт с официального номера.
2. Попытка узнать конфиденциальную информацию
Мошенники : стараются получить информацию о полных реквизитах карты (номер, ПИН-код, CVV-код — три цифры на оборотной стороне карты), код из СМС, пароль от онлайн-банка или кодовое слово. Иногда данные просят сообщить «роботу» — якобы для безопасности.
Сотрудники банка : могут сами назвать вам номер вашей карты. И никогда не спрашивают конфиденциальную информацию: ПИН-код, CVV-код, пароли из СМС и от личных кабинетов.
Как быть? Заканчивайте разговор, если на другом конце провода вас просят назвать секретные данные карты, личного кабинета или пароли из СМС, — даже если эти данные нужно назвать роботу, переслать в СМС или ввести в специальную форму на сайте.
3. Спешка, нагнетание обстановки, угрозы
Мошенники : убеждают в серьёзности ситуации — например, что подозрительную операцию нужно срочно отменить, иначе с вашей карты спишут все деньги. Раздражаются, если вы слишком долго думаете или сомневаетесь. Отговаривают вас перезванивать на официальный номер банка.
Сотрудники банка : говорят спокойно, не торопят, поддержат вас, если вы решите перезвонить в банк самостоятельно.
Как быть? Цель мошенников — сбить вас с толку, чтобы в спешке и стрессе у вас не было возможности рационально размышлять и вспомнить все советы по безопасности. Если чувствуете, что на вас давят, положите трубку и перезвоните на официальный номер банка: его можно найти на оборотной стороне дебетовой или кредитной карты и на сайте. Также можно зайти в приложение или личный кабинет банка, чтобы убедиться, что с вашего счёта ничего не списали.
4. Затруднение при ответе на вопросы
Мошенники : могут не знать всей информации о вас — например, вашего отчества, номера карты или наличия других продуктов в банке (ещё одной карты, кредита или вклада).
Сотрудники банка : смогут назвать вам 4 последние цифры номера вашей карты, знают обо всех продуктах, которые открыты на ваше имя в банке (в том числе точные суммы на счетах), и ваши паспортные данные.
Как быть? Задайте несколько вопросов звонящему: «Какое у меня отчество?», «Назовите номер моей карты, с которой произошла “подозрительная операция”?», «Какие ещё продукты в банке есть на моё имя?» Мошенники могут ответить вам, что это конфиденциальная информация, которую они не вправе разглашать, — смело вешайте трубку.
В пресс-службе Сбербанка предупреждают, что не стоит пытаться определить, мошенник это или нет, при помощи вопросов позвонившему — мошенники могут быть очень убедительными. Если переживаете, позвоните в банк на официальный номер или напишите в чат в приложении банка.
5. Культура речи
Мошенники : часто делают ошибки в словах и ударениях, разговаривают небрежно, на заднем фоне слышен шум. Вместо названия банка могут говорить: «Наш банк».
Сотрудники банка : обычно произносят заученный текст по скрипту, редко делают ошибки в произношении слов и ударениях. Если произносят название банка, то полностью.
Как быть? Если у вас вызывает подозрение речь собеседника на том конце провода, то сбросьте звонок и наберите официальный номер банка — он есть на оборотной стороне карты или на сайте. Важно: не перезванивайте по тому номеру, с которого вам звонили, даже если он кажется похожим на официальный.
6. Призывы к действиям
Мошенники : могут просить вас о каких-либо действиях. Например:
снять деньги в банкомате и положить их на другой счёт;
перевести деньги на специальный «безопасный» счёт;
установить какие-нибудь программы на телефон или компьютер (TeamViewer, AnyDesk и другие, с помощью которых они на время получат полный доступ к вашему устройству и смогут зайти в личный кабинет банка);
перечислить любую сумму (к примеру, как «обеспечительный платёж» или «для проверки»);
ввести команду на телефоне (это может привести к переадресации вызовов с вашего телефона на номер мошенников);
Сотрудники банка : могут попросить вас подтвердить или опровергнуть сомнительную с точки зрения банка операцию. Если вы не подтвердите платёж или перевод, сотрудник сообщит, что операция отменена, ваши деньги остались на карте, а саму карту лучше заблокировать и перевыпустить — сделать это можно через приложение, на сайте или в офисе банка.
Как быть? Не совершать никаких дополнительных действий, кроме ответов на вопросы.
Важно помнить
Не сообщайте никому пароли и коды из СМС, полный номер карты, CVV-код с оборотной стороны карты, пароль от личного кабинета или приложения банка, кодовое слово.
СМС из банка всегда приходят с одного и того же номера. Если СМС, например, о совершённом переводе или платеже пришло в новый диалог, скорее всего, это мошенники. Проверьте информацию о балансе на вашем счёте в приложении или личном кабинете банка.
Не переходите по ссылкам из СМС, не устанавливайте на телефон и компьютер незнакомые вам программы.
Не переводите деньги на счета незнакомых людей и организаций, даже если это якобы сотрудник банка или «специальный счёт».
Не перезванивайте на незнакомые номера, особенно короткие: они могут быть платными. Если вам звонили «из банка», но у вас возникли сомнения, не перезванивайте по тому же номеру, даже если он похож на официальный. Наберите номер банка вручную: его можно посмотреть на оборотной стороне карты или на сайте банка. Или напишите сотрудникам через приложение банка.
Если вы всё-таки сообщили мошенникам информацию о карте или код из СМС, срочно позвоните в банк по официальному номеру и заблокируйте карту.
Сообщите о мошенниках в банк, от лица которого они действовали. В Сбербанке, например, можно заполнить специальную форму на сайте.
Россиянам объяснили, как отличить звонок настоящего Сбербанка от мошенников
Эксперты советуют внимательно взглянуть на номер, с которого вам звонят.
Помощник Сбербанка может обзванивать клиентов по поводу индивидуальных акций банка, однако многие сбрасывают подобные вызовы, поскольку думают, что это звонки от аферистов. Эксперты объяснили, как всё-таки отличить робота банка от мошенников.
Зачастую клиентам Сбербанка поступают звонки от роботизированного помощника с номера 900. Он обращается к ним по имени и отчеству и просит собеседника подтвердить эту информацию. Однако многие банковские клиенты прерывают разговор, поскольку относятся к таким звонкам с подозрением. В свою очередь, в Сбербанке уточнили, что клиентам действительно звонит их робот.
Новая уловка мошенников: опять просят код из СМС, но с другой целью
«Для того чтобы робот смог озвучить предложение, ему необходимо провести идентификацию, так как предложение индивидуальное и не может быть озвучено третьим лицам», — цитирует РИА «Новости» представителя кредитной организации.
При этом в конце 2020 года Сбербанк предупреждал клиентов о том, что злоумышленники также начали активно использовать роботов. Как уточнили в организации, чаще всего аферисты могут звонить с номеров, начинающихся на +7 (495) или +7 (499). А вот банки и другие официальные организации, напротив, используют короткие номера, к примеру тот же 900.
По словам главного эксперта Лаборатории Касперского Сергея Голованова, мошенники не могут подделать короткие номера из нескольких цифр, так как сотовые операторы незамедлительно блокируют такие попытки.
«Однако злоумышленники часто пытаются обойти подобные блокировки, добавляя, например, «+», «+?», «8-» к известным коротким номерам. Поэтому пользователям очень важно оставаться бдительными, внимательно смотреть на номер входящего звонка», — порекомендовал эксперт.
Переключились на банковские вклады: россиян предупредили о новой схеме мошенничества
Ранее эксперт дал совет, как дёшево защитить телефон от кражи данных. По словам специалиста, мошенники наблюдают за экранами телефонов и действиями их владельцев. Чтобы не допустить этого, можно купить специальный аксессуар для смартфона.
Ваша кибербезопасность
Защитите себя и свои деньги от злоумышленников
Что делать, если столкнулись с мошенником
Сообщите о мошенничестве
Вам или вашим близким звонили мошенники и пытались выманить персональные данные? Пришло СМС или письмо-подделка якобы от СберБанка? Напишите нам прямо сейчас: мы примем меры.
Проверьте мошенника
Вам звонят и пишут незнакомцы? Нашли подозрительный сайт или аккаунт в соцсетях с логотипом банка? Проверьте телефон или адрес сайта в нашей базе.
Вы всегда можете нам позвонить
Защититесь от мошенников с помощью СберБанк Онлайн
На главном экране приложения есть всё, что поможет вам защитить себя от мошенников: сервисы проверки данных, настройки безопасности, обучающие статьи, видео и тесты.
Пройдите марафон кибербезопасности СберБанка
Смотрите короткие ролики и проходите тесты. Они помогают научиться отличать в разговоре и переписке киберпреступников от сотрудников банка. Кто пройдет марафон до конца, не оставит мошенникам шансов украсть деньги.
Приемы самозащиты
Вы столкнулись с незаконными действиями сотрудников СберБанка?
Если вам стало известно о причастности сотрудников банка к мошенничеству, напишите на горячую линию Управления внутрибанковской безопасности СберБанка
Блог «Осторожно, мошенники!»
Узнавайте первыми о новых методах мошенников и учитесь им противостоять.
Канал о кибербезопасности в СберБанк Онлайн
Подпишитесь, чтобы быть в курсе новых уловок мошенников и приёмах защиты от них.
Канал о кибербезопасности в СберБанк Онлайн
Подпишитесь, чтобы быть в курсе новых уловок мошенников и приёмах защиты от них.
Канал о кибербезопасности в СберБанк Онлайн
Подпишитесь, чтобы быть в курсе новых уловок мошенников и приёмах защиты от них.
Канал о кибербезопасности в СберБанк Онлайн
Подпишитесь, чтобы быть в курсе новых уловок мошенников и приёмах защиты от них.
Я могу кому-то назвать код из СМС?
Нет, все одноразовые пароли из СМС предназначены только для вас. Они могут пригодиться только в двух случаях:
Имейте в виду, что только мошенники просят назвать им код из СМС.
Кажется, меня атакуют мошенники. Что делать?
Мне позвонил человек, который представился сотрудником службы безопасности СберБанка. Он сообщил, что кто-то пытался снять деньги с моей карты. Могу ли я сообщить ему номер карты?
Как определить, что мне звонит именно сотрудник банка, а не злоумышленник?
Что никогда не попросит сотрудник банка при звонке клиенту:
Я стал свидетелем мошенничества. Что делать?
Сообщите нам, если вы стали свидетелем любой мошеннической деятельности, например:
Что делать, если звонит «сотрудник СберБанка» и просит установить какую-либо программу на моё устройство?
Важно помнить, что сотрудник банка никогда не запросит назвать персональные данные, в том числе информацию по банковским картам и счетам, коды подтверждения из СМС, а также установить на ваше устройство какие-либо программы, например, антивирус или программы для удалённого доступа.
Мне пришло подозрительное письмо на электронную почту. Как понять, мошенничество это или нет?
Обратите внимание на почтовый адрес отправителя. Как правило, мошенники используют общедоступные почтовые домены или покупают домены, похожие на официальные доменные имена компаний, чтобы ввести получателя письма в заблуждение.
Насторожитесь, если тема, контент письма или название файлов побуждают вас к немедленному действию: перейти по ссылке, нажать на кнопку, открыть файл, немедленно ответить на письмо.
Обратите внимание на обращение и подпись в письме: если они безличные, скорее всего, вас обманывают. Контакты для обратной связи в таком письме могут быть недостоверны, поэтому проверьте их на официальном сайте компании.
Не переходите по ссылкам и не кликайте на подозрительные объекты. Наведите курсор мыши на подозрительную ссылку или объект, чтобы увидеть, куда она ведёт на самом деле. Сравните адрес с адресом официального сайта компании.
Будьте осторожны с вложениями: открывайте только те из них, которые вы ждали от своих адресатов. Не вводите свои конфиденциальные данные, логин и пароль на подозрительных сайтах или в какие-либо анкетные формы. Не отвечайте на подозрительные письма.
Что делать, если у меня пропал телефон, к которому подключён сервис «Уведомления по карте»?
Кажется, я столкнулся с незаконными действиями персонала СберБанка. Куда об этом сообщить?
Если вы узнали, что сотрудники СберБанка причастны к мошенничеству, коррупционным схемам или инсайду (корпоративному мошенничеству), сообщите об этом на горячую линию Управления внутрибанковской безопасности СберБанка.
Мне предложили продать мою банковскую карту. Очень выгодное предложение, я могу на него согласиться?
При оплате покупки на сайте я ввёл номер своей карты и CVV. Мне написали, что произошла ошибка. Для отмены операции просят сообщить СМС-код. Можно ли мне его отправить?
Я потерял свою банковскую карту. Что мне делать?
Мне пришло СМС о том, что мою карту заблокировали. Что делать?
Посмотрите, с какого номера пришла СМС:
Мне пришло СМС о том, что по моей карте проведена операция, но я эту операцию не совершал. Что делать?
Если вы зарегистрированы в СберБанк Онлайн, проверьте последние операции в своём личном кабинете или мобильном приложении. Если там нет такой операции, напишите нам прямо сейчас. После этого удалите СМС.
Если же вы действительно видите такую операцию в истории операций, но не совершали её, позвоните в банк любым удобным способом:
Мне пришло СМС с номера 9000, а не 900. Это мошенники?
Мне пришло СМС с незнакомого номера о переводе денег на мой счёт деньги. Затем я получил СМС с просьбой их вернуть, так как деньги перевели по ошибке. Я могу вернуть деньги?
Мне пришло СМС с 900 о том, что на мой счёт поступили деньги от другого клиента. Затем позвонил незнакомый человек и попросил вернуть ему деньги, но как получателя указывает другого человека. Что делать?
Мне пришло сообщение о том, что СберБанк проводит лотерею и предлагает пройти опрос. Я перешёл по ссылке, ответил на вопросы, теперь меня ждёт приз. Могу ли я подтвердить свою карту и произвести «закрепительный платёж» для перечисления вознаграждения?
Мне пришло сообщение о том, что в честь моего дня рождения СберБанк подготовил приз в виде бонусов или небольшой денежной суммы — я могу ввести данные карты для его получения?
Могу ли я пользоваться банкоматом, если он зависает, самопроизвольно перезагружается или на экране появляются подозрительные изображения?
Что делать, если банкомат не возвращает карту?
В СМС мне пришла ссылка на установку мобильного приложения СберБанк Онлайн. Я могу его установить?
Мне пришло СМС с номера 900 с кодом регистрации мобильного приложения СберБанк Онлайн, но я ничего такого не делал. Что делать?
Важно помнить, что сотрудник банка никогда не запросит назвать персональные данные, в том числе информацию по банковским картам и счетам, коды подтверждения из СМС, а также установить на ваше устройство какие-либо программы, например, антивирус или программы для удалённого доступа.
Мне пришло СМС с номера 900 о восстановлении пароля учётной записи в СберБанк Онлайн, но я данных действий не совершал. Что делать?
Важно помнить, что сотрудник банка никогда не запросит назвать персональные данные, в том числе информацию по банковским картам и счетам, коды подтверждения из СМС, а также установить на ваше устройство какие-либо программы, например, антивирус или программы для удалённого доступа.
Простой способ проверить номер 900 на подделку
У большинства граждан России имеется карта Сбербанка. Официальный номер Сбера — 900. В последнее время участились случаи, когда гражданам звонят с номера 900 неизвестные личности.
Звонок с номера 900 – что это?
Именно с номера телефона 900 нам привычно приходят сообщения из банка с кодом подтверждения об оплате совершаемых покупок или информация о списании/зачислении средств.
На вопрос, могут ли звонить с 900 сотрудники банка, отвечаем: да, могут.
Но лишь в случае, когда нужно проверить подозрительные операции по счетам. И чаще всего это будет голосовой помощник. В нашей практике бывали только случаи, когда сотрудники перезванивали клиенту на номер, зарегистрированный в системе и указанный как основной для контактов. Таким образом оператор проверял, действительно ли в банк обратился настоящий клиент, а не злоумышленник от его имени.
Сами же по себе сотрудники данной финансовой организации не инициируют звонки клиентам без причины и не навязывают продукты. Во всяком случае именно в этом нас уверяет Сбер на официальном сайте:
«Иногда вам может позвонить настоящий голосовой помощник от банка — в том случае, когда банк подозревает мошенничество. Но это делается лишь для подтверждения, что операцию проводили вы сами. Ни сотрудник банка, ни голосовой помощник никогда не просят называть цифры и коды или звонить на номер, который отличается от официального».
Вывод: с 900 звонят мошенники
Отличия от официального номера Сбера во входящем звонке с 900 могут быть как визуально заметными («90 О» или «9 О 0»), так и неприметными, созданными с помощью специальных сервисов подделки телефонных номеров:
Поэтому, когда вам звонят с номера 900, но за последние полчаса вы не совершали никакой банковской операции, лучше вообще не поднимать трубку, поскольку с большей вероятностью с вами будет говорить мошенник. А страховку от доверчивости и попадания под влияние телефонного афериста ещё не изобрели: всё, что вы скажете незнакомцу или сделаете по его указке, будет рассматриваться как жест доброй воли.
Шансы вернуть деньги даже при возбуждении уголовного дела часто равны нулю.
Лайфхак: простой способ проверить номер 900 на подделку
Получив звонок с номера 900, скиньте вызов и следуйте следующему алгоритму действий:
1) перейдите в телефонную книгу своего гаджета;
2) внесите в неё телефон банка ВРУЧНУЮ, набрав на клавиатуре три цифры: 900;
3) сохраните новый контакт, назвав его обязательно буквами: «Сбер» или «Сбербанк» (или как хотите иначе);
4) перейдите в список входящих вызовов.
Если входящий звонок с номера 900 по-прежнему высвечивается цифрами, это означает что вам 100% звонил мошенник.
Можно сравнить с тем, как выглядят реальные сообщения из банка после внесения его номера в контакты:
Если номер во входящих (непринятых) вызовах поменялся, значит вам действительно звонили из банка:
Не удаляйте карточку контакта – и вы всегда будете в курсе, кто вам звонит. При желании поговорить со Сбером, вы сможете смело брать трубку.
Надеемся, наш совет будет вам полезен и вы всегда отличите реальный номер Сбербанка 900 от поддельного!
Кто звонит с номера 900: как распознать мошенников «из СберБанка»?
Пользоваться банковскими картами удобно, но всегда существует риск стать жертвой злоумышленников – особенно среди пожилых людей и тех, кто обладает низким уровнем финансовой грамотности. Для обмана доверчивых клиентов Сбера мошенники используют десятки схем, в т.ч. звонят с официального короткого номера 900, закрепленного за банком. К такому телефону у жертв больше доверия – они думают, что звонок поступает из СберБанка, поэтому охотней разглашают персональные данные, сообщают разовые коды и пароли для проведения транзакций. Разбираем детально, как распознать мошенников, что делать, если звонят «из банка», какие меры предпринять для защиты сбережений.
Содержание:
Как мошенники обманывают клиентов СберБанка? ТОП-7 популярных схем
Злоумышленники постоянно совершенствуют методику обмана граждан – придумывают новые способы и легенды, однако основным остается метод социальной инженерии, включающий распространенные схемы:
Каждый из способов мошенничества заканчивается одинаково – злоумышленники похищают деньги клиента. При наличии доступа в Сбер Онлайн могут не только украсть сбережения, но и оформить кредит – жертва остается без денег и с долгами, суммы займов порой достигают сотен тысяч рублей.
Почему злоумышленники используют номер 900 для звонков?
Зачастую мошенники используют не обычные номера, а телефоны, похожие на официальные контакты банков – так они вызывают доверие со стороны будущих жертв, а доля успешных звонков заметно повышается. Как же удается эта мошенническая схема? Способов реализации несколько:
Звонок может поступить не только с номера «900» и других официальных банковских контактов, но и от друзей и родственников, которые просят денег взаймы. Аналогично работают и сообщения в социальных сетях – жертве пишет «друг», страничку которого взломали.
Как понять, что звонит мошенник с номера 900?
Ориентироваться на номер телефона при звонке от банковских сотрудников не следует – современные технологии позволяют указать на экране жертвы абсолютно любую информацию. Однако вычислить злоумышленников при звонке несложно, так как мошенники:
Даже если звонящий сообщает персональные данные клиента, называет ФИО, дату рождения, адрес проживания, гарантий нет – сведения могут быть получены из баз, продаваемых «на черном рынке», а также из иных источников.
Что делать, если позвонили злоумышленники из Сбера?
Если все же обманули мошенники с банковскими картами, обратитесь в СберБанк по официальному номеру или в отделение – попросите заблокировать скомпрометированную карту, отключить Сбер Онлайн и прервать выдачу кредитных продуктов, если подана соответствующая заявка. После принятия экстренных мер необходимо написать заявление в полицию о мошенничестве.
Как защитить себя от мошенничества с банковскими картами?
Ключевое правило защиты – всегда сохранять бдительность и не совершать никаких операций по просьбе третьих лиц, даже если они представляются друзьями или сотрудниками банка. В целях профилактики рекомендуется:
Финансовая безопасность – забота не только банка, но и самого гражданина, так как 99% хищений средств происходит с использованием методов социальной инженерии, т.е. пользователь сам помогает мошенникам украсть деньги. Защититься от злоумышленников, методы работы которых становятся с каждым днем все изощренней, непросто – необходимо сохранять бдительность и не доверять звонкам даже с официальных номеров банка. Сбер нечасто звонит клиентам, тем более – не требует сообщать пароли из СМС или переводить средства «на безопасный счет», так действуют исключительно мошенники.