как узнать дату крещения в церкви

Есть ли в церкви архив записей крещённых?

как узнать дату крещения в церкви. 7c20e775f843658e429802e4348e32b4?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1072. как узнать дату крещения в церкви фото. как узнать дату крещения в церкви-7c20e775f843658e429802e4348e32b4?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1072. картинка как узнать дату крещения в церкви. картинка 7c20e775f843658e429802e4348e32b4?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1072.

Здравствуйте.
Я инвалид по психиатрии, плохая память и тд. Вопрос в том, есть ли у церкви какие либо какие архивы? Дело в том что в пять лет я потерял родителей. Мой опекун не знает крестили меня или нет. Говорит, что вроде да но уверенности нет. Что мне делать?
Ещё сосед показывал документ о крещении у меня такого нет.

Похожие вопросы

3 Ответа

как узнать дату крещения в церкви. 73e4b5c0975de359aafc335c979175e3?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Flatin v. как узнать дату крещения в церкви фото. как узнать дату крещения в церкви-73e4b5c0975de359aafc335c979175e3?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Flatin v. картинка как узнать дату крещения в церкви. картинка 73e4b5c0975de359aafc335c979175e3?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Flatin v.

В храмах имеются и ведутся журналы записей таинств о венчаниях, крещениях и отпеваниях. Там записывают ФИО и дату таинства.

Необходимо знать храм, в котором могли крестить, и предподагаемые годы таинства.

Если запись обнаружат, то выдадут повторное свидетельство о крещении.

Только если запись не найдёте, обратитесь к священнику, чтоб он решил вопрос о Вашем крещении в подобной ситуации. Двойное крещение не допустимо, что указано в Символе Веры.

как узнать дату крещения в церкви. 8c793400c16a8fa134859eb16d670e58?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1072. как узнать дату крещения в церкви фото. как узнать дату крещения в церкви-8c793400c16a8fa134859eb16d670e58?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1072. картинка как узнать дату крещения в церкви. картинка 8c793400c16a8fa134859eb16d670e58?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1072.

Здравствуйте! Это зависит от того в какие годы Вы вероятно могли креститься. В 90-е во многих храмах не велось никакого учёта, сейчас с этим лучше. Если никто из Вашего окружения достоверно не может Вам подтвердить что Вы крестились, а Вы хотите быть христианином и жить христианской жизнью надо просто пойти в любой православный храм, обратиться к священнику, объяснить ситуацию и креститься.

как узнать дату крещения в церкви. d81781fb133f9fd102b4f28ae9e675c6?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1095. как узнать дату крещения в церкви фото. как узнать дату крещения в церкви-d81781fb133f9fd102b4f28ae9e675c6?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1095. картинка как узнать дату крещения в церкви. картинка d81781fb133f9fd102b4f28ae9e675c6?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1095.

На такой случай есть церковное правило, которое гласит, что если человек не знает крещен он или нет, и никто не может достоверно подтвердить факт крещения, то нужно несомненно крестить этого человека. Поэтому обратитесь с вашим вопросом лично к православному священнику.

Источник

Календарь крещения ребенка 2021: когда можно и когда нельзя крестить ребенка

В какой день недели и в каком возрасте крестят детей (можно ли крестить ребенка до 40 дней) и когда нельзя крестить ребенка – выяснил Главред.

как узнать дату крещения в церкви. 1611324896 6449. как узнать дату крещения в церкви фото. как узнать дату крещения в церкви-1611324896 6449. картинка как узнать дату крещения в церкви. картинка 1611324896 6449.

Таинство крещения – основополагающее в жизни каждого христианства. С этого дня человек принят в лоно церкви. Это день духовного рождения человека. Только после крещения ребенок может принимать участие во всех остальных таинствах – причастии, а со временем – исповеди, венчания и т.д.

Поэтому священники и призывают родителей серьезно и обстоятельно подходить к вопросу крещения малыша, выбору его крестных родителей и даже к дате, когда крестить ребенка. Причем на то, когда крестить ребенка в 2021 году – не влияет лунный календарь, народные приметы или предсказания шамана, подчеркивает церковь.

Когда лучше крестить ребенка в 2021 году

Церковь разрешает крестить ребенка в любой день – хоть в пост, хоть в великий церковный праздник, подчеркнул священник Сергий Звонарев.

Читайте также Православный календарь свадеб 2021 и благоприятные дни для венчанияЗдесь свою роль может решать только человеческий фактор: по большим церковным праздникам в храмах обычно многолюдно, поэтому провести таинство в спокойной комфортной обстановке вряд ли получится. А в тот же пост не выйдет устроить пышное застолье в честь крещения ребенка с песнями и танцами (для кого-то это важно).

Благоприятные дни для крещения ребенка в 2021 году могут подсказать народные приметы. Например, поверья так расписывают, в какой день недели крестят детей:

К слову, суббота и воскресенье – действительно самые благоприятные дни для крещения ребенка в 2021 году чисто с практической точки зрения: церковные службы на выходных длятся меньше, поэтому у священника остается больше времени для совершения обряда крещения.

Те же народные приметы, помимо крещения в понедельник, среду и пятницу (эти дни просто являются постными – но про крещение в пост, с точки зрения церкви, уже говорилось выше) – также запрещают:

В каком возрасте крестить ребенка

Обычно обряд проводят после сорокового дня от рождения малыша и до года. Но тут так же как с датой: церковь всегда «за» крещение ребенка, поэтому крестят и более взрослых деток, и взрослых людей вообще.

К слову, вопрос «когда нужно крестить ребенка по Библии» – с подвохом: Священное Писание креститься предписывало в сознательном возрасте, то есть не детям, а уже взрослым людям. Например, сам Иисус Христос крестился в возрасте 30 лет. Сегодня возрастного ограничения нет – поэтому крестят и младенцев.

Когда нельзя крестить ребенка

А теперь немного о том, можно ли крестить ребенка до 40 дней. Считается, что нет. И большинство священников этого правила придерживается. Но тут есть исключение – если малыш болен: в этом случае священники порою и сами настаивают на проведении обряда.

Можно ли крестить ребенка на Крещение и Рождество

Читайте также Что можно, а что нельзя делать на Рождество и после него: приметы и традицииФормально – да. При этом есть народные приметы, которые утверждают: окрестить ребенка на Крещение или Рождество – подарить ему счастливую судьбу и защиту Небес. Однако из-за занятости батюшек в такой большой праздник, как Крещение Господне – вряд ли удастся найти священнослужителя, который проведет обряд. К тому же в храмах в этот день очень много народу.

Когда начинаются Крещенские купания 2021, сколько дней празднуется Крещение Господне и когда идти в церковь на Крещение – читайте в нашем материале Какого числа Крещение Господне 2021: когда лезть в проруб и идти за водою.

Можно ли крестить ребенка без крестных

Да. Если не удается найти достойного духовного родителя для малыша, то хватит и одного крестного – одного пола с ребенком.

Можно ли крестить ребенка с месячными

Можно – но в этом случае крестная должна честно предупредить об этом священника и не должна прикасаться к иконам. Если женщина скроет такое от священнослужителя – то это большой грех, который целиком ложиться на нее (на малыше это не отображается).

Можно ли крестить ребенка два раза

Нет, так как процесс крещения необратим. Даже если человека по какой-то причине отлучили от церкви – то назад принимают через обряд покаяния, а не крещения.

«А если уж так случилось, что крестного по уважительным причинам необходимо заменить, то можно [например] возложить функции крестных на кого-то из числа свидетелей, которые присутствовали при крещении, прочитав молитву об усыновлении», – пояснил игумен Герман (Скрыпник).

Можно ли крестить ребенка кумы или кума, родителям

На счет кумовьев – это возможно, но священники все же такое не приветствуют.

Крестить ребенка нельзя:

Ранее мы опубликовали, какого числа православное Рождество 2021, когда Крещение 2021, Татьянин день и Святки – в материале Православный календарь на январь 2021: все праздники, когда нельзя работать.

Источник

Крещение

Необ­хо­ди­мо для спасения

Тра­ди­ци­он­ный риту­ал при­об­ще­ния греш­ни­ка к цер­ков­но­му причту

Жиз­ни плот­ской, греховной

Твер­дая вера и рас­ка­я­ние в совер­шен­ных грехах

Пожерт­во­ва­ние на храм

Крест­ные или крестный

Боль­ше нико­гда не грешит

При­об­ре­та­ет уда­чу в делах

Начи­на­ет жить по Христу

При­об­ща­ет­ся к куль­тур­ной тра­ди­ции сво­е­го народа

Не может кре­стить­ся вновь

Молит­ву Чест­но­му Кре­сту Господню

Тро­парь Кре­ще­ния Господня

Ели­цы во Хри­ста крестистеся…

Кре­стить без беседы

Выбрать дру­гой храм

Отка­зать­ся от Крещения

У кото­ро­го Бог в душе

Бога­то­го и перспективного

Монах или монахиня

Отец или мать крещаемого

Ни одно­го приглашенного

Все пере­чис­лен­ные вари­ан­ты верны

освя­ща­ет­ся до Таин­ства Крещения

освя­ща­ет­ся во вре­мя совер­ше­ния Таин­ства Крещения

может освя­щать­ся как до, так и во вре­мя Таин­ства Крещения

Да, воз­мож­но, если Бог в душе

Воз­мож­но: для кре­ще­ных и «кре­стив­ших­ся кровью»

Кре­ще­ние необ­хо­ди­мо для спасения!

Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов: «У тебя есть мла­де­нец? – Не дай вре­ме­ни уси­лить­ся повре­жде­нию; пусть освя­щен будет в мла­ден­че­стве и с юных ног­тей посвя­щен Духу».

1. Цер­ковь это бого­че­ло­ве­че­ский орга­низм. У нас нет осно­ва­ний остав­лять ребен­ка вне это­го орга­низ­ма, лишать духов­но­го рож­де­ния.
2. Кре­ще­ние детей совер­ша­лось в Свя­щен­ном Писа­нии всю исто­рию Церк­ви.
3. Ребен­ка кре­стят по вере роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков. Душа чело­ве­че­ская по при­ро­де сво­ей хри­сти­ан­ка. Богом зало­же­но в чело­ве­ка стре­мить­ся ко Хри­сту, а не про­ти­вить­ся ему.

Кре­ще­ние совер­ша­ет­ся единожды.

1. Сим­вол
веры: «Верую во еди­ное (един­ствен­ное) кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов».
2. Кре­ще­ние – это духов­ное рож­де­ние, а оно, как и физи­че­ское, может быть толь­ко одно.

Кано­нич­ным спо­со­бом кре­ще­ния явля­ет­ся пол­ное погружение.

1. Кре­ще­ние совер­ша­ет­ся погру­же­ни­ем в воду, по при­ме­ру Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста
2. В гре­че­ском язы­ке сло­во «бап­ти­зан­тес» (кре­ще­ние) бук­валь­но озна­ча­ет «погру­же­ние, оку­на­ние», а не «обли­ва­ние».
3. О кре­ще­нии трое­крат­ным погру­же­ни­ем в воду как совер­шен­но обя­за­тель­ной фор­ме кре­ще­ния мно­го писа­ли св. отцы Церк­ви: Кирилл Иеро­са­лим­ский, Васи­лий Вели­кий, Иоанн Зла­то­устый, Симе­он Новый Бого­слов, Дио­ни­сий. Кре­ще­ние обли­ва­ни­ем Цер­ковь допус­ка­ла лишь в самых исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях, как, напри­мер, в тяже­лой болез­ни кре­ща­е­мо­го, погру­же­ние кото­ро­го невоз­мож­но, или над муче­ни­ка­ми, заклю­чен­ны­ми в тем­ни­цу, где мож­но было иметь лишь очень немно­го воды.
4. В 2000‑м году пат­ри­арх Алек­сий II в сво­ём обра­ще­нии к кли­ри­кам РПЦ писал о недо­пу­сти­мо­сти обли­ва­тель­но­го кре­ще­ния и при­звал всех вер­нуть­ся к искон­­но-пра­во­­слав­­но­­му спо­со­бу кре­ще­ния, совер­ша­е­мо­го в три погружения.

Кано­нич­ным спо­со­бом кре­ще­ния явля­ет­ся пол­ное погружение.

1. Кре­ще­ние совер­ша­ет­ся погру­же­ни­ем в воду, по при­ме­ру Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста
2. В гре­че­ском язы­ке сло­во «бап­ти­зан­тес» (кре­ще­ние) бук­валь­но озна­ча­ет «погру­же­ние, оку­на­ние», а не «обли­ва­ние».
3. О кре­ще­нии трое­крат­ным погру­же­ни­ем в воду как совер­шен­но обя­за­тель­ной фор­ме кре­ще­ния мно­го писа­ли св. отцы Церк­ви: Кирилл Иеро­са­лим­ский, Васи­лий Вели­кий, Иоанн Зла­то­устый, Симе­он Новый Бого­слов, Дио­ни­сий. Кре­ще­ние обли­ва­ни­ем Цер­ковь допус­ка­ла лишь в самых исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях, как, напри­мер, в тяже­лой болез­ни кре­ща­е­мо­го, погру­же­ние кото­ро­го невоз­мож­но, или над муче­ни­ка­ми, заклю­чен­ны­ми в тем­ни­цу, где мож­но было иметь лишь очень немно­го воды.
4. В 2000‑м году пат­ри­арх Алек­сий II в сво­ём обра­ще­нии к кли­ри­кам РПЦ писал о недо­пу­сти­мо­сти обли­ва­тель­но­го кре­ще­ния и при­звал всех вер­нуть­ся к искон­­но-пра­во­­слав­­но­­му спо­со­бу кре­ще­ния, совер­ша­е­мо­го в три погружения.

Кре­ще­ние – духов­ное рождение.

1. Кре­ще­ние – осно­во­по­ла­га­ю­щее Таин­ство Церк­ви; с при­ня­ти­ем Кре­ще­ния начи­на­ет­ся хри­сти­ан­ская жизнь.
2. Толь­ко будучи кре­щен­ным мож­но при­сту­пать к осталь­ным Таин­ствам.
3. Мысль о том, что Кре­ще­ние есть новое — духов­ное — рож­де­ние, пред­став­ле­на в Еван­ге­лии, в сюже­те о бесе­де Хри­ста с Нико­ди­мом ( Ин.3:1–21 ), и рас­кры­та в свя­то­оте­че­ской лите­ра­ту­ре.
4. В Таин­стве Кре­ще­ния чело­век омы­ва­ет­ся от сквер­ны пер­во­род­но­го и лич­ных гре­хов, усы­нов­ля­ет­ся Богу, вво­дит­ся в Цер­ковь, рож­да­ет­ся новым, духов­ным рож­де­ни­ем для новой, духов­ной жизни.

С Кре­ще­ни­ем чело­век бла­го­дат­но рож­да­ет­ся в жизнь новую, духов­ную, свя­тую и уми­ра­ет для жиз­ни плот­ской, греховной.

1. В Кре­ще­нии чело­век очи­ща­ет­ся от пер­во­род­но­го гре­ха, пере­да­ва­е­мо­го от пра­ро­ди­те­лей наслед­ствен­ным путем.
2. Кре­ще­ный ста­но­вит­ся чле­ном Церк­ви, но не пере­ста­ет быть чле­ном общества.

Усло­вие при­ня­тия Таин­ства Кре­ще­ния взрос­лым чело­ве­ком: твер­дая вера и рас­ка­я­ние в совер­шен­ных грехах.

1. При­ни­мая Кре­ще­ние, взрос­лый чело­век, как мини­мум, дол­жен осо­зна­вать, поче­му и ради чего он кре­стит­ся, а для это­го необ­хо­ди­мо зна­ние основ хри­сти­ан­ско­го веро- и нра­во­уче­ния. Понят­но, что без твер­дой веры в Бога, греш­ник не будет иметь уве­рен­но­сти в том, что, идя имен­но хри­сти­ан­ским путем, он смо­жет достиг­нуть сво­е­го выс­ше­го при­зва­ния и пред­на­зна­че­ния. Край­ней фор­мой отно­ше­ния чело­ве­ка к Кре­ще­нию явля­ет­ся вос­при­я­тие это­го Таин­ства как маги­че­ско­го обря­да.
2. К Кре­ще­нию сле­ду­ет при­сту­пать, пред­ва­ри­тель­но рас­ка­яв­шись в сво­их гре­хах, имея наме­ре­ние жить хри­сти­ан­ской жиз­нью.
3. О необ­хо­ди­мо­сти пока­я­ния перед Кре­ще­ни­ем гово­рит­ся в Новом Заве­те: «Петр же ска­зал им: покай­тесь, и да кре­стит­ся каж­дый из вас во имя Иису­са Хри­ста для про­ще­ния гре­хов; и полу­чи­те дар Свя­то­го Духа» ( Деян.2:38 ).
4. О необ­хо­ди­мо­сти пока­я­ния перед Кре­ще­ни­ем гово­ри­ли свя­тые, напри­мер, свт. Гри­го­рий Нис­ский: «Если… душа не сверг­ла с себя страст­ных нечи­стот, и жизнь после кре­ще­ния сход­на с жиз­нью до кре­ще­ния, то… для тако­вых вода оста­нет­ся водою».

Пло­дом Кре­ще­ния чело­ве­ка долж­но быть то, что он начи­на­ет жить жиз­нью во Хри­сте, по Хри­сту, со Хри­стом. Такая жизнь отли­ча­ет­ся от жиз­ни греш­ни­ка (ино­вер­ца ли, ате­и­ста ли), руко­вод­ству­ю­ще­го­ся эго­и­сти­че­ски­ми сооб­ра­же­ни­я­ми. Две важ­ней­шие хри­сти­ан­ские запо­ве­ди: о люб­ви к Богу и о люб­ви к ближнему.

Таин­ство Кре­ще­ния было уста­нов­ле­но Иису­сом Христом.

1. Гос­подь дал запо­ведь апо­сто­лам сна­ча­ла научать людей вере, а потом кре­стить их во имя Отца и Сына и Свя­то­го Духа (Свя­той Тро­и­цы).
2. Под­твер­жде­ние того, что Кре­ще­ние было уста­нов­ле­но имен­но Иису­сом Хри­стом, содер­жит­ся в Еван­ге­лии: «И при­бли­зив­шись Иисус ска­зал им: дана Мне вся­кая власть на небе и на зем­ле. Итак иди­те, научи­те все наро­ды, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­та­го Духа, уча их соблю­дать все, что Я пове­лел вам; и се, Я с вами во все дни до скон­ча­ния века» ( Мф.28:19–20 ).
3. Неко­то­рые оши­боч­но пони­ма­ют еван­гель­ские сло­ва: «…хотя Сам Иисус не кре­стил, а уче­ни­ки Его» ( Ин.4:2 ). Речь в дан­ном слу­чае идет не о Таин­стве Кре­ще­ния, а о при­го­то­ви­тель­ном кре­ще­нии (в неко­то­рой мере ана­ло­гич­ном Иоан­но­ву крещению).

Рус­ская Цер­ковь при­ня­ла чино­по­сле­до­ва­ние совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния от Визан­тий­ской Церкви.

1. Чино­по­сле­до­ва­ние Таин­ства Кре­ще­ния было при­ня­то Рус­ской Цер­ко­вью в том виде, в кото­ром оно суще­ство­ва­ло в Визан­тии, к кон­цу X века.
2. На Руси это Таин­ство, как и в древ­ние века, пре­тер­пе­ва­ло неко­то­рые изме­не­ния в сво­ем строе, но они не носи­ли прин­ци­пи­аль­но­го характера.

Таин­ство Кре­ще­ния не может совер­шить язычник.

1. Языч­ник, как чело­век некре­ще­ный, не может совер­шать Таин­ство Кре­ще­ния.
2. В обыч­ных жиз­нен­ных обсто­я­тель­ствах Таин­ство Кре­ще­ния совер­ша­ют епи­ско­пы и свя­щен­ни­ки Пра­во­слав­ной Церк­ви.
3. Сле­ду­ет знать, Таин­ство Кре­ще­ния – един­ствен­ное из семи Таинств Пра­во­слав­ной Церк­ви, – кото­рое при опре­де­лен­ных обсто­я­тель­ствах может совер­шить и диа­кон, и пса­лом­щик, миря­нин или мирян­ка. Это может про­изой­ти в слу­чае реаль­ной угро­зы жиз­ни кре­ща­е­мо­го (напри­мер, при опас­ной болез­ни ребенка).

Если не извест­но, был ли чело­век кре­щен, и нет воз­мож­но­сти это узнать, то он может креститься.

1. Таин­ство Кре­ще­ния не повто­ря­е­мо, при этом если у чело­ве­ка нет уве­рен­но­сти в том, что он был кре­щен (напри­мер, мно­гих мла­ден­цев кре­сти­ли в совет­ское вре­мя тай­но), над таким чело­ве­ком Цер­ко­вью будет совер­шать­ся Кре­ще­ние.
2. В подоб­ных сомни­тель­ных слу­ча­ях Треб­ник мит­ро­по­ли­та Пет­ра Моги­лы пред­ла­га­ет добав­лять в тай­но­со­вер­ши­тель­ную фор­му­лу сло­ва: «аще не кре­щен есть».
3. Если чело­век уже был кре­щен (но не зна­ет об этом), то вто­рое «Кре­ще­ние» не будет иметь силы Таин­ства Кре­ще­ния (совер­ша­е­мо­го лишь одна­жды), и его совер­ше­ние не вме­нит­ся в вину ни тому, кто его совер­шал, ни тому, кто «кре­стил­ся».

Крест­ные роди­те­ли кре­ща­е­мо­го назы­ва­ют­ся восприемниками.

1. Вос­при­ем­ник – крест­ный, чело­век, взяв­ший на себя обя­зан­ность (с бла­го­сло­ве­ния пас­ты­ря) настав­лять крест­ни­ка в духов­ной жиз­ни, молить­ся о нем, сле­дить за его вос­пи­та­ни­ем, учить бла­го­че­сти­вой жиз­ни, тру­до­лю­бию, кро­то­сти, воз­дер­жа­нию, люб­ви и дру­гим доб­ро­де­те­лям.
2. На вос­при­ем­ни­ка может ложить­ся и часть ответ­ствен­но­сти за поступ­ки его крестника.

В соот­вет­ству­ю­щий момент кре­ще­ния мла­ден­ца, крест­ный чита­ет Сим­вол веры.

1. Сим­вол веры содер­жит в сокра­щен­ном виде осно­вы пра­во­слав­но­го веро­уче­ния.
2. Зна­ние Сим­во­ла веры явля­лось необ­хо­ди­мым усло­ви­ем для того, что­бы прий­ти ко Кре­ще­нию, начи­ная с древ­ней­ших времен.

Если потен­ци­аль­ный крест­ный не зна­ком с осно­ва­ми веро­уче­ния, не пони­ма­ет зна­че­ния Кре­ще­ния, а ему отка­за­ли в воз­мож­но­сти полу­чить соот­вет­ству­ю­щие настав­ле­ния в рам­ках бесе­ды (бесед) со свя­щен­ни­ком или кате­хи­за­то­ром, луч­ше кре­стить чело­ве­ка в дру­гом храме.

1. Опи­сан­ная в вопро­се ситу­а­ция доста­точ­но рас­про­стра­не­на в совре­мен­ных реа­ли­ях, одна­ко она не явля­ет­ся нор­мой.
2. Крест­ный, роди­те­ли кре­ща­е­мо­го мла­ден­ца и взрос­лый чело­век, жела­ю­щий кре­стить­ся, долж­ны иметь пред­став­ле­ние о важ­ней­ших состав­ля­ю­щих Пра­во­слав­ной веры – для это­го во мно­гих хра­мах и преду­смот­ре­ны огла­си­тель­ные бесе­ды.
3. Прак­ти­ка пред­ва­ри­тель­но­го огла­ше­ния гото­вя­щих­ся при­нять Кре­ще­ние суще­ство­ва­ла уже в ран­не­хри­сти­ан­ские времена.

В каче­стве крест­но­го сле­ду­ет выби­рать воцер­ко­в­лен­но­го человека.

1. Выби­рая крест­ных для сво­их детей, роди­те­ли долж­ны быть уве­ре­ны, что буду­щие крест­ные, сами явля­ясь вер­ны­ми чада­ми Пра­во­слав­ной Церк­ви, смо­гут выпол­нить обя­зан­но­сти, кото­рые нала­га­ет на них инсти­тут вос­при­ем­ни­че­ства.
2. Выби­рая крест­ных для сво­их детей, роди­те­лям не сле­ду­ет при­да­вать осо­бо­го зна­че­ния высо­ко­му соци­аль­но­му и иму­ще­ствен­но­му ста­ту­су крестных.

Монах или мона­хи­ня, отец или мать кре­ща­е­мо­го, ребе­нок и ате­ист не могут ста­но­вить­ся крестными.

1. Мона­хи и мона­хи­ни, отрек­шись в чине постри­же­ния от суе­ты мира, не долж­ны ста­но­вить­ся крест­ны­ми в силу необ­хо­ди­мо­сти испол­не­ния мона­ше­ских обя­зан­но­стей (при этом белые свя­щен­ни­ки могут ста­но­вить­ся крест­ны­ми).
2. Запрет роди­те­лям быть вос­при­ем­ни­ка­ми сво­их детей свя­зан с цер­ков­ным уче­ни­ем о духов­ном род­стве, воз­ни­ка­ю­щим меж­ду крест­ным и крест­ни­ком. Идея о род­ствен­ном (духов­но) отно­ше­нии крест­ных к крест­ни­ку была, в част­но­сти, зафик­си­ро­ва­на на Трулль­ском собо­ре в осо­бом пра­ви­ле (53). Если бы роди­те­ли ста­ли вос­при­ем­ни­ка­ми сво­е­го кров­но­го ребен­ка, это при­ве­ло бы к тому, что их брач­ный союз стал бы сою­зом меж­ду близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми. Поэто­му импе­ра­то­ра­ми Львом IV и Кон­стан­ти­ном VI был издан закон, запре­ща­ю­щий роди­те­лям ста­но­вить­ся вос­при­ем­ни­ка­ми соб­ствен­ных детей.
3. Лица, состо­я­щие меж­ду собой в бра­ке (либо жених и неве­ста), не могут кре­стить одно­го мла­ден­ца, ибо при близ­ком духов­ном род­стве супру­же­ская жизнь недо­пу­сти­ма. При этом супру­гам раз­ре­ша­ет­ся быть вос­при­ем­ни­ка­ми раз­ных детей одних и тех же роди­те­лей.
4. Ате­и­сты не име­ют веры в Бога, соот­вет­ствен­но, и не участ­ву­ют в Таин­ствах.
5. Некре­ще­но­му чело­ве­ку, не забо­тя­ще­му­ся о сво­ей духов­ной жиз­ни, нель­зя дове­рить и духов­ную жизнь дру­го­го чело­ве­ка.
6. Ребе­нок не может быть крест­ным, пото­му что не имея духов­но­го опы­та он не смо­жет ока­зы­вать помощь в хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии крещаемого.

У кре­ща­е­мо­го может быть один или два крест­ных или ни одно­го приглашенного.

1. В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви чаще все­го при­гла­ша­ют двух крест­ных, что не явля­ет­ся обя­за­тель­ным пра­ви­лом.
2. В край­нем слу­чае Допус­ка­ет­ся Кре­ще­ние и без при­гла­шен­ных крест­ных, тогда сам свя­щен­ник счи­та­ет­ся крест­ным отцом.

Освя­ще­ние воды вхо­дит в после­до­ва­ние Свя­то­го Кре­ще­ния.
Вода, в кото­рую погру­жа­ют кре­ща­е­мо­го, освя­ща­ет­ся во вре­мя совер­ше­ния Таин­ства Крещения.

1. Чин освя­ще­ние воды, в кото­рую погру­жа­ют кре­ща­е­мо­го, вхо­дит в после­до­ва­ние Свя­то­го Кре­ще­ния.
2. Напол­не­ние купе­ли водой дела­ет­ся забла­го­вре­мен­но и т. о. пред­ше­ству­ет Таин­ству Крещения.

Спа­се­ние без Кре­ще­ния воз­мож­но толь­ко для кре­ще­ных и «кре­стив­ших­ся кровью».

1. Без Кре­ще­ния нет про­ще­ния гре­хов, нет встре­чи и соеди­не­ния с Гос­по­дом, а зна­чит, нет и Спа­се­ния.
2. Необ­хо­ди­мость и спа­си­тель­ность Кре­ще­ния ука­за­на Самим Гос­по­дом: «Кто будет веро­вать и кре­стить­ся, спа­сен будет» ( Мк.16:16 ); «Если кто не родит­ся от воды и Духа, не может вой­ти в Цар­ствие Божие» ( Ин.3:5 ).
3. Ино­гда ука­зы­ва­ют на то, что неко­то­рые веру­ю­щие при­ня­ли муче­ни­че­скую кон­чи­ну за Хри­ста, не будучи кре­ще­ны­ми. Свя­тые гово­рят о том, что Кре­ще­ние водой может быть заме­не­но или повто­ре­но в Кре­ще­нии кро­вью. Так, свт. Амфи­ло­хий Ико­ний­ский ука­зы­ва­ет: «Кре­ще­ние явля­ет­ся двой­ным: одно кро­вью, дру­гое водою. Посе­му Гос­подь, будучи ране­ным, испу­стил кровь и воду. Воду, что­бы, кре­стив­ши греш­ни­ков, осво­бо­дить их, а кровь, что­бы, оправ­дав муче­ни­ков, увен­чать их…» И далее свя­ти­тель гово­рит и о том, что кре­ще­ние «соб­ствен­ной кро­вью» ста­ло под­лин­ной кре­щаль­ной купе­лью, т.е. заме­ни­ло кре­ще­ние. Ста­ла «кровь как вода».

Вы успеш­но про­шли квиз.

Пре­по­доб­ный Иса­ак Сирин: «Нет пре­де­ла усо­вер­ше­нию, пото­му что совер­шен­ство и самых совер­шен­ных под­лин­но нескон­ча­е­мо. Посе­­му-то пока­я­ние до самой смер­ти не опре­де­ля­ет­ся ни вре­ме­нем, ни делами».

Источник

Вопросы о Таинстве Крещения

Под­го­товка к Кре­ще­нию

Что такое Кре­ще­ние как Таин­ство? Как оно про­ис­хо­дит?

Кре­ще­ние – Таин­ство, в кото­ром веру­ю­щий, при трое­крат­ном погру­же­нии тела в воду с при­зы­ва­нием Бога Отца и Сына, и Свя­того Духа, уми­рает для жизни плот­ской, гре­хов­ной и воз­рож­да­ется от Духа Свя­того в жизнь духов­ную. В Кре­ще­нии чело­век очи­ща­ется от пер­во­род­ного греха – греха пра­ро­ди­те­лей, сооб­ща­е­мого ему через рож­де­ние. Таин­ство Кре­ще­ния может совер­шаться над чело­ве­ком только один раз (равно как чело­век только один раз рож­да­ется на свет).

Кре­ще­ние мла­денца совер­ша­ется по вере вос­при­ем­ни­ков, на кото­рых лежит святая обя­зан­ность научить детей истин­ной вере, помочь им стать достой­ными чле­нами Церкви Хри­сто­вой.

Кре­стиль­ный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам поре­ко­мен­дуют в том храме, где вы будете его кре­стить. Там без труда вам под­ска­жут, что необ­хо­димо. Глав­ным обра­зом это кре­стиль­ный кре­стик и кре­щаль­ная руба­шечка. Кре­ще­ние одного мла­денца длится около сорока минут.

Состоит это таин­ство из Огла­ше­ния (чтения над гото­вя­щимся к кре­ще­нию особых молитв – «запре­ще­ний»), отре­че­ния от сатаны и соче­та­ния Христу, то есть соеди­не­ния с Ним, и испо­ве­да­ния пра­во­слав­ной веры. Здесь за мла­денца соот­вет­ству­ю­щие слова должны про­из­но­сить крест­ные.

Сразу по окон­ча­нии Огла­ше­ния начи­на­ется после­до­ва­ние Кре­ще­ния. Самый замет­ный и важный момент – трое­крат­ное погру­же­ние мла­денца в купель с про­из­не­се­нием слов: «Кре­ща­ется раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Свя­таго Духа, аминь». В это время крест­ный (одного пола с кре­ща­е­мым), взяв на руки поло­тенце, гото­вится при­нять своего крест­ного от купели. При­няв­ший Кре­ще­ние после этого обла­ча­ется в новую белую одежду, на него наде­ва­ется крест.

Сразу после этого совер­ша­ется другое Таин­ство – Миро­по­ма­за­ния, в кото­ром кре­ща­е­мому при пома­за­нии освя­щен­ным Миром частей тела во имя Свя­того Духа пода­ются дары Свя­того Духа, укреп­ля­ю­щие его в жизни духов­ной. После этого свя­щен­ник и крест­ные с ново­кре­щен­ным трижды обхо­дят вокруг купели в знак духов­ной радо­сти соеди­не­ния со Хри­стом для вечной жизни в Небес­ном Цар­стве. Затем чита­ются отры­вок из посла­ния апо­стола Павла к Рим­ля­нам, посвя­щен­ный теме кре­ще­ния, и отры­вок из Еван­ге­лия от Матфея – о посла­нии Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом апо­сто­лов на все­мир­ную про­по­ведь веры с пове­ле­нием кре­стить все народы во имя Отца и Сына и Свя­того Духа. После миро омы­ва­ется свя­щен­ни­ком с тела кре­стив­ше­гося спе­ци­аль­ной губкой, омо­чен­ной в святой воде, с про­из­не­се­нием слов: «Оправ­дался еси. Про­све­тился еси. Освя­тился еси. Омылся еси именем Гос­пода нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Кре­стился еси. Про­све­тился еси. Миро­по­ма­зался еси. Освя­тился еси, во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа, аминь».

Далее свя­щен­ник кре­сто­об­разно постри­гает волосы ново­кре­щен­ного (с четы­рех сторон) со сло­вами: «Постри­га­ется раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа, аминь», скла­ды­вает волосы на вос­ко­вую лепешку и опус­кает ее в купель. Постри­же­ние сим­во­ли­зи­рует собой покор­ность Богу и одно­вре­менно зна­ме­нует ту неболь­шую жертву, кото­рую ново­кре­ща­е­мый при­но­сит Богу в бла­го­да­ре­ние за начало новой, духов­ной жизни. После про­из­не­се­ния про­ше­ний о крест­ных роди­те­лях и ново­кре­щен­ном Таин­ство кре­ще­ния завер­ша­ется.

Обычно сразу же за этим сле­дует воцер­ко­в­ле­ние, обо­зна­ча­ю­щее первое при­не­се­ние в храм. Мла­де­нец, взятый свя­щен­ни­ком на руки, про­но­сится им по храму, под­но­сится к Цар­ским вратам и вно­сится в алтарь (только маль­чики), после чего отда­ется роди­те­лям. Воцер­ко­в­ле­ние сим­во­ли­зи­рует собой посвя­ще­ние мла­денца Богу по вет­хо­за­вет­ному образцу. После кре­ще­ния мла­денца сле­дует при­ча­стить.

Почему в алтарь вносят только маль­чи­ков?

В прин­ципе и маль­чи­ков туда не должны вно­сить, это лишь тра­ди­ция.

Шестой Все­лен­ский собор опре­де­лил: Никому из всех, при­над­ле­жа­щих к раз­ряду мирян, да не будет поз­во­лено вхо­дить внутрь свя­щен­ного алтаря… (пра­вило 69). Извест­ный кано­нист еп. Нико­дим (Милаш) дает этому поста­нов­ле­нию такой ком­мен­та­рий: «В виду таин­ствен­но­сти при­но­си­мой в алтаре бес­кров­ной жертвы, вос­пре­щено было, с древ­ней­ших времен церкви, вхо­дить в алтарь вся­кому, кто не при­над­ле­жал к клиру. «Алтарь пред­на­зна­чен только для свя­щен­ных лиц».

Гово­рят, что, прежде чем кре­стить своего ребенка, сле­дует испо­ве­даться и при­ча­ститься.

Даже без­от­но­си­тельно Кре­ще­ния ребенка пра­во­слав­ные хри­сти­ане при­зы­ва­ются Цер­ко­вью к тому, чтобы регу­лярно при­сту­пать к Таин­ствам испо­веди и свя­того при­ча­ще­ния. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу пол­но­цен­ной цер­ков­ной жизни сде­лать, пред­ва­ряя Кре­ще­ние соб­ствен­ного мла­денца.

Это не фор­маль­ное тре­бо­ва­ние, а есте­ствен­ная внут­рен­няя норма – потому что, при­об­щая ребенка к цер­ков­ной жизни через таин­ство Кре­ще­ния, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оста­ваться вне ее? Ибо взрос­лый чело­век, кото­рый много лет, или нико­гда в жизни не каялся, не при­сту­пал к при­ня­тию Святых Хри­сто­вых Тайн, – на этот момент явля­ется очень условно хри­сти­а­ни­ном. Лишь побу­див самого себя к жизни в таин­ствах Церкви, он акту­а­ли­зи­рует свое хри­сти­ан­ство.

Каким пра­во­слав­ным именем назвать мла­денца?

Право выбора имени ребенка при­над­ле­жит его роди­те­лям. В выборе имени Вам могут помочь списки имен святых – святцы. В свят­цах имена рас­по­ло­жены в кален­дар­ном порядке.

Нет одно­знач­ной цер­ков­ной тра­ди­ции выбора имен – часто роди­тели выби­рают имя мла­денцу из списка тех святых, кото­рые про­слав­ля­ются в самый день рож­де­ния ребенка, или на вось­мой день, когда совер­ша­ется чин наре­че­ния имени, или в период сорока дней (когда обычно совер­ша­ется Таин­ство Кре­ще­ния). Разумно выбрать имя из списка имен цер­ков­ного кален­даря из тех, кото­рые доста­точно близко нахо­дятся после дня рож­де­ния ребенка. Но впро­чем, это не какое-то обя­за­тель­ное цер­ков­ное уста­нов­ле­ние, и, если есть какое-то глу­бо­кое жела­ние назвать ребенка в честь того или иного свя­того, или какой-то обет со сто­роны роди­те­лей, или еще что-то, то это вовсе не пре­пят­ствие.

При выборе имени можно озна­ко­миться не только с тем, что озна­чает то или иное имя, но и с житием того свя­того, в честь кото­рого вы хотите назвать своего малыша: что это за святой, где и когда он жил, каков был образ его жизни, по каким дням совер­ша­ется его память.

Почему в неко­то­рых храмах закры­вают храм на время совер­ше­ния таин­ства Кре­ще­ния (не делая этого при других Таин­ствах) или просят не вхо­дить в него людей не посто­рон­них, а назы­ва­ю­щих себя пра­во­слав­ными?

Потому что во время Кре­ще­ния взрос­лого чело­века не очень при­ятно самому кре­ща­е­мому или кре­ща­е­мой, если на него, в доста­точ­ной мере телесно раз­об­ла­чен­ного, будут смот­реть посто­рон­ние люди, наблю­дать за вели­чай­шим таин­ством, любо­пыт­ным взгля­дом те, кото­рые к этому не имеют ника­кого молит­вен­ного отно­ше­ния. Дума­ется, и бла­го­ра­зум­ный пра­во­слав­ный чело­век не пойдет просто зри­те­лем на чужое Кре­ще­ние, если его туда не звали. А если такта у него не хва­тает, то бла­го­ра­зумно посту­пают цер­ков­ные слу­жи­тели, уда­ля­ю­щие любо­пыт­ных из храма на время совер­ше­ния таин­ства Кре­ще­ния.

Что должно прийти сна­чала – вера или Кре­ще­ние? Можно ли кре­ститься, чтобы пове­рить?

Кре­ще­ние – это Таин­ство, то есть особое дей­ствие Бога, в кото­ром при ответ­ном жела­нии самого чело­века (непре­менно самого чело­века) он уми­рает для гре­хов­ной и страст­ной жизни и рож­да­ется в новую – жизнь во Христе Иисусе.

А с другой сто­роны, глу­бо­кая вера – это то, к чему кре­ще­ный и воцер­ко­в­лен­ный чело­век должен стре­миться всю свою жизнь. Все люди грешны, и нужно стре­миться к такому стя­жа­нию веры, с кото­рой соче­та­ются и дела. Вера, помимо всего про­чего, – это усилие воли. В Еван­ге­лии один чело­век, кото­рый встре­тил Спа­си­теля, вос­клик­нул: «Верую, Гос­поди! Помоги моему неве­рию». ( Мк. 9:24 ) Этот чело­век уже верил в Гос­пода, но хотел верить еще больше, крепче, реши­тель­нее.

Укреп­ляться в вере будет проще, если жить цер­ков­ной жизнью, а не смот­реть на нее со сто­роны.

Почему мы кре­стим мла­ден­цев? Они же еще не могут сами выби­рать рели­гию и созна­тельно сле­до­вать за Хри­стом?

Чело­век спа­са­ется не сам по себе, не как инди­ви­дуум, еди­но­лично реша­ю­щий, как ему быть и дей­ство­вать в этой жизни, а как член Церкви, сооб­ще­ства, в кото­ром все друг за друга отве­чают. Поэтому взрос­лый чело­век может пору­читься за мла­денца и ска­зать: я поста­ра­юсь сде­лать так, чтобы он вырос добрым пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном. И пока он не может сам за себя отве­тить, за него зало­гом дают свою веру его крест­ный отец и крест­ная мать.

В любом ли воз­расте чело­век имеет право кре­ститься?

Кре­ще­ние воз­можно для чело­века любого воз­раста в любой день года.

В каком воз­расте лучше кре­стить ребенка?

Кре­стить чело­века можно в любое время от пер­вого и до самого послед­него его вздоха. В древ­но­сти суще­ство­вал обычай кре­стить ребенка на вось­мой день от рож­де­ния, но это не явля­лось обя­за­тель­ным пра­ви­лом.

Удоб­нее всего кре­стить ребенка в тече­нии первых меся­цев от рож­де­ния. В это время малыш еще не отли­чает маму от «чужой тети», кото­рая будет дер­жать его на руках во время Кре­ще­ния, да и «боро­да­тый дядя», кото­рый все время будет к нему под­хо­дить и «что-то с ним делать», не стра­шен для него.

Дети постарше уже доста­точно осо­знанно вос­при­ни­мают дей­стви­тель­ность, видят, что их окру­жают незна­ко­мые им люди, а мамы или вовсе нет или она почему-то к ним не идет, и могут испы­ты­вать тре­вогу по этому поводу.

Нужно ли заново кре­ститься, если чело­века «кре­стила бабушка на дому»?

Кре­ще­ние – это един­ствен­ное Таин­ство Церкви, кото­рое в случае край­ней необ­хо­ди­мо­сти может совер­шать и миря­нин. В годы гоне­ний на Цер­ковь случаи такого кре­ще­ния были не редки – храмов и свя­щен­ни­ков было мало.

Кроме того в преж­ние вре­мени пови­валь­ные бабки иногда кре­стили ново­рож­ден­ных малы­шей если их жизни угро­жала опас­ность: напри­мер, если ребе­нок полу­чал родо­вую травму. Такое кре­ще­ние обычно назы­вают «погру­же­нием». Если ребе­нок после такого кре­ще­ния поги­бал, то его хоро­нили как хри­сти­а­нина; если же выжи­вал, то его при­но­сили в храм и свя­щен­ник вос­пол­нял совер­шен­ное миря­ни­ном кре­ще­ние необ­хо­ди­мыми молит­вами и свя­щен­но­дей­стви­ями.

Таким обра­зом в любом случае кре­щен­ному миря­ни­ном чело­веку над­ле­жит «вос­пол­нить» кре­ще­ние в храме. Однако, в преж­ние вре­мена пови­тух спе­ци­ально обу­чали как пра­вильно совер­шать кре­ще­ние; в совет­ские же годы зача­стую совер­шенно неиз­вестно кто и как кре­стил, был ли этот чело­век обучен, знал ли, что и как сле­дует делать. Поэтому, ради уве­рен­но­сти в дей­стви­тель­ном совер­ше­нии Таин­ства, свя­щен­ники чаще всего кре­стят таких «погру­жен­ных» так, как если бы суще­ство­вало сомне­ние в том, кре­щены они или нет.

Могут ли роди­тели при­сут­ство­вать на Кре­ще­нии?

Вполне могут, и не просто при­сут­ство­вать, а молиться вместе со свя­щен­ни­ком и крест­ными о своем малыше. Ника­ких пре­пят­ствий к этому нет.

Когда совер­ша­ется Кре­ще­ние?

Кре­ще­ние может совер­шаться в любое время. Однако в храмах по раз­ному уста­нав­ли­ва­ется поря­док совер­ше­ния Кре­ще­ния в зави­си­мо­сти от внут­рен­него рас­по­рядка, воз­мож­но­стей и обсто­я­тельств. Поэтому Вам сле­дует зара­нее обес­по­ко­иться о том, чтоб узнать о порядке совер­ше­ния Кре­ще­ния в том храме, в кото­ром Вы хотите кре­стить своего ребенка.

Что нужно взрос­лому чело­веку жела­ю­щему при­нять Таин­ство Кре­ще­ния?

Для взрос­лого чело­века осно­ва­нием для Кре­ще­ния явля­ется нали­чие у него искрен­ней Пра­во­слав­ной веры.

Цель Кре­ще­ния — соеди­не­ние с Богом. Поэтому при­хо­дя­щему к купели Кре­ще­ния нужно решить для себя очень важные вопросы: нужно ли это ему и готов ли он к этому? Кре­ще­ние неуместно, если чело­век с его помо­щью ищет каких-то земных благ, успеш­но­сти или наде­ется решить свои семей­ные про­блемы. Поэтому еще одним важным усло­вием для Кре­ще­ния явля­ется твер­дое жела­ние жить по-хри­сти­ан­ски

После совер­ше­ния Таин­ства чело­век должен начать пол­но­цен­ную цер­ков­ную жизнь: регу­лярно бывать в храме, узна­вать бого­слу­же­ние, молиться, то есть учиться жизни в Боге. Если этого не про­изой­дет, Кре­ще­ние не будет иметь ника­кого смысла.

К Кре­ще­нию необ­хо­димо гото­виться: как мини­мум вни­ма­тельно озна­ко­миться с дан­ными огла­си­тель­ными бесе­дами, про­честь хотя бы одно из Еван­ге­лий, знать наизусть или близко к тексту Символ Веры и молитву «Отче наш».

Было бы просто заме­ча­тельно под­го­то­виться к испо­веди: вспом­нить о своих грехах, неправоте и дурных наклон­но­стях. Многие свя­щен­ники делают очень пра­вильно, испо­ве­дуя огла­шен­ных перед Кре­ще­нием.

Можно ли кре­стить во время поста?

Да, можно. Более того, в преж­ние вре­мена посты слу­жили под­го­тов­кой не только к опре­де­лен­ному празд­нику, но и ко вступ­ле­нию в Цер­ковь новых членов, т.е. к Кре­ще­нию огла­шен­ных. Таким обра­зом в древ­ней Церкви кре­стили в основ­ном нака­нуне боль­ших Цер­ков­ных празд­ни­ков, в том числе во время поста. Следы этого до сих пор сохра­ня­ются в осо­бен­но­стях бого­слу­же­ний празд­ни­ков Рож­де­ства Хри­стова, Пасхи и Пяти­де­сят­ницы.

В каком случае свя­щен­ник может отка­зать чело­веку в Кре­ще­нии?

Свя­щен­ник не только может, но и должен отка­зать чело­веку в Кре­ще­нии, если тот не верит в Бога так, как учит веро­вать Пра­во­слав­ная Цер­ковь, поскольку вера – непре­мен­ное усло­вие для Кре­ще­ния.

Среди осно­ва­ний для отказа в Кре­ще­нии может быть непод­го­тов­лен­ность чело­века и маги­че­ское отно­ше­ние к Кре­ще­нию. Маги­че­ское отно­ше­ние к Кре­ще­нию – это жела­ние с его помо­щью защи­титься от сил зла, изба­виться от «порчи» или «сглаза», полу­чить все­воз­мож­ные духов­ные или мате­ри­аль­ные «бонусы».

Кре­стить не станут лиц в нетрез­вом состо­я­нии и веду­щих амо­раль­ный образ жизни вплоть до их пока­я­ния и исправ­ле­ния.

Что делать, если точно известно, что чело­век крещен, но никто не помнит то имя с кото­рым его кре­стили? Второй раз кре­стить?

Подоб­ная ситу­а­ция встре­ча­ется довольно часто. Кре­стить второй раз чело­века не нужно – кре­стить можно только один раз. Но можно дать чело­веку новое имя. Сде­лать это вправе любой свя­щен­ник просто испо­ве­до­вав чело­века и при­ча­стив его с новым именем.

Сколько раз можно кре­ститься?

Одно­значно — один раз. Кре­ще­ние – есть духов­ное рож­де­ние, а родиться чело­век может только еди­но­жды. В Пра­во­слав­ном Сим­воле Веры ска­зано: «Испо­ве­дую едино кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов». Вто­рич­ное кре­ще­ние недо­пу­стимо.

Что делать, если не знаешь, крещен ты или нет, и узнать не у кого?

Нужно Кре­ститься, но при этом пре­ду­пре­дить свя­щен­ника о том, что ты может быть и кре­ще­ный, но точно об этом не знаешь. Свя­щен­ник совер­шит Кре­ще­ние по осо­бому для таких слу­чаев чину.

О крёст­ных (вос­пре­ем­ни­ках)

Какие есть у крест­ных отца и матери обя­зан­но­сти по отно­ше­нию к своим крест­ни­кам?

У крест­ных по отно­ше­нию к крест­ни­кам есть три основ­ные обя­зан­но­сти:

Как нужно гото­виться к Таин­ству Кре­ще­ния буду­щим крест­ным?

Крест­ные явля­ются пору­чи­те­лями за своего крест­ника. На них воз­ла­га­ется обя­зан­ность забо­титься о духов­ном и нрав­ствен­ном вос­пи­та­нии своего крест­ника. Крест­ные обу­чают его осно­вам Пра­во­слав­ной веры, молитве и образу жизни насто­я­щего хри­сти­а­нина. Сле­до­ва­тельно, сами крест­ные должны хорошо знать и Еван­ге­лие и цер­ков­ную жизнь, иметь хоро­шую молит­вен­ную прак­тику, регу­лярно участ­во­вать в бого­слу­же­ниях и Цер­ков­ных Таин­ствах.

Вы реши­лись стать крест­ным, но не соот­вет­ству­ете тре­бо­ва­ниям? Сде­лайте так, чтобы это стало пово­дом для того, чтобы начать дви­гаться в этом направ­ле­нии.

Для начала про­слу­шайте огла­си­тель­ные беседы в храме или на нашем сайте.

Затем про­чтите на выбор Еван­ге­лие от Марка или от Луки. Выбе­рите сами — первое короче, второе понят­нее. Найти их так же можно в Библии; точнее — в Новом Завете.

Тща­тельно озна­комь­тесь с тек­стом Сим­вола веры – во время Кре­ще­ния один из крест­ных читает его наизусть или с листа. Еще было бы хорошо если бы ко вре­мени Кре­ще­ния Вы знали наизусть молитву «Отче наш».

После Кре­ще­ния углуб­ляйте и рас­ши­ряйте свои знания по Биб­лей­ской исто­рии, моли­тесь дома и участ­вуйте в цер­ков­ных бого­слу­же­ниях – так вы посте­пенно при­об­ре­тете прак­ти­че­ские навыки хри­сти­а­нина.

Можно ли стать крест­ным заочно, не участ­вуя в Кре­ще­нии мла­денца?

Пер­во­на­чаль­ное наиме­но­ва­ние крест­ных – вос­при­ем­ники. Такое назва­ние они полу­чили потому, что «при­ни­мали» кре­ща­е­мого от купели; при этом Цер­ковь как бы деле­ги­рует им часть своей заботы о новом хри­сти­а­нине и науче­нии его хри­сти­ан­ской жизни и нрав­ствен­но­сти, поэтому не только обя­за­тельно при­сут­ствие крест­ных во время Кре­ще­ния и их живое уча­стие, но и их созна­тель­ное жела­ние при­нять на себя такую ответ­ствен­ность.

Могут ли стать крест­ными пред­ста­ви­тели других рели­гий?

В Кре­ще­нии вос­при­ем­ники сви­де­тель­ствуют о Пра­во­слав­ной вере, и по их вере мла­де­нец при­ни­мает Таин­ство. Одно это уже делает невоз­мож­ным пред­ста­ви­те­лей других рели­гий ста­но­виться вос­при­ем­ни­ками при Кре­ще­нии.

Кроме того крест­ные берут на себя обя­зан­ность вос­пи­ты­вать крест­ника в Пра­во­сла­вии. Пред­ста­ви­тели других рели­гий не могут выпол­нить этих обя­зан­но­стей поскольку для нас хри­сти­ан­ство – не теория, а сама жизнь во Христе. Этой жизни могут научить только те, кто сами так живут.

Воз­ни­кает вопрос: а могут ли тогда стать крест­ными пред­ста­ви­тели других хри­сти­ан­ских кон­фес­сий, напри­мер като­лики или люте­ране? Ответ отри­ца­тель­ный – не могут по тем же при­чи­нам. Вос­при­ем­ни­ками при Кре­ще­нии могут стать только пра­во­слав­ные хри­сти­ане.

Что из вещей нужно при­не­сти с собой на Кре­ще­ние и кто из крест­ных это должен сде­лать?

Для Кре­ще­ния пона­до­бится кре­стиль­ный набор. Как пра­вило это натель­ный кре­стик с цепоч­кой или тесе­моч­кой, несколько свечей, кре­стиль­ная рубашка. Кре­стик можно при­об­ре­тать и в обыч­ных мага­зи­нах, но тогда сле­дует попро­сить свя­щен­ника его освя­тить.

Пона­до­бится поло­тенце или пеленка, чтобы завер­нуть и выте­реть малыша после купели.

По непи­са­ной тра­ди­ции для маль­чика кре­стик при­об­ре­тает крест­ный отец, а для девочки – крест­ная мать. Хотя этого пра­вила не обя­за­тельно при­дер­жи­ваться.

Сколько у чело­века должно быть крест­ных отцов и мате­рей?

Один. Как пра­вило одного с ребен­ком пола, то есть для маль­чика – крест­ный, а для девочки – крест­ная.

Воз­мож­ность иметь для ребенка одно­вре­менно и крест­ного отца и крест­ную мать явля­ется бла­го­че­сти­вым обы­чаем.

Иметь более двух вос­при­ем­ни­ков не при­нято.

Как выбрать крест­ных для ребенка?

Глав­ным кри­те­рием выбора крест­ного или крест­ной должно стать то, сможет ли этот чело­век впо­след­ствии помо­гать в хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии вос­при­ня­того от купели. Сте­пень зна­ком­ства и просто при­яз­нен­ность отно­ше­ний тоже важны, но это не глав­ное.

В преж­ние вре­мена забота о рас­ши­ре­нии круга людей, кото­рые будут серьезно помо­гать родив­ше­муся чаду, делала неже­ла­тель­ным при­гла­ше­ние в каче­стве крест­ных бли­жай­ших род­ствен­ни­ков. Счи­та­лось, что они и так, в силу при­род­ного род­ства, будут помо­гать ребенку. По этой при­чине родные бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети редко ста­но­ви­лись вос­при­ем­ни­ками. Тем не менее это не воз­бра­ня­ется, а сейчас ста­но­вится все более частым явле­нием.

Может ли бере­мен­ная жен­щина стать крест­ной мате­рью?

Может. Бере­мен­ность не явля­ется пре­пят­ствием для вос­при­ем­ни­че­ства. Кроме того, если бере­мен­ная жен­щина сама хочет при­нять Таин­ство Кре­ще­ния то она вполне может это сде­лать.

Кто не может быть крест­ным?

Несо­вер­шен­но­лет­ние; ино­верцы; душев­но­боль­ные; совер­шенно несве­ду­щие в вере; лица в нетрез­вом состо­я­нии; не могут быть крест­ными у одного ребенка состо­я­щая в браке пара.

Что крест­ные должны пода­рить крест­нику?

Этот вопрос лежит в обла­сти чело­ве­че­ских обы­чаев и не каса­ется духов­ной жизни, регу­ли­ру­е­мой Цер­ков­ными пра­ви­лами и кано­нами. Иными сло­вами – это личное дело крест­ных. Можно и вовсе ничего не дарить.

Однако дума­ется, что пода­рок, если тако­вой все же будет иметь место, должен быть полез­ным и напо­ми­нать о Кре­ще­нии. Это может быть Библия или Новый Завет, натель­ный кре­стик или икона свя­того, в честь кото­рого назван ребе­нок. Вари­ан­тов много.

Если крест­ные не выпол­няют своих обя­зан­но­стей можно ли взять других крест­ных и что для этого нужно делать?

В прямом смысле слова – нельзя. Крест­ным будет только тот, кото­рый вос­при­ни­мал ребенка от купели. Однако в неко­то­ром смысле так можно посту­пить.

Про­ве­дем парал­лель с обыч­ным рож­де­нием: допу­стим, отец и мать, родив на свет своего малыша, отка­зы­ва­ются от него, не выпол­няют своих роди­тель­ских обя­зан­но­стей и не забо­тятся о нем. В этом случае ребенка может кто-нибудь усы­но­вить и вос­пи­тать, как род­ного. Этот чело­век и станет, хоть и при­ем­ным, но роди­те­лем в под­лин­ном смысле этого слова.

Так же и в рож­де­нии духов­ном. Если насто­я­щие крест­ные не выпол­няют своих обя­зан­но­стей, и есть чело­век, кото­рый может и хочет взять на себя их функ­цию, то ему сле­дует полу­чить бла­го­сло­ве­ние на это у свя­щен­ника и после этого начать все­мерно забо­титься о ребенке. И «крест­ным» при этом его тоже можно назы­вать.

При этом вто­рично Кре­стить ребенка нельзя.

Может ли моло­дой чело­век стать крест­ным у своей неве­сты?

Одно­значно нет. Между крест­ным роди­те­лем и крест­ни­ком воз­ни­кает духов­ное род­ство, кото­рое исклю­чает воз­мож­ность вступ­ле­ния в брак.

Сколько раз чело­век может ста­но­виться крест­ным?

Столько, сколько посчи­тает воз­мож­ным.

Быть крест­ным роди­те­лем очень ответ­ственно. Кто-то может осме­литься взять на себя такую ответ­ствен­ность один или два раза, кто-то пять или шесть, а кто-то, воз­можно, и десять. Каждый сам для себя опре­де­ляет эту меру.

Может ли чело­век отка­заться стать крест­ным? Не будет ли это грехом?

Может. Если он чув­ствует, что не готов нести ответ­ствен­ность за ребенка, то будет чест­нее и перед роди­те­лями и перед ребен­ком и перед самим собой ска­зать об этом прямо, нежели стать фор­мально крест­ным и не выпол­нять своих обя­зан­но­стей.

Можно ли стать крест­ным у двух или трех детей из одной семьи?

Да, можно. Ника­ких кано­ни­че­ских пре­пят­ствий к этому нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *