как узнать дату постановки на учет самозанятого
Как проверить статус самозанятого
Если компания платит самозанятому, который на самом деле не самозанятый, налоговая может выставить штрафы за отчеты и потребовать доплатить взносы и НДФЛ. Рассказываем, как проверить статус исполнителя.
Зачем проверять регистрацию самозанятого
Компания вправе работать с исполнителями-физлицами и самозанятыми. Самозанятые — те, кто зарегистрировались как плательщики налога на профессиональный доход.
С гонорара самозанятому компания не платит налоги, взносы и не сдает отчеты. Заплатили, и всё. Но, когда компания переводит деньги, например дизайнеру-физлицу, она должна вместе с переводом оплаты:
Если заплатить исполнителю и не отчитаться, будут штрафы.
Штрафы, если заплатить исполнителю и не отчитаться
С самозанятыми ничего этого делать не надо, достаточно просто напрямую оплатить услуги. Но если фрилансер говорит, что самозанятый, а на самом деле он не самозанятый, то однажды налоговая это заметит и попросит заплатить за всё время работы. Поэтому лучше всё-таки проверить статус фрилансера самим.
Как проверить, самозанятый исполнитель или нет
У налоговой есть сервис для проверки самозанятых. Чтобы узнать статус исполнителя, компании понадобится его ИНН.
Для проверки переходим по ссылке, открывается окно с двумя строками: поисковый запрос — сюда вводим ИНН исполнителя — и дата.
Вводим ИНН и дату, нажимаем кнопку «Найти». Если исполнитель зарегистрировался как самозанятый, ответ будет таким:
Второй вариант ответа сервиса — «не является плательщиком налога на профессиональный доход». Значит, исполнитель не самозанятый.
Советуем проверить статус самозанятого перед оплатой и сделать скриншот результатов. На всякий случай.
Как самозанятые могут получить справки о постановке на учет и о состоянии расчетов
ФНС РФ в своем письме от 05.06.2019 № СД-4-3/10848 привела формы справок для самозанятых о постановке на учет и о состоянии расчетов.
Ведомство напоминает, что физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика НПД.
Для подтверждения постановки на учет в качестве налогоплательщиков НПД, а также получения информации о сумме полученных доходов, облагаемых НПД, ФНС разработала формы справок:
Указанные справки можно сформировать в электронной форме в мобильном приложении «Мой налог» и в веб-кабинете «Мой налог». Сформированные справки подписываются электронной подписью ФНС РФ.
Датой постановки на учет в качестве самозанятого является дата направления в ИФНС соответствующего заявления (ст. 5 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
При постановке на учет самозанятые освобождаются от уплаты НДФЛ в отношении доходов, являющихся объектом обложения налогом на профессиональный доход. ИП, ставшие самозанятыми и отказавшиеся от применения других налоговых спецрежимов, не признаются плательщиками страховых взносов.
Снятие с учета в качестве самозанятого осуществляется путем направления через мобильное приложение «Мой налог» заявления о снятии с учета. Датой снятия физлица с учета в качестве самозанятого является дата направления в ИФНС соответствующего заявления. Также физлицо снимается с учета и утрачивает статус самозанятого в случаях:
Как пользоваться приложением «Мой налог». Инструкция для самозанятых
Чтобы стать самозанятым, достаточно иметь смартфон. Не придется идти в налоговую инспекцию, писать заявление и что-то платить. Для самозанятых работает мобильное приложение «Мой налог». Оно нужно тем, кто хочет и может использовать новый спецрежим «Налог на профессиональный доход».
Если вы еще не знаете, что это такое, почитайте наши статьи:
Закон о налоге на профессиональный доход вступил в силу 1 января 2019 года. Чтобы платить налог по льготным ставкам и работать без кассы, положено зарегистрироваться — для этого и нужны приложение «Мой налог» и личный кабинет самозанятого. Вот самая подробная инструкция, как всем этим пользоваться.
Регистрация через приложение «Мой налог»
Применять новый спецрежим «Налог на профессиональный доход» смогут только те, кто подаст заявление через приложение или веб-кабинет и получит подтверждение от налоговой. Никаких бумаг заполнять и относить в налоговую не нужно, все только через интернет.
Вот как зарегистрироваться через приложение «Мой налог».
Скачайте мобильное приложение. Оно доступно в Эпсторе и Гугл-плее. Не попадитесь мошенникам: в интернете уже есть приложения-подделки. Вот правильные ссылки от ФНС:
Выберите способ регистрации. Их два — по паспорту и через личный кабинет налогоплательщика. Для регистрации по паспорту нужен разворот вашего паспорта с фотографией и работающая камера на телефоне. Для регистрации через личный кабинет — ИНН и пароль, который дают в налоговой и который вы вводите для проверки имущественных налогов.
Укажите номер телефона. В ответ придет код подтверждения. То есть телефон должен быть реальный и к нему нужен доступ. Без кода номер не подтвердят и регистрации не будет.
Выберите регион. Налог на профессиональный доход действует только в четырех регионах: Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане. Здесь учитывается не место жительства, а место ведения деятельности. Можно жить в Орле, а работать в Москве. Вы сами решаете, какой регион выбрать, но он должен быть только один.
Если пароля от личного кабинета у вас нет, а в налоговую за ним идти не хочется, можно зарегистрироваться по паспорту. Понадобится разворот с фотографией.
Вводить данные не придется, приложение будет само сканировать документы и заполнять заявление
Подтвердите регистрацию. Если вы согласны, то сейчас станете самозанятым. По крайней мере, получите доступ к функциям приложения: сможете отправлять чеки и следить за начислениями налога.
Еще нужно ввести пин для доступа. Дальше настраивайте вход по отпечатку пальца или фейс-айди — в зависимости от телефона. Но на работу приложения это уже не влияет.
Еще в приложении можно зарегистрироваться по учетной записи на госуслугах.
Иногда после регистрации появляется сообщение, что у вас тестовый доступ. Это значит, что налоговая проверяет данные. У нее на это есть шесть дней. Но чеки можно формировать и отправлять покупателям уже сейчас. Следите за статусом: если что-то пойдет не так, в регистрации могут и отказать.
Регистрация через веб-кабинет для самозанятых
На сайте nalog.ru есть личный кабинет налогоплательщика, о котором все и так знают. Но — внимание! — это не тот личный кабинет, через который регистрируются самозанятые. У них свой сервис и отдельный личный кабинет.
Вот правильная ссылка для доступа и регистрации: https://lknpd.nalog.ru/
Через веб-кабинет можно зарегистрироваться только по ИНН и паролю. По паспорту нельзя. Зато этот вариант подходит тем, у кого нет смартфона или кто не хочет скачивать приложение. Личный кабинет для спецрежима «Налог на профессиональный доход» доступен со стационарного компьютера, даже если у вас кнопочный телефон. Приложение «Мой налог» тут не пригодится.
При регистрации через сайт тоже нужно подтвердить номер телефона и выбрать регион.
Можно зарегистрироваться через приложение, а чеки отправлять через сайт — и наоборот. Когда вы стали самозанятым, то можно пользоваться любым сервисом. Информация о доходах тоже доступна везде.
В веб-кабинете доступна и регистрация по паролю от госуслуг. Если есть подтвержденная учетная запись, можно использовать ее для входа в личный кабинет. Но здесь нужно быть очень внимательным: при первой же авторизации таким способом произойдет автоматическая постановка на учет в качестве самозанятого.
Как сформировать и отправить чек
На каждое поступление от клиентов нужно сформировать чек. Как вы получили деньги, не имеет значения. На счет в банке, наличными или на карту — это ваше дело. Чек вы формируете сами.
Делать это нужно через приложение или на сайте.
Как проверить статус самозанятого гражданина
Проверка самозанятого на сайте ФНС онлайн — это процедура контроля плательщика налога на профессиональный доход. Введите ИНН контрагента и узнайте его текущий статус.
Зачем проводить проверку
Самозанятость подразумевает льготы в работе с контрагентами: покупатель не платит налоги и взносы с сумм оплаты за товары, работы, услуги. Плательщики НПД освобождены от НДФЛ и страховых взносов, они платят единый налог на профессиональный доход. Заказчикам, которые сотрудничают с такими налогоплательщиками, необходимо проверить самозанятое лицо заранее, до заключения договора гражданского правового характера. Если юрлицо заключит соглашение и перечислит деньги физическому лицу без статуса самозанятости, его ожидают штрафы и разбирательства с налоговой инспекцией, блокировка счетов от банка.
По этой же причине надлежит проверить чек самозанятого при его получении. Плательщик НПД обязан формировать чеки по каждой операции — при фактическом получении дохода. В чеке стоит отметка о принадлежности к самозанятости и QR-код с уникальным кодом по каждому расчету.
Информация о каждом плательщике НПД содержится в реестре самозанятых, который ведет Федеральная налоговая инспекция (ст. 5 422-ФЗ от 27.11.2018). Для всех пользователей доступна проверка статуса самозанятого по ИНН на сайте налоговой, причем абсолютно бесплатно. У заказчика есть возможность заранее узнать, относится ли его контрагент к плательщикам налога на профессиональный доход, действуют ли льготы на расчетные операции и вправе ли организация учитывать чеки самозанятого в затратах при исчислении налоговых вычетов.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как ИП стать самозанятым. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как проверить статус самозанятого
У заказчика есть два варианта — собственная проверка на самозанятость по ИНН бесплатно или справка о постановке на учет в качестве налогоплательщика НПД. Справку по КНД 1122035 предоставляет сам плательщик профессионального налога по запросу контрагента. Документ формируется в личном кабинете налогоплательщика или в мобильном приложении «Мой налог» (письма ФНС № СД-4-3/10848@ от 05.06.2019, № ЕД-4-20/18515 от 13.09.2019). Справка оформляется в электронной форме, ее подписывают усиленной квалифицированной ЭЦП и передают по электронной почте.
Контроль через сервис ФНС доступен абсолютно всем и производится в любой момент по запросу пользователя. Регистрация на сайте ФНС не требуется, плата за сервис не взимается.
Пошаговая инструкция, как проверить регистрацию самозанятого по ИНН через сервис Федеральной налоговой инспекции:
Шаг 1. Перейти по ссылке на сайт ФНС.
Шаг 2. Ввести ИНН контрагента.
Шаг 3. Указать дату, на которую необходимо узнать статус.
Шаг 4. Нажать кнопку «Найти».
Шаг 5. Получить результат проверки.
Пользователю проверить самозанятого по Ф.И.О. на сайте ИФНС нельзя, проверка осуществляется только по идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН). Помимо сайта ФНС, проверка доступна и на специальном ресурсе для налогоплательщиков ПД — Самозанятые. РФ. Порядок действий аналогичен: ввести идентификационный номер и дату, на которую необходимо получить сведения.
Что делать, если человек не зарегистрирован как самозанятый
В нормативах налоговой указано, как можно узнать, человек зарегистрирован или нет как самозанятый, — через специальный сервис ФНС. Кроме того, такая опция теперь действуют во многих банках при совершении онлайн-платежей.
Если проверить по Ф.И.О. в реестре самозанятых граждан в 2021 году или по ИНН не удалось, запросите у налогоплательщика по ПД справку по форме 1122035. Документ является юридическим подтверждением самозанятости.
Работа с фрилансерами без статуса самозанятости грозит заказчику штрафами и пенями. Накажут и незарегистрированного предпринимателя — его оштрафуют и лишат права оформить самозанятость, чтобы задекларировать доходы и получить льготный статус в текущем году. За ведение коммерческой деятельности без регистрации положены:
Если подтвердить незадекларированный доход документально не получится, налоговая инспекция посчитает прибыль по усредненным отраслевым показателям на основании статистических сведений.
Хочу принять на работу самозанятого: как составить договор и подтверждать расчёты
Работать с самозанятыми выгодно: не надо платить за них НДФЛ 13%, страховые взносы и сдавать отчётность, а оплату их работ и услуг можно относить к расходам — и уменьшать налоги к уплате. Но если неправильно оформить отношения с такими сотрудниками, работодатель рискует: налоговая доначислит налоги, страховые взносы и выпишет штраф.
Если вам некогда читать всю статью, смотрите блок «Коротко» в конце материала.
Чтобы начать работать с самозанятым, проверьте его статус, заключите договор и собирайте чеки после каждой оплаты. Вот как это сделать.
Проверьте, что сотрудник действительно самозанятый
Если вы только начинаете сотрудничать с самозанятым, удостоверьтесь, что он действующий плательщик налога на профессиональный доход. Бывает, что некоторые становятся самозанятыми, а потом снимаются с учёта. Работодатели, не зная этого, продолжают работать с ними как с самозанятыми: не платят за сотрудников подоходный налог и страховые взносы. Если налоговая об этом узнает, вам нужно будет заплатить за бывшего самозанятого НДФЛ и внести взносы в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.
Проверить статус самозанятого можно двумя способами: попросить сотрудника прислать справку о постановке на учёт или пробить самозанятого по ИНН на сайте налоговой. Обе проверки равнозначны и бесплатны. Выбирайте тот способ, который удобнее.
Справка о постановке на учёт. Попросите самозанятого прислать справку из приложения «Мой налог». Такая справка формируется бесплатно.
Справка о постановке самозанятого на учёт
Проверка статуса самозанятого на сайте налоговой
Составьте договор
Для работы с самозанятым подойдёт типовой гражданско-правовой договор, например договор оказания услуг. Можно подписать такой договор один раз перед началом работы или подписывать его перед каждой оплатой в виде договора-счёта-акта. Второй способ подойдёт, если вы будете оформлять с самозанятым акты выполненных работ.
Договор с самозанятым немного отличается от того, который работодатель подписывает с обычными сотрудниками. Вот примеры формулировок, которые содержит договор с самозанятым. Используйте их или подобные.
Сафонова Ольга Сергеевна, являющаяся плательщиком налога на профессиональный доход на основании справки о регистрации плательщика налога на профессиональный доход № ХХХXX, именуемая далее «Исполнитель», с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Космос», в лице Генерального директора Бухарова Ивана Олеговича, действующего на основании Устава, далее именуемое «Заказчик», с другой стороны (далее «Стороны»), заключили настоящий договор (далее – «Договор») о нижеследующем.
Работодатель не платит НДФЛ и страховые взносы
Исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход, в связи с чем Заказчик освобождается от обязанности перечислять налоги и страховые взносы за Исполнителя в бюджет РФ на основании п.8 ст.2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
Самозанятый обязан выдавать чеки
Исполнитель обязуется при получении оплаты от Заказчика предоставлять чеки из приложения «Мой налог».
Самозанятый обязан сообщить об утере статуса самозанятого
В случае снятия Исполнителя с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход он обязуется сообщить об этом Заказчику письменно в течение 3 дней с даты снятия с такого учета.
Важно. Отношения с самозанятым регулирует гражданско-правовой договор, а не трудовой. Поэтому в договоре с самозанятым не должны быть прописаны должностные обязанности, штатное расписание, режим рабочего времени и времени отдыха. Если включить эти пункты в договор с самозанятым, при проверке налоговая может посчитать такой договор трудовым — и обязать работодателя доплатить за сотрудника налоги и взносы.
Запрашивайте чеки после каждой сделки
После того, как самозанятый выполнил работы или услуги, он должен прислать чек из приложения «Мой налог». Чек — подтверждение оплаты и гарантия того, что работодателю не надо платить НДФЛ и взносы. Без чека вы не можете отнести сумму, которую перевели самозанятому, к расходам и провести её в бухгалтерии. А если налоговая во время проверки на увидит чеки по выплатам, то обяжет работодателя доплатить за сотрудника НДФЛ и страховые взносы, а также оштрафует. Штраф составит 20% от суммы, недоплаченной в бюджет.
Чек из приложения «Мой налог»
По закону самозанятый обязан отправить чек не позднее 9 числа месяца, следующего за месяцем оплаты. Например, если вы оплатили работу в марте, самозанятый должен прислать чек не позднее 9 апреля. Но лучше договориться, чтобы сотрудник отправлял чеки после каждой оплаты: так вы не запутаетесь в документах.
Проверьте чек. Получив чек, убедитесь, что он верный. Если вы заплатили самозанятому 5 тысяч рублей, а он выдал чек на 4 тысячи, то вы не сможете подтвердить расходы в бухгалтерии. Проверьте на чеке вид работ, сумму, ИНН заказчика и исполнителя. Если обнаружите ошибку, попросите самозанятого аннулировать чек в приложении «Мой налог» и выбить его заново.
Как хранить чеки. Самозанятый может выдавать чеки в электронном и бумажном виде. Хранить чеки вы можете в любом удобном формате. Например, можно складывать электронные чеки в папку сотрудника в облачном хранилище. Так вы не рискуете потерять документы при переустановке системы или очистке компьютера от вирусов.
Сколько хранить чеки. ИП обязаны хранить чеки четыре года, а компании — пять лет.
Чтобы оставить жалобу на самозанятого, выберите раздел «Иные обращения»
Чек обязателен, акт — на ваше усмотрение. Некоторые работодатели регулярно подписывают с самозанятым акт выполненных работ: это добавляет бумажной работы. Подписывать акты не обязательно, так как закон разрешает работать с самозанятым без них. Акт в этом случае — способ подстраховки для работодателя. То есть гарантия того, что исполнитель выполнил работу и у вас нет взаимных претензий. Такой акт пригодится в спорной ситуации, например, его можно использовать как доказательство в суде.
Так выглядит акт, который подписывают с самозанятым
Коротко: как принять на работу самозанятого
Для работы с самозанятым подойдёт типовой гражданско-правовой договор, например договор оказания услуг, или договор-счёт-акт.
В договоре должны быть прописаны статус самозанятого, обязанность самозанятого выдавать чеки и вовремя сообщать о снятии с режима НПД, а также то, что работодатель не платит НДФЛ и страховые взносы за сотрудника.
После каждой оплаты самозанятый должен сформировать чек в приложении «Мой налог» и отправить его работодателю.
ИП обязаны хранить чеки четыре года, ООО — пять лет.
Закон разрешает работать с самозанятым без актов выполненных работ. Акты можно собирать для подстраховки.
- как узнать дату постановки на учет в налоговом органе по инн физического лица
- как узнать дату постройки дома по адресу