как узнать дату регистрации в загсе по фамилии
Граждане смогут получать сведения из единого реестра ЗАГС в электронной форме
Sashkin7 / Depositphotos.com |
Правительство РФ приняло постановление, которым определены порядок, перечень и сроки предоставления госорганам и гражданам сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре ЗАГС. Документ был официально опубликован сегодня (постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1746 1 ). Сегодня же он и вступает в силу.
Информация из реестра может предоставляться, в частности, МВД России, ФНС России, ПФР, ФСС России и ряду других госорганов. А гражданам она будет направляться в части сведений, касающихся их самих, либо детей, не достигших совершеннолетия (п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).
Гражданам для получения сведений о себе нужно составить запрос, указав в нем, в частности, свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства. Правительство РФ уточнило, что физлицам направят сведения по запросу через единый портал либо региональные порталы госуслуг в течение одного рабочего дня со дня, когда оператор получит запрос. Ответы на запросы можно будет посмотреть в личном кабинете. Получение сведений возможно однократно либо по подписке. В последнем случае физлица по мере необходимости смогут актуализировать сведения и менять критерии их предоставления. В таком случае нужно будет направлять соответствующие запросы оператору.
Напомним, что положения о Едином реестре записей актов гражданского состояния вступили в силу с 1 октября 2018 года.
1 С текстом постановления Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1746 «Об утверждении Правил предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» можно ознакомиться на Официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001201901040002).
Проверить запись в Едином реестре ЗАГС теперь можно в мобильном приложении
ФНС России разработано и размещено в магазинах приложений Арр Store и Google Play мобильное приложение “Реестр ЗАГС” для смартфонов, позволяющее считать QR-код и проверить наличие записи акта, указанной в свидетельстве, в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния напрямую в центре обработки данных ФНС России. QR-код нанесен в левом верхнем углу на бланках нового образца сформированных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния.
Кроме того, в мобильном приложении реализован функционал поиска ближайшего органа ЗАГС с учетом сервисов геолокации смартфона или введенного адреса ЗАГС.
Уже сегодня с использованием мобильного приложения “Реестр ЗАГС” можно:
- Проверить наличие записи акта, составленной после 01.10.2018, в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, используя QR-код, нанесенный в левом верхнем углу гербового свидетельства нового образца;Найти ближайший к Вам орган ЗАГС и узнать режим его работы и контактный телефон.
В перспективе, планируется расширить функционал и ввести возможность оплачивать госпошлину за оказание услуг ЗАГС с помощью мобильного телефона.
Единый государственный реестр ЗАГС введен в эксплуатацию 1 октября 2018 года. Уже внесено более 3 млн записей. ЕГР ЗАГС позволит государственным органам получать полную информацию о населении, что даст возможность сделать социальные программы поддержки более адресными. К концу 2020 года планируется оцифровать все акты гражданского состояния, составленные с 1926 года.
Какие документы можно найти в архивах загса
В столичном Управлении ЗАГС есть особый департамент, который никого не женит и не разводит, — архивно-информационный отдел. Там на протяжении века хранятся секретные документы о каждом москвиче. В подземной «библиотеке» — целые саги о жизни столичных семей. Ради кого бросил прадедушка девять детей? Почему бабушка вдруг помолодела на 20 лет? Были ли у вас в роду графы и князья?
За такими сведениями в отдел с начала 2020 года обратились более 10 тысяч москвичей, и эта цифра продолжает расти. К дому 10 в Малом Харитоньевском переулке ежедневно приходят по 100 человек. О том, что скрывают подвалы ЗАГС, кто и как помогает раскрыть семейные тайны, — в материале mos.ru.
Толстая книга
На стене в кабинете начальника архивно-информационного отдела ЗАГС висит под стеклом Декрет о гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния. С этого постановления 1917 года началась история советских органов ЗАГС. Первые отделения открылись в Москве и Петрограде. Декрет — напоминание о том, какую толстую книгу можно написать о людях столицы, если поднять все акты, составленные за век. С тех пор перелистано много страниц, менялось законодательство, но документы, собранные за 100 лет, сохранились.
Архивно-информационный отдел ЗАГС отличается от Главархива Москвы. Здесь находятся особые документы. Их содержимое держится в строжайшем секрете.
Документы лежат на полках отдела целый век, а затем передаются в государственные архивы России.
Бабушка-артистка и отлученный прадед
Зачем все это хранить? Прежде всего об архиве загса вспоминают, когда находят ошибку в документах и хотят исправить. Бумаги писали вручную, некоторые буквы получались похожими. Часто возникает путаница с Ч и Г. Из-за этого фамилия одного и того же человека может быть неодинаково написана в разных документах.
«Чучков может вполне оказаться Гучковым, например. Поэтому в наших картотеках эти буквы алфавита стоят рядом. А определить, как правильно, могут только опытные специалисты», — говорит Евгения Елимова, пока мы спускаемся по лестнице в подвал.
Там расположены камеры хранения вдоль коридорных стен и комнаты с сейфами под потолок. Евгения называет их «справочно-поисковой системой советского периода». Это библиотека судеб. На полках наклеены надписи: «Рождение», «Брак», «Смерть».
Самые частые обращения поступают от тех, кому необходим апостиль — штамп, соответствующий требованиям Гаагской конвенции, который доказывает подлинность документа, подписи должностного лица и ее расшифровки, а также печати. Бумага с апостилем обладает юридической силой во всех странах — участницах Гаагской конвенции.
«Наши соотечественники уезжают за рубеж, поэтому им нужен апостиль, например, на свидетельство о рождении или на справку об отсутствии брака. И хотя это, пожалуй, самая дорогая госуслуга — ее стоимость две с половиной тысячи рублей, спрос на нее очень большой. Кто-то выходит замуж за иностранца, кто-то едет работать или учиться. Раньше у студентов лидировала Англия, сейчас — Чехия. И мы помогаем таким клиентам отправиться на встречу со своей судьбой», — объясняет начальник отдела.
«Подобные запросы поступают постоянно. Мы можем помочь, если заявитель принесет имеющиеся документы, например свидетельство о смерти, в котором указана и дата рождения. По этим датам есть шанс определить перемещение человека, его настоящую фамилию. Был у нас такой случай. Пришла внучатая племянница одной артистки. Та оставила ей после смерти четыре квартиры в центре Москвы. Но, когда девушка попыталась оформить наследство у нотариуса, тот отказал: во всех документах стояли разные фамилии и разные даты рождения!» — вспоминает Евгения Елимова.
Выяснилось, что бабушка-артистка четыре раза выходила замуж и с каждым новым паспортом меняла фамилию и молодела на пять лет. Юрист предложил клиентке решить этот вопрос в суде и попросил гонорар — пять процентов от стоимости унаследованного имущества. В архивно-информационном отделе ЗАГС ей помогли установить личность бабушки за 350 рублей (дело было в 2006-м). Сейчас услуга стоит 650 рублей.
Окно в судьбу
Предварительная запись в архивно-информационный отдел не требуется. «Мы пробовали работать по такой схеме. Не вышло. Бывало, человек записывался заранее, например на проставление апостиля, и в итоге приносил не один документ, а весь семейный архив. На оформление каждой бумаги нужно 15 минут. У остальных записавшихся время сдвигалось», — рассказывает Евгения Елимова.
По ее словам, желающих прочитать книгу своей жизни или написать новую столько, что сотрудники (их сейчас 19) едва справляются. В 2015-м за апостилем, к примеру, обращались 10 тысяч заявителей в год, в 2019-м таковых было уже 19 тысяч. Будет еще больше.
«Не имеем права всех одновременно впустить внутрь. У нас приемный зал — 20 метров, три окна, мы не можем нарушать социальную дистанцию. Работаем сверхурочно, до последнего заявителя», — поясняет Евгения Александровна.
Помимо обслуживания клиентов, штатным специалистам предстоит переводить консульские записи в электронный формат для ЕГР (Единого государственного реестра), который вступает в силу с 1 января 2021 года. Когда это произойдет, справки можно будет получать не по месту хранения актов гражданского состояния, а там, где удобно. Чтобы вступить в эту новую главу в истории загсов, надо вручную вбить в систему данные.
Большой секрет
Новых сотрудников набрать непросто. На подготовку хорошего специалиста уйдет лет пять. Не каждый согласится здесь работать: на многих наложен гриф секретности и запрет на выезд за рубеж.
«Тем не менее сюда приходят и задерживаются надолго. Одна сотрудница, например, начала работать у нас в 18 лет и вот уже 35 лет с нами. Служба в архиве накладывает определенный отпечаток, меняется мышление. Я, например, 20 лет трудилась на должности заместителя начальника загса. Через пять лет стала профессионалом. Через 10 реализовала себя. Через 15 блистала. А через 20 мне все наскучило, потому что сюжет уже известен. И когда мне предложили возглавить архивно-информационный отдел, я обрадовалась. Здесь не бывает скучно», — рассказывает Евгения Елимова.
Ее заместитель работает в отделе 12 лет. На ней все вопросы, связанные с апостилем, и формирование архивного фонда.
«Я люблю это здание, шкафы, стеллажи. Люблю людей. Работа социальная, мы помогаем тем, кто нуждается в нашей помощи», — говорит заместитель начальника архивно-информационного отдела ЗАГС Татьяна Орлова.
Посетители — главные герои. Сотрудники отдела утверждают, что их миссия — исполнять желания людей, а не безразлично придерживаться буквы закона. Евгения Александровна вспоминает: недавно в Москву вернулся русский немец, эмигрировавший в Германию в начале нулевых. Приехал продлевать документы. Пообщался со специалистами архивно-информационного отдела и восхитился: в Германии нет понятий «сейчас» и «срочно», там запись на получение справок за две недели, а здесь люди готовы задержаться на работе, чтобы клиент успел оформить все бумаги, не почувствовав бюрократии.
«Мы делаем все, чтобы посетители, особенно надолго уезжающие за границу, вспоминали нас, как добрую сказку», — резюмирует Евгения Елимова.
Как узнать дату регистрации брака по фамилии и кто может запросить такую информацию
Сегодня информация о дате бракосочетания является открытой, но не для всех лиц. Специалисты выдают справку о гражданском состоянии только тем, кто имеет право на ее получение. Понадобиться она может в различных случаях, но получить ее возможно только в установленном законом порядке.
Можно ли получить информацию о заключенных браках в ЗАГСе?
Требуется предоставить полный пакет документов и оформить заявление, чтобы запрос был удовлетворен.
Она выдается в тех случаях, когда сотрудник неправомочен выдавать свидетельство о заключении брака.
Обычно ее запрашивают сами супруги, которые потеряли документ, подтверждающий их брачные узы, или бывшие супруги после развода. Ее может получить заявитель лично или через доверенное лицо. У последнего должна быть доверенность, заверенная у нотариуса.
Согласно закону ФЗ-143 «Об актах гражданского состояния», справку могут получить:
Как проверить, зарегистрирован ли брак в ЗАГСе?
Сегодня есть много различных онлайн сервисов, которые гарантируют предоставление данных о конкретно взятом человеке. Часто они оказывают услуги за определенную плату.
Но специалисты не рекомендуют обращаться в подобные компании, так как они не предоставляют официальные сведения.
Более того, их действия являются противозаконными, так как сведения не носят полностью открытый характер, а доступ к базе не предоставляется коммерческим структурам.
То есть, получив деньги, они могут предоставить неверную информацию, поэтому лучше всего обращаться к специалистам ЗАГС напрямую.
При желании уточнить информацию необходимо сделать следующее:
Есть несколько форм ответа:
Как узнать, в каком ЗАГСе была регистрация брака?
Нотариус имеет право отправлять запросы в архив ЗАГС. Однако услуга платная.
Если заявитель является родственником того, о ком необходимо получить сведения, то можно самостоятельно прийти в отдел ЗАГС для получения данных.
Так как база данных пока не объединена между всеми отделениями ЗАГС, то придется подождать.
В течение 30 дней отправляется запрос в архив ЗАГС, а он, в свою очередь, запрашивает данные в том отделении, где предположительно происходила регистрация отношений. При положительном ответе последняя инстанция передает ответ архиву, а он отправляет его в отделение ЗАГС, куда обращался заявитель.
Обычно эти сведения необходимы во время разрешения наследственных споров или для признания нового брака недействительным. Иногда при потере паспорта штамп о регистрации отношений не восстанавливается. При обращении в ЗАГС для подачи заявления на вступление в брак считается, что гражданин действует осознанно. К тому же он указывает в документе, что причин для отказа в его принятии нет. Согласно действующему законодательству запрещено вступать в новый брак до прекращения старого. Зная, где и когда гражданин зарегистрировал брак впервые и разводился ли он после этого, можно понять легитимность второго брачного союза.
+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19
Это быстро и бесплатно!
Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Как узнать дату регистрации брака по фамилии супругов?
Иногда у заявителя есть только данные об именах и фамилии супругов. Если это лицо является наследником или близким родственником, то можно получить информацию о дате регистрации отношений в отделении ЗАГС. Данный процесс аналогичен описанному выше. Заинтересованное лицо может обратиться в любое отделение ЗАГС или к нотариусу. Написав заявление, можно получить данные сведения в установленном законом порядке.