как узнать диагноз родственника в больнице
Памятка по информированию пациента о состоянии здоровья
В соответствии со ст. 22 закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
«1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.
3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».
Если Вы считаете, что Ваше право на информацию о состоянии здоровья не обеспечивается в полном объёме, нарушено или ущемлено, Вы можете:
1. Обратиться к руководителю структурного подразделения, в котором Вам оказывается медицинская помощь, а также:
— к заместителю начальника поликлиники по медицинской части Оксане Михайловне Конычевой, каб. 210, тел: (499) 972 34 64;
— к начальнику поликлиники Алле Владимировне Ерошиной, каб. 405, тел: (499) 972 36 32
Заглянуть в карту
Имеет ли право пациент узнать о назначенных анализах и исследованиях, а также их результаты, зафиксированные в медицинской карте?
Сергей Шкитин: Конечно, имеет. Каждый гражданин имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе его развития. Его обязаны проинформировать о методах лечения, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях, а также и результатах оказания медпомощи.
И это не просто слова. Все это зафиксировано в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№ 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года), в 22-й статье.
Каким образом можно эту информацию получить: попросить, например, чтобы сделали выписку, потребовать медкарту и сфотографировать нужные страницы?
Сергей Шкитин: Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
Для этого нужно сделать запрос. Причем направить его в медорганизацию можно и в электронной форме. Тогда отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них тоже могут предоставить в виде электронных документов.
Кто конкретно должен предоставлять информацию?
Сергей Шкитин: Лечащий врач. Он отвечает на запрос и дает исчерпывающие ответы на все интересующие пациента или его законного представителя вопросы. Это касается и диагностики заболеваний, и установленного диагноза, и проводимого лечения, и дальнейших рекомендаций.
А если устной беседы недостаточно, если, например, пациент хочет получить медицинское заключение на руки, чтобы проконсультироваться в другом медучреждении?
Сергей Шкитин: Есть приказ Минздрава России от 29 июня 2016 года № 425н, который утвердил Порядок ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента.
К кому обратиться, если доктор или сотрудник регистратуры отказывает?
Сергей Шкитин: Можно обратиться как к должностному лицу медорганизации (например, главному врачу, его заместителю), так и в страховую медицинскую организацию, выдавшую ему полис ОМС (страховому представителю). Страховой представитель поможет урегулировать этот вопрос.
Если пациенту что-то непонятно с показателями, анализами и т.д., обязан ли лечащий доктор объяснить, что и как (многие, не добившись объяснений, лезут в интернет со всеми вытекающими)?
Сергей Шкитин: Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, которые проводили его обследование и лечение. Это тоже зафиксировано в статье 22 Закона № 323-ФЗ.
Кстати, лечащий врач не только организует обследование и лечение пациента, но и предоставляет информацию о состоянии его здоровья. Он также обязан по требованию пациента или его законного представителя пригласить для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созвать консилиум. При этом рекомендации консультантов выполняются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи (ст. 70 Закона № 323-ФЗ).
В случае если лечащий врач не смог ответить на все вопросы, у больного остались сомнения в качестве полученной медицинской помощи, он вправе подать жалобу в страховую медицинскую организацию. В этом случае страховой представитель организует проведение экспертных мероприятий, о результате которых гражданину сообщат в письменном виде.
Как узнать состояние больного в больнице через интернет онлайн или по телефону
Почему сложно получить информацию о здоровье родственника
В статье 22 Федерального закона N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ФЗ N323-ФЗ) записано: «Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи».
Почему же на практике получить эту информацию так сложно?
Дело в том, что другой Федеральный закон — N152-ФЗ «О персональных данных» — относит эту информацию к персональным данным, сообщать которые кому-либо можно только с письменного согласия гражданина, о чьих данных идет речь. Более того, сведения о состоянии здоровья являются врачебной тайной. Об этом говорит статья 13 ФЗ N323-ФЗ:
«Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека… С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента …»
Кто имеет право получить информацию о состоянии здоровья пациента
Совершеннолетним и дееспособным пациентам информация о состоянии их здоровья предоставляется лично. Если пациент моложе 15 лет или официально признан недееспособным, информация о состоянии его здоровья предоставляется его законным представителям. Законные представители могут быть лишь у тех, кто сам не может представлять свои интересы, поэтому за них это делают их назначенные законом представители.
Ниже приведена таблица, в которой перечислены основные категории законных представителей.
В некоторых случаях сведения о состоянии здоровья могут быть разглашены без согласия гражданина или его законного представителя. Все подобные ситуации перечислены в статье 13 ФЗ N323-ФЗ:
Во всех других случаях только сам пациент или его законный представитель имеют право знакомиться с медицинскими документами, получать их копии и выписки из медицинских документов. Всем остальным, включая близких родственников пациента, если они не являются законными представителями, такая информация предоставляется только с письменного согласия пациента или его законного представителя.
Пример из практики судебного юриста
Вопрос:
Мой родственник по скорой был доставлен в больницу с подозрением на цирроз печени. Он с трудом передвигался, но был в ясном уме, мог разговаривать и отвечать на вопросы. В больнице он провел 3 дня. Затем, по словам персонала больницы, он упал. После падения его состояние резко ухудшилось, теперь он не может самостоятельно передвигаться и есть, не может говорить. Законного представителя у него нет, так как до падения он был самостоятелен. Кто имеет право получать информацию о состоянии здоровья моего родственника и о проводимом ему лечении?
Ответ юриста:
Сведения о состоянии здоровья пациента могут быть сообщены самому пациенту и его законным представителям. Другим лицам, в том числе и родственникам пациента, такая информация может предоставляться лишь с письменного согласия самого пациента (п.3 ст.13 ФЗ N323-ФЗ).
Но даже тем, у кого есть право на ознакомление с информацией о состоянии здоровья пациента, добиться его не просто. Сразу узнать что-то о своем здоровье или здоровье своего подопечного можно лишь во время визита к врачу в поликлинику или при вызове врача на дом. В этих случаях пациент или его законный представитель может попросить прочитать записи, сделанные медицинским работником во время приема или посещения на дому. Во всех других случаях нужно пройти сложную и длительную бюрократическую процедуру. При этом иногда медработники вовсе отказываются предоставлять информацию. Так что свои права приходится защищать и отстаивать. Поэтому так важно знать законы, в которых эти права прописаны.
Как посмотреть оригиналы своих медицинских документов, хранящиеся в больнице или поликлинике
Чтобы ознакомиться с медицинской документацией, необходимо подать письменный запрос в то медицинское учреждение, где эти документы находятся. Запрос должен содержать следующую информацию:
#ВАЖНО
Запрос рассматривается руководителем медицинского учреждения или его заместителем в течение 30 календарных дней со дня регистрации этого обращения (п.1 ст.12 ФЗ №59-ФЗ), эти 30 дней также являются максимальным сроком ожидания посещения кабинета для ознакомления с медицинской документацией. Дело в том, что оригиналы медицинских документов можно посмотреть только в специально отведенном для этого и оснащенным видеонаблюдением помещении, где ведутся журналы предварительной записи посещений и учета работы помещения. Перед передачей пациенту или его законному представителю оригинала медицинской документации обязательно делается ее ксерокопия. (Основание: «Порядок ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 июня 2016 г. N425н».)
Для тяжелых больных, впрочем, сделано послабление. Так, если пациент находится в больнице, и его передвижение по медицинским причинам ограничено, в том числе, из-за назначенного режима лечения, он имеет право ознакомиться со своей медицинской документацией прямо в больничной палате. Отвечает за это заведующий отделением больницы, где лечится пациент.
Как видим, несмотря на то, что закон ФЗ №323-ФЗ предоставляет все права на информацию о состоянии здоровья пациенту или его законному представителю, подзаконный акт, в данном случае приказ Минздрава, максимально усложняет эту процедуру. Особенно обескураживают сроки: 30 дней в случае, когда дело идет о вопросах, связанных со здоровьем, могут обернуться невосполнимой потерей времени.
Еще больше удивляет то, что этот приказ Минздрава относится только к ознакомлению с медицинскими документами в стенах медицинского учреждения, и не описывает, как получить на руки «отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них» (п.5 ст. 22 ФЗ №323-ФЗ). А пока нет документа, устанавливающего правила, закон исполняется везде по-разному, на усмотрение главврача.
Как получить на руки выписки (копии) медицинских документов
Самый простой способ – самостоятельно сфотографировать оригиналы документов во время ознакомления с ними в медицинском учреждении. Но фотокопии документов подходят не для всех случаев, иногда необходима официальная выписка, имеющая силу самостоятельного документа.
Получить стандартную выписку из медицинской карты или истории болезни не сложно. Ее может выписать лечащий врач во время приема. Для этого есть утвержденная форма N027/У выписки из медицинской карты амбулаторного или стационарного больного. Она действует с 1980 года и актуальна до сих пор.
Если же вам нужны копии всех медицинских документов из поликлиники или больницы, включая все записи из медицинской карты и результаты всех проведенных обследований и анализов, то получить их будет сложнее.
#ЛАЙФХАК
Для этого также нужно подать письменный запрос на имя главврача. Так как форма запроса не утверждена, его можно составить в свободной форме. Срок получения выписок и копий документов также не должен превышать 30 дней со дня регистрации заявления. Сам запрос желательно написать в двух экземплярах, и проследить, чтобы он был зарегистрирован в журнале входящей корреспонденции медицинского учреждения и на втором (вашем) экземпляре была поставлена отметка о получении с указанием даты, подписи и расшифровки подписи регистратора.
Образец запроса на получение копий медицинских документов
Представитель пациента по доверенности
Мы уже выяснили, что получить информацию о состоянии здоровья может только сам пациент или его законный представитель. Все остальные заинтересованные в этом лица могут получить такую информацию лишь со слов самого пациента или его законного представителя.
#ВАЖНО
Исключение составляет неблагоприятный прогноз развития заболевания (то есть высокая вероятность смертельного исхода). Тогда лечащий врач должен сообщить об этом «в деликатной форме» или самому «гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация» (п.3 ст.22 ФЗ N323-ФЗ).
Но в жизни часто возникают обстоятельства, не предусмотренные законом. Например, когда близкий человек не является родственником (гражданский супруг, друг и другие лица). Или когда сам пациент официально не имеет статуса недееспособного, но по каким-либо причинам не может адекватно ни получить, ни передать родственникам важную информацию о состоянии своего здоровья. Более того, человек может находиться без сознания, и тогда в виду отсутствия у него законных представителей информация о его состояние здоровья не доводится до родственников. Что делать в таких случаях?
Существует еще один вид представительства – на основании доверенности, выданной пациентом. В отличие от законных представителей, представители по доверенности могут совершать только те действия, которые указаны в доверенности.
Пример из практики судебного юриста
Вопрос:
Мой муж сейчас находится в больнице на лечении. У меня есть от него доверенность, в которой сказано, что я могу получать любые сведения, в том числе, составляющие медицинскую тайну. Я пришла к врачу узнать о состоянии здоровья моего мужа и попросила показать его медицинскую карту. Врач мне отказала, сославшись на то, что информация о здоровье пациента может быть предоставлена только ему самому или же его законному представителю. А разве я с доверенностью не являюсь его законным представителем? Поясните, пожалуйста.
Ответ юриста:
Согласно закону N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «пациент имеет право на… выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья». Таким образом, если пациент в доверенности указал полномочие получать такую информацию, врач обязан эту информацию предоставить. Что касается медицинской документации, то право знакомиться с ней и получать ее, есть только у пациента и его законного представителя (ст. 22 ФЗ N 323-ФЗ).
В приведенном примере ошибка супругов состояла в том, что в выданной доверенности не были прописаны все необходимые полномочия доверенного лица, поэтому врач не имел права выдать жене медицинскую карту мужа, а мог только на словах сообщить ей о состоянии его здоровья.
#ВАЖНО
Таким образом, единственным способом для близких пациента получить информацию о состоянии его здоровья, в том числе копии его медицинских документов, является доверенность, заранее выданная самим пациентом. При этом в доверенности необходимо указать все действия, которые пациент доверяет совершить от своего имени доверенному лицу.
Доверенность – это письменный юридический документ, описанный в статьях 185-189 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доверенность может быть напечатанной или написанной от руки, просто подписанной доверителем или заверенной у нотариуса.
В доверенности обязательно должны содержаться:
Если в доверенности не указан срок ее действия, она действительна в течение одного года.
Максимальный срок действия доверенности – три года; такая доверенность обязательно должна быть заверена нотариусом.
Действие доверенности прекращается раньше истечения ее срока в следующих случаях:
Образцы доверенностей уполномоченного представителя пациента
Хотя закон не обязывает нотариально заверять этот вид доверенности, все же желательно это сделать, так как речь в ней идет о получении доступа к документам, содержащим врачебную тайну. И обязательно сделайте побольше ксерокопий – при каждом действии, совершенном по доверенности, необходимо прикладывать копию доверенности (оригинал при этом должен всегда быть при вас).
#ЛАЙФХАК
В случае если вы или ваш родственник были госпитализированы внезапно и нет возможности пригласить нотариуса, можно составить такую доверенность непосредственно в больнице и попросить главврача заверить ее (это приравнивается к нотариальному заверению). В отсутствии главврача (ночью, в выходной день) заверить доверенность может дежурный врач.
Не забудьте: доверенность действительна только при жизни доверителя!
В случае его смерти, если у родственников возникли сомнения в правильности выбранного лечения, ознакомиться с медицинскими документами по доверенности они не смогут. По запросу адвоката документы о состоянии здоровья также не выдаются. Единственный выход в этом случае – при наличии обоснованных опасений, что произошла врачебная ошибка или была допущена халатность – обращение в органы следствия, в прокуратуру или в суд.
Степновская районная больница
8 (86563) 3-11-48
8 (800) 302-1-580
8 (86563) 31-1-74
8 (8652) 25-77-73
8 (800) 350-4-380
Порядок госпитализации пациентов
В отделениях ГБУЗ СК «Степновская РБ» проходят лечение как жители с. Степного и Степновского района, так и жители других регионов РФ, иностранные граждане. Оказание медицинской помощи осуществляется в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования, в некоторых случаях (в соответствии с программой государственных гарантий) – на платной основе.
Правила госпитализации в стационар
Госпитализация в стационар осуществляется по медицинским показаниям:
Экстренная госпитализация – госпитализация в случае внезапно возникшего заболевания или состояния, обострения хронического заболевания, влекущих угрозу для жизни, без направления или по направлению учреждений скорой и неотложной медицинской помощи, врача лечебно-профилактического учреждения, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, при самостоятельном обращении больного.
Показаниями для экстренной госпитализации в стационар являются:
Госпитализация по экстренным показаниям производится без каких-либо ограничений и условий после осмотра врачом в приемном покое ГБУЗ СК «Степновская РБ». При этом записи врачей в медицинской документации должны четко обосновывать необходимость экстренной госпитализации на круглосуточную койку. Экстренная госпитализация осуществляется немедленно. Обследование пациентов, доставленных в ГБУЗ СК «Степновская РБ» по экстренным показаниям, проводится вне очереди.
Плановая госпитализация – госпитализация по направлению лечащего врача поликлиники осуществляется в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Показаниями для плановой госпитализации в стационар являются:
Плановой госпитализации в круглосуточный стационар подлежат лица, состояние здоровья которых не позволяет получать лечение в дневных стационарах, имеющие существенные ограничения в самостоятельном передвижении. Ожидание плановой госпитализации во все отделения стационара – не более 30 дней ( в соответствии с Постановлением Правительства СК от 28.06.2017 года № 256-п «О внесении изменений в Территориальную программу бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденную Постановлением Правительства Ставропольского края от 27 декабря 2016 г. № 551-П). Плановая госпитализация осуществляется в рабочее время.
Порядок госпитализации
Экстренно больной может быть направлен на госпитализацию фельдшером СМП, специалистом Степновской райполиклиники, стационара или другого ЛПУ, переводом из другого города. Для госпитализации необходимо наличие талона СМП или направление специалиста, где указано, что пациент направляется в ЛПУ по экстренным показаниям с указанием диагноза. При экстренной госпитализации наличие паспорта, страхового медицинского полиса желательно, но не обязательно. Данные документы могут быть предоставлены в лечебное учреждение в ближайшее время после поступления.
Госпитализация в стационар больницы осуществляется в приемном покое с 8:00 до 14:30. При угрожающих жизни состояниях, требующих неотложной помощи, госпитализацию необходимо осуществлять, минуя приемный покой. Экстренные больные, не нуждающиеся в переводе в отделение реанимации или операционный блок для оказания неотложной помощи, госпитализируются на койки профильного отделения. При приеме пациента медицинская сестра приемного покоя оформляет медицинскую карту стационарного больного и заносит необходимые сведения в журнале приема больных. Если больной доставлен в больницу в бессознательном состоянии, то после оказания ему необходимой медицинской помощи паспортную часть истории болезни на него следует заполнить со слов родственников или сопровождающих его лиц, при этом дежурный персонал приемного покоя должен тщательно сличить имеющиеся данные с теми документами, которые находятся при больном. При отсутствии документов и невозможности получить сведения о больном, находящемся в бессознательном состоянии, его поступление регистрируется в журнал с описанием внешних примет больного, данные о неизвестном поступившем сообщаются в милицию. После принятия решения врачом о необходимости санитарной обработки, санитарная обработка больного проводится под руководством фельдшера приемного покоя. В случае установления в приемном покое у пациента острого инфекционного или паразитарного заболевания, одежда персонала и больного, предметы ухода и изделия медназначения, а также помещение подлежат заключительной дезинфекции с отметкой в журнале генеральных уборок. Дежурный врач. Прием больных в стационар проводится в приемном покое, где врач собирает эпидемиологический анамнез, анамнез настоящего заболевания, а также проводится осмотр больного, при необходимости обследования, устанавливается предварительный диагноз и в зависимости от состояния пациента оказывается первая медицинская помощь. Вопрос о необходимости санитарной обработки решает врач, при выявлении педикулеза и/или чесотки у экстренных больных санитарная обработка проводится в обязательном порядке, а плановая госпитализация может быть отложена до излечения от паразитарного заболевания. В случае установления в приемном покое у пациента острого инфекционного заболевания составляется экстренное извещение по ф. №58/у, которое передается в оргметодотдел и направляется не позднее 12 часов в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае». При подозрении на ООИ кроме ф.№58/у, информация передается немедленно главному врачу или заместителю главного врача по медицинской части. Все больные с подтвержденным инфекционным заболеванием подлежат госпитализации в инфекционное отделение или в изолированную палату отделения стационара при наличии жизненных показаний к госпитализации в данное учреждение. Одежда персонала и больного, предметы ухода и изделия медназначения, а также помещение приемного покоя больницы подлежат заключительной дезинфекции. Составляется список лиц из числа пациентов и персонала, контактировавших с инфекционным больным.