как узнать длину шатуна на велосипеде
Личный блог — Выбор длины шатунов
На некоторое время пересел на более короткие шатуны, так сложились обстоятельства, да и решил ещё раз убедиться в правильности своего первоначального выбора.
Скорее рассказ будет полезен для тех, кто катает в удовольствие, а не ставит спортивные рекорды, но вдруг кто-то черпнёт для себя полезной информации.
Опять же такой расчёт не общепринятый, но на своём опыте я убедился, что он годен для использования.
Рынок велосипедного железа огромен и диапазон размеров шатунов внушителен, бегло на чейне я увидел модели длиной от 145 до 180мм, с шагом 5 и иногда 2,5мм. На всякий случай – длинна шатунов измеряется от центра оси каретки до центра оси педали, перпендикулярно осям.
При покупки новых шатунов многие задаются вопросом: «Какой же длинны выбрать?». Обычно помогала одна истина – если высокий, то бери шатуны подлиннее =)
Понятно, что выбор в первую очередь делается в зависимости от стиля катания, и в том же DH шатуны длиннее 170мм вообще неактуальны, т.к. будешь цеплять любую неровность, при попытки вкрутить.
Сразу замечу, основываясь на собственном опыте, разница в 5мм на каждом шатуне – ощутима.
Итак, поближе к сути:
1) Измеряем расстояние от промежности до пола
2) Полученные данные в миллиметрах умножаем на 0,216 и получаем рекомендуемую длину шатунов.
L = X(mm) * 0,216
Так у меня расстояние X получилось ровно 81см=810мм, соответственно шатуны мне нужно использовать 175мм, что я собственно благополучно и делаю на хардтейле (на подвесе 170).
Можно долго обсуждать такие вещи как каденс, рычажность и тп, но оставим это для спортсменов и тренеров:)
Так же хотелось бы услышать Ваши мнения и советы. Спасибо за внимание.
Как узнать длину шатуна на велосипеде
Заправка кондиционера в автомобиле является довольно простым занятием, но требует подготовки. Далее мы ознакомим вас с принципами работы, устройством самим фреоном и как это проводится в домашних условиях.
Когда система кондиционирования воздуха теряет способность нормально охлаждаться, может возникнуть необходимость заправить систему новым хладагентом. Заправка проводиться на примере хладагента R-134a в кондиционере.
Примечание. При зарядке системы кондиционирования всегда надевайте защитные очки и перчатки.
Как почистить кондиционер в автомобиле
В этой статье мы поговорим на тему того, как почистить кондиционер в автомобиле.
Что будет если перелить масло в двигатель?
Что произойдет, если перелить масло в двигатель?
Слышали ли вы фразу: «Слишком много хорошего никогда не бывает хорошо?» Что ж, это, безусловно, верно, когда дело доходит до переливания моторного масла вашего автомобиля.
Есть причина, по которой автопроизводители рекомендуют определенное количество масла, необходимое для каждого двигателя. Заливка слишком большого количества масла в двигатель вашего автомобиля может вызвать несколько проблем, которые в конечном итоге приведут к катастрофическому отказу двигателя, если не позаботиться о них.
Пропала компрессия в цилиндре, что делать?
Довольно популярная тема: «пропала компрессия в цилиндре». Двигатель внутреннего сгорания имеет ряд поршней, соединенных с коленчатым валом. При вращении коленчатого вала эти поршни перемещаются вверх и вниз на разных тактах цикла сгорания. Это позволяет двигателю обеспечивать плавную и постоянную мощность. После такта впуска впускной и выпускной клапаны закрываются, эффективно изолируя камеру сгорания.
Полная расшифровка всех значков панели приборов на авто
Если говорить о том, что полная расшифровка всех значков панели приборов на авто определенно требует знаний. Все запомнить не слишком легко, поэтому рекомендуем сохранить страницу.
Каждый день тысячи водителей сталкиваются с новыми, незнакомыми сигнальными лампами на приборной панели. Мы можем помочь узнать что они означают, на этой странице! Здесь вы можете узнать, что случилось с вашим автомобилем, прежде чем отправиться в сервисный центр. Небольшие знания сэкономят вам много времени и денег!
Как диагностировать неисправности на грузовом автомобиле КАМАЗ?
В этой статье мы поговорим о том, как диагностировать неисправности на грузовом автомобиле КАМАЗ.
В современном мире практически на любом транспорте имеются электронные блоки управления. С их помощью можно вести тотальный контроль и выявлять неполадки на ранней стадии. Уже не надо интуитивно определять неполадки, пользуясь своей жизненной практикой и советами бывалых шоферов. С набором определенных технических средств любой водитель может проводить самостоятельное компьютерное диагностическое сканирование грузовика. Что для этого нужно:
Почему проскакивает цепь на велосипеде?
Эта проблема не может оставаться незамеченной так как испортит вам впечатление от езды на велосипеде.
Пропуск цепи может быть вызван множеством вещей, связанных с системой трансмиссии, в большинстве случаев изношенной или несовместимой цепью. Чтобы решить эту проблему, вам потребуется провести тщательный осмотр нескольких частей, чтобы узнать, что именно источник проблемы.
Как правильно выбрать велосипед по росту?
В этой статье мы поговорим о том, как правильно выбрать велосипед по росту.
Выбор размера велосипеда зависит от типа велосипеда, вашего роста, стиля езды и ваших предпочтений. Правильно подобранный велосипед будет более комфортным, более эффективным и более увлекательным. Это руководство по размерам велосипедов дает нашим клиентам общие рекомендации по выбору правильного размера. Это только руководство, и мы всегда рекомендуем посетить один из магазинов для личного тестирования.
С чего начать подбор велосипеда по росту?
Обзор механического дискового тормоза Spyre компании TRP
Главные фишки этой тормозной системы для велосипеда были реализованы в пределах, заявленных на выставке, в марте прошлого года. Главное, что хочется отметить: вес 158 г. Немного легче, чем большинство подобных моделей, представленных на рынке в данном ценовом диапазоне. Важно отметить и больший диаметр алюминиевого суппорта – он позволяет сделать процесс установки проще, а износ тормозных колодок более равномерным.
Обзор инновационной трубчатой покрышки Chicane для шоссейного велосипеда
Грубо говоря, покрышка Chicane наглым образом «склеена» из прочных стенок в центральной части и правильно спроектированной части протектора на плоскости контакта. По крайней мере такой вывод можно сделать если взглянуть на любую из фотографий данного товара.
Подбор велосипедных шатунов по размеру рамы, длине ног или стилю езды с помощью формул и таблиц
Опытные велосипедисты знают, какое значение имеет правильно подобранная длина шатуна. Этот небольшой элемент может играть ключевую роль в системе взаимодействия человека и байка. Разница в 5 или даже 2,5 мм может стать ощутимой и повлиять не только на скорость и комфорт езды, но и на здоровье спортсмена. Из этой статьи вы узнаете, почему так важно подобрать деталь правильной длины и какие факторы нужно учитывать, делая свой выбор.
На что влияет
Шатун — это часть велосипедной трансмиссии, которая обеспечивает преобразование движений, совершаемых спортсменом в процессе кручения педалей, во вращение заднего колеса. Эта деталь составляет единый узел с рамой, звёздочками и кареткой велосипеда. У недорогих моделей шатун и основная звезда составляют монолитную конструкцию, для вариантов с более высокой ценой предусмотрена возможность приобрести эту деталь отдельно.
Длина шатунов бывает в диапазоне от 145 до 180 мм, шаг составляет 5 (реже 2,5) мм. Детали длиной от 165 мм предназначены для взрослых велосипедов, более короткие – для детских. Этот ппараметр определяется как расстояние между центральными точками осей каретки и педали.
Как правило, производители по умолчанию устанавливают на велосипеды шатуны размером 170–175 мм.
Размер детали можно найти на её внутренней стороне.
От длины шатуна зависят:
Как выбрать размер
При выборе длины шатунов следует принимать во внимание следующие факторы:
Основные методы расчёта
По длине ног с помощью формулы
Наиболее популярный способ расчёта. В соответствии с ним нужно определить расстояние от паха до нижней точки стопы в миллиметрах. Измерение осуществляется босиком и в вертикальном положении. Затем полученную величину умножают на 0,216. Итоговая цифра составит необходимую длину шатуна.
Есть ещё одна формула, по которой длина указанной детали должна составлять 18,5% от расстояния между вершиной берцовой кости (коленным суставом) и землёй.
По длине ног с помощью таблицы
Зарубежные специалисты разработали таблицу, где в правой колонке указан диапазон длины ног, а в левой – требуемый размер шатуна.
По размеру рамы
В основном этот метод подходит для классических шоссейных байков. Руководствуясь данным способом, необходимо измерить длину верхней трубы рамы и соотнести её с длиной шатуна, которая указана в правом столбце соответствующей таблицы.
На что стоит обратить внимание
Каденс
Каденс, или каденция – единица измерения, характеризующая количество оборотов педалей, которые спортсмен совершает за одну минуту (об/мин).
Каденс напрямую зависит от длины шатуна. Используя короткий рычаг, проще поддерживать высокую скорость. В этой связи каденс увеличивается пропорционально уменьшению длины рычага: при использовании коротких шатунов показатель возрастает, длинных – уменьшается. Таким образом, чем большую скорость нужно развить, тем меньший размер детали необходимо использовать.
От каденса, помимо скорости движения, зависят также нагрузка на мышцы и сердечно-сосудистую систему, а также здоровье коленных суставов. Поэтому необходимо правильно подобрать длину шатуна, чтобы каденс был для вас оптимальным.
Тип велосипеда и стиль езды
Основное правило таково: длинные шатуны используются при езде на горном велосипеде, более короткие – на шоссейном. Объясняется это следующими причинами.
При езде по шоссе основное значение приобретает частота вращения педалей (уже упомянутый каденс). Увеличение частоты педалирования повышает крутящий момент и помогает не допускать образования «мёртвых точек» при обороте педали. Поэтому короткие рычаги предпочитают спортсмены, которые занимаются трековыми гонками. Кроме того, такие шатуны меньше «цепляют» грунт на виражах, что также способствует увеличению скоростных параметров байка.
В горном велоспорте необходим иной – «силовой» стиль катания. Большого количества оборотов здесь не требуется; на первый план выходит усилие, которое необходимо приложить в процессе езды (например, чтобы подняться в гору). Как следствие, в этой разновидности велоспорта применяются длинные шатуны: чем большую длину имеет рычаг, тем меньше усилий требуется, чтобы провернуть педали. Поэтому для BMX-велосипедов (т. е. используемых в мотокроссе), а также кросс-кантри и прочих горных велосипедов размер этой детали должен быть больше, чем для шоссейных.
В то же время в DH (скоростном спуске) предпочтительнее шатуны меньшего размера, которые не будут задевать за неровности рельефа.
При езде по городу чересчур длинные шатуны могут быть неудобны, так как с высокой долей вероятности будут цепляться за малейшие препятствия. Это вызовет серьёзное неудобство при преодолении, например, рельсов или бордюров.
Q-фактор
Спортсменам стоит уделить внимание выбору Q-фактора, т. е. расстояния между плоскостями вращения головок шатунов. Максимальная эффективность езды возможна в том случае, если усилие прилагается перпендикулярно к поверхности. Если Q-фактор подобран верно, педалирование осуществляется строго вертикально, поскольку нога спортсмена находится в плоскости, параллельной плоскости шатуна. Профессионалы подбирают этот параметр исходя из индивидуальных анатомических особенностей и типа велосипеда. Как правило, увеличенный Q-фактор предусмотрен в конструкции горных байков.
Важно! Неверно подобранный Q-фактор не только уменьшает КПД при езде, но и причиняет вред коленным суставам велосипедиста.
Таким образом, каждый велосипедист должен самостоятельно определять подходящую ему длину шатунов, учитывая свои анатомические особенности, стиль катания и другие параметры. Обычно для моделей, используемых велосипедистами-любителями для езды по городу и шоссе, подходят детали того размера, который изготовитель предусмотрел в заводской комплектации байка.
Neutrino Components
Тема правильной длины шатунов окружена различными мифами. Существуют шатуны длиной от 130 до 220мм. Я провел небольшое исследование разных точек зрения на этот вопрос. Личный опыт в статье отсутствует, только анализ мнений «экспертов» и производителей. Я постараюсь быть краток.
Миф гласит, что чем длиннее шатун, тем больше рычаг, на который вы давите и тем «мощнее» вы давите. Это не совсем так. Нужно рассматривать суммарную рычажность системы и так как у нас цепная передача, то изменение длины шатуна можно компенсировать изменением передачи. При этом изменится каденс. Например, увеличение длины шатуна со 170мм до 175мм равноценно уменьшению ведущей звезды с 34з до 33з.
На самом же деле длина шатунов оказывает влияние в первую очередь на углы сгибания суставов. И тут начинается шаманство, множество различных мнений. Все говорят, что длина шатунов очень важна, что ее надо подбирать как размер рамы и высоту седла. Но менять шатуны дорого.
Точки зрения
Ниже приведен график зависимости длины шатунов от роста для следующих вариантов:
1) Многие приводят цифру 9.5% от роста (так же есть вариант 9.7%)
2) 1.25 * внутренний шов (в см) + 65 — звучит логичнее т.к. при одном росте длина ног может быть разной. На графике назван Machine head (т.к. придумали это вроде как www.machinehead-software.co.uk), для среднего мужчины.
3) Specialites TA имеют свою точку зрения
4) Общепринятый стандарт.
Как видно, мнения заметно разнятся и не очень сходятся с тем, что ставят на велосипеды производители.
Как мы видим, рекомендуемая длина почти всегда меньше стандарта. При этом мнения Specialites TA, Machine head и BikeDynamics расходятся не так сильно.
Признаки не верной длины шатунов
На слишком большую длину шатунов может указывать:
1) Вы предпочитаете низкий каденс
2) Вы обычно первый, кто встает на педалях на подъеме
3) Боли в коленях, спине и пояснице (тут конечно могут быть и другие причины)
Слишком короткие шатуны:
1) Вы «закручиваетесь» на плоских участках или под гору
Выходит, что в общем случае стоит выбирать шатуны короче, чем принято. Однако есть авторы, которые приводят примеры успешных спортсменов, которые выбиваются из этих рекомендаций. Я при росте 180см всю жизнь ездил на 175мм шатунах, и проблем вроде не имел, но сейчас захотелось попробовать 170мм.
КАК ВЫБРАТЬ ДЛИНУ ШАТУНОВ?
Велосипедисты часто недооценивают важность правильной длины шатунов, пренебрегая элементом, который может иметь решающее значение для работы в системе «человек-велосипед».
Если, положим, вы неопытный велосипедист и не способны понять достоинства и недостатки шатунов разной длины, то это отнюдь не повод думать, что выбору этого компонента можно не придавать особого значения.
От чего должен зависеть выбор длины шатунов и как это влияет на эффективность педалирования поясняют специалисты по посадке из велосипедной лаборатории IDmatch BikeLab.
Прежде всего, следует помнить, что на выбор длины шатунов влияют антропометрические, физиологические и ситуационные факторы.
Антропометрические факторы понять довольно просто, потому что это длина сегментов нижних конечностей вашего тела: бёдер, голеней и ступней. Последние, часто, кстати, недооцениваемые, являются элементом, который пропорционально влияет на наибольшую длину шатунов.
Например, если два человека имеют одинаковую длину ног, но разную длину стоп, можно использовать шатуны разной длины. Это происходит главным образом из-за того, что нога, меняя сгиб, может удлинять или уменьшать «систему нижних конечностей» на несколько миллиметров и, следовательно, может менять динамику всех элементов, особенно коленного сустава.
Физиологические факторы в основном касаются индивидуальной эластичности мышц и суставов гонщика и, следовательно, способности получить наилучшую эффективность при различных ритмах педалирования. Понятно, что шатуны меньшего размера способствуют более высокому темпу педалирования по сравнению с шатунами более длинного размера.
Ситуационные факторы относятся к типу необходимой эффективности. Например, ясно, что в гонке на велосипеде по трассе, где много поворотов на 180°, необходимо будет часто затормаживать и снова ускорять велосипед. В этих случаях шатуны меньшего размера облегчат набор скорости.
В некоторых соревнованиях, таких, например, как на велосипедах с фиксированной передачей, где педали вращаются даже в поворотах, необходимо использовать более короткие шатуны. Короткие шатуны в этом случае позволяют проходить повороты с наклоном, избегая касания педалями земли.
Принимая во внимание все эти соображения, можно переходить к выбору длины шатунов, основываясь на антропометрических факторах.
Этот выбор должен в основном принимать во внимание арку круга, отмеченную центром колена во время полного оборота педали.
Чем дольше мы держим эту арку в вертикальном положении (относительно вертикальной оси педали) при повороте шатуна на 90°, тем эффективнее будет нажатие на педаль.
Это зависит не только от длины шатунов. Величина и ориентация арки круга, отмеченного коленом, сильно зависят также от положения седла с точки зрения его высоты и смещения.
Всегда помните, что педалирование имеет круговое движение, у которого есть центр вращения как единственная точка отсчёта. Следовательно, более короткие или более длинные шатуны не влияют на расстояние между седлом и центром вращения.
Изменение расстояния между седлом и центром вращения в соответствии с изменением длины шатунов может значительно изменить размер и ориентацию арки круга, отмеченного коленом.
Подобрать подходящую вам длину шатунов по методологии и на оборудовании велосипедной лаборатории IDmatch вы можете пройдя комплексный байкфит в PROvelo.